Спектакль месяца: Герои «Пяти вечеров» поднялись над землей, как на картинах Шагала
Спектакль «Пять вечеров» по пьесе Александра Володина, премьера которого состоялась в театре «Мастерская Петра Фоменко», стал первой попыткой очистить эту пьесу от хрестоматийной трактовки, сделать героев Володина простодушнее и легче. В некоторые моменты спектакля они, как будто преодолев земное притяжение, взбираются вверх по стенам, или просто парят в воздухе.
Образцовой экранизацией пьесы Володина «Пять вечеров» считается одноименный фильм Никиты Михалкова. Этот фильм стал чем-то вроде наглядного пособия для постановщиков володинской пьесы в театре. «Правильная» постановка «Пяти вечеров» в массовом сознании крепко-накрепко связана с атмосферой и бытовыми деталями 50-х годов (пьеса написана в 1959-м). Типажи ее главных героев Ильина и Тамары, встретившихся после долгих лет разлуки, должны напоминать Станислава Любшина и Людмилу Гурченко, сыгравших их на экране.
Режиссер Виктор Рыжаков специалист по интерпретациям современных пьес и постановщик нашумевшего спектакля Ивана Вырыпаева «Кислород», поставил «Пять вечеров» в «Мастерской Фоменко» так, будто фильма Михалкова не существует. В его спектакле нет ни одной привычной для зрителей детали. Режиссер освобождает историю Володина от быта, актеры играют ее по абсолютно новым, незнакомым публике правилам.
Мультипликационная радиоточка
Эти «Пять вечеров» соотносится с реалистической картиной тогдашней жизни примерно так же, как прелюдия Рахманинова Соль минор, соч. 23 и русская народная песня «Валенки», звучащие на сцене весь вечер. Если исполнять эти произведения друг за другом, замечаешь какое-то сходство в их ритме и мелодических сочетаниях. Но каждому понятно, что стиль и жанр у этой музыки абсолютно разные.
Режиссер сам придумал для «Пяти вечеров» пространство, предназначенного не для жизни, а для игры. На сцене нет ни одной бытовой детали, только помост, который вертится вместе с прикрепленной к нему вертикальной стенкой.
Эту стенку украшают забавные мультимедийные рисунки, похожие на детские каракули. В начале спектакля невидимый карандаш рисует на стене дверь, вешалку со стареньким пальто и маленькое радио (автор видеовизуализации Владимир Гусев). Оно начинает пульсировать, как будто захлебываясь и кашляя от звуков.
Герои тоже сильно изменились. Обычно в постановках володинских пьес на сцену выходят харизматичные, уверенные в себе люди, которые знают ответы на большинство жизненно важных вопросов. В спектакле Рыжакова Тамара, Ильин и остальные герои стали смешными, немного нелепыми и неуверенными в себе.
Жизнь в движении
Никто из актеров не пытается быть по-бытовому достоверным, «вжиться в образ» или «слиться с ним». Наоборот, они разыгрывают свои роли, как будто специально от них отстраняясь, и подчеркивая, что занимаются игрой. Тамара (талантливая Полина Агуреева) в первом выходе на сцену напоминает не советского передовика производства, а злодейку из компьютерного мультика. Странное существо в ночной рубашке до пят и сеточке, натянутой на прическу-начес, нелепо изгибается и прыгает, делая гимнастику под звуки радио.
Герои не могут ни секунды усидеть на месте. Они все время движутся по сцене, придумывая себе какое-то дело: снять дверь с петель, принести на сцену букет цветов в стеклянной трехлитровой банке или откупорить бутылку вина. Племяннику Тамары Славе (Артем Цуканов) даже удается «преодолеть земное притяжение». В счастливые минуты он поднимается по стенке вертикально вверх, выполняет какие-то немыслимые трюки в дверном проеме или «парит» над землей, будто персонажи с картин Шагала.
События игры, придуманной режиссером, развиваются быстро, стремительно и весело. Самой озорной клоунессой в ней выглядит подружка Славы телефонистка Катя (студентка Школы-студии МХАТ Яна Гладких). Ильину (Игорь Гордин, артист МТЮЗа, приглашенный на этот спектакль в «Мастерскую») отведена роль печального, философствующего клоуна.
В этой эстетике многие знакомые по фильму фразы, звучат бессмысленно или наполняются абсолютно новым смыслом. Трудно понять, что скрывается за словами «Красный треугольник» (место, где работает Тамара). Когда она советует Славе почитать Маркса, эта фраза звучит не как приказ обратиться за поддержкой к классику марксизма-ленинизма, а как случайная мысль, которая мелькнула в голове совсем растерявшегося человека.
Кукла стала человеком
Поменяв стиль актерской игры, Рыжаков добился того, что герои Володина стали проще и человечнее. Они абсолютно не знают, как жить, и определяют свой путь здесь и сейчас, на глазах у зрителей.
История о конкретных людях, живших в СССР накануне оттепели, превращается в притчу о любви, которая никогда не умирает. Тамара, снова встретившая Ильина, оттаивает как Снегурочка, превращается из эксцентричной, механической куклы в нормального человека. В момент, когда она жалуется приятелю Ильина Тимофееву на свои одинокие выходные, Тамару искренне жаль. В финале, когда героиня по девчоночьи неуклюже целует Ильина, в ней появляется что-то от Джульетты.
Адрес статьи: http://www.gzt.ru/topnews/culture/-spektaklj-mesyatsa-geroi-pyati-vecherov-/354565.html
Образцовой экранизацией пьесы Володина «Пять вечеров» считается одноименный фильм Никиты Михалкова. Этот фильм стал чем-то вроде наглядного пособия для постановщиков володинской пьесы в театре. «Правильная» постановка «Пяти вечеров» в массовом сознании крепко-накрепко связана с атмосферой и бытовыми деталями 50-х годов (пьеса написана в 1959-м). Типажи ее главных героев Ильина и Тамары, встретившихся после долгих лет разлуки, должны напоминать Станислава Любшина и Людмилу Гурченко, сыгравших их на экране.
Режиссер Виктор Рыжаков специалист по интерпретациям современных пьес и постановщик нашумевшего спектакля Ивана Вырыпаева «Кислород», поставил «Пять вечеров» в «Мастерской Фоменко» так, будто фильма Михалкова не существует. В его спектакле нет ни одной привычной для зрителей детали. Режиссер освобождает историю Володина от быта, актеры играют ее по абсолютно новым, незнакомым публике правилам.
Мультипликационная радиоточка
Эти «Пять вечеров» соотносится с реалистической картиной тогдашней жизни примерно так же, как прелюдия Рахманинова Соль минор, соч. 23 и русская народная песня «Валенки», звучащие на сцене весь вечер. Если исполнять эти произведения друг за другом, замечаешь какое-то сходство в их ритме и мелодических сочетаниях. Но каждому понятно, что стиль и жанр у этой музыки абсолютно разные.
Режиссер сам придумал для «Пяти вечеров» пространство, предназначенного не для жизни, а для игры. На сцене нет ни одной бытовой детали, только помост, который вертится вместе с прикрепленной к нему вертикальной стенкой.
Эту стенку украшают забавные мультимедийные рисунки, похожие на детские каракули. В начале спектакля невидимый карандаш рисует на стене дверь, вешалку со стареньким пальто и маленькое радио (автор видеовизуализации Владимир Гусев). Оно начинает пульсировать, как будто захлебываясь и кашляя от звуков.
Герои тоже сильно изменились. Обычно в постановках володинских пьес на сцену выходят харизматичные, уверенные в себе люди, которые знают ответы на большинство жизненно важных вопросов. В спектакле Рыжакова Тамара, Ильин и остальные герои стали смешными, немного нелепыми и неуверенными в себе.
Жизнь в движении
Никто из актеров не пытается быть по-бытовому достоверным, «вжиться в образ» или «слиться с ним». Наоборот, они разыгрывают свои роли, как будто специально от них отстраняясь, и подчеркивая, что занимаются игрой. Тамара (талантливая Полина Агуреева) в первом выходе на сцену напоминает не советского передовика производства, а злодейку из компьютерного мультика. Странное существо в ночной рубашке до пят и сеточке, натянутой на прическу-начес, нелепо изгибается и прыгает, делая гимнастику под звуки радио.
Герои не могут ни секунды усидеть на месте. Они все время движутся по сцене, придумывая себе какое-то дело: снять дверь с петель, принести на сцену букет цветов в стеклянной трехлитровой банке или откупорить бутылку вина. Племяннику Тамары Славе (Артем Цуканов) даже удается «преодолеть земное притяжение». В счастливые минуты он поднимается по стенке вертикально вверх, выполняет какие-то немыслимые трюки в дверном проеме или «парит» над землей, будто персонажи с картин Шагала.
События игры, придуманной режиссером, развиваются быстро, стремительно и весело. Самой озорной клоунессой в ней выглядит подружка Славы телефонистка Катя (студентка Школы-студии МХАТ Яна Гладких). Ильину (Игорь Гордин, артист МТЮЗа, приглашенный на этот спектакль в «Мастерскую») отведена роль печального, философствующего клоуна.
В этой эстетике многие знакомые по фильму фразы, звучат бессмысленно или наполняются абсолютно новым смыслом. Трудно понять, что скрывается за словами «Красный треугольник» (место, где работает Тамара). Когда она советует Славе почитать Маркса, эта фраза звучит не как приказ обратиться за поддержкой к классику марксизма-ленинизма, а как случайная мысль, которая мелькнула в голове совсем растерявшегося человека.
Кукла стала человеком
Поменяв стиль актерской игры, Рыжаков добился того, что герои Володина стали проще и человечнее. Они абсолютно не знают, как жить, и определяют свой путь здесь и сейчас, на глазах у зрителей.
История о конкретных людях, живших в СССР накануне оттепели, превращается в притчу о любви, которая никогда не умирает. Тамара, снова встретившая Ильина, оттаивает как Снегурочка, превращается из эксцентричной, механической куклы в нормального человека. В момент, когда она жалуется приятелю Ильина Тимофееву на свои одинокие выходные, Тамару искренне жаль. В финале, когда героиня по девчоночьи неуклюже целует Ильина, в ней появляется что-то от Джульетты.
Адрес статьи: http://www.gzt.ru/topnews/culture/-spektaklj-mesyatsa-geroi-pyati-vecherov-/354565.html
Ольга Романцова, «gzt.ru», 31.03.2011
- Сбежавший жених, или Невероятное происшествие в фотоательеТатьяна Ратькина, «Театр To Go», 27.03.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: «Мастерская Фоменко» на конеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 26.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «Женитьбу»Юрий Юдин, «Российская газета», 21.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» гоголевскую «Женитьбу» превратили в «Совершенно Невероятное Событие»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 19.02.2024
- «Рыцарь. Моцарт. Пир»: «фоменки» в чумеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 29.10.2022
- Зачем в Мастерской Петра Фоменко поставили маленькие трагедии ПушкинаОльга Штраус, «Российская газета», 25.10.2022
- Лучшие спектакли Москвы по произведениям БулгаковаОльга Романцова, «Культура.рф», 20.04.2021
- Взрослые сказки от Полины Агуреевой: 1000 и одна ночь в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 13.10.2020
- Алексей Колубков: «Фоменко хвалил очень редко»Ксения Позднякова, «SCOPE артблог», 3.03.2020
- Пошли на «Подвиг»? Ксения Позднякова, «SCOPE артблог», 7.02.2020
- Спектакль Евгения Каменьковича о Герое и толпеПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 4.02.2020
- Чисто шотландские убийстваПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 8.07.2019
- Король Лир как раб на галерахМарина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- Три сестры по версии ШекспираДарья Борисова, «На западе Москвы», 16.02.2019
- Москва изменилась, а люди в ней все те жеЮлия Зу, «Musecube.org», 15.10.2018
- Спектакль «Мастер и Маргарита» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 5.10.2018
- Сила земного притяженияДарья Борисова, «На западе Москвы», 5.10.2018
- Юность Мастера не боитсяВиктория Пешкова, «Культура», 3.10.2018
- Тусовка у ВоландаЕвгения Смехова, «Musecube.org», 3.10.2018
- «Мастер и Маргарита»: нетеатральный роман на сцене Мастерской Петра ФоменкоАнна Бояринова, «Миллионер.ru», 28.09.2018
- Где Аннушка разлила масло в новом театральном сезоне?Анна Богатырева, «Porusski.me», 26.09.2018
- Шабаш на набережнойАнна Оконова, «Театрон», 24.09.2018
- «Мастер и Маргарита» М. Булгакова в «Мастерской Фоменко», реж. Федор Малышев и Полина АгурееваВячеслав Шадронов, 18.09.2018
- Мениппея, как и было сказаноПавел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- В Мастерской Петра Фоменко языком Гоголя высмеяли коммерсантовАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 9.06.2017
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- «Летние осы кусают нас даже в ноябре»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 04.2014
- Это у них сезонное
Анна Чужкова, «Культура», 13.02.2014
- «Летние осы кусают нас даже в ноябре»: про веру и любовьНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 7.02.2014
- «Мастерская Петра Фоменко» представит спектакль режиссера РейбоНаталья Курова, «РИА-новости», 8.12.2013
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу ВырыпаеваДарья Горшкова, «buro247.ru», 22.11.2013
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу Ивана Вырыпаева«Lenta.ru», 22.11.2013
- Пьесу Ивана Вырыпаева поставят в театре Фоменко в ускоренных темпахВера Копылова, «РИА-новости», 22.11.2013
- Танцы о свободеГалина Шматова, «http://afisha.mail.ru», 18.12.2012
- Театральный фестиваль имени Володина: Такие разные «Вечера»Марианна Ухорская, «http://peterburg2.ru», 14.02.2012
- «Пять вечеров»: импрессияДарья Коротаева, «Газета Володинского фестиваля», 10.02.2012
- Пять вечеровАлексей Киселев , «Maptype.com», 01.2012
- Три на четыреОксана Кушляева, «Петербургский театральный журнал, № 3 (65)», 09.2011
- На полюсахМария Хализева, «Экран и Сцена», 29.08.2011
- Театр Мастерская П. Фоменко А. Володин «Пять вечеров»Елена Левинская, «Театральная афиша», 06.2011
- Любить по-советскиАнастасия Вильчи, «Театрал (Новые Театральные Известия)», 06.2011
- Лав-стори на пять вечеровЕлена Стрельникова, «Комсомольская правда», 28.04.2011
- Пять вечеровОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 14.04.2011
- Пять вечеровНаталья Витвицкая, «VashDosug.ru», 12.04.2011
- Быт не заелРоман Должанский, «Коммерсант», 8.04.2011
- Выйти замуж за принципИрина Алпатова, «Культура», 7.04.2011
- Такие же, как не мыАлександра Машукова, «Ведомости», 1.04.2011
- Спектакль месяца: Герои «Пяти вечеров» поднялись над землей, как на картинах ШагалаОльга Романцова, «gzt.ru», 31.03.2011
- «Пять вечеров» в «Мастерской Петра Фоменко»Марина Шимадина, «OpenSpace.ru», 30.03.2011
- Акробаты и клоунессыДина Годер, «Московские новости», 30.03.2011
- «Мастерская Петра Фоменко» представляет премьеру спектакля «Пять вечеров»«Российская газета», 28.03.2011
- Наши в ДублинеБорис Павлович, «Петербургский театральный журнал», 07.2010
- Театральное изложение запрещенного романаГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 3, 2009)», 03.2009
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера «Улисса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 19.02.2009
- Двое из Дублина«Итоги», 9.02.2009
- Два слова о вечностиАлена Данилова, «Новые Известия», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpase.ru», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpace.Ru», 4.02.2009
- БесприданницаКсения Ларина, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 02.2008
- Дом Островского на Москве-рекеЮлия Черникова, «Утро.ru», 28.01.2008
- Господа, вы звериЕлена Ковальская, «Афиша», 28.01.2008
- История о равнодушных людях.Марина Тимашева, «Радио Свобода», 25.01.2008
- Четвертое рождение театраСальникова Валентина, «Трибуна», 24.01.2008
- Трагедия с видом на рекуИрина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Родом из одержимыхНаталия Каминская, «Культура», 17.01.2008
- Деловые люди в отсутствие любвиАлена Солнцева, «Время новостей», 17.01.2008
- Бесприданница с Москвы-рекиОльга Егошина, «Новые Известия», 17.01.2008
- Замри-умри-воскресниГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.01.2008
- Смешные люди«Итоги», 15.01.2008
- Премьера к новосельюАлексей Филиппов, «Русский курьер», 14.01.2008
- Петр Фоменко ставит Островского редко, но меткоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 11.01.2008
- Крыша для талантаАлена Карась, «Российская газета», 10.01.2008
- Всех жалко, всехСветлана Полякова, «Газета.ru», 9.01.2008
- Не шутите с носорогомИрина Алпатова, «Культура», 16.03.2006
- Бестиарий от слова bestЕлена Дьякова, «Новая газета», 23.12.2004
- Комедия, местами даже фарсАлена Карась, «Российская газета», 22.12.2004
- Генеральская дочьЕлена Солнцева, «Время новостей», 22.12.2004
- Не спи проснешьсяМарина Давыдова, «Известия», 21.12.2004
- Пистолет как развлечениеОльга Егошина, «Новые известия», 21.12.2004
- Смерть как перекурГлеб Ситковский, «Газета», 21.12.2004
- Патология красоты и клиника свободыЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 20.12.2004
- Египетские ночи«Pulse», 12.2002
- Сочинение по ПушкинуНина Агишева, «Московские новости», 8.10.2002
- Условие КлеопатрыЕлена Левинская, «Театр, № 4», 10.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002