В «Мастерской Петра Фоменко» хозяйничают привидения
30 июля закроет сезон театр «Мастерская Петра Фоменко». Под занавес тут сыграли премьеру – спектакль «Завещание Чарльза Адамса или Дом семи повешенных», «страшно-смешную комедию» с элементами мюзикла.
Автор этого действа Олег Глушков, до недавнего времени известный как хореограф. Кроме прочего, он работал над такими спектаклями Ивана Поповски в «Мастерской», как «Алиса в Зазеркалье», «Сон в летнюю ночь», помогал Виктору Рыжакову в работе над «Пятью вечерами», Евгению Цыганову, когда тот дебютировал в режиссуре спектаклем «Олимпия» по пьесе Ольги Мухиной. В 2012-м Глушков поставил в «Мастерской» музыкальное представление «Моряки и шлюхи», параллельно утверждался как режиссер в других театрах например, сделал спектакль «Все о Золушке» в Театре мюзикла. Очевидно, что его конек спектакли-шоу, микс драматического, музыкального и танцевального жанров. В случае «Завещания» необходимо сказать, что Глушков еще смело пользуется сюжетами, героями, мифами и даже приемами кинематографа.
Все в спектакле вертится вокруг Чарльза Аддамса автора знаменитых комиксов про семейку Аддамс, по которым позже был снят культовый сериал. Странных семеек в истории Глушкова и Сергея Плотова (это автор пьесы, легшей в основу спектакля) тоже хватает Во-первых, это семейство самого сэра Чарльза Адамса почившего возмутителя спокойствия, богача и сочинителя. На наследство претендует фигуристая вдовушка (Полина Айрапетова), но ее планы рушатся с появлением дочери усопшего Луизы (Дарья Коныжева). Спасаясь от гнева мачехи, Луиза попадает в Дом семи повешенных мрачный особняк с привидениями некогда членами безумного семейства, поубивавшими друг друга. Они бы и Луизу прикончили сразу, но она дочь человека, который их придумал Да-да, «Дом семи повешенных» один из самых популярных рассказов сэра Чарльза Адамса!
Возвращаясь к теме игры с кинематографом: подкованный зритель улыбнется, когда на заднике возникнет анимированная луна с глазами, ртом и носом привет пионеру синема Жоржу Мельесу с его «Путешествием на Луну» 1902 года. Ворчливый дедушка-призрак в мрачном Доме семи повешенных вылитый вампир Орлок из классического фильма Фридриха Вильгельма Мурнау «Носферату», а в облике гигантского немногословного дворецкого Эбенезера из дома Адамсов тоже мерещатся многочисленные кино- и мультпрототипы.
Более поздние киномаяки конечно, фильмы Тима Бертона (например, в том, как выглядит хозяйка Дома Агнешка (Мария Большова) читается любовный привет актрисе и музе Бертона Хелене Бонем Картер) и, может, Эмира Кустурицы (проход-танец членов безумного призрачного семейства в финале навевает ассоциации с фильмами взрывного балканца).
Массовые сцены с пением и танцами тоже «настояны» на внушительной традиции голливудских мюзиклов. Не говоря уже о том, что во многом функцию декораций тут выполняет видеопроекция со снятыми заранее пейзажами, снегом, дождем, с анимационными привидениями, скелетами и огнем в камине. Наконец, «Завещание» как черно-белое кино; декорации, костюмы, грим сведены к строгому монохрому, причем, тут не допускается даже телесный руки упрятаны в белые перчатки, шеи прикрыты платками, тела трико, а лица сплошь покрыты гримом.
На таком черно-белом фоне единственный взрыв цвета желтые одеяния и глаза сов. Это четыре уморительно смешных персонажа, которые существуют как бы на обочине действия, разряжая напряжение детективной интриги интермедиями песнями, танцами и даже диджейским сетом Это очень по-фоменковски, вносить в ткань спектакля гэги, «музыкальные паузы» и даже акробатические номера. В «Мастерской» исповедуют принцип остранения это когда актер нет-нет да и выглянет из-под маски, посмотрит на своего персонажа, на историю критически или иронически.
Актерам, занятым в «Завещании», пришлось освоить законы мюзикла и предъявить свои вокальные данные. Скажем честно, не у всех эти данные блестящи, да и музыкальный материал им достался не слишком яркий и оригинальный, совсем не равноценный уровню фантазии автора и постановщика этой истории. Но вот, например, Полина Айрапетова в «Завещании» раскрылась как отличная артистка мюзикла синтетического жанра, где надо одинаково хорошо петь, танцевать и играть. Ее выход в сцене объяснения с секретарем Патриком и призраками бывших мужей просто блестящий номер. Петь ей приходится в самых разнообразных положениях мужчины носят ее на руках, крутят в страстном танце А на качестве исполнения эти кульбиты никак не отражаются, голос звучит прекрасно с любого «ракурса».
Вообще, в течение последних сезонов Айрапетова сыграла много ролей причем, полярно разных. Вспоминается ее старуха из северной поморской деревни («Проклятый Север»), субретка Зербина из труппы бродячего театра стильная пародия на Кармен («Капитан Фракасс»), а в спектакле «Lегкое дыхание» Айрапетова сыграла аж шесть ролей словно уверенной рукой рисовальщика создала, один за другим, шесть набросков узнаваемых женских типов. Вдова сэра Чарльза Адамса Аделаида в исполнении актрисы вобрала в себя черты многих роковых соблазнительниц мировой литературы и экрана: затянутая в корсет-«рюмочку» обладательница пышных форм смотрит на всех мужчин оценивающе: чем этот может сгодиться? В роли ее конкурентки в борьбе за наследство сэра Чарльза Луизы Адамс Дарья Коныжева, ярко заявившая о себе ролью Корделии в «Короле Лире» (реж. Евгений Каменькович).
Юмор и несколько мальчишеская повадка в сочетании с «девочковой» внешностью и трепетной порывистостью дают в случае Коныжевой замечательный эффект эту актрису ни с кем не сравнишь и уж тем более не спутаешь, она представляет собой ту самую индивидуальность, которую так стараются найти и взрастить мастера в театральных вузах.
Еще одна востребованная молодая актриса труппы Мария Большова сыграла в новой постановке то ли девушку, то ли виденье Агнешку, хозяйку Дома семи повешенных, то есть, привидение. Но привидение с богатым земным прошлым как, впрочем, и остальные обитатели таинственного Дома.
Обращение к теме смерти, жизни после смерти и пересечения в одном пространстве живых и мертвых вышло у авторов спектакля не страшным. Тут и англо-саксонский черный юмор, и латино-американская традиция устраивать вокруг смерти и духов предков карнавал.
Когда темпераментные привидения из Дома семи повешенных бросаются помогать Луизе Адамс, вспоминаются персонажи старого немецкого фильма «Привидения в замке Шпессарт» засидевшиеся духи рады снова участвовать в жизни. «Завещание Чарльза Адамса», кажется, идеальный фоменковский материал стихия игры дает пространство для актерского самовыражения, для создания многих смысловых «этажей».
К этому спектаклю в полной мере применима максима Станиславского про то, что нет маленьких ролей, а есть маленькие артисты. Вполне себе звезды «Мастерской» задействованы тут каждый в нескольких ролях, и играют все с жаром, с азартом именно полифония одинаково филигранно отделанных ролей, «больших» и «маленьких», и создает это чудесное панно под названием «Завещание Чарльза Адамса».
Источник: «На западе Москвы»
Автор этого действа Олег Глушков, до недавнего времени известный как хореограф. Кроме прочего, он работал над такими спектаклями Ивана Поповски в «Мастерской», как «Алиса в Зазеркалье», «Сон в летнюю ночь», помогал Виктору Рыжакову в работе над «Пятью вечерами», Евгению Цыганову, когда тот дебютировал в режиссуре спектаклем «Олимпия» по пьесе Ольги Мухиной. В 2012-м Глушков поставил в «Мастерской» музыкальное представление «Моряки и шлюхи», параллельно утверждался как режиссер в других театрах например, сделал спектакль «Все о Золушке» в Театре мюзикла. Очевидно, что его конек спектакли-шоу, микс драматического, музыкального и танцевального жанров. В случае «Завещания» необходимо сказать, что Глушков еще смело пользуется сюжетами, героями, мифами и даже приемами кинематографа.
Все в спектакле вертится вокруг Чарльза Аддамса автора знаменитых комиксов про семейку Аддамс, по которым позже был снят культовый сериал. Странных семеек в истории Глушкова и Сергея Плотова (это автор пьесы, легшей в основу спектакля) тоже хватает Во-первых, это семейство самого сэра Чарльза Адамса почившего возмутителя спокойствия, богача и сочинителя. На наследство претендует фигуристая вдовушка (Полина Айрапетова), но ее планы рушатся с появлением дочери усопшего Луизы (Дарья Коныжева). Спасаясь от гнева мачехи, Луиза попадает в Дом семи повешенных мрачный особняк с привидениями некогда членами безумного семейства, поубивавшими друг друга. Они бы и Луизу прикончили сразу, но она дочь человека, который их придумал Да-да, «Дом семи повешенных» один из самых популярных рассказов сэра Чарльза Адамса!
Возвращаясь к теме игры с кинематографом: подкованный зритель улыбнется, когда на заднике возникнет анимированная луна с глазами, ртом и носом привет пионеру синема Жоржу Мельесу с его «Путешествием на Луну» 1902 года. Ворчливый дедушка-призрак в мрачном Доме семи повешенных вылитый вампир Орлок из классического фильма Фридриха Вильгельма Мурнау «Носферату», а в облике гигантского немногословного дворецкого Эбенезера из дома Адамсов тоже мерещатся многочисленные кино- и мультпрототипы.
Более поздние киномаяки конечно, фильмы Тима Бертона (например, в том, как выглядит хозяйка Дома Агнешка (Мария Большова) читается любовный привет актрисе и музе Бертона Хелене Бонем Картер) и, может, Эмира Кустурицы (проход-танец членов безумного призрачного семейства в финале навевает ассоциации с фильмами взрывного балканца).
Массовые сцены с пением и танцами тоже «настояны» на внушительной традиции голливудских мюзиклов. Не говоря уже о том, что во многом функцию декораций тут выполняет видеопроекция со снятыми заранее пейзажами, снегом, дождем, с анимационными привидениями, скелетами и огнем в камине. Наконец, «Завещание» как черно-белое кино; декорации, костюмы, грим сведены к строгому монохрому, причем, тут не допускается даже телесный руки упрятаны в белые перчатки, шеи прикрыты платками, тела трико, а лица сплошь покрыты гримом.
На таком черно-белом фоне единственный взрыв цвета желтые одеяния и глаза сов. Это четыре уморительно смешных персонажа, которые существуют как бы на обочине действия, разряжая напряжение детективной интриги интермедиями песнями, танцами и даже диджейским сетом Это очень по-фоменковски, вносить в ткань спектакля гэги, «музыкальные паузы» и даже акробатические номера. В «Мастерской» исповедуют принцип остранения это когда актер нет-нет да и выглянет из-под маски, посмотрит на своего персонажа, на историю критически или иронически.
Актерам, занятым в «Завещании», пришлось освоить законы мюзикла и предъявить свои вокальные данные. Скажем честно, не у всех эти данные блестящи, да и музыкальный материал им достался не слишком яркий и оригинальный, совсем не равноценный уровню фантазии автора и постановщика этой истории. Но вот, например, Полина Айрапетова в «Завещании» раскрылась как отличная артистка мюзикла синтетического жанра, где надо одинаково хорошо петь, танцевать и играть. Ее выход в сцене объяснения с секретарем Патриком и призраками бывших мужей просто блестящий номер. Петь ей приходится в самых разнообразных положениях мужчины носят ее на руках, крутят в страстном танце А на качестве исполнения эти кульбиты никак не отражаются, голос звучит прекрасно с любого «ракурса».
Вообще, в течение последних сезонов Айрапетова сыграла много ролей причем, полярно разных. Вспоминается ее старуха из северной поморской деревни («Проклятый Север»), субретка Зербина из труппы бродячего театра стильная пародия на Кармен («Капитан Фракасс»), а в спектакле «Lегкое дыхание» Айрапетова сыграла аж шесть ролей словно уверенной рукой рисовальщика создала, один за другим, шесть набросков узнаваемых женских типов. Вдова сэра Чарльза Адамса Аделаида в исполнении актрисы вобрала в себя черты многих роковых соблазнительниц мировой литературы и экрана: затянутая в корсет-«рюмочку» обладательница пышных форм смотрит на всех мужчин оценивающе: чем этот может сгодиться? В роли ее конкурентки в борьбе за наследство сэра Чарльза Луизы Адамс Дарья Коныжева, ярко заявившая о себе ролью Корделии в «Короле Лире» (реж. Евгений Каменькович).
Юмор и несколько мальчишеская повадка в сочетании с «девочковой» внешностью и трепетной порывистостью дают в случае Коныжевой замечательный эффект эту актрису ни с кем не сравнишь и уж тем более не спутаешь, она представляет собой ту самую индивидуальность, которую так стараются найти и взрастить мастера в театральных вузах.
Еще одна востребованная молодая актриса труппы Мария Большова сыграла в новой постановке то ли девушку, то ли виденье Агнешку, хозяйку Дома семи повешенных, то есть, привидение. Но привидение с богатым земным прошлым как, впрочем, и остальные обитатели таинственного Дома.
Обращение к теме смерти, жизни после смерти и пересечения в одном пространстве живых и мертвых вышло у авторов спектакля не страшным. Тут и англо-саксонский черный юмор, и латино-американская традиция устраивать вокруг смерти и духов предков карнавал.
Когда темпераментные привидения из Дома семи повешенных бросаются помогать Луизе Адамс, вспоминаются персонажи старого немецкого фильма «Привидения в замке Шпессарт» засидевшиеся духи рады снова участвовать в жизни. «Завещание Чарльза Адамса», кажется, идеальный фоменковский материал стихия игры дает пространство для актерского самовыражения, для создания многих смысловых «этажей».
К этому спектаклю в полной мере применима максима Станиславского про то, что нет маленьких ролей, а есть маленькие артисты. Вполне себе звезды «Мастерской» задействованы тут каждый в нескольких ролях, и играют все с жаром, с азартом именно полифония одинаково филигранно отделанных ролей, «больших» и «маленьких», и создает это чудесное панно под названием «Завещание Чарльза Адамса».
Источник: «На западе Москвы»
Дарья Борисова, «На западе Москвы», 10.07.2019
- Спектакль «Двадцать третий»Лариса Каневская, «Мнение», 8.04.2023
- Другой век, другая странаЕлена Шаина, «Театр To Go», 22.03.2023
- Больно смотретьНаталья Витвицкая, «Экран и сцена», 16.03.2023
- Мир на выдохеТатьяна Власова, «Театрал», 14.03.2023
- Спектакль «Двадцать третий»: поздний Ремарк на сцене Мастерской ФоменкоТатьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 6.03.2023
- «Двадцать третий»: чёрный обелиск «Мастерской Фоменко»Ирина Мишина, «Musecube», 6.03.2023
- Обелиск на продажуОльга Фукс, «Петербургский театральный журнал. Блог», 23.02.2023
- И дольше века длится годДарья Андреева, «Сноб», 17.02.2023
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера спектакля «Двадцать третий»Инга Бугулова, «Российская газета», 15.02.2023
- Черно-красно-желтый обелискМарина Шимадина, «Коммерсант», 15.02.2023
- Времена не выбирают. В «Мастерской Петра Фоменко» «перечитали» «Черный обелиск»Рита Долматова, «На западе Москвы», 14.02.2023
- Три цвета черного обелискаМарина Райкина, «Московский комсомолец», 14.02.2023
- «Двадцать третий»: бессмертный Ремарк в Мастерской Петра ФоменкоВалерия Вербинина, «Москультура», 12.02.2023
- Вкусно и точкаЗоя Бороздинова, «Петербургский театральный журнал (блог)», 10.07.2022
- Катехизис развратаВероника Словохотова, «Независимая газета», 27.06.2022
- «Где стол был яств, там гроб стоит»: как в «Опасных связях» мертвое вытесняет живоеЯна Жиляева, «Forbes», 26.06.2022
- По усам текло, а в рот не попалоАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.06.2022
- Полина Кутепова сыграла в новом спектакле «Опасные связи» «Мастерской Петра Фоменко»Инга Бугулова, «Российская газета», 18.06.2022
- Госпожу Турвель виконт съел на обедМария Позина, «Метро», 14.06.2022
- В «Мастерской Петра Фоменко» поставили пятичасовую версию «Доктора Живаго»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 5.03.2021
- Вам страшно? Нет, смешноАнна Богатырева, «Porusski.me», 10.07.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» хозяйничают привиденияДарья Борисова, «На западе Москвы», 10.07.2019
- Дикие и симпатичныеВиктория Пешкова, «Культура», 4.07.2019
- Мир не делится на черное и белоеВиктория Севрюкова, «Глазурь», 3.05.2019
- Король Лир в Мастерской Петра Фоменко: «Отцы и дети» или историческая хроника?Анна Богатырева, «Porusski.me», 1.04.2019
- Трагедия наследияЛюдмила Привизенцева, «Зонд Новости», 20.03.2019
- Слепых ведут безумцыЛариса Каневская, «Мнение», 19.03.2019
- Шах белому королюВиктория Пешкова, «Культура», 13.03.2019
- О молодом Лире и других находках Мастерской ФоменкоАндрей Дворецков, «Э-вести», 5.03.2019
- Вонючая левретка лести: в чем трагедия Лира?Алёна Витшас, «Русский блоггер», 1.03.2019
- Лишь ветер и дождь – в Мастерской Петра Фоменко поставили «Короля Лира»Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 1.03.2019
- Король Лир как раб на галерахМарина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- Спектакль «Король Лир» 2019 в театре «Мастерская Петра Фоменко» в Москве: король словно бурлак на ВолгеАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 27.02.2019
- Что вышло из «ничего»Марина Токарева, «Новая газета», 25.02.2019
- «Король Лир». Разбираем новый спектакль «Мастерской Петра Фоменко»«Информационный портал mos.ru», 23.02.2019
- Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый корольЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 18.02.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» снова ШекспирЮлия Зу, «Musecube.org», 17.02.2019
- Три сестры по версии ШекспираДарья Борисова, «На западе Москвы», 16.02.2019
- Бедный папашаНаталья Шаинян, «Российская газета», 15.02.2019