Отличный «Подарок», или Всё начинается с любви
Мастерская Петра Наумовича Фоменко завязала 5 новелл Ги де Мопассана – «Знак», «Неосторожность», «Шпилька», «Избавилась», «В пути» – в один красивый и яркий «Подарок». Название смело можно понимать буквально. Спектакль Юрия Титова и вправду настоящий подарок как для зрителей, так и для артистов, которые купаются в этих историях, наполненных любовью — как реализованной, превратившейся в реальные отношения, так и той, которой суждено остаться лишь красивой мечтой. Что из этого можно назвать счастьем – вопрос личного выбора. Как и то, считать ли этот спектакль простой и легкой комедией, порой переходящей в водевиль, или попыткой весело и без назидания поговорить «о свойствах страстей», о том, почему «законный поцелуй никогда не сравнится с поцелуем украдкой», как некогда невероятно желанный человек может смертельно наскучить, а женщина с безупречной репутацией понять, что ее давно пора скомпрометировать.
Что самое страшное в отношениях? Скука, ответит большинство. И тут со времен Мопассана, то есть с конца 19 века, мало что изменилось. А что ее вызывает? Правильно, рутина. А иногда и то самое постоянство, которым отличаются длительные отношения. Что было между Баронессой де Гранжери (уморительная Роза Шмуклер) и ее нелепым усатым мужем Раулем (отличный Михаил Крылов) до того, как в один прекрасный солнечный день она не посмотрела на улицу и не увидела девушку легкого поведения, которая зазывала мужчин через окно? Об этом нам ничего неизвестно. Но, судя по всему, хотя бы по интерьеру их дома (художник-постановщик Мартын Степанов), жили они вполне себе нормально. Крепкая буржуазная семья, одна из тех, где все всегда, пусть и без блеска, но нормально. Так что же заставило порядочную даму начать искать внимания проходящих мужчин. Спортивный интерес? Желание проверить собственные женские чары? А может девушка в окне напротив стала «Знаком», что в их с мужем отношениях давно что-то не так, что в них давно не хватает воздуха. И тут отлично работает метафора окна. Она как бы переносит нас в мир сегодняшний. Ну разве вам никогда не случалось, находясь в паре, открывать окошко «Тиндера», ничего серьезного, так от скуки. Или просто нежно смотреть через стеклянную перегородку в кафе на красивого мужчину или девушку. Так, для блеска глаз. Чтобы вспомнить, что еще можешь нравиться. Но вот вопрос, а вдруг случайно, вместо того, чтобы просто проветриться, впустишь аромат любви и свободы. И что делать? А вот это уже далеко не водевиль и в реальности совсем не смешно. Хотя пока героиня Розы Шмуклер пересказывает подробности своего приключения подруге – маркизе де Реннедон (красивая, уточненная, роскошная как в утреннем облачении, так и в вечернем платье, Серафима Огарева), ты просто покатываешься вместе с залом со смеху.
Причем за это потом не стыдно. А то знаете, как бывает, сидишь на спектакле, хохочешь, а потом выходишь из театра и думаешь: «И как можно было ржать над такой глупостью?».
И вот одна «Неосторожность», всего лишь обмен сплетнями, и молодая красивая женщина задумалась и о своем браке. Как сказано у самого Мопассана: «После свадьбы они стали обожать друг друга уже по-земному. Сперва это было какое-то неутомимое чувственное исступление; затем оно сменилось восторженной нежностью, поэзией ласк более изощренных, милыми и вольными шалостями. Теперь же, еще не признаваясь себе в этом и, может быть, еще не понимая этого, они почувствовали пресыщение». При этом Поль де Реннедон в исполнении Амбарцума Кабаняна может запросто претендовать на звание того самого мужчины мечты. Красив, обаятелен, ироничен (интересно следить за тем, как меняется его мимика, когда он рассказывает жене о своих увлечениях до нее), готов к диалогу и к эксперименту. На нем идеально сидит как фрак, так и шелковый халат (художник по костюмам Олеся Скарына). Глядя на дуэт Кабаняна и Огаревой, сразу вспоминаешь не так давно вышедшие на этой же сцене «Опасные связи», где Серафима играет мадам де Турвель и в очередной раз жалеешь, что там нет такого Вальмона. Тут же как нельзя кстати, пришлось замечание одного моего коллеги, что красивый мужчина в спектакле – всегда индульгенция. Вот посмотришь, с какой яростью допрашивает маркиза мужа о том, сколько у него было женщин, то поверишь, что иногда красота – скорее доказательство вины и повод для подозрений. И что делать, когда червь сомнения засел в голове? Но это, опять же, совсем другая история.
Одну из которых поведает после смены в ресторане один официант другому. Да, да она именно о том, когда любовь становится наваждением, которая «Шпилькой» впилась в сердце – не вытащишь. «Избавиться» от такой гораздо сложнее, чем от наскучившего мужа, как в новелле «Избавилась».
И тем вернее (режиссер очень точно задал артистам тон), что все четыре истории сыграны весело, игриво, чувственно, иногда откровенно по-хулигански. Поначалу даже не задумываешься о том, что у «Подарка» есть второе дно и порой довольно серьезный подтекст, что каждая история может быть перевертышем. Смеешься над точными репликами, следишь за слаженной, словно канкан, игрой артистов и искренне наслаждаешься.
И тут в финале возникает пятая новелла, которая по стилю резко отличается от предыдущих – на первый взгляд, грустная, щемящая, печально романтичная. Она скорее напоминает рассказы Бунина, с которых Юрий Титов начинал карьеру режиссера. Графиня Баранова (Наталья Мартынова) смертельно больна и едет лечиться, в поезде незнакомец (совершенно переменившийся Амбарцум Кабанян) просит помочь ему пересечь границу. Они провели наедине ночь, не сказав друг другу ни слова. Но, встреча, очевидно, переменила жизнь обоим. Есть ли вариант, при котором они могли бы быть вместе? Ни в коем случае. Считать ли эту историю печальной? Не уверена. Ведь, как сказано во французском фильме «Встреча»: «Если вы не хотите, чтобы отношения заканчивались, просто не начинайте их».
Но, а главное, как мне кажется, любая любовь, даже самая несчастная и безответная, – подарок, ведь она помогает открыть самого себе. То же можно сказать и о театре, ведь хороший спектакль – это всегда по любви.
Источник: из соцсетей
Что самое страшное в отношениях? Скука, ответит большинство. И тут со времен Мопассана, то есть с конца 19 века, мало что изменилось. А что ее вызывает? Правильно, рутина. А иногда и то самое постоянство, которым отличаются длительные отношения. Что было между Баронессой де Гранжери (уморительная Роза Шмуклер) и ее нелепым усатым мужем Раулем (отличный Михаил Крылов) до того, как в один прекрасный солнечный день она не посмотрела на улицу и не увидела девушку легкого поведения, которая зазывала мужчин через окно? Об этом нам ничего неизвестно. Но, судя по всему, хотя бы по интерьеру их дома (художник-постановщик Мартын Степанов), жили они вполне себе нормально. Крепкая буржуазная семья, одна из тех, где все всегда, пусть и без блеска, но нормально. Так что же заставило порядочную даму начать искать внимания проходящих мужчин. Спортивный интерес? Желание проверить собственные женские чары? А может девушка в окне напротив стала «Знаком», что в их с мужем отношениях давно что-то не так, что в них давно не хватает воздуха. И тут отлично работает метафора окна. Она как бы переносит нас в мир сегодняшний. Ну разве вам никогда не случалось, находясь в паре, открывать окошко «Тиндера», ничего серьезного, так от скуки. Или просто нежно смотреть через стеклянную перегородку в кафе на красивого мужчину или девушку. Так, для блеска глаз. Чтобы вспомнить, что еще можешь нравиться. Но вот вопрос, а вдруг случайно, вместо того, чтобы просто проветриться, впустишь аромат любви и свободы. И что делать? А вот это уже далеко не водевиль и в реальности совсем не смешно. Хотя пока героиня Розы Шмуклер пересказывает подробности своего приключения подруге – маркизе де Реннедон (красивая, уточненная, роскошная как в утреннем облачении, так и в вечернем платье, Серафима Огарева), ты просто покатываешься вместе с залом со смеху.
Причем за это потом не стыдно. А то знаете, как бывает, сидишь на спектакле, хохочешь, а потом выходишь из театра и думаешь: «И как можно было ржать над такой глупостью?».
И вот одна «Неосторожность», всего лишь обмен сплетнями, и молодая красивая женщина задумалась и о своем браке. Как сказано у самого Мопассана: «После свадьбы они стали обожать друг друга уже по-земному. Сперва это было какое-то неутомимое чувственное исступление; затем оно сменилось восторженной нежностью, поэзией ласк более изощренных, милыми и вольными шалостями. Теперь же, еще не признаваясь себе в этом и, может быть, еще не понимая этого, они почувствовали пресыщение». При этом Поль де Реннедон в исполнении Амбарцума Кабаняна может запросто претендовать на звание того самого мужчины мечты. Красив, обаятелен, ироничен (интересно следить за тем, как меняется его мимика, когда он рассказывает жене о своих увлечениях до нее), готов к диалогу и к эксперименту. На нем идеально сидит как фрак, так и шелковый халат (художник по костюмам Олеся Скарына). Глядя на дуэт Кабаняна и Огаревой, сразу вспоминаешь не так давно вышедшие на этой же сцене «Опасные связи», где Серафима играет мадам де Турвель и в очередной раз жалеешь, что там нет такого Вальмона. Тут же как нельзя кстати, пришлось замечание одного моего коллеги, что красивый мужчина в спектакле – всегда индульгенция. Вот посмотришь, с какой яростью допрашивает маркиза мужа о том, сколько у него было женщин, то поверишь, что иногда красота – скорее доказательство вины и повод для подозрений. И что делать, когда червь сомнения засел в голове? Но это, опять же, совсем другая история.
Одну из которых поведает после смены в ресторане один официант другому. Да, да она именно о том, когда любовь становится наваждением, которая «Шпилькой» впилась в сердце – не вытащишь. «Избавиться» от такой гораздо сложнее, чем от наскучившего мужа, как в новелле «Избавилась».
И тем вернее (режиссер очень точно задал артистам тон), что все четыре истории сыграны весело, игриво, чувственно, иногда откровенно по-хулигански. Поначалу даже не задумываешься о том, что у «Подарка» есть второе дно и порой довольно серьезный подтекст, что каждая история может быть перевертышем. Смеешься над точными репликами, следишь за слаженной, словно канкан, игрой артистов и искренне наслаждаешься.
И тут в финале возникает пятая новелла, которая по стилю резко отличается от предыдущих – на первый взгляд, грустная, щемящая, печально романтичная. Она скорее напоминает рассказы Бунина, с которых Юрий Титов начинал карьеру режиссера. Графиня Баранова (Наталья Мартынова) смертельно больна и едет лечиться, в поезде незнакомец (совершенно переменившийся Амбарцум Кабанян) просит помочь ему пересечь границу. Они провели наедине ночь, не сказав друг другу ни слова. Но, встреча, очевидно, переменила жизнь обоим. Есть ли вариант, при котором они могли бы быть вместе? Ни в коем случае. Считать ли эту историю печальной? Не уверена. Ведь, как сказано во французском фильме «Встреча»: «Если вы не хотите, чтобы отношения заканчивались, просто не начинайте их».
Но, а главное, как мне кажется, любая любовь, даже самая несчастная и безответная, – подарок, ведь она помогает открыть самого себе. То же можно сказать и о театре, ведь хороший спектакль – это всегда по любви.
Источник: из соцсетей
Ксения Позднякова, «из соцсетей», 9.04.2023
- Отличный «Подарок», или Всё начинается с любви
Ксения Позднякова, «из соцсетей», 9.04.2023
- «Подарок»: такая разная любовь в «Мастерской Фоменко»Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 7.04.2023
- В Мастерской Петра Фоменко спектакль «Подарок» исследует «основной инстинкт», тонким ценителем, певцом и знатоком которого был МопассанОльга Штраус, «Российская газета», 31.03.2023
- «Подарок» зрителямРита Долматова, «На западе Москвы», 28.03.2023
- Легкое движени головойВячеслав Шадронов, «из соцсетей», 26.03.2023
- «Подарок»: пять новелл о прекрасной эпохеВалерия Вербинина, «Москультура», 26.03.2023
- АМБАРЦУМ КАБАНЯН: «Я работаю в лучшем театре в мире»Ольга Романцова, «Перспектива. Поколение поиска», 02.2022
- Теплые бабушки, толстые мальчики и Мистер Ипотека: чем заняться актеру, когда закрыт театрАнна Михайлова, «Будущее России. Национальные проекты», 30.03.2020
- Пошли на «Подвиг»? Ксения Позднякова, «SCOPE артблог», 7.02.2020
- Спектакль Евгения Каменьковича о Герое и толпеПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 4.02.2020
- Чисто шотландские убийстваПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 8.07.2019
- Это мой город: актер Амбарцум КабанянАнна Бибичадзе, «МосквичMag», 6.07.2019
- Дикие и симпатичныеВиктория Пешкова, «Культура», 4.07.2019
- Вонючая левретка лести: в чем трагедия Лира?Алёна Витшас, «Русский блоггер», 1.03.2019
- Король Лир как раб на галерахМарина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- «Я — верный пес»Евгения Милова, «Коммерсант-Стиль», 30.12.2017
- Амбарцум Кабанян: «В детстве я был чудесным тормозом»Евгения Шафранек, «MixNews», 16.11.2017
- Чего не было, того не былоЗоя Апостольская , «Российская газета», 24.11.2016
- Винтаж: Братская ГЭСЕлена Дьякова, ««Новая газета»», 30.09.2016
- Киноспектакль «Тополя» в «Мастерской Петра Фоменко» остался без фокусаГригорий Заславский, «Независимая газета», 28.07.2016
- «Тополя»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.06.2016
- То ли девушка, а то ли — виденьеИрина Шведова, «Московская правда», 28.06.2016
- Амбарцум Кабанян: «В Москве я часто оставался без денег»«Grazia», 23.06.2016
- Страх и нищета Мамаши КуражЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 23.06.2016
- Расскажи о любви. ПроникновенноАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 19.06.2016
- Dolce vita советской эпохиНаталья Васильева, «Известия», 17.06.2016
- «Были и есть только тополя»: спектакль-кинофильм Мастерской Петра ФоменкоАнастасия Каменская, «Buro 24/7», 16.06.2016
- Актер Амбарцум Кабанян отвечает на вопросы GQ«GQ», 06.2016
- Феноменальные Ирина Горбачева и Полина Кутепова в «Мамаше Кураж»Алексей Киселев , «Афиша Daily», 25.05.2016
- «Я обожаю любить»Наталья Витвицкая, «Коммерсантъ LifeStyle», 11.05.2016
- Амбарцум Кабанян: «Награды — это для мамы»Анастасия Каменская, «http://www.buro247.ru», 5.04.2016
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Дыша духами и туманамиЗоя Апостольская , «Российская газета», 15.09.2015
- Честно заработанная шестипенсияОльга Фукс, «Театральная Афиша», 08.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Ночные забавыМария Юрченко, «http://portal-kultura.ru», 22.07.2015
- Балканское бароккоПавел Руднев, «www.teatrall.ru», 4.07.2015
- Полет во сне и наяву: герои Шекспира совершили побегЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 3.07.2015
- «Полета вольное упорство»Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- Русские вопросыАлексей Семенов, «Псковская губерния», 19.11.2014
- Про ароматное соцветьеГеннадий Демин, «Страстной бульвар, 10(№ 3)», 11.2013
- Случайные связи на темных аллеяхАнна Чужкова, «Культура», 27.09.2013
- Счастье первой любви вместо горечи последних свиданийАся Иванова, «Вечерняя Москва», 24.09.2013
- «Мастерская Петра Фоменко» выпустила еще один спектакль про счастьеАлла Шевелева, «Известия», 23.09.2013
- «Моряки и шлюхи»: долой слова и юбкиАнна Балуева, 17.01.2013
- Танцы о свободеГалина Шматова, «http://afisha.mail.ru», 18.12.2012
- Неслучайный дарАлександра Солдатова , «Экран и Сцена (№ 19, 2012)», 10.2012
- Попытка эпитафииКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 17.09.2012
- Синеет за чертой страницыЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.09.2012
- Вокзал. Раскладываться не стоит…Ирина Алпатова, «http://www.teatral-online.ru», 14.09.2012
- Русский человек на deja vuРоман Должанский, «Коммерсант», 15.12.2011
- Не как в сказкеГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.12.2011
- «Русский человек на рандеву»Алексей Киселев , «Maptype.com», 12.2011
- Мастерская Петра Фоменко: молодые на rendez-vousМарина Шимадина, «Ваш досуг», 23.11.2011
- Новое поколение на rendez-vousГалина Шматова, «Экран и Сцена (№ 20)», 11.2011
- Рандеву с ТургеневымАнна Гордеева, «Московские новости», 27.10.2011
- Вешние воды во время чумыЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.10.2011