Комедия о трагедии
«Бог знает; о тебе
Там говорить не слишком нынче смеют.
Кому язык отрежут, а кому
И голову — такая, право, притча!
Что день, то казнь. Тюрьмы битком набиты»
А. С. Пушкин, «Борис Годунов»
Репетиции «Бориса Годунова» Петр Наумович Фоменко начал в далеком 2010 году, однако представить спектакль зрителям так и не успел. Спустя 12 лет Евгений Цыганов воплотил в жизнь задумку Мастера и, опираясь на архивные аудиозаписи и видеоматериалы тех самых репетиций, поставил «Комедию о трагедии», сделав Фоменко основным действующим лицом.
Театральный сезон в Мастерской Петра Фоменко закрыли яркой и необычной премьерой — «Комедией о трагедии», которая затрагивает исторические события Смутного времени, начинающиеся согласием Бориса Годунова взойти на престол и заканчивающиеся воцарением Лжедмитрия. Основой постановки послужили репетиции, читки пушкинской трагедии «Борис Годунов», которые сам Петр Наумович Фоменко проводил зимой 2010/11 года. Спустя некоторое время работа над текстом А. С. Пушкина была приостановлена, а потом Мастера не стало… Однако «рукописи не горят», как и различные материалы с тех самых репетиций, сохраненные актерами, и вот спустя десятилетие зрители театра смогли увидеть некий оммаж Петру Наумовичу, бережно представленный режиссером Евгением Цыгановым.
Замысел и общую атмосферу постановки сразу же задает ее название. Фоменко говорил, что без комедийного аспекта в современном мире трагедию сделать очень сложно, чистая трагедия обречена — всегда нужно искать юмор. Интересно, что еще в светлом фойе театра я заметила цитату, принадлежащую Ольге Антоновой и размещенную на одной из колонн: «В Петре Наумовиче Фоменко была такая острая печаль по счастию, по легкости бытия, по веселью, по остроумию. И он всегда насаждал это чувство в любом своем спектакле». Такое мироощущение, отношение к жизни очень ясно чувствуется в «Комедии о трагедии» по двум причинам. Во-первых, некоторые артисты, занятые в постановке, принимали непосредственное участие в репетициях 2010-2011 годов, напрямую впитывая наставления своего «учителя». А во-вторых, самого Петра Фоменко, пожалуй, можно назвать главным действующим лицом спектакля. С большого экрана в глубине сцены благодаря сохранившимся архивным видео- и аудиозаписям Мастер неотрывно наблюдает за происходящим на сцене, направляет актеров, размышляет, дает свои комментарии и, конечно, шутит. Именно поэтому постановка получилась легкой и понятной каждому, в ней даже печальные сцены оставляют на душе светлый след.
Полурепетиционный формат спектакля позволяет зрителю почувствовать особую связь с театром и артистами, как будто изнутри понаблюдать за жизнью загадочного закулисья и процессом сценических метаморфоз. Такой эффект достигается ненавязчиво, естественно. Здесь хочется обратить особое внимание на декорации и костюмы, которые придают необычной задумке спектакля целостность и завершенность: по бокам сцены стоят в ряд гримерные столики с зеркалами, как бы очерчивая игровое пространство с подвижным помостом в центре, а актеры изначально появляются перед зрителями в белых, словно чистый лист бумаги, одеждах, которые потом «окрашиваются» и меняются на яркие исторические наряды.
Неизменно белым остается лишь строгий костюм Ремарки — образа пушкинского слова, самого Пушкина. Она находится вне основной сюжетной линии, но служит связующим звеном между сценами. Несколько раз в течение спектакля мы слышим из колонок поучительный голос Мастера: «Не ставьте точки!» По моему мнению, именно этой фразой можно точно охарактеризовать Ремарку: ее интонации всегда восходящие, будто недоведенные до конца, однако сразу подхватываемые главными героями, что позволяет повествованию течь последовательно и непрерывно.
Помимо Ремарки, блестяще сыгранной Стефани Елизаветой Бурмаковой, хотелось бы отметить образ Гришки Отрепьева, будущего Лжедмитрия. Владиславу Ташбулатову удалось показать, как этот гениальный проходимец проделал путь от человека с какой-то щемящей невинностью во взгляде до, выражаясь словами Петра Наумовича Фоменко, «безумца с Нижнего Тагила».
Примечательно, что практически каждый актер в постановке примеряет на себя образы сразу нескольких персонажей. В связи с этим поражает, как мастерски преображаются актеры по ходу действия спектакля: монах-летописец Пимен становится Борисом Годуновым (Карэн Бадалов), Шуйский — Мнишеком (Игорь Войнаровский), отец Варлаам и отец Мисаил — иностранными капитанами (Михаил Крылов, Андрей Миххалёв), а Марина Мнишек — Феодором Годуновым (Ольга Бодрова).
Рассказывая о «Комедии о трагедии», Евгений Цыганов подчеркивал, что эта постановка — про любовь к театру, к Мастеру; про любовь Мастера к Пушкину и к стране, к своим ученикам. И это чувствуется. В каждой мизансцене, реплике, интонации, режиссерском и актерском решении. Вслушиваясь и всматриваясь в происходящее на сцене, в очередной раз понимаешь, что Пушкин действительно бессмертен. И Петр Наумович Фоменко тоже. Убедиться в этом можно будет на следующих показах «Комедии о трагедии» 15 и 16 сентября.
Источник: Бес Культуры
Там говорить не слишком нынче смеют.
Кому язык отрежут, а кому
И голову — такая, право, притча!
Что день, то казнь. Тюрьмы битком набиты»
А. С. Пушкин, «Борис Годунов»
Репетиции «Бориса Годунова» Петр Наумович Фоменко начал в далеком 2010 году, однако представить спектакль зрителям так и не успел. Спустя 12 лет Евгений Цыганов воплотил в жизнь задумку Мастера и, опираясь на архивные аудиозаписи и видеоматериалы тех самых репетиций, поставил «Комедию о трагедии», сделав Фоменко основным действующим лицом.
Театральный сезон в Мастерской Петра Фоменко закрыли яркой и необычной премьерой — «Комедией о трагедии», которая затрагивает исторические события Смутного времени, начинающиеся согласием Бориса Годунова взойти на престол и заканчивающиеся воцарением Лжедмитрия. Основой постановки послужили репетиции, читки пушкинской трагедии «Борис Годунов», которые сам Петр Наумович Фоменко проводил зимой 2010/11 года. Спустя некоторое время работа над текстом А. С. Пушкина была приостановлена, а потом Мастера не стало… Однако «рукописи не горят», как и различные материалы с тех самых репетиций, сохраненные актерами, и вот спустя десятилетие зрители театра смогли увидеть некий оммаж Петру Наумовичу, бережно представленный режиссером Евгением Цыгановым.
Замысел и общую атмосферу постановки сразу же задает ее название. Фоменко говорил, что без комедийного аспекта в современном мире трагедию сделать очень сложно, чистая трагедия обречена — всегда нужно искать юмор. Интересно, что еще в светлом фойе театра я заметила цитату, принадлежащую Ольге Антоновой и размещенную на одной из колонн: «В Петре Наумовиче Фоменко была такая острая печаль по счастию, по легкости бытия, по веселью, по остроумию. И он всегда насаждал это чувство в любом своем спектакле». Такое мироощущение, отношение к жизни очень ясно чувствуется в «Комедии о трагедии» по двум причинам. Во-первых, некоторые артисты, занятые в постановке, принимали непосредственное участие в репетициях 2010-2011 годов, напрямую впитывая наставления своего «учителя». А во-вторых, самого Петра Фоменко, пожалуй, можно назвать главным действующим лицом спектакля. С большого экрана в глубине сцены благодаря сохранившимся архивным видео- и аудиозаписям Мастер неотрывно наблюдает за происходящим на сцене, направляет актеров, размышляет, дает свои комментарии и, конечно, шутит. Именно поэтому постановка получилась легкой и понятной каждому, в ней даже печальные сцены оставляют на душе светлый след.
Полурепетиционный формат спектакля позволяет зрителю почувствовать особую связь с театром и артистами, как будто изнутри понаблюдать за жизнью загадочного закулисья и процессом сценических метаморфоз. Такой эффект достигается ненавязчиво, естественно. Здесь хочется обратить особое внимание на декорации и костюмы, которые придают необычной задумке спектакля целостность и завершенность: по бокам сцены стоят в ряд гримерные столики с зеркалами, как бы очерчивая игровое пространство с подвижным помостом в центре, а актеры изначально появляются перед зрителями в белых, словно чистый лист бумаги, одеждах, которые потом «окрашиваются» и меняются на яркие исторические наряды.
Неизменно белым остается лишь строгий костюм Ремарки — образа пушкинского слова, самого Пушкина. Она находится вне основной сюжетной линии, но служит связующим звеном между сценами. Несколько раз в течение спектакля мы слышим из колонок поучительный голос Мастера: «Не ставьте точки!» По моему мнению, именно этой фразой можно точно охарактеризовать Ремарку: ее интонации всегда восходящие, будто недоведенные до конца, однако сразу подхватываемые главными героями, что позволяет повествованию течь последовательно и непрерывно.
Помимо Ремарки, блестяще сыгранной Стефани Елизаветой Бурмаковой, хотелось бы отметить образ Гришки Отрепьева, будущего Лжедмитрия. Владиславу Ташбулатову удалось показать, как этот гениальный проходимец проделал путь от человека с какой-то щемящей невинностью во взгляде до, выражаясь словами Петра Наумовича Фоменко, «безумца с Нижнего Тагила».
Примечательно, что практически каждый актер в постановке примеряет на себя образы сразу нескольких персонажей. В связи с этим поражает, как мастерски преображаются актеры по ходу действия спектакля: монах-летописец Пимен становится Борисом Годуновым (Карэн Бадалов), Шуйский — Мнишеком (Игорь Войнаровский), отец Варлаам и отец Мисаил — иностранными капитанами (Михаил Крылов, Андрей Миххалёв), а Марина Мнишек — Феодором Годуновым (Ольга Бодрова).
Рассказывая о «Комедии о трагедии», Евгений Цыганов подчеркивал, что эта постановка — про любовь к театру, к Мастеру; про любовь Мастера к Пушкину и к стране, к своим ученикам. И это чувствуется. В каждой мизансцене, реплике, интонации, режиссерском и актерском решении. Вслушиваясь и всматриваясь в происходящее на сцене, в очередной раз понимаешь, что Пушкин действительно бессмертен. И Петр Наумович Фоменко тоже. Убедиться в этом можно будет на следующих показах «Комедии о трагедии» 15 и 16 сентября.
Источник: Бес Культуры
Анна Каревская, «Бес Культуры», 12.08.2022
- Отличный «Подарок», или Всё начинается с любви
Ксения Позднякова, «из соцсетей», 9.04.2023
- «Подарок»: такая разная любовь в «Мастерской Фоменко»Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 7.04.2023
- В Мастерской Петра Фоменко спектакль «Подарок» исследует «основной инстинкт», тонким ценителем, певцом и знатоком которого был МопассанОльга Штраус, «Российская газета», 31.03.2023
- «Подарок» зрителямРита Долматова, «На западе Москвы», 28.03.2023
- Легкое движени головойВячеслав Шадронов, «из соцсетей», 26.03.2023
- «Подарок»: пять новелл о прекрасной эпохеВалерия Вербинина, «Москультура», 26.03.2023
- Комедия о трагедииАнна Каревская, «Бес Культуры», 12.08.2022
- «Комедия о трагедии»: ремарка от Петра Наумовича ФоменкоИрина Мишина, «Musecube», 9.08.2022
- «Чающие движения воды»: чудная вещь старая сказкаИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 1.03.2022
- Собрать мир, расколотый надвоеЕлена Шаина, «Театр To Go», 9.02.2022
- Мениппея, как и было сказаноПавел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- Открытие сезона 2017/18 в Мастерской Петра ФоменкоЛариса Каневская, «Мнение», 13.09.2017
- «Школа жён»Валерия Гуменюк, «Театральная афиша», 04.2016
- Серьезная комедияЛариса Каневская, «Театральный мир (№ 4, 2016)», 04.2016
- В Мастерской Фоменко поставили «Школу жен» МольераАнтон Хитров, «Ведомости», 24.02.2016
- Школа жёнНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 17.02.2016
- Учат в «Школе»Наталья Витвицкая, «Театрал», 15.02.2016
- Урок для ревнивых мужейИрина Шведова, «Московская правда», 29.01.2016
- Школа жёнАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 20.01.2016
- Рогам все возрасты покорны. «Школа жен» дала зрителям уроки семейной жизниБорис Войцеховский, «Вечерняя Москва», 11.01.2016
- Рыбный день – это не только четвергА. Мирошниченко, «http://www.teatron-journal.ru», 1.04.2015
- Добро пожаловать в ухуОльга Фукс, «Театральная Афиша», 04.2015
- Умеющим «годить» не стыдно за болото: «Современная идиллия» в Мастерской ФоменкоЛариса Каневская, «teatrall.ru», 29.03.2015
- Сказка про стыдЕлизавета Авдошина, «http://chekhoved.net», 11.03.2015
- Салтыков-Щедрин без ГМО и искусственных красителейГригорий Заславский, «Независимая газета», 5.03.2015
- Сидя в болотеНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 4.03.2015
- Бенефис злободневностиРоман Должанский, «Коммерсант», 26.02.2015
- Место встречи меня и государстваОльга Егошина, «Новые Известия», 26.02.2015
- Как болото, караси?Вячеслав Шадронов, «Частный корреспондент», 24.02.2015
- Лед болота «Современной идиллии»Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 23.02.2015
- Болотное дело как «современная идиллия»Марина Токарева, «Новая газета», 20.02.2015
- «Современная идиллия» в театре Петра ФоменкоАнастасия Каменская, «GQ», 02.2015
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- Руслан и ЛюдмилаЛариса Каневская, «Весь Театр», 3.06.2014
- Руслан и ЛюдмилаЕлена Левинская, «Театральная Афиша», 06.2014
- Богатырская поэмкаАлександра Солдатова , «Экран и Сцена», 04.2014
- «Старый карла был не прав!»Марина Токарева, «Новая газета», 28.03.2014
- Друзья Людмилы и Руслана
Марина Шимадина, «проверено на детях.ru», 21.03.2014
- «Владимир в гриднице высокой запировал…»Ольга Егошина, «Новые Известия», 18.03.2014
- Как Руслан Людмилу спасал: Пушкин-юморист в "Мастерской Петра ФоменкоАлла Панасенко, «М24.ru», 17.03.2014
- «Руслан и Людмила»: сказка — ложь?Наталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 17.03.2014
- «Не потеряйтесь!»Евгений Соколинский, «Империя драмы (газета Александринского театра)», 11.2009
- По волосам не плачутМарина Гаевская, «Культура», 30.11.2006
- Жизненно важноеАлена Данилова, «Взгляд», 20.11.2006
- Кто знает про самое важное?Марина Райкина, «Московский комсомолец», 15.11.2006
- Аншлаг на «Самом важном»Любовь Лебедина, «Труд № 210», 14.11.2006
- Самое важноеКристина Матвиенко, «Time Out Москва», 8.11.2006
- Ошиблись дверьюДина Годер, «Газета.Ru», 18.02.2006
- Российская риторикаМарина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000