«Сердце чисто созижди во мне». Чарующие Фоменки в спектакле «Чающие движения воды»
«Соборяне» один из самых успешных романов Лескова, равно как сложный и глубокий, который кажется совершенно не приспособленным для театральной сцены. И не потому, что написан в форме хроники, а герои его люди духовные, просто у человеческой психики есть парадоксальное свойство – добродетельность вызывает скуку и отторжение, тогда как в греховности чувствуется сладость и притягательность… Откуда-то из глубин души извлекается сомнение в том, действительно ли чья-то жизнь может быть наполнена солнечным божественным сиянием, и в таких персонажах хочется выявить некие изъяны, неправильности.
В самой первой редакции у романа было название «Чающие движения воды», именно его и выбрал для спектакля режиссёр Евгений Каменькович. Сразу следует разобраться почему и какой смысл вложен в эту мелодичную, но малопонятную фразу? «Чаять» слово книжное и устаревшее, чаять, значит, ожидать, но что значит «чающие движения воды»?
Есть евангельская притча об Ангеле, который появлялся в одной из купелей Иерусалима и «возмущал» в ней воду, отчего она становилась целебной и исцеляла первого в неё окунувшегося. «Чающими движения воды» называли толпу ожидающих этого чудесного момента людей. Однажды Ангел сам вышел к одному немощному калеке, который физически не смог бы успеть войти в купель. Но вся «чающая» толпа переполнилась злобой и обвинила Ангела за нарушение «шаббата», запрета на любую деятельность в субботу. Ангел и исцеленный подверглись хуле, а произошедшее чуда померкло.
Так же и в сюжете, главный герой священник Савелий Туберозов и его жена Наталья, вместе с двумя другими священнослужителями отцом Захарией и дьяком Ахиллой, живут в городе Старгороде, ревностно и беззаветно служат людям, и все трое являются мишенью для нападок и насмешек со стороны властей и отдельно взятых жителей. По ходу спектаклю можно заметить, как некоторое недоверие и настороженность к героям сменяются нарастающим вниманием и напряжением. Зрители привыкают и очень близко к сердцу начинают принимать этих людей. Отменные, превосходные актёрские работы!
Правда и простота – первые слова, которые приходят на ум, когда смотришь на Ивана Верховых в роли Туберозова. Но за этой простотой чувствуется достоинство истины, внутренняя серьёзность. Абсолютный пассионарий, о котором писал Лев Гумилев, который свою жизнь он воспринимает как служение людям.
Сила отца Савелия кроется в силе его веры, чистоте её выражения, чистоте душевных помыслов. Во всем облике, манере, характере главное – невероятное благородство, несвойственное нашему дню. При этом он имеет свои слабости, потребности, свой характер, свою личность. Иван Верховых достойно готовит зрителей к катарсической кульминации образа в финале спектакля.
Не сразу становится ясным, что его жена Наталья имеет силу не меньшую, только выраженную по-иному. Роман написан в жанре хроники, и для того, чтобы перенести его на сцену, Александра Кесельман прошла через все возрасты своей героини, начиная с девических лет до старости. Щемящая правда её игры, нежность актёрского рисунка и потрясающая жертвенность её характера, не может заставить не восхищаться созданным ею образом. Молодая актриса поразительно тонко сыграла женщину непостижимой душевной теплоты и привлекательности.
Жизнь в Старгороде, освещают ещё двое героев. Владимир Свирский истово, от души, играет безбашенного дьякона Ахиллу, с безрасчётной жаждой жизни. Николай Орловский, актёр с волшебно живым лицом, очень хорош в образе молодого болезненного священника отца Захария, наполненного ребяческой простотой. В нем есть особая трогательность присущая людям открытым, доверчивым, лишенным какого бы то ни было лукавства. Оба они нежно и по сыновьему любят отца Савелия. Они и есть – соборяне, то есть те, кто действует единодушно. Финал спектакля покажет, почему всё-таки Лесков окончательным названием своего романа сделал «Соборяне».
В музыке есть сочетание трех звуков, которые называются «дьявольский тритон», и считается, что своим зловещим звучанием они вызывают темные силы. По принципу противопоставления светлого и темного, как музыку Всенощного бдения оттеняет «Фантастическая симфония» Берлиоза, так и на сцене возникают фигуры, олицетворяющее зло, безусловное или не слишком отчетливое, но существующее не где-то в космическом пространстве, а именно в людях. Дьявол может вылезти из человека и превратиться в зло осязаемое, липкое и сальное. Всё зло творится на сцене именно людьми – так кольцо темных людей вокруг соборян начинает сжиматься. И среди прочих появляется совершенно макабрический персонаж Измаил Термосесов. Александр Мичков превосходно играет его на грани фола, том самом, когда человек перестаёт быть человеком и становится кем-то другим. В образ вложена настолько низкая низкочастотная энергия, что возникает явная опасность материализации зла. Все остальные «злодеи» – помещица Бизюкина, предводитель дворянства, исправник, князь Борноволоков, цензор Троадий, учитель Препотентский лишь только его свита.
О чем же «Чающие движения воды»?
Спектакль дарует понимание, что жизнь без стремления к свету если не мертва, то не достигает того уровня, который необходим для полноты бытия. Главный вопрос не что будет с тобой, а с кем ты – с Богом или Дьяволом, и тогда что имеет большую ценность – чистая совесть или материальные богатства? И точка, поставленная в финале, превращается в многоточие…
Источник: Русский блоггер
В самой первой редакции у романа было название «Чающие движения воды», именно его и выбрал для спектакля режиссёр Евгений Каменькович. Сразу следует разобраться почему и какой смысл вложен в эту мелодичную, но малопонятную фразу? «Чаять» слово книжное и устаревшее, чаять, значит, ожидать, но что значит «чающие движения воды»?
Есть евангельская притча об Ангеле, который появлялся в одной из купелей Иерусалима и «возмущал» в ней воду, отчего она становилась целебной и исцеляла первого в неё окунувшегося. «Чающими движения воды» называли толпу ожидающих этого чудесного момента людей. Однажды Ангел сам вышел к одному немощному калеке, который физически не смог бы успеть войти в купель. Но вся «чающая» толпа переполнилась злобой и обвинила Ангела за нарушение «шаббата», запрета на любую деятельность в субботу. Ангел и исцеленный подверглись хуле, а произошедшее чуда померкло.
Так же и в сюжете, главный герой священник Савелий Туберозов и его жена Наталья, вместе с двумя другими священнослужителями отцом Захарией и дьяком Ахиллой, живут в городе Старгороде, ревностно и беззаветно служат людям, и все трое являются мишенью для нападок и насмешек со стороны властей и отдельно взятых жителей. По ходу спектаклю можно заметить, как некоторое недоверие и настороженность к героям сменяются нарастающим вниманием и напряжением. Зрители привыкают и очень близко к сердцу начинают принимать этих людей. Отменные, превосходные актёрские работы!
Правда и простота – первые слова, которые приходят на ум, когда смотришь на Ивана Верховых в роли Туберозова. Но за этой простотой чувствуется достоинство истины, внутренняя серьёзность. Абсолютный пассионарий, о котором писал Лев Гумилев, который свою жизнь он воспринимает как служение людям.
Сила отца Савелия кроется в силе его веры, чистоте её выражения, чистоте душевных помыслов. Во всем облике, манере, характере главное – невероятное благородство, несвойственное нашему дню. При этом он имеет свои слабости, потребности, свой характер, свою личность. Иван Верховых достойно готовит зрителей к катарсической кульминации образа в финале спектакля.
Не сразу становится ясным, что его жена Наталья имеет силу не меньшую, только выраженную по-иному. Роман написан в жанре хроники, и для того, чтобы перенести его на сцену, Александра Кесельман прошла через все возрасты своей героини, начиная с девических лет до старости. Щемящая правда её игры, нежность актёрского рисунка и потрясающая жертвенность её характера, не может заставить не восхищаться созданным ею образом. Молодая актриса поразительно тонко сыграла женщину непостижимой душевной теплоты и привлекательности.
Жизнь в Старгороде, освещают ещё двое героев. Владимир Свирский истово, от души, играет безбашенного дьякона Ахиллу, с безрасчётной жаждой жизни. Николай Орловский, актёр с волшебно живым лицом, очень хорош в образе молодого болезненного священника отца Захария, наполненного ребяческой простотой. В нем есть особая трогательность присущая людям открытым, доверчивым, лишенным какого бы то ни было лукавства. Оба они нежно и по сыновьему любят отца Савелия. Они и есть – соборяне, то есть те, кто действует единодушно. Финал спектакля покажет, почему всё-таки Лесков окончательным названием своего романа сделал «Соборяне».
В музыке есть сочетание трех звуков, которые называются «дьявольский тритон», и считается, что своим зловещим звучанием они вызывают темные силы. По принципу противопоставления светлого и темного, как музыку Всенощного бдения оттеняет «Фантастическая симфония» Берлиоза, так и на сцене возникают фигуры, олицетворяющее зло, безусловное или не слишком отчетливое, но существующее не где-то в космическом пространстве, а именно в людях. Дьявол может вылезти из человека и превратиться в зло осязаемое, липкое и сальное. Всё зло творится на сцене именно людьми – так кольцо темных людей вокруг соборян начинает сжиматься. И среди прочих появляется совершенно макабрический персонаж Измаил Термосесов. Александр Мичков превосходно играет его на грани фола, том самом, когда человек перестаёт быть человеком и становится кем-то другим. В образ вложена настолько низкая низкочастотная энергия, что возникает явная опасность материализации зла. Все остальные «злодеи» – помещица Бизюкина, предводитель дворянства, исправник, князь Борноволоков, цензор Троадий, учитель Препотентский лишь только его свита.
О чем же «Чающие движения воды»?
Спектакль дарует понимание, что жизнь без стремления к свету если не мертва, то не достигает того уровня, который необходим для полноты бытия. Главный вопрос не что будет с тобой, а с кем ты – с Богом или Дьяволом, и тогда что имеет большую ценность – чистая совесть или материальные богатства? И точка, поставленная в финале, превращается в многоточие…
Источник: Русский блоггер
Наталья Анисимова, «Русский блоггер», 18.02.2022
- Боль и радость двадцать третьего годаМария Музалевская, 10.2023
- В Воронеже показали пятичасовой спектакль по роману ПастернакаНадежда Роготовская, «Горком36», 15.09.2023
- «Вишневый сад» в Мастерской Петра Фоменко: можно ли построить счастье на чужом несчастье?Елена Вилле, «МИР-24», 13.07.2023
- «Вишнёвый сад» Ивана Поповски в Мастерской Петра Фоменко: островок тепла в пустоте белого шумаЕлена Шаина, «Театр To Go», 7.07.2023
- Лёгкие люди, или Всех утопить!Елена Алдашева, «Театр.», 24.06.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» обратилась к «Вишневому саду»Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 6.06.2023
- «Вишнёвый сад»: «фоменки» об инфантилизмеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 3.06.2023
- Пищик для умаИгорь Вирабов, «Российская газета», 29.05.2023
- Рояль был весь раскрытРита Долматова, «На западе Москвы», 17.05.2023
- Каким вырос «Вишневый сад» в Мастерской Петра ФоменкоАлександра Сидорова, «Бизнес FM», 12.05.2023
- Спектакль «Двадцать третий»Лариса Каневская, «Мнение», 8.04.2023
- Другой век, другая странаЕлена Шаина, «Театр To Go», 22.03.2023
- «Двадцать третий»: чёрный обелиск «Мастерской Фоменко»Ирина Мишина, «Musecube», 6.03.2023
- На одном дыхании актеров и зрителейДмитрий Буткевич, «Радио «Ъ FM»», 15.02.2023
- Три цвета черного обелискаМарина Райкина, «Московский комсомолец», 14.02.2023
- В «Мастерской Петра Фоменко» прошла премьера спектакля «Двадцать третий»Александра Сидорова, «Бизнес FM», 13.02.2023
- «Рыцарь. Моцарт. Пир»: «фоменки» в чумеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 29.10.2022
- «Когтистый зверь, скребущий сердце»: в театре Фоменко поставили «Маленькие трагедии»Яна Жиляева, «Forbes», 22.10.2022
- «Чающие движения воды»: чудная вещь старая сказкаИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 1.03.2022
- «Сердце чисто созижди во мне». Чарующие Фоменки в спектакле «Чающие движения воды»Наталья Анисимова, «Русский блоггер», 18.02.2022
- Праведники и искусители Лескова в Мастерской Петра ФоменкоНаталья Шаинян, «Российская газета», 17.02.2022
- Собрать мир, расколотый надвоеЕлена Шаина, «Театр To Go», 9.02.2022
- Смерти нет, есть только ветерАнна Богатырева, «Porusski.me», 18.01.2022
- «Я ехал в свой самый глубокий ужас…»Елена Вилле, «МИР24», 2.12.2021
- Взрослые сказки от Полины Агуреевой: 1000 и одна ночь в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 13.10.2020
- Танцуя от рая до раяИгорь Вирабов, «Российская газета», 11.10.2020
- Антиутопия под МонеточкуАнна Богатырева, «Porusski.me», 6.11.2019
- Машина, которую мы собираемМарина Токарева, «Новая гезета», 19.10.2019