«Двадцать третий»: чёрный обелиск «Мастерской Фоменко»
«Мастерская Петра Фоменко» замахнулась на Эриха Марию Ремарка, представив на суд зрителей глобальный, трёх с половиной часовой спектакль «Двадцать третий» по роману «Чёрный обелиск». Постановщика Евгения Каменьковича вполне можно понять — события в книге происходят ровно 100 лет назад, и весьма соблазнительно попробовать провести параллели между былым и настоящим. Другой вопрос — стоило ли это вообще делать (ну, в смысле, параллели проводить… хотя кто знает, чего задумывал Каменькович, рождая своё детище).
Действие романа развивается между двумя войнами — завершившейся и ещё не начавшейся. Раны первой страна ещё не залечила, но дыхание второй уже ощущается над Германией (ах да, всё происходит именно там). Период безвременья, ужасающей инфляции (курс меняется столь быстро, что уследить за ним невозможно, а деньги измеряют в килограммах), невнятного будущего — и отрицания прошлого.
Слушайте, это же чистой воды наши девяностые! Да, предпосылки происходящего были абсолютно иными, но в целом, напиши кто на щитах, закрывающих сцену перед началом действа, не «1923», а «1993», никаких вопросов бы не возникло.
Но на нынешние-то дни — хоть в общемировом масштабе, хоть в рамках некоей конкретной территории — сюжет не накладывается (пусть ряд рецензентов и стремится это всеми силами провернуть). Разнообразные аллюзии на нечто близкое и знакомое могут возникнуть исключительно при большом желании привязать «Чёрный обелиск» к нашей общей реальности. Впрочем, почему нет? Для кого-то в результате этих умственных упражнений постановка обретёт второе дно и дополнительную ценность. А я просто закрываю для читателей данной статьи один из самых важных вопросов: ваша покорная слуга настаивает, что «Двадцать третий» ценен сам по себе, а не как некий «исторический урок». (Я вообще не собиралась затрагивать данную тему, но пришлось: первое, о чём у меня интересуются аж с самой премьеры, это как соотносится постановка с настоящим временем. Моё мнение вы уже поняли.)
Но давайте уже перейдём к самому спектаклю. Ремарк — писатель сложный. Его «описательность», размеренность, погружённость в героев, их состояния и мысли при отсутствии ярких событий и сломов сюжета (верней, при их сравнительно небольшом количестве на огромный объём текста) делают перенос романов (и «Чёрного обелиска» в том числе) на театральную сцену задачей со звёздочкой. Вот кино по Эриху Марии снимать — идеально. А как всё это для подмостков трансформировать — чтобы и авторский текст не обеднел, и замыслы сохранились, и зрители со скуки не уснули?
Евгений Каменькович доверил инсценировку Юрию Буторину и Владимиру Топцову — между прочим, артистам театра и исполнителям в «Двадцать третьем» ролей Людвига (от лица которого и ведётся повествование) и владельца погребальной конторы Кроля. Пусть я не люблю Ремарка (абсолютно не мой писатель, случается), но внимательно изучила роман после посещения «Мастерской Фоменко». И так скажу: невероятно приятно, когда к авторскому тексту (да не абы какому!) относятся с такой любовью и осторожностью, столь тщательно трактуют его — не боясь, что важно, видоизменить детали в соответствии со своим замыслом и требованиями сцены, но сохранив атмосферу и сверхидею.
Спектакль получился… созерцательный. Неспешный, текучий — «ремарковский». Но при этом — наполненный. Потому смотрите сразу: если вы, как и я, обожаете подобное, обязательно приходите к «фоменкам». А вот коли вам необходим драйв, ежесекундный движняк, куча событий и эмоций на разрыв — есть подозрение, что «Двадцать третий» — не ваша постановка.
Каменькович — режиссёр, который показывает жизнь. Да, чуть утрированную, местами — гиперболизированную, кое-где — омузыкаленную, но вполне достоверную жизнь. Конечно, театральную: простроенную на жестах и телодвижениях (и как это красиво делает Каменькович!), расслабляющую и развлекающую зрителей танцами и шпагатами. А всё равно — почти настоящую.
Декорации минималистичны (да-да, моя отдельная слабость; а художник-постановщик — Александр Боровский). Три ряда щитов-задников. Чёрный — погребальная контора Кроля (где работают со смертью, но жаждут жизни). Красный — ночной клуб «Красная мельница» (он же — «Мулен Руж»), место, где можно отвлечься от существования и погрузиться пусть в воображаемое, но счастье. И жёлтый — лечебница для душевнобольных (в смысле, «жёлтый дом»). Уголок, в котором остаёшься максимально нормальным в рамках творящегося в стране сумасшествия.
А когда все эти три ряда щитов поднимаются вверх, один над другим, вырисовывается он — флаг Германии. Красиво!.. И глубоко.
И костюмы персонажей выдержаны в этих же цветах: сотрудники конторы Кроля (равно как и их соседи и поставщик) носят чёрное. В «Красной мельнице» наряжаются в радостно-алое — так сильно контрастирующее с истинным бытом героев. А на «третьей линии» и пациенты, и врач, и даже местный священник облачены в солнечно-жёлтое (художник по костюмам — Мария Боровская). Три цвета-мира вполне ударно пересекаются — оно и понятно, в любой момент по своей ли воле или по чужой ты можешь оказаться в любом из них (а Ризенфельд невероятно трогательно пытается преподнести поразившей его сердце Лизе букеты всех цветов декораций, включая чёрный). И всё это снова очень красиво!
Художник по свету Дамир Исмагилов закрепляет эффект, создавая отдельный слой восприятия спектакля. Тут тот самый случай, когда световой дизайн имеет свой собственный, громкий голос, а не просто сопровождает происходящее.
И, конечно же, артисты. Можно было бы многословно порассуждать обо всех, ибо актёрские работы, честное слово, безукоризненны. Но тогда я бы не завершила эту статью и до Нового года, потому буду кратка.
Надо понимать, что в «Двадцать третьем» весьма вольное отношение к возрастам героем и артистов. Кроль (чудесный Владимир Топцов) — оказывается, почти ровесник своему брату (прекрасный Дмитрий Захаров) и сослуживцам. Дамы-проститутки (шикарные Александра Кесельман и Екатерина Смирнова) куда старше, нежели их младые товарищи (и всё те же сослуживцы). Внешне — никогда не подумаешь. Но театр позволяет подобные условности, а при соответствующей органичности артистов (вот как здесь, например) ты спокойно принимаешь правила игры.
Невероятны все. Доктор и пастор в психушке (Олег Любимов и Степан Пьянков) настолько точны и детальны, что, не совру, сразу же становятся фаворитами публики. А ещё больший любимец зала — Виталий Метлин (пациент «жёлтого дома»), средоточие трагичности в комичной оболочке. Почти эпизодическая роль Ксении Кутеповой (Лиза) похожа на бенефис артистки. А Александр Моровов (жаждущий плотской любви гробовщик Альфред) — отдельное шоу в нашей германской истории.
Удивителен Олег Нирян (Ризенфельд), абсолютно очарователен Вениамин Краснянский (Вилли). А троица главных героев — Людвиг, Герда и Изабелла-Женевьева (Юрий Буторин, Полина Айрапетова и Дарья Коныжева), как по мне, идеально вписываются в мир, созданный Ремарком, и выстраивают действие единственно правильным образом.
Собственно, все те, кого упоминают в программке, заслуживают громогласных аплодисментов. Они переносят нас в тот странный и страшный год, делая всё происходящее абсолютно достоверным.
…и над всем происходящим вырастает циклопических размеров чёрный обелиск — эдакий памятник на могиле то ли прошлого, то ли настоящего, то ли будущего… Но, в итоге, приобретаемый отнюдь не для того человека, который мог бы пригрезиться в самых смелых прожектах.
«Двадцать третий» — спектакль о том, что реальность перемалывает даже самые смелые мечты. Но также и о том, что нужно стремиться к свету, даже если жизнь, казалось бы, выводит тебя на перекрёсток всего трёх дорог: чёрной (к смерти), красной (к продаже самого себя) или жёлтой (ну, это понятно). Авось, и отыщешь четвёртую — нужную именно тебе. И вот здесь как раз (в моём представлении) и кроется актуальность постановки.
Как по мне, именно так и нужно ставить Ремарка. В «Двадцать третьем» я вижу всё, что вложил в роман писатель. Ну а иначе — зачем и браться за это дело, правда?
Источник: Musecube
Действие романа развивается между двумя войнами — завершившейся и ещё не начавшейся. Раны первой страна ещё не залечила, но дыхание второй уже ощущается над Германией (ах да, всё происходит именно там). Период безвременья, ужасающей инфляции (курс меняется столь быстро, что уследить за ним невозможно, а деньги измеряют в килограммах), невнятного будущего — и отрицания прошлого.
Слушайте, это же чистой воды наши девяностые! Да, предпосылки происходящего были абсолютно иными, но в целом, напиши кто на щитах, закрывающих сцену перед началом действа, не «1923», а «1993», никаких вопросов бы не возникло.
Но на нынешние-то дни — хоть в общемировом масштабе, хоть в рамках некоей конкретной территории — сюжет не накладывается (пусть ряд рецензентов и стремится это всеми силами провернуть). Разнообразные аллюзии на нечто близкое и знакомое могут возникнуть исключительно при большом желании привязать «Чёрный обелиск» к нашей общей реальности. Впрочем, почему нет? Для кого-то в результате этих умственных упражнений постановка обретёт второе дно и дополнительную ценность. А я просто закрываю для читателей данной статьи один из самых важных вопросов: ваша покорная слуга настаивает, что «Двадцать третий» ценен сам по себе, а не как некий «исторический урок». (Я вообще не собиралась затрагивать данную тему, но пришлось: первое, о чём у меня интересуются аж с самой премьеры, это как соотносится постановка с настоящим временем. Моё мнение вы уже поняли.)
Но давайте уже перейдём к самому спектаклю. Ремарк — писатель сложный. Его «описательность», размеренность, погружённость в героев, их состояния и мысли при отсутствии ярких событий и сломов сюжета (верней, при их сравнительно небольшом количестве на огромный объём текста) делают перенос романов (и «Чёрного обелиска» в том числе) на театральную сцену задачей со звёздочкой. Вот кино по Эриху Марии снимать — идеально. А как всё это для подмостков трансформировать — чтобы и авторский текст не обеднел, и замыслы сохранились, и зрители со скуки не уснули?
Евгений Каменькович доверил инсценировку Юрию Буторину и Владимиру Топцову — между прочим, артистам театра и исполнителям в «Двадцать третьем» ролей Людвига (от лица которого и ведётся повествование) и владельца погребальной конторы Кроля. Пусть я не люблю Ремарка (абсолютно не мой писатель, случается), но внимательно изучила роман после посещения «Мастерской Фоменко». И так скажу: невероятно приятно, когда к авторскому тексту (да не абы какому!) относятся с такой любовью и осторожностью, столь тщательно трактуют его — не боясь, что важно, видоизменить детали в соответствии со своим замыслом и требованиями сцены, но сохранив атмосферу и сверхидею.
Спектакль получился… созерцательный. Неспешный, текучий — «ремарковский». Но при этом — наполненный. Потому смотрите сразу: если вы, как и я, обожаете подобное, обязательно приходите к «фоменкам». А вот коли вам необходим драйв, ежесекундный движняк, куча событий и эмоций на разрыв — есть подозрение, что «Двадцать третий» — не ваша постановка.
Каменькович — режиссёр, который показывает жизнь. Да, чуть утрированную, местами — гиперболизированную, кое-где — омузыкаленную, но вполне достоверную жизнь. Конечно, театральную: простроенную на жестах и телодвижениях (и как это красиво делает Каменькович!), расслабляющую и развлекающую зрителей танцами и шпагатами. А всё равно — почти настоящую.
Декорации минималистичны (да-да, моя отдельная слабость; а художник-постановщик — Александр Боровский). Три ряда щитов-задников. Чёрный — погребальная контора Кроля (где работают со смертью, но жаждут жизни). Красный — ночной клуб «Красная мельница» (он же — «Мулен Руж»), место, где можно отвлечься от существования и погрузиться пусть в воображаемое, но счастье. И жёлтый — лечебница для душевнобольных (в смысле, «жёлтый дом»). Уголок, в котором остаёшься максимально нормальным в рамках творящегося в стране сумасшествия.
А когда все эти три ряда щитов поднимаются вверх, один над другим, вырисовывается он — флаг Германии. Красиво!.. И глубоко.
И костюмы персонажей выдержаны в этих же цветах: сотрудники конторы Кроля (равно как и их соседи и поставщик) носят чёрное. В «Красной мельнице» наряжаются в радостно-алое — так сильно контрастирующее с истинным бытом героев. А на «третьей линии» и пациенты, и врач, и даже местный священник облачены в солнечно-жёлтое (художник по костюмам — Мария Боровская). Три цвета-мира вполне ударно пересекаются — оно и понятно, в любой момент по своей ли воле или по чужой ты можешь оказаться в любом из них (а Ризенфельд невероятно трогательно пытается преподнести поразившей его сердце Лизе букеты всех цветов декораций, включая чёрный). И всё это снова очень красиво!
Художник по свету Дамир Исмагилов закрепляет эффект, создавая отдельный слой восприятия спектакля. Тут тот самый случай, когда световой дизайн имеет свой собственный, громкий голос, а не просто сопровождает происходящее.
И, конечно же, артисты. Можно было бы многословно порассуждать обо всех, ибо актёрские работы, честное слово, безукоризненны. Но тогда я бы не завершила эту статью и до Нового года, потому буду кратка.
Надо понимать, что в «Двадцать третьем» весьма вольное отношение к возрастам героем и артистов. Кроль (чудесный Владимир Топцов) — оказывается, почти ровесник своему брату (прекрасный Дмитрий Захаров) и сослуживцам. Дамы-проститутки (шикарные Александра Кесельман и Екатерина Смирнова) куда старше, нежели их младые товарищи (и всё те же сослуживцы). Внешне — никогда не подумаешь. Но театр позволяет подобные условности, а при соответствующей органичности артистов (вот как здесь, например) ты спокойно принимаешь правила игры.
Невероятны все. Доктор и пастор в психушке (Олег Любимов и Степан Пьянков) настолько точны и детальны, что, не совру, сразу же становятся фаворитами публики. А ещё больший любимец зала — Виталий Метлин (пациент «жёлтого дома»), средоточие трагичности в комичной оболочке. Почти эпизодическая роль Ксении Кутеповой (Лиза) похожа на бенефис артистки. А Александр Моровов (жаждущий плотской любви гробовщик Альфред) — отдельное шоу в нашей германской истории.
Удивителен Олег Нирян (Ризенфельд), абсолютно очарователен Вениамин Краснянский (Вилли). А троица главных героев — Людвиг, Герда и Изабелла-Женевьева (Юрий Буторин, Полина Айрапетова и Дарья Коныжева), как по мне, идеально вписываются в мир, созданный Ремарком, и выстраивают действие единственно правильным образом.
Собственно, все те, кого упоминают в программке, заслуживают громогласных аплодисментов. Они переносят нас в тот странный и страшный год, делая всё происходящее абсолютно достоверным.
…и над всем происходящим вырастает циклопических размеров чёрный обелиск — эдакий памятник на могиле то ли прошлого, то ли настоящего, то ли будущего… Но, в итоге, приобретаемый отнюдь не для того человека, который мог бы пригрезиться в самых смелых прожектах.
«Двадцать третий» — спектакль о том, что реальность перемалывает даже самые смелые мечты. Но также и о том, что нужно стремиться к свету, даже если жизнь, казалось бы, выводит тебя на перекрёсток всего трёх дорог: чёрной (к смерти), красной (к продаже самого себя) или жёлтой (ну, это понятно). Авось, и отыщешь четвёртую — нужную именно тебе. И вот здесь как раз (в моём представлении) и кроется актуальность постановки.
Как по мне, именно так и нужно ставить Ремарка. В «Двадцать третьем» я вижу всё, что вложил в роман писатель. Ну а иначе — зачем и браться за это дело, правда?
Источник: Musecube
Ирина Мишина, «Musecube», 6.03.2023
- Боль и радость двадцать третьего годаМария Музалевская, 10.2023
- Спектакль «Двадцать третий»Лариса Каневская, «Мнение», 8.04.2023
- Другой век, другая странаЕлена Шаина, «Театр To Go», 22.03.2023
- Больно смотретьНаталья Витвицкая, «Экран и сцена», 16.03.2023
- Мир на выдохеТатьяна Власова, «Театрал», 14.03.2023
- Спектакль «Двадцать третий»: поздний Ремарк на сцене Мастерской ФоменкоТатьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 6.03.2023
- «Двадцать третий»: чёрный обелиск «Мастерской Фоменко»Ирина Мишина, «Musecube», 6.03.2023
- Обелиск на продажуОльга Фукс, «Петербургский театральный журнал. Блог», 23.02.2023
- И дольше века длится годДарья Андреева, «Сноб», 17.02.2023
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера спектакля «Двадцать третий»Инга Бугулова, «Российская газета», 15.02.2023
- Черно-красно-желтый обелискМарина Шимадина, «Коммерсант», 15.02.2023
- Времена не выбирают. В «Мастерской Петра Фоменко» «перечитали» «Черный обелиск»Рита Долматова, «На западе Москвы», 14.02.2023
- Три цвета черного обелискаМарина Райкина, «Московский комсомолец», 14.02.2023
- В «Мастерской Петра Фоменко» прошла премьера спектакля «Двадцать третий»Александра Сидорова, «Бизнес FM», 13.02.2023
- «Двадцать третий»: бессмертный Ремарк в Мастерской Петра ФоменкоВалерия Вербинина, «Москультура», 12.02.2023
- Премьера спектакля «Двадцать третий»: Каменькович показывает неизвестного в театре РемаркаОльга Романцова, «ТАСС», 11.02.2023
- Ксения Кутепова: «Любой опыт я рассматриваю как приобретение»«Философия отдыха», 01.2022
- «Есть ощущение тряски под ногами, я ее чувствую»Денис Мережковский, «Коммерсант-стиль», 24.02.2020
- Две порции абсурдаМарина Шимадина, «Театрал-onlain», 14.01.2020
- «Счастливые дни» как пример абсурдности жизниАндрей Дворецков, «Э-Вести», 10.01.2020
- ТРАГИЧЕСКИЙ ГИМН БЫТИЮНаталья Шаинян, «Петербургский театральный журнал (блог)», 8.01.2020
- Довели до абсурдаЛилия Акимова , «Musecube.org», 21.12.2019
- Сестры Кутеповы блеснули в спектакле с «французским акцентом»Эвелина Гурецкая, «Hollywood reporter», 11.07.2017
- «Фоменки» в зазеркальеТатьяна Ратькина, «Частный корреспондент», 28.04.2017
- Игра отражений: «Амфитрион» в «Мастерской Фоменко»Инна Логунова, «http://posta-magazine.ru», 21.03.2017
- Французский режиссёр с актёрами «Мастерской Фоменко» похулиганил с комедией МольераМария Беленькая, «Metro», 14.03.2017
- Полину и Ксению Кутеповых обманули богиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 9.03.2017
- Вот Рок, а вот порокИгорь Вирабов, «Российская газета», 8.03.2017
- Voulez vous cousher avec moi? Хотите ли вы спать со мнойВячеслав Суриков, «Эксперт», 6.03.2017
- Мольер. Но другойМарина Токарева, «Новая газета», 1.03.2017
- У вас родится ГеркулесОльга Егошина, «Театрал-online», 24.02.2017
- Обратная сторона любвиЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 20.02.2017
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- «Я не люблю умозрительный театр»Александр Баркар, «TimeOut», 25.04.2014
- «Летние осы кусают нас даже в ноябре»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 04.2014
- Это у них сезонное
Анна Чужкова, «Культура», 13.02.2014
- «Летние осы кусают нас даже в ноябре»: про веру и любовьНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 7.02.2014
- «Мастерская Петра Фоменко» представит спектакль режиссера РейбоНаталья Курова, «РИА-новости», 8.12.2013
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу ВырыпаеваДарья Горшкова, «buro247.ru», 22.11.2013
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу Ивана Вырыпаева«Lenta.ru», 22.11.2013
- Пьесу Ивана Вырыпаева поставят в театре Фоменко в ускоренных темпахВера Копылова, «РИА-новости», 22.11.2013
- Догнать ушедший кинопоездАлександр Малюгин, «Аргументы недели», 29.08.2013
- Ксения Кутепова: «Петр Фоменко боготворил женщин»«Трибуна», 22.08.2013
- «Моряки и шлюхи»: танец чувствОльга Абакумова, «http://musecube.org», 14.02.2013
- «Моряки и шлюхи»: долой слова и юбкиАнна Балуева, 17.01.2013
- Концерт по заветамРоман Должанский, «Коммерсант», 25.12.2012
- «Моряки и шлюхи»: танцуют всеНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 25.12.2012
- Попробуй попляшиГлеб Ситковский, «Ведомости», 24.12.2012
- «Моряки и шлюхи» оказались начинающими балеринамиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.12.2012
- Евгений Каменькович: «На Язычников меня благословил Фоменко»Анна Чужкова, «Культура», 23.12.2012
- Поматросят и не бросятИгорь Вирабов, «Российская газета», 21.12.2012
- Танцы о свободеГалина Шматова, «http://afisha.mail.ru», 18.12.2012
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Талант при свидетеляхДмитрий Циликин, «Росбалт.ru», 13.10.2012
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- «Не потеряйтесь!»Евгений Соколинский, «Империя драмы (газета Александринского театра)», 11.2009
- Ксения Кутепова отвечает на вопросы читателей Lenta.Ru«Lenta.Ru», 22.05.2008
- Не запирайте вашу дверь, Пусть будет дверь открыта!Мария Хализева, «Экран и Сцена», 01.2008
- За стекломРахлина Анастасия, «Домовой», 10.2007
- Всем поклонС. Овчинникова, «Планета Красота», 01.2007
- Игра в игруЕлена Губайдуллина, «Новые известия Театрал», 1.12.2006
- По волосам не плачутМарина Гаевская, «Культура», 30.11.2006
- «Фоменкам» удалось самое важноеЮлия Черникова, «Утро.ру», 23.11.2006
- Право на въезд«Итоги», 20.11.2006
- Жизненно важноеАлена Данилова, «Взгляд», 20.11.2006
- Трудности переводаАлексей Филиппов, «Московские новости», 17.11.2006
- Классный час Ксении КутеповойЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.11.2006
- Ухватиться за Венерин волосОльга Галахова, «Независимая газета», 16.11.2006
- Потерянный райОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.11.2006
- Сколько волосу ни витьсяМарина Давыдова, «Известия», 15.11.2006
- Кто знает про самое важное?Марина Райкина, «Московский комсомолец», 15.11.2006
- Проткнули времяГлеб Ситковский, «Gzt.ru», 14.11.2006
- Любовь в войлочных тапкахОльга Егошина, «Новые известия», 14.11.2006
- Аншлаг на «Самом важном»Любовь Лебедина, «Труд № 210», 14.11.2006
- Давайте я вас запишуОлег Зинцов, «Ведомости № 214 (1741)», 14.11.2006
- В одно касаниеДина Годер, «Время новостей», 13.11.2006
- Самое важноеКристина Матвиенко, «Time Out Москва», 8.11.2006
- Сестры ФоменкоМарина Зайонц, «Итоги», 27.03.2006
- У зеркала два лицаЛюбовь Мартынова, «Седьмой континент», 12.2005
- Фоменко среди трех сестерМарина Токарева, «Московские новости», 24.09.2004
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Три сестры и один сумасшедшийЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- Высший пилотаж великого ФомыПавел Подкладов, «Newsinfo.Ru», 13.07.2004
- Обаяние генияСергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касаниеАлександра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Начало романаЛ. Осипова, «Семья и школа, № 4», 04.2001
- Начало романа. Сцены
Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- Мир без войныЛюбовь Лебедина, «Труд», 16.03.2001
- Между миром и войнойВиктория Никифорова, «Эксперт», 12.03.2001
- От мира до войныОльга Лаврова, «Ваш Досуг», 8.03.2001
- Мальбрук в поход собралсяОльга Егошина, «Театр, № 2», 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Миро-приятиеДина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Мозаика «Войны и мира»Нина Агишева, «Московские новости», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового векаЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Ксения Кутепова стала Марьей, Соней и Жюли одновременноАлексей Белый, «Комсомольская правда», 22.02.2001
- Не до концаГригорий Заславский, «Независимая газета», 21.02.2001
- Толстовство в чистом видеРоман Должанский, «Коммерсант», 20.02.2001
- О доблести, о подвигах, о славеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Толстой нашего времениМайа Одина, «Сегодня», 20.02.2001
- Соткано с любовьюИрина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- Очень маленький ТолстойАлексей Филиппов, «Известия», 20.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- У Петра Фоменко снова премьера«Афиша», 19.02.2001
- О шестом англезе, дурочке из дома отдыха и механике эпизодаКирилл Рогов, «Полит. Ру», 11.02.2001
- Дети в интернате, жизнь в ИнтернетеИнна Вишневская, «Век № 40», 13.10.2000
- Когда б Толстой увидел эти игры
Марина Давыдова, «Время новостей», 10.10.2000
- Роман с Львом ТолстымРоман Должанский, «Коммерсантъ», 10.10.2000
- Игра в театрАлена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Тот самый чайОльга Егошина, «Литературная газета», 16.02.2000
- Женщины на грани красного цветаСветлана Хохрякова, «Культура», 3.02.2000
- Российская риторикаМарина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Горький в цветахИрина Глущенко, «Независимая газета», 27.01.2000
- Немного Горького в любовной мелодрамеНина Агишева, «Московские новости», 18.01.2000
- Красавицы и чудовищаЕлена Ковальская, «Афиша», 17.01.2000
- Старые «Варвары» и новое варварствоАлексей Филиппов, «Известия», 29.12.1999
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Четыре слагаемых успехаОльга Егошина, «Дом Актера, № 3-4», 1995
- Дело в
шляпе!Т. Белозерова, «Культура», 19.03.1994
- Как глупо быть Эрнестом«Сегодня», 16.02.1994
- Побеждающая радость творенияСаулюс Мацайтис, «Эхо Литвы», 18.01.1994
- Театр от ФомыЮрий Зерчанинов, 1993
- Мастера «Мастерской Фоменко»Мария Хализева, 1993
- «Фоменки» по-другому не умеютДарья Андреева, «Страстной бульвар»,