АМБАРЦУМ КАБАНЯН: «Я работаю в лучшем театре в мире»
Актёр театра и кино – о ребёнке внутри себя, ответственности и необходимости делиться любовью
Амбарцум Кабанян – один из самых талантливых актеров молодого поколения театра «Мастерская Петра Фоменко», часто играет на сцене и снимается в кино. Среди его работ за последние годы – роль Дона Оттавио в спектакле Дмитрия Крымова «Моцарт. “Дон Жуан”. Генеральная репетиция» и композитора Арама Хачатуряна в фильме «Танец с саблями». Недавно артист снялся в «Культурном гиде» по выставке работ Михаила Врубеля в Третьяковской галерее. Но творчество Амбарцума не ограничивается театром и кино. В свободное время он рисует, занимается керамикой, шьет платья для девочек и печет торты.
Амбарцум, вы пришли работать в «Мастерскую Фоменко» 10 лет назад. Можете сравнить ваше самоощущение тогда и сейчас?
Мне кажется, тогда я знал больше о себе и о том, куда иду, что делаю и зачем, сейчас, как мне кажется, я в поиске. Стараюсь делать все то, что мне нравится: пеку вместе с женой Аней пирожные и торты, шью платья для девочек, занимаюсь керамикой, живописью. В детстве моей любимой погодой был дождь, потому что можно было не выходить на улицу, а рисовать на балконе. Мне говорят: ты актер, зачем тебе все это? Видимо, все, что я делаю сейчас помимо театра и кино, – воплощение моих детских желаний. В 1990-е у родителей не было ни денег, ни времени водить меня в какие-то кружки. Они думали только о том, как заработать на еду и отправить меня в школу обутым и одетым. А сейчас маленький Амбарцум внутри меня радуется, когда появляется свободное время: «Ура, мы сегодня будем лепить или рисовать!». Вчера пришел домой после спектакля, достал краски, сел на пол и рисовал, как ребенок, пока не отекли ноги. Я не говорю о том, что я дизайнер или керамист. Нет, я работаю артистом в театре «Мастерская Петра Фоменко», а в свободное время делаю что-то еще.
Удалось ли вам поработать с Петром Наумовичем Фоменко? Что он о вас говорил?
Фоменко видел один из дипломных спектаклей нашего курса в ГИТИСе. Галина Тюнина рассказывала, что Петр Наумович сказал ей: «В голосе этого мальчика с бесконечно длинными руками что-то есть». Я пришел в театр за год до его смерти. Нам, стажерам, можно и нужно было ходить на репетиции с Петром Наумовичем. Я не раз приходил на репетиции спектакля «Театральный роман», который готовили к премьере. Остались незабываемые впечатления: настолько Петр Наумович был энергичен, заразителен. Каждый его шаг и действие на сцене, когда он показывал артистам, что он имеет в виду и чего он добивается, были наполнены смыслом.
Трудно ли вам, сыграв спектакль, переключаться, возвращаясь в обычную жизнь?
Это непросто. Порой я настолько перевозбужден, что меня «колбасит» несколько часов и невозможно остановиться. Ане поначалу было сложно: она не понимала, почему мне, придя домой, либо нужно полчаса одному посидеть на кухне, либо я резко начинаю сразу что-то делать. Но это зависит от спектакля, который сыграл. Например, перед спектаклем «Дар», где я играл Чернышевского, мне всегда было очень грустно. Отыграв его, «зависал». А после «Сна в летнюю ночь» меня просто не остановить. Мне кажется, что могу сыграть спектакль во второй раз, просто готов из кожи вон вылезти.
Какой момент в своей жизни вы назвали бы поворотными?
Наверное, это был приезд в Москву. До этого я работал парикмахером в Сочи, довольно много зарабатывал, но в 22 года решил, что все бросаю, уезжаю в Москву и поступаю в театральный институт. И стал артистом.
Посмотрев на женщину сейчас, вы можете посоветовать, какая ей нужна прическа или макияж? Вы думаете об этом?
Иногда. Думаю, что работа парикмахера в чем-то сродни театру. Работа с каждым клиентом – это такой моноспектакль для одного зрителя, идущий час-полтора. Хотя в какой-то момент я понял, что наперед знаю, о чем буду говорить с каждой из клиенток, и решил поменять жизнь.
Вы говорили в интервью, что главное в жизни – любовь и семья. По-прежнему так считаете?
А разве может быть иначе? Когда в моей жизни появилась Аня, я почувствовал себя мужчиной. И долго вместо слов «я тебя люблю» говорил ей: «Я тебя благодарю!». Встреча с Аней открыла передо мной какой-то другой мир. Во мне появились какие-то совершенно новые черты, грани, я начал делать то, чего раньше не делал никогда.
Вам не мешает то, что артист – зависимая профессия?
К сожалению, бывает, что мешает. Я часто говорю, что Ромео мне уже не сыграть, хотя очень хотелось. Время быстро бежит, и кажется, что вот сейчас поднимется моя волна, и я, как сёрфер, ее возьму. Тяжело ждать: мне нужно постоянно быть в движении. Когда в марте прошлого года закрыли театры, я расписывал футболки и сам их доставлял покупателям, для меня это было счастьем – не сидеть и ждать, когда откроют театр, а работать. А когда в локдаун всех заперли дома и меня лишили возможности «двигаться», я впал в депрессию и целых три дня спал. Мы, артисты, зависим от многих факторов, но это не мешает нам делать поступательные движения навстречу. Например, когда я посмотрел фильм «Зимний путь», понял, что очень хочу познакомиться с режиссерами, которые его сделали. И первый раз в жизни подошел к Сергею Тарамаеву и Любе Львовой и сказал: «Меня зовут Амбарцум Кабанян, я хочу с вами дружить». Мы подружились, а потом они мне как-то позвонили и сказали: «Мы написали сценарий, где для тебя есть небольшая роль». Это был фильм «Метаморфозис». Так же получилось и с фильмом «Танец с саблями». Меня пригласили на кастинг, познакомили с режиссером Юсупом Разыковым. Были пробы на роль Арама Хачатуряна, а после этого возникла большая пауза, и я не стал ждать и сам написал продюсеру фильма, что чувствую этот материал и чувствую в себе силы сыграть роль Арама Хачатуряна. Меня утвердили, сказав, что на меня возложена большая ответственность. Но я не стал об этом думать и отбросил ее – ответственность. К сожалению, сегодня бюджеты фильмов очень ограничены, продюсеры не дают свободы для поиска ни режиссеру, ни артистам. Говорят: «Быстрее, у тебя здесь всего три дубля, потом надо дальше снимать». Поэтому мне очень важно, что я не изменяю себе и не снимаюсь в том, что мне не близко по духу. У меня маленькая фильмография, но я ей горжусь: фильмы «Танец с саблями», «Метаморфозис» и замечательный сериал «Доктор Преображенский». А еще работаю в лучшем театре в мире.
Почему вы отбросили мысли об ответственности, играя Арама Хачатуряна?
Ответственность – враг творчества. Я думал бы только о том, что надо все сделать хорошо и правильно, не было бы никакого поиска, ошибок. Но без них не добьешься нужного результата.
Как вы считаете, что нужно делать, если хочешь чего-то добиться и не получается?
Только работать. Например, мне многие говорят: «Амбарцум, я хочу рисовать». Ну, так купи краски и рисуй! В свое время я так и сделал. Если что-то не получается, надо продолжать работать. Тогда достигнешь того, чего хочешь.
Кого бы вам сейчас хотелось сыграть?
На самом деле роль не важна, важна команда, с которой ты будешь создавать кино либо спектакль. Важна идея режиссера, художника, и если я чувствую боль у авторов, то могу пойти за ними, даже играя роль официанта. Но от роли лермонтовского Демона сегодня я бы не отказался, учитывая то, что благодаря схожести с ним, возможно, меня и взяли на курс (смеется).
Но в первую очередь мне хочется делать что-то полезное. Я умею любить, пусть это прозвучит высокопарно, и хочется отдавать свою любовь не только семье, но и другим людям. Ведь я шью платья, пеку торты и делаю вазы не для того, чтобы заработать денег, а чтобы поделиться своей любовью.
Источник: ПЕРСПЕКТИВА. Поколение поиска
Амбарцум, вы пришли работать в «Мастерскую Фоменко» 10 лет назад. Можете сравнить ваше самоощущение тогда и сейчас?
Мне кажется, тогда я знал больше о себе и о том, куда иду, что делаю и зачем, сейчас, как мне кажется, я в поиске. Стараюсь делать все то, что мне нравится: пеку вместе с женой Аней пирожные и торты, шью платья для девочек, занимаюсь керамикой, живописью. В детстве моей любимой погодой был дождь, потому что можно было не выходить на улицу, а рисовать на балконе. Мне говорят: ты актер, зачем тебе все это? Видимо, все, что я делаю сейчас помимо театра и кино, – воплощение моих детских желаний. В 1990-е у родителей не было ни денег, ни времени водить меня в какие-то кружки. Они думали только о том, как заработать на еду и отправить меня в школу обутым и одетым. А сейчас маленький Амбарцум внутри меня радуется, когда появляется свободное время: «Ура, мы сегодня будем лепить или рисовать!». Вчера пришел домой после спектакля, достал краски, сел на пол и рисовал, как ребенок, пока не отекли ноги. Я не говорю о том, что я дизайнер или керамист. Нет, я работаю артистом в театре «Мастерская Петра Фоменко», а в свободное время делаю что-то еще.
Удалось ли вам поработать с Петром Наумовичем Фоменко? Что он о вас говорил?
Фоменко видел один из дипломных спектаклей нашего курса в ГИТИСе. Галина Тюнина рассказывала, что Петр Наумович сказал ей: «В голосе этого мальчика с бесконечно длинными руками что-то есть». Я пришел в театр за год до его смерти. Нам, стажерам, можно и нужно было ходить на репетиции с Петром Наумовичем. Я не раз приходил на репетиции спектакля «Театральный роман», который готовили к премьере. Остались незабываемые впечатления: настолько Петр Наумович был энергичен, заразителен. Каждый его шаг и действие на сцене, когда он показывал артистам, что он имеет в виду и чего он добивается, были наполнены смыслом.
Трудно ли вам, сыграв спектакль, переключаться, возвращаясь в обычную жизнь?
Это непросто. Порой я настолько перевозбужден, что меня «колбасит» несколько часов и невозможно остановиться. Ане поначалу было сложно: она не понимала, почему мне, придя домой, либо нужно полчаса одному посидеть на кухне, либо я резко начинаю сразу что-то делать. Но это зависит от спектакля, который сыграл. Например, перед спектаклем «Дар», где я играл Чернышевского, мне всегда было очень грустно. Отыграв его, «зависал». А после «Сна в летнюю ночь» меня просто не остановить. Мне кажется, что могу сыграть спектакль во второй раз, просто готов из кожи вон вылезти.
Какой момент в своей жизни вы назвали бы поворотными?
Наверное, это был приезд в Москву. До этого я работал парикмахером в Сочи, довольно много зарабатывал, но в 22 года решил, что все бросаю, уезжаю в Москву и поступаю в театральный институт. И стал артистом.
Посмотрев на женщину сейчас, вы можете посоветовать, какая ей нужна прическа или макияж? Вы думаете об этом?
Иногда. Думаю, что работа парикмахера в чем-то сродни театру. Работа с каждым клиентом – это такой моноспектакль для одного зрителя, идущий час-полтора. Хотя в какой-то момент я понял, что наперед знаю, о чем буду говорить с каждой из клиенток, и решил поменять жизнь.
Вы говорили в интервью, что главное в жизни – любовь и семья. По-прежнему так считаете?
А разве может быть иначе? Когда в моей жизни появилась Аня, я почувствовал себя мужчиной. И долго вместо слов «я тебя люблю» говорил ей: «Я тебя благодарю!». Встреча с Аней открыла передо мной какой-то другой мир. Во мне появились какие-то совершенно новые черты, грани, я начал делать то, чего раньше не делал никогда.
Вам не мешает то, что артист – зависимая профессия?
К сожалению, бывает, что мешает. Я часто говорю, что Ромео мне уже не сыграть, хотя очень хотелось. Время быстро бежит, и кажется, что вот сейчас поднимется моя волна, и я, как сёрфер, ее возьму. Тяжело ждать: мне нужно постоянно быть в движении. Когда в марте прошлого года закрыли театры, я расписывал футболки и сам их доставлял покупателям, для меня это было счастьем – не сидеть и ждать, когда откроют театр, а работать. А когда в локдаун всех заперли дома и меня лишили возможности «двигаться», я впал в депрессию и целых три дня спал. Мы, артисты, зависим от многих факторов, но это не мешает нам делать поступательные движения навстречу. Например, когда я посмотрел фильм «Зимний путь», понял, что очень хочу познакомиться с режиссерами, которые его сделали. И первый раз в жизни подошел к Сергею Тарамаеву и Любе Львовой и сказал: «Меня зовут Амбарцум Кабанян, я хочу с вами дружить». Мы подружились, а потом они мне как-то позвонили и сказали: «Мы написали сценарий, где для тебя есть небольшая роль». Это был фильм «Метаморфозис». Так же получилось и с фильмом «Танец с саблями». Меня пригласили на кастинг, познакомили с режиссером Юсупом Разыковым. Были пробы на роль Арама Хачатуряна, а после этого возникла большая пауза, и я не стал ждать и сам написал продюсеру фильма, что чувствую этот материал и чувствую в себе силы сыграть роль Арама Хачатуряна. Меня утвердили, сказав, что на меня возложена большая ответственность. Но я не стал об этом думать и отбросил ее – ответственность. К сожалению, сегодня бюджеты фильмов очень ограничены, продюсеры не дают свободы для поиска ни режиссеру, ни артистам. Говорят: «Быстрее, у тебя здесь всего три дубля, потом надо дальше снимать». Поэтому мне очень важно, что я не изменяю себе и не снимаюсь в том, что мне не близко по духу. У меня маленькая фильмография, но я ей горжусь: фильмы «Танец с саблями», «Метаморфозис» и замечательный сериал «Доктор Преображенский». А еще работаю в лучшем театре в мире.
Почему вы отбросили мысли об ответственности, играя Арама Хачатуряна?
Ответственность – враг творчества. Я думал бы только о том, что надо все сделать хорошо и правильно, не было бы никакого поиска, ошибок. Но без них не добьешься нужного результата.
Как вы считаете, что нужно делать, если хочешь чего-то добиться и не получается?
Только работать. Например, мне многие говорят: «Амбарцум, я хочу рисовать». Ну, так купи краски и рисуй! В свое время я так и сделал. Если что-то не получается, надо продолжать работать. Тогда достигнешь того, чего хочешь.
Кого бы вам сейчас хотелось сыграть?
На самом деле роль не важна, важна команда, с которой ты будешь создавать кино либо спектакль. Важна идея режиссера, художника, и если я чувствую боль у авторов, то могу пойти за ними, даже играя роль официанта. Но от роли лермонтовского Демона сегодня я бы не отказался, учитывая то, что благодаря схожести с ним, возможно, меня и взяли на курс (смеется).
Но в первую очередь мне хочется делать что-то полезное. Я умею любить, пусть это прозвучит высокопарно, и хочется отдавать свою любовь не только семье, но и другим людям. Ведь я шью платья, пеку торты и делаю вазы не для того, чтобы заработать денег, а чтобы поделиться своей любовью.
Источник: ПЕРСПЕКТИВА. Поколение поиска
Ольга Романцова, «Перспектива. Поколение поиска», 02.2022
- Отличный «Подарок», или Всё начинается с любви
Ксения Позднякова, «из соцсетей», 9.04.2023
- «Подарок»: такая разная любовь в «Мастерской Фоменко»Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 7.04.2023
- В Мастерской Петра Фоменко спектакль «Подарок» исследует «основной инстинкт», тонким ценителем, певцом и знатоком которого был МопассанОльга Штраус, «Российская газета», 31.03.2023
- «Подарок» зрителямРита Долматова, «На западе Москвы», 28.03.2023
- Легкое движени головойВячеслав Шадронов, «из соцсетей», 26.03.2023
- «Подарок»: пять новелл о прекрасной эпохеВалерия Вербинина, «Москультура», 26.03.2023
- АМБАРЦУМ КАБАНЯН: «Я работаю в лучшем театре в мире»Ольга Романцова, «Перспектива. Поколение поиска», 02.2022
- Теплые бабушки, толстые мальчики и Мистер Ипотека: чем заняться актеру, когда закрыт театрАнна Михайлова, «Будущее России. Национальные проекты», 30.03.2020
- Пошли на «Подвиг»? Ксения Позднякова, «SCOPE артблог», 7.02.2020
- Спектакль Евгения Каменьковича о Герое и толпеПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 4.02.2020
- Чисто шотландские убийстваПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 8.07.2019
- Это мой город: актер Амбарцум КабанянАнна Бибичадзе, «МосквичMag», 6.07.2019
- Дикие и симпатичныеВиктория Пешкова, «Культура», 4.07.2019
- Вонючая левретка лести: в чем трагедия Лира?Алёна Витшас, «Русский блоггер», 1.03.2019
- Король Лир как раб на галерахМарина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- «Я — верный пес»Евгения Милова, «Коммерсант-Стиль», 30.12.2017
- Амбарцум Кабанян: «В детстве я был чудесным тормозом»Евгения Шафранек, «MixNews», 16.11.2017
- Чего не было, того не былоЗоя Апостольская , «Российская газета», 24.11.2016
- Винтаж: Братская ГЭСЕлена Дьякова, ««Новая газета»», 30.09.2016
- Киноспектакль «Тополя» в «Мастерской Петра Фоменко» остался без фокусаГригорий Заславский, «Независимая газета», 28.07.2016
- «Тополя»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.06.2016
- То ли девушка, а то ли — виденьеИрина Шведова, «Московская правда», 28.06.2016
- Амбарцум Кабанян: «В Москве я часто оставался без денег»«Grazia», 23.06.2016
- Страх и нищета Мамаши КуражЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 23.06.2016
- Расскажи о любви. ПроникновенноАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 19.06.2016
- Dolce vita советской эпохиНаталья Васильева, «Известия», 17.06.2016
- «Были и есть только тополя»: спектакль-кинофильм Мастерской Петра ФоменкоАнастасия Каменская, «Buro 24/7», 16.06.2016
- Актер Амбарцум Кабанян отвечает на вопросы GQ«GQ», 06.2016
- Феноменальные Ирина Горбачева и Полина Кутепова в «Мамаше Кураж»Алексей Киселев , «Афиша Daily», 25.05.2016
- «Я обожаю любить»Наталья Витвицкая, «Коммерсантъ LifeStyle», 11.05.2016
- Амбарцум Кабанян: «Награды — это для мамы»Анастасия Каменская, «http://www.buro247.ru», 5.04.2016
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Дыша духами и туманамиЗоя Апостольская , «Российская газета», 15.09.2015
- Честно заработанная шестипенсияОльга Фукс, «Театральная Афиша», 08.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Ночные забавыМария Юрченко, «http://portal-kultura.ru», 22.07.2015
- Балканское бароккоПавел Руднев, «www.teatrall.ru», 4.07.2015
- Полет во сне и наяву: герои Шекспира совершили побегЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 3.07.2015
- «Полета вольное упорство»Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- Русские вопросыАлексей Семенов, «Псковская губерния», 19.11.2014
- Про ароматное соцветьеГеннадий Демин, «Страстной бульвар, 10(№ 3)», 11.2013
- Случайные связи на темных аллеяхАнна Чужкова, «Культура», 27.09.2013
- Счастье первой любви вместо горечи последних свиданийАся Иванова, «Вечерняя Москва», 24.09.2013
- «Мастерская Петра Фоменко» выпустила еще один спектакль про счастьеАлла Шевелева, «Известия», 23.09.2013
- «Моряки и шлюхи»: долой слова и юбкиАнна Балуева, 17.01.2013
- Танцы о свободеГалина Шматова, «http://afisha.mail.ru», 18.12.2012
- Неслучайный дарАлександра Солдатова , «Экран и Сцена (№ 19, 2012)», 10.2012
- Попытка эпитафииКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 17.09.2012
- Синеет за чертой страницыЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.09.2012
- Вокзал. Раскладываться не стоит…Ирина Алпатова, «http://www.teatral-online.ru», 14.09.2012
- Русский человек на deja vuРоман Должанский, «Коммерсант», 15.12.2011
- Не как в сказкеГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.12.2011
- «Русский человек на рандеву»Алексей Киселев , «Maptype.com», 12.2011
- Мастерская Петра Фоменко: молодые на rendez-vousМарина Шимадина, «Ваш досуг», 23.11.2011
- Новое поколение на rendez-vousГалина Шматова, «Экран и Сцена (№ 20)», 11.2011
- Рандеву с ТургеневымАнна Гордеева, «Московские новости», 27.10.2011
- Вешние воды во время чумыЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.10.2011