Довели до абсурда
13 декабря на малой сцене мастерской Петра Фоменко состоялась премьера спектакля «Счастливые дни» по одноименной пьесе Сэмюэля Бэккета. Эта абсурдистская драма 1960 года не утратила своей актуальности и по нынешний день. Постановка Веры Камышниковой приобрела лишь несколько осовремененных и ярких деталей.
Первое, что привлекает внимание – это минимализм в декорациях. На мизансцене – груда запыленных картонных коробок. Гаснет свет, и действие начинается с пронзительного звонка, который будит главную героиню – женщину лет пятидесяти по имени Винни (Ксения Кутепова). Рассеянно оглядываясь и чихая от поднявшейся пыли, она начинает свой день с привычных рутинных действий. Винни обездвижена, и посреди коробок видна зрителям только по пояс (это ремарка самого Бэккета, в его пьесе она увязла в земле).
Из каждодневных радостей главной героини – общение с молчаливым мужем Вилли (Иван Верховых), который редко отвечает супруге и еще реже предстает перед зрителями. Иногда он читает новости вслух или напевает мелодии, но в основном спит.
Еще Винни очень любит свою большую сумку, из которой подчас достает самые неожиданные предметы. Например, «Браунинг» или пояс для чулок. Несмотря на свою обездвиженность и однообразное течение времени, Винни не унывает. Каждое утро она встречает с улыбкой, благодарственной молитвой и неизменным возгласом: «Какой сегодня счастливый день!» В течение спектакля она то цитирует классиков, то заразительно рассмеется, то горько расплачется, делясь с мужем и зрителем своими мечтами и воспоминаниями. Но при этом отчаянно боится однажды сойти с ума или не услышать Вилли. Так и проходит ее жизнь, от звонка к пробуждению до вечернего звонка ко сну.
Следует отметить изумительную игру Ксении Кутеповой. Практически все время на сцене она проводит в одиночестве, мастерски удерживая динамику. Может, в пьесе и указан возраст Винни, но в исполнении Ксении она помолодела лет на десять. Она ярче, смешливее, в чем-то легкомысленнее. И хотя героиня по сюжету обращается к благоверному супругу, на самом деле это единоличное взаимодействие со зрителем через монолог.
Сэмюэль Беккет считается основоположником театра абсурда, поэтому не стоит пытаться уследить за логикой повествования, она сама проявится в канве действия.
В финальных сценах спектакля из-за коробок выглядывает уже одна голова Винни, но при этом героиня по-прежнему полна энергии и жизнерадостности. Почему в спектакле задействованы именно коробки? По мнению режиссера Веры Камышниковой, именно они лучше всего символизируют человеческую память. Они могут хранить прекрасные воспоминания, но чем больше их становится, тем меньше остается пространства для событий в настоящем времени. Так, у одиноких героев пьесы, чья жизнь приближается к закату, каждый день ничем не отличается от предыдущего. И все чаще они обращаются к своим пыльным антресолям, чтобы перебрать в коробках драгоценные моменты из прошлого. Но даже умирая, они наполнены счастьем и благодарностью за каждый прожитый день.
Источник: Musecube
Первое, что привлекает внимание – это минимализм в декорациях. На мизансцене – груда запыленных картонных коробок. Гаснет свет, и действие начинается с пронзительного звонка, который будит главную героиню – женщину лет пятидесяти по имени Винни (Ксения Кутепова). Рассеянно оглядываясь и чихая от поднявшейся пыли, она начинает свой день с привычных рутинных действий. Винни обездвижена, и посреди коробок видна зрителям только по пояс (это ремарка самого Бэккета, в его пьесе она увязла в земле).
Из каждодневных радостей главной героини – общение с молчаливым мужем Вилли (Иван Верховых), который редко отвечает супруге и еще реже предстает перед зрителями. Иногда он читает новости вслух или напевает мелодии, но в основном спит.
Еще Винни очень любит свою большую сумку, из которой подчас достает самые неожиданные предметы. Например, «Браунинг» или пояс для чулок. Несмотря на свою обездвиженность и однообразное течение времени, Винни не унывает. Каждое утро она встречает с улыбкой, благодарственной молитвой и неизменным возгласом: «Какой сегодня счастливый день!» В течение спектакля она то цитирует классиков, то заразительно рассмеется, то горько расплачется, делясь с мужем и зрителем своими мечтами и воспоминаниями. Но при этом отчаянно боится однажды сойти с ума или не услышать Вилли. Так и проходит ее жизнь, от звонка к пробуждению до вечернего звонка ко сну.
Следует отметить изумительную игру Ксении Кутеповой. Практически все время на сцене она проводит в одиночестве, мастерски удерживая динамику. Может, в пьесе и указан возраст Винни, но в исполнении Ксении она помолодела лет на десять. Она ярче, смешливее, в чем-то легкомысленнее. И хотя героиня по сюжету обращается к благоверному супругу, на самом деле это единоличное взаимодействие со зрителем через монолог.
Сэмюэль Беккет считается основоположником театра абсурда, поэтому не стоит пытаться уследить за логикой повествования, она сама проявится в канве действия.
В финальных сценах спектакля из-за коробок выглядывает уже одна голова Винни, но при этом героиня по-прежнему полна энергии и жизнерадостности. Почему в спектакле задействованы именно коробки? По мнению режиссера Веры Камышниковой, именно они лучше всего символизируют человеческую память. Они могут хранить прекрасные воспоминания, но чем больше их становится, тем меньше остается пространства для событий в настоящем времени. Так, у одиноких героев пьесы, чья жизнь приближается к закату, каждый день ничем не отличается от предыдущего. И все чаще они обращаются к своим пыльным антресолям, чтобы перебрать в коробках драгоценные моменты из прошлого. Но даже умирая, они наполнены счастьем и благодарностью за каждый прожитый день.
Источник: Musecube
Лилия Акимова , «Musecube.org», 21.12.2019
- Боль и радость двадцать третьего годаМария Музалевская, 10.2023
- Спектакль «Двадцать третий»Лариса Каневская, «Мнение», 8.04.2023
- Другой век, другая странаЕлена Шаина, «Театр To Go», 22.03.2023
- Больно смотретьНаталья Витвицкая, «Экран и сцена», 16.03.2023
- Мир на выдохеТатьяна Власова, «Театрал», 14.03.2023
- Спектакль «Двадцать третий»: поздний Ремарк на сцене Мастерской ФоменкоТатьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 6.03.2023
- «Двадцать третий»: чёрный обелиск «Мастерской Фоменко»Ирина Мишина, «Musecube», 6.03.2023
- Обелиск на продажуОльга Фукс, «Петербургский театральный журнал. Блог», 23.02.2023
- И дольше века длится годДарья Андреева, «Сноб», 17.02.2023
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера спектакля «Двадцать третий»Инга Бугулова, «Российская газета», 15.02.2023
- Черно-красно-желтый обелискМарина Шимадина, «Коммерсант», 15.02.2023
- Времена не выбирают. В «Мастерской Петра Фоменко» «перечитали» «Черный обелиск»Рита Долматова, «На западе Москвы», 14.02.2023
- Три цвета черного обелискаМарина Райкина, «Московский комсомолец», 14.02.2023
- В «Мастерской Петра Фоменко» прошла премьера спектакля «Двадцать третий»Александра Сидорова, «Бизнес FM», 13.02.2023
- «Двадцать третий»: бессмертный Ремарк в Мастерской Петра ФоменкоВалерия Вербинина, «Москультура», 12.02.2023
- Премьера спектакля «Двадцать третий»: Каменькович показывает неизвестного в театре РемаркаОльга Романцова, «ТАСС», 11.02.2023
- Ксения Кутепова: «Любой опыт я рассматриваю как приобретение»«Философия отдыха», 01.2022
- «Есть ощущение тряски под ногами, я ее чувствую»Денис Мережковский, «Коммерсант-стиль», 24.02.2020
- Две порции абсурдаМарина Шимадина, «Театрал-onlain», 14.01.2020
- «Счастливые дни» как пример абсурдности жизниАндрей Дворецков, «Э-Вести», 10.01.2020
- ТРАГИЧЕСКИЙ ГИМН БЫТИЮНаталья Шаинян, «Петербургский театральный журнал (блог)», 8.01.2020
- Довели до абсурдаЛилия Акимова , «Musecube.org», 21.12.2019
- Сестры Кутеповы блеснули в спектакле с «французским акцентом»Эвелина Гурецкая, «Hollywood reporter», 11.07.2017
- «Фоменки» в зазеркальеТатьяна Ратькина, «Частный корреспондент», 28.04.2017
- Игра отражений: «Амфитрион» в «Мастерской Фоменко»Инна Логунова, «http://posta-magazine.ru», 21.03.2017
- Французский режиссёр с актёрами «Мастерской Фоменко» похулиганил с комедией МольераМария Беленькая, «Metro», 14.03.2017
- Полину и Ксению Кутеповых обманули богиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 9.03.2017
- Вот Рок, а вот порокИгорь Вирабов, «Российская газета», 8.03.2017
- Voulez vous cousher avec moi? Хотите ли вы спать со мнойВячеслав Суриков, «Эксперт», 6.03.2017
- Мольер. Но другойМарина Токарева, «Новая газета», 1.03.2017
- У вас родится ГеркулесОльга Егошина, «Театрал-online», 24.02.2017
- Обратная сторона любвиЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 20.02.2017
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- «Я не люблю умозрительный театр»Александр Баркар, «TimeOut», 25.04.2014
- «Летние осы кусают нас даже в ноябре»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 04.2014
- Это у них сезонное
Анна Чужкова, «Культура», 13.02.2014
- «Летние осы кусают нас даже в ноябре»: про веру и любовьНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 7.02.2014
- «Мастерская Петра Фоменко» представит спектакль режиссера РейбоНаталья Курова, «РИА-новости», 8.12.2013
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу ВырыпаеваДарья Горшкова, «buro247.ru», 22.11.2013
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу Ивана Вырыпаева«Lenta.ru», 22.11.2013
- Пьесу Ивана Вырыпаева поставят в театре Фоменко в ускоренных темпахВера Копылова, «РИА-новости», 22.11.2013
- Догнать ушедший кинопоездАлександр Малюгин, «Аргументы недели», 29.08.2013
- Ксения Кутепова: «Петр Фоменко боготворил женщин»«Трибуна», 22.08.2013
- «Моряки и шлюхи»: танец чувствОльга Абакумова, «http://musecube.org», 14.02.2013
- «Моряки и шлюхи»: долой слова и юбкиАнна Балуева, 17.01.2013
- Концерт по заветамРоман Должанский, «Коммерсант», 25.12.2012
- «Моряки и шлюхи»: танцуют всеНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 25.12.2012
- Попробуй попляшиГлеб Ситковский, «Ведомости», 24.12.2012
- «Моряки и шлюхи» оказались начинающими балеринамиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.12.2012
- Евгений Каменькович: «На Язычников меня благословил Фоменко»Анна Чужкова, «Культура», 23.12.2012
- Поматросят и не бросятИгорь Вирабов, «Российская газета», 21.12.2012
- Танцы о свободеГалина Шматова, «http://afisha.mail.ru», 18.12.2012
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Талант при свидетеляхДмитрий Циликин, «Росбалт.ru», 13.10.2012
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- «Не потеряйтесь!»Евгений Соколинский, «Империя драмы (газета Александринского театра)», 11.2009
- Ксения Кутепова отвечает на вопросы читателей Lenta.Ru«Lenta.Ru», 22.05.2008
- Не запирайте вашу дверь, Пусть будет дверь открыта!Мария Хализева, «Экран и Сцена», 01.2008
- За стекломРахлина Анастасия, «Домовой», 10.2007
- Всем поклонС. Овчинникова, «Планета Красота», 01.2007
- Игра в игруЕлена Губайдуллина, «Новые известия Театрал», 1.12.2006
- По волосам не плачутМарина Гаевская, «Культура», 30.11.2006
- «Фоменкам» удалось самое важноеЮлия Черникова, «Утро.ру», 23.11.2006
- Право на въезд«Итоги», 20.11.2006
- Жизненно важноеАлена Данилова, «Взгляд», 20.11.2006
- Трудности переводаАлексей Филиппов, «Московские новости», 17.11.2006
- Классный час Ксении КутеповойЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.11.2006
- Ухватиться за Венерин волосОльга Галахова, «Независимая газета», 16.11.2006
- Потерянный райОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.11.2006
- Сколько волосу ни витьсяМарина Давыдова, «Известия», 15.11.2006
- Кто знает про самое важное?Марина Райкина, «Московский комсомолец», 15.11.2006
- Проткнули времяГлеб Ситковский, «Gzt.ru», 14.11.2006
- Любовь в войлочных тапкахОльга Егошина, «Новые известия», 14.11.2006
- Аншлаг на «Самом важном»Любовь Лебедина, «Труд № 210», 14.11.2006
- Давайте я вас запишуОлег Зинцов, «Ведомости № 214 (1741)», 14.11.2006
- В одно касаниеДина Годер, «Время новостей», 13.11.2006
- Самое важноеКристина Матвиенко, «Time Out Москва», 8.11.2006
- Сестры ФоменкоМарина Зайонц, «Итоги», 27.03.2006
- У зеркала два лицаЛюбовь Мартынова, «Седьмой континент», 12.2005
- Фоменко среди трех сестерМарина Токарева, «Московские новости», 24.09.2004
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Три сестры и один сумасшедшийЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- Высший пилотаж великого ФомыПавел Подкладов, «Newsinfo.Ru», 13.07.2004
- Обаяние генияСергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касаниеАлександра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Начало романаЛ. Осипова, «Семья и школа, № 4», 04.2001
- Начало романа. Сцены
Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- Мир без войныЛюбовь Лебедина, «Труд», 16.03.2001
- Между миром и войнойВиктория Никифорова, «Эксперт», 12.03.2001
- От мира до войныОльга Лаврова, «Ваш Досуг», 8.03.2001
- Мальбрук в поход собралсяОльга Егошина, «Театр, № 2», 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Миро-приятиеДина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Мозаика «Войны и мира»Нина Агишева, «Московские новости», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового векаЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Ксения Кутепова стала Марьей, Соней и Жюли одновременноАлексей Белый, «Комсомольская правда», 22.02.2001
- Не до концаГригорий Заславский, «Независимая газета», 21.02.2001
- Толстовство в чистом видеРоман Должанский, «Коммерсант», 20.02.2001
- О доблести, о подвигах, о славеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Толстой нашего времениМайа Одина, «Сегодня», 20.02.2001
- Соткано с любовьюИрина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- Очень маленький ТолстойАлексей Филиппов, «Известия», 20.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- У Петра Фоменко снова премьера«Афиша», 19.02.2001
- О шестом англезе, дурочке из дома отдыха и механике эпизодаКирилл Рогов, «Полит. Ру», 11.02.2001
- Дети в интернате, жизнь в ИнтернетеИнна Вишневская, «Век № 40», 13.10.2000
- Когда б Толстой увидел эти игры
Марина Давыдова, «Время новостей», 10.10.2000
- Роман с Львом ТолстымРоман Должанский, «Коммерсантъ», 10.10.2000
- Игра в театрАлена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Тот самый чайОльга Егошина, «Литературная газета», 16.02.2000
- Женщины на грани красного цветаСветлана Хохрякова, «Культура», 3.02.2000
- Российская риторикаМарина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Горький в цветахИрина Глущенко, «Независимая газета», 27.01.2000
- Немного Горького в любовной мелодрамеНина Агишева, «Московские новости», 18.01.2000
- Красавицы и чудовищаЕлена Ковальская, «Афиша», 17.01.2000
- Старые «Варвары» и новое варварствоАлексей Филиппов, «Известия», 29.12.1999
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Четыре слагаемых успехаОльга Егошина, «Дом Актера, № 3-4», 1995
- Дело в
шляпе!Т. Белозерова, «Культура», 19.03.1994
- Как глупо быть Эрнестом«Сегодня», 16.02.1994
- Побеждающая радость творенияСаулюс Мацайтис, «Эхо Литвы», 18.01.1994
- Театр от ФомыЮрий Зерчанинов, 1993
- Мастера «Мастерской Фоменко»Мария Хализева, 1993
- «Фоменки» по-другому не умеютДарья Андреева, «Страстной бульвар»,