Рогам все возрасты покорны. «Школа жен» дала зрителям уроки семейной жизни
Любимчики есть всегда и везде, даже если речь идет всего лишь о литературных произведениях. Данная пьеса – из таких как раз: эту стихотворную комедию хоть и не проходят в школе, но в театрах ставят с завидной регулярностью с 1662 года, когда она была впервые сыграна в Париже.
В 2013 году режиссер Александр Хухлин поставил «Школу жен» на сцене «Табакерки». В 2014-м – в «Новой опере» прошла премьера одноименной (имеющей, правда, весьма отдаленное отношение к оригиналу) оперы-буфф Юрия Любимова. Теперь спектакль «Школа жен» стартовал на старой сцене Московского театра «Мастерская Петра Фоменко». Режиссером его выступил Михаил Крылов. Он же исполнил в постановке и главную роль.
Что там происходит на сцене? Под голубыми и ажурными до кокетливости облаками разворачивается давно знакомая история, в которой богач Арнольф, пуще всего боящийся, что будущая жена наставит ему рога, сам берется за воспитание потенциальной супруги. Закрыв юную Агнессу в доме под присмотром слуг, он бережет ее наивность, невинность и местами даже глупость, потому как именно эти черты должны, по его мнению, укрепить в девушке добродетель.
Она, исполнена невиннейшего духа,
Спросила: точно ли детей родят из уха?
Однако все до поры, до времени. Потому как во всей этой истории есть многое от античного мифа про Пигмалиона, еще больше от «Домостроя», однако мольеровская героиня на фоменковской сцене даром что хрупка и миниатюрна дает прикурить всем, накануне свадьбы влюбившись в молодого повесу Ораса (Дмитрий Захаров), у которого в голове ни капли расчета, зато в сердце – море страсти.
Вера Строкова, уже запомнившаяся по постановке «Война и мир. Начало романа», в образе Агнессы совершенно обаятельна. То кукольно глупа, то женственно капризна, то – неожиданно – рассудительна. Пойди, удержи такую!
От этой мысли велик соблазн начать искать в постановке тонкие намеки и даже политический подтекст: мол, нет ли тут аллюзии на попытки власти воспитать правильного гражданина – человека без лишних потребностей и крамольных наклонностей? Но – лучше просто получать удовольствие и от сценографии Марии Митрофановой, и от хореографии Алишера Хасанова, и, конечно же, от игры как уже перечисленных, так и других – Елены Ворончихиной, Павла Яковлева, Ивана Верховых, Валюса Тертелиса и, безусловно, актера Игоря Войнаровского, сыгравшего Алена внушительных размеров и небольшого ума слугу Арнольфа. Последнего в день премьеры еще и дополнительно осыпали аплодисментами по случаю рождения дочери.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Вера Строкова, исполнительница роли Агнессы в спектакле «Школа жен:
Мне кажется, что одна из главных причин популярности Школы жен“ заключается в вечном сюжете этой пьесы. История непростых отношений супругов актуальна всегда и везде, а особенно – в больших городах, где все происходит бурно, стремительно и непредсказуемо.В чем особенность конкретно нашей постановки? У нас в спектакле нет ничего, что выходило бы за рамки классического сюжета, однако мы попытались его немного осовременить как с помощью некоторых реплик, так и за счет сценографии и костюмов.
В 2013 году режиссер Александр Хухлин поставил «Школу жен» на сцене «Табакерки». В 2014-м – в «Новой опере» прошла премьера одноименной (имеющей, правда, весьма отдаленное отношение к оригиналу) оперы-буфф Юрия Любимова. Теперь спектакль «Школа жен» стартовал на старой сцене Московского театра «Мастерская Петра Фоменко». Режиссером его выступил Михаил Крылов. Он же исполнил в постановке и главную роль.
Что там происходит на сцене? Под голубыми и ажурными до кокетливости облаками разворачивается давно знакомая история, в которой богач Арнольф, пуще всего боящийся, что будущая жена наставит ему рога, сам берется за воспитание потенциальной супруги. Закрыв юную Агнессу в доме под присмотром слуг, он бережет ее наивность, невинность и местами даже глупость, потому как именно эти черты должны, по его мнению, укрепить в девушке добродетель.
Она, исполнена невиннейшего духа,
Спросила: точно ли детей родят из уха?
Однако все до поры, до времени. Потому как во всей этой истории есть многое от античного мифа про Пигмалиона, еще больше от «Домостроя», однако мольеровская героиня на фоменковской сцене даром что хрупка и миниатюрна дает прикурить всем, накануне свадьбы влюбившись в молодого повесу Ораса (Дмитрий Захаров), у которого в голове ни капли расчета, зато в сердце – море страсти.
Вера Строкова, уже запомнившаяся по постановке «Война и мир. Начало романа», в образе Агнессы совершенно обаятельна. То кукольно глупа, то женственно капризна, то – неожиданно – рассудительна. Пойди, удержи такую!
От этой мысли велик соблазн начать искать в постановке тонкие намеки и даже политический подтекст: мол, нет ли тут аллюзии на попытки власти воспитать правильного гражданина – человека без лишних потребностей и крамольных наклонностей? Но – лучше просто получать удовольствие и от сценографии Марии Митрофановой, и от хореографии Алишера Хасанова, и, конечно же, от игры как уже перечисленных, так и других – Елены Ворончихиной, Павла Яковлева, Ивана Верховых, Валюса Тертелиса и, безусловно, актера Игоря Войнаровского, сыгравшего Алена внушительных размеров и небольшого ума слугу Арнольфа. Последнего в день премьеры еще и дополнительно осыпали аплодисментами по случаю рождения дочери.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Вера Строкова, исполнительница роли Агнессы в спектакле «Школа жен:
Мне кажется, что одна из главных причин популярности Школы жен“ заключается в вечном сюжете этой пьесы. История непростых отношений супругов актуальна всегда и везде, а особенно – в больших городах, где все происходит бурно, стремительно и непредсказуемо.В чем особенность конкретно нашей постановки? У нас в спектакле нет ничего, что выходило бы за рамки классического сюжета, однако мы попытались его немного осовременить как с помощью некоторых реплик, так и за счет сценографии и костюмов.
Борис Войцеховский, «Вечерняя Москва», 11.01.2016
- Отличный «Подарок», или Всё начинается с любви
Ксения Позднякова, «из соцсетей», 9.04.2023
- «Подарок»: такая разная любовь в «Мастерской Фоменко»Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 7.04.2023
- В Мастерской Петра Фоменко спектакль «Подарок» исследует «основной инстинкт», тонким ценителем, певцом и знатоком которого был МопассанОльга Штраус, «Российская газета», 31.03.2023
- «Подарок» зрителямРита Долматова, «На западе Москвы», 28.03.2023
- Легкое движени головойВячеслав Шадронов, «из соцсетей», 26.03.2023
- «Подарок»: пять новелл о прекрасной эпохеВалерия Вербинина, «Москультура», 26.03.2023
- Комедия о трагедииАнна Каревская, «Бес Культуры», 12.08.2022
- «Комедия о трагедии»: ремарка от Петра Наумовича ФоменкоИрина Мишина, «Musecube», 9.08.2022
- «Чающие движения воды»: чудная вещь старая сказкаИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 1.03.2022
- Собрать мир, расколотый надвоеЕлена Шаина, «Театр To Go», 9.02.2022
- Мениппея, как и было сказаноПавел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- Открытие сезона 2017/18 в Мастерской Петра ФоменкоЛариса Каневская, «Мнение», 13.09.2017
- «Школа жён»Валерия Гуменюк, «Театральная афиша», 04.2016
- Серьезная комедияЛариса Каневская, «Театральный мир (№ 4, 2016)», 04.2016
- В Мастерской Фоменко поставили «Школу жен» МольераАнтон Хитров, «Ведомости», 24.02.2016
- Школа жёнНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 17.02.2016
- Учат в «Школе»Наталья Витвицкая, «Театрал», 15.02.2016
- Урок для ревнивых мужейИрина Шведова, «Московская правда», 29.01.2016
- Школа жёнАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 20.01.2016
- Рогам все возрасты покорны. «Школа жен» дала зрителям уроки семейной жизниБорис Войцеховский, «Вечерняя Москва», 11.01.2016
- Рыбный день – это не только четвергА. Мирошниченко, «http://www.teatron-journal.ru», 1.04.2015
- Добро пожаловать в ухуОльга Фукс, «Театральная Афиша», 04.2015
- Умеющим «годить» не стыдно за болото: «Современная идиллия» в Мастерской ФоменкоЛариса Каневская, «teatrall.ru», 29.03.2015
- Сказка про стыдЕлизавета Авдошина, «http://chekhoved.net», 11.03.2015
- Салтыков-Щедрин без ГМО и искусственных красителейГригорий Заславский, «Независимая газета», 5.03.2015
- Сидя в болотеНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 4.03.2015
- Бенефис злободневностиРоман Должанский, «Коммерсант», 26.02.2015
- Место встречи меня и государстваОльга Егошина, «Новые Известия», 26.02.2015
- Как болото, караси?Вячеслав Шадронов, «Частный корреспондент», 24.02.2015
- Лед болота «Современной идиллии»Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 23.02.2015
- Болотное дело как «современная идиллия»Марина Токарева, «Новая газета», 20.02.2015
- «Современная идиллия» в театре Петра ФоменкоАнастасия Каменская, «GQ», 02.2015
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- Руслан и ЛюдмилаЛариса Каневская, «Весь Театр», 3.06.2014
- Руслан и ЛюдмилаЕлена Левинская, «Театральная Афиша», 06.2014
- Богатырская поэмкаАлександра Солдатова , «Экран и Сцена», 04.2014
- «Старый карла был не прав!»Марина Токарева, «Новая газета», 28.03.2014
- Друзья Людмилы и Руслана
Марина Шимадина, «проверено на детях.ru», 21.03.2014
- «Владимир в гриднице высокой запировал…»Ольга Егошина, «Новые Известия», 18.03.2014
- Как Руслан Людмилу спасал: Пушкин-юморист в "Мастерской Петра ФоменкоАлла Панасенко, «М24.ru», 17.03.2014
- «Руслан и Людмила»: сказка — ложь?Наталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 17.03.2014
- «Не потеряйтесь!»Евгений Соколинский, «Империя драмы (газета Александринского театра)», 11.2009
- По волосам не плачутМарина Гаевская, «Культура», 30.11.2006
- Жизненно важноеАлена Данилова, «Взгляд», 20.11.2006
- Кто знает про самое важное?Марина Райкина, «Московский комсомолец», 15.11.2006
- Аншлаг на «Самом важном»Любовь Лебедина, «Труд № 210», 14.11.2006
- Самое важноеКристина Матвиенко, «Time Out Москва», 8.11.2006
- Ошиблись дверьюДина Годер, «Газета.Ru», 18.02.2006
- Российская риторикаМарина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000