В Мастерской Петра Фоменко спектакль «Подарок» исследует «основной инстинкт», тонким ценителем, певцом и знатоком которого был Мопассан
Автор инсценировки и режиссер спектакля «Подарок» Юрий Титов выбрал для своей постановки пять рассказов Ги де Мопассана. Можно сказать, что все они про любовь, но это будет не точно. Скорее, они исследуют поле вокруг того самого «основного инстинкта», тонким ценителем, певцом и знатоком которого был Мопассан.
Вот рассказ «Знак». Он вовсе не о любви о самооценке женщины в ходе вечной «войны полов». Порядочная светская дама Баронесса де Гранжери (Роза Шмуклер) наблюдает с балкона, как одним взглядом из окна завлекает мужчин в свои сети поселившаяся напротив профессионалка. Ей становится интересно: а я бы так смогла? Она пытается. И у нее получается! Но как быть с мужем? Неожиданная развязка, циничная, но смешная, превращает сцену в настоящий анекдот.
Те зрители, что устали от осовременивания классики на сегодняшних подмостках, на этом спектакле получат удовольствие: костюмы художника Олеси Скарыны изобретательно возвращают нас в конец XIX века с его турнюрами, шелковыми пеньюарами, изобилием дамских украшений на шляпках, сумочках, белье… Помимо возвращения в эпоху, костюмы просто интересно разглядывать как отдельное произведение искусства. Впрочем, актеры чувствуют себя в этих нарядах вполне уверенно.
Вот сцена «Неосторожность». Угасающую в супружестве пылкую чувственность молодая дама (Серафима Огарева) пытается разжечь, увлекши мужа (Амбарцум Кабанян) в кабачок с отдельными кабинетами, где он, конечно, бывал, со своими прежними пассиями. Она принуждает его рассказывать о бывших любовницах и за ее пуританскими восклицаниями: «Как это гадко!», так и слышится «давай, давай еще подробностей!». Смесь вожделения и ревности, игра между женским лукавством и наивным простодушием мужчины, честно рапортующим, что проститутки ему нравились больше, чем порядочные, потому что он вообще не любит дилетантов, передана актерами с тончайшими нюансами. Именно эта психологическая игра на грани человеческого и животного в человеке, эти мерцающие, бликующие движения от чувств к инстинктам и обратно, что так забавляла, интриговала и интересовала самого Мопассана, передана в этом сюжете с наибольшей яркостью.
Вообще к достоинствам спектакля, придуманного и поставленного молодыми, надо отнести те мельчайшие «этюдные» движения мимики, жестов, поз, что наполняют действо смыслом и заставляют публику радостно смеяться. Вот баронесса, в смятении чувств рассказывающая подруге о своем падении, берет предложенный бокал, вроде бы автоматически отпивает из него, но, распробовав вкус, почти уже готова переключиться на гастрономическую тему. Вот завлеченный ею «клиент» уже с готовностью опирается на стол в гостиной, но услышав скрип, морщится и резко спрашивает: «Где у вас спальня?».
Самый анекдотичный из рассказов «Избавилась» постановщики вообще превратили в каскад танцевальных номеров. Соблазнительница-горничная (Александра Титова), Муж Рауль (Михаил Крылов) и Роза Шмуклер в роли все той же коварной баронессы выразительно играют с предметами и собственными телами: намеки так прозрачны, так явны, но при этом (вот удивительно-то для нынешних подмостков!) абсолютно лишены вульгарной непристойности. Несколько инородно выглядит в этой круговерти анекдотов лиричный рассказ «В пути», напоминающий, скорее, стиль позднего Чехова, а не раннего Мопассана. Очевидно, авторы хотели реабилитировать горячую чувственность последнего возвышенным чувством, которое, конечно, ему тоже было не чуждо. Только удавалось в описании хуже. Как впрочем, случилось это и с авторами постановки.
Источник: «Российская газета»
Вот рассказ «Знак». Он вовсе не о любви о самооценке женщины в ходе вечной «войны полов». Порядочная светская дама Баронесса де Гранжери (Роза Шмуклер) наблюдает с балкона, как одним взглядом из окна завлекает мужчин в свои сети поселившаяся напротив профессионалка. Ей становится интересно: а я бы так смогла? Она пытается. И у нее получается! Но как быть с мужем? Неожиданная развязка, циничная, но смешная, превращает сцену в настоящий анекдот.
Те зрители, что устали от осовременивания классики на сегодняшних подмостках, на этом спектакле получат удовольствие: костюмы художника Олеси Скарыны изобретательно возвращают нас в конец XIX века с его турнюрами, шелковыми пеньюарами, изобилием дамских украшений на шляпках, сумочках, белье… Помимо возвращения в эпоху, костюмы просто интересно разглядывать как отдельное произведение искусства. Впрочем, актеры чувствуют себя в этих нарядах вполне уверенно.
Вот сцена «Неосторожность». Угасающую в супружестве пылкую чувственность молодая дама (Серафима Огарева) пытается разжечь, увлекши мужа (Амбарцум Кабанян) в кабачок с отдельными кабинетами, где он, конечно, бывал, со своими прежними пассиями. Она принуждает его рассказывать о бывших любовницах и за ее пуританскими восклицаниями: «Как это гадко!», так и слышится «давай, давай еще подробностей!». Смесь вожделения и ревности, игра между женским лукавством и наивным простодушием мужчины, честно рапортующим, что проститутки ему нравились больше, чем порядочные, потому что он вообще не любит дилетантов, передана актерами с тончайшими нюансами. Именно эта психологическая игра на грани человеческого и животного в человеке, эти мерцающие, бликующие движения от чувств к инстинктам и обратно, что так забавляла, интриговала и интересовала самого Мопассана, передана в этом сюжете с наибольшей яркостью.
Вообще к достоинствам спектакля, придуманного и поставленного молодыми, надо отнести те мельчайшие «этюдные» движения мимики, жестов, поз, что наполняют действо смыслом и заставляют публику радостно смеяться. Вот баронесса, в смятении чувств рассказывающая подруге о своем падении, берет предложенный бокал, вроде бы автоматически отпивает из него, но, распробовав вкус, почти уже готова переключиться на гастрономическую тему. Вот завлеченный ею «клиент» уже с готовностью опирается на стол в гостиной, но услышав скрип, морщится и резко спрашивает: «Где у вас спальня?».
Самый анекдотичный из рассказов «Избавилась» постановщики вообще превратили в каскад танцевальных номеров. Соблазнительница-горничная (Александра Титова), Муж Рауль (Михаил Крылов) и Роза Шмуклер в роли все той же коварной баронессы выразительно играют с предметами и собственными телами: намеки так прозрачны, так явны, но при этом (вот удивительно-то для нынешних подмостков!) абсолютно лишены вульгарной непристойности. Несколько инородно выглядит в этой круговерти анекдотов лиричный рассказ «В пути», напоминающий, скорее, стиль позднего Чехова, а не раннего Мопассана. Очевидно, авторы хотели реабилитировать горячую чувственность последнего возвышенным чувством, которое, конечно, ему тоже было не чуждо. Только удавалось в описании хуже. Как впрочем, случилось это и с авторами постановки.
Источник: «Российская газета»
Ольга Штраус, «Российская газета», 31.03.2023
- Отличный «Подарок», или Всё начинается с любви
Ксения Позднякова, «из соцсетей», 9.04.2023
- «Подарок»: такая разная любовь в «Мастерской Фоменко»Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 7.04.2023
- В Мастерской Петра Фоменко спектакль «Подарок» исследует «основной инстинкт», тонким ценителем, певцом и знатоком которого был МопассанОльга Штраус, «Российская газета», 31.03.2023
- «Подарок» зрителямРита Долматова, «На западе Москвы», 28.03.2023
- Легкое движени головойВячеслав Шадронов, «из соцсетей», 26.03.2023
- «Подарок»: пять новелл о прекрасной эпохеВалерия Вербинина, «Москультура», 26.03.2023
- Комедия о трагедииАнна Каревская, «Бес Культуры», 12.08.2022
- «Комедия о трагедии»: ремарка от Петра Наумовича ФоменкоИрина Мишина, «Musecube», 9.08.2022
- «Чающие движения воды»: чудная вещь старая сказкаИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 1.03.2022
- Собрать мир, расколотый надвоеЕлена Шаина, «Театр To Go», 9.02.2022
- Мениппея, как и было сказаноПавел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- Открытие сезона 2017/18 в Мастерской Петра ФоменкоЛариса Каневская, «Мнение», 13.09.2017
- «Школа жён»Валерия Гуменюк, «Театральная афиша», 04.2016
- Серьезная комедияЛариса Каневская, «Театральный мир (№ 4, 2016)», 04.2016
- В Мастерской Фоменко поставили «Школу жен» МольераАнтон Хитров, «Ведомости», 24.02.2016
- Школа жёнНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 17.02.2016
- Учат в «Школе»Наталья Витвицкая, «Театрал», 15.02.2016
- Урок для ревнивых мужейИрина Шведова, «Московская правда», 29.01.2016
- Школа жёнАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 20.01.2016
- Рогам все возрасты покорны. «Школа жен» дала зрителям уроки семейной жизниБорис Войцеховский, «Вечерняя Москва», 11.01.2016
- Рыбный день – это не только четвергА. Мирошниченко, «http://www.teatron-journal.ru», 1.04.2015
- Добро пожаловать в ухуОльга Фукс, «Театральная Афиша», 04.2015
- Умеющим «годить» не стыдно за болото: «Современная идиллия» в Мастерской ФоменкоЛариса Каневская, «teatrall.ru», 29.03.2015
- Сказка про стыдЕлизавета Авдошина, «http://chekhoved.net», 11.03.2015
- Салтыков-Щедрин без ГМО и искусственных красителейГригорий Заславский, «Независимая газета», 5.03.2015
- Сидя в болотеНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 4.03.2015
- Бенефис злободневностиРоман Должанский, «Коммерсант», 26.02.2015
- Место встречи меня и государстваОльга Егошина, «Новые Известия», 26.02.2015
- Как болото, караси?Вячеслав Шадронов, «Частный корреспондент», 24.02.2015
- Лед болота «Современной идиллии»Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 23.02.2015
- Болотное дело как «современная идиллия»Марина Токарева, «Новая газета», 20.02.2015
- «Современная идиллия» в театре Петра ФоменкоАнастасия Каменская, «GQ», 02.2015
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- Руслан и ЛюдмилаЛариса Каневская, «Весь Театр», 3.06.2014
- Руслан и ЛюдмилаЕлена Левинская, «Театральная Афиша», 06.2014
- Богатырская поэмкаАлександра Солдатова , «Экран и Сцена», 04.2014
- «Старый карла был не прав!»Марина Токарева, «Новая газета», 28.03.2014
- Друзья Людмилы и Руслана
Марина Шимадина, «проверено на детях.ru», 21.03.2014
- «Владимир в гриднице высокой запировал…»Ольга Егошина, «Новые Известия», 18.03.2014
- Как Руслан Людмилу спасал: Пушкин-юморист в "Мастерской Петра ФоменкоАлла Панасенко, «М24.ru», 17.03.2014
- «Руслан и Людмила»: сказка — ложь?Наталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 17.03.2014
- «Не потеряйтесь!»Евгений Соколинский, «Империя драмы (газета Александринского театра)», 11.2009
- По волосам не плачутМарина Гаевская, «Культура», 30.11.2006
- Жизненно важноеАлена Данилова, «Взгляд», 20.11.2006
- Кто знает про самое важное?Марина Райкина, «Московский комсомолец», 15.11.2006
- Аншлаг на «Самом важном»Любовь Лебедина, «Труд № 210», 14.11.2006
- Самое важноеКристина Матвиенко, «Time Out Москва», 8.11.2006
- Ошиблись дверьюДина Годер, «Газета.Ru», 18.02.2006
- Российская риторикаМарина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000