О молодом Лире и других находках Мастерской Фоменко
В театре «Мастерская Петра Фоменко» премьера-подарок – Король Лир, который бы понравился и Шекспиру. И по духу, и по содержанию он следует тексту английского классика. Это одна из лучших театральных постановок этого сезона в Москве. И при этом так современен!
Трагедия «Король Лир», написанная Уильямом Шекспиром, ведет свое происхождение от древней легенды о кельтском короле Лире, жившим в VIII веке до н.э. Она впервые была переработана в литературное произведение Джеффри Монмутским и вошла в его полумифилогическую Историю королей Британии, созданную в XII веке.
Предание гласит, что Лир, находившийся на престоле 60 лет, приближаясь к смерти, разделил свое царство между тремя дочерьми. Гонерилья и Регана, выданные замуж, за герцогов Олбани и Корнуолла соответственно, льстили отцу и получили по своей части надела. Любимица старика Корделия, считая, что отцу не нужны особые заверения в её любви, отказывалась ему льстить, за что была лишена наследства и приданного. По счастью, франкский король Аганипус полюбил Корделию и взял её в жены.
Отдав часть страны Гонерилье и Регане, Лир думал завещать им и оставшееся после своей смерти. Однако зятья восстали и захватили все королевство. В распоряжении Лира у Олбани, где он обосновался, была свита из 60 рыцарей, но через 2 года Гонерилья сократила их число вдвое. Тогда Лир бежал к Регане и Корнуоллу – но те урезали свиту до 5 человек. По возвращении к Гонерилье старому королю было позволено держать только одного рыцаря, и фактически лишенный охраны старик бежал во Францию к Корделии, где та приняла его по-царски. Вместе с мужем она вторглась в Британию и успешно свергла сестер.
Лир правил страной еще три года до самой смерти. Его трон унаследовала Корделия, которая похоронила его в подземном святилище бога Януса под рекой Соар близ основанного когда-то Лиром города Лестер.
Шекспир творчески переработал сюжет легенды, создав по-настоящему великую трагедию со множеством подтекстов. Здесь и вечные темы любви и предательства, и два взгляда на природу человека и разум, обсуждавшиеся в шекспировское время. Первое – Френсиса Бэкона, второе позднее сформулировано Гоббсом. Рациональности Эдмунда, доведенной до безумия, иронично противопоставляется Лировский “разум в безумии” и Шутовская “мудрость в глупости”.
Я смотрел несколько постановок Лира, включая телевизионные, но ни одна из них меня так не тронула, как творение Евгения Каменьковича. Премьера, состоявшаяся на новой сцене театра «Мастерская Петра Фоменко», являет собой удивительный пример мириад достоинств: и состав, и актерская игра, и режиссерская работа, и музыка, и декорации. Все превосходно, судя по сочным благодарным аплодисментам 400 с лишним зрителей в зале. Долгое и восхитительное послевкусие от спектакля, вероятно, испытал не я один.
Первая удача режиссера, о которой хочется сказать – это Дарья Коныжева, чья игра и образ Корделии заворожили своей юностью, чистотой, искренностью и одновременно взрослой мудростью будущей королевы. Но если Корделия просто «сбивает с ног», то две её рыже-кучерявые сестры-бестии Полина Кутепова (Гонерилья) и Серафима Огарёва (Регана) раскрывают свой образ постепенно, смакуя его, доставляя тем самым огромное удовольствие и себе, и зрителям.
Еще одна приятная неожиданность от Евгения Каменьковича – довольно молодой король Лир, исполненный Карэном Бадаловым, что в начале придает этой роли двусмысленность, но благодаря этому решению тщеславие властителя получает дополнительную глубину. Яркая краска спектакля – это Шут, которого играет Александр Мичков. Рука так и тянется к справочнику Росстата, чтобы посмотреть, какая у шутов в стране средняя зарплата. Органичная и очень современная специальность.
Всем рекомендую – идите! 3.5 часа представления пролетают неожиданно быстро. Но самое главное – шекспировский дух пьесы полностью сохранен. «Король Лир» в Мастерской Фоменко – это, на мой взгляд, лучший вариант приобщиться к Шекспиру и почувствовать, что и через 400 с лишним лет английский классик также современен, а его текст можно вновь разбирать на цитаты.
Источник: «Э-вести»
Трагедия «Король Лир», написанная Уильямом Шекспиром, ведет свое происхождение от древней легенды о кельтском короле Лире, жившим в VIII веке до н.э. Она впервые была переработана в литературное произведение Джеффри Монмутским и вошла в его полумифилогическую Историю королей Британии, созданную в XII веке.
Предание гласит, что Лир, находившийся на престоле 60 лет, приближаясь к смерти, разделил свое царство между тремя дочерьми. Гонерилья и Регана, выданные замуж, за герцогов Олбани и Корнуолла соответственно, льстили отцу и получили по своей части надела. Любимица старика Корделия, считая, что отцу не нужны особые заверения в её любви, отказывалась ему льстить, за что была лишена наследства и приданного. По счастью, франкский король Аганипус полюбил Корделию и взял её в жены.
Отдав часть страны Гонерилье и Регане, Лир думал завещать им и оставшееся после своей смерти. Однако зятья восстали и захватили все королевство. В распоряжении Лира у Олбани, где он обосновался, была свита из 60 рыцарей, но через 2 года Гонерилья сократила их число вдвое. Тогда Лир бежал к Регане и Корнуоллу – но те урезали свиту до 5 человек. По возвращении к Гонерилье старому королю было позволено держать только одного рыцаря, и фактически лишенный охраны старик бежал во Францию к Корделии, где та приняла его по-царски. Вместе с мужем она вторглась в Британию и успешно свергла сестер.
Лир правил страной еще три года до самой смерти. Его трон унаследовала Корделия, которая похоронила его в подземном святилище бога Януса под рекой Соар близ основанного когда-то Лиром города Лестер.
Шекспир творчески переработал сюжет легенды, создав по-настоящему великую трагедию со множеством подтекстов. Здесь и вечные темы любви и предательства, и два взгляда на природу человека и разум, обсуждавшиеся в шекспировское время. Первое – Френсиса Бэкона, второе позднее сформулировано Гоббсом. Рациональности Эдмунда, доведенной до безумия, иронично противопоставляется Лировский “разум в безумии” и Шутовская “мудрость в глупости”.
Я смотрел несколько постановок Лира, включая телевизионные, но ни одна из них меня так не тронула, как творение Евгения Каменьковича. Премьера, состоявшаяся на новой сцене театра «Мастерская Петра Фоменко», являет собой удивительный пример мириад достоинств: и состав, и актерская игра, и режиссерская работа, и музыка, и декорации. Все превосходно, судя по сочным благодарным аплодисментам 400 с лишним зрителей в зале. Долгое и восхитительное послевкусие от спектакля, вероятно, испытал не я один.
Первая удача режиссера, о которой хочется сказать – это Дарья Коныжева, чья игра и образ Корделии заворожили своей юностью, чистотой, искренностью и одновременно взрослой мудростью будущей королевы. Но если Корделия просто «сбивает с ног», то две её рыже-кучерявые сестры-бестии Полина Кутепова (Гонерилья) и Серафима Огарёва (Регана) раскрывают свой образ постепенно, смакуя его, доставляя тем самым огромное удовольствие и себе, и зрителям.
Еще одна приятная неожиданность от Евгения Каменьковича – довольно молодой король Лир, исполненный Карэном Бадаловым, что в начале придает этой роли двусмысленность, но благодаря этому решению тщеславие властителя получает дополнительную глубину. Яркая краска спектакля – это Шут, которого играет Александр Мичков. Рука так и тянется к справочнику Росстата, чтобы посмотреть, какая у шутов в стране средняя зарплата. Органичная и очень современная специальность.
Всем рекомендую – идите! 3.5 часа представления пролетают неожиданно быстро. Но самое главное – шекспировский дух пьесы полностью сохранен. «Король Лир» в Мастерской Фоменко – это, на мой взгляд, лучший вариант приобщиться к Шекспиру и почувствовать, что и через 400 с лишним лет английский классик также современен, а его текст можно вновь разбирать на цитаты.
Источник: «Э-вести»
Андрей Дворецков, «Э-вести», 5.03.2019
- Дарья Коныжева: «Для меня главное в искусстве возможность творить»Дарья Парчинская, «Смена», 11.2024
- Спектакль «Двадцать третий»Лариса Каневская, «Мнение», 8.04.2023
- Другой век, другая странаЕлена Шаина, «Театр To Go», 22.03.2023
- Больно смотретьНаталья Витвицкая, «Экран и сцена», 16.03.2023
- Мир на выдохеТатьяна Власова, «Театрал», 14.03.2023
- Спектакль «Двадцать третий»: поздний Ремарк на сцене Мастерской ФоменкоТатьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 6.03.2023
- «Двадцать третий»: чёрный обелиск «Мастерской Фоменко»Ирина Мишина, «Musecube», 6.03.2023
- Обелиск на продажуОльга Фукс, «Петербургский театральный журнал. Блог», 23.02.2023
- И дольше века длится годДарья Андреева, «Сноб», 17.02.2023
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера спектакля «Двадцать третий»Инга Бугулова, «Российская газета», 15.02.2023
- Черно-красно-желтый обелискМарина Шимадина, «Коммерсант», 15.02.2023
- Времена не выбирают. В «Мастерской Петра Фоменко» «перечитали» «Черный обелиск»Рита Долматова, «На западе Москвы», 14.02.2023
- Три цвета черного обелискаМарина Райкина, «Московский комсомолец», 14.02.2023
- «Двадцать третий»: бессмертный Ремарк в Мастерской Петра ФоменкоВалерия Вербинина, «Москультура», 12.02.2023
- Вкусно и точкаЗоя Бороздинова, «Петербургский театральный журнал (блог)», 10.07.2022
- Катехизис развратаВероника Словохотова, «Независимая газета», 27.06.2022
- «Где стол был яств, там гроб стоит»: как в «Опасных связях» мертвое вытесняет живоеЯна Жиляева, «Forbes», 26.06.2022
- По усам текло, а в рот не попалоАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.06.2022
- Полина Кутепова сыграла в новом спектакле «Опасные связи» «Мастерской Петра Фоменко»Инга Бугулова, «Российская газета», 18.06.2022
- Госпожу Турвель виконт съел на обедМария Позина, «Метро», 14.06.2022
- В «Мастерской Петра Фоменко» поставили пятичасовую версию «Доктора Живаго»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 5.03.2021
- Вам страшно? Нет, смешноАнна Богатырева, «Porusski.me», 10.07.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» хозяйничают привиденияДарья Борисова, «На западе Москвы», 10.07.2019
- Дикие и симпатичныеВиктория Пешкова, «Культура», 4.07.2019
- Мир не делится на черное и белоеВиктория Севрюкова, «Глазурь», 3.05.2019
- Король Лир в Мастерской Петра Фоменко: «Отцы и дети» или историческая хроника?Анна Богатырева, «Porusski.me», 1.04.2019
- Трагедия наследияЛюдмила Привизенцева, «Зонд Новости», 20.03.2019
- Слепых ведут безумцыЛариса Каневская, «Мнение», 19.03.2019
- Шах белому королюВиктория Пешкова, «Культура», 13.03.2019
- О молодом Лире и других находках Мастерской ФоменкоАндрей Дворецков, «Э-вести», 5.03.2019
- Вонючая левретка лести: в чем трагедия Лира?Алёна Витшас, «Русский блоггер», 1.03.2019
- Лишь ветер и дождь – в Мастерской Петра Фоменко поставили «Короля Лира»Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 1.03.2019
- Король Лир как раб на галерахМарина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- Спектакль «Король Лир» 2019 в театре «Мастерская Петра Фоменко» в Москве: король словно бурлак на ВолгеАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 27.02.2019
- Что вышло из «ничего»Марина Токарева, «Новая газета», 25.02.2019
- «Король Лир». Разбираем новый спектакль «Мастерской Петра Фоменко»«Информационный портал mos.ru», 23.02.2019
- Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый корольЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 18.02.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» снова ШекспирЮлия Зу, «Musecube.org», 17.02.2019
- Три сестры по версии ШекспираДарья Борисова, «На западе Москвы», 16.02.2019
- Бедный папашаНаталья Шаинян, «Российская газета», 15.02.2019