Сбежавший жених, или Невероятное происшествие в фотоателье
Рассуждая об актуальности классики, мы, как правило, фокусируемся на чем-нибудь абстрактном и очень глубокомысленном. На парадоксах добра и зла, свободе воли, основах идеального государства и других умозрительных вопросах, над которыми человечество бьется столетиями и которые, следовательно, объединяют эпохи и поколения. Поиск второй половинки – проблема более прозаическая, но не менее вечная. В век толерантности, феминизма и виртуальных знакомств гоголевская «Женитьба» звучит на редкость злободневно. Убедиться в этом можно на спектакле «Совершенно Невероятное Событие (Женитьба в двух действиях)» Мастерской Петра Фоменко.
Экзальтированные дамы, которые после первой встречи с мужчиной планируют свадьбу и придумывают имена общим детям. Кавалеры, которых перспектива «серьезных отношений» заставляет выпрыгивать из окна. Неловкие ухаживания, чересчур энергичные друзья, надежды и страхи, муки выбора («Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича…»)
«Как авторы могут брать подобные сюжеты? Во-первых, пользы отечеству решительно никакой; во-вторых… но и во-вторых тоже нет пользы», – слова, написанные Гоголем о повести «Нос», прекрасно подходят и к его «Женитьбе». Недаром в спектакле Мастерской их произносит Кочкарев. Пьеса была встречена современниками холодно; ее первые постановки не имели успеха. Если критикам в комедии Гоголя не хватало общественной пользы, то публике – веселья, оптимизма. Что же это за «Женитьба» без свадьбы в конце?
Гоголь, действительно, не столько смешит, сколько высмеивает и обличает. Но постановщику Евгению Каменьковичу и режиссерам Юрию Буторину, Ивану Вакуленко и Мадлен Джабраиловой удается, бережно обращаясь с текстом, заменить сатиру иронией и смягчить авторскую интонацию. Премьера Мастерской – изящная, воздушная, поднимающая настроение и, как хорошее шампанское, слегка ударяющая в голову. В ней нет показного осовременивания, но нет и упрямого, дотошного следования оригиналу. «Женитьба» Гоголя задает правила игры, устанавливает границы. Создатели спектакля ни разу их не нарушат, но, оставаясь в рамках, не откажут себе в удовольствии пошалить. Они заставят персонажей комментировать собственные реплики («Тут у автора хорошее слово, но я забыла»). Водрузят на авансцену статую льва – чем не символ Петербурга девятнадцатого века? Разбросают по постановке цитаты из Пушкина и других произведений Гоголя. Сделают Агафью Тихоновну (Ольга Бодрова) наследницей фотоателье.
«Совершенно Невероятное Событие» – смелый, но уважительный диалог с публикой, Гоголем и русской литературой в целом. Пожалуй, самая интересная и неожиданная из проведенных в премьере Мастерской параллелей – между плутом Кочкаревым и … Пушкиным. Друг Подколесина в исполнении Юрия Буторина – с кудрявой шевелюрой, в развевающемся плаще-крылатке – постоянно цитирует «солнце русской поэзии» и заполняет зал своей неуемной энергией.
Если Кочкарев в постановке Каменьковича – Пушкин, то Подколесин (Иван Вакуленко), разумеется, Гоголь, которого светлый гений подталкивает, стимулирует, снабжает сюжетами и идеями. Гоголь утверждал, что «ничего не предпринимал без его (Пушкина – Т. Р. ) совета». Так и Подколесин тенью следует за другом, который в спектакле ловко присваивает статус главного героя. Это он торопит события, закручивает интригу и создает историю. Порой кажется, что «Женитьба» существует именно благодаря Кочкареву/Пушкину – творцу, одним прикосновением превращающему прозу жизни в искусство.
Пожалуй, именно в балансировании на грани бытового и художественного (которому очень способствует образ фотоателье) – секрет искрящейся легкости постановки. Грубоватый охотник за приданым Яичница (Алексей Колубков), тщеславный Анучкин (Томас Моцкус), сентиментальный до глупости Жевакин (Степан Пьянков), изворотливая Фекла Ивановна (Мадлен Джабраилова), трусливый Подколесин в реальности отвратительны. Как персонажи гоголевской пьесы они интересны. Как действующие лица спектакля с прекрасными актерами – восхитительны. Каменьковичу удается постоянно менять ракурс, не позволяя героям застыть в одной ипостаси, не давая публике отвлечься от утонченной интеллектуальной игры.
Чарующая многоплановость исчезает из постановки лишь однажды – в финале, когда Агафья Тихоновна узнает о бегстве жениха. Во время короткой немой сцены смягчающие и облагораживающие краски искусства блекнут, и мы видим то, что скрывается под ними – банальную историю обманутой и брошенной женщины. Сломанную судьбу. Роковую ошибку. На несколько секунд «Женитьба» из бытовой комедии превращается чуть ли не в трагедию. Но потом на лица потерянных, поникших героев падают разноцветные отблески фейерверков. Искусство снова вступает в свои права. Игра продолжается.
Источник: Театр To Go
Экзальтированные дамы, которые после первой встречи с мужчиной планируют свадьбу и придумывают имена общим детям. Кавалеры, которых перспектива «серьезных отношений» заставляет выпрыгивать из окна. Неловкие ухаживания, чересчур энергичные друзья, надежды и страхи, муки выбора («Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича…»)
«Как авторы могут брать подобные сюжеты? Во-первых, пользы отечеству решительно никакой; во-вторых… но и во-вторых тоже нет пользы», – слова, написанные Гоголем о повести «Нос», прекрасно подходят и к его «Женитьбе». Недаром в спектакле Мастерской их произносит Кочкарев. Пьеса была встречена современниками холодно; ее первые постановки не имели успеха. Если критикам в комедии Гоголя не хватало общественной пользы, то публике – веселья, оптимизма. Что же это за «Женитьба» без свадьбы в конце?
Гоголь, действительно, не столько смешит, сколько высмеивает и обличает. Но постановщику Евгению Каменьковичу и режиссерам Юрию Буторину, Ивану Вакуленко и Мадлен Джабраиловой удается, бережно обращаясь с текстом, заменить сатиру иронией и смягчить авторскую интонацию. Премьера Мастерской – изящная, воздушная, поднимающая настроение и, как хорошее шампанское, слегка ударяющая в голову. В ней нет показного осовременивания, но нет и упрямого, дотошного следования оригиналу. «Женитьба» Гоголя задает правила игры, устанавливает границы. Создатели спектакля ни разу их не нарушат, но, оставаясь в рамках, не откажут себе в удовольствии пошалить. Они заставят персонажей комментировать собственные реплики («Тут у автора хорошее слово, но я забыла»). Водрузят на авансцену статую льва – чем не символ Петербурга девятнадцатого века? Разбросают по постановке цитаты из Пушкина и других произведений Гоголя. Сделают Агафью Тихоновну (Ольга Бодрова) наследницей фотоателье.
«Совершенно Невероятное Событие» – смелый, но уважительный диалог с публикой, Гоголем и русской литературой в целом. Пожалуй, самая интересная и неожиданная из проведенных в премьере Мастерской параллелей – между плутом Кочкаревым и … Пушкиным. Друг Подколесина в исполнении Юрия Буторина – с кудрявой шевелюрой, в развевающемся плаще-крылатке – постоянно цитирует «солнце русской поэзии» и заполняет зал своей неуемной энергией.
Если Кочкарев в постановке Каменьковича – Пушкин, то Подколесин (Иван Вакуленко), разумеется, Гоголь, которого светлый гений подталкивает, стимулирует, снабжает сюжетами и идеями. Гоголь утверждал, что «ничего не предпринимал без его (Пушкина – Т. Р. ) совета». Так и Подколесин тенью следует за другом, который в спектакле ловко присваивает статус главного героя. Это он торопит события, закручивает интригу и создает историю. Порой кажется, что «Женитьба» существует именно благодаря Кочкареву/Пушкину – творцу, одним прикосновением превращающему прозу жизни в искусство.
Пожалуй, именно в балансировании на грани бытового и художественного (которому очень способствует образ фотоателье) – секрет искрящейся легкости постановки. Грубоватый охотник за приданым Яичница (Алексей Колубков), тщеславный Анучкин (Томас Моцкус), сентиментальный до глупости Жевакин (Степан Пьянков), изворотливая Фекла Ивановна (Мадлен Джабраилова), трусливый Подколесин в реальности отвратительны. Как персонажи гоголевской пьесы они интересны. Как действующие лица спектакля с прекрасными актерами – восхитительны. Каменьковичу удается постоянно менять ракурс, не позволяя героям застыть в одной ипостаси, не давая публике отвлечься от утонченной интеллектуальной игры.
Чарующая многоплановость исчезает из постановки лишь однажды – в финале, когда Агафья Тихоновна узнает о бегстве жениха. Во время короткой немой сцены смягчающие и облагораживающие краски искусства блекнут, и мы видим то, что скрывается под ними – банальную историю обманутой и брошенной женщины. Сломанную судьбу. Роковую ошибку. На несколько секунд «Женитьба» из бытовой комедии превращается чуть ли не в трагедию. Но потом на лица потерянных, поникших героев падают разноцветные отблески фейерверков. Искусство снова вступает в свои права. Игра продолжается.
Источник: Театр To Go
Татьяна Ратькина, «Театр To Go», 27.03.2024
- Сбежавший жених, или Невероятное происшествие в фотоательеТатьяна Ратькина, «Театр To Go», 27.03.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: «Мастерская Фоменко» на конеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 26.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «Женитьбу»Юрий Юдин, «Российская газета», 21.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» гоголевскую «Женитьбу» превратили в «Совершенно Невероятное Событие»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 19.02.2024
- «Рыцарь. Моцарт. Пир»: «фоменки» в чумеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 29.10.2022
- Зачем в Мастерской Петра Фоменко поставили маленькие трагедии ПушкинаОльга Штраус, «Российская газета», 25.10.2022
- Лучшие спектакли Москвы по произведениям БулгаковаОльга Романцова, «Культура.рф», 20.04.2021
- Взрослые сказки от Полины Агуреевой: 1000 и одна ночь в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 13.10.2020
- Алексей Колубков: «Фоменко хвалил очень редко»Ксения Позднякова, «SCOPE артблог», 3.03.2020
- Пошли на «Подвиг»? Ксения Позднякова, «SCOPE артблог», 7.02.2020
- Спектакль Евгения Каменьковича о Герое и толпеПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 4.02.2020
- Чисто шотландские убийстваПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 8.07.2019
- Король Лир как раб на галерахМарина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- Три сестры по версии ШекспираДарья Борисова, «На западе Москвы», 16.02.2019
- Москва изменилась, а люди в ней все те жеЮлия Зу, «Musecube.org», 15.10.2018
- Спектакль «Мастер и Маргарита» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 5.10.2018
- Сила земного притяженияДарья Борисова, «На западе Москвы», 5.10.2018
- Юность Мастера не боитсяВиктория Пешкова, «Культура», 3.10.2018
- Тусовка у ВоландаЕвгения Смехова, «Musecube.org», 3.10.2018
- «Мастер и Маргарита»: нетеатральный роман на сцене Мастерской Петра ФоменкоАнна Бояринова, «Миллионер.ru», 28.09.2018
- Где Аннушка разлила масло в новом театральном сезоне?Анна Богатырева, «Porusski.me», 26.09.2018
- Шабаш на набережнойАнна Оконова, «Театрон», 24.09.2018
- «Мастер и Маргарита» М. Булгакова в «Мастерской Фоменко», реж. Федор Малышев и Полина АгурееваВячеслав Шадронов, 18.09.2018
- Мениппея, как и было сказаноПавел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- В Мастерской Петра Фоменко языком Гоголя высмеяли коммерсантовАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 9.06.2017
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- «Летние осы кусают нас даже в ноябре»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 04.2014
- Это у них сезонное
Анна Чужкова, «Культура», 13.02.2014
- «Летние осы кусают нас даже в ноябре»: про веру и любовьНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 7.02.2014
- «Мастерская Петра Фоменко» представит спектакль режиссера РейбоНаталья Курова, «РИА-новости», 8.12.2013
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу ВырыпаеваДарья Горшкова, «buro247.ru», 22.11.2013
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу Ивана Вырыпаева«Lenta.ru», 22.11.2013
- Пьесу Ивана Вырыпаева поставят в театре Фоменко в ускоренных темпахВера Копылова, «РИА-новости», 22.11.2013
- Танцы о свободеГалина Шматова, «http://afisha.mail.ru», 18.12.2012
- Театральный фестиваль имени Володина: Такие разные «Вечера»Марианна Ухорская, «http://peterburg2.ru», 14.02.2012
- «Пять вечеров»: импрессияДарья Коротаева, «Газета Володинского фестиваля», 10.02.2012
- Пять вечеровАлексей Киселев , «Maptype.com», 01.2012
- Три на четыреОксана Кушляева, «Петербургский театральный журнал, № 3 (65)», 09.2011
- На полюсахМария Хализева, «Экран и Сцена», 29.08.2011
- Театр Мастерская П. Фоменко А. Володин «Пять вечеров»Елена Левинская, «Театральная афиша», 06.2011
- Любить по-советскиАнастасия Вильчи, «Театрал (Новые Театральные Известия)», 06.2011
- Лав-стори на пять вечеровЕлена Стрельникова, «Комсомольская правда», 28.04.2011
- Пять вечеровОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 14.04.2011
- Пять вечеровНаталья Витвицкая, «VashDosug.ru», 12.04.2011
- Быт не заелРоман Должанский, «Коммерсант», 8.04.2011
- Выйти замуж за принципИрина Алпатова, «Культура», 7.04.2011
- Такие же, как не мыАлександра Машукова, «Ведомости», 1.04.2011
- Спектакль месяца: Герои «Пяти вечеров» поднялись над землей, как на картинах ШагалаОльга Романцова, «gzt.ru», 31.03.2011
- «Пять вечеров» в «Мастерской Петра Фоменко»Марина Шимадина, «OpenSpace.ru», 30.03.2011
- Акробаты и клоунессыДина Годер, «Московские новости», 30.03.2011
- «Мастерская Петра Фоменко» представляет премьеру спектакля «Пять вечеров»«Российская газета», 28.03.2011
- Наши в ДублинеБорис Павлович, «Петербургский театральный журнал», 07.2010
- Театральное изложение запрещенного романаГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 3, 2009)», 03.2009
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера «Улисса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 19.02.2009
- Двое из Дублина«Итоги», 9.02.2009
- Два слова о вечностиАлена Данилова, «Новые Известия», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpase.ru», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpace.Ru», 4.02.2009
- БесприданницаКсения Ларина, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 02.2008
- Дом Островского на Москве-рекеЮлия Черникова, «Утро.ru», 28.01.2008
- Господа, вы звериЕлена Ковальская, «Афиша», 28.01.2008
- История о равнодушных людях.Марина Тимашева, «Радио Свобода», 25.01.2008
- Четвертое рождение театраСальникова Валентина, «Трибуна», 24.01.2008
- Трагедия с видом на рекуИрина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Родом из одержимыхНаталия Каминская, «Культура», 17.01.2008
- Деловые люди в отсутствие любвиАлена Солнцева, «Время новостей», 17.01.2008
- Бесприданница с Москвы-рекиОльга Егошина, «Новые Известия», 17.01.2008
- Замри-умри-воскресниГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.01.2008
- Смешные люди«Итоги», 15.01.2008
- Премьера к новосельюАлексей Филиппов, «Русский курьер», 14.01.2008
- Петр Фоменко ставит Островского редко, но меткоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 11.01.2008
- Крыша для талантаАлена Карась, «Российская газета», 10.01.2008
- Всех жалко, всехСветлана Полякова, «Газета.ru», 9.01.2008
- Не шутите с носорогомИрина Алпатова, «Культура», 16.03.2006
- Бестиарий от слова bestЕлена Дьякова, «Новая газета», 23.12.2004
- Комедия, местами даже фарсАлена Карась, «Российская газета», 22.12.2004
- Генеральская дочьЕлена Солнцева, «Время новостей», 22.12.2004
- Не спи проснешьсяМарина Давыдова, «Известия», 21.12.2004
- Пистолет как развлечениеОльга Егошина, «Новые известия», 21.12.2004
- Смерть как перекурГлеб Ситковский, «Газета», 21.12.2004
- Патология красоты и клиника свободыЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 20.12.2004
- Египетские ночи«Pulse», 12.2002
- Сочинение по ПушкинуНина Агишева, «Московские новости», 8.10.2002
- Условие КлеопатрыЕлена Левинская, «Театр, № 4», 10.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002