Бесприданница с Москвы-реки
Петр Фоменко открыл новый театр премьерой Островского
Театральный год только начался, но главное его событие уже определилось: лучший театр Москвы «Мастерская Петра Фоменко» обрел свой дом. Здание на набережной Тараса Шевченко, обращенное окнами на Москва-Сити, вписано в окружающий ландшафт и построено с учетом всех достижений техники. Новоселье отпраздновали еще в воскресенье, собрав друзей и покровителей театра. А лучшим подарком стала премьера «Бесприданницы», которой открылась большая сцена театра.
Когда МХТ выпустил премьеру по Островскому (драматургу, как считалось, Художественному театру глубоко чуждому), критики с удивлением отмечали, что краски «Шекспира Замоскворечья» художественники сохранили. Только свет поставлен как бы за сценой: от этого все стало прозрачнее, чем обычно, проступил узор интриги, кружева диалога. Петр Фоменко перевел масляные краски «Бесприданницы» в графику. Цвета на сцене притушены. На заднике и вовсе фигуры превращаются в силуэты: театр теней. Мир волжского городка потерял устойчивость: качающиеся мостки пристани, на которых так легко споткнуться.
Художник Владимир Максимов разбивает пространство большой сцены на удобные и привычные актерам площадки-пятачки. Двери и окна намечены рамками. Схватив окно, великолепная дама-вамп Харита Игнатьевна Огудалова (Наталья Курдюбова) спешит навстречу долгожданному гостю Кнурову (Алексей Колубков). И рамка окна превращает фигуру актрисы в подобие старинного портрета. Спектакль изысканно красив красотой обреченной, избыточной, безнадежной. Чего стоит мизансцена последнего объяснения Ларисы с Карандышевым, хватающим ее за ноги, мешающим уйти, а наверху силуэты цыганского хора, под сурдинку поющего свою ведьминскую песню-пророчество.
«Бесприданница» одна из самых мрачных пьес Островского. Не только девушку губят от скуки, всем жизнь не задалась. Удачливого Паратова мутит от предстоящей женитьбы на невесте с золотыми приисками. Поздняя страсть Кнурова к Ларисе саднит его душу. Все потеряла лихая бабенка Огудалова: ни одну из дочек не уберегла, не пристроила. Сам погубил свое тихое счастье самолюбивый дурак Карандышев.
В спектакль Фоменко предчувствие обреченности и беды входит вместе с Ларисой Полиной Агуреевой. Хрупкая девочка с детским ртом и неожиданными грудными нотами волнует: и глаз не оторвать, и смотреть больно. Впервые слова Кнурова: «В ней же совсем нет этого житейского», обрели полный смысл. В этой Ларисе совсем нет защитной оболочки притворства, хитрости, расчета или опыта. Она так доверчиво распахнута навстречу миру, что почти невозможно вынести эту искренность. Кажется, ей в голову не приходит, что люди могут иметь какие-то скрытые мысли и цели. Она так ласково садится на колени к жениху, так нежно кладет руку ему на плечо. Но стоит ему задеть Паратова, и Лариса-Агуреева немедленно и пылко начнет объяснять, насколько бросивший ее возлюбленный лучше всех. Агуреева играет самое трудное чувство на театре первую любовь. Когда хмель бродит в крови и весь мир сосредоточен на одном желании, одном чувстве. Когда нарушено соответствие мер и весов. Когда за минутку с любимым не жалко жизни. Только один раз человеку дается благодать такой любви нараспашку, такого самоубийственного жара, такой всеобъемлющей нежности.
Эту девочку-драгоценность действительно надо беречь, надо спасать от нее самой. Только не бриллианты ей нужны и роскошь, а чтобы кто-то гладил по голове и уберегал от неминуемой беды: такая любовь никогда не может осуществиться. Никакой Ромео ее не будет достоин.
Петр Фоменко пошел на довольно жесткий эксперимент: красавцу Евгению Цыганову отдал роль гнусавого жениха Карандышева, а фактурному, но малотемпераментному Илье Любимову бенефисную роль Паратова. Результат (по крайней мере на первых спектаклях) довольно обескураживающий. Евгений Цыганов тратит большую часть душевных сил, чтобы скрыть свою мужскую привлекательность (и даже чуть пересаливает в этом стремлении), делая Карандышева абсолютно закомплексованным идиотом. А Паратов Ильи Любимова так занят своими живописными позами, что не успевает заметить Ларису, услышать ее.
Этот сбой в мужских ролях, наверное, мешает Полине Агуреевой, но придает пафоса трогательному ослеплению Ларисы. Услышав, что ее любимый обручен, она приникает к нему в прощальном объятии и никак не может оторваться. Не ходят ноги, ослабело тело, опустела душа. В финальной сцене, растрепанная, растерзанная, она будет долго смотреть вниз, размышляя: почему же нет сил на самоубийство, когда жить нечем и незачем?
Спектаклю «Бесприданница», уверена, суждена долгая жизнь. Еще будут уточняться ритмы и паузы, рисунки мужских ролей. Актеры будут постепенно осваиваться на новой роскошной сцене. Но уже сейчас понятно, что есть главное: театр, его здание с рекой Москвой за окном, оправданы той интонацией, с какой Лариса Полина Агуреева спрашивает друга детства Васю Вожеватова (Андрей Щеников): «Что же мне делать, Вася? Что же мне делать?»
Когда МХТ выпустил премьеру по Островскому (драматургу, как считалось, Художественному театру глубоко чуждому), критики с удивлением отмечали, что краски «Шекспира Замоскворечья» художественники сохранили. Только свет поставлен как бы за сценой: от этого все стало прозрачнее, чем обычно, проступил узор интриги, кружева диалога. Петр Фоменко перевел масляные краски «Бесприданницы» в графику. Цвета на сцене притушены. На заднике и вовсе фигуры превращаются в силуэты: театр теней. Мир волжского городка потерял устойчивость: качающиеся мостки пристани, на которых так легко споткнуться.
Художник Владимир Максимов разбивает пространство большой сцены на удобные и привычные актерам площадки-пятачки. Двери и окна намечены рамками. Схватив окно, великолепная дама-вамп Харита Игнатьевна Огудалова (Наталья Курдюбова) спешит навстречу долгожданному гостю Кнурову (Алексей Колубков). И рамка окна превращает фигуру актрисы в подобие старинного портрета. Спектакль изысканно красив красотой обреченной, избыточной, безнадежной. Чего стоит мизансцена последнего объяснения Ларисы с Карандышевым, хватающим ее за ноги, мешающим уйти, а наверху силуэты цыганского хора, под сурдинку поющего свою ведьминскую песню-пророчество.
«Бесприданница» одна из самых мрачных пьес Островского. Не только девушку губят от скуки, всем жизнь не задалась. Удачливого Паратова мутит от предстоящей женитьбы на невесте с золотыми приисками. Поздняя страсть Кнурова к Ларисе саднит его душу. Все потеряла лихая бабенка Огудалова: ни одну из дочек не уберегла, не пристроила. Сам погубил свое тихое счастье самолюбивый дурак Карандышев.
В спектакль Фоменко предчувствие обреченности и беды входит вместе с Ларисой Полиной Агуреевой. Хрупкая девочка с детским ртом и неожиданными грудными нотами волнует: и глаз не оторвать, и смотреть больно. Впервые слова Кнурова: «В ней же совсем нет этого житейского», обрели полный смысл. В этой Ларисе совсем нет защитной оболочки притворства, хитрости, расчета или опыта. Она так доверчиво распахнута навстречу миру, что почти невозможно вынести эту искренность. Кажется, ей в голову не приходит, что люди могут иметь какие-то скрытые мысли и цели. Она так ласково садится на колени к жениху, так нежно кладет руку ему на плечо. Но стоит ему задеть Паратова, и Лариса-Агуреева немедленно и пылко начнет объяснять, насколько бросивший ее возлюбленный лучше всех. Агуреева играет самое трудное чувство на театре первую любовь. Когда хмель бродит в крови и весь мир сосредоточен на одном желании, одном чувстве. Когда нарушено соответствие мер и весов. Когда за минутку с любимым не жалко жизни. Только один раз человеку дается благодать такой любви нараспашку, такого самоубийственного жара, такой всеобъемлющей нежности.
Эту девочку-драгоценность действительно надо беречь, надо спасать от нее самой. Только не бриллианты ей нужны и роскошь, а чтобы кто-то гладил по голове и уберегал от неминуемой беды: такая любовь никогда не может осуществиться. Никакой Ромео ее не будет достоин.
Петр Фоменко пошел на довольно жесткий эксперимент: красавцу Евгению Цыганову отдал роль гнусавого жениха Карандышева, а фактурному, но малотемпераментному Илье Любимову бенефисную роль Паратова. Результат (по крайней мере на первых спектаклях) довольно обескураживающий. Евгений Цыганов тратит большую часть душевных сил, чтобы скрыть свою мужскую привлекательность (и даже чуть пересаливает в этом стремлении), делая Карандышева абсолютно закомплексованным идиотом. А Паратов Ильи Любимова так занят своими живописными позами, что не успевает заметить Ларису, услышать ее.
Этот сбой в мужских ролях, наверное, мешает Полине Агуреевой, но придает пафоса трогательному ослеплению Ларисы. Услышав, что ее любимый обручен, она приникает к нему в прощальном объятии и никак не может оторваться. Не ходят ноги, ослабело тело, опустела душа. В финальной сцене, растрепанная, растерзанная, она будет долго смотреть вниз, размышляя: почему же нет сил на самоубийство, когда жить нечем и незачем?
Спектаклю «Бесприданница», уверена, суждена долгая жизнь. Еще будут уточняться ритмы и паузы, рисунки мужских ролей. Актеры будут постепенно осваиваться на новой роскошной сцене. Но уже сейчас понятно, что есть главное: театр, его здание с рекой Москвой за окном, оправданы той интонацией, с какой Лариса Полина Агуреева спрашивает друга детства Васю Вожеватова (Андрей Щеников): «Что же мне делать, Вася? Что же мне делать?»
Ольга Егошина, «Новые Известия», 17.01.2008
- Сбежавший жених, или Невероятное происшествие в фотоательеТатьяна Ратькина, «Театр To Go», 27.03.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: «Мастерская Фоменко» на конеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 26.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «Женитьбу»Юрий Юдин, «Российская газета», 21.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» гоголевскую «Женитьбу» превратили в «Совершенно Невероятное Событие»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 19.02.2024
- «Рыцарь. Моцарт. Пир»: «фоменки» в чумеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 29.10.2022
- Зачем в Мастерской Петра Фоменко поставили маленькие трагедии ПушкинаОльга Штраус, «Российская газета», 25.10.2022
- Лучшие спектакли Москвы по произведениям БулгаковаОльга Романцова, «Культура.рф», 20.04.2021
- Взрослые сказки от Полины Агуреевой: 1000 и одна ночь в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 13.10.2020
- Алексей Колубков: «Фоменко хвалил очень редко»Ксения Позднякова, «SCOPE артблог», 3.03.2020
- Пошли на «Подвиг»? Ксения Позднякова, «SCOPE артблог», 7.02.2020
- Спектакль Евгения Каменьковича о Герое и толпеПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 4.02.2020
- Чисто шотландские убийстваПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 8.07.2019
- Король Лир как раб на галерахМарина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- Три сестры по версии ШекспираДарья Борисова, «На западе Москвы», 16.02.2019
- Москва изменилась, а люди в ней все те жеЮлия Зу, «Musecube.org», 15.10.2018
- Спектакль «Мастер и Маргарита» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 5.10.2018
- Сила земного притяженияДарья Борисова, «На западе Москвы», 5.10.2018
- Юность Мастера не боитсяВиктория Пешкова, «Культура», 3.10.2018
- Тусовка у ВоландаЕвгения Смехова, «Musecube.org», 3.10.2018
- «Мастер и Маргарита»: нетеатральный роман на сцене Мастерской Петра ФоменкоАнна Бояринова, «Миллионер.ru», 28.09.2018
- Где Аннушка разлила масло в новом театральном сезоне?Анна Богатырева, «Porusski.me», 26.09.2018
- Шабаш на набережнойАнна Оконова, «Театрон», 24.09.2018
- «Мастер и Маргарита» М. Булгакова в «Мастерской Фоменко», реж. Федор Малышев и Полина АгурееваВячеслав Шадронов, 18.09.2018
- Мениппея, как и было сказаноПавел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- В Мастерской Петра Фоменко языком Гоголя высмеяли коммерсантовАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 9.06.2017
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- «Летние осы кусают нас даже в ноябре»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 04.2014
- Это у них сезонное
Анна Чужкова, «Культура», 13.02.2014
- «Летние осы кусают нас даже в ноябре»: про веру и любовьНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 7.02.2014
- «Мастерская Петра Фоменко» представит спектакль режиссера РейбоНаталья Курова, «РИА-новости», 8.12.2013
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу ВырыпаеваДарья Горшкова, «buro247.ru», 22.11.2013
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу Ивана Вырыпаева«Lenta.ru», 22.11.2013
- Пьесу Ивана Вырыпаева поставят в театре Фоменко в ускоренных темпахВера Копылова, «РИА-новости», 22.11.2013
- Танцы о свободеГалина Шматова, «http://afisha.mail.ru», 18.12.2012
- Театральный фестиваль имени Володина: Такие разные «Вечера»Марианна Ухорская, «http://peterburg2.ru», 14.02.2012
- «Пять вечеров»: импрессияДарья Коротаева, «Газета Володинского фестиваля», 10.02.2012
- Пять вечеровАлексей Киселев , «Maptype.com», 01.2012
- Три на четыреОксана Кушляева, «Петербургский театральный журнал, № 3 (65)», 09.2011
- На полюсахМария Хализева, «Экран и Сцена», 29.08.2011
- Театр Мастерская П. Фоменко А. Володин «Пять вечеров»Елена Левинская, «Театральная афиша», 06.2011
- Любить по-советскиАнастасия Вильчи, «Театрал (Новые Театральные Известия)», 06.2011
- Лав-стори на пять вечеровЕлена Стрельникова, «Комсомольская правда», 28.04.2011
- Пять вечеровОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 14.04.2011
- Пять вечеровНаталья Витвицкая, «VashDosug.ru», 12.04.2011
- Быт не заелРоман Должанский, «Коммерсант», 8.04.2011
- Выйти замуж за принципИрина Алпатова, «Культура», 7.04.2011
- Такие же, как не мыАлександра Машукова, «Ведомости», 1.04.2011
- Спектакль месяца: Герои «Пяти вечеров» поднялись над землей, как на картинах ШагалаОльга Романцова, «gzt.ru», 31.03.2011
- «Пять вечеров» в «Мастерской Петра Фоменко»Марина Шимадина, «OpenSpace.ru», 30.03.2011
- Акробаты и клоунессыДина Годер, «Московские новости», 30.03.2011
- «Мастерская Петра Фоменко» представляет премьеру спектакля «Пять вечеров»«Российская газета», 28.03.2011
- Наши в ДублинеБорис Павлович, «Петербургский театральный журнал», 07.2010
- Театральное изложение запрещенного романаГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 3, 2009)», 03.2009
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера «Улисса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 19.02.2009
- Двое из Дублина«Итоги», 9.02.2009
- Два слова о вечностиАлена Данилова, «Новые Известия», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpase.ru», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpace.Ru», 4.02.2009
- БесприданницаКсения Ларина, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 02.2008
- Дом Островского на Москве-рекеЮлия Черникова, «Утро.ru», 28.01.2008
- Господа, вы звериЕлена Ковальская, «Афиша», 28.01.2008
- История о равнодушных людях.Марина Тимашева, «Радио Свобода», 25.01.2008
- Четвертое рождение театраСальникова Валентина, «Трибуна», 24.01.2008
- Трагедия с видом на рекуИрина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Родом из одержимыхНаталия Каминская, «Культура», 17.01.2008
- Деловые люди в отсутствие любвиАлена Солнцева, «Время новостей», 17.01.2008
- Бесприданница с Москвы-рекиОльга Егошина, «Новые Известия», 17.01.2008
- Замри-умри-воскресниГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.01.2008
- Смешные люди«Итоги», 15.01.2008
- Премьера к новосельюАлексей Филиппов, «Русский курьер», 14.01.2008
- Петр Фоменко ставит Островского редко, но меткоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 11.01.2008
- Крыша для талантаАлена Карась, «Российская газета», 10.01.2008
- Всех жалко, всехСветлана Полякова, «Газета.ru», 9.01.2008
- Не шутите с носорогомИрина Алпатова, «Культура», 16.03.2006
- Бестиарий от слова bestЕлена Дьякова, «Новая газета», 23.12.2004
- Комедия, местами даже фарсАлена Карась, «Российская газета», 22.12.2004
- Генеральская дочьЕлена Солнцева, «Время новостей», 22.12.2004
- Не спи проснешьсяМарина Давыдова, «Известия», 21.12.2004
- Пистолет как развлечениеОльга Егошина, «Новые известия», 21.12.2004
- Смерть как перекурГлеб Ситковский, «Газета», 21.12.2004
- Патология красоты и клиника свободыЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 20.12.2004
- Египетские ночи«Pulse», 12.2002
- Сочинение по ПушкинуНина Агишева, «Московские новости», 8.10.2002
- Условие КлеопатрыЕлена Левинская, «Театр, № 4», 10.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002