Другой век, другая страна
«Двадцать третий» в Мастерской Петра Фоменко
Евгений Каменькович, мастер неспешных литературно-философских бесед, продолжает цикл постановок по сложной нетеатральной прозе. На этот раз он выбрал ретроспективный роман Эриха Марии Ремарка «Чёрный обелиск», а инсценировку написали Юрий Буторин и Владимир Топцов. Не будем гадать, почему материал заинтересовал режиссёра именно сейчас. Желающие провести жирные параллели обязательно их проведут: часто звучащее слово «война» и 1923 год – ровно сто лет до нашего двадцать третьего. На этом, пожалуй, совпадения заканчиваются.
Германию трясёт после Первой мировой войны, уже маячит Вторая мировая, общество укачивает на резком взлёте курса доллара. Люди быстро живут на всю зарплату, боясь не успеть стать счастливыми до очередной биржевой сводки, и так же быстро умирают, пополняя счета погребальных контор. Нечто похожее мы и сами наблюдали в лихие 1990-е, когда каждый пытался приспособиться поудобнее, чтобы выжить, а тот, кто смог извернуться до «бизнесмена», запомнил те годы «святыми девяностыми».
Свою версию романа Каменькович называет «историей одной запоздалой молодости» – междувоенный человек ищет себя и смысл жизни в эпоху «безвременья». Логика вполне понятная: мальчишки, которых отправили на войну сразу после окончания школы, пропустили лучшие годы юности и пытаются наверстать их теперь. Правда, под ликом запоздалой молодости чаще всего скрывается циничный инфантилизм.
Персонажи – люди неопределённого возраста 25±, взрослые снаружи и юные внутри. Обвиняя войну, больную экономику, дурное правительство, расхлябанную интеллигенцию и безнравственное духовенство, они смотрят на мир наивными глазами, судят об увиденном как подросток-максималист и совершенно не готовы брать на себя ответственность за собственные поступки. Иллюзии, которых их лишила война, обернулись разновидностью эскапизма. Главный герой и рассказчик Людвиг Бодмер (Юрий Буторин), которого Ремарк наделил автобиографическими чертами, не живёт, а наблюдает свою жизнь. Он испытывает возвышенное чувство к пациентке психиатрической больницы Изабелле-Женевьеве (Дарья Коныжева) и «земную любовь» к акробатке Герде (Полина Айрапетова), но ни одну из них не готов выбрать и удержать, а потому отпускает обеих. А ещё Людвиг мечтает вырваться из провинциального Верденбрюка в Берлин за лучшей жизнью, но дальше мечтаний дело не идёт, и в финале Людвиг уезжает лишь благодаря личным хлопотам и протекции Ризенфельда (Олег Нирян).
Бывшие однополчане Людвига братья Кроли ведут семейный бизнес, но действуют по наитию, и погребальная контора, казалось бы, обречённая на успех в царстве нищеты, голода и эпидемии гриппа, едва держится на плаву. Старший брат Георг (Олег Топцов) не слишком удачно справляется с закупками (куда удачнее идут шашни с соседкой), а младший Генрих (Дмитрий Захаров) под видом коммерческих разъездов целыми днями гоняет на любимом велике. Их соседка Лиза (Ксения Кутепова) всегда любила Георга, но замуж вышла за неприятного колбасника Вацека, который воняет кониной и не гнушается рукоприкладством. «Я хотела есть», – оправдывает Лиза свой выбор супруга. Сам же Вацек (Тагир Рахимов) любит жену, а в её неверности винит свою работу. Менять ничего не хочет: одно у него «не принято», за другое «могут засмеять ребята», третьего он «никогда не пробовал».
Обитатели собирательной локации «ночной клуб» – люди опытные, но не зрелые. Жизнь многому их научила, но они предпочли сохранить в себе ветреность и безрассудство. Например, Фрици и «Железная лошадь» (Александра Кесельман и Екатерина Смирнова) знают цену деньгам, но тратят их импульсивно, руководствуясь эмоциями, а не здравым смыслом. Хозяин клуба Эдуард (Павел Яковлев) пренебрегает ценностями фронтового товарищества и меняет его на дружбу по расчёту. Так поступают дети, бросая старых приятелей и искренне увлекаясь новыми друзьями с красивыми машинками и куклами.
Сценография своей простотой словно поддерживает этих больших детей в их видении мира. Александр Боровский выбрал три чистых цвета – чёрный, красный и жёлтый – как визуальный код, и три сценических контура – как уход от реальности. Чёрный с красным – лавка надгробий, красный – местный «Мулен Руж» с его обитателями, жёлтый – психиатрическая клиника вместе с доктором и пастором, чёрный с красным и жёлтым – флаг Веймарской республики. Даже розы для Лизы в руках Ризенфельда меняют цвета в соответствии с кодом. Наряды героев полностью вписаны в контекст: художник по костюмам Мария Боровская не только повторила цветовую гамму, но и великолепно передала модные веяния той эпохи.
Интересное решение декораций – дверцы и шкафчики. Контора Кролей выстроена из открывающихся чёрных гробов с алой внутренней отделкой, а сумасшедший дом целиком состоит из жёлтых ячеек, за дверцами которых прячется раздвоенное сознание пациентов. По ходу действия героям приходится постоянно открывать и закрывать многочисленные дверцы: тут детское любопытство и нетерпеливость, поиск чего-то важного, таящегося внутри, ощущение недостижимости цели, растерянности и страха перед большим миром, в котором всё так сложно и непонятно.
В блестящем исполнении актёров нет второстепенных персонажей – все изобретательны и интересны даже в отсутствие сюжетной динамики. Образы кажутся живыми и реальными, пусть и собраны в гротесковой манере. В этих людях, которые отказались взрослеть и предпочли остаться наблюдателями, есть несомненная сила, и именно на неё обращает особое внимание Евгений Каменькович. Это природная потребность чистоты – искренность и человечность, которые им удаётся сохранить в эпоху нарушенного равновесия, вопреки нищете и трудностям. Как дети, они до последнего верны себе, мгновенно чувствуют ложь и задают много вопросов, чтобы узнать правду.
Источник: Театр To Go
Германию трясёт после Первой мировой войны, уже маячит Вторая мировая, общество укачивает на резком взлёте курса доллара. Люди быстро живут на всю зарплату, боясь не успеть стать счастливыми до очередной биржевой сводки, и так же быстро умирают, пополняя счета погребальных контор. Нечто похожее мы и сами наблюдали в лихие 1990-е, когда каждый пытался приспособиться поудобнее, чтобы выжить, а тот, кто смог извернуться до «бизнесмена», запомнил те годы «святыми девяностыми».
Свою версию романа Каменькович называет «историей одной запоздалой молодости» – междувоенный человек ищет себя и смысл жизни в эпоху «безвременья». Логика вполне понятная: мальчишки, которых отправили на войну сразу после окончания школы, пропустили лучшие годы юности и пытаются наверстать их теперь. Правда, под ликом запоздалой молодости чаще всего скрывается циничный инфантилизм.
Персонажи – люди неопределённого возраста 25±, взрослые снаружи и юные внутри. Обвиняя войну, больную экономику, дурное правительство, расхлябанную интеллигенцию и безнравственное духовенство, они смотрят на мир наивными глазами, судят об увиденном как подросток-максималист и совершенно не готовы брать на себя ответственность за собственные поступки. Иллюзии, которых их лишила война, обернулись разновидностью эскапизма. Главный герой и рассказчик Людвиг Бодмер (Юрий Буторин), которого Ремарк наделил автобиографическими чертами, не живёт, а наблюдает свою жизнь. Он испытывает возвышенное чувство к пациентке психиатрической больницы Изабелле-Женевьеве (Дарья Коныжева) и «земную любовь» к акробатке Герде (Полина Айрапетова), но ни одну из них не готов выбрать и удержать, а потому отпускает обеих. А ещё Людвиг мечтает вырваться из провинциального Верденбрюка в Берлин за лучшей жизнью, но дальше мечтаний дело не идёт, и в финале Людвиг уезжает лишь благодаря личным хлопотам и протекции Ризенфельда (Олег Нирян).
Бывшие однополчане Людвига братья Кроли ведут семейный бизнес, но действуют по наитию, и погребальная контора, казалось бы, обречённая на успех в царстве нищеты, голода и эпидемии гриппа, едва держится на плаву. Старший брат Георг (Олег Топцов) не слишком удачно справляется с закупками (куда удачнее идут шашни с соседкой), а младший Генрих (Дмитрий Захаров) под видом коммерческих разъездов целыми днями гоняет на любимом велике. Их соседка Лиза (Ксения Кутепова) всегда любила Георга, но замуж вышла за неприятного колбасника Вацека, который воняет кониной и не гнушается рукоприкладством. «Я хотела есть», – оправдывает Лиза свой выбор супруга. Сам же Вацек (Тагир Рахимов) любит жену, а в её неверности винит свою работу. Менять ничего не хочет: одно у него «не принято», за другое «могут засмеять ребята», третьего он «никогда не пробовал».
Обитатели собирательной локации «ночной клуб» – люди опытные, но не зрелые. Жизнь многому их научила, но они предпочли сохранить в себе ветреность и безрассудство. Например, Фрици и «Железная лошадь» (Александра Кесельман и Екатерина Смирнова) знают цену деньгам, но тратят их импульсивно, руководствуясь эмоциями, а не здравым смыслом. Хозяин клуба Эдуард (Павел Яковлев) пренебрегает ценностями фронтового товарищества и меняет его на дружбу по расчёту. Так поступают дети, бросая старых приятелей и искренне увлекаясь новыми друзьями с красивыми машинками и куклами.
Сценография своей простотой словно поддерживает этих больших детей в их видении мира. Александр Боровский выбрал три чистых цвета – чёрный, красный и жёлтый – как визуальный код, и три сценических контура – как уход от реальности. Чёрный с красным – лавка надгробий, красный – местный «Мулен Руж» с его обитателями, жёлтый – психиатрическая клиника вместе с доктором и пастором, чёрный с красным и жёлтым – флаг Веймарской республики. Даже розы для Лизы в руках Ризенфельда меняют цвета в соответствии с кодом. Наряды героев полностью вписаны в контекст: художник по костюмам Мария Боровская не только повторила цветовую гамму, но и великолепно передала модные веяния той эпохи.
Интересное решение декораций – дверцы и шкафчики. Контора Кролей выстроена из открывающихся чёрных гробов с алой внутренней отделкой, а сумасшедший дом целиком состоит из жёлтых ячеек, за дверцами которых прячется раздвоенное сознание пациентов. По ходу действия героям приходится постоянно открывать и закрывать многочисленные дверцы: тут детское любопытство и нетерпеливость, поиск чего-то важного, таящегося внутри, ощущение недостижимости цели, растерянности и страха перед большим миром, в котором всё так сложно и непонятно.
В блестящем исполнении актёров нет второстепенных персонажей – все изобретательны и интересны даже в отсутствие сюжетной динамики. Образы кажутся живыми и реальными, пусть и собраны в гротесковой манере. В этих людях, которые отказались взрослеть и предпочли остаться наблюдателями, есть несомненная сила, и именно на неё обращает особое внимание Евгений Каменькович. Это природная потребность чистоты – искренность и человечность, которые им удаётся сохранить в эпоху нарушенного равновесия, вопреки нищете и трудностям. Как дети, они до последнего верны себе, мгновенно чувствуют ложь и задают много вопросов, чтобы узнать правду.
Источник: Театр To Go
Елена Шаина, «Театр To Go», 22.03.2023
- Боль и радость двадцать третьего годаМария Музалевская, 10.2023
- Спектакль «Двадцать третий»Лариса Каневская, «Мнение», 8.04.2023
- Другой век, другая странаЕлена Шаина, «Театр To Go», 22.03.2023
- Больно смотретьНаталья Витвицкая, «Экран и сцена», 16.03.2023
- Мир на выдохеТатьяна Власова, «Театрал», 14.03.2023
- Спектакль «Двадцать третий»: поздний Ремарк на сцене Мастерской ФоменкоТатьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 6.03.2023
- «Двадцать третий»: чёрный обелиск «Мастерской Фоменко»Ирина Мишина, «Musecube», 6.03.2023
- Обелиск на продажуОльга Фукс, «Петербургский театральный журнал. Блог», 23.02.2023
- И дольше века длится годДарья Андреева, «Сноб», 17.02.2023
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера спектакля «Двадцать третий»Инга Бугулова, «Российская газета», 15.02.2023
- Черно-красно-желтый обелискМарина Шимадина, «Коммерсант», 15.02.2023
- Времена не выбирают. В «Мастерской Петра Фоменко» «перечитали» «Черный обелиск»Рита Долматова, «На западе Москвы», 14.02.2023
- Три цвета черного обелискаМарина Райкина, «Московский комсомолец», 14.02.2023
- В «Мастерской Петра Фоменко» прошла премьера спектакля «Двадцать третий»Александра Сидорова, «Бизнес FM», 13.02.2023
- «Двадцать третий»: бессмертный Ремарк в Мастерской Петра ФоменкоВалерия Вербинина, «Москультура», 12.02.2023
- Премьера спектакля «Двадцать третий»: Каменькович показывает неизвестного в театре РемаркаОльга Романцова, «ТАСС», 11.02.2023
- Ксения Кутепова: «Любой опыт я рассматриваю как приобретение»«Философия отдыха», 01.2022
- «Есть ощущение тряски под ногами, я ее чувствую»Денис Мережковский, «Коммерсант-стиль», 24.02.2020
- Две порции абсурдаМарина Шимадина, «Театрал-onlain», 14.01.2020
- «Счастливые дни» как пример абсурдности жизниАндрей Дворецков, «Э-Вести», 10.01.2020
- ТРАГИЧЕСКИЙ ГИМН БЫТИЮНаталья Шаинян, «Петербургский театральный журнал (блог)», 8.01.2020
- Довели до абсурдаЛилия Акимова , «Musecube.org», 21.12.2019
- Сестры Кутеповы блеснули в спектакле с «французским акцентом»Эвелина Гурецкая, «Hollywood reporter», 11.07.2017
- «Фоменки» в зазеркальеТатьяна Ратькина, «Частный корреспондент», 28.04.2017
- Игра отражений: «Амфитрион» в «Мастерской Фоменко»Инна Логунова, «http://posta-magazine.ru», 21.03.2017
- Французский режиссёр с актёрами «Мастерской Фоменко» похулиганил с комедией МольераМария Беленькая, «Metro», 14.03.2017
- Полину и Ксению Кутеповых обманули богиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 9.03.2017
- Вот Рок, а вот порокИгорь Вирабов, «Российская газета», 8.03.2017
- Voulez vous cousher avec moi? Хотите ли вы спать со мнойВячеслав Суриков, «Эксперт», 6.03.2017
- Мольер. Но другойМарина Токарева, «Новая газета», 1.03.2017
- У вас родится ГеркулесОльга Егошина, «Театрал-online», 24.02.2017
- Обратная сторона любвиЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 20.02.2017
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- «Я не люблю умозрительный театр»Александр Баркар, «TimeOut», 25.04.2014
- «Летние осы кусают нас даже в ноябре»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 04.2014
- Это у них сезонное
Анна Чужкова, «Культура», 13.02.2014
- «Летние осы кусают нас даже в ноябре»: про веру и любовьНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 7.02.2014
- «Мастерская Петра Фоменко» представит спектакль режиссера РейбоНаталья Курова, «РИА-новости», 8.12.2013
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу ВырыпаеваДарья Горшкова, «buro247.ru», 22.11.2013
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу Ивана Вырыпаева«Lenta.ru», 22.11.2013
- Пьесу Ивана Вырыпаева поставят в театре Фоменко в ускоренных темпахВера Копылова, «РИА-новости», 22.11.2013
- Догнать ушедший кинопоездАлександр Малюгин, «Аргументы недели», 29.08.2013
- Ксения Кутепова: «Петр Фоменко боготворил женщин»«Трибуна», 22.08.2013
- «Моряки и шлюхи»: танец чувствОльга Абакумова, «http://musecube.org», 14.02.2013
- «Моряки и шлюхи»: долой слова и юбкиАнна Балуева, 17.01.2013
- Концерт по заветамРоман Должанский, «Коммерсант», 25.12.2012
- «Моряки и шлюхи»: танцуют всеНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 25.12.2012
- Попробуй попляшиГлеб Ситковский, «Ведомости», 24.12.2012
- «Моряки и шлюхи» оказались начинающими балеринамиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.12.2012
- Евгений Каменькович: «На Язычников меня благословил Фоменко»Анна Чужкова, «Культура», 23.12.2012
- Поматросят и не бросятИгорь Вирабов, «Российская газета», 21.12.2012
- Танцы о свободеГалина Шматова, «http://afisha.mail.ru», 18.12.2012
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Талант при свидетеляхДмитрий Циликин, «Росбалт.ru», 13.10.2012
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- «Не потеряйтесь!»Евгений Соколинский, «Империя драмы (газета Александринского театра)», 11.2009
- Ксения Кутепова отвечает на вопросы читателей Lenta.Ru«Lenta.Ru», 22.05.2008
- Не запирайте вашу дверь, Пусть будет дверь открыта!Мария Хализева, «Экран и Сцена», 01.2008
- За стекломРахлина Анастасия, «Домовой», 10.2007
- Всем поклонС. Овчинникова, «Планета Красота», 01.2007
- Игра в игруЕлена Губайдуллина, «Новые известия Театрал», 1.12.2006
- По волосам не плачутМарина Гаевская, «Культура», 30.11.2006
- «Фоменкам» удалось самое важноеЮлия Черникова, «Утро.ру», 23.11.2006
- Право на въезд«Итоги», 20.11.2006
- Жизненно важноеАлена Данилова, «Взгляд», 20.11.2006
- Трудности переводаАлексей Филиппов, «Московские новости», 17.11.2006
- Классный час Ксении КутеповойЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.11.2006
- Ухватиться за Венерин волосОльга Галахова, «Независимая газета», 16.11.2006
- Потерянный райОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.11.2006
- Сколько волосу ни витьсяМарина Давыдова, «Известия», 15.11.2006
- Кто знает про самое важное?Марина Райкина, «Московский комсомолец», 15.11.2006
- Проткнули времяГлеб Ситковский, «Gzt.ru», 14.11.2006
- Любовь в войлочных тапкахОльга Егошина, «Новые известия», 14.11.2006
- Аншлаг на «Самом важном»Любовь Лебедина, «Труд № 210», 14.11.2006
- Давайте я вас запишуОлег Зинцов, «Ведомости № 214 (1741)», 14.11.2006
- В одно касаниеДина Годер, «Время новостей», 13.11.2006
- Самое важноеКристина Матвиенко, «Time Out Москва», 8.11.2006
- Сестры ФоменкоМарина Зайонц, «Итоги», 27.03.2006
- У зеркала два лицаЛюбовь Мартынова, «Седьмой континент», 12.2005
- Фоменко среди трех сестерМарина Токарева, «Московские новости», 24.09.2004
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Три сестры и один сумасшедшийЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- Высший пилотаж великого ФомыПавел Подкладов, «Newsinfo.Ru», 13.07.2004
- Обаяние генияСергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касаниеАлександра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Начало романаЛ. Осипова, «Семья и школа, № 4», 04.2001
- Начало романа. Сцены
Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- Мир без войныЛюбовь Лебедина, «Труд», 16.03.2001
- Между миром и войнойВиктория Никифорова, «Эксперт», 12.03.2001
- От мира до войныОльга Лаврова, «Ваш Досуг», 8.03.2001
- Мальбрук в поход собралсяОльга Егошина, «Театр, № 2», 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Миро-приятиеДина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Мозаика «Войны и мира»Нина Агишева, «Московские новости», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового векаЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Ксения Кутепова стала Марьей, Соней и Жюли одновременноАлексей Белый, «Комсомольская правда», 22.02.2001
- Не до концаГригорий Заславский, «Независимая газета», 21.02.2001
- Толстовство в чистом видеРоман Должанский, «Коммерсант», 20.02.2001
- О доблести, о подвигах, о славеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Толстой нашего времениМайа Одина, «Сегодня», 20.02.2001
- Соткано с любовьюИрина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- Очень маленький ТолстойАлексей Филиппов, «Известия», 20.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- У Петра Фоменко снова премьера«Афиша», 19.02.2001
- О шестом англезе, дурочке из дома отдыха и механике эпизодаКирилл Рогов, «Полит. Ру», 11.02.2001
- Дети в интернате, жизнь в ИнтернетеИнна Вишневская, «Век № 40», 13.10.2000
- Когда б Толстой увидел эти игры
Марина Давыдова, «Время новостей», 10.10.2000
- Роман с Львом ТолстымРоман Должанский, «Коммерсантъ», 10.10.2000
- Игра в театрАлена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Тот самый чайОльга Егошина, «Литературная газета», 16.02.2000
- Женщины на грани красного цветаСветлана Хохрякова, «Культура», 3.02.2000
- Российская риторикаМарина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Горький в цветахИрина Глущенко, «Независимая газета», 27.01.2000
- Немного Горького в любовной мелодрамеНина Агишева, «Московские новости», 18.01.2000
- Красавицы и чудовищаЕлена Ковальская, «Афиша», 17.01.2000
- Старые «Варвары» и новое варварствоАлексей Филиппов, «Известия», 29.12.1999
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Четыре слагаемых успехаОльга Егошина, «Дом Актера, № 3-4», 1995
- Дело в
шляпе!Т. Белозерова, «Культура», 19.03.1994
- Как глупо быть Эрнестом«Сегодня», 16.02.1994
- Побеждающая радость творенияСаулюс Мацайтис, «Эхо Литвы», 18.01.1994
- Театр от ФомыЮрий Зерчанинов, 1993
- Мастера «Мастерской Фоменко»Мария Хализева, 1993
- «Фоменки» по-другому не умеютДарья Андреева, «Страстной бульвар»,