«Пять вечеров» в «Мастерской Петра Фоменко»
Виктор Рыжаков в спектакле по пьесе Александра Володина решительно не вписывается в фирменный стиль знаменитого театра
Виктора Рыжакова сегодня знают в основном как постановщика пьес Ивана Вырыпаева («Кислород», «Бытие № 2», «Июль») и как руководителя Фестиваля имени Александра Володина в Санкт-Петербурге. В «Пяти вечерах» эти две, казалось бы, бесконечно далекие друг от друга линии его судьбы наконец-то пересеклись. Главную пьесу драматурга, именем которой и назван володинский фестиваль, режиссер поставил как новую драму. Не в том смысле, что окунул сюжет в современность и провел апгрейд советских реалий, как это делают изготовители новых «служебных романов» и «ироний судьбы». Он просто прочитал пьесу как вневременной текст, как чистую поэзию.
На входе вместо программок всем гостям выдают картонные квадраты, по форме напоминающие конверты от винила. На лицевой стороне летающие девушки, на тыльной перечисление действующих лиц в стиле фирмы «Мелодия». И уже здесь зрители должны насторожиться и почувствовать намек на то, что классическую пьесу Володина в «Мастерской» собираются исполнить как музыку. Вращающийся квадрат сцены (излюбленное пространство Рыжакова еще со времен «Кислорода») здесь и правда напоминает диск грампластинки, который раскручивают, отталкиваясь ногой, сами персонажи. Режиссер поместил их в совершенно условное пространство, где приметы быта в комнате Тамары радио на стене, вешалка в коридоре, входная дверь нарисованы с помощью компьютерной анимации.
Спектакль начинается с потрясающей по своей простоте и силе сцены. С приходом Ильина этот кукольный дом начинает трещать по швам. Бумага на стене трескается и рвется, а за условной дверью обнаруживается дверь настоящая, про которую, видимо, давно старались забыть и не надеялись, что та когда-нибудь откроется. Тамара руками пытается остановить расползающиеся трещины, спасти свою тщательно нарисованную видимость жизни, но через секунду она уже свисает клочьями, а в открывшемся дверном проеме появляется не только ожившее воспоминание о любви, но и угрожающая черная пустота за его спиной.
Понятно, что актеры играют тут не бытовым способом. Роли Тамары и Ильина выстроены как музыкальные партии. У нее неловкая пластика поломанной игрушки и распевный бабий говорок, чуть дребезжащий от волнения. У него порывистые жесты и сдавленный голос (впрочем, хорошо знакомый всем, кто видел в последнее время хоть один спектакль Игоря Гордина). На лету схватывает правила игры и Яна Гладких, студентка Школы-студии МХАТ, сыгравшая Лизу в «Дворянском гнезде» Марины Брусникиной. Ее героиня Катя ужасно боится показаться нежной и простодушной и строит из себя взбалмошную независимую девицу, принимая отвязные позы. Отлично сделанная трагикомическая роль Зойки из гастронома у артистки Малого театра Евгении Дмитриевой. Стажер «Мастерской» Артем Цуканов (Славик) и ее старожил Алексей Колубков (Тимофеев) играют в более традиционной манере, но не сильно выбиваются из ансамбля.
Текст Володина актеры произносят скороговоркой или нараспев, заботясь не о психологической достоверности, а о ритме и музыкальности каждой фразы. А их движения порой напоминают причудливый танец. Пластикой в спектакле занимался все тот же Олег Глушков, выпустивший буквально на днях «Пер Гюнта» в Ленкоме. В «Пяти вечерах», конечно, куда меньше пафоса, и танцем происходящее на сцене можно назвать весьма условно, зато каждое движение здесь точно бьет в цель. Когда в сцене прощания с Ильиным Тамара скачет по кругу, вскидывая руку с платком, словно с белым флагом, и отчаянно изображает веселье, слова становятся лишними. Движения и жесты выдают все то, о чем старательно молчат герои.
В этом условном пространстве не работают законы традиционного психологического театра. Например, тут не имеет значения, что Полина Агуреева выглядит моложе своей героини. Хотя по роли Тамаре лет 38, ее принято представлять уже отцветшей женщиной. И Агуреева эту традицию превращает в повод для игры, доводя прием до гротеска. Она прячет свою красоту под старушечьим платьем, ботами «прощай-молодость» и огромным пучком на затылке, так что узнать в этой убогой «звезду» никак невозможно. Режиссер тоже позволяет себе легкую насмешку над кондовым театром советского пошиба. Там, где, скажем, в «Современнике» начинается патетический снегопад, на сцену «Мастерской» падает одна вырезанная из бумаги снежинка. Опять ирония и обнажение приема, но поди ж ты, эта смешная и наивная детская снежинка цепляет сильнее, чем целые тонны бутафорских хлопьев. Так и со всем спектаклем. Чем дальше актеры уходят от бытового правдоподобия и слащавой сентиментальности, чем смелее рушат стереотипы и пускаются в свободную игру, тем сильнее резонирует зрительный зал, сочувствуя этим корявым и непутевым героям.
Постановка Виктора Рыжакова совсем не вписывается в фирменный стиль «Мастерской». И Петр Фоменко, конечно, сильно рисковал, приглашая под свою крышу режиссера другой группы крови, да еще с командой артистов со стороны. Но в результате мастер не прогадал. На сцену театра, который все обожают по инерции, но давно не ждут от него сюрпризов и откровений, будто ворвался свежий ветер. Новая стилистика пошла на пользу и самой драме Володина. Освободившись от примет времени, висевших на ней тяжелыми якорями, пьеса взлетела. И оказалось, что история о людях, которые пытаются подменить жизнь ее иллюзией, боятся быть самими собой и, только отважившись на любовь, понимают, в какой пустоте жили все эти годы, и сегодня может звучать актуально.
На входе вместо программок всем гостям выдают картонные квадраты, по форме напоминающие конверты от винила. На лицевой стороне летающие девушки, на тыльной перечисление действующих лиц в стиле фирмы «Мелодия». И уже здесь зрители должны насторожиться и почувствовать намек на то, что классическую пьесу Володина в «Мастерской» собираются исполнить как музыку. Вращающийся квадрат сцены (излюбленное пространство Рыжакова еще со времен «Кислорода») здесь и правда напоминает диск грампластинки, который раскручивают, отталкиваясь ногой, сами персонажи. Режиссер поместил их в совершенно условное пространство, где приметы быта в комнате Тамары радио на стене, вешалка в коридоре, входная дверь нарисованы с помощью компьютерной анимации.
Спектакль начинается с потрясающей по своей простоте и силе сцены. С приходом Ильина этот кукольный дом начинает трещать по швам. Бумага на стене трескается и рвется, а за условной дверью обнаруживается дверь настоящая, про которую, видимо, давно старались забыть и не надеялись, что та когда-нибудь откроется. Тамара руками пытается остановить расползающиеся трещины, спасти свою тщательно нарисованную видимость жизни, но через секунду она уже свисает клочьями, а в открывшемся дверном проеме появляется не только ожившее воспоминание о любви, но и угрожающая черная пустота за его спиной.
Понятно, что актеры играют тут не бытовым способом. Роли Тамары и Ильина выстроены как музыкальные партии. У нее неловкая пластика поломанной игрушки и распевный бабий говорок, чуть дребезжащий от волнения. У него порывистые жесты и сдавленный голос (впрочем, хорошо знакомый всем, кто видел в последнее время хоть один спектакль Игоря Гордина). На лету схватывает правила игры и Яна Гладких, студентка Школы-студии МХАТ, сыгравшая Лизу в «Дворянском гнезде» Марины Брусникиной. Ее героиня Катя ужасно боится показаться нежной и простодушной и строит из себя взбалмошную независимую девицу, принимая отвязные позы. Отлично сделанная трагикомическая роль Зойки из гастронома у артистки Малого театра Евгении Дмитриевой. Стажер «Мастерской» Артем Цуканов (Славик) и ее старожил Алексей Колубков (Тимофеев) играют в более традиционной манере, но не сильно выбиваются из ансамбля.
Текст Володина актеры произносят скороговоркой или нараспев, заботясь не о психологической достоверности, а о ритме и музыкальности каждой фразы. А их движения порой напоминают причудливый танец. Пластикой в спектакле занимался все тот же Олег Глушков, выпустивший буквально на днях «Пер Гюнта» в Ленкоме. В «Пяти вечерах», конечно, куда меньше пафоса, и танцем происходящее на сцене можно назвать весьма условно, зато каждое движение здесь точно бьет в цель. Когда в сцене прощания с Ильиным Тамара скачет по кругу, вскидывая руку с платком, словно с белым флагом, и отчаянно изображает веселье, слова становятся лишними. Движения и жесты выдают все то, о чем старательно молчат герои.
В этом условном пространстве не работают законы традиционного психологического театра. Например, тут не имеет значения, что Полина Агуреева выглядит моложе своей героини. Хотя по роли Тамаре лет 38, ее принято представлять уже отцветшей женщиной. И Агуреева эту традицию превращает в повод для игры, доводя прием до гротеска. Она прячет свою красоту под старушечьим платьем, ботами «прощай-молодость» и огромным пучком на затылке, так что узнать в этой убогой «звезду» никак невозможно. Режиссер тоже позволяет себе легкую насмешку над кондовым театром советского пошиба. Там, где, скажем, в «Современнике» начинается патетический снегопад, на сцену «Мастерской» падает одна вырезанная из бумаги снежинка. Опять ирония и обнажение приема, но поди ж ты, эта смешная и наивная детская снежинка цепляет сильнее, чем целые тонны бутафорских хлопьев. Так и со всем спектаклем. Чем дальше актеры уходят от бытового правдоподобия и слащавой сентиментальности, чем смелее рушат стереотипы и пускаются в свободную игру, тем сильнее резонирует зрительный зал, сочувствуя этим корявым и непутевым героям.
Постановка Виктора Рыжакова совсем не вписывается в фирменный стиль «Мастерской». И Петр Фоменко, конечно, сильно рисковал, приглашая под свою крышу режиссера другой группы крови, да еще с командой артистов со стороны. Но в результате мастер не прогадал. На сцену театра, который все обожают по инерции, но давно не ждут от него сюрпризов и откровений, будто ворвался свежий ветер. Новая стилистика пошла на пользу и самой драме Володина. Освободившись от примет времени, висевших на ней тяжелыми якорями, пьеса взлетела. И оказалось, что история о людях, которые пытаются подменить жизнь ее иллюзией, боятся быть самими собой и, только отважившись на любовь, понимают, в какой пустоте жили все эти годы, и сегодня может звучать актуально.
Марина Шимадина, «OpenSpace.ru», 30.03.2011
- Сбежавший жених, или Невероятное происшествие в фотоательеТатьяна Ратькина, «Театр To Go», 27.03.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: «Мастерская Фоменко» на конеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 26.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «Женитьбу»Юрий Юдин, «Российская газета», 21.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» гоголевскую «Женитьбу» превратили в «Совершенно Невероятное Событие»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 19.02.2024
- «Рыцарь. Моцарт. Пир»: «фоменки» в чумеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 29.10.2022
- Зачем в Мастерской Петра Фоменко поставили маленькие трагедии ПушкинаОльга Штраус, «Российская газета», 25.10.2022
- Лучшие спектакли Москвы по произведениям БулгаковаОльга Романцова, «Культура.рф», 20.04.2021
- Взрослые сказки от Полины Агуреевой: 1000 и одна ночь в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 13.10.2020
- Алексей Колубков: «Фоменко хвалил очень редко»Ксения Позднякова, «SCOPE артблог», 3.03.2020
- Пошли на «Подвиг»? Ксения Позднякова, «SCOPE артблог», 7.02.2020
- Спектакль Евгения Каменьковича о Герое и толпеПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 4.02.2020
- Чисто шотландские убийстваПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 8.07.2019
- Король Лир как раб на галерахМарина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- Три сестры по версии ШекспираДарья Борисова, «На западе Москвы», 16.02.2019
- Москва изменилась, а люди в ней все те жеЮлия Зу, «Musecube.org», 15.10.2018
- Спектакль «Мастер и Маргарита» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 5.10.2018
- Сила земного притяженияДарья Борисова, «На западе Москвы», 5.10.2018
- Юность Мастера не боитсяВиктория Пешкова, «Культура», 3.10.2018
- Тусовка у ВоландаЕвгения Смехова, «Musecube.org», 3.10.2018
- «Мастер и Маргарита»: нетеатральный роман на сцене Мастерской Петра ФоменкоАнна Бояринова, «Миллионер.ru», 28.09.2018
- Где Аннушка разлила масло в новом театральном сезоне?Анна Богатырева, «Porusski.me», 26.09.2018
- Шабаш на набережнойАнна Оконова, «Театрон», 24.09.2018
- «Мастер и Маргарита» М. Булгакова в «Мастерской Фоменко», реж. Федор Малышев и Полина АгурееваВячеслав Шадронов, 18.09.2018
- Мениппея, как и было сказаноПавел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- В Мастерской Петра Фоменко языком Гоголя высмеяли коммерсантовАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 9.06.2017
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- «Летние осы кусают нас даже в ноябре»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 04.2014
- Это у них сезонное
Анна Чужкова, «Культура», 13.02.2014
- «Летние осы кусают нас даже в ноябре»: про веру и любовьНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 7.02.2014
- «Мастерская Петра Фоменко» представит спектакль режиссера РейбоНаталья Курова, «РИА-новости», 8.12.2013
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу ВырыпаеваДарья Горшкова, «buro247.ru», 22.11.2013
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу Ивана Вырыпаева«Lenta.ru», 22.11.2013
- Пьесу Ивана Вырыпаева поставят в театре Фоменко в ускоренных темпахВера Копылова, «РИА-новости», 22.11.2013
- Танцы о свободеГалина Шматова, «http://afisha.mail.ru», 18.12.2012
- Театральный фестиваль имени Володина: Такие разные «Вечера»Марианна Ухорская, «http://peterburg2.ru», 14.02.2012
- «Пять вечеров»: импрессияДарья Коротаева, «Газета Володинского фестиваля», 10.02.2012
- Пять вечеровАлексей Киселев , «Maptype.com», 01.2012
- Три на четыреОксана Кушляева, «Петербургский театральный журнал, № 3 (65)», 09.2011
- На полюсахМария Хализева, «Экран и Сцена», 29.08.2011
- Театр Мастерская П. Фоменко А. Володин «Пять вечеров»Елена Левинская, «Театральная афиша», 06.2011
- Любить по-советскиАнастасия Вильчи, «Театрал (Новые Театральные Известия)», 06.2011
- Лав-стори на пять вечеровЕлена Стрельникова, «Комсомольская правда», 28.04.2011
- Пять вечеровОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 14.04.2011
- Пять вечеровНаталья Витвицкая, «VashDosug.ru», 12.04.2011
- Быт не заелРоман Должанский, «Коммерсант», 8.04.2011
- Выйти замуж за принципИрина Алпатова, «Культура», 7.04.2011
- Такие же, как не мыАлександра Машукова, «Ведомости», 1.04.2011
- Спектакль месяца: Герои «Пяти вечеров» поднялись над землей, как на картинах ШагалаОльга Романцова, «gzt.ru», 31.03.2011
- «Пять вечеров» в «Мастерской Петра Фоменко»Марина Шимадина, «OpenSpace.ru», 30.03.2011
- Акробаты и клоунессыДина Годер, «Московские новости», 30.03.2011
- «Мастерская Петра Фоменко» представляет премьеру спектакля «Пять вечеров»«Российская газета», 28.03.2011
- Наши в ДублинеБорис Павлович, «Петербургский театральный журнал», 07.2010
- Театральное изложение запрещенного романаГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 3, 2009)», 03.2009
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера «Улисса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 19.02.2009
- Двое из Дублина«Итоги», 9.02.2009
- Два слова о вечностиАлена Данилова, «Новые Известия», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpase.ru», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpace.Ru», 4.02.2009
- БесприданницаКсения Ларина, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 02.2008
- Дом Островского на Москве-рекеЮлия Черникова, «Утро.ru», 28.01.2008
- Господа, вы звериЕлена Ковальская, «Афиша», 28.01.2008
- История о равнодушных людях.Марина Тимашева, «Радио Свобода», 25.01.2008
- Четвертое рождение театраСальникова Валентина, «Трибуна», 24.01.2008
- Трагедия с видом на рекуИрина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Родом из одержимыхНаталия Каминская, «Культура», 17.01.2008
- Деловые люди в отсутствие любвиАлена Солнцева, «Время новостей», 17.01.2008
- Бесприданница с Москвы-рекиОльга Егошина, «Новые Известия», 17.01.2008
- Замри-умри-воскресниГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.01.2008
- Смешные люди«Итоги», 15.01.2008
- Премьера к новосельюАлексей Филиппов, «Русский курьер», 14.01.2008
- Петр Фоменко ставит Островского редко, но меткоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 11.01.2008
- Крыша для талантаАлена Карась, «Российская газета», 10.01.2008
- Всех жалко, всехСветлана Полякова, «Газета.ru», 9.01.2008
- Не шутите с носорогомИрина Алпатова, «Культура», 16.03.2006
- Бестиарий от слова bestЕлена Дьякова, «Новая газета», 23.12.2004
- Комедия, местами даже фарсАлена Карась, «Российская газета», 22.12.2004
- Генеральская дочьЕлена Солнцева, «Время новостей», 22.12.2004
- Не спи проснешьсяМарина Давыдова, «Известия», 21.12.2004
- Пистолет как развлечениеОльга Егошина, «Новые известия», 21.12.2004
- Смерть как перекурГлеб Ситковский, «Газета», 21.12.2004
- Патология красоты и клиника свободыЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 20.12.2004
- Египетские ночи«Pulse», 12.2002
- Сочинение по ПушкинуНина Агишева, «Московские новости», 8.10.2002
- Условие КлеопатрыЕлена Левинская, «Театр, № 4», 10.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002