Вокзал. Раскладываться не стоит…
Не ищущий легких театральных путей режиссер Евгений Каменькович вместе с молодым актерским поколением Мастерской Петра Фоменко рискнул поднять еще один, кажущийся неподъемным и несценичным литературный массив роман Владимира Набокова «Дар». Не имеющий сколько-нибудь значимой театральной судьбы. Изысканно ироничный, пропитанный интеллектуальными играми, образец безупречного стиля, не самый легкий для сегодняшнего «быстрого чтения», между прочим. Роман, где главным героем, кажется, становится не конкретный персонаж, но сам текст, уникальный набоковский язык, его звучание. Роман, где любые события и действенные эпизоды порой видятся лишь поводом для их блистательной вербальной фиксации.
У Каменьковича была задача обратного порядка: восстановить людей и обстоятельства, им сопутствующие, в своих правах, визуально-материальных. Задача сложная, потому что в «Даре», несмотря на его объемность, подобного материала явно недостает. Роман на сцене читается словно бы «по диагонали», которая соединяет эти действенные эпизоды, с добавлением атмосферных сценок «от театра»: воспоминаний-видений из прошлого, с романсами под гитару и мизансценами ностальгических «семейных фотографий».
Здесь две темы, два мотива, вплетаемые один в другой. Метания русского эмигранта, его категорическая невписываемость в берлинское, бюргерско-предфашистское бытие и тема литературного «дара», возносящего в духовные эмпиреи и становящегося причиной жизненного неустройства. Молодой поэт Федор Годунов-Чердынцев (Федор Малышев) взъерошенный, то неловко темпераментный вплоть до бесконечных падений, то растерянно медлительный, бродит по графическим рельсово-вокзальным перекресткам под тусклым светом берлинских фонарей (сценография Владимира Максимова). Рядом придуманный режиссером персонаж: Критик, его (Поэта) воображаемая Литературная Необходимость (Полина Кутепова). Нелепое существо среднего пола, с чаплиновскими повадками и накладным носом (гоголевским? сиранодебержераковским? В общем, что-то литературное), придумано как оправдание «третьего лица», от которого то и дело начинает вести повествование Набоков, уходя от привычного «я». Но это существо почему-то кажется не столько вымышленным критиком, сколько некой ипостасью самой русской литературы в изгнании подчас нелепой, суетливой, от самой себя отставшей, пытающейся саму себя оправдать…
В этом «Даре», сделанном по всем канонам знаменитого фоменковского «тона», очень хотелось бы услышать, разгадать, пусть даже домыслить интонацию самоиронии. Продолжение той, что отчетливо звучала в недавнем «Театральном романе» Кирилла Пирогова. В спектакле, который, между прочим, создавался при жизни Петра Наумовича и при его непосредственном участии. Услышать, например, в сцене литературного вечера у Чернышевских (Роза Шмуклер и Амбурцум Кабанян), на котором поэты-эмигранты так усердно и настойчиво педалируют давным-давно найденные и затверженные интонации: кто-то томно-декадентскую, кто-то чеканно- рубленую. Меж тем как реалии времени и бытия уже полны интонаций свежих, не менее значимых и не менее пригодных для личностного высказывания. Театру же, вероятно, иногда тоже полезно ощутить себя в каком-то неустойчивом, неопределенном «вокзальном» пространстве, сулящем, кстати, очень много перспективных дорог и направлений. При этом свой ценнейший, дорогостоящий и уникальный багаж вовсе не надо оставлять на перроне. Он еще как пригодится!
У Каменьковича была задача обратного порядка: восстановить людей и обстоятельства, им сопутствующие, в своих правах, визуально-материальных. Задача сложная, потому что в «Даре», несмотря на его объемность, подобного материала явно недостает. Роман на сцене читается словно бы «по диагонали», которая соединяет эти действенные эпизоды, с добавлением атмосферных сценок «от театра»: воспоминаний-видений из прошлого, с романсами под гитару и мизансценами ностальгических «семейных фотографий».
Здесь две темы, два мотива, вплетаемые один в другой. Метания русского эмигранта, его категорическая невписываемость в берлинское, бюргерско-предфашистское бытие и тема литературного «дара», возносящего в духовные эмпиреи и становящегося причиной жизненного неустройства. Молодой поэт Федор Годунов-Чердынцев (Федор Малышев) взъерошенный, то неловко темпераментный вплоть до бесконечных падений, то растерянно медлительный, бродит по графическим рельсово-вокзальным перекресткам под тусклым светом берлинских фонарей (сценография Владимира Максимова). Рядом придуманный режиссером персонаж: Критик, его (Поэта) воображаемая Литературная Необходимость (Полина Кутепова). Нелепое существо среднего пола, с чаплиновскими повадками и накладным носом (гоголевским? сиранодебержераковским? В общем, что-то литературное), придумано как оправдание «третьего лица», от которого то и дело начинает вести повествование Набоков, уходя от привычного «я». Но это существо почему-то кажется не столько вымышленным критиком, сколько некой ипостасью самой русской литературы в изгнании подчас нелепой, суетливой, от самой себя отставшей, пытающейся саму себя оправдать…
В этом «Даре», сделанном по всем канонам знаменитого фоменковского «тона», очень хотелось бы услышать, разгадать, пусть даже домыслить интонацию самоиронии. Продолжение той, что отчетливо звучала в недавнем «Театральном романе» Кирилла Пирогова. В спектакле, который, между прочим, создавался при жизни Петра Наумовича и при его непосредственном участии. Услышать, например, в сцене литературного вечера у Чернышевских (Роза Шмуклер и Амбурцум Кабанян), на котором поэты-эмигранты так усердно и настойчиво педалируют давным-давно найденные и затверженные интонации: кто-то томно-декадентскую, кто-то чеканно- рубленую. Меж тем как реалии времени и бытия уже полны интонаций свежих, не менее значимых и не менее пригодных для личностного высказывания. Театру же, вероятно, иногда тоже полезно ощутить себя в каком-то неустойчивом, неопределенном «вокзальном» пространстве, сулящем, кстати, очень много перспективных дорог и направлений. При этом свой ценнейший, дорогостоящий и уникальный багаж вовсе не надо оставлять на перроне. Он еще как пригодится!
Ирина Алпатова, «http://www.teatral-online.ru», 14.09.2012
- Отличный «Подарок», или Всё начинается с любви
Ксения Позднякова, «из соцсетей», 9.04.2023
- «Подарок»: такая разная любовь в «Мастерской Фоменко»Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 7.04.2023
- В Мастерской Петра Фоменко спектакль «Подарок» исследует «основной инстинкт», тонким ценителем, певцом и знатоком которого был МопассанОльга Штраус, «Российская газета», 31.03.2023
- «Подарок» зрителямРита Долматова, «На западе Москвы», 28.03.2023
- Легкое движени головойВячеслав Шадронов, «из соцсетей», 26.03.2023
- «Подарок»: пять новелл о прекрасной эпохеВалерия Вербинина, «Москультура», 26.03.2023
- АМБАРЦУМ КАБАНЯН: «Я работаю в лучшем театре в мире»Ольга Романцова, «Перспектива. Поколение поиска», 02.2022
- Теплые бабушки, толстые мальчики и Мистер Ипотека: чем заняться актеру, когда закрыт театрАнна Михайлова, «Будущее России. Национальные проекты», 30.03.2020
- Пошли на «Подвиг»? Ксения Позднякова, «SCOPE артблог», 7.02.2020
- Спектакль Евгения Каменьковича о Герое и толпеПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 4.02.2020
- Чисто шотландские убийстваПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 8.07.2019
- Это мой город: актер Амбарцум КабанянАнна Бибичадзе, «МосквичMag», 6.07.2019
- Дикие и симпатичныеВиктория Пешкова, «Культура», 4.07.2019
- Вонючая левретка лести: в чем трагедия Лира?Алёна Витшас, «Русский блоггер», 1.03.2019
- Король Лир как раб на галерахМарина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- «Я — верный пес»Евгения Милова, «Коммерсант-Стиль», 30.12.2017
- Амбарцум Кабанян: «В детстве я был чудесным тормозом»Евгения Шафранек, «MixNews», 16.11.2017
- Чего не было, того не былоЗоя Апостольская , «Российская газета», 24.11.2016
- Винтаж: Братская ГЭСЕлена Дьякова, ««Новая газета»», 30.09.2016
- Киноспектакль «Тополя» в «Мастерской Петра Фоменко» остался без фокусаГригорий Заславский, «Независимая газета», 28.07.2016
- «Тополя»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.06.2016
- То ли девушка, а то ли — виденьеИрина Шведова, «Московская правда», 28.06.2016
- Амбарцум Кабанян: «В Москве я часто оставался без денег»«Grazia», 23.06.2016
- Страх и нищета Мамаши КуражЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 23.06.2016
- Расскажи о любви. ПроникновенноАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 19.06.2016
- Dolce vita советской эпохиНаталья Васильева, «Известия», 17.06.2016
- «Были и есть только тополя»: спектакль-кинофильм Мастерской Петра ФоменкоАнастасия Каменская, «Buro 24/7», 16.06.2016
- Актер Амбарцум Кабанян отвечает на вопросы GQ«GQ», 06.2016
- Феноменальные Ирина Горбачева и Полина Кутепова в «Мамаше Кураж»Алексей Киселев , «Афиша Daily», 25.05.2016
- «Я обожаю любить»Наталья Витвицкая, «Коммерсантъ LifeStyle», 11.05.2016
- Амбарцум Кабанян: «Награды — это для мамы»Анастасия Каменская, «http://www.buro247.ru», 5.04.2016
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Дыша духами и туманамиЗоя Апостольская , «Российская газета», 15.09.2015
- Честно заработанная шестипенсияОльга Фукс, «Театральная Афиша», 08.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Ночные забавыМария Юрченко, «http://portal-kultura.ru», 22.07.2015
- Балканское бароккоПавел Руднев, «www.teatrall.ru», 4.07.2015
- Полет во сне и наяву: герои Шекспира совершили побегЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 3.07.2015
- «Полета вольное упорство»Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- Русские вопросыАлексей Семенов, «Псковская губерния», 19.11.2014
- Про ароматное соцветьеГеннадий Демин, «Страстной бульвар, 10(№ 3)», 11.2013
- Случайные связи на темных аллеяхАнна Чужкова, «Культура», 27.09.2013
- Счастье первой любви вместо горечи последних свиданийАся Иванова, «Вечерняя Москва», 24.09.2013
- «Мастерская Петра Фоменко» выпустила еще один спектакль про счастьеАлла Шевелева, «Известия», 23.09.2013
- «Моряки и шлюхи»: долой слова и юбкиАнна Балуева, 17.01.2013
- Танцы о свободеГалина Шматова, «http://afisha.mail.ru», 18.12.2012
- Неслучайный дарАлександра Солдатова , «Экран и Сцена (№ 19, 2012)», 10.2012
- Попытка эпитафииКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 17.09.2012
- Синеет за чертой страницыЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.09.2012
- Вокзал. Раскладываться не стоит…Ирина Алпатова, «http://www.teatral-online.ru», 14.09.2012
- Русский человек на deja vuРоман Должанский, «Коммерсант», 15.12.2011
- Не как в сказкеГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.12.2011
- «Русский человек на рандеву»Алексей Киселев , «Maptype.com», 12.2011
- Мастерская Петра Фоменко: молодые на rendez-vousМарина Шимадина, «Ваш досуг», 23.11.2011
- Новое поколение на rendez-vousГалина Шматова, «Экран и Сцена (№ 20)», 11.2011
- Рандеву с ТургеневымАнна Гордеева, «Московские новости», 27.10.2011
- Вешние воды во время чумыЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.10.2011