Сила земного притяжения
«Фоменки» представили свою версию истории про Мастера и Маргариту
26-й сезон в «Мастерской» начали с двух премьер – для детей и для взрослых. Еще до официального открытия сезона сыграли представление «В гостях у барона Мюнхгаузена», а 12 сентября состоялась премьера спектакля «Мастер и Маргарита».
«Московский шабаш в двух частях с одним разоблачением» – так обозначили авторы спектакля его жанр. Группа статистов, находящихся на сцене почти постоянно, так и поименована в программке: Москва.
И это современная Москва, где поэт Бездомный и литературовед Берлиоз – нынешние пижоны в узких брючках, а знаменитый ресторан «Грибоедов» – модный бар, в котором группками пританцовывают под пульсирующую фоновую музыку хипстеры и хипстерши. Знаменитому высказыванию Воланда о москвичах (что, мол, они обыкновенные люди и напоминают прежних, квартирный вопрос только испортил их) тут найдено буквальное воплощение. Кстати, Воланд в исполнении Алексея Колубкова неожиданно домашний, уютный – как будто он сам москвич, только из Москвы времен Островского. Вообще, к чести постановщиков и исполнителей стоит сказать, что все многочисленные персонажи спектакля узнаваемы – в том смысле, что за каждым не только герой романа Булгакова, но и непреходящий человеческий тип, из поколения в поколение меняющий лишь фасоны одежды. Пожалуй, только Мастер в исполнении Томаса Моцкуса и Иешуа (Павел Яковлев) – существа вне привычных определений.
Спектакль поставили Федор Малышев и Полина Агуреева, и оба в нем задействованы как актеры. Малышев – фигляр Коровьев, а Агуреева – Маргарита. Эта актриса никогда не играет чистую драму, всегда снижает пафос гротеском, некоторой критической иронией в отношении к своей героине. Это замечательное свойство как нельзя лучше «село» на роль Маргариты, женщины страстной и умной. Знаменитый полет новоявленной ведьмы решен в спектакле оригинально. Не будем раскрывать карт, приходите и оцените сами, как преодолели в «Мастерской» земное притяжение.
Спектакль «Мастер и Маргарита» не прекращается и во время антракта. В пространствах фойе играет для публики «Оркестр Четвертак“ под управлением Жоржа Бенгальского» – и многие не доходят до буфета, прикипают взглядом и ушами к этому шоу. В какой-то момент во всем театре гаснет свет – не пугайтесь, так надо. Это же «Мастер и Маргарита», тут надо быть готовым к проделкам инфернальных сил.
Им приметы не указ
Есть произведения, за которые опасно браться – так вам скажут в любом театре. Например, «Вий» Гоголя и «Мастер и Маргарита» Булгакова. Но соблазн велик, и поток штурмующих коварную классику не иссякает. Самой знаменитой сценической интерпретацией «Мастера и Маргариты» по праву считается спектакль Юрия Любимова в Театре на Таганке, выпущенный в 1977 году (кстати, «приветом» «фоменок» таганскому спектаклю можно считать назначение на роль Азазелло женщины – у Любимова его играла Зинаида Славина, а в «Мастерской» – Галина Кашковская). Были и еще подходы к роману. Так, в 1993-м свою версию «Мастера и Маргариты» представил зрителям Театра на Юго-Западе режиссер Валерий Белякович. Спектакль на долгие годы стал хитом репертуара. Позже режиссер вновь обратился к роману, поставив по нему спектакль во МХАТ е им. Горького. Роман Виктюк в 2001 году поставил в своем театре «Мастера и Маргариту», и спектакль идет до сих пор. Год назад инсценировка романа появилась и в «Студии театрального искусства» Сергея Женовача.
«Московский шабаш в двух частях с одним разоблачением» – так обозначили авторы спектакля его жанр. Группа статистов, находящихся на сцене почти постоянно, так и поименована в программке: Москва.
И это современная Москва, где поэт Бездомный и литературовед Берлиоз – нынешние пижоны в узких брючках, а знаменитый ресторан «Грибоедов» – модный бар, в котором группками пританцовывают под пульсирующую фоновую музыку хипстеры и хипстерши. Знаменитому высказыванию Воланда о москвичах (что, мол, они обыкновенные люди и напоминают прежних, квартирный вопрос только испортил их) тут найдено буквальное воплощение. Кстати, Воланд в исполнении Алексея Колубкова неожиданно домашний, уютный – как будто он сам москвич, только из Москвы времен Островского. Вообще, к чести постановщиков и исполнителей стоит сказать, что все многочисленные персонажи спектакля узнаваемы – в том смысле, что за каждым не только герой романа Булгакова, но и непреходящий человеческий тип, из поколения в поколение меняющий лишь фасоны одежды. Пожалуй, только Мастер в исполнении Томаса Моцкуса и Иешуа (Павел Яковлев) – существа вне привычных определений.
Спектакль поставили Федор Малышев и Полина Агуреева, и оба в нем задействованы как актеры. Малышев – фигляр Коровьев, а Агуреева – Маргарита. Эта актриса никогда не играет чистую драму, всегда снижает пафос гротеском, некоторой критической иронией в отношении к своей героине. Это замечательное свойство как нельзя лучше «село» на роль Маргариты, женщины страстной и умной. Знаменитый полет новоявленной ведьмы решен в спектакле оригинально. Не будем раскрывать карт, приходите и оцените сами, как преодолели в «Мастерской» земное притяжение.
Спектакль «Мастер и Маргарита» не прекращается и во время антракта. В пространствах фойе играет для публики «Оркестр Четвертак“ под управлением Жоржа Бенгальского» – и многие не доходят до буфета, прикипают взглядом и ушами к этому шоу. В какой-то момент во всем театре гаснет свет – не пугайтесь, так надо. Это же «Мастер и Маргарита», тут надо быть готовым к проделкам инфернальных сил.
Им приметы не указ
Есть произведения, за которые опасно браться – так вам скажут в любом театре. Например, «Вий» Гоголя и «Мастер и Маргарита» Булгакова. Но соблазн велик, и поток штурмующих коварную классику не иссякает. Самой знаменитой сценической интерпретацией «Мастера и Маргариты» по праву считается спектакль Юрия Любимова в Театре на Таганке, выпущенный в 1977 году (кстати, «приветом» «фоменок» таганскому спектаклю можно считать назначение на роль Азазелло женщины – у Любимова его играла Зинаида Славина, а в «Мастерской» – Галина Кашковская). Были и еще подходы к роману. Так, в 1993-м свою версию «Мастера и Маргариты» представил зрителям Театра на Юго-Западе режиссер Валерий Белякович. Спектакль на долгие годы стал хитом репертуара. Позже режиссер вновь обратился к роману, поставив по нему спектакль во МХАТ е им. Горького. Роман Виктюк в 2001 году поставил в своем театре «Мастера и Маргариту», и спектакль идет до сих пор. Год назад инсценировка романа появилась и в «Студии театрального искусства» Сергея Женовача.
Дарья Борисова, «На западе Москвы», 5.10.2018
- Рождение трагедии из духа репетицийЕлена Алдашева, «Театр.», 22.08.2022
- «Комедия о трагедии»: ремарка от Петра Наумовича ФоменкоИрина Мишина, «Musecube», 9.08.2022
- Мастерская и МаргаритаИльдар Сафуанов, «Литературная Россия», 9.11.2018
- Москва изменилась, а люди в ней все те жеЮлия Зу, «Musecube.org», 15.10.2018
- Спектакль «Мастер и Маргарита» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 5.10.2018
- Сила земного притяженияДарья Борисова, «На западе Москвы», 5.10.2018
- Юность Мастера не боитсяВиктория Пешкова, «Культура», 3.10.2018
- «Мастер и Маргарита»: нетеатральный роман на сцене Мастерской Петра ФоменкоАнна Бояринова, «Миллионер.ru», 28.09.2018
- Шабаш на набережнойАнна Оконова, «Театрон», 24.09.2018
- «Мастер и Маргарита» М. Булгакова в «Мастерской Фоменко», реж. Федор Малышев и Полина АгурееваВячеслав Шадронов, 18.09.2018
- Жил да был за углом Волемир«Культура», 15.03.2016
- Советский фарс о феномене супружеской измены с точки зрения математикиАлексей Киселев , «http://www.afisha.ru», 18.02.2016
- Звездное небо внутри холодильника «ЗИС-Москва»Елена Дьякова, «Новая газета», 3.02.2016
- По-человечески к зрителю: «Фантазии Фарятьева» в Мастерской Петра ФоменкоЛариса Каневская, «teatrall.ru», 18.02.2015
- Взгляд и нечтоВалентина Федорова, «Планета Красота, № 1-2», 01.2015
- Возвращение царя в головахЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.12.2014
- В астрал со стадионаЕлена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 12.2014
- Рождённым в СССР посвящается. В Мастерской Фоменко прошла новая премьераМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 12.11.2014
- Старомодная комедия. Рецензия на новую версию «Фантазий Фарятьева»Марина Мурзина, «Аргументы и факты», 9.10.2014
- «Фантазии Фарятьева»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 05.2014
- «Фантазии Фарятьева»: мы все инопланетяне!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 28.02.2014
- «Фантазии Фарятьева»: люди с другой планетыНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 14.02.2014
- Это у них сезонное
Анна Чужкова, «Культура», 13.02.2014
- Русский космизмАнастасия Паукер, «http://oteatre.info», 11.02.2014
- Галина Кашковская: Талант спасает жизньЕлена Вышинская, «Super Стиль», 7.02.2014
- О чем фантазирует грустный стоматолог в «Мастерской Фоменко»Алла Панасенко, «М24.ru», 31.01.2014
- Человеческая комедияОльга Егошина, «Новые Известия», 16.04.2012
- Петр Фоменко прочел «Театральный роман» в жанре меланхолииАлла Шевелева, «Известия», 13.04.2012
- «Театральный роман»: шутка годаНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- Интимные подробностиГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.04.2012
- «Не потеряйтесь!»Евгений Соколинский, «Империя драмы (газета Александринского театра)», 11.2009
- Так жить холодноЕкатерина Дмитриевская, «Экран и Сцена ╧2 (867)», 02.2008
- БесприданницаКсения Ларина, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 02.2008
- История о равнодушных людях.Марина Тимашева, «Радио Свобода», 25.01.2008
- Трагедия с видом на рекуИрина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Деловые люди в отсутствие любвиАлена Солнцева, «Время новостей», 17.01.2008
- Премьера к новосельюАлексей Филиппов, «Русский курьер», 14.01.2008
- Волга впадает в Москву-рекуЕлена Дьякова, «Новая газета», 10.01.2008
- Всех жалко, всехСветлана Полякова, «Газета.ru», 9.01.2008
- По волосам не плачутМарина Гаевская, «Культура», 30.11.2006
- Жизненно важноеАлена Данилова, «Взгляд», 20.11.2006
- Потерянный райОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.11.2006
- Кто знает про самое важное?Марина Райкина, «Московский комсомолец», 15.11.2006
- Проткнули времяГлеб Ситковский, «Gzt.ru», 14.11.2006
- Аншлаг на «Самом важном»Любовь Лебедина, «Труд № 210», 14.11.2006
- Давайте я вас запишуОлег Зинцов, «Ведомости № 214 (1741)», 14.11.2006