Выйти замуж за принцип
Стоит лишь произнести название известной пьесы Александра Володина «Пять вечеров», как десять из десяти потенциальных зрителей вообразят себе психологическую и сентиментальную человеческую историю послевоенной поры, дуэтную ситуацию не слишком молодых людей. И ошибутся по всем пунктам, если иметь в виду одноименный премьерный спектакль Виктора Рыжакова в «Мастерской Петра Фоменко». История здесь, конечно, сохранилась, но совсем иного свойства. Формального в том числе. А форма у Рыжакова (причем стоит учитывать не только его же сценографию, но уникальность интонаций и пластического ряда), кажется, позволяет и само содержание воспринимать совсем в ином ключе. Не отходя от володинской сути, но выводя ее из жестких рамок бытовой ретроистории. Здесь не ретро, но попытка пробиться к приметам «жизни вообще». Естественно, в режиссерском понимании этих примет, условностей и законов. И, конечно, с точки зрения сегодняшнего дня, которая парадоксальным образом высвечивает не сиюминутную актуальность, но уже постигнутые причины и следствия.
Володин автор, Рыжакову близкий, интересный, значимый и даже когда-то лично знакомый. Его пьесы он ставил, ситуацию с другими российскими постановками прекрасно знает, являясь организатором и руководителем петербургского театрального фестиваля, который тоже называется «Пять вечеров». Его нынешняя одноименная постановка затевалась как самостоятельная работа, но теперь счастливым образом влилась в репертуар одного из популярнейших московских театров. И, выдержанная совсем в ином стиле, нежели привычные спектакли «фоменок», стала проверкой на прочность, для актеров в том числе. Которые, впрочем, тут были разбавлены «гостями» из других трупп: тюзовцем Игорем Гординым, представительницей Малого театра Евгенией Дмитриевой, а также студенткой Школы-студии МХАТа Яной Гладких.
Рыжаков не игнорирует реальное историческое время как таковое, но его приметы ненавязчиво проступают сквозь весьма современные театральные конструкции и технологии. Вращающийся квадратный помост поместил на себя лишь стену с дверным проемом, причем двери то и дело снимаются с петель и «играют» собственные роли стола, например, или даже некоего подобия креста-ноши, который надо «уметь нести и верить». Этот проем и эти двери подчас кажутся каким-то разделом, границей между разными мирами: прошлым и настоящим, реальностью и мечтой. А на белую стену с помощью современной компьютерной графики наносятся упомянутые приметы быта: вешалка, пальто, на ней висящее, проецируется допотопный радиоприемник. Когда помост начнет вращаться, вдруг услышатся трамвайные звонки, а герои будут вскакивать на него, как на подножку старенького трамвая. Или кататься на нем на одной ноге, другой отталкиваясь, как на катке.
Ах, эти знаменитые володинские персонажи с узнаваемыми актерскими лицами Зинаиды Шарко и Ефима Копеляна, Людмилы Гурченко и Станислава Любшина, Елены Яковлевой и Сергея Гармаша. В спектакле Рыжакова лица актеров не менее узнаваемы: Ильина играет Игорь Гордин, Тамару Полина Агуреева. Впрочем, тут же можно спот-кнуться об актерский возраст. Ну какая из Агуреевой Тамара, актриса моложе ее вдвое, ей бы Катю играть. Но возраст как конкретная человеческая ипостась режиссера тоже интересует мало, да и не о нем речь. Ему интересно изначальное психологическое и физическое существование этих людей, отнюдь не живущих в полную силу, но этими неприглядными жизненными обстоятельствами придавленных, согнутых, замороженных и заторможенных. Они здесь поначалу так и напомнят странных одушевленных кукол с угловатой затверженностью движений (хореограф Олег Глушко), с отрешенными интонациями, лишенными бытовой теплоты. В этих жестах, позах, телодвижениях, вскриках и всхлипах без труда обнаружатся приемы то комедии масок, то кукольного театра, а то и античной трагедии. Вон как Тамара Агуреева вскидывает руки и запрокидывает голову, замирая в причудливой, небытовой позе. Вон как Зоя Дмитриева дергается в своем пальтеце, пришпиленном к стене, как пойманная бабочка.
И никакой театральной благообразности внешнего облика. Белые ночные рубашки, уродливые шапки-«стога», скрывающие старомодные шиньоны. Потом оденутся поприличнее, в те самые ностальгические, из 50-х пришедшие, жакеты, пальто и платья («одевал» актеров, кстати, тоже Рыжаков). Потом вообще их облик, манеры и поведение станут меняться, приближаясь к «человеческим». Человек же в категориях этого спектакля это тот, кто способен преодолеть немыслимо тяжелое земное притяжение и хоть как-то, хоть на минуту от этой земли оторваться.
Нынешним актерам, в этой конкретной постановочной ситуации, кажется, трудно произносить сам володинский текст. Хотя этот автор, как никто другой, чужд пафоса и нравоучений. И все равно то невнятная скороговорка, то распев, то и вовсе проглатывание слов. В этой выморочной полужизни, недожизни не слово определяет суть происходящего, а то, что за ним стоит, им подменяется, порой парадоксальным образом. «Уходите», прощается Тамара с Ильиным, а Полина Агуреева бросается при этом к двери, хрупким своим телом загораживая выход. А признаваясь в «полноте жизни», в согласии с ее принципами, за которые и впрямь, в отсутствие любви реальной, едва ли не вышла замуж, сгибается пополам, чуть ли не падая от того самого тупого земного притяжения.
Тут даже сама любовь, полузабытая, почти похороненная, о которой, считается, и написана пьеса, в свои права вступает не сразу. Нужно не только дверную створку приоткрыть, но и сами двери снести с петель, чтобы освободить дорогу. Зато уж как они, Тамара и Ильин, потом разыграют эту «любовную» сцену, ей-богу, достойную вхождения в летопись актерских свершений. «Валенки, ой, валенки…», тоненьким голосом поет Агуреева, но каждое такое «ой» не слово из песни, но ответ на прикосновения рук Ильина Гордина. А вот он и вовсе подхватил ее на руки, застывшую в какой-то нелепой, полубалетной позе, уже не слишком отстраняясь, но еще и не бросаясь в объятия, да и потащил в тот проем, где прошлое готово соединиться с настоящим.
И Гордин-то как хорош здесь, слов нет, замечательно играя эту двойственность ситуации между правдой и ложью, неприглядной реальностью и желанием «выглядеть». Впрочем, конечно, названным дуэтом действие не ограничивается, впуская в себя серьезного Славу (Артем Цуканов), суетливо-непосредственную Катю (Яна Гладких), женщину-комедиантку Зою (Евгения Дмитриева) и неприкаянно-жалостливого Тимофеева (Алексей Колубков).
А вот Александр Володин, не забытый, но, вероятно, не самый популярный сегодня драматург (что, в общем-то, несправедливо), под руководством Виктора Рыжакова экзамен на «сопромат» сдавать не стал. В том смысле, что этот давний материал абсолютно не сопротивлялся сегодняшнему видению театра жесткому, несентиментальному, отчасти даже агрессивному. В нем вряд ли когда искали повод для «новой драмы», то есть истории, идущей из сегодняшнего дня по сути и форме. Оказалось, зря. Хотя сценическое произведение Виктора Рыжакова все-таки явление эксклюзивного порядка.
Володин автор, Рыжакову близкий, интересный, значимый и даже когда-то лично знакомый. Его пьесы он ставил, ситуацию с другими российскими постановками прекрасно знает, являясь организатором и руководителем петербургского театрального фестиваля, который тоже называется «Пять вечеров». Его нынешняя одноименная постановка затевалась как самостоятельная работа, но теперь счастливым образом влилась в репертуар одного из популярнейших московских театров. И, выдержанная совсем в ином стиле, нежели привычные спектакли «фоменок», стала проверкой на прочность, для актеров в том числе. Которые, впрочем, тут были разбавлены «гостями» из других трупп: тюзовцем Игорем Гординым, представительницей Малого театра Евгенией Дмитриевой, а также студенткой Школы-студии МХАТа Яной Гладких.
Рыжаков не игнорирует реальное историческое время как таковое, но его приметы ненавязчиво проступают сквозь весьма современные театральные конструкции и технологии. Вращающийся квадратный помост поместил на себя лишь стену с дверным проемом, причем двери то и дело снимаются с петель и «играют» собственные роли стола, например, или даже некоего подобия креста-ноши, который надо «уметь нести и верить». Этот проем и эти двери подчас кажутся каким-то разделом, границей между разными мирами: прошлым и настоящим, реальностью и мечтой. А на белую стену с помощью современной компьютерной графики наносятся упомянутые приметы быта: вешалка, пальто, на ней висящее, проецируется допотопный радиоприемник. Когда помост начнет вращаться, вдруг услышатся трамвайные звонки, а герои будут вскакивать на него, как на подножку старенького трамвая. Или кататься на нем на одной ноге, другой отталкиваясь, как на катке.
Ах, эти знаменитые володинские персонажи с узнаваемыми актерскими лицами Зинаиды Шарко и Ефима Копеляна, Людмилы Гурченко и Станислава Любшина, Елены Яковлевой и Сергея Гармаша. В спектакле Рыжакова лица актеров не менее узнаваемы: Ильина играет Игорь Гордин, Тамару Полина Агуреева. Впрочем, тут же можно спот-кнуться об актерский возраст. Ну какая из Агуреевой Тамара, актриса моложе ее вдвое, ей бы Катю играть. Но возраст как конкретная человеческая ипостась режиссера тоже интересует мало, да и не о нем речь. Ему интересно изначальное психологическое и физическое существование этих людей, отнюдь не живущих в полную силу, но этими неприглядными жизненными обстоятельствами придавленных, согнутых, замороженных и заторможенных. Они здесь поначалу так и напомнят странных одушевленных кукол с угловатой затверженностью движений (хореограф Олег Глушко), с отрешенными интонациями, лишенными бытовой теплоты. В этих жестах, позах, телодвижениях, вскриках и всхлипах без труда обнаружатся приемы то комедии масок, то кукольного театра, а то и античной трагедии. Вон как Тамара Агуреева вскидывает руки и запрокидывает голову, замирая в причудливой, небытовой позе. Вон как Зоя Дмитриева дергается в своем пальтеце, пришпиленном к стене, как пойманная бабочка.
И никакой театральной благообразности внешнего облика. Белые ночные рубашки, уродливые шапки-«стога», скрывающие старомодные шиньоны. Потом оденутся поприличнее, в те самые ностальгические, из 50-х пришедшие, жакеты, пальто и платья («одевал» актеров, кстати, тоже Рыжаков). Потом вообще их облик, манеры и поведение станут меняться, приближаясь к «человеческим». Человек же в категориях этого спектакля это тот, кто способен преодолеть немыслимо тяжелое земное притяжение и хоть как-то, хоть на минуту от этой земли оторваться.
Нынешним актерам, в этой конкретной постановочной ситуации, кажется, трудно произносить сам володинский текст. Хотя этот автор, как никто другой, чужд пафоса и нравоучений. И все равно то невнятная скороговорка, то распев, то и вовсе проглатывание слов. В этой выморочной полужизни, недожизни не слово определяет суть происходящего, а то, что за ним стоит, им подменяется, порой парадоксальным образом. «Уходите», прощается Тамара с Ильиным, а Полина Агуреева бросается при этом к двери, хрупким своим телом загораживая выход. А признаваясь в «полноте жизни», в согласии с ее принципами, за которые и впрямь, в отсутствие любви реальной, едва ли не вышла замуж, сгибается пополам, чуть ли не падая от того самого тупого земного притяжения.
Тут даже сама любовь, полузабытая, почти похороненная, о которой, считается, и написана пьеса, в свои права вступает не сразу. Нужно не только дверную створку приоткрыть, но и сами двери снести с петель, чтобы освободить дорогу. Зато уж как они, Тамара и Ильин, потом разыграют эту «любовную» сцену, ей-богу, достойную вхождения в летопись актерских свершений. «Валенки, ой, валенки…», тоненьким голосом поет Агуреева, но каждое такое «ой» не слово из песни, но ответ на прикосновения рук Ильина Гордина. А вот он и вовсе подхватил ее на руки, застывшую в какой-то нелепой, полубалетной позе, уже не слишком отстраняясь, но еще и не бросаясь в объятия, да и потащил в тот проем, где прошлое готово соединиться с настоящим.
И Гордин-то как хорош здесь, слов нет, замечательно играя эту двойственность ситуации между правдой и ложью, неприглядной реальностью и желанием «выглядеть». Впрочем, конечно, названным дуэтом действие не ограничивается, впуская в себя серьезного Славу (Артем Цуканов), суетливо-непосредственную Катю (Яна Гладких), женщину-комедиантку Зою (Евгения Дмитриева) и неприкаянно-жалостливого Тимофеева (Алексей Колубков).
А вот Александр Володин, не забытый, но, вероятно, не самый популярный сегодня драматург (что, в общем-то, несправедливо), под руководством Виктора Рыжакова экзамен на «сопромат» сдавать не стал. В том смысле, что этот давний материал абсолютно не сопротивлялся сегодняшнему видению театра жесткому, несентиментальному, отчасти даже агрессивному. В нем вряд ли когда искали повод для «новой драмы», то есть истории, идущей из сегодняшнего дня по сути и форме. Оказалось, зря. Хотя сценическое произведение Виктора Рыжакова все-таки явление эксклюзивного порядка.
Ирина Алпатова, «Культура», 7.04.2011
- Сбежавший жених, или Невероятное происшествие в фотоательеТатьяна Ратькина, «Театр To Go», 27.03.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: «Мастерская Фоменко» на конеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 26.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «Женитьбу»Юрий Юдин, «Российская газета», 21.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» гоголевскую «Женитьбу» превратили в «Совершенно Невероятное Событие»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 19.02.2024
- «Рыцарь. Моцарт. Пир»: «фоменки» в чумеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 29.10.2022
- Зачем в Мастерской Петра Фоменко поставили маленькие трагедии ПушкинаОльга Штраус, «Российская газета», 25.10.2022
- Лучшие спектакли Москвы по произведениям БулгаковаОльга Романцова, «Культура.рф», 20.04.2021
- Взрослые сказки от Полины Агуреевой: 1000 и одна ночь в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 13.10.2020
- Алексей Колубков: «Фоменко хвалил очень редко»Ксения Позднякова, «SCOPE артблог», 3.03.2020
- Пошли на «Подвиг»? Ксения Позднякова, «SCOPE артблог», 7.02.2020
- Спектакль Евгения Каменьковича о Герое и толпеПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 4.02.2020
- Чисто шотландские убийстваПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 8.07.2019
- Король Лир как раб на галерахМарина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- Три сестры по версии ШекспираДарья Борисова, «На западе Москвы», 16.02.2019
- Москва изменилась, а люди в ней все те жеЮлия Зу, «Musecube.org», 15.10.2018
- Спектакль «Мастер и Маргарита» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 5.10.2018
- Сила земного притяженияДарья Борисова, «На западе Москвы», 5.10.2018
- Юность Мастера не боитсяВиктория Пешкова, «Культура», 3.10.2018
- Тусовка у ВоландаЕвгения Смехова, «Musecube.org», 3.10.2018
- «Мастер и Маргарита»: нетеатральный роман на сцене Мастерской Петра ФоменкоАнна Бояринова, «Миллионер.ru», 28.09.2018
- Где Аннушка разлила масло в новом театральном сезоне?Анна Богатырева, «Porusski.me», 26.09.2018
- Шабаш на набережнойАнна Оконова, «Театрон», 24.09.2018
- «Мастер и Маргарита» М. Булгакова в «Мастерской Фоменко», реж. Федор Малышев и Полина АгурееваВячеслав Шадронов, 18.09.2018
- Мениппея, как и было сказаноПавел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- В Мастерской Петра Фоменко языком Гоголя высмеяли коммерсантовАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 9.06.2017
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- «Летние осы кусают нас даже в ноябре»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 04.2014
- Это у них сезонное
Анна Чужкова, «Культура», 13.02.2014
- «Летние осы кусают нас даже в ноябре»: про веру и любовьНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 7.02.2014
- «Мастерская Петра Фоменко» представит спектакль режиссера РейбоНаталья Курова, «РИА-новости», 8.12.2013
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу ВырыпаеваДарья Горшкова, «buro247.ru», 22.11.2013
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу Ивана Вырыпаева«Lenta.ru», 22.11.2013
- Пьесу Ивана Вырыпаева поставят в театре Фоменко в ускоренных темпахВера Копылова, «РИА-новости», 22.11.2013
- Танцы о свободеГалина Шматова, «http://afisha.mail.ru», 18.12.2012
- Театральный фестиваль имени Володина: Такие разные «Вечера»Марианна Ухорская, «http://peterburg2.ru», 14.02.2012
- «Пять вечеров»: импрессияДарья Коротаева, «Газета Володинского фестиваля», 10.02.2012
- Пять вечеровАлексей Киселев , «Maptype.com», 01.2012
- Три на четыреОксана Кушляева, «Петербургский театральный журнал, № 3 (65)», 09.2011
- На полюсахМария Хализева, «Экран и Сцена», 29.08.2011
- Театр Мастерская П. Фоменко А. Володин «Пять вечеров»Елена Левинская, «Театральная афиша», 06.2011
- Любить по-советскиАнастасия Вильчи, «Театрал (Новые Театральные Известия)», 06.2011
- Лав-стори на пять вечеровЕлена Стрельникова, «Комсомольская правда», 28.04.2011
- Пять вечеровОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 14.04.2011
- Пять вечеровНаталья Витвицкая, «VashDosug.ru», 12.04.2011
- Быт не заелРоман Должанский, «Коммерсант», 8.04.2011
- Выйти замуж за принципИрина Алпатова, «Культура», 7.04.2011
- Такие же, как не мыАлександра Машукова, «Ведомости», 1.04.2011
- Спектакль месяца: Герои «Пяти вечеров» поднялись над землей, как на картинах ШагалаОльга Романцова, «gzt.ru», 31.03.2011
- «Пять вечеров» в «Мастерской Петра Фоменко»Марина Шимадина, «OpenSpace.ru», 30.03.2011
- Акробаты и клоунессыДина Годер, «Московские новости», 30.03.2011
- «Мастерская Петра Фоменко» представляет премьеру спектакля «Пять вечеров»«Российская газета», 28.03.2011
- Наши в ДублинеБорис Павлович, «Петербургский театральный журнал», 07.2010
- Театральное изложение запрещенного романаГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 3, 2009)», 03.2009
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера «Улисса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 19.02.2009
- Двое из Дублина«Итоги», 9.02.2009
- Два слова о вечностиАлена Данилова, «Новые Известия», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpase.ru», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpace.Ru», 4.02.2009
- БесприданницаКсения Ларина, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 02.2008
- Дом Островского на Москве-рекеЮлия Черникова, «Утро.ru», 28.01.2008
- Господа, вы звериЕлена Ковальская, «Афиша», 28.01.2008
- История о равнодушных людях.Марина Тимашева, «Радио Свобода», 25.01.2008
- Четвертое рождение театраСальникова Валентина, «Трибуна», 24.01.2008
- Трагедия с видом на рекуИрина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Родом из одержимыхНаталия Каминская, «Культура», 17.01.2008
- Деловые люди в отсутствие любвиАлена Солнцева, «Время новостей», 17.01.2008
- Бесприданница с Москвы-рекиОльга Егошина, «Новые Известия», 17.01.2008
- Замри-умри-воскресниГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.01.2008
- Смешные люди«Итоги», 15.01.2008
- Премьера к новосельюАлексей Филиппов, «Русский курьер», 14.01.2008
- Петр Фоменко ставит Островского редко, но меткоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 11.01.2008
- Крыша для талантаАлена Карась, «Российская газета», 10.01.2008
- Всех жалко, всехСветлана Полякова, «Газета.ru», 9.01.2008
- Не шутите с носорогомИрина Алпатова, «Культура», 16.03.2006
- Бестиарий от слова bestЕлена Дьякова, «Новая газета», 23.12.2004
- Комедия, местами даже фарсАлена Карась, «Российская газета», 22.12.2004
- Генеральская дочьЕлена Солнцева, «Время новостей», 22.12.2004
- Не спи проснешьсяМарина Давыдова, «Известия», 21.12.2004
- Пистолет как развлечениеОльга Егошина, «Новые известия», 21.12.2004
- Смерть как перекурГлеб Ситковский, «Газета», 21.12.2004
- Патология красоты и клиника свободыЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 20.12.2004
- Египетские ночи«Pulse», 12.2002
- Сочинение по ПушкинуНина Агишева, «Московские новости», 8.10.2002
- Условие КлеопатрыЕлена Левинская, «Театр, № 4», 10.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002