Догнать ушедший кинопоезд
Ксения КУТЕПОВА и её сестра-близняшка Полина впервые снялись в кино в 10 лет, в драме «Василий и Василиса» по одноимённому произведению Валентина Распутина. Затем сёстры сыграли в музыкальной комедии Георгия Юнгвальд-Хилькевича «Куда он денется!». И судьба их окончательно решилась в пользу актёрской профессии. Сейчас Ксения больше играет в Московском театре «Мастерская Петра Фоменко», чем снимается в кино. Тем не менее недавно популярную актрису пригласили в жюри конкурса ХХI российского кинофестиваля «Окно в Европу» в Выборге.
Ксения чем вам была интересна эта «роль» – члена жюри престижного кинофестиваля?
– Я впервые оказалась в подобной роли, и ощущения очень интересные. Любопытно было узнать, в каком состоянии находится нынешнее российское кино, о чём думают молодые кинематографисты. Я рада, что Выборгский фестиваль предоставил мне возможность так глубоко погрузиться в российский кинематограф. Первая мысль, которая пришла в голову на просмотрах: «Боже, насколько тяжело и трудно снимать кино!» И теперь я испытываю ещё большее уважение к тем, кто пытается этим заниматься… Что меня порадовало в современном кинематографе? В нём нет однозначности, категоричности. Вопросы, которые задают режиссёры, свидетельствуют о том, что все они очень по-разному понимают жизнь. В силу своего человеческого опыта, потребностей в данный момент, своих эмоциональных состояний. Для меня признак хорошего кино именно в его неоднозначности, многослойности
– Вы сказали про «тяжесть кинематографического труда». А как считаете – женщине-режиссёру тяжелее на съёмочной площадке, чем режиссёру-мужчине?
– Я никогда не думала о разнице между режиссёрами-женщинами и режиссёрами-мужчинами. Впрочем, могу сказать, что женщины хорошо чувствуют и понимают друг друга – во всём, в том числе и на съёмочной площадке. Мне с женщинами-режиссёрами легко и им легко со мной. А вот мужчины женщин совсем не понимают. И уж совсем плохо, если они и своих собратьев-мужчин не понимают…
– Ксения, вы довольны своей кинобиографией? Ведь у вас, по сравнению с сестрой, намного меньше фильмов, да и картины у Полины, скажем так, известнее, популярнее: «Настя» и «Орёл и решка» Георгия Данелии, «Штрафбат» Николая Досталя…
– Думаю, из моего актёрского поколения мало кто вообще доволен своими ролями в кино. Я окончила ГИТИС в 1993 году, когда нового российского кинематографа ещё не было, он отсутствовал как таковой. Наверное, можно, и догнать «ушедший кинопоезд», но я не берусь предсказывать, что произойдёт в будущем.
– Вы считаете, ваши золотые актёрские годы ушли?
– Нет, я не говорила, что мои золотые годы ушли. Я сказала, что российский кинематограф переживал серьёзный кризис. И выходит из него до сих пор. Конечно, в другом случае объём моей работы в кино мог быть в разы больше.
– На официальном сайте Театра Фоменко помимо ваших ролей перечисляется множество ваших премий. Насколько премии и награды важны для вас?
– Лично для меня внутри мало что меняется с получением той или иной награды. Но, если говорить о важности награды для внешних обстоятельств, для дальнейшей возможности работать, – это, конечно, приятно и необходимо для любого актёра, режиссёра, оператора.
– Ксения, впереди новый театральный сезон. У вас в репертуаре сейчас пять названий…
– Да, «Три сестры», «Семейное счастье», «Война и мир», «Самое важное», «Моряки и шлюхи». Каждый спектакль живёт и развивается. Но у каждого свои темпы роста. Бывает, что спектакль в какой-то момент замирает, а потом вдруг рождается заново – это совершенно неконтролируемый, не поддающийся какому-то расчёту процесс. Но то, что спектакли живут, – точно, потому что если бы они не жили, мы бы их уже не играли.
– Бывают у вас периоды, когда какая-то роль вдруг надоедает, а потом вы находите в ней что-то новое, и она вам снова нравится?
– Конечно, бывают. Вот в «Войне и мире» мне было периодически тяжеловато, а потом вдруг что-то происходило – и открывалось второе дыхание. И причины этой усталости от роли всегда разные.
– Занимаетесь ли вы благотворительностью? Многие молодые актрисы окунулись в это с головой: Ксения Раппопорт, Лиза Боярская, Чулпан Хаматова, Дина Корзун…
– У нас в театре проходят благотворительные спектакли, был бы рядом наш директор, он бы вам точнее рассказал что к чему. Но собственного благотворительного фонда у меня нет, а если меня зовут помочь, то, конечно, я помогаю.
– Сейчас почти все популярные и медийные персоны общаются в Интернете: социальные сети, твиттер и прочее. А вы?
– Вполне допускаю, что есть много актёров, известных людей, кто погружён в Интернет, общается там с поклонниками и делает это замечательно и хорошо. Но я пока такой внутренней необходимости не чувствую. Поэтому в Интернете меня нигде нет, я не участвую в социальных сетях.
Ксения чем вам была интересна эта «роль» – члена жюри престижного кинофестиваля?
– Я впервые оказалась в подобной роли, и ощущения очень интересные. Любопытно было узнать, в каком состоянии находится нынешнее российское кино, о чём думают молодые кинематографисты. Я рада, что Выборгский фестиваль предоставил мне возможность так глубоко погрузиться в российский кинематограф. Первая мысль, которая пришла в голову на просмотрах: «Боже, насколько тяжело и трудно снимать кино!» И теперь я испытываю ещё большее уважение к тем, кто пытается этим заниматься… Что меня порадовало в современном кинематографе? В нём нет однозначности, категоричности. Вопросы, которые задают режиссёры, свидетельствуют о том, что все они очень по-разному понимают жизнь. В силу своего человеческого опыта, потребностей в данный момент, своих эмоциональных состояний. Для меня признак хорошего кино именно в его неоднозначности, многослойности
– Вы сказали про «тяжесть кинематографического труда». А как считаете – женщине-режиссёру тяжелее на съёмочной площадке, чем режиссёру-мужчине?
– Я никогда не думала о разнице между режиссёрами-женщинами и режиссёрами-мужчинами. Впрочем, могу сказать, что женщины хорошо чувствуют и понимают друг друга – во всём, в том числе и на съёмочной площадке. Мне с женщинами-режиссёрами легко и им легко со мной. А вот мужчины женщин совсем не понимают. И уж совсем плохо, если они и своих собратьев-мужчин не понимают…
– Ксения, вы довольны своей кинобиографией? Ведь у вас, по сравнению с сестрой, намного меньше фильмов, да и картины у Полины, скажем так, известнее, популярнее: «Настя» и «Орёл и решка» Георгия Данелии, «Штрафбат» Николая Досталя…
– Думаю, из моего актёрского поколения мало кто вообще доволен своими ролями в кино. Я окончила ГИТИС в 1993 году, когда нового российского кинематографа ещё не было, он отсутствовал как таковой. Наверное, можно, и догнать «ушедший кинопоезд», но я не берусь предсказывать, что произойдёт в будущем.
– Вы считаете, ваши золотые актёрские годы ушли?
– Нет, я не говорила, что мои золотые годы ушли. Я сказала, что российский кинематограф переживал серьёзный кризис. И выходит из него до сих пор. Конечно, в другом случае объём моей работы в кино мог быть в разы больше.
– На официальном сайте Театра Фоменко помимо ваших ролей перечисляется множество ваших премий. Насколько премии и награды важны для вас?
– Лично для меня внутри мало что меняется с получением той или иной награды. Но, если говорить о важности награды для внешних обстоятельств, для дальнейшей возможности работать, – это, конечно, приятно и необходимо для любого актёра, режиссёра, оператора.
– Ксения, впереди новый театральный сезон. У вас в репертуаре сейчас пять названий…
– Да, «Три сестры», «Семейное счастье», «Война и мир», «Самое важное», «Моряки и шлюхи». Каждый спектакль живёт и развивается. Но у каждого свои темпы роста. Бывает, что спектакль в какой-то момент замирает, а потом вдруг рождается заново – это совершенно неконтролируемый, не поддающийся какому-то расчёту процесс. Но то, что спектакли живут, – точно, потому что если бы они не жили, мы бы их уже не играли.
– Бывают у вас периоды, когда какая-то роль вдруг надоедает, а потом вы находите в ней что-то новое, и она вам снова нравится?
– Конечно, бывают. Вот в «Войне и мире» мне было периодически тяжеловато, а потом вдруг что-то происходило – и открывалось второе дыхание. И причины этой усталости от роли всегда разные.
– Занимаетесь ли вы благотворительностью? Многие молодые актрисы окунулись в это с головой: Ксения Раппопорт, Лиза Боярская, Чулпан Хаматова, Дина Корзун…
– У нас в театре проходят благотворительные спектакли, был бы рядом наш директор, он бы вам точнее рассказал что к чему. Но собственного благотворительного фонда у меня нет, а если меня зовут помочь, то, конечно, я помогаю.
– Сейчас почти все популярные и медийные персоны общаются в Интернете: социальные сети, твиттер и прочее. А вы?
– Вполне допускаю, что есть много актёров, известных людей, кто погружён в Интернет, общается там с поклонниками и делает это замечательно и хорошо. Но я пока такой внутренней необходимости не чувствую. Поэтому в Интернете меня нигде нет, я не участвую в социальных сетях.
Александр Малюгин, «Аргументы недели», 29.08.2013
- Боль и радость двадцать третьего годаМария Музалевская, 10.2023
- Спектакль «Двадцать третий»Лариса Каневская, «Мнение», 8.04.2023
- Другой век, другая странаЕлена Шаина, «Театр To Go», 22.03.2023
- Больно смотретьНаталья Витвицкая, «Экран и сцена», 16.03.2023
- Мир на выдохеТатьяна Власова, «Театрал», 14.03.2023
- Спектакль «Двадцать третий»: поздний Ремарк на сцене Мастерской ФоменкоТатьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 6.03.2023
- «Двадцать третий»: чёрный обелиск «Мастерской Фоменко»Ирина Мишина, «Musecube», 6.03.2023
- Обелиск на продажуОльга Фукс, «Петербургский театральный журнал. Блог», 23.02.2023
- И дольше века длится годДарья Андреева, «Сноб», 17.02.2023
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера спектакля «Двадцать третий»Инга Бугулова, «Российская газета», 15.02.2023
- Черно-красно-желтый обелискМарина Шимадина, «Коммерсант», 15.02.2023
- Времена не выбирают. В «Мастерской Петра Фоменко» «перечитали» «Черный обелиск»Рита Долматова, «На западе Москвы», 14.02.2023
- Три цвета черного обелискаМарина Райкина, «Московский комсомолец», 14.02.2023
- В «Мастерской Петра Фоменко» прошла премьера спектакля «Двадцать третий»Александра Сидорова, «Бизнес FM», 13.02.2023
- «Двадцать третий»: бессмертный Ремарк в Мастерской Петра ФоменкоВалерия Вербинина, «Москультура», 12.02.2023
- Премьера спектакля «Двадцать третий»: Каменькович показывает неизвестного в театре РемаркаОльга Романцова, «ТАСС», 11.02.2023
- Ксения Кутепова: «Любой опыт я рассматриваю как приобретение»«Философия отдыха», 01.2022
- «Есть ощущение тряски под ногами, я ее чувствую»Денис Мережковский, «Коммерсант-стиль», 24.02.2020
- Две порции абсурдаМарина Шимадина, «Театрал-onlain», 14.01.2020
- «Счастливые дни» как пример абсурдности жизниАндрей Дворецков, «Э-Вести», 10.01.2020
- ТРАГИЧЕСКИЙ ГИМН БЫТИЮНаталья Шаинян, «Петербургский театральный журнал (блог)», 8.01.2020
- Довели до абсурдаЛилия Акимова , «Musecube.org», 21.12.2019
- Сестры Кутеповы блеснули в спектакле с «французским акцентом»Эвелина Гурецкая, «Hollywood reporter», 11.07.2017
- «Фоменки» в зазеркальеТатьяна Ратькина, «Частный корреспондент», 28.04.2017
- Игра отражений: «Амфитрион» в «Мастерской Фоменко»Инна Логунова, «http://posta-magazine.ru», 21.03.2017
- Французский режиссёр с актёрами «Мастерской Фоменко» похулиганил с комедией МольераМария Беленькая, «Metro», 14.03.2017
- Полину и Ксению Кутеповых обманули богиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 9.03.2017
- Вот Рок, а вот порокИгорь Вирабов, «Российская газета», 8.03.2017
- Voulez vous cousher avec moi? Хотите ли вы спать со мнойВячеслав Суриков, «Эксперт», 6.03.2017
- Мольер. Но другойМарина Токарева, «Новая газета», 1.03.2017
- У вас родится ГеркулесОльга Егошина, «Театрал-online», 24.02.2017
- Обратная сторона любвиЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 20.02.2017
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- «Я не люблю умозрительный театр»Александр Баркар, «TimeOut», 25.04.2014
- «Летние осы кусают нас даже в ноябре»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 04.2014
- Это у них сезонное
Анна Чужкова, «Культура», 13.02.2014
- «Летние осы кусают нас даже в ноябре»: про веру и любовьНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 7.02.2014
- «Мастерская Петра Фоменко» представит спектакль режиссера РейбоНаталья Курова, «РИА-новости», 8.12.2013
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу ВырыпаеваДарья Горшкова, «buro247.ru», 22.11.2013
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу Ивана Вырыпаева«Lenta.ru», 22.11.2013
- Пьесу Ивана Вырыпаева поставят в театре Фоменко в ускоренных темпахВера Копылова, «РИА-новости», 22.11.2013
- Догнать ушедший кинопоездАлександр Малюгин, «Аргументы недели», 29.08.2013
- Ксения Кутепова: «Петр Фоменко боготворил женщин»«Трибуна», 22.08.2013
- «Моряки и шлюхи»: танец чувствОльга Абакумова, «http://musecube.org», 14.02.2013
- «Моряки и шлюхи»: долой слова и юбкиАнна Балуева, 17.01.2013
- Концерт по заветамРоман Должанский, «Коммерсант», 25.12.2012
- «Моряки и шлюхи»: танцуют всеНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 25.12.2012
- Попробуй попляшиГлеб Ситковский, «Ведомости», 24.12.2012
- «Моряки и шлюхи» оказались начинающими балеринамиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.12.2012
- Евгений Каменькович: «На Язычников меня благословил Фоменко»Анна Чужкова, «Культура», 23.12.2012
- Поматросят и не бросятИгорь Вирабов, «Российская газета», 21.12.2012
- Танцы о свободеГалина Шматова, «http://afisha.mail.ru», 18.12.2012
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Талант при свидетеляхДмитрий Циликин, «Росбалт.ru», 13.10.2012
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- «Не потеряйтесь!»Евгений Соколинский, «Империя драмы (газета Александринского театра)», 11.2009
- Ксения Кутепова отвечает на вопросы читателей Lenta.Ru«Lenta.Ru», 22.05.2008
- Не запирайте вашу дверь, Пусть будет дверь открыта!Мария Хализева, «Экран и Сцена», 01.2008
- За стекломРахлина Анастасия, «Домовой», 10.2007
- Всем поклонС. Овчинникова, «Планета Красота», 01.2007
- Игра в игруЕлена Губайдуллина, «Новые известия Театрал», 1.12.2006
- По волосам не плачутМарина Гаевская, «Культура», 30.11.2006
- «Фоменкам» удалось самое важноеЮлия Черникова, «Утро.ру», 23.11.2006
- Право на въезд«Итоги», 20.11.2006
- Жизненно важноеАлена Данилова, «Взгляд», 20.11.2006
- Трудности переводаАлексей Филиппов, «Московские новости», 17.11.2006
- Классный час Ксении КутеповойЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.11.2006
- Ухватиться за Венерин волосОльга Галахова, «Независимая газета», 16.11.2006
- Потерянный райОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.11.2006
- Сколько волосу ни витьсяМарина Давыдова, «Известия», 15.11.2006
- Кто знает про самое важное?Марина Райкина, «Московский комсомолец», 15.11.2006
- Проткнули времяГлеб Ситковский, «Gzt.ru», 14.11.2006
- Любовь в войлочных тапкахОльга Егошина, «Новые известия», 14.11.2006
- Аншлаг на «Самом важном»Любовь Лебедина, «Труд № 210», 14.11.2006
- Давайте я вас запишуОлег Зинцов, «Ведомости № 214 (1741)», 14.11.2006
- В одно касаниеДина Годер, «Время новостей», 13.11.2006
- Самое важноеКристина Матвиенко, «Time Out Москва», 8.11.2006
- Сестры ФоменкоМарина Зайонц, «Итоги», 27.03.2006
- У зеркала два лицаЛюбовь Мартынова, «Седьмой континент», 12.2005
- Фоменко среди трех сестерМарина Токарева, «Московские новости», 24.09.2004
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Три сестры и один сумасшедшийЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- Высший пилотаж великого ФомыПавел Подкладов, «Newsinfo.Ru», 13.07.2004
- Обаяние генияСергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касаниеАлександра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Начало романаЛ. Осипова, «Семья и школа, № 4», 04.2001
- Начало романа. Сцены
Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- Мир без войныЛюбовь Лебедина, «Труд», 16.03.2001
- Между миром и войнойВиктория Никифорова, «Эксперт», 12.03.2001
- От мира до войныОльга Лаврова, «Ваш Досуг», 8.03.2001
- Мальбрук в поход собралсяОльга Егошина, «Театр, № 2», 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Миро-приятиеДина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Мозаика «Войны и мира»Нина Агишева, «Московские новости», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового векаЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Ксения Кутепова стала Марьей, Соней и Жюли одновременноАлексей Белый, «Комсомольская правда», 22.02.2001
- Не до концаГригорий Заславский, «Независимая газета», 21.02.2001
- Толстовство в чистом видеРоман Должанский, «Коммерсант», 20.02.2001
- О доблести, о подвигах, о славеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Толстой нашего времениМайа Одина, «Сегодня», 20.02.2001
- Соткано с любовьюИрина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- Очень маленький ТолстойАлексей Филиппов, «Известия», 20.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- У Петра Фоменко снова премьера«Афиша», 19.02.2001
- О шестом англезе, дурочке из дома отдыха и механике эпизодаКирилл Рогов, «Полит. Ру», 11.02.2001
- Дети в интернате, жизнь в ИнтернетеИнна Вишневская, «Век № 40», 13.10.2000
- Когда б Толстой увидел эти игры
Марина Давыдова, «Время новостей», 10.10.2000
- Роман с Львом ТолстымРоман Должанский, «Коммерсантъ», 10.10.2000
- Игра в театрАлена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Тот самый чайОльга Егошина, «Литературная газета», 16.02.2000
- Женщины на грани красного цветаСветлана Хохрякова, «Культура», 3.02.2000
- Российская риторикаМарина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Горький в цветахИрина Глущенко, «Независимая газета», 27.01.2000
- Немного Горького в любовной мелодрамеНина Агишева, «Московские новости», 18.01.2000
- Красавицы и чудовищаЕлена Ковальская, «Афиша», 17.01.2000
- Старые «Варвары» и новое варварствоАлексей Филиппов, «Известия», 29.12.1999
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Четыре слагаемых успехаОльга Егошина, «Дом Актера, № 3-4», 1995
- Дело в
шляпе!Т. Белозерова, «Культура», 19.03.1994
- Как глупо быть Эрнестом«Сегодня», 16.02.1994
- Побеждающая радость творенияСаулюс Мацайтис, «Эхо Литвы», 18.01.1994
- Театр от ФомыЮрий Зерчанинов, 1993
- Мастера «Мастерской Фоменко»Мария Хализева, 1993
- «Фоменки» по-другому не умеютДарья Андреева, «Страстной бульвар»,