Тусовка у Воланда
22 сентября в Мастерской Петра Фоменко давали московский шабаш в двух действиях с одним разоблачением — спектакль «Мастер и Маргарита». Но Чёрт знает, получился ли шабаш или разоблачение на самом деле. «Мастер и Маргарита» — классика, театральная “лакмусовая бумажка”. Роман Булгакова любим режиссёрами, поэтому по нему интересно и удобно оценивать разный подход.
Спектакль начинается ещё в фойе, где непринуждённо играет оркестр “Четвертак” под управлением Жоржа Бенгальского (Дмитрия Рудкова), а продолжается текстом. Занавес опущен — в тишине звучит голос, рассказывающий, как в час небывало жаркого заката в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина. Когда героев заканчивают представлять, читка замедляется как зажёванная плёнка, а потом останавливается. Поднимается занавес — и теперь перед нами тусовка. Мы словно не на Патриарших прудах, а на современной вечеринке на Патриках с диджеем, шампанским, людьми, дрыгающимися под модный ритм. Герои общаются, перекрикивая этот бит. Берлиоз выглядит как богемный представитель шоу-бизнеса, который, манерно растягивая слова, поучает новичка Бездомного. И тут на вечеринку врывается Воланд (Алексей Колубков).
«На земле весь род людской чтит один кумир священный, он царит над всей вселенной, тот кумир — телец златой!» Под арию Мефистофеля из оперы “Фауст” появляется и сам Мефистофель в гриме Шаляпина для этой роли (нос, кустистые брови) и в шаляпинской же шубе и шапке. Он совсем не похож на того самого Воланда — полноватый, почти домашний бородатый мужчина средних лет. Он обычен, от него нет ощущения таинственности и угрозы, он больше напоминает заезжего профессора-весельчака. Но тем и интереснее. Герои садятся на скамейку, неумолимо напоминающую надгробие, и начинают традиционно рассуждать о вечном. И со временем вокруг несчастных собирается шайка Воланда во всей красе. И все они — главная движущая сила, сильные образы. Именно они здесь двигают и зажигают сюжет. Необычно, но Азазелло играет женщина, воплощая некоторое комбо Азазелло и Геллы.
Банда Воланда — главный акцент спектакля. Другие привычные акценты романа показаны слабее. История прокуратора Иудеи Понтия Пилата выглядит рефлексией, историей заднего плана, где Пилат как крест носит на себе Иешуа и бесконечно повторяет и повторяет свои беседы с ним. Иными получились и Мастер с Маргаритой.
Невозможно сыграть всю книгу, но тем интереснее смотреть, какие моменты станут самыми важными. «А люди всё те же», — жалуется нам с экранов телевизоров в фойе Воланд, прервав вечеринку, сошедшую со сцены в антракт. Мистическое, таинственное, фантастическое словно бы отодвинуто на второй план. Всё происходит как надо, но странность ситуаций не слишком важна. Сатирой и чёткими сценами обыграно именно людское: разговор на скамейке, смерть Берлиоза, Бездомный в психиатрической лечебнице, происшествие с Лиходеевым, Римским и Варенухой. А самого варьете не случилось, маэстро урезал марш.
Развёрнутые, дословные события сменяются яркими короткими мазками, начиная со знакомства с Маргаритой. Там, где зритель обычно проникается историей Мастера и Маргариты, появляются зарисовки-фрагменты, ослепительные и быстрые, как вспышки перегорающей лампочки. Сами образы героев переосмыслены по-своему. Маргарита (Полина Агуреева) превратилась в экзальтированную состоятельную женщину, даму показной драматичности — и многие её поступки воспринимаются именно с такой позиции. Мастер почти безлик и отстранён. Главные персонажи словно перестают быть доминантой — и не выправляются до самого конца. У Маргариты есть запоминающиеся сцены: например, момент полёта по Москве и разгрома в Массолите Полина Агуреева играла на пустой тёмной сцене, аккомпанируя себе на барабанах. Но в целом, судьба этой пары становится не слишком интересной, им не сопереживаешь. Это новый ракурс, но вместе с ним теряется часть привычной основы спектакля.
В постановке много музыкального контраста, классика мешается с современными мотивами. Том Уэйтс, The Tiger Lillies, АукцЫон, песня “Червь-победитель” на стихи Эдгара По — всё это непривычными элементами вливается в спектакль, но встаёт на свои места.
Сцена и декорации напоминают вырезанную из бумаги открытку, аппликацию — яркие оттенки, символичные предметы, разноплановая картинка, выпуклые герои, которые то взлетают под потолок, нелепо дрыгая руками и ногами, то проваливаются в подпол.
Постановка у режиссёров и актёров Фёдора Малышева и Полины Агуреевой вышла современной, звучной, красочной. Новаторство и режиссёрские решения смотрятся интересно и одновременно вряд ли вызовут протест у любителей классического “Мастера и Маргариты”. Но спектаклю, пожалуй, не хватает острого нерва, основополагающего стержня, который есть в произведении Булгакова, — шабаш получился непринуждённей и легче, чем хотелось бы.
Источник: Musecube
Спектакль начинается ещё в фойе, где непринуждённо играет оркестр “Четвертак” под управлением Жоржа Бенгальского (Дмитрия Рудкова), а продолжается текстом. Занавес опущен — в тишине звучит голос, рассказывающий, как в час небывало жаркого заката в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина. Когда героев заканчивают представлять, читка замедляется как зажёванная плёнка, а потом останавливается. Поднимается занавес — и теперь перед нами тусовка. Мы словно не на Патриарших прудах, а на современной вечеринке на Патриках с диджеем, шампанским, людьми, дрыгающимися под модный ритм. Герои общаются, перекрикивая этот бит. Берлиоз выглядит как богемный представитель шоу-бизнеса, который, манерно растягивая слова, поучает новичка Бездомного. И тут на вечеринку врывается Воланд (Алексей Колубков).
«На земле весь род людской чтит один кумир священный, он царит над всей вселенной, тот кумир — телец златой!» Под арию Мефистофеля из оперы “Фауст” появляется и сам Мефистофель в гриме Шаляпина для этой роли (нос, кустистые брови) и в шаляпинской же шубе и шапке. Он совсем не похож на того самого Воланда — полноватый, почти домашний бородатый мужчина средних лет. Он обычен, от него нет ощущения таинственности и угрозы, он больше напоминает заезжего профессора-весельчака. Но тем и интереснее. Герои садятся на скамейку, неумолимо напоминающую надгробие, и начинают традиционно рассуждать о вечном. И со временем вокруг несчастных собирается шайка Воланда во всей красе. И все они — главная движущая сила, сильные образы. Именно они здесь двигают и зажигают сюжет. Необычно, но Азазелло играет женщина, воплощая некоторое комбо Азазелло и Геллы.
Банда Воланда — главный акцент спектакля. Другие привычные акценты романа показаны слабее. История прокуратора Иудеи Понтия Пилата выглядит рефлексией, историей заднего плана, где Пилат как крест носит на себе Иешуа и бесконечно повторяет и повторяет свои беседы с ним. Иными получились и Мастер с Маргаритой.
Невозможно сыграть всю книгу, но тем интереснее смотреть, какие моменты станут самыми важными. «А люди всё те же», — жалуется нам с экранов телевизоров в фойе Воланд, прервав вечеринку, сошедшую со сцены в антракт. Мистическое, таинственное, фантастическое словно бы отодвинуто на второй план. Всё происходит как надо, но странность ситуаций не слишком важна. Сатирой и чёткими сценами обыграно именно людское: разговор на скамейке, смерть Берлиоза, Бездомный в психиатрической лечебнице, происшествие с Лиходеевым, Римским и Варенухой. А самого варьете не случилось, маэстро урезал марш.
Развёрнутые, дословные события сменяются яркими короткими мазками, начиная со знакомства с Маргаритой. Там, где зритель обычно проникается историей Мастера и Маргариты, появляются зарисовки-фрагменты, ослепительные и быстрые, как вспышки перегорающей лампочки. Сами образы героев переосмыслены по-своему. Маргарита (Полина Агуреева) превратилась в экзальтированную состоятельную женщину, даму показной драматичности — и многие её поступки воспринимаются именно с такой позиции. Мастер почти безлик и отстранён. Главные персонажи словно перестают быть доминантой — и не выправляются до самого конца. У Маргариты есть запоминающиеся сцены: например, момент полёта по Москве и разгрома в Массолите Полина Агуреева играла на пустой тёмной сцене, аккомпанируя себе на барабанах. Но в целом, судьба этой пары становится не слишком интересной, им не сопереживаешь. Это новый ракурс, но вместе с ним теряется часть привычной основы спектакля.
В постановке много музыкального контраста, классика мешается с современными мотивами. Том Уэйтс, The Tiger Lillies, АукцЫон, песня “Червь-победитель” на стихи Эдгара По — всё это непривычными элементами вливается в спектакль, но встаёт на свои места.
Сцена и декорации напоминают вырезанную из бумаги открытку, аппликацию — яркие оттенки, символичные предметы, разноплановая картинка, выпуклые герои, которые то взлетают под потолок, нелепо дрыгая руками и ногами, то проваливаются в подпол.
Постановка у режиссёров и актёров Фёдора Малышева и Полины Агуреевой вышла современной, звучной, красочной. Новаторство и режиссёрские решения смотрятся интересно и одновременно вряд ли вызовут протест у любителей классического “Мастера и Маргариты”. Но спектаклю, пожалуй, не хватает острого нерва, основополагающего стержня, который есть в произведении Булгакова, — шабаш получился непринуждённей и легче, чем хотелось бы.
Источник: Musecube
Евгения Смехова, «Musecube.org», 3.10.2018
- Сбежавший жених, или Невероятное происшествие в фотоательеТатьяна Ратькина, «Театр To Go», 27.03.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: «Мастерская Фоменко» на конеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 26.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «Женитьбу»Юрий Юдин, «Российская газета», 21.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» гоголевскую «Женитьбу» превратили в «Совершенно Невероятное Событие»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 19.02.2024
- «Рыцарь. Моцарт. Пир»: «фоменки» в чумеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 29.10.2022
- Зачем в Мастерской Петра Фоменко поставили маленькие трагедии ПушкинаОльга Штраус, «Российская газета», 25.10.2022
- Лучшие спектакли Москвы по произведениям БулгаковаОльга Романцова, «Культура.рф», 20.04.2021
- Взрослые сказки от Полины Агуреевой: 1000 и одна ночь в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 13.10.2020
- Алексей Колубков: «Фоменко хвалил очень редко»Ксения Позднякова, «SCOPE артблог», 3.03.2020
- Пошли на «Подвиг»? Ксения Позднякова, «SCOPE артблог», 7.02.2020
- Спектакль Евгения Каменьковича о Герое и толпеПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 4.02.2020
- Чисто шотландские убийстваПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 8.07.2019
- Король Лир как раб на галерахМарина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- Три сестры по версии ШекспираДарья Борисова, «На западе Москвы», 16.02.2019
- Москва изменилась, а люди в ней все те жеЮлия Зу, «Musecube.org», 15.10.2018
- Спектакль «Мастер и Маргарита» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 5.10.2018
- Сила земного притяженияДарья Борисова, «На западе Москвы», 5.10.2018
- Юность Мастера не боитсяВиктория Пешкова, «Культура», 3.10.2018
- Тусовка у ВоландаЕвгения Смехова, «Musecube.org», 3.10.2018
- «Мастер и Маргарита»: нетеатральный роман на сцене Мастерской Петра ФоменкоАнна Бояринова, «Миллионер.ru», 28.09.2018
- Где Аннушка разлила масло в новом театральном сезоне?Анна Богатырева, «Porusski.me», 26.09.2018
- Шабаш на набережнойАнна Оконова, «Театрон», 24.09.2018
- «Мастер и Маргарита» М. Булгакова в «Мастерской Фоменко», реж. Федор Малышев и Полина АгурееваВячеслав Шадронов, 18.09.2018
- Мениппея, как и было сказаноПавел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- В Мастерской Петра Фоменко языком Гоголя высмеяли коммерсантовАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 9.06.2017
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- «Летние осы кусают нас даже в ноябре»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 04.2014
- Это у них сезонное
Анна Чужкова, «Культура», 13.02.2014
- «Летние осы кусают нас даже в ноябре»: про веру и любовьНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 7.02.2014
- «Мастерская Петра Фоменко» представит спектакль режиссера РейбоНаталья Курова, «РИА-новости», 8.12.2013
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу ВырыпаеваДарья Горшкова, «buro247.ru», 22.11.2013
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу Ивана Вырыпаева«Lenta.ru», 22.11.2013
- Пьесу Ивана Вырыпаева поставят в театре Фоменко в ускоренных темпахВера Копылова, «РИА-новости», 22.11.2013
- Танцы о свободеГалина Шматова, «http://afisha.mail.ru», 18.12.2012
- Театральный фестиваль имени Володина: Такие разные «Вечера»Марианна Ухорская, «http://peterburg2.ru», 14.02.2012
- «Пять вечеров»: импрессияДарья Коротаева, «Газета Володинского фестиваля», 10.02.2012
- Пять вечеровАлексей Киселев , «Maptype.com», 01.2012
- Три на четыреОксана Кушляева, «Петербургский театральный журнал, № 3 (65)», 09.2011
- На полюсахМария Хализева, «Экран и Сцена», 29.08.2011
- Театр Мастерская П. Фоменко А. Володин «Пять вечеров»Елена Левинская, «Театральная афиша», 06.2011
- Любить по-советскиАнастасия Вильчи, «Театрал (Новые Театральные Известия)», 06.2011
- Лав-стори на пять вечеровЕлена Стрельникова, «Комсомольская правда», 28.04.2011
- Пять вечеровОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 14.04.2011
- Пять вечеровНаталья Витвицкая, «VashDosug.ru», 12.04.2011
- Быт не заелРоман Должанский, «Коммерсант», 8.04.2011
- Выйти замуж за принципИрина Алпатова, «Культура», 7.04.2011
- Такие же, как не мыАлександра Машукова, «Ведомости», 1.04.2011
- Спектакль месяца: Герои «Пяти вечеров» поднялись над землей, как на картинах ШагалаОльга Романцова, «gzt.ru», 31.03.2011
- «Пять вечеров» в «Мастерской Петра Фоменко»Марина Шимадина, «OpenSpace.ru», 30.03.2011
- Акробаты и клоунессыДина Годер, «Московские новости», 30.03.2011
- «Мастерская Петра Фоменко» представляет премьеру спектакля «Пять вечеров»«Российская газета», 28.03.2011
- Наши в ДублинеБорис Павлович, «Петербургский театральный журнал», 07.2010
- Театральное изложение запрещенного романаГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 3, 2009)», 03.2009
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера «Улисса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 19.02.2009
- Двое из Дублина«Итоги», 9.02.2009
- Два слова о вечностиАлена Данилова, «Новые Известия», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpase.ru», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpace.Ru», 4.02.2009
- БесприданницаКсения Ларина, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 02.2008
- Дом Островского на Москве-рекеЮлия Черникова, «Утро.ru», 28.01.2008
- Господа, вы звериЕлена Ковальская, «Афиша», 28.01.2008
- История о равнодушных людях.Марина Тимашева, «Радио Свобода», 25.01.2008
- Четвертое рождение театраСальникова Валентина, «Трибуна», 24.01.2008
- Трагедия с видом на рекуИрина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Родом из одержимыхНаталия Каминская, «Культура», 17.01.2008
- Деловые люди в отсутствие любвиАлена Солнцева, «Время новостей», 17.01.2008
- Бесприданница с Москвы-рекиОльга Егошина, «Новые Известия», 17.01.2008
- Замри-умри-воскресниГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.01.2008
- Смешные люди«Итоги», 15.01.2008
- Премьера к новосельюАлексей Филиппов, «Русский курьер», 14.01.2008
- Петр Фоменко ставит Островского редко, но меткоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 11.01.2008
- Крыша для талантаАлена Карась, «Российская газета», 10.01.2008
- Всех жалко, всехСветлана Полякова, «Газета.ru», 9.01.2008
- Не шутите с носорогомИрина Алпатова, «Культура», 16.03.2006
- Бестиарий от слова bestЕлена Дьякова, «Новая газета», 23.12.2004
- Комедия, местами даже фарсАлена Карась, «Российская газета», 22.12.2004
- Генеральская дочьЕлена Солнцева, «Время новостей», 22.12.2004
- Не спи проснешьсяМарина Давыдова, «Известия», 21.12.2004
- Пистолет как развлечениеОльга Егошина, «Новые известия», 21.12.2004
- Смерть как перекурГлеб Ситковский, «Газета», 21.12.2004
- Патология красоты и клиника свободыЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 20.12.2004
- Египетские ночи«Pulse», 12.2002
- Сочинение по ПушкинуНина Агишева, «Московские новости», 8.10.2002
- Условие КлеопатрыЕлена Левинская, «Театр, № 4», 10.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002