Не спи проснешься
Миндаугас Карбаускис, недавний лауреат Премии Станиславского и одна из главных надежд русской сцены, выпустил в «Мастерской Петра Фоменко» римейк своего давнего студенческого спектакля «Гедда Габлер». Показанная почти сразу вслед за гастролями знаменитой «Норы» берлинского «Шаубюне», эта постановка позволила кое-что понять в особенностях нашей режиссуры.
Я очень люблю драматурга Ибсена, но всякий раз с замиранием сердца жду постановку его «Гедды Габлер». Странные проблемы этой странной героини вряд ли внятны сегодняшнему зрителю. Для того чтобы понять их, надо бы представить себе, как тихий буржуазный мир Европы конца XIX века замер на пороге потрясений. Как стремление вырваться из филистерского болота стало главным веянием времени, ницшеанство и гиперэстетизм почти эпидемией, а главным врагом интеллектуальной элиты оказался безобидный обыватель («грядущий хам») ведь именно он мешал обретению «нового неба и новой земли». Эту ситуацию Ибсен зафиксировал как никто точно и талантливо, но понять и оценить пафосные поступки и эффектные позы его героев вне исторического контекста почти невозможно.
Едва ли не единственным исключением из этого правила стал хит Томаса Остермайера «Нора», поставленный по пьесе Ибсена «Кукольный дом». Действие пьесы было решительно транспонировано худруком «Шаубюне» в наше время. Уютное буржуазное гнездышко героев Ибсена превратилось здесь в дизайнерски отделанный пентхаус, где вместо тряпичных кукол приютились вездесущие барби. Медленно, но верно консьюмеристский рай оборачивается у Остермайера кромешным адом: Нора не просто уходила в финале от мужа и детей (так у Ибсена), она расстреливала благоверного из парабеллума, и тот, истекая кровью, картинно падал в аквариум с красными рыбками.Реальность, увиденная сквозь призму масскульта, вторгалась в действие пьесы, и та после некоторого сопротивления сдавалась под витальным натиском беспардонного немца.
Карбаускис режиссер совсем иного толка. Я бы сказала, что он - даром что литовец очень русский режиссер. Всего эффектного и радикального он чурается, как Гедда Габлер пошлости жизни. Сама жизнь, текущая за стенами театра, ему тоже малоинтересна. Он предпочитает нешумные ходы и свято верит, что классический текст (причем любой) не надо приспосабливать к действительности. Надо самим к нему приспособиться. В отличие от Остермайера он не актуализировал «Гедду», а просто несколько снизил ее пафос. Его спектаклю больше всего подошел бы эпитет «добропорядочный». Он (спектакль) со всех сторон застрахован от острой критики. Тут видна подробная и грамотная работа с артистами. Придумано много забавных деталей. Всем даны необходимые подпорки.
Муж Гедды, добрый, но посредственный человек (Алексей Колубков), носит корсет, и ясно, что такой же примерно корсет надет не только на его изрядный живот, но и на весь его моральный облик. Друг семьи пошловатый асессор Бракк (Никита Зверев), решив выполнить эффектный кульбит, вовремя спохватывается и аккуратно спрыгивает с небольшой высоты, на которую ненароком взобрался (вот так он и вообще в жизни страхуется). Образ местного гения ученого Левборга (Максим Литовченко) остроумно дегероизирован (взбалмошный Левборг носит совершенно такой же костюм, как муж Гедды и - о ужас! асессор Бракк). Полине Медведевой, которую упорно назначали прежде на роли эфирных созданий, Карбаускис поручил характерную роль хлопотуньи тетушки и обнаружил новые и очень, надо сказать, интересные грани ее дарования. Точно так же нешумно и добропорядочно, как и спектакль в целом, Карбаускис решил и образ главной героини. Ницшеанский имморализм превратился при этом в банальную безнравственность, а описанная Ибсеном тщетная попытка Гедды стать героиней в безгеройное время в историю о том, как некая много о себе понимающая особа решила сплести интригу и попала в ею же самой расставленные сети. Устаревший пафос пьесы развеялся как легкий сигаретный дымок (главный образ этого изящного представления), но вместе с ним, что характерно, развеялся и сам ее смысл.
В результате неплохой вроде бы спектакль повис в каком-то межеумочном пространстве. Он не пародиен по отношению к пьесе (будь так, на роль Гедды следовало бы выбрать кого угодно, но не роковую красавицу Наталью Курдюбову), но он и не позволяет прекрасной актрисе сыграть то, что она могла бы, по всей видимости, сыграть, Гедду, загадочную, мятущуюся, жаждущую подвигов и сводящую с ума. Он не рассказывает нам о нашем времени, но о том тоже не рассказывает. Транспонированная в современность «Нора» раздражала, шокировала, восхищала. Разворачивающаяся в совершенно абстрактной сценической среде «Гедда» не раздражает и не тревожит. Она застыла в нешумном, добропорядочном, все со всем примиряющем безвременье. Импрессионизм тут соседствует с экспрессионизмом, а на старинных обоях висит отчего-то парафраз «Черного квадрата» Малевича. В этом безвременье так спокойно и уютно, что иногда хочется уснуть
Я очень люблю драматурга Ибсена, но всякий раз с замиранием сердца жду постановку его «Гедды Габлер». Странные проблемы этой странной героини вряд ли внятны сегодняшнему зрителю. Для того чтобы понять их, надо бы представить себе, как тихий буржуазный мир Европы конца XIX века замер на пороге потрясений. Как стремление вырваться из филистерского болота стало главным веянием времени, ницшеанство и гиперэстетизм почти эпидемией, а главным врагом интеллектуальной элиты оказался безобидный обыватель («грядущий хам») ведь именно он мешал обретению «нового неба и новой земли». Эту ситуацию Ибсен зафиксировал как никто точно и талантливо, но понять и оценить пафосные поступки и эффектные позы его героев вне исторического контекста почти невозможно.
Едва ли не единственным исключением из этого правила стал хит Томаса Остермайера «Нора», поставленный по пьесе Ибсена «Кукольный дом». Действие пьесы было решительно транспонировано худруком «Шаубюне» в наше время. Уютное буржуазное гнездышко героев Ибсена превратилось здесь в дизайнерски отделанный пентхаус, где вместо тряпичных кукол приютились вездесущие барби. Медленно, но верно консьюмеристский рай оборачивается у Остермайера кромешным адом: Нора не просто уходила в финале от мужа и детей (так у Ибсена), она расстреливала благоверного из парабеллума, и тот, истекая кровью, картинно падал в аквариум с красными рыбками.Реальность, увиденная сквозь призму масскульта, вторгалась в действие пьесы, и та после некоторого сопротивления сдавалась под витальным натиском беспардонного немца.
Карбаускис режиссер совсем иного толка. Я бы сказала, что он - даром что литовец очень русский режиссер. Всего эффектного и радикального он чурается, как Гедда Габлер пошлости жизни. Сама жизнь, текущая за стенами театра, ему тоже малоинтересна. Он предпочитает нешумные ходы и свято верит, что классический текст (причем любой) не надо приспосабливать к действительности. Надо самим к нему приспособиться. В отличие от Остермайера он не актуализировал «Гедду», а просто несколько снизил ее пафос. Его спектаклю больше всего подошел бы эпитет «добропорядочный». Он (спектакль) со всех сторон застрахован от острой критики. Тут видна подробная и грамотная работа с артистами. Придумано много забавных деталей. Всем даны необходимые подпорки.
Муж Гедды, добрый, но посредственный человек (Алексей Колубков), носит корсет, и ясно, что такой же примерно корсет надет не только на его изрядный живот, но и на весь его моральный облик. Друг семьи пошловатый асессор Бракк (Никита Зверев), решив выполнить эффектный кульбит, вовремя спохватывается и аккуратно спрыгивает с небольшой высоты, на которую ненароком взобрался (вот так он и вообще в жизни страхуется). Образ местного гения ученого Левборга (Максим Литовченко) остроумно дегероизирован (взбалмошный Левборг носит совершенно такой же костюм, как муж Гедды и - о ужас! асессор Бракк). Полине Медведевой, которую упорно назначали прежде на роли эфирных созданий, Карбаускис поручил характерную роль хлопотуньи тетушки и обнаружил новые и очень, надо сказать, интересные грани ее дарования. Точно так же нешумно и добропорядочно, как и спектакль в целом, Карбаускис решил и образ главной героини. Ницшеанский имморализм превратился при этом в банальную безнравственность, а описанная Ибсеном тщетная попытка Гедды стать героиней в безгеройное время в историю о том, как некая много о себе понимающая особа решила сплести интригу и попала в ею же самой расставленные сети. Устаревший пафос пьесы развеялся как легкий сигаретный дымок (главный образ этого изящного представления), но вместе с ним, что характерно, развеялся и сам ее смысл.
В результате неплохой вроде бы спектакль повис в каком-то межеумочном пространстве. Он не пародиен по отношению к пьесе (будь так, на роль Гедды следовало бы выбрать кого угодно, но не роковую красавицу Наталью Курдюбову), но он и не позволяет прекрасной актрисе сыграть то, что она могла бы, по всей видимости, сыграть, Гедду, загадочную, мятущуюся, жаждущую подвигов и сводящую с ума. Он не рассказывает нам о нашем времени, но о том тоже не рассказывает. Транспонированная в современность «Нора» раздражала, шокировала, восхищала. Разворачивающаяся в совершенно абстрактной сценической среде «Гедда» не раздражает и не тревожит. Она застыла в нешумном, добропорядочном, все со всем примиряющем безвременье. Импрессионизм тут соседствует с экспрессионизмом, а на старинных обоях висит отчего-то парафраз «Черного квадрата» Малевича. В этом безвременье так спокойно и уютно, что иногда хочется уснуть
Марина Давыдова, «Известия», 21.12.2004
- Сбежавший жених, или Невероятное происшествие в фотоательеТатьяна Ратькина, «Театр To Go», 27.03.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: «Мастерская Фоменко» на конеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 26.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «Женитьбу»Юрий Юдин, «Российская газета», 21.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» гоголевскую «Женитьбу» превратили в «Совершенно Невероятное Событие»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 19.02.2024
- «Рыцарь. Моцарт. Пир»: «фоменки» в чумеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 29.10.2022
- Зачем в Мастерской Петра Фоменко поставили маленькие трагедии ПушкинаОльга Штраус, «Российская газета», 25.10.2022
- Лучшие спектакли Москвы по произведениям БулгаковаОльга Романцова, «Культура.рф», 20.04.2021
- Взрослые сказки от Полины Агуреевой: 1000 и одна ночь в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 13.10.2020
- Алексей Колубков: «Фоменко хвалил очень редко»Ксения Позднякова, «SCOPE артблог», 3.03.2020
- Пошли на «Подвиг»? Ксения Позднякова, «SCOPE артблог», 7.02.2020
- Спектакль Евгения Каменьковича о Герое и толпеПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 4.02.2020
- Чисто шотландские убийстваПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 8.07.2019
- Король Лир как раб на галерахМарина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- Три сестры по версии ШекспираДарья Борисова, «На западе Москвы», 16.02.2019
- Москва изменилась, а люди в ней все те жеЮлия Зу, «Musecube.org», 15.10.2018
- Спектакль «Мастер и Маргарита» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 5.10.2018
- Сила земного притяженияДарья Борисова, «На западе Москвы», 5.10.2018
- Юность Мастера не боитсяВиктория Пешкова, «Культура», 3.10.2018
- Тусовка у ВоландаЕвгения Смехова, «Musecube.org», 3.10.2018
- «Мастер и Маргарита»: нетеатральный роман на сцене Мастерской Петра ФоменкоАнна Бояринова, «Миллионер.ru», 28.09.2018
- Где Аннушка разлила масло в новом театральном сезоне?Анна Богатырева, «Porusski.me», 26.09.2018
- Шабаш на набережнойАнна Оконова, «Театрон», 24.09.2018
- «Мастер и Маргарита» М. Булгакова в «Мастерской Фоменко», реж. Федор Малышев и Полина АгурееваВячеслав Шадронов, 18.09.2018
- Мениппея, как и было сказаноПавел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- В Мастерской Петра Фоменко языком Гоголя высмеяли коммерсантовАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 9.06.2017
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- «Летние осы кусают нас даже в ноябре»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 04.2014
- Это у них сезонное
Анна Чужкова, «Культура», 13.02.2014
- «Летние осы кусают нас даже в ноябре»: про веру и любовьНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 7.02.2014
- «Мастерская Петра Фоменко» представит спектакль режиссера РейбоНаталья Курова, «РИА-новости», 8.12.2013
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу ВырыпаеваДарья Горшкова, «buro247.ru», 22.11.2013
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу Ивана Вырыпаева«Lenta.ru», 22.11.2013
- Пьесу Ивана Вырыпаева поставят в театре Фоменко в ускоренных темпахВера Копылова, «РИА-новости», 22.11.2013
- Танцы о свободеГалина Шматова, «http://afisha.mail.ru», 18.12.2012
- Театральный фестиваль имени Володина: Такие разные «Вечера»Марианна Ухорская, «http://peterburg2.ru», 14.02.2012
- «Пять вечеров»: импрессияДарья Коротаева, «Газета Володинского фестиваля», 10.02.2012
- Пять вечеровАлексей Киселев , «Maptype.com», 01.2012
- Три на четыреОксана Кушляева, «Петербургский театральный журнал, № 3 (65)», 09.2011
- На полюсахМария Хализева, «Экран и Сцена», 29.08.2011
- Театр Мастерская П. Фоменко А. Володин «Пять вечеров»Елена Левинская, «Театральная афиша», 06.2011
- Любить по-советскиАнастасия Вильчи, «Театрал (Новые Театральные Известия)», 06.2011
- Лав-стори на пять вечеровЕлена Стрельникова, «Комсомольская правда», 28.04.2011
- Пять вечеровОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 14.04.2011
- Пять вечеровНаталья Витвицкая, «VashDosug.ru», 12.04.2011
- Быт не заелРоман Должанский, «Коммерсант», 8.04.2011
- Выйти замуж за принципИрина Алпатова, «Культура», 7.04.2011
- Такие же, как не мыАлександра Машукова, «Ведомости», 1.04.2011
- Спектакль месяца: Герои «Пяти вечеров» поднялись над землей, как на картинах ШагалаОльга Романцова, «gzt.ru», 31.03.2011
- «Пять вечеров» в «Мастерской Петра Фоменко»Марина Шимадина, «OpenSpace.ru», 30.03.2011
- Акробаты и клоунессыДина Годер, «Московские новости», 30.03.2011
- «Мастерская Петра Фоменко» представляет премьеру спектакля «Пять вечеров»«Российская газета», 28.03.2011
- Наши в ДублинеБорис Павлович, «Петербургский театральный журнал», 07.2010
- Театральное изложение запрещенного романаГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 3, 2009)», 03.2009
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера «Улисса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 19.02.2009
- Двое из Дублина«Итоги», 9.02.2009
- Два слова о вечностиАлена Данилова, «Новые Известия», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpase.ru», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpace.Ru», 4.02.2009
- БесприданницаКсения Ларина, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 02.2008
- Дом Островского на Москве-рекеЮлия Черникова, «Утро.ru», 28.01.2008
- Господа, вы звериЕлена Ковальская, «Афиша», 28.01.2008
- История о равнодушных людях.Марина Тимашева, «Радио Свобода», 25.01.2008
- Четвертое рождение театраСальникова Валентина, «Трибуна», 24.01.2008
- Трагедия с видом на рекуИрина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Родом из одержимыхНаталия Каминская, «Культура», 17.01.2008
- Деловые люди в отсутствие любвиАлена Солнцева, «Время новостей», 17.01.2008
- Бесприданница с Москвы-рекиОльга Егошина, «Новые Известия», 17.01.2008
- Замри-умри-воскресниГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.01.2008
- Смешные люди«Итоги», 15.01.2008
- Премьера к новосельюАлексей Филиппов, «Русский курьер», 14.01.2008
- Петр Фоменко ставит Островского редко, но меткоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 11.01.2008
- Крыша для талантаАлена Карась, «Российская газета», 10.01.2008
- Всех жалко, всехСветлана Полякова, «Газета.ru», 9.01.2008
- Не шутите с носорогомИрина Алпатова, «Культура», 16.03.2006
- Бестиарий от слова bestЕлена Дьякова, «Новая газета», 23.12.2004
- Комедия, местами даже фарсАлена Карась, «Российская газета», 22.12.2004
- Генеральская дочьЕлена Солнцева, «Время новостей», 22.12.2004
- Не спи проснешьсяМарина Давыдова, «Известия», 21.12.2004
- Пистолет как развлечениеОльга Егошина, «Новые известия», 21.12.2004
- Смерть как перекурГлеб Ситковский, «Газета», 21.12.2004
- Патология красоты и клиника свободыЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 20.12.2004
- Египетские ночи«Pulse», 12.2002
- Сочинение по ПушкинуНина Агишева, «Московские новости», 8.10.2002
- Условие КлеопатрыЕлена Левинская, «Театр, № 4», 10.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002