Не шутите с носорогом
Коллективизация идей, против которой, собственно, и бунтовал Эжен Ионеско в пьесе «Носорог» нынешнем московском театральном сезоне явление весьма актуальное, В смысле репертуарных построений. То или иное любопытно название начинает ставиться массированно, причем порой одноименные премьеры появляются практически одновременно. Примеров тому много, вот и нынешний «Носорог» в Мастерской Петра Фоменко появился вслед за спектаклем Марк Розовского в Театре У Никитских ворот. Ясное дело, что все постановы кардинально разные, но тенденция все равно заслуживает внимания.
«Носорогом» Мастерская отчасти реабилитировалась за откровенный провал спектакля «Прости нас, Жан-Батист». Хотя каких-либо принципиальных открытий и откровений здесь не случилось. Зато спектакль получился чисто «фоменковским», традиционно стильным, обстоятельным и подробным. Разве что чрезмерно затянутым, что, конечно же сказалось на снижении общей динамики и появлении отдельных эмоциональных пустот. Но режиссер Иван Поповски, видимо, полагал, что не стоит выбрасывать слов из песни драматурга.
Поповски прекрасно знаком и с труппой, и с эстетикой этого своеобразного коллектива. Более того, когда-то и сам принимал участие в ее формировании. Его чудный спектакль «Приключение» по Марине Цветаевой, игравшийся больше десяти лет назад в коридорах ГИТИСа, помнится до сих пор. Вероятно, и актеры уже научились понимать Поповски с полуслова, так что явные постановочно-исполнительские противоречия, столь сегодня распространенные, здесь обнаружить сложно.
Тут другое важнее диалог режиссера с драматургом, с которым, как уже не раз доводилось наблюдать, вышеупомянутый диалог на отечественных подмостках в принципе не получается. Привыкшим жить в ежедневном абсурде, а уж тем более в абсурде коллективистского сознания, эстетические прелести сего явления понять трудно. Иван Поповски генетически, конечно, не наш человек, но столько лет жизни и работы в России, вероятно, дали возможность что-либо почув-ствовать и этим проникнуться.
История Ионеско-Поповски оказалась весьма любопытной. Абстрактно-обобщенной и одновременно личностной, отстраненной и наполненной живой эмоцией, с актерскими «показами» и элементами переживания. В общем, такой вот двойственной, переменчивой, неровной. Разыгранной в абсолютно условных, подчас «бутафорских» декорациях с картонными стенами домов, бумажными цветами и кустами в кадках, с чучелом кошки и даже единожды появляющимся «настоящим» носорогом. Последнего, впрочем, можно счесть постановочным излишеством. Хотя натуралистическая сценка превращения Жана (Олег Нирян) в толстокожее парнокопытное по-своему впечатляет. Бедолага Жан сначала темпераментно сдирает с себя кожу, затем смешивает землю из цветочных горшков с водой и после сладострастного принятия грязевой ванны предстает вдруг огромным роскошным носорогом, забредшим сюда из какого-либо заштатного ТЮЗа. Зато непросвещенная публика может воочию убедиться: что же случилось в городе-зоопарке?
А поначалу-то этот маленький городок казался таким провинциально-уютным и безмерно стабильным. Столики на улице, кофе и вино, музыкальный аппарат, танцы, милые обитатели-обыватели, одетые по моде 50-х годов минувшего века. Некий диссонанс в общую идиллическую картинку вносили, правда, так называемые «люди без лиц» толпящиеся у микрофонов справа и периодически озвучивающие носорожий рев и топот. И этот странный диссонанс, кстати, впечатлял куца более загадочно и зловеще, нежели последующее явление «настоящего» чудовища.
Впрочем, представляя публике человеческий паноптикум, режиссер и актеры стараются не забывать о том, что играется произведение все же абсурдистское. Где люди временами смахивают на заводных кукол, двигающихся по чьей-то указке и вещающих странные фразы. Диалоги реально-бытовые и научно-надуманные порой накладываются друг на друга, идут в параллель, теряя по дороге собственно смысл. Хотя в этой пьесе Ионеско на редкость многословен и не всегда озабочен маскировкой указанных смыслов. Бывает, что монологи и диалоги звучат абсолютно всерьез, и тогда от актеров требуется мастерство быстрого и виртуозного перехода из кукольной ипостаси в человеческую.
Как выстоять в этой идейно-зоологической катастрофе? И стоит ли это делать? И считать ли все это в конце концов катастрофой? Милая Дэзи (Наталия Вдовина, позаимствованная из Сатирикона), подруга Беранже (Кирилл Пирогов), коему в основном и предстоит ответить на все эти вопросы, совсем недавно вздрагивавшая от носорожьего рева, вдруг начинает слышать в нем красивое пение, которое так и манит к нему присоединиться. А чуть раньше приятель и коллега Беранже Дюдар (Алексей Колубков) тоже добровольно вливается в звериный стан.
Беранже Пирогов здесь натура двойственная. Человече самый обычный, отягощенный сознанием собственной никчемности и рядом «вредных привычек» и в то же время существо, не лишенное твердости духа и определенных убеждений. Пирогову Беранже более других удается приблизиться к тому, чтобы произносить текст «от первого лица». Он не слишком дистанцируется от своего персонажа в отличие от других «представляющих» что, безусловно, сближает кажущийся абсурд с самой настоящей жизнью.
В целом же «Носорог» Ивана Поповски явное подтверждение давным-давно сформировавшегося и утвердившегося мастерства актеров этого коллектива, помноженного на «дружественную» режиссуру. Явление, впрочем, уже привычное, способное основательно порадовать, но уже не удивлять.
«Носорогом» Мастерская отчасти реабилитировалась за откровенный провал спектакля «Прости нас, Жан-Батист». Хотя каких-либо принципиальных открытий и откровений здесь не случилось. Зато спектакль получился чисто «фоменковским», традиционно стильным, обстоятельным и подробным. Разве что чрезмерно затянутым, что, конечно же сказалось на снижении общей динамики и появлении отдельных эмоциональных пустот. Но режиссер Иван Поповски, видимо, полагал, что не стоит выбрасывать слов из песни драматурга.
Поповски прекрасно знаком и с труппой, и с эстетикой этого своеобразного коллектива. Более того, когда-то и сам принимал участие в ее формировании. Его чудный спектакль «Приключение» по Марине Цветаевой, игравшийся больше десяти лет назад в коридорах ГИТИСа, помнится до сих пор. Вероятно, и актеры уже научились понимать Поповски с полуслова, так что явные постановочно-исполнительские противоречия, столь сегодня распространенные, здесь обнаружить сложно.
Тут другое важнее диалог режиссера с драматургом, с которым, как уже не раз доводилось наблюдать, вышеупомянутый диалог на отечественных подмостках в принципе не получается. Привыкшим жить в ежедневном абсурде, а уж тем более в абсурде коллективистского сознания, эстетические прелести сего явления понять трудно. Иван Поповски генетически, конечно, не наш человек, но столько лет жизни и работы в России, вероятно, дали возможность что-либо почув-ствовать и этим проникнуться.
История Ионеско-Поповски оказалась весьма любопытной. Абстрактно-обобщенной и одновременно личностной, отстраненной и наполненной живой эмоцией, с актерскими «показами» и элементами переживания. В общем, такой вот двойственной, переменчивой, неровной. Разыгранной в абсолютно условных, подчас «бутафорских» декорациях с картонными стенами домов, бумажными цветами и кустами в кадках, с чучелом кошки и даже единожды появляющимся «настоящим» носорогом. Последнего, впрочем, можно счесть постановочным излишеством. Хотя натуралистическая сценка превращения Жана (Олег Нирян) в толстокожее парнокопытное по-своему впечатляет. Бедолага Жан сначала темпераментно сдирает с себя кожу, затем смешивает землю из цветочных горшков с водой и после сладострастного принятия грязевой ванны предстает вдруг огромным роскошным носорогом, забредшим сюда из какого-либо заштатного ТЮЗа. Зато непросвещенная публика может воочию убедиться: что же случилось в городе-зоопарке?
А поначалу-то этот маленький городок казался таким провинциально-уютным и безмерно стабильным. Столики на улице, кофе и вино, музыкальный аппарат, танцы, милые обитатели-обыватели, одетые по моде 50-х годов минувшего века. Некий диссонанс в общую идиллическую картинку вносили, правда, так называемые «люди без лиц» толпящиеся у микрофонов справа и периодически озвучивающие носорожий рев и топот. И этот странный диссонанс, кстати, впечатлял куца более загадочно и зловеще, нежели последующее явление «настоящего» чудовища.
Впрочем, представляя публике человеческий паноптикум, режиссер и актеры стараются не забывать о том, что играется произведение все же абсурдистское. Где люди временами смахивают на заводных кукол, двигающихся по чьей-то указке и вещающих странные фразы. Диалоги реально-бытовые и научно-надуманные порой накладываются друг на друга, идут в параллель, теряя по дороге собственно смысл. Хотя в этой пьесе Ионеско на редкость многословен и не всегда озабочен маскировкой указанных смыслов. Бывает, что монологи и диалоги звучат абсолютно всерьез, и тогда от актеров требуется мастерство быстрого и виртуозного перехода из кукольной ипостаси в человеческую.
Как выстоять в этой идейно-зоологической катастрофе? И стоит ли это делать? И считать ли все это в конце концов катастрофой? Милая Дэзи (Наталия Вдовина, позаимствованная из Сатирикона), подруга Беранже (Кирилл Пирогов), коему в основном и предстоит ответить на все эти вопросы, совсем недавно вздрагивавшая от носорожьего рева, вдруг начинает слышать в нем красивое пение, которое так и манит к нему присоединиться. А чуть раньше приятель и коллега Беранже Дюдар (Алексей Колубков) тоже добровольно вливается в звериный стан.
Беранже Пирогов здесь натура двойственная. Человече самый обычный, отягощенный сознанием собственной никчемности и рядом «вредных привычек» и в то же время существо, не лишенное твердости духа и определенных убеждений. Пирогову Беранже более других удается приблизиться к тому, чтобы произносить текст «от первого лица». Он не слишком дистанцируется от своего персонажа в отличие от других «представляющих» что, безусловно, сближает кажущийся абсурд с самой настоящей жизнью.
В целом же «Носорог» Ивана Поповски явное подтверждение давным-давно сформировавшегося и утвердившегося мастерства актеров этого коллектива, помноженного на «дружественную» режиссуру. Явление, впрочем, уже привычное, способное основательно порадовать, но уже не удивлять.
Ирина Алпатова, «Культура», 16.03.2006
- Сбежавший жених, или Невероятное происшествие в фотоательеТатьяна Ратькина, «Театр To Go», 27.03.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: «Мастерская Фоменко» на конеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 26.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «Женитьбу»Юрий Юдин, «Российская газета», 21.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» гоголевскую «Женитьбу» превратили в «Совершенно Невероятное Событие»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 19.02.2024
- «Рыцарь. Моцарт. Пир»: «фоменки» в чумеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 29.10.2022
- Зачем в Мастерской Петра Фоменко поставили маленькие трагедии ПушкинаОльга Штраус, «Российская газета», 25.10.2022
- Лучшие спектакли Москвы по произведениям БулгаковаОльга Романцова, «Культура.рф», 20.04.2021
- Взрослые сказки от Полины Агуреевой: 1000 и одна ночь в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 13.10.2020
- Алексей Колубков: «Фоменко хвалил очень редко»Ксения Позднякова, «SCOPE артблог», 3.03.2020
- Пошли на «Подвиг»? Ксения Позднякова, «SCOPE артблог», 7.02.2020
- Спектакль Евгения Каменьковича о Герое и толпеПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 4.02.2020
- Чисто шотландские убийстваПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 8.07.2019
- Король Лир как раб на галерахМарина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- Три сестры по версии ШекспираДарья Борисова, «На западе Москвы», 16.02.2019
- Москва изменилась, а люди в ней все те жеЮлия Зу, «Musecube.org», 15.10.2018
- Спектакль «Мастер и Маргарита» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 5.10.2018
- Сила земного притяженияДарья Борисова, «На западе Москвы», 5.10.2018
- Юность Мастера не боитсяВиктория Пешкова, «Культура», 3.10.2018
- Тусовка у ВоландаЕвгения Смехова, «Musecube.org», 3.10.2018
- «Мастер и Маргарита»: нетеатральный роман на сцене Мастерской Петра ФоменкоАнна Бояринова, «Миллионер.ru», 28.09.2018
- Где Аннушка разлила масло в новом театральном сезоне?Анна Богатырева, «Porusski.me», 26.09.2018
- Шабаш на набережнойАнна Оконова, «Театрон», 24.09.2018
- «Мастер и Маргарита» М. Булгакова в «Мастерской Фоменко», реж. Федор Малышев и Полина АгурееваВячеслав Шадронов, 18.09.2018
- Мениппея, как и было сказаноПавел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- В Мастерской Петра Фоменко языком Гоголя высмеяли коммерсантовАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 9.06.2017
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- «Летние осы кусают нас даже в ноябре»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 04.2014
- Это у них сезонное
Анна Чужкова, «Культура», 13.02.2014
- «Летние осы кусают нас даже в ноябре»: про веру и любовьНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 7.02.2014
- «Мастерская Петра Фоменко» представит спектакль режиссера РейбоНаталья Курова, «РИА-новости», 8.12.2013
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу ВырыпаеваДарья Горшкова, «buro247.ru», 22.11.2013
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу Ивана Вырыпаева«Lenta.ru», 22.11.2013
- Пьесу Ивана Вырыпаева поставят в театре Фоменко в ускоренных темпахВера Копылова, «РИА-новости», 22.11.2013
- Танцы о свободеГалина Шматова, «http://afisha.mail.ru», 18.12.2012
- Театральный фестиваль имени Володина: Такие разные «Вечера»Марианна Ухорская, «http://peterburg2.ru», 14.02.2012
- «Пять вечеров»: импрессияДарья Коротаева, «Газета Володинского фестиваля», 10.02.2012
- Пять вечеровАлексей Киселев , «Maptype.com», 01.2012
- Три на четыреОксана Кушляева, «Петербургский театральный журнал, № 3 (65)», 09.2011
- На полюсахМария Хализева, «Экран и Сцена», 29.08.2011
- Театр Мастерская П. Фоменко А. Володин «Пять вечеров»Елена Левинская, «Театральная афиша», 06.2011
- Любить по-советскиАнастасия Вильчи, «Театрал (Новые Театральные Известия)», 06.2011
- Лав-стори на пять вечеровЕлена Стрельникова, «Комсомольская правда», 28.04.2011
- Пять вечеровОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 14.04.2011
- Пять вечеровНаталья Витвицкая, «VashDosug.ru», 12.04.2011
- Быт не заелРоман Должанский, «Коммерсант», 8.04.2011
- Выйти замуж за принципИрина Алпатова, «Культура», 7.04.2011
- Такие же, как не мыАлександра Машукова, «Ведомости», 1.04.2011
- Спектакль месяца: Герои «Пяти вечеров» поднялись над землей, как на картинах ШагалаОльга Романцова, «gzt.ru», 31.03.2011
- «Пять вечеров» в «Мастерской Петра Фоменко»Марина Шимадина, «OpenSpace.ru», 30.03.2011
- Акробаты и клоунессыДина Годер, «Московские новости», 30.03.2011
- «Мастерская Петра Фоменко» представляет премьеру спектакля «Пять вечеров»«Российская газета», 28.03.2011
- Наши в ДублинеБорис Павлович, «Петербургский театральный журнал», 07.2010
- Театральное изложение запрещенного романаГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 3, 2009)», 03.2009
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера «Улисса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 19.02.2009
- Двое из Дублина«Итоги», 9.02.2009
- Два слова о вечностиАлена Данилова, «Новые Известия», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpase.ru», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpace.Ru», 4.02.2009
- БесприданницаКсения Ларина, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 02.2008
- Дом Островского на Москве-рекеЮлия Черникова, «Утро.ru», 28.01.2008
- Господа, вы звериЕлена Ковальская, «Афиша», 28.01.2008
- История о равнодушных людях.Марина Тимашева, «Радио Свобода», 25.01.2008
- Четвертое рождение театраСальникова Валентина, «Трибуна», 24.01.2008
- Трагедия с видом на рекуИрина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Родом из одержимыхНаталия Каминская, «Культура», 17.01.2008
- Деловые люди в отсутствие любвиАлена Солнцева, «Время новостей», 17.01.2008
- Бесприданница с Москвы-рекиОльга Егошина, «Новые Известия», 17.01.2008
- Замри-умри-воскресниГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.01.2008
- Смешные люди«Итоги», 15.01.2008
- Премьера к новосельюАлексей Филиппов, «Русский курьер», 14.01.2008
- Петр Фоменко ставит Островского редко, но меткоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 11.01.2008
- Крыша для талантаАлена Карась, «Российская газета», 10.01.2008
- Всех жалко, всехСветлана Полякова, «Газета.ru», 9.01.2008
- Не шутите с носорогомИрина Алпатова, «Культура», 16.03.2006
- Бестиарий от слова bestЕлена Дьякова, «Новая газета», 23.12.2004
- Комедия, местами даже фарсАлена Карась, «Российская газета», 22.12.2004
- Генеральская дочьЕлена Солнцева, «Время новостей», 22.12.2004
- Не спи проснешьсяМарина Давыдова, «Известия», 21.12.2004
- Пистолет как развлечениеОльга Егошина, «Новые известия», 21.12.2004
- Смерть как перекурГлеб Ситковский, «Газета», 21.12.2004
- Патология красоты и клиника свободыЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 20.12.2004
- Египетские ночи«Pulse», 12.2002
- Сочинение по ПушкинуНина Агишева, «Московские новости», 8.10.2002
- Условие КлеопатрыЕлена Левинская, «Театр, № 4», 10.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002