«Фантазии Фарятьева»: люди с другой планеты
В Мастерской Фоменко поставили спектакль о мечтах зубного врача.
Пьеса Аллы Соколовой о чудаковатом стоматологе Фарятьеве, влюбленном в постоянно несчастную учительницу музыки Сашу, написана в советские времена (многие помнят экранизацию Ильи Авербаха с Андреем Мироновым и Мариной Нееловой в главных ролях). И хотя с той поры в стране многое изменилось, люди, мечтающие о далеких мирах и всеобщем счастье, еще находятся. О современных фарятьевых и поставила свой спектакль Вера Камышникова. А художник Мария Трегубова ей в этом очень помогла.
В Мастерской всегда бережно относились к первоисточнику, вот и на этот раз здесь не изменили ни строчки в выбранной пьесе. «Расширила горизонт» невероятная сценография. Мария Трегубова — главный художник всех крымовских шедевров. Понятно, что с фоменками она более сдержанна (даже осторожна), однако не узнать ее размашистый яркий почерк в этой прекрасно сыгранной трагикомедии, невозможно. Под руководством Трегубовой маленькая квартирка-клетушка провинциального городка на Старой сцене Мастерской превратилась в загадочный и безумный космос.
Здесь оживают цветные обои на стенах, раздвигаются стены, поднимается и опускается пол. В таинственном зазеркалье живут двойники главных действующих лиц, с которыми эти же действующие лица потом обнимаются (отражения героев играют другие актеры). В гостиной летают наволочки, на лестничной клетке живут космонавты, а потолок, когда вздумается, превращается в облака. Этот удивительно красивый и ирреальный мир, созданный посредством современных театральных технологий — отражение фантазий Павла Фарятьева (его играет Рэстэм Юскаев).
Нескладный и нелепый, он живет со старенькой тетушкой и работает стоматологом. Забыть о жестокой реальности и гулком одиночестве ему помогают теория-мечта: Фарятьев уверен, все беды человечества происходят от того, что оно случайно попало на эту Землю. Настоящий родной дом, где все счастливы, находится на другой планете. Учительница Саша (Полина Кутепова), в которую Фарятьев влюблен, его мечтаний не разделяет. Да и вообще Фарятьева сторонится, но, поддавшись на уговоры наседки-мамы (великолепная работа Галины Кашковской), предложение руки и сердца принимает. Несмотря на отчаянную любовь к некоему Бетхудову (который, конечно же, ее не любит), оставаться незамужней и бездетной Саше не хочется.
Кутепова играет свою героиню так, если бы слова Фарятьева сбылись, и она, Саша, оказалась инопланетянкой. Смешная манерность, блондинистый парик Монро, узкая дешевая юбка, пошлые каблуки, и при тяжелая усталость и заметная нездешность. Когда она говорит, то обращается к кому угодно, только не к собеседнику. Как будто напряжено всматривается в себя, ищет ответы и никогда их не находит. Как только Бетхудов позовет ее, она уйдет. А Фарятьев останется сидеть в ее комнате, с сестрой Саши, дерзкой школьницей Любой (ее играет Вера Строкова). И не понимать ни любиных признаний в любви к нему, ни сашиного поступка, ни земных законов вообще. Маленькое любовное сумасшествие, произошедшее в этой семье и с этими людьми, обернется тотальной растерянностью перед миром. Увы, эта растерянность — обязательный фон сегодняшнего нашего существования. Все мы, как Фарятьев, Саша, Люба и др. — одинокие, непонятые и по большому счету непонятные друг другу.
В Мастерской всегда бережно относились к первоисточнику, вот и на этот раз здесь не изменили ни строчки в выбранной пьесе. «Расширила горизонт» невероятная сценография. Мария Трегубова — главный художник всех крымовских шедевров. Понятно, что с фоменками она более сдержанна (даже осторожна), однако не узнать ее размашистый яркий почерк в этой прекрасно сыгранной трагикомедии, невозможно. Под руководством Трегубовой маленькая квартирка-клетушка провинциального городка на Старой сцене Мастерской превратилась в загадочный и безумный космос.
Здесь оживают цветные обои на стенах, раздвигаются стены, поднимается и опускается пол. В таинственном зазеркалье живут двойники главных действующих лиц, с которыми эти же действующие лица потом обнимаются (отражения героев играют другие актеры). В гостиной летают наволочки, на лестничной клетке живут космонавты, а потолок, когда вздумается, превращается в облака. Этот удивительно красивый и ирреальный мир, созданный посредством современных театральных технологий — отражение фантазий Павла Фарятьева (его играет Рэстэм Юскаев).
Нескладный и нелепый, он живет со старенькой тетушкой и работает стоматологом. Забыть о жестокой реальности и гулком одиночестве ему помогают теория-мечта: Фарятьев уверен, все беды человечества происходят от того, что оно случайно попало на эту Землю. Настоящий родной дом, где все счастливы, находится на другой планете. Учительница Саша (Полина Кутепова), в которую Фарятьев влюблен, его мечтаний не разделяет. Да и вообще Фарятьева сторонится, но, поддавшись на уговоры наседки-мамы (великолепная работа Галины Кашковской), предложение руки и сердца принимает. Несмотря на отчаянную любовь к некоему Бетхудову (который, конечно же, ее не любит), оставаться незамужней и бездетной Саше не хочется.
Кутепова играет свою героиню так, если бы слова Фарятьева сбылись, и она, Саша, оказалась инопланетянкой. Смешная манерность, блондинистый парик Монро, узкая дешевая юбка, пошлые каблуки, и при тяжелая усталость и заметная нездешность. Когда она говорит, то обращается к кому угодно, только не к собеседнику. Как будто напряжено всматривается в себя, ищет ответы и никогда их не находит. Как только Бетхудов позовет ее, она уйдет. А Фарятьев останется сидеть в ее комнате, с сестрой Саши, дерзкой школьницей Любой (ее играет Вера Строкова). И не понимать ни любиных признаний в любви к нему, ни сашиного поступка, ни земных законов вообще. Маленькое любовное сумасшествие, произошедшее в этой семье и с этими людьми, обернется тотальной растерянностью перед миром. Увы, эта растерянность — обязательный фон сегодняшнего нашего существования. Все мы, как Фарятьев, Саша, Люба и др. — одинокие, непонятые и по большому счету непонятные друг другу.
Наталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 14.02.2014
- Рождение трагедии из духа репетицийЕлена Алдашева, «Театр.», 22.08.2022
- «Комедия о трагедии»: ремарка от Петра Наумовича ФоменкоИрина Мишина, «Musecube», 9.08.2022
- Мастерская и МаргаритаИльдар Сафуанов, «Литературная Россия», 9.11.2018
- Москва изменилась, а люди в ней все те жеЮлия Зу, «Musecube.org», 15.10.2018
- Спектакль «Мастер и Маргарита» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 5.10.2018
- Сила земного притяженияДарья Борисова, «На западе Москвы», 5.10.2018
- Юность Мастера не боитсяВиктория Пешкова, «Культура», 3.10.2018
- «Мастер и Маргарита»: нетеатральный роман на сцене Мастерской Петра ФоменкоАнна Бояринова, «Миллионер.ru», 28.09.2018
- Шабаш на набережнойАнна Оконова, «Театрон», 24.09.2018
- «Мастер и Маргарита» М. Булгакова в «Мастерской Фоменко», реж. Федор Малышев и Полина АгурееваВячеслав Шадронов, 18.09.2018
- Жил да был за углом Волемир«Культура», 15.03.2016
- Советский фарс о феномене супружеской измены с точки зрения математикиАлексей Киселев , «http://www.afisha.ru», 18.02.2016
- Звездное небо внутри холодильника «ЗИС-Москва»Елена Дьякова, «Новая газета», 3.02.2016
- По-человечески к зрителю: «Фантазии Фарятьева» в Мастерской Петра ФоменкоЛариса Каневская, «teatrall.ru», 18.02.2015
- Взгляд и нечтоВалентина Федорова, «Планета Красота, № 1-2», 01.2015
- Возвращение царя в головахЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.12.2014
- В астрал со стадионаЕлена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 12.2014
- Рождённым в СССР посвящается. В Мастерской Фоменко прошла новая премьераМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 12.11.2014
- Старомодная комедия. Рецензия на новую версию «Фантазий Фарятьева»Марина Мурзина, «Аргументы и факты», 9.10.2014
- «Фантазии Фарятьева»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 05.2014
- «Фантазии Фарятьева»: мы все инопланетяне!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 28.02.2014
- «Фантазии Фарятьева»: люди с другой планетыНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 14.02.2014
- Это у них сезонное
Анна Чужкова, «Культура», 13.02.2014
- Русский космизмАнастасия Паукер, «http://oteatre.info», 11.02.2014
- Галина Кашковская: Талант спасает жизньЕлена Вышинская, «Super Стиль», 7.02.2014
- О чем фантазирует грустный стоматолог в «Мастерской Фоменко»Алла Панасенко, «М24.ru», 31.01.2014
- Человеческая комедияОльга Егошина, «Новые Известия», 16.04.2012
- Петр Фоменко прочел «Театральный роман» в жанре меланхолииАлла Шевелева, «Известия», 13.04.2012
- «Театральный роман»: шутка годаНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- Интимные подробностиГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.04.2012
- «Не потеряйтесь!»Евгений Соколинский, «Империя драмы (газета Александринского театра)», 11.2009
- Так жить холодноЕкатерина Дмитриевская, «Экран и Сцена ╧2 (867)», 02.2008
- БесприданницаКсения Ларина, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 02.2008
- История о равнодушных людях.Марина Тимашева, «Радио Свобода», 25.01.2008
- Трагедия с видом на рекуИрина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Деловые люди в отсутствие любвиАлена Солнцева, «Время новостей», 17.01.2008
- Премьера к новосельюАлексей Филиппов, «Русский курьер», 14.01.2008
- Волга впадает в Москву-рекуЕлена Дьякова, «Новая газета», 10.01.2008
- Всех жалко, всехСветлана Полякова, «Газета.ru», 9.01.2008
- По волосам не плачутМарина Гаевская, «Культура», 30.11.2006
- Жизненно важноеАлена Данилова, «Взгляд», 20.11.2006
- Потерянный райОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.11.2006
- Кто знает про самое важное?Марина Райкина, «Московский комсомолец», 15.11.2006
- Проткнули времяГлеб Ситковский, «Gzt.ru», 14.11.2006
- Аншлаг на «Самом важном»Любовь Лебедина, «Труд № 210», 14.11.2006
- Давайте я вас запишуОлег Зинцов, «Ведомости № 214 (1741)», 14.11.2006