Театральный фестиваль имени Володина: Такие разные «Вечера»
В первой декаде февраля в Петербурге прошел восьмой театральный фестиваль имени Александра Володина. «Парад вечеров» так метко окрестили организаторы программу нынешнего года. И не случайно. В этот короткий промежуток времени состоялся показ трех спектаклей по пьесе «Пять вечеров». Причем, спектакль «Мастерской Петра Фоменко» показывали три раза. Еще были спектакли «Старший сын» и «Портрет с дождем». В символичные пять вечеров фестиваль не уместился.
Представителю Peterburg2 посчастливилось побывать сразу на двух постановках пьесы «Пять вечеров», спектаклях противоречивых, очень разных, но неизменно человечных и настоящих. Как и творчество русского драматурга, которое преодолевает границы времени и удивительным образом раскрывается в наши дни.
«Пять вечеров» это история встречи двух людей через много лет, воссоединения влюбленных, потерявших друг друга. Встречи, которая способна все изменить. Пьеса «Пять вечеров» впервые была поставлена в конце пятидесятых, но звучит так, будто была написана сегодня.
Первый спектакль, который открыл фестиваль, привезли к нам из русского театра Эстонии. Его поставил для камерной сцены петербургский режиссер Александр Кладько. Поставил, следуя за автором вплоть до интонаций, учитывая все нюансы, не забывая про приметы эпохи.
Пестрые платья актрис и советский быт в декорациях создали атмосферу ожившего доброго советского кино. Но важнее всех нарядов, причесок, всего вместе взятого реквизита и воспоминаний старины неподдельная правдивость постановки и искренность актеров.
Главные роли в этих «Пяти вечерах» исполняют Лариса Саванкова и Александр Ивашкевич. Тамара в исполнении Ларисы Саванковой получилась открытой, неравнодушной, ранимой, по-женски заботливой, отзывчивой, терпеливой и очень доброй. Ильин в исполнении Александра Ивашкевича немного отстраненный, интеллигентный, выглядящий по-деловому в своем длинном плаще, черной шляпе и с портфелем в руках стал героем неоднозначным, полным сомнений, переживающим, но в итоге обретшим себя.
Ярко и запоминающееся сыграли Славу и Катю Дмитрий Кордас и Татьяна Егорушкина, ставшие в этой постановке отражением Тамары и Ильина. Их трогательное исполнение зарождения первой любви, которая проявляется в обоюдных «подколах», сыграно с задором и долей юмора. Это, несомненно, мостик к сердцам молодых зрителей.
Продавщица Зоя, «соперница» Тамары, играет ее Елена Тарасенко, здесь веселая, самодостаточная, почти счастливая, независтливая. В этой постановке ревнивицей и соперницей она почти не является. Режиссер примиряет ее с Тамарой, причем ни на реплику не отходя от текста. Героини в одной из мизансцен поют песню «Миленький ты мой», сходятся посередине зала, обнимают друг друга. Ведь, по сути, у них одна проблема беда женщин, чью молодость пересекла война. И вот только сейчас, уже в зрелом возрасте обретается (или не обретается) настоящее счастье.
Именно в этой постановке очень ясно читается то, что по понятным причинам осталось почти за скобками пьесы Володина. Не только война, не только обделенность героев, но и лагеря. Возможно, именно лагерь явился причиной того, что так долго не возвращался (вплоть до момента, когда это возвращение стало почти невероятным) к любимой женщине Ильин.
Шестой герой, которого еще не упомянули здесь, Тимофеев. В исполнении Сергея Черкасова он выглядит как порядочный и достойный человек. Тимофеев очень хочет помочь Тамаре, но, в то же время, не может предать Ильина.
Замечательна музыка и звуковое оформление спектакля. Самые важные слова из пьесы Володина звучат в записи увековеченные, неизменные, прекрасные. И тем самым немножко оторванные от реальности и от контекста.
Пьеса сыграна интересно, красиво, реалистично, с ноткой ностальгии и с теплотой. В постановке Александра Кладько она получилась местами грустной, местами смешной, но очень светлой и доброй. Эта обыкновенная история затягивает так, что забываешь, что спектакль (между прочим, очень долгий, четырехчасовой) рано или поздно подойдет к концу.
В финале мы видим искусственный снег, падающий хлопьями на сцену, гуляющих под ним героев, и наконец, уходящих от нас, скрывающихся за стеклом бутафорского окошка, наблюдать оттуда за снегопадом. Из динамиков якобы советского приемника звучат красивые и поэтичные строки. Ощущаешь, что сейчас настоящая история только началась и «кончится еще нескоро». И что скоро все будет хорошо.
Второй спектакль фестиваля, который совершенно не похож на первый, «Пять Вечеров» в постановке режиссера и директора фестиваля Виктора Рыжакова. Его привезли нам из Москвы, из театра «Мастерская Петра Фоменко». Каждой реплике этого спектакля присуще звучание современности. И это при том, что режиссер точно следует володинскому тексту. Критики сходятся во мнении, что Рыжаков поставил «вечера» как новую драму. Режиссер оставил только основу, убрал все ненужные приметы времени, использовал современные постановочные принципы.
С первых минут спектакля понятно на сцене происходит что-то необычное. На фоне стены и дверного проема, где условно, штрихами нарисован радиоприемник и вешалка для одежды, появляется женщина в длинной ночной сорочке и начинает то ли танцевать, то ли делать непривычную вечернюю зарядку. В ней мы узнаем Тамару.
Главную героиню исполняет молодая актриса Полина Агуреева, которой удалось невероятное внутреннее перевоплощение в одинокую, верную, полную надежд и в данной постановке смешную Тамару. Ее движения резкие, напуганные, дерганные, геометричные, голос напевный, протяжный, с дрожью. А главное, действия и слова этой Тамары совершенно не соответствуют друг другу. Вот она говорит Ильину, собравшемуся уходить: «Я вас уговаривать не собираюсь». И в тот же момент заслоняет хрупкими руками входную дверь. Образ получился трагикомичным. Зрителям сложно сдерживать смех, но в то же время до боли жалко героиню. Не от счастья стала женщина всеми силами пытаться скрыть самые искренние и самые неподдельные чувства.
Главного героя играет Игорь Гордин. Ильин получился беззаветно влюбленным, уверенным. Он вламывается в жизнь Тамары через запечатанную входную дверь, и изменяет все в ее жизни. В женщине начинает высвечиваться то, что раньше было скрыто под маской равнодушия. Дверь и стена еще не раз появятся в спектакле в качестве связующего звена или разделяющего препятствия между героями. А также ширмы, за которой можно скрыться от чувств.
Примечателен дуэт Кати и Славы. Катю энергично и неординарно играет юная актриса Яна Гладких. Славу с присущей этому герою иронией играет Артём Цуканов. Здесь молодое поколение, как и следовало ожидать, не очень похоже на героев ретро-постановок Володина.
Совсем нестандартными, иными, интересными и комичными предстают оставшиеся два персонажа. Зоя в исполнении Евгении Дмитриевой тоже, как и Тамара, появляется в ночной сорочке, но другой, короткой. В сцене объяснения Рыжаков сделал их с Тамарой очень похожими, одинаковыми. Но это сходство внешнее. Зоя в спектакле предстает распущенной, вульгарной. Ей не досталось резких движений Тамары, которая отталкивает руки Ильина.
Тимофеев здесь становится стеснительным, нелепым, тайным влюбленным, который является к Тамаре словно бы не по делу, а чтобы скрасить ее прекрасное одиночество. Кстати, в этом спектакле тоже появятся снежинки, но это будет не снегопад, а только лишь два больших бумажных круга, которые поймает печальный Тимофеев.
Сюжет пьесы в интерпретации Рыжакова стал почти что вечным, от него осталась только структура, маски, образы, чувства, ситуации актуальные во все времена, сопровождающие воссоединение влюбленных. Из одной и той же пьесы у разных режиссеров получились абсолютно разные и несущие разную ценность спектакли. И это только две постановки. А сколько еще было, есть, будет. Володин поистине не перестает волновать. История началась «задолго до этих пяти вечеров и кончится еще нескоро». Это касается и фестиваля, который повторится через год.
На восьмом фестивале имени Володина состоялись показы пьесы «Пять вечеров» из Москвы, Талина и Саратова, показ пьесы Александра Вампилова «Старший сын» из Вологды, прошел спектакль Льва Додина «Портрет с дождем» по сценарию Александра Володина.
Кроме уже готовых спектаклей в рамках программы состоялась режиссерская лаборатория «Молодые ставят Володина» с эскизами спектаклей и программа «Первая читка» новых пьес.
В театрах царила традиционная душевная атмосфера ушедшей эпохи. Работал всеми любимый буфет Клавы с советскими ценами и ассортиментом. Театр «На Литейном», где открылся фестиваль, был художественно оформлен в духе конца пятидесятых: старые карты, календари, герои, газеты. В дни фестиваля прошло празднование дня рождения Александра Володина.
Представителю Peterburg2 посчастливилось побывать сразу на двух постановках пьесы «Пять вечеров», спектаклях противоречивых, очень разных, но неизменно человечных и настоящих. Как и творчество русского драматурга, которое преодолевает границы времени и удивительным образом раскрывается в наши дни.
«Пять вечеров» это история встречи двух людей через много лет, воссоединения влюбленных, потерявших друг друга. Встречи, которая способна все изменить. Пьеса «Пять вечеров» впервые была поставлена в конце пятидесятых, но звучит так, будто была написана сегодня.
Первый спектакль, который открыл фестиваль, привезли к нам из русского театра Эстонии. Его поставил для камерной сцены петербургский режиссер Александр Кладько. Поставил, следуя за автором вплоть до интонаций, учитывая все нюансы, не забывая про приметы эпохи.
Пестрые платья актрис и советский быт в декорациях создали атмосферу ожившего доброго советского кино. Но важнее всех нарядов, причесок, всего вместе взятого реквизита и воспоминаний старины неподдельная правдивость постановки и искренность актеров.
Главные роли в этих «Пяти вечерах» исполняют Лариса Саванкова и Александр Ивашкевич. Тамара в исполнении Ларисы Саванковой получилась открытой, неравнодушной, ранимой, по-женски заботливой, отзывчивой, терпеливой и очень доброй. Ильин в исполнении Александра Ивашкевича немного отстраненный, интеллигентный, выглядящий по-деловому в своем длинном плаще, черной шляпе и с портфелем в руках стал героем неоднозначным, полным сомнений, переживающим, но в итоге обретшим себя.
Ярко и запоминающееся сыграли Славу и Катю Дмитрий Кордас и Татьяна Егорушкина, ставшие в этой постановке отражением Тамары и Ильина. Их трогательное исполнение зарождения первой любви, которая проявляется в обоюдных «подколах», сыграно с задором и долей юмора. Это, несомненно, мостик к сердцам молодых зрителей.
Продавщица Зоя, «соперница» Тамары, играет ее Елена Тарасенко, здесь веселая, самодостаточная, почти счастливая, независтливая. В этой постановке ревнивицей и соперницей она почти не является. Режиссер примиряет ее с Тамарой, причем ни на реплику не отходя от текста. Героини в одной из мизансцен поют песню «Миленький ты мой», сходятся посередине зала, обнимают друг друга. Ведь, по сути, у них одна проблема беда женщин, чью молодость пересекла война. И вот только сейчас, уже в зрелом возрасте обретается (или не обретается) настоящее счастье.
Именно в этой постановке очень ясно читается то, что по понятным причинам осталось почти за скобками пьесы Володина. Не только война, не только обделенность героев, но и лагеря. Возможно, именно лагерь явился причиной того, что так долго не возвращался (вплоть до момента, когда это возвращение стало почти невероятным) к любимой женщине Ильин.
Шестой герой, которого еще не упомянули здесь, Тимофеев. В исполнении Сергея Черкасова он выглядит как порядочный и достойный человек. Тимофеев очень хочет помочь Тамаре, но, в то же время, не может предать Ильина.
Замечательна музыка и звуковое оформление спектакля. Самые важные слова из пьесы Володина звучат в записи увековеченные, неизменные, прекрасные. И тем самым немножко оторванные от реальности и от контекста.
Пьеса сыграна интересно, красиво, реалистично, с ноткой ностальгии и с теплотой. В постановке Александра Кладько она получилась местами грустной, местами смешной, но очень светлой и доброй. Эта обыкновенная история затягивает так, что забываешь, что спектакль (между прочим, очень долгий, четырехчасовой) рано или поздно подойдет к концу.
В финале мы видим искусственный снег, падающий хлопьями на сцену, гуляющих под ним героев, и наконец, уходящих от нас, скрывающихся за стеклом бутафорского окошка, наблюдать оттуда за снегопадом. Из динамиков якобы советского приемника звучат красивые и поэтичные строки. Ощущаешь, что сейчас настоящая история только началась и «кончится еще нескоро». И что скоро все будет хорошо.
Второй спектакль фестиваля, который совершенно не похож на первый, «Пять Вечеров» в постановке режиссера и директора фестиваля Виктора Рыжакова. Его привезли нам из Москвы, из театра «Мастерская Петра Фоменко». Каждой реплике этого спектакля присуще звучание современности. И это при том, что режиссер точно следует володинскому тексту. Критики сходятся во мнении, что Рыжаков поставил «вечера» как новую драму. Режиссер оставил только основу, убрал все ненужные приметы времени, использовал современные постановочные принципы.
С первых минут спектакля понятно на сцене происходит что-то необычное. На фоне стены и дверного проема, где условно, штрихами нарисован радиоприемник и вешалка для одежды, появляется женщина в длинной ночной сорочке и начинает то ли танцевать, то ли делать непривычную вечернюю зарядку. В ней мы узнаем Тамару.
Главную героиню исполняет молодая актриса Полина Агуреева, которой удалось невероятное внутреннее перевоплощение в одинокую, верную, полную надежд и в данной постановке смешную Тамару. Ее движения резкие, напуганные, дерганные, геометричные, голос напевный, протяжный, с дрожью. А главное, действия и слова этой Тамары совершенно не соответствуют друг другу. Вот она говорит Ильину, собравшемуся уходить: «Я вас уговаривать не собираюсь». И в тот же момент заслоняет хрупкими руками входную дверь. Образ получился трагикомичным. Зрителям сложно сдерживать смех, но в то же время до боли жалко героиню. Не от счастья стала женщина всеми силами пытаться скрыть самые искренние и самые неподдельные чувства.
Главного героя играет Игорь Гордин. Ильин получился беззаветно влюбленным, уверенным. Он вламывается в жизнь Тамары через запечатанную входную дверь, и изменяет все в ее жизни. В женщине начинает высвечиваться то, что раньше было скрыто под маской равнодушия. Дверь и стена еще не раз появятся в спектакле в качестве связующего звена или разделяющего препятствия между героями. А также ширмы, за которой можно скрыться от чувств.
Примечателен дуэт Кати и Славы. Катю энергично и неординарно играет юная актриса Яна Гладких. Славу с присущей этому герою иронией играет Артём Цуканов. Здесь молодое поколение, как и следовало ожидать, не очень похоже на героев ретро-постановок Володина.
Совсем нестандартными, иными, интересными и комичными предстают оставшиеся два персонажа. Зоя в исполнении Евгении Дмитриевой тоже, как и Тамара, появляется в ночной сорочке, но другой, короткой. В сцене объяснения Рыжаков сделал их с Тамарой очень похожими, одинаковыми. Но это сходство внешнее. Зоя в спектакле предстает распущенной, вульгарной. Ей не досталось резких движений Тамары, которая отталкивает руки Ильина.
Тимофеев здесь становится стеснительным, нелепым, тайным влюбленным, который является к Тамаре словно бы не по делу, а чтобы скрасить ее прекрасное одиночество. Кстати, в этом спектакле тоже появятся снежинки, но это будет не снегопад, а только лишь два больших бумажных круга, которые поймает печальный Тимофеев.
Сюжет пьесы в интерпретации Рыжакова стал почти что вечным, от него осталась только структура, маски, образы, чувства, ситуации актуальные во все времена, сопровождающие воссоединение влюбленных. Из одной и той же пьесы у разных режиссеров получились абсолютно разные и несущие разную ценность спектакли. И это только две постановки. А сколько еще было, есть, будет. Володин поистине не перестает волновать. История началась «задолго до этих пяти вечеров и кончится еще нескоро». Это касается и фестиваля, который повторится через год.
На восьмом фестивале имени Володина состоялись показы пьесы «Пять вечеров» из Москвы, Талина и Саратова, показ пьесы Александра Вампилова «Старший сын» из Вологды, прошел спектакль Льва Додина «Портрет с дождем» по сценарию Александра Володина.
Кроме уже готовых спектаклей в рамках программы состоялась режиссерская лаборатория «Молодые ставят Володина» с эскизами спектаклей и программа «Первая читка» новых пьес.
В театрах царила традиционная душевная атмосфера ушедшей эпохи. Работал всеми любимый буфет Клавы с советскими ценами и ассортиментом. Театр «На Литейном», где открылся фестиваль, был художественно оформлен в духе конца пятидесятых: старые карты, календари, герои, газеты. В дни фестиваля прошло празднование дня рождения Александра Володина.
Марианна Ухорская, «http://peterburg2.ru», 14.02.2012
- Сбежавший жених, или Невероятное происшествие в фотоательеТатьяна Ратькина, «Театр To Go», 27.03.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: «Мастерская Фоменко» на конеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 26.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «Женитьбу»Юрий Юдин, «Российская газета», 21.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» гоголевскую «Женитьбу» превратили в «Совершенно Невероятное Событие»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 19.02.2024
- «Рыцарь. Моцарт. Пир»: «фоменки» в чумеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 29.10.2022
- Зачем в Мастерской Петра Фоменко поставили маленькие трагедии ПушкинаОльга Штраус, «Российская газета», 25.10.2022
- Лучшие спектакли Москвы по произведениям БулгаковаОльга Романцова, «Культура.рф», 20.04.2021
- Взрослые сказки от Полины Агуреевой: 1000 и одна ночь в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 13.10.2020
- Алексей Колубков: «Фоменко хвалил очень редко»Ксения Позднякова, «SCOPE артблог», 3.03.2020
- Пошли на «Подвиг»? Ксения Позднякова, «SCOPE артблог», 7.02.2020
- Спектакль Евгения Каменьковича о Герое и толпеПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 4.02.2020
- Чисто шотландские убийстваПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 8.07.2019
- Король Лир как раб на галерахМарина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- Три сестры по версии ШекспираДарья Борисова, «На западе Москвы», 16.02.2019
- Москва изменилась, а люди в ней все те жеЮлия Зу, «Musecube.org», 15.10.2018
- Спектакль «Мастер и Маргарита» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 5.10.2018
- Сила земного притяженияДарья Борисова, «На западе Москвы», 5.10.2018
- Юность Мастера не боитсяВиктория Пешкова, «Культура», 3.10.2018
- Тусовка у ВоландаЕвгения Смехова, «Musecube.org», 3.10.2018
- «Мастер и Маргарита»: нетеатральный роман на сцене Мастерской Петра ФоменкоАнна Бояринова, «Миллионер.ru», 28.09.2018
- Где Аннушка разлила масло в новом театральном сезоне?Анна Богатырева, «Porusski.me», 26.09.2018
- Шабаш на набережнойАнна Оконова, «Театрон», 24.09.2018
- «Мастер и Маргарита» М. Булгакова в «Мастерской Фоменко», реж. Федор Малышев и Полина АгурееваВячеслав Шадронов, 18.09.2018
- Мениппея, как и было сказаноПавел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- В Мастерской Петра Фоменко языком Гоголя высмеяли коммерсантовАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 9.06.2017
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- «Летние осы кусают нас даже в ноябре»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 04.2014
- Это у них сезонное
Анна Чужкова, «Культура», 13.02.2014
- «Летние осы кусают нас даже в ноябре»: про веру и любовьНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 7.02.2014
- «Мастерская Петра Фоменко» представит спектакль режиссера РейбоНаталья Курова, «РИА-новости», 8.12.2013
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу ВырыпаеваДарья Горшкова, «buro247.ru», 22.11.2013
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу Ивана Вырыпаева«Lenta.ru», 22.11.2013
- Пьесу Ивана Вырыпаева поставят в театре Фоменко в ускоренных темпахВера Копылова, «РИА-новости», 22.11.2013
- Танцы о свободеГалина Шматова, «http://afisha.mail.ru», 18.12.2012
- Театральный фестиваль имени Володина: Такие разные «Вечера»Марианна Ухорская, «http://peterburg2.ru», 14.02.2012
- «Пять вечеров»: импрессияДарья Коротаева, «Газета Володинского фестиваля», 10.02.2012
- Пять вечеровАлексей Киселев , «Maptype.com», 01.2012
- Три на четыреОксана Кушляева, «Петербургский театральный журнал, № 3 (65)», 09.2011
- На полюсахМария Хализева, «Экран и Сцена», 29.08.2011
- Театр Мастерская П. Фоменко А. Володин «Пять вечеров»Елена Левинская, «Театральная афиша», 06.2011
- Любить по-советскиАнастасия Вильчи, «Театрал (Новые Театральные Известия)», 06.2011
- Лав-стори на пять вечеровЕлена Стрельникова, «Комсомольская правда», 28.04.2011
- Пять вечеровОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 14.04.2011
- Пять вечеровНаталья Витвицкая, «VashDosug.ru», 12.04.2011
- Быт не заелРоман Должанский, «Коммерсант», 8.04.2011
- Выйти замуж за принципИрина Алпатова, «Культура», 7.04.2011
- Такие же, как не мыАлександра Машукова, «Ведомости», 1.04.2011
- Спектакль месяца: Герои «Пяти вечеров» поднялись над землей, как на картинах ШагалаОльга Романцова, «gzt.ru», 31.03.2011
- «Пять вечеров» в «Мастерской Петра Фоменко»Марина Шимадина, «OpenSpace.ru», 30.03.2011
- Акробаты и клоунессыДина Годер, «Московские новости», 30.03.2011
- «Мастерская Петра Фоменко» представляет премьеру спектакля «Пять вечеров»«Российская газета», 28.03.2011
- Наши в ДублинеБорис Павлович, «Петербургский театральный журнал», 07.2010
- Театральное изложение запрещенного романаГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 3, 2009)», 03.2009
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера «Улисса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 19.02.2009
- Двое из Дублина«Итоги», 9.02.2009
- Два слова о вечностиАлена Данилова, «Новые Известия», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpase.ru», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpace.Ru», 4.02.2009
- БесприданницаКсения Ларина, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 02.2008
- Дом Островского на Москве-рекеЮлия Черникова, «Утро.ru», 28.01.2008
- Господа, вы звериЕлена Ковальская, «Афиша», 28.01.2008
- История о равнодушных людях.Марина Тимашева, «Радио Свобода», 25.01.2008
- Четвертое рождение театраСальникова Валентина, «Трибуна», 24.01.2008
- Трагедия с видом на рекуИрина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Родом из одержимыхНаталия Каминская, «Культура», 17.01.2008
- Деловые люди в отсутствие любвиАлена Солнцева, «Время новостей», 17.01.2008
- Бесприданница с Москвы-рекиОльга Егошина, «Новые Известия», 17.01.2008
- Замри-умри-воскресниГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.01.2008
- Смешные люди«Итоги», 15.01.2008
- Премьера к новосельюАлексей Филиппов, «Русский курьер», 14.01.2008
- Петр Фоменко ставит Островского редко, но меткоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 11.01.2008
- Крыша для талантаАлена Карась, «Российская газета», 10.01.2008
- Всех жалко, всехСветлана Полякова, «Газета.ru», 9.01.2008
- Не шутите с носорогомИрина Алпатова, «Культура», 16.03.2006
- Бестиарий от слова bestЕлена Дьякова, «Новая газета», 23.12.2004
- Комедия, местами даже фарсАлена Карась, «Российская газета», 22.12.2004
- Генеральская дочьЕлена Солнцева, «Время новостей», 22.12.2004
- Не спи проснешьсяМарина Давыдова, «Известия», 21.12.2004
- Пистолет как развлечениеОльга Егошина, «Новые известия», 21.12.2004
- Смерть как перекурГлеб Ситковский, «Газета», 21.12.2004
- Патология красоты и клиника свободыЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 20.12.2004
- Египетские ночи«Pulse», 12.2002
- Сочинение по ПушкинуНина Агишева, «Московские новости», 8.10.2002
- Условие КлеопатрыЕлена Левинская, «Театр, № 4», 10.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002