«Мастер и Маргарита»: нетеатральный роман на сцене Мастерской Петра Фоменко
Премьера «Мастера и Маргариты» в Мастерской Петра Фоменко еще до выхода многое обещала. Художественной свежести, оригинальности – режиссерами выступила молодая семейная пара в лице Федора Малышева и Полины Агуреевой. Обещала встречу с классикой в ее чуть ли не первозданном виде – этот театр славится умением вывести литературные шедевры прошлого в авангард, не коверкая их. Обещала даже дрессированных котов!
Не все ожидания оправдались. Котов, в частности, не было (если не считать Кота Бегемота в исполнении Игоря Войнаровского). А в спектакле оказалось много литературы и мало самого театра, много Булгакова и мало режиссеров Агуреевой и Малышева.
Все здесь как в незаконченном романе Михаила Афанасьевича. Вплоть до того, что финал неожиданный и спектакль как будто обрывается: поэт Иван Бездомный (его играет Дмитрий Захаров) всматривается в непонятно откуда возникшую на заднике сцены лестницу, залитую лунным светом. Роман Булгакова – это история, в которой сначала много разговаривают, а потом много всего делают. Также и в спектакле: первая часть состоит сплошь из диалогов, а вторая – из полета Маргариты (ее играет Полина Агуреева), бала у сатаны и других «деятельных» сцен. Причем первая часть оказывается явно перенасыщенной разговорами и статикой (актеры то сидят на лавке у воображаемых Патриарших прудов, то переносятся в такой же воображаемый антураж дома скорби). Зрительской концентрации не хватает на потоки информации из диалогов. Как результат – шутки и юмор, вплетенные в текст классиком, зал не веселят. Это даже при отличной игре актеров, которая здесь на высоте применительно к каждому герою. Особенно к Алексею Колубкову, сыгравшему Воланда: он точно уловил у своего героя сущность игрока, его азартность.
Понятно, что роман – исходник, и додумывать негоже. Однако в арсенале режиссеров всегда есть инструменты по приданию повествованию привлекательности. Агуреева и Малышев сделали попытку в этом направлении. Все первое действие на фоне выведенных на авансцену главных героев в глубине расставлена актерская массовка, изображающая посетителей современного ночного клуба. На нее свет выведен так, что от актеров остались одни силуэты. Светом залита только авансцена, а все вокруг – черным черно. Костюмы Павла Каплевича красивы, но тоже демонически темны. Такая картинка с незначительными изменениями стоит чуть ли не целый час. Этот визуальный ряд быстро вгоняет в тоску. Вот еще одна причина, почему в спектакле не осталось места легкости и комичности. Хотя на страницах романа они есть.
Впрочем, режиссеры блеснули в некоторых сценах своими возможностями. Только почему-то робко. Решили не изощряться в находках. А зря. Речь идет о пластических решениях, которыми актеры порой сопровождают свои речи. Например, то же первое действие становится на несколько минут занятным, когда Степан Богданович в исполнении Анатолия Анциферова свои слова сопровождает извиваниями по лавке, подобно змее. Это выглядит занятно, возвращает к происходящему интерес. Или же когда Бездомный открывает Мастеру в исполнении Томаса Моцкуса, как оказался в доме скорби. Он это показывает за каких-то десять секунд: в быстром мерцании света, под ритмичную музыку он делает круг, взмахивает руками, головой, – в общем, понятно, что произошло нечто неординарное. Эти театральные приемы в таком литературном зрелище просто необходимы!
Конечно, второе действие спектакля реабилитирует статичное первое. Однако недостаточно. Хотя на это брошены главные силы. Одна Маргарита Полины Агуреевой чего стоит! Великолепная, полная самоотдачи игра, щедро сдобренная разными актерскими решениями. Читая свои текст, она то бегает через всю сцену, то перекатывается по ней, словно тяжелый шар. Квинтэссенцией всего становится сцена полета: рассказ о своем путешествии над крышами Арбата она ловко сопровождает барабанной дробью – барабанную установку заблаговременно вывели на сцену. Это необычно и очень занимательно.
«Мастер и Маргарита» в Мастерской Петра Фоменко – редкий случай, когда хорошая играя актеров не делает спектакль хорошим. Он неплохой. Вряд ли такой оценки хотели его создатели. Перенося на сцену неумеренную, порой избыточную фантазию писателя (которая, кстати, будь роман оконченным, наверняка была бы подкорректирована), они не потрудились сделать ее на вид хоть немного гармоничной. Посему пока зритель довольствуется набором сцен, где актер всегда хорошо читает свой текст, но редко делает его зрелищным.
Источник: Миллионер.ru
Не все ожидания оправдались. Котов, в частности, не было (если не считать Кота Бегемота в исполнении Игоря Войнаровского). А в спектакле оказалось много литературы и мало самого театра, много Булгакова и мало режиссеров Агуреевой и Малышева.
Все здесь как в незаконченном романе Михаила Афанасьевича. Вплоть до того, что финал неожиданный и спектакль как будто обрывается: поэт Иван Бездомный (его играет Дмитрий Захаров) всматривается в непонятно откуда возникшую на заднике сцены лестницу, залитую лунным светом. Роман Булгакова – это история, в которой сначала много разговаривают, а потом много всего делают. Также и в спектакле: первая часть состоит сплошь из диалогов, а вторая – из полета Маргариты (ее играет Полина Агуреева), бала у сатаны и других «деятельных» сцен. Причем первая часть оказывается явно перенасыщенной разговорами и статикой (актеры то сидят на лавке у воображаемых Патриарших прудов, то переносятся в такой же воображаемый антураж дома скорби). Зрительской концентрации не хватает на потоки информации из диалогов. Как результат – шутки и юмор, вплетенные в текст классиком, зал не веселят. Это даже при отличной игре актеров, которая здесь на высоте применительно к каждому герою. Особенно к Алексею Колубкову, сыгравшему Воланда: он точно уловил у своего героя сущность игрока, его азартность.
Понятно, что роман – исходник, и додумывать негоже. Однако в арсенале режиссеров всегда есть инструменты по приданию повествованию привлекательности. Агуреева и Малышев сделали попытку в этом направлении. Все первое действие на фоне выведенных на авансцену главных героев в глубине расставлена актерская массовка, изображающая посетителей современного ночного клуба. На нее свет выведен так, что от актеров остались одни силуэты. Светом залита только авансцена, а все вокруг – черным черно. Костюмы Павла Каплевича красивы, но тоже демонически темны. Такая картинка с незначительными изменениями стоит чуть ли не целый час. Этот визуальный ряд быстро вгоняет в тоску. Вот еще одна причина, почему в спектакле не осталось места легкости и комичности. Хотя на страницах романа они есть.
Впрочем, режиссеры блеснули в некоторых сценах своими возможностями. Только почему-то робко. Решили не изощряться в находках. А зря. Речь идет о пластических решениях, которыми актеры порой сопровождают свои речи. Например, то же первое действие становится на несколько минут занятным, когда Степан Богданович в исполнении Анатолия Анциферова свои слова сопровождает извиваниями по лавке, подобно змее. Это выглядит занятно, возвращает к происходящему интерес. Или же когда Бездомный открывает Мастеру в исполнении Томаса Моцкуса, как оказался в доме скорби. Он это показывает за каких-то десять секунд: в быстром мерцании света, под ритмичную музыку он делает круг, взмахивает руками, головой, – в общем, понятно, что произошло нечто неординарное. Эти театральные приемы в таком литературном зрелище просто необходимы!
Конечно, второе действие спектакля реабилитирует статичное первое. Однако недостаточно. Хотя на это брошены главные силы. Одна Маргарита Полины Агуреевой чего стоит! Великолепная, полная самоотдачи игра, щедро сдобренная разными актерскими решениями. Читая свои текст, она то бегает через всю сцену, то перекатывается по ней, словно тяжелый шар. Квинтэссенцией всего становится сцена полета: рассказ о своем путешествии над крышами Арбата она ловко сопровождает барабанной дробью – барабанную установку заблаговременно вывели на сцену. Это необычно и очень занимательно.
«Мастер и Маргарита» в Мастерской Петра Фоменко – редкий случай, когда хорошая играя актеров не делает спектакль хорошим. Он неплохой. Вряд ли такой оценки хотели его создатели. Перенося на сцену неумеренную, порой избыточную фантазию писателя (которая, кстати, будь роман оконченным, наверняка была бы подкорректирована), они не потрудились сделать ее на вид хоть немного гармоничной. Посему пока зритель довольствуется набором сцен, где актер всегда хорошо читает свой текст, но редко делает его зрелищным.
Источник: Миллионер.ru
Анна Бояринова, «Миллионер.ru», 28.09.2018
- Сбежавший жених, или Невероятное происшествие в фотоательеТатьяна Ратькина, «Театр To Go», 27.03.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: «Мастерская Фоменко» на конеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 26.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «Женитьбу»Юрий Юдин, «Российская газета», 21.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» гоголевскую «Женитьбу» превратили в «Совершенно Невероятное Событие»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 19.02.2024
- «Рыцарь. Моцарт. Пир»: «фоменки» в чумеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 29.10.2022
- Зачем в Мастерской Петра Фоменко поставили маленькие трагедии ПушкинаОльга Штраус, «Российская газета», 25.10.2022
- Лучшие спектакли Москвы по произведениям БулгаковаОльга Романцова, «Культура.рф», 20.04.2021
- Взрослые сказки от Полины Агуреевой: 1000 и одна ночь в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 13.10.2020
- Алексей Колубков: «Фоменко хвалил очень редко»Ксения Позднякова, «SCOPE артблог», 3.03.2020
- Пошли на «Подвиг»? Ксения Позднякова, «SCOPE артблог», 7.02.2020
- Спектакль Евгения Каменьковича о Герое и толпеПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 4.02.2020
- Чисто шотландские убийстваПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 8.07.2019
- Король Лир как раб на галерахМарина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- Три сестры по версии ШекспираДарья Борисова, «На западе Москвы», 16.02.2019
- Москва изменилась, а люди в ней все те жеЮлия Зу, «Musecube.org», 15.10.2018
- Спектакль «Мастер и Маргарита» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 5.10.2018
- Сила земного притяженияДарья Борисова, «На западе Москвы», 5.10.2018
- Юность Мастера не боитсяВиктория Пешкова, «Культура», 3.10.2018
- Тусовка у ВоландаЕвгения Смехова, «Musecube.org», 3.10.2018
- «Мастер и Маргарита»: нетеатральный роман на сцене Мастерской Петра ФоменкоАнна Бояринова, «Миллионер.ru», 28.09.2018
- Где Аннушка разлила масло в новом театральном сезоне?Анна Богатырева, «Porusski.me», 26.09.2018
- Шабаш на набережнойАнна Оконова, «Театрон», 24.09.2018
- «Мастер и Маргарита» М. Булгакова в «Мастерской Фоменко», реж. Федор Малышев и Полина АгурееваВячеслав Шадронов, 18.09.2018
- Мениппея, как и было сказаноПавел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- В Мастерской Петра Фоменко языком Гоголя высмеяли коммерсантовАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 9.06.2017
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- «Летние осы кусают нас даже в ноябре»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 04.2014
- Это у них сезонное
Анна Чужкова, «Культура», 13.02.2014
- «Летние осы кусают нас даже в ноябре»: про веру и любовьНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 7.02.2014
- «Мастерская Петра Фоменко» представит спектакль режиссера РейбоНаталья Курова, «РИА-новости», 8.12.2013
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу ВырыпаеваДарья Горшкова, «buro247.ru», 22.11.2013
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу Ивана Вырыпаева«Lenta.ru», 22.11.2013
- Пьесу Ивана Вырыпаева поставят в театре Фоменко в ускоренных темпахВера Копылова, «РИА-новости», 22.11.2013
- Танцы о свободеГалина Шматова, «http://afisha.mail.ru», 18.12.2012
- Театральный фестиваль имени Володина: Такие разные «Вечера»Марианна Ухорская, «http://peterburg2.ru», 14.02.2012
- «Пять вечеров»: импрессияДарья Коротаева, «Газета Володинского фестиваля», 10.02.2012
- Пять вечеровАлексей Киселев , «Maptype.com», 01.2012
- Три на четыреОксана Кушляева, «Петербургский театральный журнал, № 3 (65)», 09.2011
- На полюсахМария Хализева, «Экран и Сцена», 29.08.2011
- Театр Мастерская П. Фоменко А. Володин «Пять вечеров»Елена Левинская, «Театральная афиша», 06.2011
- Любить по-советскиАнастасия Вильчи, «Театрал (Новые Театральные Известия)», 06.2011
- Лав-стори на пять вечеровЕлена Стрельникова, «Комсомольская правда», 28.04.2011
- Пять вечеровОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 14.04.2011
- Пять вечеровНаталья Витвицкая, «VashDosug.ru», 12.04.2011
- Быт не заелРоман Должанский, «Коммерсант», 8.04.2011
- Выйти замуж за принципИрина Алпатова, «Культура», 7.04.2011
- Такие же, как не мыАлександра Машукова, «Ведомости», 1.04.2011
- Спектакль месяца: Герои «Пяти вечеров» поднялись над землей, как на картинах ШагалаОльга Романцова, «gzt.ru», 31.03.2011
- «Пять вечеров» в «Мастерской Петра Фоменко»Марина Шимадина, «OpenSpace.ru», 30.03.2011
- Акробаты и клоунессыДина Годер, «Московские новости», 30.03.2011
- «Мастерская Петра Фоменко» представляет премьеру спектакля «Пять вечеров»«Российская газета», 28.03.2011
- Наши в ДублинеБорис Павлович, «Петербургский театральный журнал», 07.2010
- Театральное изложение запрещенного романаГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 3, 2009)», 03.2009
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера «Улисса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 19.02.2009
- Двое из Дублина«Итоги», 9.02.2009
- Два слова о вечностиАлена Данилова, «Новые Известия», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpase.ru», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpace.Ru», 4.02.2009
- БесприданницаКсения Ларина, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 02.2008
- Дом Островского на Москве-рекеЮлия Черникова, «Утро.ru», 28.01.2008
- Господа, вы звериЕлена Ковальская, «Афиша», 28.01.2008
- История о равнодушных людях.Марина Тимашева, «Радио Свобода», 25.01.2008
- Четвертое рождение театраСальникова Валентина, «Трибуна», 24.01.2008
- Трагедия с видом на рекуИрина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Родом из одержимыхНаталия Каминская, «Культура», 17.01.2008
- Деловые люди в отсутствие любвиАлена Солнцева, «Время новостей», 17.01.2008
- Бесприданница с Москвы-рекиОльга Егошина, «Новые Известия», 17.01.2008
- Замри-умри-воскресниГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.01.2008
- Смешные люди«Итоги», 15.01.2008
- Премьера к новосельюАлексей Филиппов, «Русский курьер», 14.01.2008
- Петр Фоменко ставит Островского редко, но меткоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 11.01.2008
- Крыша для талантаАлена Карась, «Российская газета», 10.01.2008
- Всех жалко, всехСветлана Полякова, «Газета.ru», 9.01.2008
- Не шутите с носорогомИрина Алпатова, «Культура», 16.03.2006
- Бестиарий от слова bestЕлена Дьякова, «Новая газета», 23.12.2004
- Комедия, местами даже фарсАлена Карась, «Российская газета», 22.12.2004
- Генеральская дочьЕлена Солнцева, «Время новостей», 22.12.2004
- Не спи проснешьсяМарина Давыдова, «Известия», 21.12.2004
- Пистолет как развлечениеОльга Егошина, «Новые известия», 21.12.2004
- Смерть как перекурГлеб Ситковский, «Газета», 21.12.2004
- Патология красоты и клиника свободыЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 20.12.2004
- Египетские ночи«Pulse», 12.2002
- Сочинение по ПушкинуНина Агишева, «Московские новости», 8.10.2002
- Условие КлеопатрыЕлена Левинская, «Театр, № 4», 10.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002