Винтаж: Братская ГЭС
Главное в камерном спектакле на 75 минут — черно-белое кино. Ранний рассказ Вампилова (точнее — мозаика прозы, черновиков, записных книжек): Сибирь, рубеж 1960-х, влюбленный студент мается в пространстве городского парка с летней эстрадой, желдорвокзала, пивных, «сталинок» Иркутска, фанерных щитов с афишами, написанными вручную.
Спектакль Юрия Буторина, Владимира Топцова и Сергея Осипьяна (художник — Александра Дашевская) построен точно и необычно. Главное происходит на экране, в стилистике черно-белого оттепельного кино. Экран работает декорацией: из-за него, из него выходят на сцену Студент (Юрий Буторин), он же — 43-летний усталый советский ИТР (Владимир Топцов), Девушка студента, она же жена ИТР (Полина Айрапетова) и ее элегантный Спутник (Амбарцум Кабанян) — юный честолюбец 1960-х, советский денди в макинтоше, поклонник Марселя Марсо и Енгибарова, быстро сломавшийся на сибирской стройке века и бежавший домой, в Москву.
Все вроде бы о любви. То ли к жене, то ли к девушке, мелькнувшей в аллее парка. Но стильные черно-белые титры идут — каков пассаж! — под старую песню Пахмутовой «Плывут сибирские девчата навстречу утренней заре по Ангаре, по Ангаре». И песня, несомненно, выполнявшая долг пропагандиста и агитатора в эпоху Братской ГЭС, вдруг удивляет профессионализмом… да и винтажным шармом. В крошечных ролях «Тополей» с азартом играют первые лица театра: остроносая буфетчица в привокзальном шалмане — Ксения Кутепова, Интеллигент с шахматной доской под мышкой — Евгений Каменькович, алкаш Ништяк — Евгений Цыганов. «Галерея героев 1960 года» — ох, не из Зимнего дворца взятая. Однако притягивает взгляд: Иркутскнаш.
…Тут все наше, наше все: и самодеятельное трио «Ангара» на парковой эстраде, и крепко сбитая проводница плацкарта, что катит уж суток семь по необъятной родине… И роскошный Мент конца 1950-х — в белой парадной гимнастерке, со свистком и отеческой заботой в глазу (каковая ему, натурально, не мешает упечь студента в «обезьянник»). И угловатая бухгалтерша с круглым начесом и в джерси у забора танцплощадки (в те годы еще стыдно было «стоять в сторонке»)… И сквозь зубы сказанные слова Спутника, сбегающего в Москву: «Мне надоело это вечное Будет!“. Квартира — будет! Дорога — будет! Город — будет!» Как его не понять?!
И как раз под аккомпанемент этих слов топают к вагону отмороженные Геологи (Кирилл Пирогов и Олег Любимов) — два кузнечика явно университетской селекции в штормовках, колом стоящих от таежной грязи, с исполинскими рюкзаками за спиной. Два «горных поручика» (как сказали б в XVIII веке), два Ваньки-взводных нефти-газа-титана-алюминия, каскада ГЭС на Ангаре (в те годы под героические песни из репродукторов с великими трудами построенного). И всего, на чем худо-бедно стоит страна, в которой дороги, города и квартиры… ну да, когда-нибудь будут.
Вот это, пожалуй, главное в «Тополях»: черно-белое кино об оттепели. И даже — о простом советском человеке (с «Занимательной физикой» или с поллитрой в кармане), всю жизнь сдвигающем фронтир необъятной и неуютной родины к Тихому океану. За 120 рэ в месяц. С той простотой, с какой эти поколения жили. При мысли о ней сжимается горло у потомков.
Первый опыт сотрудничества кинорежиссера Сергея Осипьяна с «Мастерской Петра Фоменко» оказался удачен. Умная стилизация в духе оттепельного неореализма с двухминутными камео актеров освещена взглядом на сюжет из 2016 года. С присущим этому театру духом «отдельности» и неброской независимости от обстоятельств времени «фоменки» создали совершенно свое кино. Черно-белое… полное тонких оттенков отношения. Идет только у них.
Источник: «Новая газета»
Спектакль Юрия Буторина, Владимира Топцова и Сергея Осипьяна (художник — Александра Дашевская) построен точно и необычно. Главное происходит на экране, в стилистике черно-белого оттепельного кино. Экран работает декорацией: из-за него, из него выходят на сцену Студент (Юрий Буторин), он же — 43-летний усталый советский ИТР (Владимир Топцов), Девушка студента, она же жена ИТР (Полина Айрапетова) и ее элегантный Спутник (Амбарцум Кабанян) — юный честолюбец 1960-х, советский денди в макинтоше, поклонник Марселя Марсо и Енгибарова, быстро сломавшийся на сибирской стройке века и бежавший домой, в Москву.
Все вроде бы о любви. То ли к жене, то ли к девушке, мелькнувшей в аллее парка. Но стильные черно-белые титры идут — каков пассаж! — под старую песню Пахмутовой «Плывут сибирские девчата навстречу утренней заре по Ангаре, по Ангаре». И песня, несомненно, выполнявшая долг пропагандиста и агитатора в эпоху Братской ГЭС, вдруг удивляет профессионализмом… да и винтажным шармом. В крошечных ролях «Тополей» с азартом играют первые лица театра: остроносая буфетчица в привокзальном шалмане — Ксения Кутепова, Интеллигент с шахматной доской под мышкой — Евгений Каменькович, алкаш Ништяк — Евгений Цыганов. «Галерея героев 1960 года» — ох, не из Зимнего дворца взятая. Однако притягивает взгляд: Иркутскнаш.
…Тут все наше, наше все: и самодеятельное трио «Ангара» на парковой эстраде, и крепко сбитая проводница плацкарта, что катит уж суток семь по необъятной родине… И роскошный Мент конца 1950-х — в белой парадной гимнастерке, со свистком и отеческой заботой в глазу (каковая ему, натурально, не мешает упечь студента в «обезьянник»). И угловатая бухгалтерша с круглым начесом и в джерси у забора танцплощадки (в те годы еще стыдно было «стоять в сторонке»)… И сквозь зубы сказанные слова Спутника, сбегающего в Москву: «Мне надоело это вечное Будет!“. Квартира — будет! Дорога — будет! Город — будет!» Как его не понять?!
И как раз под аккомпанемент этих слов топают к вагону отмороженные Геологи (Кирилл Пирогов и Олег Любимов) — два кузнечика явно университетской селекции в штормовках, колом стоящих от таежной грязи, с исполинскими рюкзаками за спиной. Два «горных поручика» (как сказали б в XVIII веке), два Ваньки-взводных нефти-газа-титана-алюминия, каскада ГЭС на Ангаре (в те годы под героические песни из репродукторов с великими трудами построенного). И всего, на чем худо-бедно стоит страна, в которой дороги, города и квартиры… ну да, когда-нибудь будут.
Вот это, пожалуй, главное в «Тополях»: черно-белое кино об оттепели. И даже — о простом советском человеке (с «Занимательной физикой» или с поллитрой в кармане), всю жизнь сдвигающем фронтир необъятной и неуютной родины к Тихому океану. За 120 рэ в месяц. С той простотой, с какой эти поколения жили. При мысли о ней сжимается горло у потомков.
Первый опыт сотрудничества кинорежиссера Сергея Осипьяна с «Мастерской Петра Фоменко» оказался удачен. Умная стилизация в духе оттепельного неореализма с двухминутными камео актеров освещена взглядом на сюжет из 2016 года. С присущим этому театру духом «отдельности» и неброской независимости от обстоятельств времени «фоменки» создали совершенно свое кино. Черно-белое… полное тонких оттенков отношения. Идет только у них.
Источник: «Новая газета»
Елена Дьякова, ««Новая газета»», 30.09.2016
- Отличный «Подарок», или Всё начинается с любви
Ксения Позднякова, «из соцсетей», 9.04.2023
- «Подарок»: такая разная любовь в «Мастерской Фоменко»Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 7.04.2023
- В Мастерской Петра Фоменко спектакль «Подарок» исследует «основной инстинкт», тонким ценителем, певцом и знатоком которого был МопассанОльга Штраус, «Российская газета», 31.03.2023
- «Подарок» зрителямРита Долматова, «На западе Москвы», 28.03.2023
- Легкое движени головойВячеслав Шадронов, «из соцсетей», 26.03.2023
- «Подарок»: пять новелл о прекрасной эпохеВалерия Вербинина, «Москультура», 26.03.2023
- АМБАРЦУМ КАБАНЯН: «Я работаю в лучшем театре в мире»Ольга Романцова, «Перспектива. Поколение поиска», 02.2022
- Теплые бабушки, толстые мальчики и Мистер Ипотека: чем заняться актеру, когда закрыт театрАнна Михайлова, «Будущее России. Национальные проекты», 30.03.2020
- Пошли на «Подвиг»? Ксения Позднякова, «SCOPE артблог», 7.02.2020
- Спектакль Евгения Каменьковича о Герое и толпеПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 4.02.2020
- Чисто шотландские убийстваПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 8.07.2019
- Это мой город: актер Амбарцум КабанянАнна Бибичадзе, «МосквичMag», 6.07.2019
- Дикие и симпатичныеВиктория Пешкова, «Культура», 4.07.2019
- Вонючая левретка лести: в чем трагедия Лира?Алёна Витшас, «Русский блоггер», 1.03.2019
- Король Лир как раб на галерахМарина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- «Я — верный пес»Евгения Милова, «Коммерсант-Стиль», 30.12.2017
- Амбарцум Кабанян: «В детстве я был чудесным тормозом»Евгения Шафранек, «MixNews», 16.11.2017
- Чего не было, того не былоЗоя Апостольская , «Российская газета», 24.11.2016
- Винтаж: Братская ГЭСЕлена Дьякова, ««Новая газета»», 30.09.2016
- Киноспектакль «Тополя» в «Мастерской Петра Фоменко» остался без фокусаГригорий Заславский, «Независимая газета», 28.07.2016
- «Тополя»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.06.2016
- То ли девушка, а то ли — виденьеИрина Шведова, «Московская правда», 28.06.2016
- Амбарцум Кабанян: «В Москве я часто оставался без денег»«Grazia», 23.06.2016
- Страх и нищета Мамаши КуражЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 23.06.2016
- Расскажи о любви. ПроникновенноАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 19.06.2016
- Dolce vita советской эпохиНаталья Васильева, «Известия», 17.06.2016
- «Были и есть только тополя»: спектакль-кинофильм Мастерской Петра ФоменкоАнастасия Каменская, «Buro 24/7», 16.06.2016
- Актер Амбарцум Кабанян отвечает на вопросы GQ«GQ», 06.2016
- Феноменальные Ирина Горбачева и Полина Кутепова в «Мамаше Кураж»Алексей Киселев , «Афиша Daily», 25.05.2016
- «Я обожаю любить»Наталья Витвицкая, «Коммерсантъ LifeStyle», 11.05.2016
- Амбарцум Кабанян: «Награды — это для мамы»Анастасия Каменская, «http://www.buro247.ru», 5.04.2016
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Дыша духами и туманамиЗоя Апостольская , «Российская газета», 15.09.2015
- Честно заработанная шестипенсияОльга Фукс, «Театральная Афиша», 08.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Ночные забавыМария Юрченко, «http://portal-kultura.ru», 22.07.2015
- Балканское бароккоПавел Руднев, «www.teatrall.ru», 4.07.2015
- Полет во сне и наяву: герои Шекспира совершили побегЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 3.07.2015
- «Полета вольное упорство»Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- Русские вопросыАлексей Семенов, «Псковская губерния», 19.11.2014
- Про ароматное соцветьеГеннадий Демин, «Страстной бульвар, 10(№ 3)», 11.2013
- Случайные связи на темных аллеяхАнна Чужкова, «Культура», 27.09.2013
- Счастье первой любви вместо горечи последних свиданийАся Иванова, «Вечерняя Москва», 24.09.2013
- «Мастерская Петра Фоменко» выпустила еще один спектакль про счастьеАлла Шевелева, «Известия», 23.09.2013
- «Моряки и шлюхи»: долой слова и юбкиАнна Балуева, 17.01.2013
- Танцы о свободеГалина Шматова, «http://afisha.mail.ru», 18.12.2012
- Неслучайный дарАлександра Солдатова , «Экран и Сцена (№ 19, 2012)», 10.2012
- Попытка эпитафииКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 17.09.2012
- Синеет за чертой страницыЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.09.2012
- Вокзал. Раскладываться не стоит…Ирина Алпатова, «http://www.teatral-online.ru», 14.09.2012
- Русский человек на deja vuРоман Должанский, «Коммерсант», 15.12.2011
- Не как в сказкеГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.12.2011
- «Русский человек на рандеву»Алексей Киселев , «Maptype.com», 12.2011
- Мастерская Петра Фоменко: молодые на rendez-vousМарина Шимадина, «Ваш досуг», 23.11.2011
- Новое поколение на rendez-vousГалина Шматова, «Экран и Сцена (№ 20)», 11.2011
- Рандеву с ТургеневымАнна Гордеева, «Московские новости», 27.10.2011
- Вешние воды во время чумыЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.10.2011