Генеральская дочь
В театре «Мастерская Петра Фоменко» премьера «Гедды Габлер»
Предыдущей премьерой театра стал спектакль с названием «Он был титулярный советник» по гоголевской «Шинели». Можно было бы предположить, что следующую премьеру, про генеральскую дочь Гедду Габлер, которая вышла замуж за незначительного и небогатого аспиранта и от неудовлетворенности жизнью довела до самоубийства старого друга, а потом и сама выстрелила себе в висок, к жизни вызвала напрашивающаяся рифма из старого стишка
Однако совпадение случайно, хотя история возникновения в репертуаре театра «Гедды Габлер» требует некоторого предуведомления. «Мастерская Фоменко» начинает напоминать Художественный театр времен Станиславского и Немировича, когда к труппе основоположников все время присоединяются новые поколения целыми студиями. Режиссер нового спектакля Миндаускас Карбаускис окончил курс Петра Фоменко в 2001 году, и его дипломной работой как раз была «Гедда Габлер», поставленная с однокурсниками, многие из которых пришли работать в «Мастерскую», в то время как сам постановщик получил приглашение в студию Олега Табакова. Прошло четыре года, молодые актеры, влившиеся в театр Фоменко, участвовали в новых спектаклях, но больших ролей не имели за исключением нескольких вводов. Возможно, что этот актерский голод и стал главной причиной возобновления старого студенческого спектакля, имевшего в свое время громкий успех. Естественно, за четыре года многое изменилось, студент Карбаускис вырос в известного и желанного для многих театров мастера, но в то же время сохранил общую для всех «фоменок» группу крови и его должна была заинтриговать попытка еще раз войти в ту же воду.
В заглавной роли спектакля снова выступила Наталья Курдюбова собственно, «Гедду Габлер» всегда ставили «на актрису» (из последнего на Наталью Тенякову в Театре Моссовета, на Наталью Вдовину в «Сатириконе»), поскольку в образе Гедды и заключается тайна этой поздней пьесы Ибсена, пьесы еще вполне символисткой, но уже с немного сдвинутой оптикой. Гедда, гордая дочь генерала Габлера, то ли действительно является позднеромантической героиней, то ли пародией на нее, то ли и вовсе «садомазохисткой, манипулятором и убийцей с суицидальными наклонностями», как писал про нее критик Харольд Блум. И к тому, и к другому, и к третьему в пьесе можно найти достаточно оснований, как, впрочем, и еще бог знает к каким трактовкам. Кто-то называл Гедду воплощением декаданса, сущность которого в том, что люди потеряли способность видеть цель, заменив живое содержание красивой формой. Нобелевский лауреат Сигрид Унсет в 1917 году утверждала, что судьба Гедды является ярким примером того, «как заурядная и испорченная женщина формируется в эпоху отсутствия авторитетов». На все эти премудрые интерпретации Карбаускис просто закрыл глаза.
Никакого символизма, кризисов идеологии, эмансипации, феминизма и фрейдистских мотивов. Конкретные мотивировки, житейская среда. Избалованная и капризная местная красавица да и красавица ли? но безусловно породистая и изящная женщина окружена самодовольными в сущности эгоистами, людьми, чувствам которых отказано в подлинности. Вышла замуж от тоски молодость уходит, а никто из лучших претендентов не изъявил готовности жениться. Может быть, можно сделать из мужа хотя бы министра? И тут же сама понимает, что это смешно. Йорган Тесман (Алексей Колубков) ограниченный «специалист», жертва тетушкиного воспитания, способен лишь к усидчивому копированию архивных документов. Кто еще рядом? Асессор Брак (эту роль, как и в студенческие годы, играет Никита Зверев, нынче актер «Табакерки») самодовольный циник, подчеркивающий свою близость с полицейскими чиновниками. Тетушка Юлле с добродетельной миной паразитирующая на чужих жизнях. Каким играл Левборга сам Карбаускас в том студенческом спектакле, я не знаю, но Максим Литовченко играет его алкоголиком, ищущим любого предлога для возвращения к пагубной привычке, а пресловутая книга, написанная в соавторстве с глупенькой Теа, возможно, представляется истинным шедевром только подвыпившему Йоргану (начинал, впрочем, репетировать Евгений Цыганов, и каков тогда был бы расклад?). Ибсен писал, что Гедде «они противостоят как некая чуждая сила, враждебная самим основам ее существа». В спектакле да, противостоят, но не враждебно, а скорее равнодушно. Что бы они ни говорили, им эта Гедда, в сущности, нужна лишь как знак, элемент престижа, генеральская дочь, символ. Именно балованная эгоцентристка Гедда подлинная жертва этой привычной жизни, с ее незаметным лицемерием и устоявшимися обычаями. В конце концов ее становится даже жаль что она ни делает, как ни старается, жизнь обтекает ее и следует своему руслу, никак не желая отзываться на призывы бедной сиротки. А Гедда, конечно, настоящая сирота, в отличие от прочих сирот (не случайно в пьесе ни у кого из женщин нет детей, не встречается ни одного упоминания о матерях, а отцы персонажей давно умерли) свою одинокость и брошенность осознающая.
К концу спектакля Гедда совсем по-детски изумляется: ее муж вместе с вечной вдохновительницей Теа собирается восстанавливать сожженную рукопись, а что будет делать она одна вечерами? И что ей вообще делать, когда никто не принимает ее в игру и не играет по ее правилам? И стреляется-то она назло из инфантильного желания привлечь внимание; и опять неудача, пошлое, неэстетичное так и тянется за ней следом Теа брезгливо закрывает дверь, чтобы не смотреть на ужасное простреленную голову Гедды: так и представляешь себе эти разлетевшиеся мозги
Карбаускис вовсе не щепетилен, хотя и никаких физиологических подробностей на сцене нет, исключая, пожалуй что, раздевающегося Йоргена в белье, похожем на детский песочник: и животик виден, и другие жалкие достоинства А что делать, жизнь такая. В спектакле режиссер никого не жалеет, но и жестокости в нем нет. Только жесткость режиссерской структуры, да и детальная, до мельчайших подробностей, проработанность каждого куска текста в этом, кстати, Карбаускис скорее следует Сергею Женовачу, чем Петру Фоменко, который куда больше полагается на актерскую интуицию и воздух импровизации.
В той абсолютной ясности, которой отличаются все побуждения персонажей, в их гротесковой типажности, построенной на исследовании характеров и обстоятельств, рождается новая пьеса не ибсеновская, а скорее пинтеровская, слегка абсурдистская, но в то же время крепко привязанная к почве. Не сильно сократив текст, Карбаускис полностью лишил его ибсеновской «болтливости» (впрочем, исследователи отмечали, что «Гедда» самая приземленная из всех пьес норвежского драматурга). Другое дело, как связать эту бесспорно добросовестную работу с сегодняшним днем, что увидеть в ней из волнующего нынешнюю публику? Все-таки версия, что спектакль нужен скорее для демонстрации возможностей части труппы, кажется пока самой убедительной. Все актеры, конечно, очень хороши (в этом спектакле убедительна даже исполнительница роли служанки Марты Нина Птицына, до того работавшая в театре вахтером), и сам спектакль такой ладный, крепенький и законченный, что любо-дорого. Вот только той самой «Белой гвардией» для своего поколения он, боюсь, не станет.
Елена Н. СОЛНЦЕВА
В заглавной роли спектакля снова выступила Наталья Курдюбова собственно, «Гедду Габлер» всегда ставили «на актрису» (из последнего на Наталью Тенякову в Театре Моссовета, на Наталью Вдовину в «Сатириконе»), поскольку в образе Гедды и заключается тайна этой поздней пьесы Ибсена, пьесы еще вполне символисткой, но уже с немного сдвинутой оптикой. Гедда, гордая дочь генерала Габлера, то ли действительно является позднеромантической героиней, то ли пародией на нее, то ли и вовсе «садомазохисткой, манипулятором и убийцей с суицидальными наклонностями», как писал про нее критик Харольд Блум. И к тому, и к другому, и к третьему в пьесе можно найти достаточно оснований, как, впрочем, и еще бог знает к каким трактовкам. Кто-то называл Гедду воплощением декаданса, сущность которого в том, что люди потеряли способность видеть цель, заменив живое содержание красивой формой. Нобелевский лауреат Сигрид Унсет в 1917 году утверждала, что судьба Гедды является ярким примером того, «как заурядная и испорченная женщина формируется в эпоху отсутствия авторитетов». На все эти премудрые интерпретации Карбаускис просто закрыл глаза.
Никакого символизма, кризисов идеологии, эмансипации, феминизма и фрейдистских мотивов. Конкретные мотивировки, житейская среда. Избалованная и капризная местная красавица да и красавица ли? но безусловно породистая и изящная женщина окружена самодовольными в сущности эгоистами, людьми, чувствам которых отказано в подлинности. Вышла замуж от тоски молодость уходит, а никто из лучших претендентов не изъявил готовности жениться. Может быть, можно сделать из мужа хотя бы министра? И тут же сама понимает, что это смешно. Йорган Тесман (Алексей Колубков) ограниченный «специалист», жертва тетушкиного воспитания, способен лишь к усидчивому копированию архивных документов. Кто еще рядом? Асессор Брак (эту роль, как и в студенческие годы, играет Никита Зверев, нынче актер «Табакерки») самодовольный циник, подчеркивающий свою близость с полицейскими чиновниками. Тетушка Юлле с добродетельной миной паразитирующая на чужих жизнях. Каким играл Левборга сам Карбаускас в том студенческом спектакле, я не знаю, но Максим Литовченко играет его алкоголиком, ищущим любого предлога для возвращения к пагубной привычке, а пресловутая книга, написанная в соавторстве с глупенькой Теа, возможно, представляется истинным шедевром только подвыпившему Йоргану (начинал, впрочем, репетировать Евгений Цыганов, и каков тогда был бы расклад?). Ибсен писал, что Гедде «они противостоят как некая чуждая сила, враждебная самим основам ее существа». В спектакле да, противостоят, но не враждебно, а скорее равнодушно. Что бы они ни говорили, им эта Гедда, в сущности, нужна лишь как знак, элемент престижа, генеральская дочь, символ. Именно балованная эгоцентристка Гедда подлинная жертва этой привычной жизни, с ее незаметным лицемерием и устоявшимися обычаями. В конце концов ее становится даже жаль что она ни делает, как ни старается, жизнь обтекает ее и следует своему руслу, никак не желая отзываться на призывы бедной сиротки. А Гедда, конечно, настоящая сирота, в отличие от прочих сирот (не случайно в пьесе ни у кого из женщин нет детей, не встречается ни одного упоминания о матерях, а отцы персонажей давно умерли) свою одинокость и брошенность осознающая.
К концу спектакля Гедда совсем по-детски изумляется: ее муж вместе с вечной вдохновительницей Теа собирается восстанавливать сожженную рукопись, а что будет делать она одна вечерами? И что ей вообще делать, когда никто не принимает ее в игру и не играет по ее правилам? И стреляется-то она назло из инфантильного желания привлечь внимание; и опять неудача, пошлое, неэстетичное так и тянется за ней следом Теа брезгливо закрывает дверь, чтобы не смотреть на ужасное простреленную голову Гедды: так и представляешь себе эти разлетевшиеся мозги
Карбаускис вовсе не щепетилен, хотя и никаких физиологических подробностей на сцене нет, исключая, пожалуй что, раздевающегося Йоргена в белье, похожем на детский песочник: и животик виден, и другие жалкие достоинства А что делать, жизнь такая. В спектакле режиссер никого не жалеет, но и жестокости в нем нет. Только жесткость режиссерской структуры, да и детальная, до мельчайших подробностей, проработанность каждого куска текста в этом, кстати, Карбаускис скорее следует Сергею Женовачу, чем Петру Фоменко, который куда больше полагается на актерскую интуицию и воздух импровизации.
В той абсолютной ясности, которой отличаются все побуждения персонажей, в их гротесковой типажности, построенной на исследовании характеров и обстоятельств, рождается новая пьеса не ибсеновская, а скорее пинтеровская, слегка абсурдистская, но в то же время крепко привязанная к почве. Не сильно сократив текст, Карбаускис полностью лишил его ибсеновской «болтливости» (впрочем, исследователи отмечали, что «Гедда» самая приземленная из всех пьес норвежского драматурга). Другое дело, как связать эту бесспорно добросовестную работу с сегодняшним днем, что увидеть в ней из волнующего нынешнюю публику? Все-таки версия, что спектакль нужен скорее для демонстрации возможностей части труппы, кажется пока самой убедительной. Все актеры, конечно, очень хороши (в этом спектакле убедительна даже исполнительница роли служанки Марты Нина Птицына, до того работавшая в театре вахтером), и сам спектакль такой ладный, крепенький и законченный, что любо-дорого. Вот только той самой «Белой гвардией» для своего поколения он, боюсь, не станет.
Елена Н. СОЛНЦЕВА
Елена Солнцева, «Время новостей», 22.12.2004
- Сбежавший жених, или Невероятное происшествие в фотоательеТатьяна Ратькина, «Театр To Go», 27.03.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: «Мастерская Фоменко» на конеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 26.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «Женитьбу»Юрий Юдин, «Российская газета», 21.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» гоголевскую «Женитьбу» превратили в «Совершенно Невероятное Событие»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 19.02.2024
- «Рыцарь. Моцарт. Пир»: «фоменки» в чумеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 29.10.2022
- Зачем в Мастерской Петра Фоменко поставили маленькие трагедии ПушкинаОльга Штраус, «Российская газета», 25.10.2022
- Лучшие спектакли Москвы по произведениям БулгаковаОльга Романцова, «Культура.рф», 20.04.2021
- Взрослые сказки от Полины Агуреевой: 1000 и одна ночь в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 13.10.2020
- Алексей Колубков: «Фоменко хвалил очень редко»Ксения Позднякова, «SCOPE артблог», 3.03.2020
- Пошли на «Подвиг»? Ксения Позднякова, «SCOPE артблог», 7.02.2020
- Спектакль Евгения Каменьковича о Герое и толпеПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 4.02.2020
- Чисто шотландские убийстваПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 8.07.2019
- Король Лир как раб на галерахМарина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- Три сестры по версии ШекспираДарья Борисова, «На западе Москвы», 16.02.2019
- Москва изменилась, а люди в ней все те жеЮлия Зу, «Musecube.org», 15.10.2018
- Спектакль «Мастер и Маргарита» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 5.10.2018
- Сила земного притяженияДарья Борисова, «На западе Москвы», 5.10.2018
- Юность Мастера не боитсяВиктория Пешкова, «Культура», 3.10.2018
- Тусовка у ВоландаЕвгения Смехова, «Musecube.org», 3.10.2018
- «Мастер и Маргарита»: нетеатральный роман на сцене Мастерской Петра ФоменкоАнна Бояринова, «Миллионер.ru», 28.09.2018
- Где Аннушка разлила масло в новом театральном сезоне?Анна Богатырева, «Porusski.me», 26.09.2018
- Шабаш на набережнойАнна Оконова, «Театрон», 24.09.2018
- «Мастер и Маргарита» М. Булгакова в «Мастерской Фоменко», реж. Федор Малышев и Полина АгурееваВячеслав Шадронов, 18.09.2018
- Мениппея, как и было сказаноПавел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- В Мастерской Петра Фоменко языком Гоголя высмеяли коммерсантовАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 9.06.2017
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- «Летние осы кусают нас даже в ноябре»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 04.2014
- Это у них сезонное
Анна Чужкова, «Культура», 13.02.2014
- «Летние осы кусают нас даже в ноябре»: про веру и любовьНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 7.02.2014
- «Мастерская Петра Фоменко» представит спектакль режиссера РейбоНаталья Курова, «РИА-новости», 8.12.2013
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу ВырыпаеваДарья Горшкова, «buro247.ru», 22.11.2013
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу Ивана Вырыпаева«Lenta.ru», 22.11.2013
- Пьесу Ивана Вырыпаева поставят в театре Фоменко в ускоренных темпахВера Копылова, «РИА-новости», 22.11.2013
- Танцы о свободеГалина Шматова, «http://afisha.mail.ru», 18.12.2012
- Театральный фестиваль имени Володина: Такие разные «Вечера»Марианна Ухорская, «http://peterburg2.ru», 14.02.2012
- «Пять вечеров»: импрессияДарья Коротаева, «Газета Володинского фестиваля», 10.02.2012
- Пять вечеровАлексей Киселев , «Maptype.com», 01.2012
- Три на четыреОксана Кушляева, «Петербургский театральный журнал, № 3 (65)», 09.2011
- На полюсахМария Хализева, «Экран и Сцена», 29.08.2011
- Театр Мастерская П. Фоменко А. Володин «Пять вечеров»Елена Левинская, «Театральная афиша», 06.2011
- Любить по-советскиАнастасия Вильчи, «Театрал (Новые Театральные Известия)», 06.2011
- Лав-стори на пять вечеровЕлена Стрельникова, «Комсомольская правда», 28.04.2011
- Пять вечеровОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 14.04.2011
- Пять вечеровНаталья Витвицкая, «VashDosug.ru», 12.04.2011
- Быт не заелРоман Должанский, «Коммерсант», 8.04.2011
- Выйти замуж за принципИрина Алпатова, «Культура», 7.04.2011
- Такие же, как не мыАлександра Машукова, «Ведомости», 1.04.2011
- Спектакль месяца: Герои «Пяти вечеров» поднялись над землей, как на картинах ШагалаОльга Романцова, «gzt.ru», 31.03.2011
- «Пять вечеров» в «Мастерской Петра Фоменко»Марина Шимадина, «OpenSpace.ru», 30.03.2011
- Акробаты и клоунессыДина Годер, «Московские новости», 30.03.2011
- «Мастерская Петра Фоменко» представляет премьеру спектакля «Пять вечеров»«Российская газета», 28.03.2011
- Наши в ДублинеБорис Павлович, «Петербургский театральный журнал», 07.2010
- Театральное изложение запрещенного романаГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 3, 2009)», 03.2009
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера «Улисса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 19.02.2009
- Двое из Дублина«Итоги», 9.02.2009
- Два слова о вечностиАлена Данилова, «Новые Известия», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpase.ru», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpace.Ru», 4.02.2009
- БесприданницаКсения Ларина, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 02.2008
- Дом Островского на Москве-рекеЮлия Черникова, «Утро.ru», 28.01.2008
- Господа, вы звериЕлена Ковальская, «Афиша», 28.01.2008
- История о равнодушных людях.Марина Тимашева, «Радио Свобода», 25.01.2008
- Четвертое рождение театраСальникова Валентина, «Трибуна», 24.01.2008
- Трагедия с видом на рекуИрина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Родом из одержимыхНаталия Каминская, «Культура», 17.01.2008
- Деловые люди в отсутствие любвиАлена Солнцева, «Время новостей», 17.01.2008
- Бесприданница с Москвы-рекиОльга Егошина, «Новые Известия», 17.01.2008
- Замри-умри-воскресниГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.01.2008
- Смешные люди«Итоги», 15.01.2008
- Премьера к новосельюАлексей Филиппов, «Русский курьер», 14.01.2008
- Петр Фоменко ставит Островского редко, но меткоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 11.01.2008
- Крыша для талантаАлена Карась, «Российская газета», 10.01.2008
- Всех жалко, всехСветлана Полякова, «Газета.ru», 9.01.2008
- Не шутите с носорогомИрина Алпатова, «Культура», 16.03.2006
- Бестиарий от слова bestЕлена Дьякова, «Новая газета», 23.12.2004
- Комедия, местами даже фарсАлена Карась, «Российская газета», 22.12.2004
- Генеральская дочьЕлена Солнцева, «Время новостей», 22.12.2004
- Не спи проснешьсяМарина Давыдова, «Известия», 21.12.2004
- Пистолет как развлечениеОльга Егошина, «Новые известия», 21.12.2004
- Смерть как перекурГлеб Ситковский, «Газета», 21.12.2004
- Патология красоты и клиника свободыЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 20.12.2004
- Египетские ночи«Pulse», 12.2002
- Сочинение по ПушкинуНина Агишева, «Московские новости», 8.10.2002
- Условие КлеопатрыЕлена Левинская, «Театр, № 4», 10.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002