Москва изменилась, а люди в ней все те же
Москва узнается: вот она, современная, с грохотом электронной музыки, осоловевшими лицами, где сквозь биты, бывает, прорывается философский разговор. Например, об Иисусе и Понтии Пилате. Так дерзко, стильно и очень смело начинается версия булгаковского романа на сцене Мастерской Петра Фоменко. В роли режиссеров выступили Федор Малышев и Полина Агуреева. Достаточно большой риск: выпускать на сцене театра с именем спектакль по произведению, который не читал разве что ленивый, и сделать это так, чтобы эта постановка не встала в один ряд с уже существующими. И это удается: о таком спектакле непременно будут говорить.
Фоменковской легкости тут не будет – Москва – большая тусовка, грубоватая, резкая, такая, как сейчас. «Главное решение спектакля, большей его части, что Москва — это такая современная тусовка на Патриарших прудах или где-то ещё. Мне кажется, что это произведение про веру, такую настоящую, и про любовь. И это во многих спектаклях почему-то куда-то пропадает», — рассказывал о спектакле один из его авторов, Федор Малышев. Но было бы очень грубо называть спектакль «осовремененным», настоящий театр (коим, бесспорно, является Мастерская Петра Фоменко) не может делиться на «классический» и «современный», такие рамки для него слишком примитивны.
Скорее, это некая попытка освободиться от привязки ко времени вообще – оно в спектакле растворяется и превращается в некий единый поток. Вечный Воланд (Алексей Колубков) и его свита – всегда вне времени. Остаются вечными Мастер (Томас Моцкус) и Маргарита (Полина Агуреева), а библейские события и события московских глав происходят одновременно, в некой параллели.
Чувствуется, что создателям максимально хотелось сохранить калейдоскоп событий начала романа. Настоящая чертовщина происходит в первом действии. И это чертовщина в квадрате, приятно пугающая особенно тех, кто хорошо знает роман. Вместо избитого образа головы Берлиоза нам выносят его обезглавленное тело, умышленно и явно тряпичное, Степа Лиходеев порхает над сценой, а несчастного поэта Бездомного в клинике встречает вовсе не профессор Стравинский, а свита Воланда: Коровьев (Федор Малышев взял на себя, пожалуй, самую игровую роль), кот Бегемот (Игорь Войнаровский), и Азазелло. Про образ Азазелло хочется рассказать отдельно, так как очень свежо решение объединить двух героев: Азазелло и рыжую ведьму Геллу в одном персонаже. С этой задачей безупречно справилась Галина Кашковская.
Весь спектакль максимально демонический. Костюмы (Павел Каплевич) выглядят устрашающе, особенно прекрасна в них массовка. Надо сказать, что в какой-то момент появляется ощущение модного показа. Но что самое важное, что будет отличать этот спектакль от других – это сцена в Варьете.
Вернее, полное ее отсутствие. Казалось бы, «Мастера и Маргариту» можно ставить только ради этой сцены – так уж она и просится? Со всей своей театральностью. Но после того, как Коровьеввыкрикивает в зал: «Антракт, негодяи», публика смиренно направляется в фойе пить шампанское и веселиться. Иначе не получится, так как пространство фойе превращено неожиданно в нечто клубное: на сцене «оркестр» Жоржа Бенгальского (Дмитрий Рудков, который вообще исполняет в спектакле сразу несколько ролей), музыкальные инструменты (альт, аккордеон, ударные) положены на биты. Диджей жжет, народ тусуется. Пока неожиданно в фойе не выключится свет и на экране не появится лицо Воланда, заявляющего, что только квартирный вопрос испортил москвичей. Второе действие обретает бОльшую серьезность. Мелкокалиберная нарезка мистических событий постепенно угасает и впору Маргарите становиться ведьмой. Сцена, которая скрепляет спектакль, как стержень – это полет Маргариты. Для Полины Агуреевой это почти моноспектакль в миниатюре. Основным средством художественной выразительности становится барабанная установка. Так, громко и неистово, она разносит квартиру ненавистного критика Латунского и под стук собственного волнующегося сердца отправляется на бал к Воланду.
Сцена бала, которую многие трактуют как увеселительное мероприятие с невероятным шиком и размахом, подана сквозь фокус Маргариты, для которой это не веселье, а мука. Висельники и убийцы крадутся к Маргарите по-паучьи страшно, и вся эта сцена охвачена серым мороком. Как бы то ни было, любой интерпретатор в праве фокусироваться на тех или иных событиях произведения. Из нового спектакля Мастерской Фоменко ничего не выпадает, он выглядит цельным, но при всей своей напускной тусовочности не теряет исконного смысла – «Москва изменилась, а люди в ней все те же».
Источник: Musecube.org
Фоменковской легкости тут не будет – Москва – большая тусовка, грубоватая, резкая, такая, как сейчас. «Главное решение спектакля, большей его части, что Москва — это такая современная тусовка на Патриарших прудах или где-то ещё. Мне кажется, что это произведение про веру, такую настоящую, и про любовь. И это во многих спектаклях почему-то куда-то пропадает», — рассказывал о спектакле один из его авторов, Федор Малышев. Но было бы очень грубо называть спектакль «осовремененным», настоящий театр (коим, бесспорно, является Мастерская Петра Фоменко) не может делиться на «классический» и «современный», такие рамки для него слишком примитивны.
Скорее, это некая попытка освободиться от привязки ко времени вообще – оно в спектакле растворяется и превращается в некий единый поток. Вечный Воланд (Алексей Колубков) и его свита – всегда вне времени. Остаются вечными Мастер (Томас Моцкус) и Маргарита (Полина Агуреева), а библейские события и события московских глав происходят одновременно, в некой параллели.
Чувствуется, что создателям максимально хотелось сохранить калейдоскоп событий начала романа. Настоящая чертовщина происходит в первом действии. И это чертовщина в квадрате, приятно пугающая особенно тех, кто хорошо знает роман. Вместо избитого образа головы Берлиоза нам выносят его обезглавленное тело, умышленно и явно тряпичное, Степа Лиходеев порхает над сценой, а несчастного поэта Бездомного в клинике встречает вовсе не профессор Стравинский, а свита Воланда: Коровьев (Федор Малышев взял на себя, пожалуй, самую игровую роль), кот Бегемот (Игорь Войнаровский), и Азазелло. Про образ Азазелло хочется рассказать отдельно, так как очень свежо решение объединить двух героев: Азазелло и рыжую ведьму Геллу в одном персонаже. С этой задачей безупречно справилась Галина Кашковская.
Весь спектакль максимально демонический. Костюмы (Павел Каплевич) выглядят устрашающе, особенно прекрасна в них массовка. Надо сказать, что в какой-то момент появляется ощущение модного показа. Но что самое важное, что будет отличать этот спектакль от других – это сцена в Варьете.
Вернее, полное ее отсутствие. Казалось бы, «Мастера и Маргариту» можно ставить только ради этой сцены – так уж она и просится? Со всей своей театральностью. Но после того, как Коровьеввыкрикивает в зал: «Антракт, негодяи», публика смиренно направляется в фойе пить шампанское и веселиться. Иначе не получится, так как пространство фойе превращено неожиданно в нечто клубное: на сцене «оркестр» Жоржа Бенгальского (Дмитрий Рудков, который вообще исполняет в спектакле сразу несколько ролей), музыкальные инструменты (альт, аккордеон, ударные) положены на биты. Диджей жжет, народ тусуется. Пока неожиданно в фойе не выключится свет и на экране не появится лицо Воланда, заявляющего, что только квартирный вопрос испортил москвичей. Второе действие обретает бОльшую серьезность. Мелкокалиберная нарезка мистических событий постепенно угасает и впору Маргарите становиться ведьмой. Сцена, которая скрепляет спектакль, как стержень – это полет Маргариты. Для Полины Агуреевой это почти моноспектакль в миниатюре. Основным средством художественной выразительности становится барабанная установка. Так, громко и неистово, она разносит квартиру ненавистного критика Латунского и под стук собственного волнующегося сердца отправляется на бал к Воланду.
Сцена бала, которую многие трактуют как увеселительное мероприятие с невероятным шиком и размахом, подана сквозь фокус Маргариты, для которой это не веселье, а мука. Висельники и убийцы крадутся к Маргарите по-паучьи страшно, и вся эта сцена охвачена серым мороком. Как бы то ни было, любой интерпретатор в праве фокусироваться на тех или иных событиях произведения. Из нового спектакля Мастерской Фоменко ничего не выпадает, он выглядит цельным, но при всей своей напускной тусовочности не теряет исконного смысла – «Москва изменилась, а люди в ней все те же».
Источник: Musecube.org
Юлия Зу, «Musecube.org», 15.10.2018
- Рождение трагедии из духа репетицийЕлена Алдашева, «Театр.», 22.08.2022
- «Комедия о трагедии»: ремарка от Петра Наумовича ФоменкоИрина Мишина, «Musecube», 9.08.2022
- Мастерская и МаргаритаИльдар Сафуанов, «Литературная Россия», 9.11.2018
- Москва изменилась, а люди в ней все те жеЮлия Зу, «Musecube.org», 15.10.2018
- Спектакль «Мастер и Маргарита» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 5.10.2018
- Сила земного притяженияДарья Борисова, «На западе Москвы», 5.10.2018
- Юность Мастера не боитсяВиктория Пешкова, «Культура», 3.10.2018
- «Мастер и Маргарита»: нетеатральный роман на сцене Мастерской Петра ФоменкоАнна Бояринова, «Миллионер.ru», 28.09.2018
- Шабаш на набережнойАнна Оконова, «Театрон», 24.09.2018
- «Мастер и Маргарита» М. Булгакова в «Мастерской Фоменко», реж. Федор Малышев и Полина АгурееваВячеслав Шадронов, 18.09.2018
- Жил да был за углом Волемир«Культура», 15.03.2016
- Советский фарс о феномене супружеской измены с точки зрения математикиАлексей Киселев , «http://www.afisha.ru», 18.02.2016
- Звездное небо внутри холодильника «ЗИС-Москва»Елена Дьякова, «Новая газета», 3.02.2016
- По-человечески к зрителю: «Фантазии Фарятьева» в Мастерской Петра ФоменкоЛариса Каневская, «teatrall.ru», 18.02.2015
- Взгляд и нечтоВалентина Федорова, «Планета Красота, № 1-2», 01.2015
- Возвращение царя в головахЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.12.2014
- В астрал со стадионаЕлена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 12.2014
- Рождённым в СССР посвящается. В Мастерской Фоменко прошла новая премьераМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 12.11.2014
- Старомодная комедия. Рецензия на новую версию «Фантазий Фарятьева»Марина Мурзина, «Аргументы и факты», 9.10.2014
- «Фантазии Фарятьева»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 05.2014
- «Фантазии Фарятьева»: мы все инопланетяне!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 28.02.2014
- «Фантазии Фарятьева»: люди с другой планетыНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 14.02.2014
- Это у них сезонное
Анна Чужкова, «Культура», 13.02.2014
- Русский космизмАнастасия Паукер, «http://oteatre.info», 11.02.2014
- Галина Кашковская: Талант спасает жизньЕлена Вышинская, «Super Стиль», 7.02.2014
- О чем фантазирует грустный стоматолог в «Мастерской Фоменко»Алла Панасенко, «М24.ru», 31.01.2014
- Человеческая комедияОльга Егошина, «Новые Известия», 16.04.2012
- Петр Фоменко прочел «Театральный роман» в жанре меланхолииАлла Шевелева, «Известия», 13.04.2012
- «Театральный роман»: шутка годаНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- Интимные подробностиГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.04.2012
- «Не потеряйтесь!»Евгений Соколинский, «Империя драмы (газета Александринского театра)», 11.2009
- Так жить холодноЕкатерина Дмитриевская, «Экран и Сцена ╧2 (867)», 02.2008
- БесприданницаКсения Ларина, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 02.2008
- История о равнодушных людях.Марина Тимашева, «Радио Свобода», 25.01.2008
- Трагедия с видом на рекуИрина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Деловые люди в отсутствие любвиАлена Солнцева, «Время новостей», 17.01.2008
- Премьера к новосельюАлексей Филиппов, «Русский курьер», 14.01.2008
- Волга впадает в Москву-рекуЕлена Дьякова, «Новая газета», 10.01.2008
- Всех жалко, всехСветлана Полякова, «Газета.ru», 9.01.2008
- По волосам не плачутМарина Гаевская, «Культура», 30.11.2006
- Жизненно важноеАлена Данилова, «Взгляд», 20.11.2006
- Потерянный райОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.11.2006
- Кто знает про самое важное?Марина Райкина, «Московский комсомолец», 15.11.2006
- Проткнули времяГлеб Ситковский, «Gzt.ru», 14.11.2006
- Аншлаг на «Самом важном»Любовь Лебедина, «Труд № 210», 14.11.2006
- Давайте я вас запишуОлег Зинцов, «Ведомости № 214 (1741)», 14.11.2006