Взрослые сказки от Полины Агуреевой: 1000 и одна ночь в Мастерской Петра Фоменко
Отношения между мужчиной и женщиной – вечная тема, к которой можно отнестись по-разному. Особенно интересно и ярко ее можно раскрыть, если обратиться к древнейшим источникам. Новый спектакль Мастерской Петра Фоменко — как красивый цветок, который корнями держится за это древнее, непостижимое и потому — привлекательное.
Это безусловный эксперимент с маркировкой 18+: в спектакле нет ни грамма, ни даже намека на то, что обычно проходит под этим пикантным тэгом: ни мата, ни сцен насилия, ни курения, ни откровенных сцен. Но это исключительно взрослый спектакль, заставляющий пунцоветь даже привыкшую ко всему публику. Это как сама природа, создающая в цветах и растениях формы мужского и женского естества, пульсирующая страстью и обретающая пластическую форму сценического действа, приправленного восточным колоритом. Открытый эротизм присутствует, пожалуй, в одной единственной сцене – нам демонстрируют лишь обнаженные спины и мы слышим их нежные вздохи. Это тот случай, который будто бы демонстрирует разницу между утонченностью и пошлостью, эротикой и порнографией, конъюнктурой и искусством.
Гигантский восточный ковер на сцене – единственная декорация и площадка для любви и переплетения хитроумных сюжетов, таких же запутанных, как и сами сказки Шехерезады, где одна история перетекает в другую незаметно и плавно. Только что мы наблюдали отношения Ала-ад-Дина (Анатолий Анциферов) и Будур (Стефани Елизавета Бурмакова) – историю неравной страсти и первой любви, как уже окунаемся в авантюристскую притчу о неверной, но изобретательной жене ювелира в исполнении очень убедительной Евгении Дмитриевой. Алексею Колубкову достается роль простоватого и одураченного ювелира, который не выдерживает конкуренции с молодым триктсером Камар-аз-Заманом (Андрей Миххалев).
Секс в спектакле не просто есть, а он присутствует во всем: в пластике, в лексике, в сюжете, прикосновениях. И он практически академический, про эмоции, а не про физиологию. Не сказать, что Полина Агуреева как режиссер осторожничает, она поступает со зрителем так же, как и поступают с ним восточные сказания: скорее это откровение во всех смыслах, чувственное и свободное.
Все грани отношений между мужчиной и женщиной в этой постановке демонстрируют сложность и подчеркнутую архетипичность: идут века, а сюжеты, образы и главное, чувства, все те же. Но, несмотря на выразительную художественность и телесность постановки, в ней присутствует понятный посыл и вывод: после настоящей трагедии между юношей Азизом (Влад Ташбулатов) и Азизой (Александра Кессельман) мы вернемся к первой истории и вместе с Халифом-отцом (Томас Моцкус) примем, вероятно, верное решение, влияющее на судьбу героев.
Сама Полина Агуреева появляется в спектакле в качестве рассказчицы с женской стороны, мужскую линию рассказа ведет Федор Малышев, и это демонстрируемое деление на мужское женское на самом деле не кажется каким-то примитивным. Напротив, в нынешнее время гендерного размытия этот спектакль становится манифестом восприятия этого мира через внутреннее маскулинное или внутреннее феминное. И это,во-вторых, почему его нужно непременно смотреть. А во-первых, это красиво.
Источник: Musecube
Это безусловный эксперимент с маркировкой 18+: в спектакле нет ни грамма, ни даже намека на то, что обычно проходит под этим пикантным тэгом: ни мата, ни сцен насилия, ни курения, ни откровенных сцен. Но это исключительно взрослый спектакль, заставляющий пунцоветь даже привыкшую ко всему публику. Это как сама природа, создающая в цветах и растениях формы мужского и женского естества, пульсирующая страстью и обретающая пластическую форму сценического действа, приправленного восточным колоритом. Открытый эротизм присутствует, пожалуй, в одной единственной сцене – нам демонстрируют лишь обнаженные спины и мы слышим их нежные вздохи. Это тот случай, который будто бы демонстрирует разницу между утонченностью и пошлостью, эротикой и порнографией, конъюнктурой и искусством.
Гигантский восточный ковер на сцене – единственная декорация и площадка для любви и переплетения хитроумных сюжетов, таких же запутанных, как и сами сказки Шехерезады, где одна история перетекает в другую незаметно и плавно. Только что мы наблюдали отношения Ала-ад-Дина (Анатолий Анциферов) и Будур (Стефани Елизавета Бурмакова) – историю неравной страсти и первой любви, как уже окунаемся в авантюристскую притчу о неверной, но изобретательной жене ювелира в исполнении очень убедительной Евгении Дмитриевой. Алексею Колубкову достается роль простоватого и одураченного ювелира, который не выдерживает конкуренции с молодым триктсером Камар-аз-Заманом (Андрей Миххалев).
Секс в спектакле не просто есть, а он присутствует во всем: в пластике, в лексике, в сюжете, прикосновениях. И он практически академический, про эмоции, а не про физиологию. Не сказать, что Полина Агуреева как режиссер осторожничает, она поступает со зрителем так же, как и поступают с ним восточные сказания: скорее это откровение во всех смыслах, чувственное и свободное.
Все грани отношений между мужчиной и женщиной в этой постановке демонстрируют сложность и подчеркнутую архетипичность: идут века, а сюжеты, образы и главное, чувства, все те же. Но, несмотря на выразительную художественность и телесность постановки, в ней присутствует понятный посыл и вывод: после настоящей трагедии между юношей Азизом (Влад Ташбулатов) и Азизой (Александра Кессельман) мы вернемся к первой истории и вместе с Халифом-отцом (Томас Моцкус) примем, вероятно, верное решение, влияющее на судьбу героев.
Сама Полина Агуреева появляется в спектакле в качестве рассказчицы с женской стороны, мужскую линию рассказа ведет Федор Малышев, и это демонстрируемое деление на мужское женское на самом деле не кажется каким-то примитивным. Напротив, в нынешнее время гендерного размытия этот спектакль становится манифестом восприятия этого мира через внутреннее маскулинное или внутреннее феминное. И это,во-вторых, почему его нужно непременно смотреть. А во-первых, это красиво.
Источник: Musecube
Юлия Зу, «Musecube», 13.10.2020
- Боль и радость двадцать третьего годаМария Музалевская, 10.2023
- В Воронеже показали пятичасовой спектакль по роману ПастернакаНадежда Роготовская, «Горком36», 15.09.2023
- «Вишневый сад» в Мастерской Петра Фоменко: можно ли построить счастье на чужом несчастье?Елена Вилле, «МИР-24», 13.07.2023
- «Вишнёвый сад» Ивана Поповски в Мастерской Петра Фоменко: островок тепла в пустоте белого шумаЕлена Шаина, «Театр To Go», 7.07.2023
- Лёгкие люди, или Всех утопить!Елена Алдашева, «Театр.», 24.06.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» обратилась к «Вишневому саду»Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 6.06.2023
- «Вишнёвый сад»: «фоменки» об инфантилизмеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 3.06.2023
- Пищик для умаИгорь Вирабов, «Российская газета», 29.05.2023
- Рояль был весь раскрытРита Долматова, «На западе Москвы», 17.05.2023
- Каким вырос «Вишневый сад» в Мастерской Петра ФоменкоАлександра Сидорова, «Бизнес FM», 12.05.2023
- Спектакль «Двадцать третий»Лариса Каневская, «Мнение», 8.04.2023
- Другой век, другая странаЕлена Шаина, «Театр To Go», 22.03.2023
- «Двадцать третий»: чёрный обелиск «Мастерской Фоменко»Ирина Мишина, «Musecube», 6.03.2023
- На одном дыхании актеров и зрителейДмитрий Буткевич, «Радио «Ъ FM»», 15.02.2023
- Три цвета черного обелискаМарина Райкина, «Московский комсомолец», 14.02.2023
- В «Мастерской Петра Фоменко» прошла премьера спектакля «Двадцать третий»Александра Сидорова, «Бизнес FM», 13.02.2023
- «Рыцарь. Моцарт. Пир»: «фоменки» в чумеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 29.10.2022
- «Когтистый зверь, скребущий сердце»: в театре Фоменко поставили «Маленькие трагедии»Яна Жиляева, «Forbes», 22.10.2022
- «Чающие движения воды»: чудная вещь старая сказкаИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 1.03.2022
- «Сердце чисто созижди во мне». Чарующие Фоменки в спектакле «Чающие движения воды»Наталья Анисимова, «Русский блоггер», 18.02.2022
- Праведники и искусители Лескова в Мастерской Петра ФоменкоНаталья Шаинян, «Российская газета», 17.02.2022
- Собрать мир, расколотый надвоеЕлена Шаина, «Театр To Go», 9.02.2022
- Смерти нет, есть только ветерАнна Богатырева, «Porusski.me», 18.01.2022
- «Я ехал в свой самый глубокий ужас…»Елена Вилле, «МИР24», 2.12.2021
- Взрослые сказки от Полины Агуреевой: 1000 и одна ночь в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 13.10.2020
- Танцуя от рая до раяИгорь Вирабов, «Российская газета», 11.10.2020
- Антиутопия под МонеточкуАнна Богатырева, «Porusski.me», 6.11.2019
- Машина, которую мы собираемМарина Токарева, «Новая гезета», 19.10.2019