Страх и нищета Мамаши Кураж
Брехт у «фоменок» казалось бы, парадокс. Но в «Мастерской» давно уже выросла новая актерская генерация, воспитанная другими «школами», а за время художественного руководства Евгения Каменьковича театр не раз успел обратиться к текстам, далеким от знаменитых «психологических кружев». И если первый акт спектакля «Мамаша Кураж» актерам вместе с публикой было очевидно нелегко идти на сопротивление, преодолевая брехтовскую рациональность, оставаясь в строгой отстраненности, то ближе к финалу режиссер пошел навстречу зрителю, его желанию сопереживать. Так что Брехт получился нашим, русским, когда отчаянно не хочется ужасаться идеям абстрактной всепоглощающей войны, и только очищающая сила образа страдания поднимает в нас убеждение – война расплачивается людьми.
Приглашенный режиссер Кирилл Вытоптов – из поколения талантливых тридцатилетних. Московскому зрителю знакомый по репертуарным постановкам в «Современнике».Эпический размах пьесы Брехта Вытоптов сузил до спектакля камерной Старой сцены театра и девяти актеров. Долгие моральные рассуждения из текста вычеркнул –внятно и, как и всегда, органично осовременив текст. Авторские ремарки принимают форму закадрового голоса из новостного репортажа. Война здесь привычное состояние, поэтому, когда громкоговоритель разносит и повторяет короткое слово «Мир», герои отмахиваются от него, как от назойливой мухи.
Образы режиссер социально окрасил – возлюбленного повара хитрой торговки Кураж, строящей капитал на нуждах войны, Амбарцум Кабанян играет с нарочитым кавказским акцентом и спичкой в зубах. Актеры с удовольствием обыгрывают детали-гэги: например, мимикрия под противника в религиозной бойне Тридцатилетней войны по смене фанатского шарфа. Есть приметы и пострашней. Военный суд напоминает бесчинствующую расправу российских 90-х, не зря вербовщика и шпика Анатолий Анциферов играеткак исполнительную «шестерку» с палаческими замашками.
Вместо маркитантского фургона на сцене – придорожное «Кафе Мамаши Кураж», откуда-то сверху свешивается гипсовая голова лошади, силуэтно дорисовывая исторический прообраз владений (сценограф – постоянный соавтор режиссера Нана Абдрашитова). Белый ларек из стекла и пластика станет и рубкой звукозаписи, куда входят музыканты, и тогда он на мгновенье перерождается в музыкальное кабаре, где герои поют зонги. И камерой пыток, где изуродуют перед смертью первого сына Кураж, а затем расстреляют второго. Заваленный до боли знакомыми рыночными тюками в мелкую клетку, с красными подтекшими буквами «М-И-Р» на решетке, этот ларек отчаянно напомнит постперестроечную Россию. Как говорит старый развратник педантичный проповедник Владимира Топцова: «Когда-нибудь война кончится. Но нигде об этом не сказано. Конечно, может наступить небольшой перерыв. Возможно, что войне нужно будет перевести дух или ей даже, так сказать, не повезет».
Мамаша Кураж, которую играет Полина Кутепова – рыжекудрая бестия, эксцентричная особа, обстоятельства жизни приучили ее говорить о политике, деньгах и товаре, с мужской хваткой ведя сделки. Но сущность ее – женская, материнский инстинкт выплескивается через край. Ее нелепый выводок – немая дочь Катрин (Ирина Горбачева), туповато-гоповатый старшенький Эйлиф (Дмитрий Рудков) и благообразный паинька младший Швейцаркас (Николай Орловский) всегда при ней. Эта материнская любовь неровная, как и любая сильная страсть, от сшитых подштанников взрослому сыну до тиранического садизма по отношению к блаженной дочери. Кураж лишается детей не от жажды наживы в перепутьях дикого времени, как обычно трактуют ее героиню. Здесь проступает саднящее чувство несправедливого случая и, в то же время, раздавившей необратимости. Кутепова играет слабую женщину, хоть и авантюристку со стажем, которой хочется быть и красивой и любимой, а мужчины только и знают, что скрывают за ней то неугодную веру, то преступные деньги, или того хуже – предлагают невозможный выбор – личное счастье или материнский долг. А она талантливо приспособилась выживать, но все-все отнимет война, крадя детей по одному – подло и беспощадно.
Второй главной героиней у Вытоптова становится та самая блаженная, немая. Из ее судьбы режиссер создает новый символ войны. Ирина Горбачева актриса младшего поколения «фоменок», прославившаяся в Рунете комедийными селфи-скетчами. Она играет драматическую роль Катрин только лишь глазами, лицом, телом, без единого слова. Ее роль – постоянная безмолвная включенность в действие, изощренность пластического рисунка, когда «говорить» начинают руки, поворот головы, проступающий хребет спины. Она – безмолвный свидетель происходящего, замкнутая, как в ловушке, в своем недуге. Пережив две смерти братьев, чуть не случившееся предательство матери, перед тем, как погибнуть самой, она видит сюрреалистические сны несбыточные мечты: нерожденный ребенок, непрожитая любовь. Это и есть война. Не краткий эпизод разрушения, а перманентная невозможность жизни.
Финал бьет наотмашь. Он тоже будто из снов. Снов о России. Стране с болезненной памятью о войне. Кураж выйдет потускневшей безжизненной старухой в пожухлой шубе, держа в руке авоську, вынет убогие перекупленные «сувениры» – импортные сигареты и кукол «Барби». Как те сотни ровесниц века. «Возьми, мамаша», сунет купюру лоснящийся, поблескивающий эстрадник перед тем, как запеть под бравые маршевые ритмы оркестра в луче софита.
Источник: «Независимая газета»
Приглашенный режиссер Кирилл Вытоптов – из поколения талантливых тридцатилетних. Московскому зрителю знакомый по репертуарным постановкам в «Современнике».Эпический размах пьесы Брехта Вытоптов сузил до спектакля камерной Старой сцены театра и девяти актеров. Долгие моральные рассуждения из текста вычеркнул –внятно и, как и всегда, органично осовременив текст. Авторские ремарки принимают форму закадрового голоса из новостного репортажа. Война здесь привычное состояние, поэтому, когда громкоговоритель разносит и повторяет короткое слово «Мир», герои отмахиваются от него, как от назойливой мухи.
Образы режиссер социально окрасил – возлюбленного повара хитрой торговки Кураж, строящей капитал на нуждах войны, Амбарцум Кабанян играет с нарочитым кавказским акцентом и спичкой в зубах. Актеры с удовольствием обыгрывают детали-гэги: например, мимикрия под противника в религиозной бойне Тридцатилетней войны по смене фанатского шарфа. Есть приметы и пострашней. Военный суд напоминает бесчинствующую расправу российских 90-х, не зря вербовщика и шпика Анатолий Анциферов играеткак исполнительную «шестерку» с палаческими замашками.
Вместо маркитантского фургона на сцене – придорожное «Кафе Мамаши Кураж», откуда-то сверху свешивается гипсовая голова лошади, силуэтно дорисовывая исторический прообраз владений (сценограф – постоянный соавтор режиссера Нана Абдрашитова). Белый ларек из стекла и пластика станет и рубкой звукозаписи, куда входят музыканты, и тогда он на мгновенье перерождается в музыкальное кабаре, где герои поют зонги. И камерой пыток, где изуродуют перед смертью первого сына Кураж, а затем расстреляют второго. Заваленный до боли знакомыми рыночными тюками в мелкую клетку, с красными подтекшими буквами «М-И-Р» на решетке, этот ларек отчаянно напомнит постперестроечную Россию. Как говорит старый развратник педантичный проповедник Владимира Топцова: «Когда-нибудь война кончится. Но нигде об этом не сказано. Конечно, может наступить небольшой перерыв. Возможно, что войне нужно будет перевести дух или ей даже, так сказать, не повезет».
Мамаша Кураж, которую играет Полина Кутепова – рыжекудрая бестия, эксцентричная особа, обстоятельства жизни приучили ее говорить о политике, деньгах и товаре, с мужской хваткой ведя сделки. Но сущность ее – женская, материнский инстинкт выплескивается через край. Ее нелепый выводок – немая дочь Катрин (Ирина Горбачева), туповато-гоповатый старшенький Эйлиф (Дмитрий Рудков) и благообразный паинька младший Швейцаркас (Николай Орловский) всегда при ней. Эта материнская любовь неровная, как и любая сильная страсть, от сшитых подштанников взрослому сыну до тиранического садизма по отношению к блаженной дочери. Кураж лишается детей не от жажды наживы в перепутьях дикого времени, как обычно трактуют ее героиню. Здесь проступает саднящее чувство несправедливого случая и, в то же время, раздавившей необратимости. Кутепова играет слабую женщину, хоть и авантюристку со стажем, которой хочется быть и красивой и любимой, а мужчины только и знают, что скрывают за ней то неугодную веру, то преступные деньги, или того хуже – предлагают невозможный выбор – личное счастье или материнский долг. А она талантливо приспособилась выживать, но все-все отнимет война, крадя детей по одному – подло и беспощадно.
Второй главной героиней у Вытоптова становится та самая блаженная, немая. Из ее судьбы режиссер создает новый символ войны. Ирина Горбачева актриса младшего поколения «фоменок», прославившаяся в Рунете комедийными селфи-скетчами. Она играет драматическую роль Катрин только лишь глазами, лицом, телом, без единого слова. Ее роль – постоянная безмолвная включенность в действие, изощренность пластического рисунка, когда «говорить» начинают руки, поворот головы, проступающий хребет спины. Она – безмолвный свидетель происходящего, замкнутая, как в ловушке, в своем недуге. Пережив две смерти братьев, чуть не случившееся предательство матери, перед тем, как погибнуть самой, она видит сюрреалистические сны несбыточные мечты: нерожденный ребенок, непрожитая любовь. Это и есть война. Не краткий эпизод разрушения, а перманентная невозможность жизни.
Финал бьет наотмашь. Он тоже будто из снов. Снов о России. Стране с болезненной памятью о войне. Кураж выйдет потускневшей безжизненной старухой в пожухлой шубе, держа в руке авоську, вынет убогие перекупленные «сувениры» – импортные сигареты и кукол «Барби». Как те сотни ровесниц века. «Возьми, мамаша», сунет купюру лоснящийся, поблескивающий эстрадник перед тем, как запеть под бравые маршевые ритмы оркестра в луче софита.
Источник: «Независимая газета»
Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 23.06.2016
- Отличный «Подарок», или Всё начинается с любви
Ксения Позднякова, «из соцсетей», 9.04.2023
- «Подарок»: такая разная любовь в «Мастерской Фоменко»Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 7.04.2023
- В Мастерской Петра Фоменко спектакль «Подарок» исследует «основной инстинкт», тонким ценителем, певцом и знатоком которого был МопассанОльга Штраус, «Российская газета», 31.03.2023
- «Подарок» зрителямРита Долматова, «На западе Москвы», 28.03.2023
- Легкое движени головойВячеслав Шадронов, «из соцсетей», 26.03.2023
- «Подарок»: пять новелл о прекрасной эпохеВалерия Вербинина, «Москультура», 26.03.2023
- АМБАРЦУМ КАБАНЯН: «Я работаю в лучшем театре в мире»Ольга Романцова, «Перспектива. Поколение поиска», 02.2022
- Теплые бабушки, толстые мальчики и Мистер Ипотека: чем заняться актеру, когда закрыт театрАнна Михайлова, «Будущее России. Национальные проекты», 30.03.2020
- Пошли на «Подвиг»? Ксения Позднякова, «SCOPE артблог», 7.02.2020
- Спектакль Евгения Каменьковича о Герое и толпеПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 4.02.2020
- Чисто шотландские убийстваПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 8.07.2019
- Это мой город: актер Амбарцум КабанянАнна Бибичадзе, «МосквичMag», 6.07.2019
- Дикие и симпатичныеВиктория Пешкова, «Культура», 4.07.2019
- Вонючая левретка лести: в чем трагедия Лира?Алёна Витшас, «Русский блоггер», 1.03.2019
- Король Лир как раб на галерахМарина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- «Я — верный пес»Евгения Милова, «Коммерсант-Стиль», 30.12.2017
- Амбарцум Кабанян: «В детстве я был чудесным тормозом»Евгения Шафранек, «MixNews», 16.11.2017
- Чего не было, того не былоЗоя Апостольская , «Российская газета», 24.11.2016
- Винтаж: Братская ГЭСЕлена Дьякова, ««Новая газета»», 30.09.2016
- Киноспектакль «Тополя» в «Мастерской Петра Фоменко» остался без фокусаГригорий Заславский, «Независимая газета», 28.07.2016
- «Тополя»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.06.2016
- То ли девушка, а то ли — виденьеИрина Шведова, «Московская правда», 28.06.2016
- Амбарцум Кабанян: «В Москве я часто оставался без денег»«Grazia», 23.06.2016
- Страх и нищета Мамаши КуражЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 23.06.2016
- Расскажи о любви. ПроникновенноАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 19.06.2016
- Dolce vita советской эпохиНаталья Васильева, «Известия», 17.06.2016
- «Были и есть только тополя»: спектакль-кинофильм Мастерской Петра ФоменкоАнастасия Каменская, «Buro 24/7», 16.06.2016
- Актер Амбарцум Кабанян отвечает на вопросы GQ«GQ», 06.2016
- Феноменальные Ирина Горбачева и Полина Кутепова в «Мамаше Кураж»Алексей Киселев , «Афиша Daily», 25.05.2016
- «Я обожаю любить»Наталья Витвицкая, «Коммерсантъ LifeStyle», 11.05.2016
- Амбарцум Кабанян: «Награды — это для мамы»Анастасия Каменская, «http://www.buro247.ru», 5.04.2016
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Дыша духами и туманамиЗоя Апостольская , «Российская газета», 15.09.2015
- Честно заработанная шестипенсияОльга Фукс, «Театральная Афиша», 08.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Ночные забавыМария Юрченко, «http://portal-kultura.ru», 22.07.2015
- Балканское бароккоПавел Руднев, «www.teatrall.ru», 4.07.2015
- Полет во сне и наяву: герои Шекспира совершили побегЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 3.07.2015
- «Полета вольное упорство»Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- Русские вопросыАлексей Семенов, «Псковская губерния», 19.11.2014
- Про ароматное соцветьеГеннадий Демин, «Страстной бульвар, 10(№ 3)», 11.2013
- Случайные связи на темных аллеяхАнна Чужкова, «Культура», 27.09.2013
- Счастье первой любви вместо горечи последних свиданийАся Иванова, «Вечерняя Москва», 24.09.2013
- «Мастерская Петра Фоменко» выпустила еще один спектакль про счастьеАлла Шевелева, «Известия», 23.09.2013
- «Моряки и шлюхи»: долой слова и юбкиАнна Балуева, 17.01.2013
- Танцы о свободеГалина Шматова, «http://afisha.mail.ru», 18.12.2012
- Неслучайный дарАлександра Солдатова , «Экран и Сцена (№ 19, 2012)», 10.2012
- Попытка эпитафииКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 17.09.2012
- Синеет за чертой страницыЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.09.2012
- Вокзал. Раскладываться не стоит…Ирина Алпатова, «http://www.teatral-online.ru», 14.09.2012
- Русский человек на deja vuРоман Должанский, «Коммерсант», 15.12.2011
- Не как в сказкеГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.12.2011
- «Русский человек на рандеву»Алексей Киселев , «Maptype.com», 12.2011
- Мастерская Петра Фоменко: молодые на rendez-vousМарина Шимадина, «Ваш досуг», 23.11.2011
- Новое поколение на rendez-vousГалина Шматова, «Экран и Сцена (№ 20)», 11.2011
- Рандеву с ТургеневымАнна Гордеева, «Московские новости», 27.10.2011
- Вешние воды во время чумыЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.10.2011