Ксения Кутепова: «Любой опыт я рассматриваю как приобретение»
1 января в кинопрокат выходит картина «Портрет незнакомца», где одну из ролей сыграла известная актриса Ксения Кутепова. Фильм поставил её муж, режиссёр Сергей Осипьян. В интервью Ксения рассказала о серебряной свадьбе, хаотичности мироздания и о главном счастье в своей жизни.
Ксения, как бы вы определили жанр картины «Портрет незнакомца»?
Я бы назвала это «смесью жанров». Могу сказать про интонацию фильма, которая и определяет жанр: она ироническая, иногда грустная, немного данелиевская.
Главный герой, актер по профессии, участвует в записи бесконечной радио-пьесы. Работать только голосом проще?
Даже порой труднее, просто другая специфика. Сейчас студии совсем иные, нежели в фильме. Я, например, все детство провела, сидя у радио на даче и слушая радиопостановки. Гостелерадиофонд записывал спектакли, которые разыгрывались по ролям. Люди в том мире ходили по студии, передвигали вещи все было озвучено по-настоящему. Это были счастливые моменты, потому что фантазия уносилась очень далеко, и я с нетерпением ждала вечера, когда же начнется какая-нибудь очередная постановка. Сейчас, конечно, тон-студия с цифровыми микрофонами — это более расслабленный вид существования. Ты можешь 20 дублей подряд пробовать, и звукорежиссер все перепишет. А в той пленочной эпохе было все по-другому, такой прямо полноценный спектакль, только у микрофона. У меня есть друг Дмитрий Полонский, который профессионально озвучивает кино, рекламу, то есть работает только голосом. Так вот, его постоянно узнают на улице по голосу. У меня на глазах к нему подходят люди, говоря: «Это же вы, это вы!» Невероятно! Его никто не видит в лицо, никто не знает, как он выглядит, а голос его знают.
А кто ваша героиня в фильме «Портрет незнакомца»?
Инга — женщина со сложной судьбой, кошка, у которой девять жизней. Ее трудно поймать за хвост, у нее много личностей, она неуловима. И это не только из-за своей работы, а вообще у нее природа такая — исчезающе меняющаяся.
Вы много раз работали на съемочной площадке со своим мужем, режиссером Сергеем Осипьяном. Каковы плюсы и минусы семейного подряда?
Специфика, конечно, есть, потому что работать с родственниками тяжело. Но поскольку мы с Сережей уже очень давно вместе, в этом году отметили серебряную свадьбу, у нас есть уже наработанное и выстраданное многими годами взаимопонимание. И как бы я ни пыталась настоять на своем на площадке или в каком-то творческом споре, как бы мы ни были не согласны друг с другом, все равно есть внутри у меня ощущение (надеюсь, что и у Сережи тоже), что нужно продолжать работать вместе, созидать и преодолевать все разногласия. Без них никак не обойтись, но иногда это бывает слишком эмоционально с моей стороны. Тогда беру себя в руки и убираю далеко-далеко все свои обидки.
В финале фильма зрителей ждет хеппи-энд?
В том-то все и дело, что здесь его не будет. На мой взгляд, все довольно грустно заканчивается, тем, как все разрушено у людей. Ну, по крайней мере, у главного героя. Получается, насколько он состоятелен, могуществен и крут в мире вымысла и своих фантазий, настолько же оказывается слаб и беспомощен в реальной жизни.
А когда вы окончательно определились, что актерская профессия — ваша?
Я всегда колебалась. Вроде как мое, а вроде и нет. Не потому, что не могу, а столько сил трачу, что часто хочется плюнуть и все бросить. Думаешь, но ведь люди же живут спокойно и им хорошо! Они ходят на работу, возвращаются домой, едят, пьют, опять встают на работу и не испытывают постоянно никаких предынфарктных состояний. Зачем тебе пропадать до вечера на репетициях и потом стоять за кулисами, холодея от ужаса перед выходом на сцену? А после проходит время, и думаешь: ну а куда? Это, в общем-то, лучшее, что ты умеешь, — играть в театре и работать в кино. И единственное, что на данный момент ты делаешь лучше всего. Хотя всегда хочется куда-то себя приложить и в другом направлении. Так и думаю: как только выйду на пенсию, сразу займусь всем, что не успела (смеется).
Что еще сейчас происходит в вашей творческой жизни?
Я снимаюсь в сериале «Конец света». Мне очень нравятся и режиссер Александр Незлобин, и мои партнеры, Ксюша Раппопорт и Юра Колокольников, и, главное, сам материал. Очень смешно в начале сюжета и свинцово-тяжело-грустно в конце от безысходности и от ощущения того, что конец света уже здесь. Хорошая будет работа!
Скажите, а вы любите рисковать? Можете поставить на карту все и сразу?
Риск — как-то очень здорово звучит (смеется), но я скорее авантюрист. Это когда ты себя вовлекаешь в какое-то приключение и думаешь: «Зачем я такое делаю? Ну ладно, а вдруг повезет!» (смеется) В течение жизни я пришла к такой схеме, что на выбор «согласиться или не согласиться», «участвовать или не участвовать» главным образом влияет сиюминутность момента.
Можно сказать, что вы удачливый человек?
К примеру, в казино я была два раза в своей жизни и всегда выигрывала. Очень мало, потому что сразу же хватала деньги и убегала (смеется). И мир, и жизнь хаотичны, это же очевидно! Любой опыт, и позитивный, и негативный, конечно же, я рассматриваю как приобретение. То есть мне везет в любом случае.
Как вы любите отдыхать? Есть ли у вас какая-то философия в этом вопросе?
Ради отдыха я живу. Как только начинается сезон, уже начинаю думать, как проведу отпуск, и мечтать, куда поеду летом (смеется)! А недавно я просекла один момент, и он меня поразил. Вот отдыхаешь ты изо всех сил где-нибудь на юге, на море, а потом вдруг бац — и начинается дождь. Ты остаешься в номере, и это самое лучшее чувство, когда можешь отдохнуть от отдых а и никуда не должен бежать Сидишь спокойно одна-одинешенька наедине с дождем Вот это самая высшая точка наслаждения!
А Новый год для вас — важная веха в жизни?
Конечно, Новый год — в первую очередь семейный праздник, и я как-то успокаиваюсь всегда с его приходом. Это своеобразная традиция, ритуал, который меня очень умиротворяет. Вот барахтаешься ты в хаосе жизни, но есть точки, которые не меняются и стабильно стоят на своих местах.
Что может поднять вам настроение за минуту?
Мои дети всегда меня радуют. Сын Вася учится в ГИТИСе на продюсерском факультете у Гоши Овчинникова. Сейчас убежал работать помощником продюсера куда-то на съемки — пытается параллельно учебе еще набраться опыта. Он получился у нас какой-то очень умный и быстрый. По любым организационным вопросам либо связанным с техникой иду к Васе, и он уже так снисходительно меня похлопывает по плечу Дочери Лиде 16 лет, она учится в десятом классе. Такая вот невеста на выданье. Только что прошел бал дебютанток, устраиваемый журналом Tatler. Так вот, она танцевала на паркете в доме Пашкова с молодыми людьми из Большого театра. Двенадцать девушек от 16 до 20 лет в каких-то невероятных нарядах кружились в вальсе. Прямо первый бал Наташи Ростовой У меня глаза были на мокром месте, потому что она уже такая взрослая, очень красивая такая независимая от меня, почти готовая уйти в свою самостоятельную жизнь. Это и радостно, и грустно одновременно.
Когда вы были в последний раз абсолютно счастливы?
Такое случается у меня в последнее время дома. Вася занят своими делами или убегает на свидание с девушкой, Лида у себя в комнате тупит в телефоне И мне так счастливо. Это связано с детьми, с ощущением их присутствия в моей жизни.
Ксения, как бы вы определили жанр картины «Портрет незнакомца»?
Я бы назвала это «смесью жанров». Могу сказать про интонацию фильма, которая и определяет жанр: она ироническая, иногда грустная, немного данелиевская.
Главный герой, актер по профессии, участвует в записи бесконечной радио-пьесы. Работать только голосом проще?
Даже порой труднее, просто другая специфика. Сейчас студии совсем иные, нежели в фильме. Я, например, все детство провела, сидя у радио на даче и слушая радиопостановки. Гостелерадиофонд записывал спектакли, которые разыгрывались по ролям. Люди в том мире ходили по студии, передвигали вещи все было озвучено по-настоящему. Это были счастливые моменты, потому что фантазия уносилась очень далеко, и я с нетерпением ждала вечера, когда же начнется какая-нибудь очередная постановка. Сейчас, конечно, тон-студия с цифровыми микрофонами — это более расслабленный вид существования. Ты можешь 20 дублей подряд пробовать, и звукорежиссер все перепишет. А в той пленочной эпохе было все по-другому, такой прямо полноценный спектакль, только у микрофона. У меня есть друг Дмитрий Полонский, который профессионально озвучивает кино, рекламу, то есть работает только голосом. Так вот, его постоянно узнают на улице по голосу. У меня на глазах к нему подходят люди, говоря: «Это же вы, это вы!» Невероятно! Его никто не видит в лицо, никто не знает, как он выглядит, а голос его знают.
А кто ваша героиня в фильме «Портрет незнакомца»?
Инга — женщина со сложной судьбой, кошка, у которой девять жизней. Ее трудно поймать за хвост, у нее много личностей, она неуловима. И это не только из-за своей работы, а вообще у нее природа такая — исчезающе меняющаяся.
Вы много раз работали на съемочной площадке со своим мужем, режиссером Сергеем Осипьяном. Каковы плюсы и минусы семейного подряда?
Специфика, конечно, есть, потому что работать с родственниками тяжело. Но поскольку мы с Сережей уже очень давно вместе, в этом году отметили серебряную свадьбу, у нас есть уже наработанное и выстраданное многими годами взаимопонимание. И как бы я ни пыталась настоять на своем на площадке или в каком-то творческом споре, как бы мы ни были не согласны друг с другом, все равно есть внутри у меня ощущение (надеюсь, что и у Сережи тоже), что нужно продолжать работать вместе, созидать и преодолевать все разногласия. Без них никак не обойтись, но иногда это бывает слишком эмоционально с моей стороны. Тогда беру себя в руки и убираю далеко-далеко все свои обидки.
В финале фильма зрителей ждет хеппи-энд?
В том-то все и дело, что здесь его не будет. На мой взгляд, все довольно грустно заканчивается, тем, как все разрушено у людей. Ну, по крайней мере, у главного героя. Получается, насколько он состоятелен, могуществен и крут в мире вымысла и своих фантазий, настолько же оказывается слаб и беспомощен в реальной жизни.
А когда вы окончательно определились, что актерская профессия — ваша?
Я всегда колебалась. Вроде как мое, а вроде и нет. Не потому, что не могу, а столько сил трачу, что часто хочется плюнуть и все бросить. Думаешь, но ведь люди же живут спокойно и им хорошо! Они ходят на работу, возвращаются домой, едят, пьют, опять встают на работу и не испытывают постоянно никаких предынфарктных состояний. Зачем тебе пропадать до вечера на репетициях и потом стоять за кулисами, холодея от ужаса перед выходом на сцену? А после проходит время, и думаешь: ну а куда? Это, в общем-то, лучшее, что ты умеешь, — играть в театре и работать в кино. И единственное, что на данный момент ты делаешь лучше всего. Хотя всегда хочется куда-то себя приложить и в другом направлении. Так и думаю: как только выйду на пенсию, сразу займусь всем, что не успела (смеется).
Что еще сейчас происходит в вашей творческой жизни?
Я снимаюсь в сериале «Конец света». Мне очень нравятся и режиссер Александр Незлобин, и мои партнеры, Ксюша Раппопорт и Юра Колокольников, и, главное, сам материал. Очень смешно в начале сюжета и свинцово-тяжело-грустно в конце от безысходности и от ощущения того, что конец света уже здесь. Хорошая будет работа!
Скажите, а вы любите рисковать? Можете поставить на карту все и сразу?
Риск — как-то очень здорово звучит (смеется), но я скорее авантюрист. Это когда ты себя вовлекаешь в какое-то приключение и думаешь: «Зачем я такое делаю? Ну ладно, а вдруг повезет!» (смеется) В течение жизни я пришла к такой схеме, что на выбор «согласиться или не согласиться», «участвовать или не участвовать» главным образом влияет сиюминутность момента.
Можно сказать, что вы удачливый человек?
К примеру, в казино я была два раза в своей жизни и всегда выигрывала. Очень мало, потому что сразу же хватала деньги и убегала (смеется). И мир, и жизнь хаотичны, это же очевидно! Любой опыт, и позитивный, и негативный, конечно же, я рассматриваю как приобретение. То есть мне везет в любом случае.
Как вы любите отдыхать? Есть ли у вас какая-то философия в этом вопросе?
Ради отдыха я живу. Как только начинается сезон, уже начинаю думать, как проведу отпуск, и мечтать, куда поеду летом (смеется)! А недавно я просекла один момент, и он меня поразил. Вот отдыхаешь ты изо всех сил где-нибудь на юге, на море, а потом вдруг бац — и начинается дождь. Ты остаешься в номере, и это самое лучшее чувство, когда можешь отдохнуть от отдых а и никуда не должен бежать Сидишь спокойно одна-одинешенька наедине с дождем Вот это самая высшая точка наслаждения!
А Новый год для вас — важная веха в жизни?
Конечно, Новый год — в первую очередь семейный праздник, и я как-то успокаиваюсь всегда с его приходом. Это своеобразная традиция, ритуал, который меня очень умиротворяет. Вот барахтаешься ты в хаосе жизни, но есть точки, которые не меняются и стабильно стоят на своих местах.
Что может поднять вам настроение за минуту?
Мои дети всегда меня радуют. Сын Вася учится в ГИТИСе на продюсерском факультете у Гоши Овчинникова. Сейчас убежал работать помощником продюсера куда-то на съемки — пытается параллельно учебе еще набраться опыта. Он получился у нас какой-то очень умный и быстрый. По любым организационным вопросам либо связанным с техникой иду к Васе, и он уже так снисходительно меня похлопывает по плечу Дочери Лиде 16 лет, она учится в десятом классе. Такая вот невеста на выданье. Только что прошел бал дебютанток, устраиваемый журналом Tatler. Так вот, она танцевала на паркете в доме Пашкова с молодыми людьми из Большого театра. Двенадцать девушек от 16 до 20 лет в каких-то невероятных нарядах кружились в вальсе. Прямо первый бал Наташи Ростовой У меня глаза были на мокром месте, потому что она уже такая взрослая, очень красивая такая независимая от меня, почти готовая уйти в свою самостоятельную жизнь. Это и радостно, и грустно одновременно.
Когда вы были в последний раз абсолютно счастливы?
Такое случается у меня в последнее время дома. Вася занят своими делами или убегает на свидание с девушкой, Лида у себя в комнате тупит в телефоне И мне так счастливо. Это связано с детьми, с ощущением их присутствия в моей жизни.
«Философия отдыха», 01.2022
- Боль и радость двадцать третьего годаМария Музалевская, 10.2023
- Спектакль «Двадцать третий»Лариса Каневская, «Мнение», 8.04.2023
- Другой век, другая странаЕлена Шаина, «Театр To Go», 22.03.2023
- Больно смотретьНаталья Витвицкая, «Экран и сцена», 16.03.2023
- Мир на выдохеТатьяна Власова, «Театрал», 14.03.2023
- Спектакль «Двадцать третий»: поздний Ремарк на сцене Мастерской ФоменкоТатьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 6.03.2023
- «Двадцать третий»: чёрный обелиск «Мастерской Фоменко»Ирина Мишина, «Musecube», 6.03.2023
- Обелиск на продажуОльга Фукс, «Петербургский театральный журнал. Блог», 23.02.2023
- И дольше века длится годДарья Андреева, «Сноб», 17.02.2023
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера спектакля «Двадцать третий»Инга Бугулова, «Российская газета», 15.02.2023
- Черно-красно-желтый обелискМарина Шимадина, «Коммерсант», 15.02.2023
- Времена не выбирают. В «Мастерской Петра Фоменко» «перечитали» «Черный обелиск»Рита Долматова, «На западе Москвы», 14.02.2023
- Три цвета черного обелискаМарина Райкина, «Московский комсомолец», 14.02.2023
- В «Мастерской Петра Фоменко» прошла премьера спектакля «Двадцать третий»Александра Сидорова, «Бизнес FM», 13.02.2023
- «Двадцать третий»: бессмертный Ремарк в Мастерской Петра ФоменкоВалерия Вербинина, «Москультура», 12.02.2023
- Премьера спектакля «Двадцать третий»: Каменькович показывает неизвестного в театре РемаркаОльга Романцова, «ТАСС», 11.02.2023
- Ксения Кутепова: «Любой опыт я рассматриваю как приобретение»«Философия отдыха», 01.2022
- «Есть ощущение тряски под ногами, я ее чувствую»Денис Мережковский, «Коммерсант-стиль», 24.02.2020
- Две порции абсурдаМарина Шимадина, «Театрал-onlain», 14.01.2020
- «Счастливые дни» как пример абсурдности жизниАндрей Дворецков, «Э-Вести», 10.01.2020
- ТРАГИЧЕСКИЙ ГИМН БЫТИЮНаталья Шаинян, «Петербургский театральный журнал (блог)», 8.01.2020
- Довели до абсурдаЛилия Акимова , «Musecube.org», 21.12.2019
- Сестры Кутеповы блеснули в спектакле с «французским акцентом»Эвелина Гурецкая, «Hollywood reporter», 11.07.2017
- «Фоменки» в зазеркальеТатьяна Ратькина, «Частный корреспондент», 28.04.2017
- Игра отражений: «Амфитрион» в «Мастерской Фоменко»Инна Логунова, «http://posta-magazine.ru», 21.03.2017
- Французский режиссёр с актёрами «Мастерской Фоменко» похулиганил с комедией МольераМария Беленькая, «Metro», 14.03.2017
- Полину и Ксению Кутеповых обманули богиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 9.03.2017
- Вот Рок, а вот порокИгорь Вирабов, «Российская газета», 8.03.2017
- Voulez vous cousher avec moi? Хотите ли вы спать со мнойВячеслав Суриков, «Эксперт», 6.03.2017
- Мольер. Но другойМарина Токарева, «Новая газета», 1.03.2017
- У вас родится ГеркулесОльга Егошина, «Театрал-online», 24.02.2017
- Обратная сторона любвиЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 20.02.2017
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- «Я не люблю умозрительный театр»Александр Баркар, «TimeOut», 25.04.2014
- «Летние осы кусают нас даже в ноябре»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 04.2014
- Это у них сезонное
Анна Чужкова, «Культура», 13.02.2014
- «Летние осы кусают нас даже в ноябре»: про веру и любовьНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 7.02.2014
- «Мастерская Петра Фоменко» представит спектакль режиссера РейбоНаталья Курова, «РИА-новости», 8.12.2013
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу ВырыпаеваДарья Горшкова, «buro247.ru», 22.11.2013
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу Ивана Вырыпаева«Lenta.ru», 22.11.2013
- Пьесу Ивана Вырыпаева поставят в театре Фоменко в ускоренных темпахВера Копылова, «РИА-новости», 22.11.2013
- Догнать ушедший кинопоездАлександр Малюгин, «Аргументы недели», 29.08.2013
- Ксения Кутепова: «Петр Фоменко боготворил женщин»«Трибуна», 22.08.2013
- «Моряки и шлюхи»: танец чувствОльга Абакумова, «http://musecube.org», 14.02.2013
- «Моряки и шлюхи»: долой слова и юбкиАнна Балуева, 17.01.2013
- Концерт по заветамРоман Должанский, «Коммерсант», 25.12.2012
- «Моряки и шлюхи»: танцуют всеНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 25.12.2012
- Попробуй попляшиГлеб Ситковский, «Ведомости», 24.12.2012
- «Моряки и шлюхи» оказались начинающими балеринамиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.12.2012
- Евгений Каменькович: «На Язычников меня благословил Фоменко»Анна Чужкова, «Культура», 23.12.2012
- Поматросят и не бросятИгорь Вирабов, «Российская газета», 21.12.2012
- Танцы о свободеГалина Шматова, «http://afisha.mail.ru», 18.12.2012
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Талант при свидетеляхДмитрий Циликин, «Росбалт.ru», 13.10.2012
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- «Не потеряйтесь!»Евгений Соколинский, «Империя драмы (газета Александринского театра)», 11.2009
- Ксения Кутепова отвечает на вопросы читателей Lenta.Ru«Lenta.Ru», 22.05.2008
- Не запирайте вашу дверь, Пусть будет дверь открыта!Мария Хализева, «Экран и Сцена», 01.2008
- За стекломРахлина Анастасия, «Домовой», 10.2007
- Всем поклонС. Овчинникова, «Планета Красота», 01.2007
- Игра в игруЕлена Губайдуллина, «Новые известия Театрал», 1.12.2006
- По волосам не плачутМарина Гаевская, «Культура», 30.11.2006
- «Фоменкам» удалось самое важноеЮлия Черникова, «Утро.ру», 23.11.2006
- Право на въезд«Итоги», 20.11.2006
- Жизненно важноеАлена Данилова, «Взгляд», 20.11.2006
- Трудности переводаАлексей Филиппов, «Московские новости», 17.11.2006
- Классный час Ксении КутеповойЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.11.2006
- Ухватиться за Венерин волосОльга Галахова, «Независимая газета», 16.11.2006
- Потерянный райОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.11.2006
- Сколько волосу ни витьсяМарина Давыдова, «Известия», 15.11.2006
- Кто знает про самое важное?Марина Райкина, «Московский комсомолец», 15.11.2006
- Проткнули времяГлеб Ситковский, «Gzt.ru», 14.11.2006
- Любовь в войлочных тапкахОльга Егошина, «Новые известия», 14.11.2006
- Аншлаг на «Самом важном»Любовь Лебедина, «Труд № 210», 14.11.2006
- Давайте я вас запишуОлег Зинцов, «Ведомости № 214 (1741)», 14.11.2006
- В одно касаниеДина Годер, «Время новостей», 13.11.2006
- Самое важноеКристина Матвиенко, «Time Out Москва», 8.11.2006
- Сестры ФоменкоМарина Зайонц, «Итоги», 27.03.2006
- У зеркала два лицаЛюбовь Мартынова, «Седьмой континент», 12.2005
- Фоменко среди трех сестерМарина Токарева, «Московские новости», 24.09.2004
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Три сестры и один сумасшедшийЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- Высший пилотаж великого ФомыПавел Подкладов, «Newsinfo.Ru», 13.07.2004
- Обаяние генияСергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касаниеАлександра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Начало романаЛ. Осипова, «Семья и школа, № 4», 04.2001
- Начало романа. Сцены
Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- Мир без войныЛюбовь Лебедина, «Труд», 16.03.2001
- Между миром и войнойВиктория Никифорова, «Эксперт», 12.03.2001
- От мира до войныОльга Лаврова, «Ваш Досуг», 8.03.2001
- Мальбрук в поход собралсяОльга Егошина, «Театр, № 2», 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Миро-приятиеДина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Мозаика «Войны и мира»Нина Агишева, «Московские новости», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового векаЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Ксения Кутепова стала Марьей, Соней и Жюли одновременноАлексей Белый, «Комсомольская правда», 22.02.2001
- Не до концаГригорий Заславский, «Независимая газета», 21.02.2001
- Толстовство в чистом видеРоман Должанский, «Коммерсант», 20.02.2001
- О доблести, о подвигах, о славеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Толстой нашего времениМайа Одина, «Сегодня», 20.02.2001
- Соткано с любовьюИрина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- Очень маленький ТолстойАлексей Филиппов, «Известия», 20.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- У Петра Фоменко снова премьера«Афиша», 19.02.2001
- О шестом англезе, дурочке из дома отдыха и механике эпизодаКирилл Рогов, «Полит. Ру», 11.02.2001
- Дети в интернате, жизнь в ИнтернетеИнна Вишневская, «Век № 40», 13.10.2000
- Когда б Толстой увидел эти игры
Марина Давыдова, «Время новостей», 10.10.2000
- Роман с Львом ТолстымРоман Должанский, «Коммерсантъ», 10.10.2000
- Игра в театрАлена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Тот самый чайОльга Егошина, «Литературная газета», 16.02.2000
- Женщины на грани красного цветаСветлана Хохрякова, «Культура», 3.02.2000
- Российская риторикаМарина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Горький в цветахИрина Глущенко, «Независимая газета», 27.01.2000
- Немного Горького в любовной мелодрамеНина Агишева, «Московские новости», 18.01.2000
- Красавицы и чудовищаЕлена Ковальская, «Афиша», 17.01.2000
- Старые «Варвары» и новое варварствоАлексей Филиппов, «Известия», 29.12.1999
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Четыре слагаемых успехаОльга Егошина, «Дом Актера, № 3-4», 1995
- Дело в
шляпе!Т. Белозерова, «Культура», 19.03.1994
- Как глупо быть Эрнестом«Сегодня», 16.02.1994
- Побеждающая радость творенияСаулюс Мацайтис, «Эхо Литвы», 18.01.1994
- Театр от ФомыЮрий Зерчанинов, 1993
- Мастера «Мастерской Фоменко»Мария Хализева, 1993
- «Фоменки» по-другому не умеютДарья Андреева, «Страстной бульвар»,