Четвертое рождение театра
Вчера на новой сцене театра «Мастерская П. Н. Фоменко» завершился премьерный месяц спектакля «Бесприданница» А. Н. Островского, которого вся театральная Москва ждала, как открывающего, наконец, двери уникального здания. Театралы проходили мимо хорошо известного старого фоменковского театра и, перейдя шоссе, устремлялись к архитектурному сооружению, созданному, как кажется во мраке зимнего вечера, из одного стекла.
Конечно, для москвичей большая радость получить еще один настоящий театр. Театроведы, наверное, возмутятся таким утверждением. Ведь рождением театра считается создание труппы со своей стилистикой, которую сформировал режиссер. Если исходить из этого определения, то театр «Мастерская П. Н. Фоменко» создан в 1988 году педагогом актерско-режиссерского курса Российской Академии театрального искусства, народным артистом РФ Петром Фоменко. Или в 1993 году, когда театр был зарегистрирован и преподаватель определен, как художественный руководитель. Или в 2002 году, когда актеры получили, наконец, постоянную сцену и адрес, вселившись в бывший кинотеатр «Киев» на набережной Тараса Шевченко. Этот маленький театр, с маленькой труппой для смелых режиссерских экспериментов обрел тогда маленькое помещение и стал еще более популярен среди тех, кто идет в театр не отдыхать, а соучаствовать в сценическом действе своим восприятием, мироощущением, встречаться с мудростью режиссера, и проникаться тонкими переживаниями актеров. Тесный зал в отдаленном от театральных мест районе стал притягателен. Билеты спрашивали от метро «Кутузовская». А купить их стало возможно, только заказав по электронной почте. Я ждала на нужный мне спектакль три месяца.
И вот через 6 лет вошли «фоменки» (так называют театралы актеров труппы) в настоящий, достойный их театр, выстроенный на высоком берегу Москвы-реки, что сказалось на его архитектуре. Невысокий снаружи (чтобы не закрывать окна жителей дома напротив) он раскрывается многоступенчатым фойе, про которое при вознесшемся потолке можно сказать, что оно глубокое, лабиринтное и просторное. Его переходы позволяют избежать толчеи и просматриваются насквозь с разных точек. В общем-то, сверкающее ненавязчивыми светильниками помещение по-хайтековски холодное. Создается ощущение, что ты не в театре, а на фантастическом космическом корабле, что даже интересно.
Новую сцену большую на 450 мест (есть еще и на 150) театр рискнул осваивать «Бесприданницей» после блистательных фильмов «Бесприданница» с Алисовой и «Жестокого романса» с Гузеевой да Михалковым. Наверное, было у режиссера, что сказать нового. В поиске нового и следишь за развертывающимся действием, сравнивая героев с теми, которых, видела раньше на экране. И это мешает: ощущение будто выслеживаешь героев этого спектакля. Вот совсем не блистательный, хотя и статен и красив, но ленивый соблазнитель Сергей Сергеич Паратов (Илья Любимов). Вот Лариса Дмитриевна (Полина Агуреева), ожидающая просвета в скучной жизни. Вырываясь за Волгу с любимым, цыганами и прочими восхищающимися ею мужчинами, она выходит из роли молодой соблазнительной дамы в современную девчонку рисковую, порывистую. С распущенными волосами, босая, в большом, с чужого плеча плаще она наша, современная. А рядом ужасные: люди и оборотистая, циничная в своем безразличии мать (Наталия Курдюбова), и отворачивающийся от нее, как от ненужной вещи купец-друг ее детства (Андрей Щенников), и типичный человек бизнеса, который ценит красоту и непрочь ее присвоить опять-таки как вещь, стоящую денег (Алексей Колубков). А жених (Евгений Цыганов), как и положено ему по пьесе, гротескно стремится доказать своим неудавшимся званым обедом, что он этого общества достоин. Да, все это среда спектакля зрителям знакомая. Зрелые люди, знающие историю наизусть, не выдерживают уходят разочарованно после первого действия. А зря. Стоило дождаться проникновенного монолога Ларисы, с болью говорящей о своем разочаровании, своей печали, потере нити, которая должна была привести ее к счастью, о своей ненужности в этой жизни среди мужчин, которые по сути все «сво┘». И финального выстрела, к которому спектакль тянулся все три часа. С пистолетом в руке еще один человек, понявший, что он никому не нужен и все потерял, так как невеста уходит от него.
Все-таки чувствуется, что актеры сыграли не все задуманное. Наверное, не освоились с новыми стенами и сценой и даже, похоже, со ступенчатыми двухэтажными конструкциями декорации, на которых они спотыкаются то ли по роли, то ли случайно. Приятно звучит песенный репертуар, любопытны графичные тени на заднике сцены, изображаемые актерами. Они и развлекают, и отвлекают от действа. Хотя все это и красиво, но не эти детали раздвигают стены театры, вводя зрителя как соучастника в жизненную историю, происходящую на сцене.
И все же, судя по тому, как захватывают отдельные сцены, и тому восторгу, щемящей нежности, которая заполняет душу при последних звуках голоса Ларисы, при виде онемевших в растерянности персонажей, думается, что спектакль еще раскроется новыми гранями.
Конечно, для москвичей большая радость получить еще один настоящий театр. Театроведы, наверное, возмутятся таким утверждением. Ведь рождением театра считается создание труппы со своей стилистикой, которую сформировал режиссер. Если исходить из этого определения, то театр «Мастерская П. Н. Фоменко» создан в 1988 году педагогом актерско-режиссерского курса Российской Академии театрального искусства, народным артистом РФ Петром Фоменко. Или в 1993 году, когда театр был зарегистрирован и преподаватель определен, как художественный руководитель. Или в 2002 году, когда актеры получили, наконец, постоянную сцену и адрес, вселившись в бывший кинотеатр «Киев» на набережной Тараса Шевченко. Этот маленький театр, с маленькой труппой для смелых режиссерских экспериментов обрел тогда маленькое помещение и стал еще более популярен среди тех, кто идет в театр не отдыхать, а соучаствовать в сценическом действе своим восприятием, мироощущением, встречаться с мудростью режиссера, и проникаться тонкими переживаниями актеров. Тесный зал в отдаленном от театральных мест районе стал притягателен. Билеты спрашивали от метро «Кутузовская». А купить их стало возможно, только заказав по электронной почте. Я ждала на нужный мне спектакль три месяца.
И вот через 6 лет вошли «фоменки» (так называют театралы актеров труппы) в настоящий, достойный их театр, выстроенный на высоком берегу Москвы-реки, что сказалось на его архитектуре. Невысокий снаружи (чтобы не закрывать окна жителей дома напротив) он раскрывается многоступенчатым фойе, про которое при вознесшемся потолке можно сказать, что оно глубокое, лабиринтное и просторное. Его переходы позволяют избежать толчеи и просматриваются насквозь с разных точек. В общем-то, сверкающее ненавязчивыми светильниками помещение по-хайтековски холодное. Создается ощущение, что ты не в театре, а на фантастическом космическом корабле, что даже интересно.
Новую сцену большую на 450 мест (есть еще и на 150) театр рискнул осваивать «Бесприданницей» после блистательных фильмов «Бесприданница» с Алисовой и «Жестокого романса» с Гузеевой да Михалковым. Наверное, было у режиссера, что сказать нового. В поиске нового и следишь за развертывающимся действием, сравнивая героев с теми, которых, видела раньше на экране. И это мешает: ощущение будто выслеживаешь героев этого спектакля. Вот совсем не блистательный, хотя и статен и красив, но ленивый соблазнитель Сергей Сергеич Паратов (Илья Любимов). Вот Лариса Дмитриевна (Полина Агуреева), ожидающая просвета в скучной жизни. Вырываясь за Волгу с любимым, цыганами и прочими восхищающимися ею мужчинами, она выходит из роли молодой соблазнительной дамы в современную девчонку рисковую, порывистую. С распущенными волосами, босая, в большом, с чужого плеча плаще она наша, современная. А рядом ужасные: люди и оборотистая, циничная в своем безразличии мать (Наталия Курдюбова), и отворачивающийся от нее, как от ненужной вещи купец-друг ее детства (Андрей Щенников), и типичный человек бизнеса, который ценит красоту и непрочь ее присвоить опять-таки как вещь, стоящую денег (Алексей Колубков). А жених (Евгений Цыганов), как и положено ему по пьесе, гротескно стремится доказать своим неудавшимся званым обедом, что он этого общества достоин. Да, все это среда спектакля зрителям знакомая. Зрелые люди, знающие историю наизусть, не выдерживают уходят разочарованно после первого действия. А зря. Стоило дождаться проникновенного монолога Ларисы, с болью говорящей о своем разочаровании, своей печали, потере нити, которая должна была привести ее к счастью, о своей ненужности в этой жизни среди мужчин, которые по сути все «сво┘». И финального выстрела, к которому спектакль тянулся все три часа. С пистолетом в руке еще один человек, понявший, что он никому не нужен и все потерял, так как невеста уходит от него.
Все-таки чувствуется, что актеры сыграли не все задуманное. Наверное, не освоились с новыми стенами и сценой и даже, похоже, со ступенчатыми двухэтажными конструкциями декорации, на которых они спотыкаются то ли по роли, то ли случайно. Приятно звучит песенный репертуар, любопытны графичные тени на заднике сцены, изображаемые актерами. Они и развлекают, и отвлекают от действа. Хотя все это и красиво, но не эти детали раздвигают стены театры, вводя зрителя как соучастника в жизненную историю, происходящую на сцене.
И все же, судя по тому, как захватывают отдельные сцены, и тому восторгу, щемящей нежности, которая заполняет душу при последних звуках голоса Ларисы, при виде онемевших в растерянности персонажей, думается, что спектакль еще раскроется новыми гранями.
Сальникова Валентина, «Трибуна», 24.01.2008
- Сбежавший жених, или Невероятное происшествие в фотоательеТатьяна Ратькина, «Театр To Go», 27.03.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: «Мастерская Фоменко» на конеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 26.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «Женитьбу»Юрий Юдин, «Российская газета», 21.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» гоголевскую «Женитьбу» превратили в «Совершенно Невероятное Событие»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 19.02.2024
- «Рыцарь. Моцарт. Пир»: «фоменки» в чумеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 29.10.2022
- Зачем в Мастерской Петра Фоменко поставили маленькие трагедии ПушкинаОльга Штраус, «Российская газета», 25.10.2022
- Лучшие спектакли Москвы по произведениям БулгаковаОльга Романцова, «Культура.рф», 20.04.2021
- Взрослые сказки от Полины Агуреевой: 1000 и одна ночь в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 13.10.2020
- Алексей Колубков: «Фоменко хвалил очень редко»Ксения Позднякова, «SCOPE артблог», 3.03.2020
- Пошли на «Подвиг»? Ксения Позднякова, «SCOPE артблог», 7.02.2020
- Спектакль Евгения Каменьковича о Герое и толпеПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 4.02.2020
- Чисто шотландские убийстваПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 8.07.2019
- Король Лир как раб на галерахМарина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- Три сестры по версии ШекспираДарья Борисова, «На западе Москвы», 16.02.2019
- Москва изменилась, а люди в ней все те жеЮлия Зу, «Musecube.org», 15.10.2018
- Спектакль «Мастер и Маргарита» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 5.10.2018
- Сила земного притяженияДарья Борисова, «На западе Москвы», 5.10.2018
- Юность Мастера не боитсяВиктория Пешкова, «Культура», 3.10.2018
- Тусовка у ВоландаЕвгения Смехова, «Musecube.org», 3.10.2018
- «Мастер и Маргарита»: нетеатральный роман на сцене Мастерской Петра ФоменкоАнна Бояринова, «Миллионер.ru», 28.09.2018
- Где Аннушка разлила масло в новом театральном сезоне?Анна Богатырева, «Porusski.me», 26.09.2018
- Шабаш на набережнойАнна Оконова, «Театрон», 24.09.2018
- «Мастер и Маргарита» М. Булгакова в «Мастерской Фоменко», реж. Федор Малышев и Полина АгурееваВячеслав Шадронов, 18.09.2018
- Мениппея, как и было сказаноПавел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- В Мастерской Петра Фоменко языком Гоголя высмеяли коммерсантовАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 9.06.2017
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- «Летние осы кусают нас даже в ноябре»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 04.2014
- Это у них сезонное
Анна Чужкова, «Культура», 13.02.2014
- «Летние осы кусают нас даже в ноябре»: про веру и любовьНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 7.02.2014
- «Мастерская Петра Фоменко» представит спектакль режиссера РейбоНаталья Курова, «РИА-новости», 8.12.2013
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу ВырыпаеваДарья Горшкова, «buro247.ru», 22.11.2013
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу Ивана Вырыпаева«Lenta.ru», 22.11.2013
- Пьесу Ивана Вырыпаева поставят в театре Фоменко в ускоренных темпахВера Копылова, «РИА-новости», 22.11.2013
- Танцы о свободеГалина Шматова, «http://afisha.mail.ru», 18.12.2012
- Театральный фестиваль имени Володина: Такие разные «Вечера»Марианна Ухорская, «http://peterburg2.ru», 14.02.2012
- «Пять вечеров»: импрессияДарья Коротаева, «Газета Володинского фестиваля», 10.02.2012
- Пять вечеровАлексей Киселев , «Maptype.com», 01.2012
- Три на четыреОксана Кушляева, «Петербургский театральный журнал, № 3 (65)», 09.2011
- На полюсахМария Хализева, «Экран и Сцена», 29.08.2011
- Театр Мастерская П. Фоменко А. Володин «Пять вечеров»Елена Левинская, «Театральная афиша», 06.2011
- Любить по-советскиАнастасия Вильчи, «Театрал (Новые Театральные Известия)», 06.2011
- Лав-стори на пять вечеровЕлена Стрельникова, «Комсомольская правда», 28.04.2011
- Пять вечеровОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 14.04.2011
- Пять вечеровНаталья Витвицкая, «VashDosug.ru», 12.04.2011
- Быт не заелРоман Должанский, «Коммерсант», 8.04.2011
- Выйти замуж за принципИрина Алпатова, «Культура», 7.04.2011
- Такие же, как не мыАлександра Машукова, «Ведомости», 1.04.2011
- Спектакль месяца: Герои «Пяти вечеров» поднялись над землей, как на картинах ШагалаОльга Романцова, «gzt.ru», 31.03.2011
- «Пять вечеров» в «Мастерской Петра Фоменко»Марина Шимадина, «OpenSpace.ru», 30.03.2011
- Акробаты и клоунессыДина Годер, «Московские новости», 30.03.2011
- «Мастерская Петра Фоменко» представляет премьеру спектакля «Пять вечеров»«Российская газета», 28.03.2011
- Наши в ДублинеБорис Павлович, «Петербургский театральный журнал», 07.2010
- Театральное изложение запрещенного романаГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 3, 2009)», 03.2009
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера «Улисса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 19.02.2009
- Двое из Дублина«Итоги», 9.02.2009
- Два слова о вечностиАлена Данилова, «Новые Известия», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpase.ru», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpace.Ru», 4.02.2009
- БесприданницаКсения Ларина, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 02.2008
- Дом Островского на Москве-рекеЮлия Черникова, «Утро.ru», 28.01.2008
- Господа, вы звериЕлена Ковальская, «Афиша», 28.01.2008
- История о равнодушных людях.Марина Тимашева, «Радио Свобода», 25.01.2008
- Четвертое рождение театраСальникова Валентина, «Трибуна», 24.01.2008
- Трагедия с видом на рекуИрина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Родом из одержимыхНаталия Каминская, «Культура», 17.01.2008
- Деловые люди в отсутствие любвиАлена Солнцева, «Время новостей», 17.01.2008
- Бесприданница с Москвы-рекиОльга Егошина, «Новые Известия», 17.01.2008
- Замри-умри-воскресниГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.01.2008
- Смешные люди«Итоги», 15.01.2008
- Премьера к новосельюАлексей Филиппов, «Русский курьер», 14.01.2008
- Петр Фоменко ставит Островского редко, но меткоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 11.01.2008
- Крыша для талантаАлена Карась, «Российская газета», 10.01.2008
- Всех жалко, всехСветлана Полякова, «Газета.ru», 9.01.2008
- Не шутите с носорогомИрина Алпатова, «Культура», 16.03.2006
- Бестиарий от слова bestЕлена Дьякова, «Новая газета», 23.12.2004
- Комедия, местами даже фарсАлена Карась, «Российская газета», 22.12.2004
- Генеральская дочьЕлена Солнцева, «Время новостей», 22.12.2004
- Не спи проснешьсяМарина Давыдова, «Известия», 21.12.2004
- Пистолет как развлечениеОльга Егошина, «Новые известия», 21.12.2004
- Смерть как перекурГлеб Ситковский, «Газета», 21.12.2004
- Патология красоты и клиника свободыЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 20.12.2004
- Египетские ночи«Pulse», 12.2002
- Сочинение по ПушкинуНина Агишева, «Московские новости», 8.10.2002
- Условие КлеопатрыЕлена Левинская, «Театр, № 4», 10.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002