Дело в шляпе!
Интеллектуальную игру ума Оскара Уайльда сравнивали с фейерверком. И если идти по линии ассоциаций, то спектакль «Как важно быть серьезным» в сценическом варианте театра «Мастерская П. Фоменко» можно сравнить с маскарадом, где сверкают бенгальские огни.
Только масок здесь нет. Раб «великой ненужности» в искусстве не нуждался в маскировке. Наоборот, Уайльд, как известно, любил демонстрировать свою оригинальность и намеренно шокировал публику парадоксами.
Следуя духу автора, театр выводит героев «легкомысленной комедии для серьезных людей» на подиум Дома моды Вячеслава Зайцева. Лучшего места для демонстрации чего-либо (а в данном случае и красоты, и интеллекта) трудно сыскать!
Но режиссер спектакля Евгений Каменькович руководствуется не только чисто эстетическими мотивами. У него есть своя корысть он очень верит в своих молодых актеров. «Великолепную восьмерку» костяк участников предыдущего спектакля «Шум и ярость» по У. Фолкнеру он намеренно перемещает из удушливого и тягостного пространства фолкнеровского романа на прекрасную уайльдовскую дорогу, усыпанную цветами, по которой «гений разговора», по его же признанию, прошел с орхидеей в петлице и под звуки флейт (а в нашем спектакле вместо музыки будет слышно щебетание птиц).
Итак, выбран подиум! И именно театральный костюм должен, по замыслу режиссера, сконцентрировать в себе весь эстетизм Уайльда. Стали искать художника, способного справиться с этой задачей.
Примерно за два месяца до премьеры, в назначенный день, на подиуме Дома моды были разложены эскизы выпускников художественного факультета Текстильной академии. Среди многих работ внимание сразу же привлек эскиз замысловатого головного убора (фантасмагорическая шляпа или прическа?), выполненный студентом академии художником из Молдовы Дмитрием Чолаку. Выбор был сделан.
Дмитрию предстояло за короткий срок придумать эскизы около тридцати костюмов и головных уборов. Как одержимый, ринулся он в новый для него мир.
Талант, фанатическое трудолюбие и безудержная фантазия молодого художника привели к неожиданному результату невероятная костюмная коллекция Чолаку зажила по каким-то своим собственным законам: стала играть роль своеобразного костюмного режиссера, диктуя актерам другую, нежели на сцене, манеру движения в огромных или, наоборот, маленьких забавных головных уборах, в многослойных, тяготеющих к скульптурности костюмах; широких юбках на тонких обручах, длинных плащах. А тут еще бутоньерки и тросточки, длинные перчатки и боа Все это нужно уметь носить на подиуме и как манекенщикам, и как острохарактерным, комедийным актерам.
Костюмы Дмитрия Чолаку, а они не только изысканны и элегантны, но остроумны и ироничны, как бы соперничают с теми, кто их носит: давно я не замечала, чтобы по ходу какого-либо спектакля так аплодировали именно одежде
Между тем режиссер стремится раскрыть достоинства молодых актеров своей труппы. Пожалуй, свободнее и раскованнее всех в этой уайльдовской среде обитания чувствует себя Мадлен Джабраилова (Сесили Кардью) маленькая кокетливая плутовка, изящная, как фарфоровая статуэтка. Демонстрировать восхитительный аристократизм рыжеволосым сестрам-близнецам Полине и Ксении Кутеповым помогает удивительный голос он у них почти идентичен интонациям самой Марии Бабановой (леди Брэкнелл и ее дочь Гвендолен).
Причудлива и экзотична странная героиня Галины Тюниной (мисс Призм). Кажущиеся недостатки актера Рустэма Юскаева (Джои Уортинг) скованность, неуклюжесть и печальная отстраненность по ходу действия, когда мы узнаем о тайне рождения его персонажа, вдруг неожиданно предстают его достоинствами: разве каким-то другим мог быть его герой, найденный в раннем детстве в саквояже на железнодорожной станции? И еще одна важная деталь Рустэм Юскаев обладает неожиданным портретным сходством с Оскаром Уайльдом. Хотя считается, что роль автора пьесы выполняет красивый артист Андрей Казаков (слуга и дворецкий одновременно).
Помнится, спектакль «Шум и ярость» во многом был обязан своим успехом щемящему молчанию глухонемого Бенджамина в исполнении Юрия Степанова. Вот и в новом спектакле у актера опять своя особая роль самая высокая нота комизма: мы безоговорочно верим в существование «несуществующего» друга его героя мистера Бенбери. Более того, мы, кажется, мечтаем окунуться с головой в этот бенберистичеокий способ существования. Нам в нашей жизни он просто необходим!
Только масок здесь нет. Раб «великой ненужности» в искусстве не нуждался в маскировке. Наоборот, Уайльд, как известно, любил демонстрировать свою оригинальность и намеренно шокировал публику парадоксами.
Следуя духу автора, театр выводит героев «легкомысленной комедии для серьезных людей» на подиум Дома моды Вячеслава Зайцева. Лучшего места для демонстрации чего-либо (а в данном случае и красоты, и интеллекта) трудно сыскать!
Но режиссер спектакля Евгений Каменькович руководствуется не только чисто эстетическими мотивами. У него есть своя корысть он очень верит в своих молодых актеров. «Великолепную восьмерку» костяк участников предыдущего спектакля «Шум и ярость» по У. Фолкнеру он намеренно перемещает из удушливого и тягостного пространства фолкнеровского романа на прекрасную уайльдовскую дорогу, усыпанную цветами, по которой «гений разговора», по его же признанию, прошел с орхидеей в петлице и под звуки флейт (а в нашем спектакле вместо музыки будет слышно щебетание птиц).
Итак, выбран подиум! И именно театральный костюм должен, по замыслу режиссера, сконцентрировать в себе весь эстетизм Уайльда. Стали искать художника, способного справиться с этой задачей.
Примерно за два месяца до премьеры, в назначенный день, на подиуме Дома моды были разложены эскизы выпускников художественного факультета Текстильной академии. Среди многих работ внимание сразу же привлек эскиз замысловатого головного убора (фантасмагорическая шляпа или прическа?), выполненный студентом академии художником из Молдовы Дмитрием Чолаку. Выбор был сделан.
Дмитрию предстояло за короткий срок придумать эскизы около тридцати костюмов и головных уборов. Как одержимый, ринулся он в новый для него мир.
Талант, фанатическое трудолюбие и безудержная фантазия молодого художника привели к неожиданному результату невероятная костюмная коллекция Чолаку зажила по каким-то своим собственным законам: стала играть роль своеобразного костюмного режиссера, диктуя актерам другую, нежели на сцене, манеру движения в огромных или, наоборот, маленьких забавных головных уборах, в многослойных, тяготеющих к скульптурности костюмах; широких юбках на тонких обручах, длинных плащах. А тут еще бутоньерки и тросточки, длинные перчатки и боа Все это нужно уметь носить на подиуме и как манекенщикам, и как острохарактерным, комедийным актерам.
Костюмы Дмитрия Чолаку, а они не только изысканны и элегантны, но остроумны и ироничны, как бы соперничают с теми, кто их носит: давно я не замечала, чтобы по ходу какого-либо спектакля так аплодировали именно одежде
Между тем режиссер стремится раскрыть достоинства молодых актеров своей труппы. Пожалуй, свободнее и раскованнее всех в этой уайльдовской среде обитания чувствует себя Мадлен Джабраилова (Сесили Кардью) маленькая кокетливая плутовка, изящная, как фарфоровая статуэтка. Демонстрировать восхитительный аристократизм рыжеволосым сестрам-близнецам Полине и Ксении Кутеповым помогает удивительный голос он у них почти идентичен интонациям самой Марии Бабановой (леди Брэкнелл и ее дочь Гвендолен).
Причудлива и экзотична странная героиня Галины Тюниной (мисс Призм). Кажущиеся недостатки актера Рустэма Юскаева (Джои Уортинг) скованность, неуклюжесть и печальная отстраненность по ходу действия, когда мы узнаем о тайне рождения его персонажа, вдруг неожиданно предстают его достоинствами: разве каким-то другим мог быть его герой, найденный в раннем детстве в саквояже на железнодорожной станции? И еще одна важная деталь Рустэм Юскаев обладает неожиданным портретным сходством с Оскаром Уайльдом. Хотя считается, что роль автора пьесы выполняет красивый артист Андрей Казаков (слуга и дворецкий одновременно).
Помнится, спектакль «Шум и ярость» во многом был обязан своим успехом щемящему молчанию глухонемого Бенджамина в исполнении Юрия Степанова. Вот и в новом спектакле у актера опять своя особая роль самая высокая нота комизма: мы безоговорочно верим в существование «несуществующего» друга его героя мистера Бенбери. Более того, мы, кажется, мечтаем окунуться с головой в этот бенберистичеокий способ существования. Нам в нашей жизни он просто необходим!
Т. Белозерова, «Культура», 19.03.1994
- «Вишневый сад» в Мастерской Петра Фоменко: можно ли построить счастье на чужом несчастье?Елена Вилле, «МИР-24», 13.07.2023
- «Вишнёвый сад» Ивана Поповски в Мастерской Петра Фоменко: островок тепла в пустоте белого шумаЕлена Шаина, «Театр To Go», 7.07.2023
- Лёгкие люди, или Всех утопить!Елена Алдашева, «Театр.», 24.06.2023
- «Вишнёвый сад»: «фоменки» об инфантилизмеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 3.06.2023
- Пищик для умаИгорь Вирабов, «Российская газета», 29.05.2023
- Звук упавшего рояля, замирающий и печальныйПолина Кондрякова, «Porusski.me», 15.05.2023
- «Фоменки» в зазеркальеТатьяна Ратькина, «Частный корреспондент», 28.04.2017
- Обратная сторона любвиЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 20.02.2017
- Сон в летнюю ночьВалентина Федорова, «Планета Красота, № 5-6», 10.2015
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Это был не сон?Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- «Полета вольное упорство»Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- По-человечески к зрителю: «Фантазии Фарятьева» в Мастерской Петра ФоменкоЛариса Каневская, «teatrall.ru», 18.02.2015
- Старомодная комедия. Рецензия на новую версию «Фантазий Фарятьева»Марина Мурзина, «Аргументы и факты», 9.10.2014
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- «Фантазии Фарятьева»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 05.2014
- Актер Рустэм Юскаев «Наш театр – это в чистом виде Фарятьев»Татьяна Власова, «www.teatral-online.ru», 6.03.2014
- «Фантазии Фарятьева»: мы все инопланетяне!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 28.02.2014
- Зачем мы здесьИгорь Вирабов, «Российская газета», 20.02.2014
- «Фантазии Фарятьева»: люди с другой планетыНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 14.02.2014
- Это у них сезонное
Анна Чужкова, «Культура», 13.02.2014
- Русский космизмАнастасия Паукер, «http://oteatre.info», 11.02.2014
- О чем фантазирует грустный стоматолог в «Мастерской Фоменко»Алла Панасенко, «М24.ru», 31.01.2014
- Пять тысяч штампов для вечностиПетр Сейбиль, Яна Жиляева, «VTBrussia.ru», 17.04.2013
- «Не потеряйтесь!»Евгений Соколинский, «Империя драмы (газета Александринского театра)», 11.2009
- Не запирайте вашу дверь, Пусть будет дверь открыта!Мария Хализева, «Экран и Сцена», 01.2008
- По волосам не плачутМарина Гаевская, «Культура», 30.11.2006
- Жизненно важноеАлена Данилова, «Взгляд», 20.11.2006
- Классный час Ксении КутеповойЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.11.2006
- Ухватиться за Венерин волосОльга Галахова, «Независимая газета», 16.11.2006
- Сколько волосу ни витьсяМарина Давыдова, «Известия», 15.11.2006
- Кто знает про самое важное?Марина Райкина, «Московский комсомолец», 15.11.2006
- Проткнули времяГлеб Ситковский, «Gzt.ru», 14.11.2006
- Любовь в войлочных тапкахОльга Егошина, «Новые известия», 14.11.2006
- Обольщение театромЕлена Губайдуллина, «Театральные Новые известия», 04.2006
- Анти-ФоменкоЕкатерина Рябова, «Афиша», 7.03.2006
- Мольер всепрощающийАлена Данилова, «Взгляд», 7.03.2006
- «Прости нас, Жан-Батист»: «У Мольера финал проще»«Радио «Культура»», 18.02.2006
- Ошиблись дверьюДина Годер, «Газета.Ru», 18.02.2006
- Фоменко среди трех сестерМарина Токарева, «Московские новости», 24.09.2004
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Без верхушекГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.09.2004
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Обаяние генияСергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- Начало романа. Сцены
Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- Что такое «Война и мир»?Елена Губайдуллина, 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Миро-приятиеДина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового векаЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Невыразимая легкость эпопеиНаталия Каминская, «Культура», 22.02.2001
- Соткано с любовьюИрина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- О шестом англезе, дурочке из дома отдыха и механике эпизодаКирилл Рогов, «Полит. Ру», 11.02.2001
- Российская риторикаМарина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000
- Qui pro quoЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.01.2000
- Эти разные, разные «Варвары»Екатерина Сухотина, «Народная газета», 14.01.2000
- Падение авиаторовПавел Руднев, 01.2000
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Дело в
шляпе!Т. Белозерова, «Культура», 19.03.1994
- Как глупо быть Эрнестом«Сегодня», 16.02.1994