Смерть как перекур
«Гедда Габлер» в «Мастерской Петра Фоменко»
На программках «Гедды Габлер» режиссер Миндаугас Карбаускис уже ставил свое имя. Произошло это важное событие вроде бы недавно, во времена его учебы в ГИТИСе, но кажется, что прошла целая вечность. Спустя четыре года после студенческой премьеры удачный спектакль было решено воскресить как полноценную часть афиши фоменковского театра.
За четыре года Миндаугас Карбаускис талант и не зарыл, и не промотал, как оно, увы, часто выходит. Напротив, все, что ему дано от природы, режиссер расходует бережно, сохраняя надежду на то, что первоначальный «капитал» с годами только приумножится. «Гедда Габлер» у «фоменок» стала для Карбаускиса демонстрацией тех дивидендов, что приросли на его накопительном вкладе в искусство за отчетный срок. Мастерство режиссерское и вправду прирастает, но вот беда: театр до того загадочная и коварная штука, что на голом мастерстве далеко не уедешь, накопи ты его хоть до тыщи процентов.
По случайности вышло, что премьера «Гедды Габлер» наступила на пятки громким гастролям другого спектакля по Ибсену и тем самым обрекла себя на неизбежные сравнения с «Норой» берлинского «Шаубюне»: едва ли Карбаускис прочтет после премьеры хоть одну рецензию, где на глаза не попадется немецкое имя Томас Остермайер. Удержаться от сравнения трудно, хотя подход режиссеры демонстрируют диаметрально противоположный. Что немцу здорово, то литовцу смерть. Если Остермайер радикально перелопатил литературный материал, перенося действие в «здесь и сейчас», то Карбаускис демонстрирует традиционное для фоменковской школы уважение ко всякой авторской букве. Немецкая Нора променяла тарантеллу на брейк-данс и предпочла нарядам былых эпох прикид Лары Крофт, а Гедда Габлер (Наталья Курдюбова) до сей поры хранит чинную преданность веку декаданса. И тебе узкое длинное платье, и тонкие пальцы, и мундштук на отлете все приметы упадка налицо.
Вряд ли во всемирной истории случалось другое время, когда была бы явлена столь жадная воля к смерти. Генрик Ибсен в «Гедде Габлер» набросал беглый и безжалостный портрет той эпохи. Загипнотизированная блестящей поверхностью своих коллекционных пистолетов, Гедда шаг за шагом идет к Смерти, попутно отвергая все предложения, поступившие ей от Жизни. Филистерское семейное счастье с пузаном-мужем (Алексей Колубков)? Не по ней. Утехи с любовником? Ах, бросьте. Радости материнства? Неинтересно. Счастье человечества? Да ну его на фиг. Жизнь уродлива, смерть прекрасна. Гедда у Ибсена совершает двойное детоубийство тайком сжигает рукопись великой книги своего бывшего возлюбленного, которую тот называл не иначе как «мое дитя», и убивает ребенка в своей утробе, пустив пулю в висок.
Смерть одна из самых навязчивых гостий в спектаклях Карбаускиса, хотя декадансное превосходство мертвого над живым он никогда не утверждал (вместо значков «больше» или «меньше» он привык ставить знак равенства). Просто своей режиссерской волей вводил безвизовый режим на пути от жизни к смерти, разрушал тонкую границу между мирами. «Когда я умирала», «Старосветские помещики», «Долгий рождественский обед» в каждом из этих спектаклей мертвецы снисходительно улыбались живым, дивясь их незнанию об истинном положении вещей. Удивительно было бы, если б без этого обошлось в «Гедде Габлер». Едва грянет выстрел и муж сокрушенно поохает над теплым самоубившимся телом, как тело встанет и, отряхнувшись, закурит очередную декадентскую сигарету. Жизнь не более, чем дым.
Спектакль Карбаускиса практически неуязвим для критических стрел, поскольку режиссером не совершено ни одной грубой ошибки, и каждая роль в камерном пространстве простроена с филигранной точностью. Звание безошибочного спектакля было бы, пожалуй, наивысшей похвалой для курсовой работы, но в репертуарном спектакле эта безошибочность служит поводом для неудержимой, хотя и уважительной, зевоты. Карбаускис достиг того этапа, когда безрассудный провал может стать полезнее осторожной удачи. Пора, в конце концов, начать проматывать накопленное мастерство.
За четыре года Миндаугас Карбаускис талант и не зарыл, и не промотал, как оно, увы, часто выходит. Напротив, все, что ему дано от природы, режиссер расходует бережно, сохраняя надежду на то, что первоначальный «капитал» с годами только приумножится. «Гедда Габлер» у «фоменок» стала для Карбаускиса демонстрацией тех дивидендов, что приросли на его накопительном вкладе в искусство за отчетный срок. Мастерство режиссерское и вправду прирастает, но вот беда: театр до того загадочная и коварная штука, что на голом мастерстве далеко не уедешь, накопи ты его хоть до тыщи процентов.
По случайности вышло, что премьера «Гедды Габлер» наступила на пятки громким гастролям другого спектакля по Ибсену и тем самым обрекла себя на неизбежные сравнения с «Норой» берлинского «Шаубюне»: едва ли Карбаускис прочтет после премьеры хоть одну рецензию, где на глаза не попадется немецкое имя Томас Остермайер. Удержаться от сравнения трудно, хотя подход режиссеры демонстрируют диаметрально противоположный. Что немцу здорово, то литовцу смерть. Если Остермайер радикально перелопатил литературный материал, перенося действие в «здесь и сейчас», то Карбаускис демонстрирует традиционное для фоменковской школы уважение ко всякой авторской букве. Немецкая Нора променяла тарантеллу на брейк-данс и предпочла нарядам былых эпох прикид Лары Крофт, а Гедда Габлер (Наталья Курдюбова) до сей поры хранит чинную преданность веку декаданса. И тебе узкое длинное платье, и тонкие пальцы, и мундштук на отлете все приметы упадка налицо.
Вряд ли во всемирной истории случалось другое время, когда была бы явлена столь жадная воля к смерти. Генрик Ибсен в «Гедде Габлер» набросал беглый и безжалостный портрет той эпохи. Загипнотизированная блестящей поверхностью своих коллекционных пистолетов, Гедда шаг за шагом идет к Смерти, попутно отвергая все предложения, поступившие ей от Жизни. Филистерское семейное счастье с пузаном-мужем (Алексей Колубков)? Не по ней. Утехи с любовником? Ах, бросьте. Радости материнства? Неинтересно. Счастье человечества? Да ну его на фиг. Жизнь уродлива, смерть прекрасна. Гедда у Ибсена совершает двойное детоубийство тайком сжигает рукопись великой книги своего бывшего возлюбленного, которую тот называл не иначе как «мое дитя», и убивает ребенка в своей утробе, пустив пулю в висок.
Смерть одна из самых навязчивых гостий в спектаклях Карбаускиса, хотя декадансное превосходство мертвого над живым он никогда не утверждал (вместо значков «больше» или «меньше» он привык ставить знак равенства). Просто своей режиссерской волей вводил безвизовый режим на пути от жизни к смерти, разрушал тонкую границу между мирами. «Когда я умирала», «Старосветские помещики», «Долгий рождественский обед» в каждом из этих спектаклей мертвецы снисходительно улыбались живым, дивясь их незнанию об истинном положении вещей. Удивительно было бы, если б без этого обошлось в «Гедде Габлер». Едва грянет выстрел и муж сокрушенно поохает над теплым самоубившимся телом, как тело встанет и, отряхнувшись, закурит очередную декадентскую сигарету. Жизнь не более, чем дым.
Спектакль Карбаускиса практически неуязвим для критических стрел, поскольку режиссером не совершено ни одной грубой ошибки, и каждая роль в камерном пространстве простроена с филигранной точностью. Звание безошибочного спектакля было бы, пожалуй, наивысшей похвалой для курсовой работы, но в репертуарном спектакле эта безошибочность служит поводом для неудержимой, хотя и уважительной, зевоты. Карбаускис достиг того этапа, когда безрассудный провал может стать полезнее осторожной удачи. Пора, в конце концов, начать проматывать накопленное мастерство.
Глеб Ситковский, «Газета», 21.12.2004
- Сбежавший жених, или Невероятное происшествие в фотоательеТатьяна Ратькина, «Театр To Go», 27.03.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: «Мастерская Фоменко» на конеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 26.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «Женитьбу»Юрий Юдин, «Российская газета», 21.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» гоголевскую «Женитьбу» превратили в «Совершенно Невероятное Событие»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 19.02.2024
- «Рыцарь. Моцарт. Пир»: «фоменки» в чумеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 29.10.2022
- Зачем в Мастерской Петра Фоменко поставили маленькие трагедии ПушкинаОльга Штраус, «Российская газета», 25.10.2022
- Лучшие спектакли Москвы по произведениям БулгаковаОльга Романцова, «Культура.рф», 20.04.2021
- Взрослые сказки от Полины Агуреевой: 1000 и одна ночь в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 13.10.2020
- Алексей Колубков: «Фоменко хвалил очень редко»Ксения Позднякова, «SCOPE артблог», 3.03.2020
- Пошли на «Подвиг»? Ксения Позднякова, «SCOPE артблог», 7.02.2020
- Спектакль Евгения Каменьковича о Герое и толпеПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 4.02.2020
- Чисто шотландские убийстваПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 8.07.2019
- Король Лир как раб на галерахМарина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- Три сестры по версии ШекспираДарья Борисова, «На западе Москвы», 16.02.2019
- Москва изменилась, а люди в ней все те жеЮлия Зу, «Musecube.org», 15.10.2018
- Спектакль «Мастер и Маргарита» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 5.10.2018
- Сила земного притяженияДарья Борисова, «На западе Москвы», 5.10.2018
- Юность Мастера не боитсяВиктория Пешкова, «Культура», 3.10.2018
- Тусовка у ВоландаЕвгения Смехова, «Musecube.org», 3.10.2018
- «Мастер и Маргарита»: нетеатральный роман на сцене Мастерской Петра ФоменкоАнна Бояринова, «Миллионер.ru», 28.09.2018
- Где Аннушка разлила масло в новом театральном сезоне?Анна Богатырева, «Porusski.me», 26.09.2018
- Шабаш на набережнойАнна Оконова, «Театрон», 24.09.2018
- «Мастер и Маргарита» М. Булгакова в «Мастерской Фоменко», реж. Федор Малышев и Полина АгурееваВячеслав Шадронов, 18.09.2018
- Мениппея, как и было сказаноПавел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- В Мастерской Петра Фоменко языком Гоголя высмеяли коммерсантовАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 9.06.2017
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- «Летние осы кусают нас даже в ноябре»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 04.2014
- Это у них сезонное
Анна Чужкова, «Культура», 13.02.2014
- «Летние осы кусают нас даже в ноябре»: про веру и любовьНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 7.02.2014
- «Мастерская Петра Фоменко» представит спектакль режиссера РейбоНаталья Курова, «РИА-новости», 8.12.2013
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу ВырыпаеваДарья Горшкова, «buro247.ru», 22.11.2013
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу Ивана Вырыпаева«Lenta.ru», 22.11.2013
- Пьесу Ивана Вырыпаева поставят в театре Фоменко в ускоренных темпахВера Копылова, «РИА-новости», 22.11.2013
- Танцы о свободеГалина Шматова, «http://afisha.mail.ru», 18.12.2012
- Театральный фестиваль имени Володина: Такие разные «Вечера»Марианна Ухорская, «http://peterburg2.ru», 14.02.2012
- «Пять вечеров»: импрессияДарья Коротаева, «Газета Володинского фестиваля», 10.02.2012
- Пять вечеровАлексей Киселев , «Maptype.com», 01.2012
- Три на четыреОксана Кушляева, «Петербургский театральный журнал, № 3 (65)», 09.2011
- На полюсахМария Хализева, «Экран и Сцена», 29.08.2011
- Театр Мастерская П. Фоменко А. Володин «Пять вечеров»Елена Левинская, «Театральная афиша», 06.2011
- Любить по-советскиАнастасия Вильчи, «Театрал (Новые Театральные Известия)», 06.2011
- Лав-стори на пять вечеровЕлена Стрельникова, «Комсомольская правда», 28.04.2011
- Пять вечеровОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 14.04.2011
- Пять вечеровНаталья Витвицкая, «VashDosug.ru», 12.04.2011
- Быт не заелРоман Должанский, «Коммерсант», 8.04.2011
- Выйти замуж за принципИрина Алпатова, «Культура», 7.04.2011
- Такие же, как не мыАлександра Машукова, «Ведомости», 1.04.2011
- Спектакль месяца: Герои «Пяти вечеров» поднялись над землей, как на картинах ШагалаОльга Романцова, «gzt.ru», 31.03.2011
- «Пять вечеров» в «Мастерской Петра Фоменко»Марина Шимадина, «OpenSpace.ru», 30.03.2011
- Акробаты и клоунессыДина Годер, «Московские новости», 30.03.2011
- «Мастерская Петра Фоменко» представляет премьеру спектакля «Пять вечеров»«Российская газета», 28.03.2011
- Наши в ДублинеБорис Павлович, «Петербургский театральный журнал», 07.2010
- Театральное изложение запрещенного романаГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 3, 2009)», 03.2009
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера «Улисса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 19.02.2009
- Двое из Дублина«Итоги», 9.02.2009
- Два слова о вечностиАлена Данилова, «Новые Известия», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpase.ru», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpace.Ru», 4.02.2009
- БесприданницаКсения Ларина, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 02.2008
- Дом Островского на Москве-рекеЮлия Черникова, «Утро.ru», 28.01.2008
- Господа, вы звериЕлена Ковальская, «Афиша», 28.01.2008
- История о равнодушных людях.Марина Тимашева, «Радио Свобода», 25.01.2008
- Четвертое рождение театраСальникова Валентина, «Трибуна», 24.01.2008
- Трагедия с видом на рекуИрина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Родом из одержимыхНаталия Каминская, «Культура», 17.01.2008
- Деловые люди в отсутствие любвиАлена Солнцева, «Время новостей», 17.01.2008
- Бесприданница с Москвы-рекиОльга Егошина, «Новые Известия», 17.01.2008
- Замри-умри-воскресниГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.01.2008
- Смешные люди«Итоги», 15.01.2008
- Премьера к новосельюАлексей Филиппов, «Русский курьер», 14.01.2008
- Петр Фоменко ставит Островского редко, но меткоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 11.01.2008
- Крыша для талантаАлена Карась, «Российская газета», 10.01.2008
- Всех жалко, всехСветлана Полякова, «Газета.ru», 9.01.2008
- Не шутите с носорогомИрина Алпатова, «Культура», 16.03.2006
- Бестиарий от слова bestЕлена Дьякова, «Новая газета», 23.12.2004
- Комедия, местами даже фарсАлена Карась, «Российская газета», 22.12.2004
- Генеральская дочьЕлена Солнцева, «Время новостей», 22.12.2004
- Не спи проснешьсяМарина Давыдова, «Известия», 21.12.2004
- Пистолет как развлечениеОльга Егошина, «Новые известия», 21.12.2004
- Смерть как перекурГлеб Ситковский, «Газета», 21.12.2004
- Патология красоты и клиника свободыЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 20.12.2004
- Египетские ночи«Pulse», 12.2002
- Сочинение по ПушкинуНина Агишева, «Московские новости», 8.10.2002
- Условие КлеопатрыЕлена Левинская, «Театр, № 4», 10.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002