Быт не заел
В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли премьеру спектакля по знаменитой пьесе Александра Володина «Пять вечеров». Спектакль поставил режиссер Виктор Рыжаков, главные роли сыграли Полина Агуреева и Игорь Гордин. Рассказывает РОМАН ДОЛЖАНСКИЙ.
Программка спектакля оформлена в виде очень большой квадратной картонки, и в подзаголовке специально отмечено, что пьеса Александра Володина «Пять вечеров» написана в 1958 году. Точное упоминание режиссеру, видимо, понадобилось потому, что в самом спектакле ничего не указывает на время создания пьесы. В этом, собственно говоря, и состоит главная новость постановки в театре «Мастерская Петра Фоменко». Всегда было принято считать, что пьеса Александра Володина настолько укоренена в том времени, когда она была написана, в подробностях не только психологии героев, но и их быта, что от этих подробностей никуда не деться. (Достаточно вспомнить уже ставший классикой фильм Никиты Михалкова, где жизненная среда было скрупулезнейшим образом воссоздана и «играла» вместе с актерами.) Более того, что отрывать пьесу от эпохи оттепели а полузабытое, задавленное бытом и обстоятельствами чувство, которое возвращается к главным героям, конечно, было знаком освобождения человека вообще,- отрывать от коммунального быта и от советского Ленинграда (место действия улица Восстания, дом 22, квартира 2) смерти подобно.
Виктор Рыжаков решил рискнуть. Не то чтобы он предпринял расчетливую современную атаку на прекрасную пьесу и на драматурга Александра Володина. Совсем наоборот: Рыжаков не просто почитатель Володина, но и верный рыцарь его памяти, благодаря усилиям режиссера в Петербурге каждый год проходит фестиваль спектаклей по володинским пьесам. Просто теперь он решил доказать, что Володин, во всяком случае, самая знаменитая его пьеса больше, чем свидетельство о людях ушедшей эпохи, что это поэтический текст на все времена, дающий простор для фантазий условного театра. Вот как Чехов: можно ставить Антона Павловича с оглядкой на время создания пьесы, а можно и так даже гораздо интереснее получается без оглядки на него.
Спектакль «Мастерской Петра Фоменко» сделан как остроумный аттракцион. «Пять вечеров» играются на почти пустой сцене. Декорацией для них (художник Максим Обрезков) служит фанерная арка, которая может двигаться по квадратной накладной сцене, а та, в свою очередь, тоже легко вращается относительно театрального пола. В проем арки легко навешиваются входные двери, но кроме них, да еще стола и стульев, в спектакле нет никаких примет быта. Если что-то очень нужно, то это что-то рисует видеопроекция прямо на стене и дверях. Но для поддержания зрительского интереса ничего особенного и не нужно, потому что не только сценическая конструкция, но и люди находятся в почти непрерывном движении.
Движения чаще всего тоже небытовые, причудливые герои то и дело принимают неудобные, но забавные позы, бегают вокруг арки или залезают на нее, а то и «вываливаются» из-за нее, точно картонные силуэты. С текстом пьесы проделано примерно то же самое, что и с людьми,- он то бежит, превращаясь в скороговорку, то зависает паузой после какой-нибудь реплики. Психологические подтексты оказываются стерты, диалоги лишаются связности, физические действия комически противоречат словам (так, уверяя Ильина, что не хочет его удерживать, Тамара раскидывает руки и перекрывает путь к выходу), а сами герои начинают напоминать изумительно смастеренных кукол. Примечательно, что когда Ильин приходит к Тамаре, со стены срывают оберточную бумагу эти персонажи будто извлечены из каких-то коробок, они оживают только тогда, когда появляются в луче театрального света. Иногда кажется, что играют не Володина, а какую-нибудь «Лысую певицу» Ионеско что же, расцвет абсурдистской драматургии в Европе действительно пришелся примерно на то же время.
Трудно сказать, насколько убедительно выглядел бы такой спектакль, если бы не отличный актерский состав. Тон задают Полина Агуреева в роли Тамары и приглашенная из Малого театра на роль продавщицы Зои Евгения Дмитриева. Агуреева предельно точна в предложенном ей весьма сложном рисунке роли, когда слова приходится растягивать, почти пропевать, жесты жестко фиксировать, а эмоции строго контролировать и дозировать. Дмитриева очень смешно и тоже очень точно сыграла антипода Тамары, продавщицу Зою, сцена их объяснения одна из лучших в спектакле: разделенные стеной, две женщины фактически ведут гротесковую «дуэль» из-за мужчины. Хороши и Тимофеев Алексея Колубкова, и, что особенно приятно, молодые актеры Яна Гладких и Артем Цуканов в ролях племянника Славы и его девушки Кати. Мне кажется, что Игорь Гордин, приглашенный на роль Ильина, меньше других находит радость в придуманной режиссером игре во всяком случае, его все время мысленно представляешь себе в «обычных», добротно-психологических «Пяти вечерах».
Восприятие спектакля, наверное, во многом оказалось обусловлено незапланированным печальным обстоятельством уходом из жизни Людмилы Гурченко, в память о которой телеканалы несколько раз показали и без того известный наизусть фильм Михалкова, и никак, ну что поделаешь, не отвертеться было в театре от кадров и голосов тех «Пяти вечеров». Спектакль Виктора Рыжакова наверняка ожидает зрительский успех и долгая жизнь, так что зрители от грустного «второго плана» будут свободны. А пока особенно ценными в спектакле «Мастерской Петра Фоменко» показались замечательные, но редкие лирические откровения вроде финала, в котором наконец соединившиеся герои, сидя рядом на стульях, неловко, словно позабыв, как это делается, тычутся лицами друг другу то в шею, то в плечо, и у них никак не получается поцелуя.
Программка спектакля оформлена в виде очень большой квадратной картонки, и в подзаголовке специально отмечено, что пьеса Александра Володина «Пять вечеров» написана в 1958 году. Точное упоминание режиссеру, видимо, понадобилось потому, что в самом спектакле ничего не указывает на время создания пьесы. В этом, собственно говоря, и состоит главная новость постановки в театре «Мастерская Петра Фоменко». Всегда было принято считать, что пьеса Александра Володина настолько укоренена в том времени, когда она была написана, в подробностях не только психологии героев, но и их быта, что от этих подробностей никуда не деться. (Достаточно вспомнить уже ставший классикой фильм Никиты Михалкова, где жизненная среда было скрупулезнейшим образом воссоздана и «играла» вместе с актерами.) Более того, что отрывать пьесу от эпохи оттепели а полузабытое, задавленное бытом и обстоятельствами чувство, которое возвращается к главным героям, конечно, было знаком освобождения человека вообще,- отрывать от коммунального быта и от советского Ленинграда (место действия улица Восстания, дом 22, квартира 2) смерти подобно.
Виктор Рыжаков решил рискнуть. Не то чтобы он предпринял расчетливую современную атаку на прекрасную пьесу и на драматурга Александра Володина. Совсем наоборот: Рыжаков не просто почитатель Володина, но и верный рыцарь его памяти, благодаря усилиям режиссера в Петербурге каждый год проходит фестиваль спектаклей по володинским пьесам. Просто теперь он решил доказать, что Володин, во всяком случае, самая знаменитая его пьеса больше, чем свидетельство о людях ушедшей эпохи, что это поэтический текст на все времена, дающий простор для фантазий условного театра. Вот как Чехов: можно ставить Антона Павловича с оглядкой на время создания пьесы, а можно и так даже гораздо интереснее получается без оглядки на него.
Спектакль «Мастерской Петра Фоменко» сделан как остроумный аттракцион. «Пять вечеров» играются на почти пустой сцене. Декорацией для них (художник Максим Обрезков) служит фанерная арка, которая может двигаться по квадратной накладной сцене, а та, в свою очередь, тоже легко вращается относительно театрального пола. В проем арки легко навешиваются входные двери, но кроме них, да еще стола и стульев, в спектакле нет никаких примет быта. Если что-то очень нужно, то это что-то рисует видеопроекция прямо на стене и дверях. Но для поддержания зрительского интереса ничего особенного и не нужно, потому что не только сценическая конструкция, но и люди находятся в почти непрерывном движении.
Движения чаще всего тоже небытовые, причудливые герои то и дело принимают неудобные, но забавные позы, бегают вокруг арки или залезают на нее, а то и «вываливаются» из-за нее, точно картонные силуэты. С текстом пьесы проделано примерно то же самое, что и с людьми,- он то бежит, превращаясь в скороговорку, то зависает паузой после какой-нибудь реплики. Психологические подтексты оказываются стерты, диалоги лишаются связности, физические действия комически противоречат словам (так, уверяя Ильина, что не хочет его удерживать, Тамара раскидывает руки и перекрывает путь к выходу), а сами герои начинают напоминать изумительно смастеренных кукол. Примечательно, что когда Ильин приходит к Тамаре, со стены срывают оберточную бумагу эти персонажи будто извлечены из каких-то коробок, они оживают только тогда, когда появляются в луче театрального света. Иногда кажется, что играют не Володина, а какую-нибудь «Лысую певицу» Ионеско что же, расцвет абсурдистской драматургии в Европе действительно пришелся примерно на то же время.
Трудно сказать, насколько убедительно выглядел бы такой спектакль, если бы не отличный актерский состав. Тон задают Полина Агуреева в роли Тамары и приглашенная из Малого театра на роль продавщицы Зои Евгения Дмитриева. Агуреева предельно точна в предложенном ей весьма сложном рисунке роли, когда слова приходится растягивать, почти пропевать, жесты жестко фиксировать, а эмоции строго контролировать и дозировать. Дмитриева очень смешно и тоже очень точно сыграла антипода Тамары, продавщицу Зою, сцена их объяснения одна из лучших в спектакле: разделенные стеной, две женщины фактически ведут гротесковую «дуэль» из-за мужчины. Хороши и Тимофеев Алексея Колубкова, и, что особенно приятно, молодые актеры Яна Гладких и Артем Цуканов в ролях племянника Славы и его девушки Кати. Мне кажется, что Игорь Гордин, приглашенный на роль Ильина, меньше других находит радость в придуманной режиссером игре во всяком случае, его все время мысленно представляешь себе в «обычных», добротно-психологических «Пяти вечерах».
Восприятие спектакля, наверное, во многом оказалось обусловлено незапланированным печальным обстоятельством уходом из жизни Людмилы Гурченко, в память о которой телеканалы несколько раз показали и без того известный наизусть фильм Михалкова, и никак, ну что поделаешь, не отвертеться было в театре от кадров и голосов тех «Пяти вечеров». Спектакль Виктора Рыжакова наверняка ожидает зрительский успех и долгая жизнь, так что зрители от грустного «второго плана» будут свободны. А пока особенно ценными в спектакле «Мастерской Петра Фоменко» показались замечательные, но редкие лирические откровения вроде финала, в котором наконец соединившиеся герои, сидя рядом на стульях, неловко, словно позабыв, как это делается, тычутся лицами друг другу то в шею, то в плечо, и у них никак не получается поцелуя.
Роман Должанский, «Коммерсант», 8.04.2011
- Сбежавший жених, или Невероятное происшествие в фотоательеТатьяна Ратькина, «Театр To Go», 27.03.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: «Мастерская Фоменко» на конеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 26.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «Женитьбу»Юрий Юдин, «Российская газета», 21.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» гоголевскую «Женитьбу» превратили в «Совершенно Невероятное Событие»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 19.02.2024
- «Рыцарь. Моцарт. Пир»: «фоменки» в чумеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 29.10.2022
- Зачем в Мастерской Петра Фоменко поставили маленькие трагедии ПушкинаОльга Штраус, «Российская газета», 25.10.2022
- Лучшие спектакли Москвы по произведениям БулгаковаОльга Романцова, «Культура.рф», 20.04.2021
- Взрослые сказки от Полины Агуреевой: 1000 и одна ночь в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 13.10.2020
- Алексей Колубков: «Фоменко хвалил очень редко»Ксения Позднякова, «SCOPE артблог», 3.03.2020
- Пошли на «Подвиг»? Ксения Позднякова, «SCOPE артблог», 7.02.2020
- Спектакль Евгения Каменьковича о Герое и толпеПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 4.02.2020
- Чисто шотландские убийстваПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 8.07.2019
- Король Лир как раб на галерахМарина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- Три сестры по версии ШекспираДарья Борисова, «На западе Москвы», 16.02.2019
- Москва изменилась, а люди в ней все те жеЮлия Зу, «Musecube.org», 15.10.2018
- Спектакль «Мастер и Маргарита» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 5.10.2018
- Сила земного притяженияДарья Борисова, «На западе Москвы», 5.10.2018
- Юность Мастера не боитсяВиктория Пешкова, «Культура», 3.10.2018
- Тусовка у ВоландаЕвгения Смехова, «Musecube.org», 3.10.2018
- «Мастер и Маргарита»: нетеатральный роман на сцене Мастерской Петра ФоменкоАнна Бояринова, «Миллионер.ru», 28.09.2018
- Где Аннушка разлила масло в новом театральном сезоне?Анна Богатырева, «Porusski.me», 26.09.2018
- Шабаш на набережнойАнна Оконова, «Театрон», 24.09.2018
- «Мастер и Маргарита» М. Булгакова в «Мастерской Фоменко», реж. Федор Малышев и Полина АгурееваВячеслав Шадронов, 18.09.2018
- Мениппея, как и было сказаноПавел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- В Мастерской Петра Фоменко языком Гоголя высмеяли коммерсантовАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 9.06.2017
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- «Летние осы кусают нас даже в ноябре»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 04.2014
- Это у них сезонное
Анна Чужкова, «Культура», 13.02.2014
- «Летние осы кусают нас даже в ноябре»: про веру и любовьНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 7.02.2014
- «Мастерская Петра Фоменко» представит спектакль режиссера РейбоНаталья Курова, «РИА-новости», 8.12.2013
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу ВырыпаеваДарья Горшкова, «buro247.ru», 22.11.2013
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу Ивана Вырыпаева«Lenta.ru», 22.11.2013
- Пьесу Ивана Вырыпаева поставят в театре Фоменко в ускоренных темпахВера Копылова, «РИА-новости», 22.11.2013
- Танцы о свободеГалина Шматова, «http://afisha.mail.ru», 18.12.2012
- Театральный фестиваль имени Володина: Такие разные «Вечера»Марианна Ухорская, «http://peterburg2.ru», 14.02.2012
- «Пять вечеров»: импрессияДарья Коротаева, «Газета Володинского фестиваля», 10.02.2012
- Пять вечеровАлексей Киселев , «Maptype.com», 01.2012
- Три на четыреОксана Кушляева, «Петербургский театральный журнал, № 3 (65)», 09.2011
- На полюсахМария Хализева, «Экран и Сцена», 29.08.2011
- Театр Мастерская П. Фоменко А. Володин «Пять вечеров»Елена Левинская, «Театральная афиша», 06.2011
- Любить по-советскиАнастасия Вильчи, «Театрал (Новые Театральные Известия)», 06.2011
- Лав-стори на пять вечеровЕлена Стрельникова, «Комсомольская правда», 28.04.2011
- Пять вечеровОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 14.04.2011
- Пять вечеровНаталья Витвицкая, «VashDosug.ru», 12.04.2011
- Быт не заелРоман Должанский, «Коммерсант», 8.04.2011
- Выйти замуж за принципИрина Алпатова, «Культура», 7.04.2011
- Такие же, как не мыАлександра Машукова, «Ведомости», 1.04.2011
- Спектакль месяца: Герои «Пяти вечеров» поднялись над землей, как на картинах ШагалаОльга Романцова, «gzt.ru», 31.03.2011
- «Пять вечеров» в «Мастерской Петра Фоменко»Марина Шимадина, «OpenSpace.ru», 30.03.2011
- Акробаты и клоунессыДина Годер, «Московские новости», 30.03.2011
- «Мастерская Петра Фоменко» представляет премьеру спектакля «Пять вечеров»«Российская газета», 28.03.2011
- Наши в ДублинеБорис Павлович, «Петербургский театральный журнал», 07.2010
- Театральное изложение запрещенного романаГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 3, 2009)», 03.2009
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера «Улисса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 19.02.2009
- Двое из Дублина«Итоги», 9.02.2009
- Два слова о вечностиАлена Данилова, «Новые Известия», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpase.ru», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpace.Ru», 4.02.2009
- БесприданницаКсения Ларина, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 02.2008
- Дом Островского на Москве-рекеЮлия Черникова, «Утро.ru», 28.01.2008
- Господа, вы звериЕлена Ковальская, «Афиша», 28.01.2008
- История о равнодушных людях.Марина Тимашева, «Радио Свобода», 25.01.2008
- Четвертое рождение театраСальникова Валентина, «Трибуна», 24.01.2008
- Трагедия с видом на рекуИрина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Родом из одержимыхНаталия Каминская, «Культура», 17.01.2008
- Деловые люди в отсутствие любвиАлена Солнцева, «Время новостей», 17.01.2008
- Бесприданница с Москвы-рекиОльга Егошина, «Новые Известия», 17.01.2008
- Замри-умри-воскресниГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.01.2008
- Смешные люди«Итоги», 15.01.2008
- Премьера к новосельюАлексей Филиппов, «Русский курьер», 14.01.2008
- Петр Фоменко ставит Островского редко, но меткоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 11.01.2008
- Крыша для талантаАлена Карась, «Российская газета», 10.01.2008
- Всех жалко, всехСветлана Полякова, «Газета.ru», 9.01.2008
- Не шутите с носорогомИрина Алпатова, «Культура», 16.03.2006
- Бестиарий от слова bestЕлена Дьякова, «Новая газета», 23.12.2004
- Комедия, местами даже фарсАлена Карась, «Российская газета», 22.12.2004
- Генеральская дочьЕлена Солнцева, «Время новостей», 22.12.2004
- Не спи проснешьсяМарина Давыдова, «Известия», 21.12.2004
- Пистолет как развлечениеОльга Егошина, «Новые известия», 21.12.2004
- Смерть как перекурГлеб Ситковский, «Газета», 21.12.2004
- Патология красоты и клиника свободыЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 20.12.2004
- Египетские ночи«Pulse», 12.2002
- Сочинение по ПушкинуНина Агишева, «Московские новости», 8.10.2002
- Условие КлеопатрыЕлена Левинская, «Театр, № 4», 10.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002