Премьера спектакля «Двадцать третий»: Каменькович показывает неизвестного в театре Ремарка
Театральный и музыкальный критик, заместитель главного редактора журнала «Театральная афиша столицы» Ольга Романцова — о премьере в «Мастерской Петра Фоменко»
«Курс доллара неотвратим, как смерть», — говорит «Железная лошадь» (Екатерина Смирнова), героиня спектакля «Двадцать третий», премьера которого накануне состоялась в театре «Мастерская Петра Фоменко». Зрительный зал откликается на эту реплику — смеется и аплодирует в ответ. Название, перекликающееся с событиями 2023 года, по словам художественного руководителя Евгения Каменьковича, случайное совпадение. Спектакль поставлен по мотивам романа Э. М. Ремарка «Черный обелиск», действие которого происходит в 1923 году.
Прожить молодость заново
Каменькович любит ставить прозаические произведения, которые считаются сложными и абсолютно не подходящими для сцены. Среди его режиссерских работ в «Мастерской» — спектакли «Самое важное» по современному роману Шишкина «Венерин волос», «Улисс» Джойса, «Дар» Набокова, «Современная идиллия» Салтыкова-Щедрина, а в последние годы — «Доктор Живаго» Пастернака и «Чающие движения воды» по «Соборянам» Лескова.
Войдя в зал, зрители видят закрывший сцену белый суперзанавес с цифрами «1923». Внезапно на нем загорается табло: «1$=30 000» (тридцать тысяч немецких довоенных марок). События разворачиваются в Германии между Первой и Второй мировыми войнами, экономика разрушена, доллар растет, ломая судьбы людей. Но спектакль, который станет одной из значимых премьер «Мастерской» этого сезона, не об экономической депрессии.
Сегодня знакомство с прозой Ремарка зачастую исчерпывается романом «Три товарища», им ограничивается и история театральных постановок. Однако автобиографический роман «Черный обелиск» не менее значимая книга. Завершив ее в 58 лет, писатель реконструировал мир своей юности, попытавшись заново осмыслить тогдашнюю жизнь. Он поднимает проблемы, возникавшие в других своих произведениях, пересматривает ценности. Главный герой Людвиг (Юрий Буторин) считается альтер эго автора. В спектакле «Мастерской» он, парень в черном пиджаке, брюках, заправленных в сапоги, и широкой кепке, выходит на сцену прямо из зрительного зала. «Двадцать третий» — это одновременно попытка героя заново пережить свою молодость и оценить ее с точки зрения нынешнего возраста. Поэтому Людвиг весь вечер на сцене и всегда в центре событий то как участник, то как комментатор происходящего. Он представляет зрителям остальных героев, а сыграв какую-нибудь сцену, иногда оценивает ее парой метких реплик, как герой фильма Феллини «Амаркорд».
Людвигу уже 25, подзаголовок романа и жанр спектакля «история о запоздалой молодости» связан с тем, что его и его одноклассников сразу после окончания школы мобилизовали (шла Первая мировая война). Те, кто выжил и вернулся, пытаются наверстать проведенное на фронте время. Людвиг испытывает «небесную любовь» к Изабелле (она же Женевьева) — незаурядной девушке, страдающей раздвоением личности (Дарья Коныжева играет ее хрупкой, беззащитной и наделенной поэтическим воображением). И встречает вполне земную любовь — артистку цирка Герду (обаятельная Полина Айрапетова). Она любит вкусную еду, красивых мужчин, наслаждается жизнью и делится с возлюбленным своим жизненным опытом. Еще Людвиг ведет беседы с пастором и доктором о смысле жизни и работает художником, бухгалтером и заведующим рекламой конторы «Кроль и сыновья», продающей надгробные памятники.
Геологические слои памяти
Образ погружения в прошлое соавтор Евгения Каменьковича художник Александр Боровский связал с движением вглубь сцены. Декорация, похожая на слоеный пирог, постепенно открывает «геологические слои» памяти. Действие начинается в конторе по продаже памятников — на черном фоне, украшенном усеченными ромбами, похожими на крышку гроба. Дальше штанкет с декорацией поднимается, и герои оказываются в кабаре «Красная мельница» — на фоне красного задника в красном цвете. Герда отбивает степ, кувыркается и в конце номера садится на шпагат. Когда декорация снова поднимается, Людвиг оказывается в психиатрической клинике: ее желтая стена расчерчена на ровные квадраты. Она тоже поднимется, открывая пустой темный двор. По ходу спектакля слои чередуются, меняя место действия. По расцветке костюмов можно определить среду обитания героев (художник по костюмам Мария Боровская). Доктор, пастор и Изабелла-Женевьева в разных оттенках желтого, завсегдатаи кабаре, его сотрудники и владелец — в красном, Людвиг, его начальник Кроль (Юрий Буторин) и соседи одеты в черное.
Исследование пространства и времени в спектаклях для Каменьковича всегда так же важно, как и характеры героев. «Двадцать третий» точно передает ритм и особенности описанной в романе жизни. Актеры с безупречным произношением поют немецкие песни, то и дело загорается табло с курсом доллара: ближе к финалу он доходит до 9 миллионов марок, две денежные единицы сравняются после реформы, но марка снова упадет. В воздухе витают идеи нарождающегося фашизма. Их разделяют и юнцы, и мрачноватый сосед Людвига мясник Вацек (Тагир Рахимов), мечтающий надеть мундир штурмовика, и директор школы.
Актерский ансамбль
В спектакле играют артисты «Мастерской» разных поколений, создавая галерею запоминающихся образов. И то, что их герои всего лишь ожившие воспоминания, не мешает актерам играть ярко и колоритно. Их работы складываются в психологически выверенный ансамбль, где каждый на своем месте. Начальник и однополчанин Людвига Кроль (Владимир Топцов) носит красную пижаму, читает хронику светской жизни и мечтает вырваться в Берлин. Но так и останется в родном городе: изменить жизнь мешает хроническая усталость и мысль, что от себя никуда не денешься. За годы работы в «Мастерской» у Топцова с Буториным возник слаженный дуэт. Но они не только исполнители, эти актеры — авторы инсценировки спектакля.
Влюбленная в Кроля жена мясника Лиза (Ксения Кутепова) — белокурая бестия в сногсшибательных красных платьях, внешне похожа на Грету Гарбо. Но стоит ей заговорить, изящество и шарм соединяются с интонацией рыночной торговки. Внимания Лизы добивается деловой партнер Кроля Ризенфельд (Олег Нирян). Примерный семьянин, оторвавшийся от домашнего очага, превращается в Дон Жуана, сорит деньгами, страстно танцует танго и объясняет свои похождения влиянием таинственного «демона».
Зрители внимательно смотрят спектакль, чутко реагируя на каждую реплику и отвечая хохотом на смешные. Среди таких сцен, на которые откликнулись, — когда мяснику Вацеку советуют обрызгаться одеколоном, чтобы понравиться жене, а он застенчиво отказывается: «на работе подумают, что я педераст».
Прожив в маленьком городке год, Людвиг понимает, что больше в жизни ничего не изменится. Герда ушла к богатому поклоннику, Изабелла-Женевьева выздоровела и больше его не узнает. Пора двигаться дальше. Получив неожиданное предложение поработать репортером в берлинской газете, герой уезжает. Он вернется в городок уже взрослым и встретится с прежними друзьями (хотя большинство из них уже ушли в мир иной). Они сидят вместе, а декорации постепенно опускаются слой за слоем: желтый, красный, черный и, наконец, белый с цифрами 1923.
Источник: ТАСС
Прожить молодость заново
Каменькович любит ставить прозаические произведения, которые считаются сложными и абсолютно не подходящими для сцены. Среди его режиссерских работ в «Мастерской» — спектакли «Самое важное» по современному роману Шишкина «Венерин волос», «Улисс» Джойса, «Дар» Набокова, «Современная идиллия» Салтыкова-Щедрина, а в последние годы — «Доктор Живаго» Пастернака и «Чающие движения воды» по «Соборянам» Лескова.
Войдя в зал, зрители видят закрывший сцену белый суперзанавес с цифрами «1923». Внезапно на нем загорается табло: «1$=30 000» (тридцать тысяч немецких довоенных марок). События разворачиваются в Германии между Первой и Второй мировыми войнами, экономика разрушена, доллар растет, ломая судьбы людей. Но спектакль, который станет одной из значимых премьер «Мастерской» этого сезона, не об экономической депрессии.
Сегодня знакомство с прозой Ремарка зачастую исчерпывается романом «Три товарища», им ограничивается и история театральных постановок. Однако автобиографический роман «Черный обелиск» не менее значимая книга. Завершив ее в 58 лет, писатель реконструировал мир своей юности, попытавшись заново осмыслить тогдашнюю жизнь. Он поднимает проблемы, возникавшие в других своих произведениях, пересматривает ценности. Главный герой Людвиг (Юрий Буторин) считается альтер эго автора. В спектакле «Мастерской» он, парень в черном пиджаке, брюках, заправленных в сапоги, и широкой кепке, выходит на сцену прямо из зрительного зала. «Двадцать третий» — это одновременно попытка героя заново пережить свою молодость и оценить ее с точки зрения нынешнего возраста. Поэтому Людвиг весь вечер на сцене и всегда в центре событий то как участник, то как комментатор происходящего. Он представляет зрителям остальных героев, а сыграв какую-нибудь сцену, иногда оценивает ее парой метких реплик, как герой фильма Феллини «Амаркорд».
Людвигу уже 25, подзаголовок романа и жанр спектакля «история о запоздалой молодости» связан с тем, что его и его одноклассников сразу после окончания школы мобилизовали (шла Первая мировая война). Те, кто выжил и вернулся, пытаются наверстать проведенное на фронте время. Людвиг испытывает «небесную любовь» к Изабелле (она же Женевьева) — незаурядной девушке, страдающей раздвоением личности (Дарья Коныжева играет ее хрупкой, беззащитной и наделенной поэтическим воображением). И встречает вполне земную любовь — артистку цирка Герду (обаятельная Полина Айрапетова). Она любит вкусную еду, красивых мужчин, наслаждается жизнью и делится с возлюбленным своим жизненным опытом. Еще Людвиг ведет беседы с пастором и доктором о смысле жизни и работает художником, бухгалтером и заведующим рекламой конторы «Кроль и сыновья», продающей надгробные памятники.
Геологические слои памяти
Образ погружения в прошлое соавтор Евгения Каменьковича художник Александр Боровский связал с движением вглубь сцены. Декорация, похожая на слоеный пирог, постепенно открывает «геологические слои» памяти. Действие начинается в конторе по продаже памятников — на черном фоне, украшенном усеченными ромбами, похожими на крышку гроба. Дальше штанкет с декорацией поднимается, и герои оказываются в кабаре «Красная мельница» — на фоне красного задника в красном цвете. Герда отбивает степ, кувыркается и в конце номера садится на шпагат. Когда декорация снова поднимается, Людвиг оказывается в психиатрической клинике: ее желтая стена расчерчена на ровные квадраты. Она тоже поднимется, открывая пустой темный двор. По ходу спектакля слои чередуются, меняя место действия. По расцветке костюмов можно определить среду обитания героев (художник по костюмам Мария Боровская). Доктор, пастор и Изабелла-Женевьева в разных оттенках желтого, завсегдатаи кабаре, его сотрудники и владелец — в красном, Людвиг, его начальник Кроль (Юрий Буторин) и соседи одеты в черное.
Исследование пространства и времени в спектаклях для Каменьковича всегда так же важно, как и характеры героев. «Двадцать третий» точно передает ритм и особенности описанной в романе жизни. Актеры с безупречным произношением поют немецкие песни, то и дело загорается табло с курсом доллара: ближе к финалу он доходит до 9 миллионов марок, две денежные единицы сравняются после реформы, но марка снова упадет. В воздухе витают идеи нарождающегося фашизма. Их разделяют и юнцы, и мрачноватый сосед Людвига мясник Вацек (Тагир Рахимов), мечтающий надеть мундир штурмовика, и директор школы.
Актерский ансамбль
В спектакле играют артисты «Мастерской» разных поколений, создавая галерею запоминающихся образов. И то, что их герои всего лишь ожившие воспоминания, не мешает актерам играть ярко и колоритно. Их работы складываются в психологически выверенный ансамбль, где каждый на своем месте. Начальник и однополчанин Людвига Кроль (Владимир Топцов) носит красную пижаму, читает хронику светской жизни и мечтает вырваться в Берлин. Но так и останется в родном городе: изменить жизнь мешает хроническая усталость и мысль, что от себя никуда не денешься. За годы работы в «Мастерской» у Топцова с Буториным возник слаженный дуэт. Но они не только исполнители, эти актеры — авторы инсценировки спектакля.
Влюбленная в Кроля жена мясника Лиза (Ксения Кутепова) — белокурая бестия в сногсшибательных красных платьях, внешне похожа на Грету Гарбо. Но стоит ей заговорить, изящество и шарм соединяются с интонацией рыночной торговки. Внимания Лизы добивается деловой партнер Кроля Ризенфельд (Олег Нирян). Примерный семьянин, оторвавшийся от домашнего очага, превращается в Дон Жуана, сорит деньгами, страстно танцует танго и объясняет свои похождения влиянием таинственного «демона».
Зрители внимательно смотрят спектакль, чутко реагируя на каждую реплику и отвечая хохотом на смешные. Среди таких сцен, на которые откликнулись, — когда мяснику Вацеку советуют обрызгаться одеколоном, чтобы понравиться жене, а он застенчиво отказывается: «на работе подумают, что я педераст».
Прожив в маленьком городке год, Людвиг понимает, что больше в жизни ничего не изменится. Герда ушла к богатому поклоннику, Изабелла-Женевьева выздоровела и больше его не узнает. Пора двигаться дальше. Получив неожиданное предложение поработать репортером в берлинской газете, герой уезжает. Он вернется в городок уже взрослым и встретится с прежними друзьями (хотя большинство из них уже ушли в мир иной). Они сидят вместе, а декорации постепенно опускаются слой за слоем: желтый, красный, черный и, наконец, белый с цифрами 1923.
Источник: ТАСС
Ольга Романцова, «ТАСС», 11.02.2023
- Боль и радость двадцать третьего годаМария Музалевская, 10.2023
- Спектакль «Двадцать третий»Лариса Каневская, «Мнение», 8.04.2023
- Другой век, другая странаЕлена Шаина, «Театр To Go», 22.03.2023
- Больно смотретьНаталья Витвицкая, «Экран и сцена», 16.03.2023
- Мир на выдохеТатьяна Власова, «Театрал», 14.03.2023
- Спектакль «Двадцать третий»: поздний Ремарк на сцене Мастерской ФоменкоТатьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 6.03.2023
- «Двадцать третий»: чёрный обелиск «Мастерской Фоменко»Ирина Мишина, «Musecube», 6.03.2023
- Обелиск на продажуОльга Фукс, «Петербургский театральный журнал. Блог», 23.02.2023
- И дольше века длится годДарья Андреева, «Сноб», 17.02.2023
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера спектакля «Двадцать третий»Инга Бугулова, «Российская газета», 15.02.2023
- Черно-красно-желтый обелискМарина Шимадина, «Коммерсант», 15.02.2023
- Времена не выбирают. В «Мастерской Петра Фоменко» «перечитали» «Черный обелиск»Рита Долматова, «На западе Москвы», 14.02.2023
- Три цвета черного обелискаМарина Райкина, «Московский комсомолец», 14.02.2023
- В «Мастерской Петра Фоменко» прошла премьера спектакля «Двадцать третий»Александра Сидорова, «Бизнес FM», 13.02.2023
- «Двадцать третий»: бессмертный Ремарк в Мастерской Петра ФоменкоВалерия Вербинина, «Москультура», 12.02.2023
- Премьера спектакля «Двадцать третий»: Каменькович показывает неизвестного в театре РемаркаОльга Романцова, «ТАСС», 11.02.2023
- Ксения Кутепова: «Любой опыт я рассматриваю как приобретение»«Философия отдыха», 01.2022
- «Есть ощущение тряски под ногами, я ее чувствую»Денис Мережковский, «Коммерсант-стиль», 24.02.2020
- Две порции абсурдаМарина Шимадина, «Театрал-onlain», 14.01.2020
- «Счастливые дни» как пример абсурдности жизниАндрей Дворецков, «Э-Вести», 10.01.2020
- ТРАГИЧЕСКИЙ ГИМН БЫТИЮНаталья Шаинян, «Петербургский театральный журнал (блог)», 8.01.2020
- Довели до абсурдаЛилия Акимова , «Musecube.org», 21.12.2019
- Сестры Кутеповы блеснули в спектакле с «французским акцентом»Эвелина Гурецкая, «Hollywood reporter», 11.07.2017
- «Фоменки» в зазеркальеТатьяна Ратькина, «Частный корреспондент», 28.04.2017
- Игра отражений: «Амфитрион» в «Мастерской Фоменко»Инна Логунова, «http://posta-magazine.ru», 21.03.2017
- Французский режиссёр с актёрами «Мастерской Фоменко» похулиганил с комедией МольераМария Беленькая, «Metro», 14.03.2017
- Полину и Ксению Кутеповых обманули богиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 9.03.2017
- Вот Рок, а вот порокИгорь Вирабов, «Российская газета», 8.03.2017
- Voulez vous cousher avec moi? Хотите ли вы спать со мнойВячеслав Суриков, «Эксперт», 6.03.2017
- Мольер. Но другойМарина Токарева, «Новая газета», 1.03.2017
- У вас родится ГеркулесОльга Егошина, «Театрал-online», 24.02.2017
- Обратная сторона любвиЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 20.02.2017
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- «Я не люблю умозрительный театр»Александр Баркар, «TimeOut», 25.04.2014
- «Летние осы кусают нас даже в ноябре»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 04.2014
- Это у них сезонное
Анна Чужкова, «Культура», 13.02.2014
- «Летние осы кусают нас даже в ноябре»: про веру и любовьНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 7.02.2014
- «Мастерская Петра Фоменко» представит спектакль режиссера РейбоНаталья Курова, «РИА-новости», 8.12.2013
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу ВырыпаеваДарья Горшкова, «buro247.ru», 22.11.2013
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу Ивана Вырыпаева«Lenta.ru», 22.11.2013
- Пьесу Ивана Вырыпаева поставят в театре Фоменко в ускоренных темпахВера Копылова, «РИА-новости», 22.11.2013
- Догнать ушедший кинопоездАлександр Малюгин, «Аргументы недели», 29.08.2013
- Ксения Кутепова: «Петр Фоменко боготворил женщин»«Трибуна», 22.08.2013
- «Моряки и шлюхи»: танец чувствОльга Абакумова, «http://musecube.org», 14.02.2013
- «Моряки и шлюхи»: долой слова и юбкиАнна Балуева, 17.01.2013
- Концерт по заветамРоман Должанский, «Коммерсант», 25.12.2012
- «Моряки и шлюхи»: танцуют всеНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 25.12.2012
- Попробуй попляшиГлеб Ситковский, «Ведомости», 24.12.2012
- «Моряки и шлюхи» оказались начинающими балеринамиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.12.2012
- Евгений Каменькович: «На Язычников меня благословил Фоменко»Анна Чужкова, «Культура», 23.12.2012
- Поматросят и не бросятИгорь Вирабов, «Российская газета», 21.12.2012
- Танцы о свободеГалина Шматова, «http://afisha.mail.ru», 18.12.2012
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Талант при свидетеляхДмитрий Циликин, «Росбалт.ru», 13.10.2012
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- «Не потеряйтесь!»Евгений Соколинский, «Империя драмы (газета Александринского театра)», 11.2009
- Ксения Кутепова отвечает на вопросы читателей Lenta.Ru«Lenta.Ru», 22.05.2008
- Не запирайте вашу дверь, Пусть будет дверь открыта!Мария Хализева, «Экран и Сцена», 01.2008
- За стекломРахлина Анастасия, «Домовой», 10.2007
- Всем поклонС. Овчинникова, «Планета Красота», 01.2007
- Игра в игруЕлена Губайдуллина, «Новые известия Театрал», 1.12.2006
- По волосам не плачутМарина Гаевская, «Культура», 30.11.2006
- «Фоменкам» удалось самое важноеЮлия Черникова, «Утро.ру», 23.11.2006
- Право на въезд«Итоги», 20.11.2006
- Жизненно важноеАлена Данилова, «Взгляд», 20.11.2006
- Трудности переводаАлексей Филиппов, «Московские новости», 17.11.2006
- Классный час Ксении КутеповойЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.11.2006
- Ухватиться за Венерин волосОльга Галахова, «Независимая газета», 16.11.2006
- Потерянный райОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.11.2006
- Сколько волосу ни витьсяМарина Давыдова, «Известия», 15.11.2006
- Кто знает про самое важное?Марина Райкина, «Московский комсомолец», 15.11.2006
- Проткнули времяГлеб Ситковский, «Gzt.ru», 14.11.2006
- Любовь в войлочных тапкахОльга Егошина, «Новые известия», 14.11.2006
- Аншлаг на «Самом важном»Любовь Лебедина, «Труд № 210», 14.11.2006
- Давайте я вас запишуОлег Зинцов, «Ведомости № 214 (1741)», 14.11.2006
- В одно касаниеДина Годер, «Время новостей», 13.11.2006
- Самое важноеКристина Матвиенко, «Time Out Москва», 8.11.2006
- Сестры ФоменкоМарина Зайонц, «Итоги», 27.03.2006
- У зеркала два лицаЛюбовь Мартынова, «Седьмой континент», 12.2005
- Фоменко среди трех сестерМарина Токарева, «Московские новости», 24.09.2004
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Три сестры и один сумасшедшийЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- Высший пилотаж великого ФомыПавел Подкладов, «Newsinfo.Ru», 13.07.2004
- Обаяние генияСергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касаниеАлександра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Начало романаЛ. Осипова, «Семья и школа, № 4», 04.2001
- Начало романа. Сцены
Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- Мир без войныЛюбовь Лебедина, «Труд», 16.03.2001
- Между миром и войнойВиктория Никифорова, «Эксперт», 12.03.2001
- От мира до войныОльга Лаврова, «Ваш Досуг», 8.03.2001
- Мальбрук в поход собралсяОльга Егошина, «Театр, № 2», 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Миро-приятиеДина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Мозаика «Войны и мира»Нина Агишева, «Московские новости», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового векаЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Ксения Кутепова стала Марьей, Соней и Жюли одновременноАлексей Белый, «Комсомольская правда», 22.02.2001
- Не до концаГригорий Заславский, «Независимая газета», 21.02.2001
- Толстовство в чистом видеРоман Должанский, «Коммерсант», 20.02.2001
- О доблести, о подвигах, о славеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Толстой нашего времениМайа Одина, «Сегодня», 20.02.2001
- Соткано с любовьюИрина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- Очень маленький ТолстойАлексей Филиппов, «Известия», 20.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- У Петра Фоменко снова премьера«Афиша», 19.02.2001
- О шестом англезе, дурочке из дома отдыха и механике эпизодаКирилл Рогов, «Полит. Ру», 11.02.2001
- Дети в интернате, жизнь в ИнтернетеИнна Вишневская, «Век № 40», 13.10.2000
- Когда б Толстой увидел эти игры
Марина Давыдова, «Время новостей», 10.10.2000
- Роман с Львом ТолстымРоман Должанский, «Коммерсантъ», 10.10.2000
- Игра в театрАлена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Тот самый чайОльга Егошина, «Литературная газета», 16.02.2000
- Женщины на грани красного цветаСветлана Хохрякова, «Культура», 3.02.2000
- Российская риторикаМарина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Горький в цветахИрина Глущенко, «Независимая газета», 27.01.2000
- Немного Горького в любовной мелодрамеНина Агишева, «Московские новости», 18.01.2000
- Красавицы и чудовищаЕлена Ковальская, «Афиша», 17.01.2000
- Старые «Варвары» и новое варварствоАлексей Филиппов, «Известия», 29.12.1999
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Четыре слагаемых успехаОльга Егошина, «Дом Актера, № 3-4», 1995
- Дело в
шляпе!Т. Белозерова, «Культура», 19.03.1994
- Как глупо быть Эрнестом«Сегодня», 16.02.1994
- Побеждающая радость творенияСаулюс Мацайтис, «Эхо Литвы», 18.01.1994
- Театр от ФомыЮрий Зерчанинов, 1993
- Мастера «Мастерской Фоменко»Мария Хализева, 1993
- «Фоменки» по-другому не умеютДарья Андреева, «Страстной бульвар»,