Бесприданница
В Островском Петр Фоменко, судя по предыдущим постановкам, особо выделял его театральность, искреннюю любовь к театру, которая выражалась то в отдельных персонажах (Счастливцев, Несчастливцев в «Лесе»), то в месте действия («Без вины виноватые»), то фееричности сюжета («Волки и овцы»). Роковая драма «Бесприданница» получилась вызывающе театральной: там есть пародия на театр большого стиля, печальная насмешка над театральными условностями и подчеркнутая карикатурность персонажей.
Выстроенный на новой сцене нового здания (нависшего над Москва-рекой) волжский город Бряхимов (художник Владимир Максимов) состоит из мостов, лестниц, прибрежных чайных, буфетчиков, пахучих папирос, свеженакрахмаленных скатертей, вечерних теней на занавесках, распахнутых окон, незакрывающихся дверей и цыганского бормотания. Издевательски подмигивает щедро разрисованный задник с почти куинджевским закатом на черной водной глади. В таких декорациях грешно не хватануть с утра шампанского из самовара (хитрая уловка Васи Вожеватова Андрея Щенникова) и, лениво закурив, не порассуждать о местных женских прелестях.
В фоменковском театре нет старшего поколения, молодые артисты привыкли обращаться с возрастом условно, как в детских играх: я - мама, ты - папа, я - внучка, ты - бабушка и наоборот. Эта легкость перетекания из одного поколения в другое уравнивает персонажей во времени и придает словам и поступкам героев новые, подчас неожиданные смыслы. Именно поэтому создается впечатление, что Ларису играют две актрисы, то дополняя, то разрушая друг друга, скучающая дочь (Полина Агуреева) и страстная породистая мать (Наталья Курдюбова). И если одна мается от тоски, апатии и бессмысленности, то другая, наоборот, демонстрирует свою бесценность, уникальность и порочный талант роковой натуры. Паратов (вялый Илья Любимов) и Карандышев (порывистый Евгений Цыганов) тоже играют две стороны, две грани, две противоположности одного характера усталость и пресыщенность одного как волной накрывается бешеным страданием другого.
Подобную пару могли бы составить и Кнуров (Алексей Колубков) с Вожеватовым (Андрей Щенников), живые воплощения рыночной психологии. Их жирные, циничные диалоги за рюмкой чая с последующей дележкой девичьего тела никак не соотносятся с благопристойностью облика и манер. Они словно произносят чужие тексты, изредка застывая по середине фразы, с удивлением прислушиваясь к собственным словам. Впрочем, все без исключения персонажи, недосказывают чего-то важного, перемещаясь из света рампы вглубь сцены, буквально превращаясь в собственные тени и там, растекаясь по гардинам и ширмам, они доигрывают свой беззвучный спектакль. Их позы изломаны и красивы, от них веет декадентским холодом. Черные тени не пьянеют от вина, не кашляют от дыма и играют на гитаре, не прикасаясь к струнам. Полная стерильность.
Как ни странно, этому спектаклю явно не хватило чувственности, что, по идее, заложено в пьесе изначально. Ведь цыганский хор в русской драме не может появиться случайно, как концертный номер или абстрактная толпа зевак с гитарами. Заменив пьяный цыганский табор пятью мрачно мычащими цыганскими старухами, Фоменко немедленно возвел их в степень ведьм из «Макбета» и переставил акценты. Роковые страсти уступили место угрюмому фатализму. Лариса лишилась чувств и желаний, ей неинтересна жизнь, не жизнь без любви а жизнь вообще, она словно появилась на свет случайно, по чьей-то злой воле. Поэтому вместо жестокого романса «Не искушай» (все романсы надрывно выводит карандышевская тетка на кухне) она затянет безучастным басом «Расскажи-расскажи-бродяга-чей-родом-откуда ты ». От этой Ларисы страшно. От нее не закружится голова, не перехватит горло, не закипит от желания кровь. Наивная попытка Карандышева разбудить эту спящую красавицу, эту мертвую царевну вызывает жалость и сочувствие, в финальной сцене убийства публика явно на стороне убийцы. Евгений Цыганов напрасно сутулит плечи, прячется за нелепые усики и жалкие очочки, сюсюкает и послушно виляет воображаемым хвостом, как преданная, но глупая дворняга спрятать свою мужскую буйную натуру не удается даже в воображаемых предлагаемых обстоятельствах. Может, поэтому в финале спектакля, волоча за голую ногу бесчувственное ларисино тело, Цыганов устает изображать пьяного дурачка и смотрит прямо в зал жутким немигающим взглядом. Вот тут-то бы и начать настоящую историю, но - увы! нам суждено упиваться театром мертвых теней, искусственных закатов и цыганских романсов в исполнении кухарки. В насмешку.
Выстроенный на новой сцене нового здания (нависшего над Москва-рекой) волжский город Бряхимов (художник Владимир Максимов) состоит из мостов, лестниц, прибрежных чайных, буфетчиков, пахучих папирос, свеженакрахмаленных скатертей, вечерних теней на занавесках, распахнутых окон, незакрывающихся дверей и цыганского бормотания. Издевательски подмигивает щедро разрисованный задник с почти куинджевским закатом на черной водной глади. В таких декорациях грешно не хватануть с утра шампанского из самовара (хитрая уловка Васи Вожеватова Андрея Щенникова) и, лениво закурив, не порассуждать о местных женских прелестях.
В фоменковском театре нет старшего поколения, молодые артисты привыкли обращаться с возрастом условно, как в детских играх: я - мама, ты - папа, я - внучка, ты - бабушка и наоборот. Эта легкость перетекания из одного поколения в другое уравнивает персонажей во времени и придает словам и поступкам героев новые, подчас неожиданные смыслы. Именно поэтому создается впечатление, что Ларису играют две актрисы, то дополняя, то разрушая друг друга, скучающая дочь (Полина Агуреева) и страстная породистая мать (Наталья Курдюбова). И если одна мается от тоски, апатии и бессмысленности, то другая, наоборот, демонстрирует свою бесценность, уникальность и порочный талант роковой натуры. Паратов (вялый Илья Любимов) и Карандышев (порывистый Евгений Цыганов) тоже играют две стороны, две грани, две противоположности одного характера усталость и пресыщенность одного как волной накрывается бешеным страданием другого.
Подобную пару могли бы составить и Кнуров (Алексей Колубков) с Вожеватовым (Андрей Щенников), живые воплощения рыночной психологии. Их жирные, циничные диалоги за рюмкой чая с последующей дележкой девичьего тела никак не соотносятся с благопристойностью облика и манер. Они словно произносят чужие тексты, изредка застывая по середине фразы, с удивлением прислушиваясь к собственным словам. Впрочем, все без исключения персонажи, недосказывают чего-то важного, перемещаясь из света рампы вглубь сцены, буквально превращаясь в собственные тени и там, растекаясь по гардинам и ширмам, они доигрывают свой беззвучный спектакль. Их позы изломаны и красивы, от них веет декадентским холодом. Черные тени не пьянеют от вина, не кашляют от дыма и играют на гитаре, не прикасаясь к струнам. Полная стерильность.
Как ни странно, этому спектаклю явно не хватило чувственности, что, по идее, заложено в пьесе изначально. Ведь цыганский хор в русской драме не может появиться случайно, как концертный номер или абстрактная толпа зевак с гитарами. Заменив пьяный цыганский табор пятью мрачно мычащими цыганскими старухами, Фоменко немедленно возвел их в степень ведьм из «Макбета» и переставил акценты. Роковые страсти уступили место угрюмому фатализму. Лариса лишилась чувств и желаний, ей неинтересна жизнь, не жизнь без любви а жизнь вообще, она словно появилась на свет случайно, по чьей-то злой воле. Поэтому вместо жестокого романса «Не искушай» (все романсы надрывно выводит карандышевская тетка на кухне) она затянет безучастным басом «Расскажи-расскажи-бродяга-чей-родом-откуда ты ». От этой Ларисы страшно. От нее не закружится голова, не перехватит горло, не закипит от желания кровь. Наивная попытка Карандышева разбудить эту спящую красавицу, эту мертвую царевну вызывает жалость и сочувствие, в финальной сцене убийства публика явно на стороне убийцы. Евгений Цыганов напрасно сутулит плечи, прячется за нелепые усики и жалкие очочки, сюсюкает и послушно виляет воображаемым хвостом, как преданная, но глупая дворняга спрятать свою мужскую буйную натуру не удается даже в воображаемых предлагаемых обстоятельствах. Может, поэтому в финале спектакля, волоча за голую ногу бесчувственное ларисино тело, Цыганов устает изображать пьяного дурачка и смотрит прямо в зал жутким немигающим взглядом. Вот тут-то бы и начать настоящую историю, но - увы! нам суждено упиваться театром мертвых теней, искусственных закатов и цыганских романсов в исполнении кухарки. В насмешку.
Ксения Ларина, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 02.2008
- Сбежавший жених, или Невероятное происшествие в фотоательеТатьяна Ратькина, «Театр To Go», 27.03.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: «Мастерская Фоменко» на конеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 26.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «Женитьбу»Юрий Юдин, «Российская газета», 21.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» гоголевскую «Женитьбу» превратили в «Совершенно Невероятное Событие»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 19.02.2024
- «Рыцарь. Моцарт. Пир»: «фоменки» в чумеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 29.10.2022
- Зачем в Мастерской Петра Фоменко поставили маленькие трагедии ПушкинаОльга Штраус, «Российская газета», 25.10.2022
- Лучшие спектакли Москвы по произведениям БулгаковаОльга Романцова, «Культура.рф», 20.04.2021
- Взрослые сказки от Полины Агуреевой: 1000 и одна ночь в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 13.10.2020
- Алексей Колубков: «Фоменко хвалил очень редко»Ксения Позднякова, «SCOPE артблог», 3.03.2020
- Пошли на «Подвиг»? Ксения Позднякова, «SCOPE артблог», 7.02.2020
- Спектакль Евгения Каменьковича о Герое и толпеПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 4.02.2020
- Чисто шотландские убийстваПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 8.07.2019
- Король Лир как раб на галерахМарина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- Три сестры по версии ШекспираДарья Борисова, «На западе Москвы», 16.02.2019
- Москва изменилась, а люди в ней все те жеЮлия Зу, «Musecube.org», 15.10.2018
- Спектакль «Мастер и Маргарита» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 5.10.2018
- Сила земного притяженияДарья Борисова, «На западе Москвы», 5.10.2018
- Юность Мастера не боитсяВиктория Пешкова, «Культура», 3.10.2018
- Тусовка у ВоландаЕвгения Смехова, «Musecube.org», 3.10.2018
- «Мастер и Маргарита»: нетеатральный роман на сцене Мастерской Петра ФоменкоАнна Бояринова, «Миллионер.ru», 28.09.2018
- Где Аннушка разлила масло в новом театральном сезоне?Анна Богатырева, «Porusski.me», 26.09.2018
- Шабаш на набережнойАнна Оконова, «Театрон», 24.09.2018
- «Мастер и Маргарита» М. Булгакова в «Мастерской Фоменко», реж. Федор Малышев и Полина АгурееваВячеслав Шадронов, 18.09.2018
- Мениппея, как и было сказаноПавел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- В Мастерской Петра Фоменко языком Гоголя высмеяли коммерсантовАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 9.06.2017
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- «Летние осы кусают нас даже в ноябре»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 04.2014
- Это у них сезонное
Анна Чужкова, «Культура», 13.02.2014
- «Летние осы кусают нас даже в ноябре»: про веру и любовьНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 7.02.2014
- «Мастерская Петра Фоменко» представит спектакль режиссера РейбоНаталья Курова, «РИА-новости», 8.12.2013
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу ВырыпаеваДарья Горшкова, «buro247.ru», 22.11.2013
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу Ивана Вырыпаева«Lenta.ru», 22.11.2013
- Пьесу Ивана Вырыпаева поставят в театре Фоменко в ускоренных темпахВера Копылова, «РИА-новости», 22.11.2013
- Танцы о свободеГалина Шматова, «http://afisha.mail.ru», 18.12.2012
- Театральный фестиваль имени Володина: Такие разные «Вечера»Марианна Ухорская, «http://peterburg2.ru», 14.02.2012
- «Пять вечеров»: импрессияДарья Коротаева, «Газета Володинского фестиваля», 10.02.2012
- Пять вечеровАлексей Киселев , «Maptype.com», 01.2012
- Три на четыреОксана Кушляева, «Петербургский театральный журнал, № 3 (65)», 09.2011
- На полюсахМария Хализева, «Экран и Сцена», 29.08.2011
- Театр Мастерская П. Фоменко А. Володин «Пять вечеров»Елена Левинская, «Театральная афиша», 06.2011
- Любить по-советскиАнастасия Вильчи, «Театрал (Новые Театральные Известия)», 06.2011
- Лав-стори на пять вечеровЕлена Стрельникова, «Комсомольская правда», 28.04.2011
- Пять вечеровОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 14.04.2011
- Пять вечеровНаталья Витвицкая, «VashDosug.ru», 12.04.2011
- Быт не заелРоман Должанский, «Коммерсант», 8.04.2011
- Выйти замуж за принципИрина Алпатова, «Культура», 7.04.2011
- Такие же, как не мыАлександра Машукова, «Ведомости», 1.04.2011
- Спектакль месяца: Герои «Пяти вечеров» поднялись над землей, как на картинах ШагалаОльга Романцова, «gzt.ru», 31.03.2011
- «Пять вечеров» в «Мастерской Петра Фоменко»Марина Шимадина, «OpenSpace.ru», 30.03.2011
- Акробаты и клоунессыДина Годер, «Московские новости», 30.03.2011
- «Мастерская Петра Фоменко» представляет премьеру спектакля «Пять вечеров»«Российская газета», 28.03.2011
- Наши в ДублинеБорис Павлович, «Петербургский театральный журнал», 07.2010
- Театральное изложение запрещенного романаГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 3, 2009)», 03.2009
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера «Улисса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 19.02.2009
- Двое из Дублина«Итоги», 9.02.2009
- Два слова о вечностиАлена Данилова, «Новые Известия», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpase.ru», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpace.Ru», 4.02.2009
- БесприданницаКсения Ларина, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 02.2008
- Дом Островского на Москве-рекеЮлия Черникова, «Утро.ru», 28.01.2008
- Господа, вы звериЕлена Ковальская, «Афиша», 28.01.2008
- История о равнодушных людях.Марина Тимашева, «Радио Свобода», 25.01.2008
- Четвертое рождение театраСальникова Валентина, «Трибуна», 24.01.2008
- Трагедия с видом на рекуИрина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Родом из одержимыхНаталия Каминская, «Культура», 17.01.2008
- Деловые люди в отсутствие любвиАлена Солнцева, «Время новостей», 17.01.2008
- Бесприданница с Москвы-рекиОльга Егошина, «Новые Известия», 17.01.2008
- Замри-умри-воскресниГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.01.2008
- Смешные люди«Итоги», 15.01.2008
- Премьера к новосельюАлексей Филиппов, «Русский курьер», 14.01.2008
- Петр Фоменко ставит Островского редко, но меткоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 11.01.2008
- Крыша для талантаАлена Карась, «Российская газета», 10.01.2008
- Всех жалко, всехСветлана Полякова, «Газета.ru», 9.01.2008
- Не шутите с носорогомИрина Алпатова, «Культура», 16.03.2006
- Бестиарий от слова bestЕлена Дьякова, «Новая газета», 23.12.2004
- Комедия, местами даже фарсАлена Карась, «Российская газета», 22.12.2004
- Генеральская дочьЕлена Солнцева, «Время новостей», 22.12.2004
- Не спи проснешьсяМарина Давыдова, «Известия», 21.12.2004
- Пистолет как развлечениеОльга Егошина, «Новые известия», 21.12.2004
- Смерть как перекурГлеб Ситковский, «Газета», 21.12.2004
- Патология красоты и клиника свободыЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 20.12.2004
- Египетские ночи«Pulse», 12.2002
- Сочинение по ПушкинуНина Агишева, «Московские новости», 8.10.2002
- Условие КлеопатрыЕлена Левинская, «Театр, № 4», 10.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002