Москва изменилась, а люди в ней все те же
Москва узнается: вот она, современная, с грохотом электронной музыки, осоловевшими лицами, где сквозь биты, бывает, прорывается философский разговор. Например, об Иисусе и Понтии Пилате. Так дерзко, стильно и очень смело начинается версия булгаковского романа на сцене Мастерской Петра Фоменко. В роли режиссеров выступили Федор Малышев и Полина Агуреева. Достаточно большой риск: выпускать на сцене театра с именем спектакль по произведению, который не читал разве что ленивый, и сделать это так, чтобы эта постановка не встала в один ряд с уже существующими. И это удается: о таком спектакле непременно будут говорить.
Фоменковской легкости тут не будет – Москва – большая тусовка, грубоватая, резкая, такая, как сейчас. «Главное решение спектакля, большей его части, что Москва — это такая современная тусовка на Патриарших прудах или где-то ещё. Мне кажется, что это произведение про веру, такую настоящую, и про любовь. И это во многих спектаклях почему-то куда-то пропадает», — рассказывал о спектакле один из его авторов, Федор Малышев. Но было бы очень грубо называть спектакль «осовремененным», настоящий театр (коим, бесспорно, является Мастерская Петра Фоменко) не может делиться на «классический» и «современный», такие рамки для него слишком примитивны.
Скорее, это некая попытка освободиться от привязки ко времени вообще – оно в спектакле растворяется и превращается в некий единый поток. Вечный Воланд (Алексей Колубков) и его свита – всегда вне времени. Остаются вечными Мастер (Томас Моцкус) и Маргарита (Полина Агуреева), а библейские события и события московских глав происходят одновременно, в некой параллели.
Чувствуется, что создателям максимально хотелось сохранить калейдоскоп событий начала романа. Настоящая чертовщина происходит в первом действии. И это чертовщина в квадрате, приятно пугающая особенно тех, кто хорошо знает роман. Вместо избитого образа головы Берлиоза нам выносят его обезглавленное тело, умышленно и явно тряпичное, Степа Лиходеев порхает над сценой, а несчастного поэта Бездомного в клинике встречает вовсе не профессор Стравинский, а свита Воланда: Коровьев (Федор Малышев взял на себя, пожалуй, самую игровую роль), кот Бегемот (Игорь Войнаровский), и Азазелло. Про образ Азазелло хочется рассказать отдельно, так как очень свежо решение объединить двух героев: Азазелло и рыжую ведьму Геллу в одном персонаже. С этой задачей безупречно справилась Галина Кашковская.
Весь спектакль максимально демонический. Костюмы (Павел Каплевич) выглядят устрашающе, особенно прекрасна в них массовка. Надо сказать, что в какой-то момент появляется ощущение модного показа. Но что самое важное, что будет отличать этот спектакль от других – это сцена в Варьете.
Вернее, полное ее отсутствие. Казалось бы, «Мастера и Маргариту» можно ставить только ради этой сцены – так уж она и просится? Со всей своей театральностью. Но после того, как Коровьеввыкрикивает в зал: «Антракт, негодяи», публика смиренно направляется в фойе пить шампанское и веселиться. Иначе не получится, так как пространство фойе превращено неожиданно в нечто клубное: на сцене «оркестр» Жоржа Бенгальского (Дмитрий Рудков, который вообще исполняет в спектакле сразу несколько ролей), музыкальные инструменты (альт, аккордеон, ударные) положены на биты. Диджей жжет, народ тусуется. Пока неожиданно в фойе не выключится свет и на экране не появится лицо Воланда, заявляющего, что только квартирный вопрос испортил москвичей. Второе действие обретает бОльшую серьезность. Мелкокалиберная нарезка мистических событий постепенно угасает и впору Маргарите становиться ведьмой. Сцена, которая скрепляет спектакль, как стержень – это полет Маргариты. Для Полины Агуреевой это почти моноспектакль в миниатюре. Основным средством художественной выразительности становится барабанная установка. Так, громко и неистово, она разносит квартиру ненавистного критика Латунского и под стук собственного волнующегося сердца отправляется на бал к Воланду.
Сцена бала, которую многие трактуют как увеселительное мероприятие с невероятным шиком и размахом, подана сквозь фокус Маргариты, для которой это не веселье, а мука. Висельники и убийцы крадутся к Маргарите по-паучьи страшно, и вся эта сцена охвачена серым мороком. Как бы то ни было, любой интерпретатор в праве фокусироваться на тех или иных событиях произведения. Из нового спектакля Мастерской Фоменко ничего не выпадает, он выглядит цельным, но при всей своей напускной тусовочности не теряет исконного смысла – «Москва изменилась, а люди в ней все те же».
Источник: Musecube.org
Фоменковской легкости тут не будет – Москва – большая тусовка, грубоватая, резкая, такая, как сейчас. «Главное решение спектакля, большей его части, что Москва — это такая современная тусовка на Патриарших прудах или где-то ещё. Мне кажется, что это произведение про веру, такую настоящую, и про любовь. И это во многих спектаклях почему-то куда-то пропадает», — рассказывал о спектакле один из его авторов, Федор Малышев. Но было бы очень грубо называть спектакль «осовремененным», настоящий театр (коим, бесспорно, является Мастерская Петра Фоменко) не может делиться на «классический» и «современный», такие рамки для него слишком примитивны.
Скорее, это некая попытка освободиться от привязки ко времени вообще – оно в спектакле растворяется и превращается в некий единый поток. Вечный Воланд (Алексей Колубков) и его свита – всегда вне времени. Остаются вечными Мастер (Томас Моцкус) и Маргарита (Полина Агуреева), а библейские события и события московских глав происходят одновременно, в некой параллели.
Чувствуется, что создателям максимально хотелось сохранить калейдоскоп событий начала романа. Настоящая чертовщина происходит в первом действии. И это чертовщина в квадрате, приятно пугающая особенно тех, кто хорошо знает роман. Вместо избитого образа головы Берлиоза нам выносят его обезглавленное тело, умышленно и явно тряпичное, Степа Лиходеев порхает над сценой, а несчастного поэта Бездомного в клинике встречает вовсе не профессор Стравинский, а свита Воланда: Коровьев (Федор Малышев взял на себя, пожалуй, самую игровую роль), кот Бегемот (Игорь Войнаровский), и Азазелло. Про образ Азазелло хочется рассказать отдельно, так как очень свежо решение объединить двух героев: Азазелло и рыжую ведьму Геллу в одном персонаже. С этой задачей безупречно справилась Галина Кашковская.
Весь спектакль максимально демонический. Костюмы (Павел Каплевич) выглядят устрашающе, особенно прекрасна в них массовка. Надо сказать, что в какой-то момент появляется ощущение модного показа. Но что самое важное, что будет отличать этот спектакль от других – это сцена в Варьете.
Вернее, полное ее отсутствие. Казалось бы, «Мастера и Маргариту» можно ставить только ради этой сцены – так уж она и просится? Со всей своей театральностью. Но после того, как Коровьеввыкрикивает в зал: «Антракт, негодяи», публика смиренно направляется в фойе пить шампанское и веселиться. Иначе не получится, так как пространство фойе превращено неожиданно в нечто клубное: на сцене «оркестр» Жоржа Бенгальского (Дмитрий Рудков, который вообще исполняет в спектакле сразу несколько ролей), музыкальные инструменты (альт, аккордеон, ударные) положены на биты. Диджей жжет, народ тусуется. Пока неожиданно в фойе не выключится свет и на экране не появится лицо Воланда, заявляющего, что только квартирный вопрос испортил москвичей. Второе действие обретает бОльшую серьезность. Мелкокалиберная нарезка мистических событий постепенно угасает и впору Маргарите становиться ведьмой. Сцена, которая скрепляет спектакль, как стержень – это полет Маргариты. Для Полины Агуреевой это почти моноспектакль в миниатюре. Основным средством художественной выразительности становится барабанная установка. Так, громко и неистово, она разносит квартиру ненавистного критика Латунского и под стук собственного волнующегося сердца отправляется на бал к Воланду.
Сцена бала, которую многие трактуют как увеселительное мероприятие с невероятным шиком и размахом, подана сквозь фокус Маргариты, для которой это не веселье, а мука. Висельники и убийцы крадутся к Маргарите по-паучьи страшно, и вся эта сцена охвачена серым мороком. Как бы то ни было, любой интерпретатор в праве фокусироваться на тех или иных событиях произведения. Из нового спектакля Мастерской Фоменко ничего не выпадает, он выглядит цельным, но при всей своей напускной тусовочности не теряет исконного смысла – «Москва изменилась, а люди в ней все те же».
Источник: Musecube.org
Юлия Зу, «Musecube.org», 15.10.2018
- Сбежавший жених, или Невероятное происшествие в фотоательеТатьяна Ратькина, «Театр To Go», 27.03.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: «Мастерская Фоменко» на конеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 26.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «Женитьбу»Юрий Юдин, «Российская газета», 21.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» гоголевскую «Женитьбу» превратили в «Совершенно Невероятное Событие»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 19.02.2024
- «Рыцарь. Моцарт. Пир»: «фоменки» в чумеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 29.10.2022
- Зачем в Мастерской Петра Фоменко поставили маленькие трагедии ПушкинаОльга Штраус, «Российская газета», 25.10.2022
- Лучшие спектакли Москвы по произведениям БулгаковаОльга Романцова, «Культура.рф», 20.04.2021
- Взрослые сказки от Полины Агуреевой: 1000 и одна ночь в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 13.10.2020
- Алексей Колубков: «Фоменко хвалил очень редко»Ксения Позднякова, «SCOPE артблог», 3.03.2020
- Пошли на «Подвиг»? Ксения Позднякова, «SCOPE артблог», 7.02.2020
- Спектакль Евгения Каменьковича о Герое и толпеПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 4.02.2020
- Чисто шотландские убийстваПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 8.07.2019
- Король Лир как раб на галерахМарина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- Три сестры по версии ШекспираДарья Борисова, «На западе Москвы», 16.02.2019
- Москва изменилась, а люди в ней все те жеЮлия Зу, «Musecube.org», 15.10.2018
- Спектакль «Мастер и Маргарита» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 5.10.2018
- Сила земного притяженияДарья Борисова, «На западе Москвы», 5.10.2018
- Юность Мастера не боитсяВиктория Пешкова, «Культура», 3.10.2018
- Тусовка у ВоландаЕвгения Смехова, «Musecube.org», 3.10.2018
- «Мастер и Маргарита»: нетеатральный роман на сцене Мастерской Петра ФоменкоАнна Бояринова, «Миллионер.ru», 28.09.2018
- Где Аннушка разлила масло в новом театральном сезоне?Анна Богатырева, «Porusski.me», 26.09.2018
- Шабаш на набережнойАнна Оконова, «Театрон», 24.09.2018
- «Мастер и Маргарита» М. Булгакова в «Мастерской Фоменко», реж. Федор Малышев и Полина АгурееваВячеслав Шадронов, 18.09.2018
- Мениппея, как и было сказаноПавел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- В Мастерской Петра Фоменко языком Гоголя высмеяли коммерсантовАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 9.06.2017
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- «Летние осы кусают нас даже в ноябре»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 04.2014
- Это у них сезонное
Анна Чужкова, «Культура», 13.02.2014
- «Летние осы кусают нас даже в ноябре»: про веру и любовьНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 7.02.2014
- «Мастерская Петра Фоменко» представит спектакль режиссера РейбоНаталья Курова, «РИА-новости», 8.12.2013
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу ВырыпаеваДарья Горшкова, «buro247.ru», 22.11.2013
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу Ивана Вырыпаева«Lenta.ru», 22.11.2013
- Пьесу Ивана Вырыпаева поставят в театре Фоменко в ускоренных темпахВера Копылова, «РИА-новости», 22.11.2013
- Танцы о свободеГалина Шматова, «http://afisha.mail.ru», 18.12.2012
- Театральный фестиваль имени Володина: Такие разные «Вечера»Марианна Ухорская, «http://peterburg2.ru», 14.02.2012
- «Пять вечеров»: импрессияДарья Коротаева, «Газета Володинского фестиваля», 10.02.2012
- Пять вечеровАлексей Киселев , «Maptype.com», 01.2012
- Три на четыреОксана Кушляева, «Петербургский театральный журнал, № 3 (65)», 09.2011
- На полюсахМария Хализева, «Экран и Сцена», 29.08.2011
- Театр Мастерская П. Фоменко А. Володин «Пять вечеров»Елена Левинская, «Театральная афиша», 06.2011
- Любить по-советскиАнастасия Вильчи, «Театрал (Новые Театральные Известия)», 06.2011
- Лав-стори на пять вечеровЕлена Стрельникова, «Комсомольская правда», 28.04.2011
- Пять вечеровОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 14.04.2011
- Пять вечеровНаталья Витвицкая, «VashDosug.ru», 12.04.2011
- Быт не заелРоман Должанский, «Коммерсант», 8.04.2011
- Выйти замуж за принципИрина Алпатова, «Культура», 7.04.2011
- Такие же, как не мыАлександра Машукова, «Ведомости», 1.04.2011
- Спектакль месяца: Герои «Пяти вечеров» поднялись над землей, как на картинах ШагалаОльга Романцова, «gzt.ru», 31.03.2011
- «Пять вечеров» в «Мастерской Петра Фоменко»Марина Шимадина, «OpenSpace.ru», 30.03.2011
- Акробаты и клоунессыДина Годер, «Московские новости», 30.03.2011
- «Мастерская Петра Фоменко» представляет премьеру спектакля «Пять вечеров»«Российская газета», 28.03.2011
- Наши в ДублинеБорис Павлович, «Петербургский театральный журнал», 07.2010
- Театральное изложение запрещенного романаГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 3, 2009)», 03.2009
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера «Улисса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 19.02.2009
- Двое из Дублина«Итоги», 9.02.2009
- Два слова о вечностиАлена Данилова, «Новые Известия», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpase.ru», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpace.Ru», 4.02.2009
- БесприданницаКсения Ларина, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 02.2008
- Дом Островского на Москве-рекеЮлия Черникова, «Утро.ru», 28.01.2008
- Господа, вы звериЕлена Ковальская, «Афиша», 28.01.2008
- История о равнодушных людях.Марина Тимашева, «Радио Свобода», 25.01.2008
- Четвертое рождение театраСальникова Валентина, «Трибуна», 24.01.2008
- Трагедия с видом на рекуИрина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Родом из одержимыхНаталия Каминская, «Культура», 17.01.2008
- Деловые люди в отсутствие любвиАлена Солнцева, «Время новостей», 17.01.2008
- Бесприданница с Москвы-рекиОльга Егошина, «Новые Известия», 17.01.2008
- Замри-умри-воскресниГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.01.2008
- Смешные люди«Итоги», 15.01.2008
- Премьера к новосельюАлексей Филиппов, «Русский курьер», 14.01.2008
- Петр Фоменко ставит Островского редко, но меткоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 11.01.2008
- Крыша для талантаАлена Карась, «Российская газета», 10.01.2008
- Всех жалко, всехСветлана Полякова, «Газета.ru», 9.01.2008
- Не шутите с носорогомИрина Алпатова, «Культура», 16.03.2006
- Бестиарий от слова bestЕлена Дьякова, «Новая газета», 23.12.2004
- Комедия, местами даже фарсАлена Карась, «Российская газета», 22.12.2004
- Генеральская дочьЕлена Солнцева, «Время новостей», 22.12.2004
- Не спи проснешьсяМарина Давыдова, «Известия», 21.12.2004
- Пистолет как развлечениеОльга Егошина, «Новые известия», 21.12.2004
- Смерть как перекурГлеб Ситковский, «Газета», 21.12.2004
- Патология красоты и клиника свободыЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 20.12.2004
- Египетские ночи«Pulse», 12.2002
- Сочинение по ПушкинуНина Агишева, «Московские новости», 8.10.2002
- Условие КлеопатрыЕлена Левинская, «Театр, № 4», 10.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002