«Владимир в гриднице высокой запировал…»
В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли премьеру «Руслана и Людмилы»
Время за окном вносит свои коррективы в нашу жизнь. И на задуманный больше года назад спектакль «Руслан и Людмила» по поэме Пушкина пала тень происходящего за окном. Все слова Пушкина о Киеве – матери городов русских, о силе русского богатырского духа, о Владимире Красном Солнышке обрели злободневные контаминации, на которые создатели спектакля вряд ли рассчитывали.
В своей «Смерти Вазир-Мухтара» Юрий Тынянов заметил, что судьба детей зависит от того, в каком доме они родились – каменном или деревянном. Из каменного родители стремятся поскорее детей выпихнуть куда подальше за недостатком места. Деревянный же дом живет в такт бытию семьи: разрастается флигелями, мезонинами, пристройками и верандами. Эту классификацию можно применить и к театрам: одни быстро расстаются со своими молодыми командами, выпихивая их в свободное плавание, у других – начинаются пристройки. «Мастерская Петра Фоменко» явно относится к категории домов счастливых, деревянных: постепенно и незаметно небольшой флигелек стажерской студии разросся в целый этаж и продолжает прирастать башенками и верандами. Опытный учитель Евгений Каменькович погружает молодых в большую литературу и поэзию (тут тебе и Тургенев, и Бунин, и Мандельштам, и Пушкин). Последние сезоны – ищет в молодых таланты постановочные (и ищет явно не безуспешно).
Начало работы Михаила Крылова над «Русланом и Людмилой» успел благословить Петр Наумович. За год уже без Мастера набросок вырос в полноценный спектакль на Малой сцене «Мастерской».
Задником и предлагаемыми обстоятельствами стали пролеты, лестницы и геометрические конструкции фойе. По лестницам поскакали всадники на конях-палочках с головами-мочалками. Столы на колесиках легко трансформируются то в свадебный стол, то в брачную кровать, то в восточное ложе Людмилы в замке Черномора, а то и вовсе уезжают с глаз долой, увозя отыгравших персонажей. Рассыпанные по полу сцены апельсины обозначают волшебные сады. Жестяные ведра на головах – рыцарские шлемы. Злобную волшебницу Наину утаскивают за хвост ее пышного одеяния. Волшебная шапка на голове Людмилы светится лампочками-гирляндами. Но вот гром и молния звучат и пылают совсем «как настоящие». А огромная голова, сооруженная из полотна, в котором угадываются нос, глаза и губы, заставляет зал изумленно присвистнуть.
Исполнители пластично скачут на палках, бьют чечетку, щелкают кастаньетами, катаются по наклонному помосту, а героиня даже делает шпагат на разъезжающихся лестницах. Насыщенная акробатика не мешает звучанию текста: актеры «Мастерской» с привычным мастерством доносят не только каждое пушкинское слово, но и знаки пунктуации. Главными «моторами» спектакля становятся: изысканный Ратмир – Федор Малышев, энергичная и смешливая Людмила – Екатерина Смирнова и Рассказчик, которого играет режиссер спектакля Михаил Крылов. Загримированный под Пушкина, он появляется, крутясь юлой, и чертом из табакерки выскакивает в самые неожиданные моменты действия, подхлестывая и комментируя поступки действующих лиц.
Качели между иронией и волшебством и определяют интонацию постановки (и когда ирония забивает волшебство, сразу проседает и ритм, и внимание зала). Пушкин, идя стопами параллельными с братьями Гримм, предназначал свою поэму-сказку не столько детям, сколько взрослым, способным оценить фривольную игру фантазии и лукавую нескромность. Но, как и в случае со сказками братьев Гримм, детская аудитория решительно присвоила приключения Руслана, Людмилы, Черномора.
Зал премьерного спектакля примерно на четверть заполнен 5–7-летними крошками. Они радостно подхватывают и договаривают за актером строчки «У Лукоморья дуб зеленый» (в «Мастерскую» явно ходят интеллигентные дети). Но скучают на всевозможных отступлениях и комментариях по поводу радостей брачной постели, предвкушаемых Русланом, или иллюстраций семейного счастья Ратмира, влюбившегося в рыбачку.
Адресат спектакля еще уточняется и явно будет корректироваться. После «Руслана и Людмилы» Евгений Каменькович с пристрастием интервьюирует «самых маленьких»: скучно было?
Надеюсь, что, обкатавшись, спектакль потеряет иллюстративные длинноты (ну не надо каждую строчку Пушкина давать в сценическом сурдопереводе). И, освоив пушкинскую веселость, актеры обретут и необходимую пушкинскую легкость…
В своей «Смерти Вазир-Мухтара» Юрий Тынянов заметил, что судьба детей зависит от того, в каком доме они родились – каменном или деревянном. Из каменного родители стремятся поскорее детей выпихнуть куда подальше за недостатком места. Деревянный же дом живет в такт бытию семьи: разрастается флигелями, мезонинами, пристройками и верандами. Эту классификацию можно применить и к театрам: одни быстро расстаются со своими молодыми командами, выпихивая их в свободное плавание, у других – начинаются пристройки. «Мастерская Петра Фоменко» явно относится к категории домов счастливых, деревянных: постепенно и незаметно небольшой флигелек стажерской студии разросся в целый этаж и продолжает прирастать башенками и верандами. Опытный учитель Евгений Каменькович погружает молодых в большую литературу и поэзию (тут тебе и Тургенев, и Бунин, и Мандельштам, и Пушкин). Последние сезоны – ищет в молодых таланты постановочные (и ищет явно не безуспешно).
Начало работы Михаила Крылова над «Русланом и Людмилой» успел благословить Петр Наумович. За год уже без Мастера набросок вырос в полноценный спектакль на Малой сцене «Мастерской».
Задником и предлагаемыми обстоятельствами стали пролеты, лестницы и геометрические конструкции фойе. По лестницам поскакали всадники на конях-палочках с головами-мочалками. Столы на колесиках легко трансформируются то в свадебный стол, то в брачную кровать, то в восточное ложе Людмилы в замке Черномора, а то и вовсе уезжают с глаз долой, увозя отыгравших персонажей. Рассыпанные по полу сцены апельсины обозначают волшебные сады. Жестяные ведра на головах – рыцарские шлемы. Злобную волшебницу Наину утаскивают за хвост ее пышного одеяния. Волшебная шапка на голове Людмилы светится лампочками-гирляндами. Но вот гром и молния звучат и пылают совсем «как настоящие». А огромная голова, сооруженная из полотна, в котором угадываются нос, глаза и губы, заставляет зал изумленно присвистнуть.
Исполнители пластично скачут на палках, бьют чечетку, щелкают кастаньетами, катаются по наклонному помосту, а героиня даже делает шпагат на разъезжающихся лестницах. Насыщенная акробатика не мешает звучанию текста: актеры «Мастерской» с привычным мастерством доносят не только каждое пушкинское слово, но и знаки пунктуации. Главными «моторами» спектакля становятся: изысканный Ратмир – Федор Малышев, энергичная и смешливая Людмила – Екатерина Смирнова и Рассказчик, которого играет режиссер спектакля Михаил Крылов. Загримированный под Пушкина, он появляется, крутясь юлой, и чертом из табакерки выскакивает в самые неожиданные моменты действия, подхлестывая и комментируя поступки действующих лиц.
Качели между иронией и волшебством и определяют интонацию постановки (и когда ирония забивает волшебство, сразу проседает и ритм, и внимание зала). Пушкин, идя стопами параллельными с братьями Гримм, предназначал свою поэму-сказку не столько детям, сколько взрослым, способным оценить фривольную игру фантазии и лукавую нескромность. Но, как и в случае со сказками братьев Гримм, детская аудитория решительно присвоила приключения Руслана, Людмилы, Черномора.
Зал премьерного спектакля примерно на четверть заполнен 5–7-летними крошками. Они радостно подхватывают и договаривают за актером строчки «У Лукоморья дуб зеленый» (в «Мастерскую» явно ходят интеллигентные дети). Но скучают на всевозможных отступлениях и комментариях по поводу радостей брачной постели, предвкушаемых Русланом, или иллюстраций семейного счастья Ратмира, влюбившегося в рыбачку.
Адресат спектакля еще уточняется и явно будет корректироваться. После «Руслана и Людмилы» Евгений Каменькович с пристрастием интервьюирует «самых маленьких»: скучно было?
Надеюсь, что, обкатавшись, спектакль потеряет иллюстративные длинноты (ну не надо каждую строчку Пушкина давать в сценическом сурдопереводе). И, освоив пушкинскую веселость, актеры обретут и необходимую пушкинскую легкость…
Ольга Егошина, «Новые Известия», 18.03.2014
- Отличный «Подарок», или Всё начинается с любви
Ксения Позднякова, «из соцсетей», 9.04.2023
- «Подарок»: такая разная любовь в «Мастерской Фоменко»Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 7.04.2023
- В Мастерской Петра Фоменко спектакль «Подарок» исследует «основной инстинкт», тонким ценителем, певцом и знатоком которого был МопассанОльга Штраус, «Российская газета», 31.03.2023
- «Подарок» зрителямРита Долматова, «На западе Москвы», 28.03.2023
- Легкое движени головойВячеслав Шадронов, «из соцсетей», 26.03.2023
- «Подарок»: пять новелл о прекрасной эпохеВалерия Вербинина, «Москультура», 26.03.2023
- Комедия о трагедииАнна Каревская, «Бес Культуры», 12.08.2022
- «Комедия о трагедии»: ремарка от Петра Наумовича ФоменкоИрина Мишина, «Musecube», 9.08.2022
- «Чающие движения воды»: чудная вещь старая сказкаИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 1.03.2022
- Собрать мир, расколотый надвоеЕлена Шаина, «Театр To Go», 9.02.2022
- Мениппея, как и было сказаноПавел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- Открытие сезона 2017/18 в Мастерской Петра ФоменкоЛариса Каневская, «Мнение», 13.09.2017
- «Школа жён»Валерия Гуменюк, «Театральная афиша», 04.2016
- Серьезная комедияЛариса Каневская, «Театральный мир (№ 4, 2016)», 04.2016
- В Мастерской Фоменко поставили «Школу жен» МольераАнтон Хитров, «Ведомости», 24.02.2016
- Школа жёнНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 17.02.2016
- Учат в «Школе»Наталья Витвицкая, «Театрал», 15.02.2016
- Урок для ревнивых мужейИрина Шведова, «Московская правда», 29.01.2016
- Школа жёнАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 20.01.2016
- Рогам все возрасты покорны. «Школа жен» дала зрителям уроки семейной жизниБорис Войцеховский, «Вечерняя Москва», 11.01.2016
- Рыбный день – это не только четвергА. Мирошниченко, «http://www.teatron-journal.ru», 1.04.2015
- Добро пожаловать в ухуОльга Фукс, «Театральная Афиша», 04.2015
- Умеющим «годить» не стыдно за болото: «Современная идиллия» в Мастерской ФоменкоЛариса Каневская, «teatrall.ru», 29.03.2015
- Сказка про стыдЕлизавета Авдошина, «http://chekhoved.net», 11.03.2015
- Салтыков-Щедрин без ГМО и искусственных красителейГригорий Заславский, «Независимая газета», 5.03.2015
- Сидя в болотеНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 4.03.2015
- Бенефис злободневностиРоман Должанский, «Коммерсант», 26.02.2015
- Место встречи меня и государстваОльга Егошина, «Новые Известия», 26.02.2015
- Как болото, караси?Вячеслав Шадронов, «Частный корреспондент», 24.02.2015
- Лед болота «Современной идиллии»Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 23.02.2015
- Болотное дело как «современная идиллия»Марина Токарева, «Новая газета», 20.02.2015
- «Современная идиллия» в театре Петра ФоменкоАнастасия Каменская, «GQ», 02.2015
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- Руслан и ЛюдмилаЛариса Каневская, «Весь Театр», 3.06.2014
- Руслан и ЛюдмилаЕлена Левинская, «Театральная Афиша», 06.2014
- Богатырская поэмкаАлександра Солдатова , «Экран и Сцена», 04.2014
- «Старый карла был не прав!»Марина Токарева, «Новая газета», 28.03.2014
- Друзья Людмилы и Руслана
Марина Шимадина, «проверено на детях.ru», 21.03.2014
- «Владимир в гриднице высокой запировал…»Ольга Егошина, «Новые Известия», 18.03.2014
- Как Руслан Людмилу спасал: Пушкин-юморист в "Мастерской Петра ФоменкоАлла Панасенко, «М24.ru», 17.03.2014
- «Руслан и Людмила»: сказка — ложь?Наталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 17.03.2014
- «Не потеряйтесь!»Евгений Соколинский, «Империя драмы (газета Александринского театра)», 11.2009
- По волосам не плачутМарина Гаевская, «Культура», 30.11.2006
- Жизненно важноеАлена Данилова, «Взгляд», 20.11.2006
- Кто знает про самое важное?Марина Райкина, «Московский комсомолец», 15.11.2006
- Аншлаг на «Самом важном»Любовь Лебедина, «Труд № 210», 14.11.2006
- Самое важноеКристина Матвиенко, «Time Out Москва», 8.11.2006
- Ошиблись дверьюДина Годер, «Газета.Ru», 18.02.2006
- Российская риторикаМарина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000