«Подарок»: пять новелл о прекрасной эпохе
В Мастерской Петра Фоменко режиссер Юрий Титов поставил спектакль «Подарок» по рассказам Ги де Мопассана
Если говорить о французских писателях, то сейчас, кажется, творчество Мопассана отошло в тень, потому что самым популярным в мире считается Марсель Пруст, а вторым идет Селин. По сравнению с ними Мопассан кажется всего лишь рассказчиком — если не принимать в расчет, что написать хороший рассказ на самом деле сложнее, чем написать хороший роман. А Мопассан был именно блестящий мастер короткой формы. Он обладал умением драматизировать любое, даже пустячное (точнее, кажущееся таковым) происшествие. И по этой причине его рассказы являются идеальным материалом для инсценировки. Вдобавок Юрий Титов не стал брать наиболее известные и, так сказать, хрестоматийные вещи, вроде «Пышки» или «Ожерелья»: он сделал выбор в пользу менее известных рассказов и извлек из них максимум.
Темой — в самом широком смысле — являются секс, деньги и любовь в belle époque, прекрасную эпоху, которая уложилась в несколько десятилетий между окончанием франко-прусской войны и началом первой мировой. Героини Мопассана носят турнюры и со знанием дела обсуждают все три темы. Прекрасные дамы фривольны без пошлости и умеют элегантно выражать любые оттенки мысли, — и так же элегантно, к примеру, избавляться от надоевшего мужа, развод с которым требует многоходовой комбинации.
При этом спектакль полон юмора — вплоть до последней новеллы «В пути», которая со своими русскими героями и своеобразной атмосферой более напоминает Чехова, чем Мопассана. Возможно, это самый чеховский рассказ из написанных Мопассаном — и, кстати, от мемуаристов мы знаем, что Чехов ставил Мопассана очень высоко и учился на примерах его рассказов. Чехов в этом смысле был не единственным — будущий английский классик Моэм, когда был бедным студентом, надолго задерживался в книжных магазинах, чтобы читать новые рассказы Мопассана, которые не мог позволить себе приобрести.
Актеры, как всегда в этом театре, практически безупречны: Серафима Огарёва (маркиза), Роза Шмуклер (баронесса), Михаил Крылов, Амбарцум Кабанян и Наталья Мартынова, исполняющие по несколько ролей, переходят из новеллы в новеллу свободно, изящно, легко. Не так часто встречаются спектакли, в которых ощущается и любовь к первоисточнику, и изящество, и легкость. «Подарок» в этом смысле — действительно подарок. И Мопассан, которого мы видим на сцене — настоящий Мопассан.
Источник: МосКультура
Темой — в самом широком смысле — являются секс, деньги и любовь в belle époque, прекрасную эпоху, которая уложилась в несколько десятилетий между окончанием франко-прусской войны и началом первой мировой. Героини Мопассана носят турнюры и со знанием дела обсуждают все три темы. Прекрасные дамы фривольны без пошлости и умеют элегантно выражать любые оттенки мысли, — и так же элегантно, к примеру, избавляться от надоевшего мужа, развод с которым требует многоходовой комбинации.
При этом спектакль полон юмора — вплоть до последней новеллы «В пути», которая со своими русскими героями и своеобразной атмосферой более напоминает Чехова, чем Мопассана. Возможно, это самый чеховский рассказ из написанных Мопассаном — и, кстати, от мемуаристов мы знаем, что Чехов ставил Мопассана очень высоко и учился на примерах его рассказов. Чехов в этом смысле был не единственным — будущий английский классик Моэм, когда был бедным студентом, надолго задерживался в книжных магазинах, чтобы читать новые рассказы Мопассана, которые не мог позволить себе приобрести.
Актеры, как всегда в этом театре, практически безупречны: Серафима Огарёва (маркиза), Роза Шмуклер (баронесса), Михаил Крылов, Амбарцум Кабанян и Наталья Мартынова, исполняющие по несколько ролей, переходят из новеллы в новеллу свободно, изящно, легко. Не так часто встречаются спектакли, в которых ощущается и любовь к первоисточнику, и изящество, и легкость. «Подарок» в этом смысле — действительно подарок. И Мопассан, которого мы видим на сцене — настоящий Мопассан.
Источник: МосКультура
Валерия Вербинина, «Москультура», 26.03.2023
- Отличный «Подарок», или Всё начинается с любви
Ксения Позднякова, «из соцсетей», 9.04.2023
- «Подарок»: такая разная любовь в «Мастерской Фоменко»Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 7.04.2023
- В Мастерской Петра Фоменко спектакль «Подарок» исследует «основной инстинкт», тонким ценителем, певцом и знатоком которого был МопассанОльга Штраус, «Российская газета», 31.03.2023
- «Подарок» зрителямРита Долматова, «На западе Москвы», 28.03.2023
- Легкое движени головойВячеслав Шадронов, «из соцсетей», 26.03.2023
- «Подарок»: пять новелл о прекрасной эпохеВалерия Вербинина, «Москультура», 26.03.2023
- АМБАРЦУМ КАБАНЯН: «Я работаю в лучшем театре в мире»Ольга Романцова, «Перспектива. Поколение поиска», 02.2022
- Теплые бабушки, толстые мальчики и Мистер Ипотека: чем заняться актеру, когда закрыт театрАнна Михайлова, «Будущее России. Национальные проекты», 30.03.2020
- Пошли на «Подвиг»? Ксения Позднякова, «SCOPE артблог», 7.02.2020
- Спектакль Евгения Каменьковича о Герое и толпеПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 4.02.2020
- Чисто шотландские убийстваПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 8.07.2019
- Это мой город: актер Амбарцум КабанянАнна Бибичадзе, «МосквичMag», 6.07.2019
- Дикие и симпатичныеВиктория Пешкова, «Культура», 4.07.2019
- Вонючая левретка лести: в чем трагедия Лира?Алёна Витшас, «Русский блоггер», 1.03.2019
- Король Лир как раб на галерахМарина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- «Я — верный пес»Евгения Милова, «Коммерсант-Стиль», 30.12.2017
- Амбарцум Кабанян: «В детстве я был чудесным тормозом»Евгения Шафранек, «MixNews», 16.11.2017
- Чего не было, того не былоЗоя Апостольская , «Российская газета», 24.11.2016
- Винтаж: Братская ГЭСЕлена Дьякова, ««Новая газета»», 30.09.2016
- Киноспектакль «Тополя» в «Мастерской Петра Фоменко» остался без фокусаГригорий Заславский, «Независимая газета», 28.07.2016
- «Тополя»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.06.2016
- То ли девушка, а то ли — виденьеИрина Шведова, «Московская правда», 28.06.2016
- Амбарцум Кабанян: «В Москве я часто оставался без денег»«Grazia», 23.06.2016
- Страх и нищета Мамаши КуражЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 23.06.2016
- Расскажи о любви. ПроникновенноАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 19.06.2016
- Dolce vita советской эпохиНаталья Васильева, «Известия», 17.06.2016
- «Были и есть только тополя»: спектакль-кинофильм Мастерской Петра ФоменкоАнастасия Каменская, «Buro 24/7», 16.06.2016
- Актер Амбарцум Кабанян отвечает на вопросы GQ«GQ», 06.2016
- Феноменальные Ирина Горбачева и Полина Кутепова в «Мамаше Кураж»Алексей Киселев , «Афиша Daily», 25.05.2016
- «Я обожаю любить»Наталья Витвицкая, «Коммерсантъ LifeStyle», 11.05.2016
- Амбарцум Кабанян: «Награды — это для мамы»Анастасия Каменская, «http://www.buro247.ru», 5.04.2016
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Дыша духами и туманамиЗоя Апостольская , «Российская газета», 15.09.2015
- Честно заработанная шестипенсияОльга Фукс, «Театральная Афиша», 08.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Ночные забавыМария Юрченко, «http://portal-kultura.ru», 22.07.2015
- Балканское бароккоПавел Руднев, «www.teatrall.ru», 4.07.2015
- Полет во сне и наяву: герои Шекспира совершили побегЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 3.07.2015
- «Полета вольное упорство»Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- Русские вопросыАлексей Семенов, «Псковская губерния», 19.11.2014
- Про ароматное соцветьеГеннадий Демин, «Страстной бульвар, 10(№ 3)», 11.2013
- Случайные связи на темных аллеяхАнна Чужкова, «Культура», 27.09.2013
- Счастье первой любви вместо горечи последних свиданийАся Иванова, «Вечерняя Москва», 24.09.2013
- «Мастерская Петра Фоменко» выпустила еще один спектакль про счастьеАлла Шевелева, «Известия», 23.09.2013
- «Моряки и шлюхи»: долой слова и юбкиАнна Балуева, 17.01.2013
- Танцы о свободеГалина Шматова, «http://afisha.mail.ru», 18.12.2012
- Неслучайный дарАлександра Солдатова , «Экран и Сцена (№ 19, 2012)», 10.2012
- Попытка эпитафииКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 17.09.2012
- Синеет за чертой страницыЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.09.2012
- Вокзал. Раскладываться не стоит…Ирина Алпатова, «http://www.teatral-online.ru», 14.09.2012
- Русский человек на deja vuРоман Должанский, «Коммерсант», 15.12.2011
- Не как в сказкеГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.12.2011
- «Русский человек на рандеву»Алексей Киселев , «Maptype.com», 12.2011
- Мастерская Петра Фоменко: молодые на rendez-vousМарина Шимадина, «Ваш досуг», 23.11.2011
- Новое поколение на rendez-vousГалина Шматова, «Экран и Сцена (№ 20)», 11.2011
- Рандеву с ТургеневымАнна Гордеева, «Московские новости», 27.10.2011
- Вешние воды во время чумыЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.10.2011