«Были и есть только тополя»: спектакль-кинофильм Мастерской Петра Фоменко
Со сцены — на экран
Владимир Топцов и Юрий Буторин поставили в Мастерской Петра Фоменко спектакль «Тополя», подарив театру статус первооткрывателя жанра спектакля-кинофильма. Мы сходили на репетицию и на премьеру постановки, чтобы посмотреть, что из этого вышло
На старой сцене Мастерской Петра Фоменко снова премьера. На этот раз театр обратился к текстам советского писателя и драматурга Александра Вампилова, назвав спектакль по одному из его рассказов — «Тополя». Занимались постановкой не приглашенные режиссеры, а артисты театра Владимир Топцов и Юрий Буторин, которые появляются на сцене вместе с молодым поколением «фоменок» — Полиной Айрапетовой и Амбарцумом Кабаняном. Вчетвером они разыгрывают историю случайной встречи — или, вернее, не совсем случившейся, но успевшей перевернуть мир главного героя встречи. Несмотря на то, что спектакль повторяет название лишь одного небольшого (он умещается на половине страницы) текста прозаика и драматурга, состоит он из многих его рассказов, дневниковых записей и воспоминаний. Есть здесь и дописанное, домысленное режиссерами. «Я просто перечитывал Вампилова, прочитал Тополя“, потом принес Каменьковичу (Евгений Каменькович — художественный руководитель Мастерской Петра Фоменко. — Прим. Buro 24/7), ему, как и мне, понравилось, и мы начали работу», — вспоминает Владимир Топцов об истоках «Тополей». Некоторые сцены были полностью придуманы режиссерами, ориентировавшимися на авторский стиль Александра Вампилова. Характеры героев, обозначенных в афише как «он» (Владимир Топцов), «он же» (Юрий Буторин), «девушка, впоследствии жена» (Полина Айрапетова) и «спутник» (Амбарцум Кабанян), получились сложными, собранными из разных его произведений. Текст самого рассказа звучит в спектакле не раз и не два, отсвечивая разными интонациями и смыслами. Повторяются и диалоги: «Ты опять? Началось? Куда тебя опять несет, ты подумай о сыне» — спрашивает то жена, то «он», то «он же». Эта двойственность героя, к которой решили прибегнуть режиссеры, привносит в спектакль чувства ностальгические, не всегда улавливаемые зрителем в своих собственных буднях, но так хорошо заметные на сцене. Ведь «встреча с самим собой принадлежит к самым неприятным», — как скажет, вспоминая Юнга, герой.
В театре постановку окрестили «спектаклем-кинофильмом»: часть действия «Тополей» перенесена со сцены на экран. Такое решение вместе с Топцовым и Буториным придумала художник спектакля Александра Дашевская, чтобы разгрузить пространство сцены. Основным местом действия становится спрятавшаяся в глубине парка аллея, где распевают птицы, а с ног сбивает запах тополей — поздняя весна без них не весна. Режиссером киночасти стал Сергей Осипьян (совсем недавно он, кстати, показал на фестивале «Кинотавр» короткометражку «Лунатики», где в главной роли появляется как раз Юрий Буторин), сумевший уловить приметы ушедшей, но не забытой советской действительности. Герои шагают со сцены на экран и обратно, исчезая в одном пространстве и тут же появляясь в другом. И если в самой постановке заняты только четыре артиста, то в фильме (что называется, в эпизодах) — добрая половина труппы Мастерской. Вот Евгений Цыганов шагает с бидоном молока и разговаривает с «ним» и с «ним же», вот в роли выпивающего шахматиста появляется Евгений Каменькович, а в роли деловитой буфетчицы с тяжелым задом — Ксения Кутепова. Эффект черно-белого кино стремились сохранить и в жизни: обесцвеченные предметы, лишенные привычных красок, отвечают именно за это. Порой действие дублируется: тогда, например, столик в кафетерии появляется и тут, и там. Движения артистов точны, но гораздо важнее вложенные в них смыслы.
Советская действительность или, нет, чувства, которые испытывает «он», хорошо знакомы каждому. «Я видел ее только раз. Может быть, потому я люблю ее всю жизнь», — говорит герой Вампилова, беззаботный студент тогда, 43-летний мужчина с женой и сыном сейчас. Встречая девушку на автобусной остановке, он зовет ее на танцы, хоть танцевать не научится и через двадцать лет, пытается выяснить ее имя и путает Ренессанс с Росинантом. Только так, и не иначе, она и будет теперь его называть. Росинант не то чтобы дерзок, поэтому не знает, как завести разговор, подсев к ней на скамейке в парке. Ему проще написать, а ей — сказать, что выкинет письма.
Высокий и статный спутник девушки, в отличие от героя, складывать слова в предложения и не теряться умеет легко. «А сейчас, на прощанье, я должен признаться тебе, что люблю себя», — говорит он на перроне перед тем, как сесть в поезд. За несколько сцен до прощальной они успеют исполнить пантомимическую миниатюру «Тополя», лишний раз разыграв текст одноименного рассказа.
Еще одну параллель с миром кино дарит и само здание, в котором расположилась Старая сцена. Когда-то на месте театра здесь был кинотеатр «Киев», а старожилы Мастерской помнят историю о том, как мастер, Петр Фоменко, узнав, что здание переходит его труппе, пришел в кинотеатр посмотреть его и так увлекся, что прямо во время сеанса принялся ходить по залу и придумывать, как он его изменит. В напоминание о тех временах — висящие над залом люстры: такие же были в «Киеве». Театральный кинофильм «фоменок» начинается с потрескивания пленки и обязательных титров, возвращая в пору, когда молоко носили в бидонах, девушек водили на танцы, а записки писали карандашами на клочках бумаги. На улицах тогда ждали телефонные будки, а афиши зазывали в Дома культуры и Дворцы пионеров. И только что тогда, что теперь все так же сильно весной пахнут тополя — «корявые черные гиганты, навсегда увязшие в синеве». Пара таких примостилась как раз возле театра.
Источник: Buro 24/7
На старой сцене Мастерской Петра Фоменко снова премьера. На этот раз театр обратился к текстам советского писателя и драматурга Александра Вампилова, назвав спектакль по одному из его рассказов — «Тополя». Занимались постановкой не приглашенные режиссеры, а артисты театра Владимир Топцов и Юрий Буторин, которые появляются на сцене вместе с молодым поколением «фоменок» — Полиной Айрапетовой и Амбарцумом Кабаняном. Вчетвером они разыгрывают историю случайной встречи — или, вернее, не совсем случившейся, но успевшей перевернуть мир главного героя встречи. Несмотря на то, что спектакль повторяет название лишь одного небольшого (он умещается на половине страницы) текста прозаика и драматурга, состоит он из многих его рассказов, дневниковых записей и воспоминаний. Есть здесь и дописанное, домысленное режиссерами. «Я просто перечитывал Вампилова, прочитал Тополя“, потом принес Каменьковичу (Евгений Каменькович — художественный руководитель Мастерской Петра Фоменко. — Прим. Buro 24/7), ему, как и мне, понравилось, и мы начали работу», — вспоминает Владимир Топцов об истоках «Тополей». Некоторые сцены были полностью придуманы режиссерами, ориентировавшимися на авторский стиль Александра Вампилова. Характеры героев, обозначенных в афише как «он» (Владимир Топцов), «он же» (Юрий Буторин), «девушка, впоследствии жена» (Полина Айрапетова) и «спутник» (Амбарцум Кабанян), получились сложными, собранными из разных его произведений. Текст самого рассказа звучит в спектакле не раз и не два, отсвечивая разными интонациями и смыслами. Повторяются и диалоги: «Ты опять? Началось? Куда тебя опять несет, ты подумай о сыне» — спрашивает то жена, то «он», то «он же». Эта двойственность героя, к которой решили прибегнуть режиссеры, привносит в спектакль чувства ностальгические, не всегда улавливаемые зрителем в своих собственных буднях, но так хорошо заметные на сцене. Ведь «встреча с самим собой принадлежит к самым неприятным», — как скажет, вспоминая Юнга, герой.
В театре постановку окрестили «спектаклем-кинофильмом»: часть действия «Тополей» перенесена со сцены на экран. Такое решение вместе с Топцовым и Буториным придумала художник спектакля Александра Дашевская, чтобы разгрузить пространство сцены. Основным местом действия становится спрятавшаяся в глубине парка аллея, где распевают птицы, а с ног сбивает запах тополей — поздняя весна без них не весна. Режиссером киночасти стал Сергей Осипьян (совсем недавно он, кстати, показал на фестивале «Кинотавр» короткометражку «Лунатики», где в главной роли появляется как раз Юрий Буторин), сумевший уловить приметы ушедшей, но не забытой советской действительности. Герои шагают со сцены на экран и обратно, исчезая в одном пространстве и тут же появляясь в другом. И если в самой постановке заняты только четыре артиста, то в фильме (что называется, в эпизодах) — добрая половина труппы Мастерской. Вот Евгений Цыганов шагает с бидоном молока и разговаривает с «ним» и с «ним же», вот в роли выпивающего шахматиста появляется Евгений Каменькович, а в роли деловитой буфетчицы с тяжелым задом — Ксения Кутепова. Эффект черно-белого кино стремились сохранить и в жизни: обесцвеченные предметы, лишенные привычных красок, отвечают именно за это. Порой действие дублируется: тогда, например, столик в кафетерии появляется и тут, и там. Движения артистов точны, но гораздо важнее вложенные в них смыслы.
Советская действительность или, нет, чувства, которые испытывает «он», хорошо знакомы каждому. «Я видел ее только раз. Может быть, потому я люблю ее всю жизнь», — говорит герой Вампилова, беззаботный студент тогда, 43-летний мужчина с женой и сыном сейчас. Встречая девушку на автобусной остановке, он зовет ее на танцы, хоть танцевать не научится и через двадцать лет, пытается выяснить ее имя и путает Ренессанс с Росинантом. Только так, и не иначе, она и будет теперь его называть. Росинант не то чтобы дерзок, поэтому не знает, как завести разговор, подсев к ней на скамейке в парке. Ему проще написать, а ей — сказать, что выкинет письма.
Высокий и статный спутник девушки, в отличие от героя, складывать слова в предложения и не теряться умеет легко. «А сейчас, на прощанье, я должен признаться тебе, что люблю себя», — говорит он на перроне перед тем, как сесть в поезд. За несколько сцен до прощальной они успеют исполнить пантомимическую миниатюру «Тополя», лишний раз разыграв текст одноименного рассказа.
Еще одну параллель с миром кино дарит и само здание, в котором расположилась Старая сцена. Когда-то на месте театра здесь был кинотеатр «Киев», а старожилы Мастерской помнят историю о том, как мастер, Петр Фоменко, узнав, что здание переходит его труппе, пришел в кинотеатр посмотреть его и так увлекся, что прямо во время сеанса принялся ходить по залу и придумывать, как он его изменит. В напоминание о тех временах — висящие над залом люстры: такие же были в «Киеве». Театральный кинофильм «фоменок» начинается с потрескивания пленки и обязательных титров, возвращая в пору, когда молоко носили в бидонах, девушек водили на танцы, а записки писали карандашами на клочках бумаги. На улицах тогда ждали телефонные будки, а афиши зазывали в Дома культуры и Дворцы пионеров. И только что тогда, что теперь все так же сильно весной пахнут тополя — «корявые черные гиганты, навсегда увязшие в синеве». Пара таких примостилась как раз возле театра.
Источник: Buro 24/7
Анастасия Каменская, «Buro 24/7», 16.06.2016
- Отличный «Подарок», или Всё начинается с любви
Ксения Позднякова, «из соцсетей», 9.04.2023
- «Подарок»: такая разная любовь в «Мастерской Фоменко»Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 7.04.2023
- В Мастерской Петра Фоменко спектакль «Подарок» исследует «основной инстинкт», тонким ценителем, певцом и знатоком которого был МопассанОльга Штраус, «Российская газета», 31.03.2023
- «Подарок» зрителямРита Долматова, «На западе Москвы», 28.03.2023
- Легкое движени головойВячеслав Шадронов, «из соцсетей», 26.03.2023
- «Подарок»: пять новелл о прекрасной эпохеВалерия Вербинина, «Москультура», 26.03.2023
- АМБАРЦУМ КАБАНЯН: «Я работаю в лучшем театре в мире»Ольга Романцова, «Перспектива. Поколение поиска», 02.2022
- Теплые бабушки, толстые мальчики и Мистер Ипотека: чем заняться актеру, когда закрыт театрАнна Михайлова, «Будущее России. Национальные проекты», 30.03.2020
- Пошли на «Подвиг»? Ксения Позднякова, «SCOPE артблог», 7.02.2020
- Спектакль Евгения Каменьковича о Герое и толпеПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 4.02.2020
- Чисто шотландские убийстваПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 8.07.2019
- Это мой город: актер Амбарцум КабанянАнна Бибичадзе, «МосквичMag», 6.07.2019
- Дикие и симпатичныеВиктория Пешкова, «Культура», 4.07.2019
- Вонючая левретка лести: в чем трагедия Лира?Алёна Витшас, «Русский блоггер», 1.03.2019
- Король Лир как раб на галерахМарина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- «Я — верный пес»Евгения Милова, «Коммерсант-Стиль», 30.12.2017
- Амбарцум Кабанян: «В детстве я был чудесным тормозом»Евгения Шафранек, «MixNews», 16.11.2017
- Чего не было, того не былоЗоя Апостольская , «Российская газета», 24.11.2016
- Винтаж: Братская ГЭСЕлена Дьякова, ««Новая газета»», 30.09.2016
- Киноспектакль «Тополя» в «Мастерской Петра Фоменко» остался без фокусаГригорий Заславский, «Независимая газета», 28.07.2016
- «Тополя»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.06.2016
- То ли девушка, а то ли — виденьеИрина Шведова, «Московская правда», 28.06.2016
- Амбарцум Кабанян: «В Москве я часто оставался без денег»«Grazia», 23.06.2016
- Страх и нищета Мамаши КуражЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 23.06.2016
- Расскажи о любви. ПроникновенноАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 19.06.2016
- Dolce vita советской эпохиНаталья Васильева, «Известия», 17.06.2016
- «Были и есть только тополя»: спектакль-кинофильм Мастерской Петра ФоменкоАнастасия Каменская, «Buro 24/7», 16.06.2016
- Актер Амбарцум Кабанян отвечает на вопросы GQ«GQ», 06.2016
- Феноменальные Ирина Горбачева и Полина Кутепова в «Мамаше Кураж»Алексей Киселев , «Афиша Daily», 25.05.2016
- «Я обожаю любить»Наталья Витвицкая, «Коммерсантъ LifeStyle», 11.05.2016
- Амбарцум Кабанян: «Награды — это для мамы»Анастасия Каменская, «http://www.buro247.ru», 5.04.2016
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Дыша духами и туманамиЗоя Апостольская , «Российская газета», 15.09.2015
- Честно заработанная шестипенсияОльга Фукс, «Театральная Афиша», 08.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Ночные забавыМария Юрченко, «http://portal-kultura.ru», 22.07.2015
- Балканское бароккоПавел Руднев, «www.teatrall.ru», 4.07.2015
- Полет во сне и наяву: герои Шекспира совершили побегЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 3.07.2015
- «Полета вольное упорство»Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- Русские вопросыАлексей Семенов, «Псковская губерния», 19.11.2014
- Про ароматное соцветьеГеннадий Демин, «Страстной бульвар, 10(№ 3)», 11.2013
- Случайные связи на темных аллеяхАнна Чужкова, «Культура», 27.09.2013
- Счастье первой любви вместо горечи последних свиданийАся Иванова, «Вечерняя Москва», 24.09.2013
- «Мастерская Петра Фоменко» выпустила еще один спектакль про счастьеАлла Шевелева, «Известия», 23.09.2013
- «Моряки и шлюхи»: долой слова и юбкиАнна Балуева, 17.01.2013
- Танцы о свободеГалина Шматова, «http://afisha.mail.ru», 18.12.2012
- Неслучайный дарАлександра Солдатова , «Экран и Сцена (№ 19, 2012)», 10.2012
- Попытка эпитафииКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 17.09.2012
- Синеет за чертой страницыЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.09.2012
- Вокзал. Раскладываться не стоит…Ирина Алпатова, «http://www.teatral-online.ru», 14.09.2012
- Русский человек на deja vuРоман Должанский, «Коммерсант», 15.12.2011
- Не как в сказкеГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.12.2011
- «Русский человек на рандеву»Алексей Киселев , «Maptype.com», 12.2011
- Мастерская Петра Фоменко: молодые на rendez-vousМарина Шимадина, «Ваш досуг», 23.11.2011
- Новое поколение на rendez-vousГалина Шматова, «Экран и Сцена (№ 20)», 11.2011
- Рандеву с ТургеневымАнна Гордеева, «Московские новости», 27.10.2011
- Вешние воды во время чумыЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.10.2011