Счастье первой любви вместо горечи последних свиданий
Несмотря на название и несмотря на свою принадлежность к одному из самых печальных сборников русской прозы – «Темным аллеям» Ивана Бунина, первая премьера сезона в Мастерской Петра Фоменко получилась по-фоменковски светлой и солнечной.
На спектакле в постановке Юрия Титова пока еще стоит гриф «вечера проб и ошибок», но он уже вполне вписывается в репертуар старой сцены, где так любят играть в театральные игры с прозой.
«Последние свидания» это «Темные аллеи», прочитанные и рассказанные молодым человеком. И это очень важно для понимания этого спектакля. Там, где Иван Бунин пишет и говорит о давно ушедшем и ушедших, Юрий Титов ставит о настоящем. Режиссер смакует каждое мгновение жизни своих еще живых, еще счастливых героев. Причем даже само слово «еще» здесь неуместно.
Залитая солнцем поляна для пикника, созданная на скорую руку из расстеленного куска ткани с фотоизображением сочной зеленой травы. Внезапно открывшееся в стене спальное место «вид сверху» в купе поезда. Очаровательная непосредственность в меблированных комнатах. Из всего этого складывается мир мелочей и подробностей, на которые так падки влюбленные.
И конечно, поскольку все четыре истории («Генрих», «Речной трактир», «Натали» и «Мадрид»), из которых складывается спектакль, истории мужские, мужские воспоминания, то солируют на Старой сцене женщины. По-детски простоватая Надя и по-детски «коварная» Гаша Розы Шмуклер; стильная и яркая Генрих Ирины Горбачевой; нежная и поэтичная Натали Натальи Мартыновой; роковая Ли, восторженная Соня и беззащитная Поля Серфимы Огаревой, вот истинные героини «Последних свиданий». Их обезоруживающее очарование, тонкая красота и приподнятость интонаций окончательно превращают прозу в поэзию мимолетности.
Иное дело мужчины – они здесь лишь наблюдатели даже тогда, когда, казалось бы, их партия солирующая. Только в них, только через них при таком раскладе и мог проступить мотив обреченности, мотив именно последних свиданий. Но Виктор Мещерский в сценическом воплощении Амбарцума Кабаняна так и остался неповзрослевшим гимназистом; герой «Мадрида» Сергей Владимирович (Владимир Свирский) просто потерялся на фоне трогательной Полиньки; а Глебов (Юрий Титов) не успел осмыслить свою трагедию. Философский же мужской диалог «Речного трактира» и вовсе воспринимался вставным эпизодом, утяжеляющим основное действие.
Зато в полной мере на название, а значит, и замысел спектакля работала его сценография, созданная художником Валентиной Останькович. Действие рождалось из глухих серых стен, кроме которых и не было ничего на площадке. Глухие стены, замыкающие в себе пустую комнату и напоминающие об исчерпанности жизни. Но постепенно, от сцены к сцене из этих сцен, как ящички из барочного секретера, начинали проступать элементы декораций. Буквально один-два штриха: откинувшаяся конторка, выкатившаяся кровать или открывшийся бар и обстановка нового места действия была воссоздана с иллюзорной реалистичностью. Все новые и новые появляющиеся и исчезающие детали интерьера были подобны всплывающим в подсознании воспоминаниям – то вспыхивающим, то угасающим без следа.
Однако спектаклю в целом пока не хватает той собранности, и «единостилия», которое отличает сценографическое решение. Не хватает некой связующей линии, на которую могли бы нанизаться разрозненные эпизоды, и которая позволила бы постановке соответствовать своему названию. Потому что пока солнечное счастье, лучащееся из светлых эпизодов спектакля, перекрывает горечь, робко проступающую в отдельные его моменты.
На спектакле в постановке Юрия Титова пока еще стоит гриф «вечера проб и ошибок», но он уже вполне вписывается в репертуар старой сцены, где так любят играть в театральные игры с прозой.
«Последние свидания» это «Темные аллеи», прочитанные и рассказанные молодым человеком. И это очень важно для понимания этого спектакля. Там, где Иван Бунин пишет и говорит о давно ушедшем и ушедших, Юрий Титов ставит о настоящем. Режиссер смакует каждое мгновение жизни своих еще живых, еще счастливых героев. Причем даже само слово «еще» здесь неуместно.
Залитая солнцем поляна для пикника, созданная на скорую руку из расстеленного куска ткани с фотоизображением сочной зеленой травы. Внезапно открывшееся в стене спальное место «вид сверху» в купе поезда. Очаровательная непосредственность в меблированных комнатах. Из всего этого складывается мир мелочей и подробностей, на которые так падки влюбленные.
И конечно, поскольку все четыре истории («Генрих», «Речной трактир», «Натали» и «Мадрид»), из которых складывается спектакль, истории мужские, мужские воспоминания, то солируют на Старой сцене женщины. По-детски простоватая Надя и по-детски «коварная» Гаша Розы Шмуклер; стильная и яркая Генрих Ирины Горбачевой; нежная и поэтичная Натали Натальи Мартыновой; роковая Ли, восторженная Соня и беззащитная Поля Серфимы Огаревой, вот истинные героини «Последних свиданий». Их обезоруживающее очарование, тонкая красота и приподнятость интонаций окончательно превращают прозу в поэзию мимолетности.
Иное дело мужчины – они здесь лишь наблюдатели даже тогда, когда, казалось бы, их партия солирующая. Только в них, только через них при таком раскладе и мог проступить мотив обреченности, мотив именно последних свиданий. Но Виктор Мещерский в сценическом воплощении Амбарцума Кабаняна так и остался неповзрослевшим гимназистом; герой «Мадрида» Сергей Владимирович (Владимир Свирский) просто потерялся на фоне трогательной Полиньки; а Глебов (Юрий Титов) не успел осмыслить свою трагедию. Философский же мужской диалог «Речного трактира» и вовсе воспринимался вставным эпизодом, утяжеляющим основное действие.
Зато в полной мере на название, а значит, и замысел спектакля работала его сценография, созданная художником Валентиной Останькович. Действие рождалось из глухих серых стен, кроме которых и не было ничего на площадке. Глухие стены, замыкающие в себе пустую комнату и напоминающие об исчерпанности жизни. Но постепенно, от сцены к сцене из этих сцен, как ящички из барочного секретера, начинали проступать элементы декораций. Буквально один-два штриха: откинувшаяся конторка, выкатившаяся кровать или открывшийся бар и обстановка нового места действия была воссоздана с иллюзорной реалистичностью. Все новые и новые появляющиеся и исчезающие детали интерьера были подобны всплывающим в подсознании воспоминаниям – то вспыхивающим, то угасающим без следа.
Однако спектаклю в целом пока не хватает той собранности, и «единостилия», которое отличает сценографическое решение. Не хватает некой связующей линии, на которую могли бы нанизаться разрозненные эпизоды, и которая позволила бы постановке соответствовать своему названию. Потому что пока солнечное счастье, лучащееся из светлых эпизодов спектакля, перекрывает горечь, робко проступающую в отдельные его моменты.
Ася Иванова, «Вечерняя Москва», 24.09.2013
- Отличный «Подарок», или Всё начинается с любви
Ксения Позднякова, «из соцсетей», 9.04.2023
- «Подарок»: такая разная любовь в «Мастерской Фоменко»Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 7.04.2023
- В Мастерской Петра Фоменко спектакль «Подарок» исследует «основной инстинкт», тонким ценителем, певцом и знатоком которого был МопассанОльга Штраус, «Российская газета», 31.03.2023
- «Подарок» зрителямРита Долматова, «На западе Москвы», 28.03.2023
- Легкое движени головойВячеслав Шадронов, «из соцсетей», 26.03.2023
- «Подарок»: пять новелл о прекрасной эпохеВалерия Вербинина, «Москультура», 26.03.2023
- АМБАРЦУМ КАБАНЯН: «Я работаю в лучшем театре в мире»Ольга Романцова, «Перспектива. Поколение поиска», 02.2022
- Теплые бабушки, толстые мальчики и Мистер Ипотека: чем заняться актеру, когда закрыт театрАнна Михайлова, «Будущее России. Национальные проекты», 30.03.2020
- Пошли на «Подвиг»? Ксения Позднякова, «SCOPE артблог», 7.02.2020
- Спектакль Евгения Каменьковича о Герое и толпеПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 4.02.2020
- Чисто шотландские убийстваПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 8.07.2019
- Это мой город: актер Амбарцум КабанянАнна Бибичадзе, «МосквичMag», 6.07.2019
- Дикие и симпатичныеВиктория Пешкова, «Культура», 4.07.2019
- Вонючая левретка лести: в чем трагедия Лира?Алёна Витшас, «Русский блоггер», 1.03.2019
- Король Лир как раб на галерахМарина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- «Я — верный пес»Евгения Милова, «Коммерсант-Стиль», 30.12.2017
- Амбарцум Кабанян: «В детстве я был чудесным тормозом»Евгения Шафранек, «MixNews», 16.11.2017
- Чего не было, того не былоЗоя Апостольская , «Российская газета», 24.11.2016
- Винтаж: Братская ГЭСЕлена Дьякова, ««Новая газета»», 30.09.2016
- Киноспектакль «Тополя» в «Мастерской Петра Фоменко» остался без фокусаГригорий Заславский, «Независимая газета», 28.07.2016
- «Тополя»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.06.2016
- То ли девушка, а то ли — виденьеИрина Шведова, «Московская правда», 28.06.2016
- Амбарцум Кабанян: «В Москве я часто оставался без денег»«Grazia», 23.06.2016
- Страх и нищета Мамаши КуражЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 23.06.2016
- Расскажи о любви. ПроникновенноАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 19.06.2016
- Dolce vita советской эпохиНаталья Васильева, «Известия», 17.06.2016
- «Были и есть только тополя»: спектакль-кинофильм Мастерской Петра ФоменкоАнастасия Каменская, «Buro 24/7», 16.06.2016
- Актер Амбарцум Кабанян отвечает на вопросы GQ«GQ», 06.2016
- Феноменальные Ирина Горбачева и Полина Кутепова в «Мамаше Кураж»Алексей Киселев , «Афиша Daily», 25.05.2016
- «Я обожаю любить»Наталья Витвицкая, «Коммерсантъ LifeStyle», 11.05.2016
- Амбарцум Кабанян: «Награды — это для мамы»Анастасия Каменская, «http://www.buro247.ru», 5.04.2016
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Дыша духами и туманамиЗоя Апостольская , «Российская газета», 15.09.2015
- Честно заработанная шестипенсияОльга Фукс, «Театральная Афиша», 08.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Ночные забавыМария Юрченко, «http://portal-kultura.ru», 22.07.2015
- Балканское бароккоПавел Руднев, «www.teatrall.ru», 4.07.2015
- Полет во сне и наяву: герои Шекспира совершили побегЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 3.07.2015
- «Полета вольное упорство»Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- Русские вопросыАлексей Семенов, «Псковская губерния», 19.11.2014
- Про ароматное соцветьеГеннадий Демин, «Страстной бульвар, 10(№ 3)», 11.2013
- Случайные связи на темных аллеяхАнна Чужкова, «Культура», 27.09.2013
- Счастье первой любви вместо горечи последних свиданийАся Иванова, «Вечерняя Москва», 24.09.2013
- «Мастерская Петра Фоменко» выпустила еще один спектакль про счастьеАлла Шевелева, «Известия», 23.09.2013
- «Моряки и шлюхи»: долой слова и юбкиАнна Балуева, 17.01.2013
- Танцы о свободеГалина Шматова, «http://afisha.mail.ru», 18.12.2012
- Неслучайный дарАлександра Солдатова , «Экран и Сцена (№ 19, 2012)», 10.2012
- Попытка эпитафииКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 17.09.2012
- Синеет за чертой страницыЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.09.2012
- Вокзал. Раскладываться не стоит…Ирина Алпатова, «http://www.teatral-online.ru», 14.09.2012
- Русский человек на deja vuРоман Должанский, «Коммерсант», 15.12.2011
- Не как в сказкеГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.12.2011
- «Русский человек на рандеву»Алексей Киселев , «Maptype.com», 12.2011
- Мастерская Петра Фоменко: молодые на rendez-vousМарина Шимадина, «Ваш досуг», 23.11.2011
- Новое поколение на rendez-vousГалина Шматова, «Экран и Сцена (№ 20)», 11.2011
- Рандеву с ТургеневымАнна Гордеева, «Московские новости», 27.10.2011
- Вешние воды во время чумыЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.10.2011