Кто знает про самое важное?
В театре у Фоменко кино вкалывает на театр
В театре «Мастерская Петра Фоменко» ищут самое важное. «Самое важное» так называется последняя премьера «Мастерской», поставленная по роману Михаила Шишкина «Венерин волос», в прошлом году номинированного на Букеровскую премию. На успех или провал обречена инсценировка большого сложного романа с многослойными временными построениями?
Спектакль начинается как киносеанс, очевидно, подчеркивая этим, что самым важным на театре теперь является кино. Режиссер Евгений Каменькович использует экран для титров, для демонстрации фильма «Стенька Разин», просто зимних пейзажей и видов Рима с Ватиканом да Парижа с Эйфелевой башней. Но это, пожалуй, один из немногих, если не единственный пример, когда не театр работает на кино, а кино добросовестно вкалывает на театр.
Во всяком случае, в «Самом важном» экран как уместная ремарка, острота-шутка да и вообще отдельный персонаж. В век глобальных компьютерных технологий он полностью оправдывает свое древнее название великий немой выступает великим свидетелем времени. А время в «Самом важном» распадается на прошлое жизнь провинциальной семьи (папа, мама, две девочки и сын) и современность (наши беженцы в Европе), которую время от времени рассекает древность в виде иллюстраций писем «любезного Навуходонозавра».
На связи времен, которая, как известно, распалась, Каменькович выстроил спектакль. И в поисках не «венериного волоса», а «самого важного». Прошлое на скромном театральном пространстве пахнет елкой с мандаринами, заснеженным катком с привязанными к валенкам коньками, гимназическим непослушанием. Не говоря уже о запахах грязных медицинских бинтов в госпиталях Первой мировой войны. Ретро, как будто его знал, блестяще играет молодой ансамбль «Фоменок»: Михаил Крылов, Томас Моцкус, Рустэим Юскаев, Галина Кашковская (каждый по шесть-восемь ролей).
И только одна роль у Мадлен Джабраиловой роль девочки Бэллы, выросшей в эстрадную диву Изабэллу. Она путеводная ниточка в этой семейной саге являет яркую актерскую работу. Джабраилова, которая прежде была на вторых ролях, все больше заявляет себя как героиня, внутри которой живет тонкий инструмент, который как-то легко и естественно настраивается и перестраивается на любую эмоцию, любое движение души. Вот она легкомысленно мчится на коньках, открывает для себя первый поцелуй, первый сексуальный облом, мужское тело┘ И тут же объясняет толмачу (Иван Верховых тоже обладатель единственной роли, выступает в спектакле рассказчиком) что-то важное в жизни.
А что важное? Путь от понимания жизни к полному ее непониманию. Это произносит толмач, фразу фиксирует экран. Каменьковичу удалось вычислить формулу важного если не жизни, то построения столь многослойного спектакля. Во-первых, за счет инсценировки облегчено местами тяжеловесное повествование романа. Во-вторых, элегантно и просто протянута идея реинкарнации, когда жизнь героя из прошлого продолжилась в будущей жизни другого героя. Особенно показательна в этом смысле училка Галпетра (Галина Петровна) в исполнении Ксении Кутеповой. Нелепое существо в старомодной мохеровой шапке на затылке, очках, войлочных сапогах и с карикатурным рисунком на спине, прикрепленным чьей-то школярской рукой.
Выясняется, «Самое важное» можно познать на театре минимальными средствами. Сценограф Владимир Максимов, похоже, ничего особенного не изобрел: лишь по заднику пустил красные плоскости. Обычная крашеная фанера или ДСП, что ходит по вертикали и горизонтали, то сжимается в «Красный крест», то пугает перспективой теней, то манит синим цветом надежды. Они-то и создают мир, где никто не знает, что же в нем самое важное.
Спектакль начинается как киносеанс, очевидно, подчеркивая этим, что самым важным на театре теперь является кино. Режиссер Евгений Каменькович использует экран для титров, для демонстрации фильма «Стенька Разин», просто зимних пейзажей и видов Рима с Ватиканом да Парижа с Эйфелевой башней. Но это, пожалуй, один из немногих, если не единственный пример, когда не театр работает на кино, а кино добросовестно вкалывает на театр.
Во всяком случае, в «Самом важном» экран как уместная ремарка, острота-шутка да и вообще отдельный персонаж. В век глобальных компьютерных технологий он полностью оправдывает свое древнее название великий немой выступает великим свидетелем времени. А время в «Самом важном» распадается на прошлое жизнь провинциальной семьи (папа, мама, две девочки и сын) и современность (наши беженцы в Европе), которую время от времени рассекает древность в виде иллюстраций писем «любезного Навуходонозавра».
На связи времен, которая, как известно, распалась, Каменькович выстроил спектакль. И в поисках не «венериного волоса», а «самого важного». Прошлое на скромном театральном пространстве пахнет елкой с мандаринами, заснеженным катком с привязанными к валенкам коньками, гимназическим непослушанием. Не говоря уже о запахах грязных медицинских бинтов в госпиталях Первой мировой войны. Ретро, как будто его знал, блестяще играет молодой ансамбль «Фоменок»: Михаил Крылов, Томас Моцкус, Рустэим Юскаев, Галина Кашковская (каждый по шесть-восемь ролей).
И только одна роль у Мадлен Джабраиловой роль девочки Бэллы, выросшей в эстрадную диву Изабэллу. Она путеводная ниточка в этой семейной саге являет яркую актерскую работу. Джабраилова, которая прежде была на вторых ролях, все больше заявляет себя как героиня, внутри которой живет тонкий инструмент, который как-то легко и естественно настраивается и перестраивается на любую эмоцию, любое движение души. Вот она легкомысленно мчится на коньках, открывает для себя первый поцелуй, первый сексуальный облом, мужское тело┘ И тут же объясняет толмачу (Иван Верховых тоже обладатель единственной роли, выступает в спектакле рассказчиком) что-то важное в жизни.
А что важное? Путь от понимания жизни к полному ее непониманию. Это произносит толмач, фразу фиксирует экран. Каменьковичу удалось вычислить формулу важного если не жизни, то построения столь многослойного спектакля. Во-первых, за счет инсценировки облегчено местами тяжеловесное повествование романа. Во-вторых, элегантно и просто протянута идея реинкарнации, когда жизнь героя из прошлого продолжилась в будущей жизни другого героя. Особенно показательна в этом смысле училка Галпетра (Галина Петровна) в исполнении Ксении Кутеповой. Нелепое существо в старомодной мохеровой шапке на затылке, очках, войлочных сапогах и с карикатурным рисунком на спине, прикрепленным чьей-то школярской рукой.
Выясняется, «Самое важное» можно познать на театре минимальными средствами. Сценограф Владимир Максимов, похоже, ничего особенного не изобрел: лишь по заднику пустил красные плоскости. Обычная крашеная фанера или ДСП, что ходит по вертикали и горизонтали, то сжимается в «Красный крест», то пугает перспективой теней, то манит синим цветом надежды. Они-то и создают мир, где никто не знает, что же в нем самое важное.
Марина Райкина, «Московский комсомолец», 15.11.2006
- «Вишневый сад» в Мастерской Петра Фоменко: можно ли построить счастье на чужом несчастье?Елена Вилле, «МИР-24», 13.07.2023
- «Вишнёвый сад» Ивана Поповски в Мастерской Петра Фоменко: островок тепла в пустоте белого шумаЕлена Шаина, «Театр To Go», 7.07.2023
- Лёгкие люди, или Всех утопить!Елена Алдашева, «Театр.», 24.06.2023
- «Вишнёвый сад»: «фоменки» об инфантилизмеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 3.06.2023
- Пищик для умаИгорь Вирабов, «Российская газета», 29.05.2023
- Звук упавшего рояля, замирающий и печальныйПолина Кондрякова, «Porusski.me», 15.05.2023
- «Фоменки» в зазеркальеТатьяна Ратькина, «Частный корреспондент», 28.04.2017
- Обратная сторона любвиЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 20.02.2017
- Сон в летнюю ночьВалентина Федорова, «Планета Красота, № 5-6», 10.2015
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Это был не сон?Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- «Полета вольное упорство»Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- По-человечески к зрителю: «Фантазии Фарятьева» в Мастерской Петра ФоменкоЛариса Каневская, «teatrall.ru», 18.02.2015
- Старомодная комедия. Рецензия на новую версию «Фантазий Фарятьева»Марина Мурзина, «Аргументы и факты», 9.10.2014
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- «Фантазии Фарятьева»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 05.2014
- Актер Рустэм Юскаев «Наш театр – это в чистом виде Фарятьев»Татьяна Власова, «www.teatral-online.ru», 6.03.2014
- «Фантазии Фарятьева»: мы все инопланетяне!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 28.02.2014
- Зачем мы здесьИгорь Вирабов, «Российская газета», 20.02.2014
- «Фантазии Фарятьева»: люди с другой планетыНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 14.02.2014
- Это у них сезонное
Анна Чужкова, «Культура», 13.02.2014
- Русский космизмАнастасия Паукер, «http://oteatre.info», 11.02.2014
- О чем фантазирует грустный стоматолог в «Мастерской Фоменко»Алла Панасенко, «М24.ru», 31.01.2014
- Пять тысяч штампов для вечностиПетр Сейбиль, Яна Жиляева, «VTBrussia.ru», 17.04.2013
- «Не потеряйтесь!»Евгений Соколинский, «Империя драмы (газета Александринского театра)», 11.2009
- Не запирайте вашу дверь, Пусть будет дверь открыта!Мария Хализева, «Экран и Сцена», 01.2008
- По волосам не плачутМарина Гаевская, «Культура», 30.11.2006
- Жизненно важноеАлена Данилова, «Взгляд», 20.11.2006
- Классный час Ксении КутеповойЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.11.2006
- Ухватиться за Венерин волосОльга Галахова, «Независимая газета», 16.11.2006
- Сколько волосу ни витьсяМарина Давыдова, «Известия», 15.11.2006
- Кто знает про самое важное?Марина Райкина, «Московский комсомолец», 15.11.2006
- Проткнули времяГлеб Ситковский, «Gzt.ru», 14.11.2006
- Любовь в войлочных тапкахОльга Егошина, «Новые известия», 14.11.2006
- Обольщение театромЕлена Губайдуллина, «Театральные Новые известия», 04.2006
- Анти-ФоменкоЕкатерина Рябова, «Афиша», 7.03.2006
- Мольер всепрощающийАлена Данилова, «Взгляд», 7.03.2006
- «Прости нас, Жан-Батист»: «У Мольера финал проще»«Радио «Культура»», 18.02.2006
- Ошиблись дверьюДина Годер, «Газета.Ru», 18.02.2006
- Фоменко среди трех сестерМарина Токарева, «Московские новости», 24.09.2004
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Без верхушекГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.09.2004
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Обаяние генияСергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- Начало романа. Сцены
Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- Что такое «Война и мир»?Елена Губайдуллина, 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Миро-приятиеДина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового векаЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Невыразимая легкость эпопеиНаталия Каминская, «Культура», 22.02.2001
- Соткано с любовьюИрина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- О шестом англезе, дурочке из дома отдыха и механике эпизодаКирилл Рогов, «Полит. Ру», 11.02.2001
- Российская риторикаМарина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000
- Qui pro quoЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.01.2000
- Эти разные, разные «Варвары»Екатерина Сухотина, «Народная газета», 14.01.2000
- Падение авиаторовПавел Руднев, 01.2000
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Дело в
шляпе!Т. Белозерова, «Культура», 19.03.1994
- Как глупо быть Эрнестом«Сегодня», 16.02.1994