Роман с Львом Толстым
«Семейное счастие» в Мастерской Петра Фоменко
Предыдущий спектакль Петра Фоменко «Одна абсолютно счастливая деревня» только успел собрать букет наград по итогам прошлого сезона, как режиссер выпустил новую работу. Несколько лет с актерами мастерской он репетирует «Войну и мир», а теперь вдруг сам перебежал себе дорогу с другим, гораздо более камерным романом Льва Толстого «Семейным счастием».
В названии последних спектаклей Петра Фоменко присутствует слово «счастье». И толстовская семья и советская деревня одинаково счастливы только в том смысле, что несчастливы по-своему. В каждой из частей дилогии Мастерской Фоменко жизнь оборачивается рутинной драмой, которую надо научиться ценить и безответно любить искренне и истово. Но если «Счастливая деревня» тяготеет к своеобразному жанру камерного эпоса, то «Семейное счастие» спектакль камерный во всех отношениях.
Толстовская история об очень молодой женщине, не знавшей еще жизни, вышедшей замуж за своего опекуна, но обжегшейся на желании жить красиво и в полную силу, о браке, потерявшем любовь,- во многом расчищена для дуэта Ксении Кутеповой и Сергея Тарамаева, а если совсем точно для одной Кутеповой. (Тут надо отдать должное их партнерше Людмиле Арининой, остроумной и точной в роли гувернантки.) Тягостный траур по только что умершей матери едва обозначен полупрозрачной черной шалью. То, как девушка пытается поудобнее уместиться на коротком диванчике, говорит о ней больше, чем любые слова. Вообще, хорошими диалогами и монологами в «Семейном счастие» не пренебрегают, но обживает роль Ксения Кутепова больше движением, чем словами. Ее история, а значит, весь спектакль, выстроена Петром Фоменко как танец. Это не значит, что Маша (Кутепова) постоянно пляшет на балу. Но она словно все время пытается своей пластикой справиться с объемом жизни и освоить его своим телом. Угловатые полупрыжки вчерашней девочки, неловкие пируэты в дуэте с женихом, птичьи взмахи рук, стремительные, шуршащие пробежки взад-вперед по комнатам дома, грациозные бальные проходы между двумя кавалерами с последующими бросками в объятия мужа, даже случайные падения все это складывается в магическую, беспрерывную партитуру. Так, что даже позвякивание чашкой о блюдце, хруст сахара и хитрое прищуривание глаз за неоднократными чаепитиями укладываются именно в этот странный и завораживающий балет главной роли.
Режиссер откровенно любуется Ксенией Кутеповой. Да и зрители тоже любуются, не в силах устоять перед шармом актрисы, не растерянным за десять с лишним лет, прошедших после первых спектаклей нынешней мастерской. Героиня Кутеповой чудесно смотрится в сценах домашнего обольщения, светской жизни и баден-баденского флирта. На неискренности ее не поймаешь. Игривость и почти невинная, полудетская стервозность, за которыми то и дело проглядывает веселая чертовщинка, ей очень к лицу. Во всяком случае, эти полные лукавства и хорошо продуманной, но обаятельной игры сцены сыграны много убедительнее и подробнее, нежели раскаяние и смирение. Когда героиня вопрошает мужа: «Зачем ты дал мне волю? Зачем не связал меня?», ответ очевиден: потому что тогда зрительному залу было бы не на что смотреть.
Доведись ему посмотреть спектакль, граф Толстой наверняка недовольно хмурился бы и пенял бы режиссеру на излишнюю мягкость. Впрочем, роман «Семейное счастие» он написал еще довольно молодым человеком, на пороге тридцатилетия. Когда, должно быть, еще сам до конца не решил, насколько далеко стоит ему заходить в обличении праздности высшего света и утверждении патриархальных ценностей, в «срывании всех и всяческих масок». Этого раннего Толстого еще можно мастерски обвести вокруг пальца, сделав из его прозы пленительный и прозрачный спектакль-вздох, чистейший образец фоменковской театральной магии. Но если впереди у театра завершение работы над «Войной и миром», то такое «Семейное счастие» вряд ли стоит рассматривать как пролог-разминку для суперромана. Впрочем, Петр Фоменко и сам наверняка знает, что все по-настоящему счастливые спектакли могут быть счастливы только по-своему.
В названии последних спектаклей Петра Фоменко присутствует слово «счастье». И толстовская семья и советская деревня одинаково счастливы только в том смысле, что несчастливы по-своему. В каждой из частей дилогии Мастерской Фоменко жизнь оборачивается рутинной драмой, которую надо научиться ценить и безответно любить искренне и истово. Но если «Счастливая деревня» тяготеет к своеобразному жанру камерного эпоса, то «Семейное счастие» спектакль камерный во всех отношениях.
Толстовская история об очень молодой женщине, не знавшей еще жизни, вышедшей замуж за своего опекуна, но обжегшейся на желании жить красиво и в полную силу, о браке, потерявшем любовь,- во многом расчищена для дуэта Ксении Кутеповой и Сергея Тарамаева, а если совсем точно для одной Кутеповой. (Тут надо отдать должное их партнерше Людмиле Арининой, остроумной и точной в роли гувернантки.) Тягостный траур по только что умершей матери едва обозначен полупрозрачной черной шалью. То, как девушка пытается поудобнее уместиться на коротком диванчике, говорит о ней больше, чем любые слова. Вообще, хорошими диалогами и монологами в «Семейном счастие» не пренебрегают, но обживает роль Ксения Кутепова больше движением, чем словами. Ее история, а значит, весь спектакль, выстроена Петром Фоменко как танец. Это не значит, что Маша (Кутепова) постоянно пляшет на балу. Но она словно все время пытается своей пластикой справиться с объемом жизни и освоить его своим телом. Угловатые полупрыжки вчерашней девочки, неловкие пируэты в дуэте с женихом, птичьи взмахи рук, стремительные, шуршащие пробежки взад-вперед по комнатам дома, грациозные бальные проходы между двумя кавалерами с последующими бросками в объятия мужа, даже случайные падения все это складывается в магическую, беспрерывную партитуру. Так, что даже позвякивание чашкой о блюдце, хруст сахара и хитрое прищуривание глаз за неоднократными чаепитиями укладываются именно в этот странный и завораживающий балет главной роли.
Режиссер откровенно любуется Ксенией Кутеповой. Да и зрители тоже любуются, не в силах устоять перед шармом актрисы, не растерянным за десять с лишним лет, прошедших после первых спектаклей нынешней мастерской. Героиня Кутеповой чудесно смотрится в сценах домашнего обольщения, светской жизни и баден-баденского флирта. На неискренности ее не поймаешь. Игривость и почти невинная, полудетская стервозность, за которыми то и дело проглядывает веселая чертовщинка, ей очень к лицу. Во всяком случае, эти полные лукавства и хорошо продуманной, но обаятельной игры сцены сыграны много убедительнее и подробнее, нежели раскаяние и смирение. Когда героиня вопрошает мужа: «Зачем ты дал мне волю? Зачем не связал меня?», ответ очевиден: потому что тогда зрительному залу было бы не на что смотреть.
Доведись ему посмотреть спектакль, граф Толстой наверняка недовольно хмурился бы и пенял бы режиссеру на излишнюю мягкость. Впрочем, роман «Семейное счастие» он написал еще довольно молодым человеком, на пороге тридцатилетия. Когда, должно быть, еще сам до конца не решил, насколько далеко стоит ему заходить в обличении праздности высшего света и утверждении патриархальных ценностей, в «срывании всех и всяческих масок». Этого раннего Толстого еще можно мастерски обвести вокруг пальца, сделав из его прозы пленительный и прозрачный спектакль-вздох, чистейший образец фоменковской театральной магии. Но если впереди у театра завершение работы над «Войной и миром», то такое «Семейное счастие» вряд ли стоит рассматривать как пролог-разминку для суперромана. Впрочем, Петр Фоменко и сам наверняка знает, что все по-настоящему счастливые спектакли могут быть счастливы только по-своему.
Роман Должанский, «Коммерсантъ», 10.10.2000
- Боль и радость двадцать третьего годаМария Музалевская, 10.2023
- Спектакль «Двадцать третий»Лариса Каневская, «Мнение», 8.04.2023
- Другой век, другая странаЕлена Шаина, «Театр To Go», 22.03.2023
- Больно смотретьНаталья Витвицкая, «Экран и сцена», 16.03.2023
- Мир на выдохеТатьяна Власова, «Театрал», 14.03.2023
- Спектакль «Двадцать третий»: поздний Ремарк на сцене Мастерской ФоменкоТатьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 6.03.2023
- «Двадцать третий»: чёрный обелиск «Мастерской Фоменко»Ирина Мишина, «Musecube», 6.03.2023
- Обелиск на продажуОльга Фукс, «Петербургский театральный журнал. Блог», 23.02.2023
- И дольше века длится годДарья Андреева, «Сноб», 17.02.2023
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера спектакля «Двадцать третий»Инга Бугулова, «Российская газета», 15.02.2023
- Черно-красно-желтый обелискМарина Шимадина, «Коммерсант», 15.02.2023
- Времена не выбирают. В «Мастерской Петра Фоменко» «перечитали» «Черный обелиск»Рита Долматова, «На западе Москвы», 14.02.2023
- Три цвета черного обелискаМарина Райкина, «Московский комсомолец», 14.02.2023
- В «Мастерской Петра Фоменко» прошла премьера спектакля «Двадцать третий»Александра Сидорова, «Бизнес FM», 13.02.2023
- «Двадцать третий»: бессмертный Ремарк в Мастерской Петра ФоменкоВалерия Вербинина, «Москультура», 12.02.2023
- Премьера спектакля «Двадцать третий»: Каменькович показывает неизвестного в театре РемаркаОльга Романцова, «ТАСС», 11.02.2023
- Ксения Кутепова: «Любой опыт я рассматриваю как приобретение»«Философия отдыха», 01.2022
- «Есть ощущение тряски под ногами, я ее чувствую»Денис Мережковский, «Коммерсант-стиль», 24.02.2020
- Две порции абсурдаМарина Шимадина, «Театрал-onlain», 14.01.2020
- «Счастливые дни» как пример абсурдности жизниАндрей Дворецков, «Э-Вести», 10.01.2020
- ТРАГИЧЕСКИЙ ГИМН БЫТИЮНаталья Шаинян, «Петербургский театральный журнал (блог)», 8.01.2020
- Довели до абсурдаЛилия Акимова , «Musecube.org», 21.12.2019
- Сестры Кутеповы блеснули в спектакле с «французским акцентом»Эвелина Гурецкая, «Hollywood reporter», 11.07.2017
- «Фоменки» в зазеркальеТатьяна Ратькина, «Частный корреспондент», 28.04.2017
- Игра отражений: «Амфитрион» в «Мастерской Фоменко»Инна Логунова, «http://posta-magazine.ru», 21.03.2017
- Французский режиссёр с актёрами «Мастерской Фоменко» похулиганил с комедией МольераМария Беленькая, «Metro», 14.03.2017
- Полину и Ксению Кутеповых обманули богиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 9.03.2017
- Вот Рок, а вот порокИгорь Вирабов, «Российская газета», 8.03.2017
- Voulez vous cousher avec moi? Хотите ли вы спать со мнойВячеслав Суриков, «Эксперт», 6.03.2017
- Мольер. Но другойМарина Токарева, «Новая газета», 1.03.2017
- У вас родится ГеркулесОльга Егошина, «Театрал-online», 24.02.2017
- Обратная сторона любвиЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 20.02.2017
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- «Я не люблю умозрительный театр»Александр Баркар, «TimeOut», 25.04.2014
- «Летние осы кусают нас даже в ноябре»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 04.2014
- Это у них сезонное
Анна Чужкова, «Культура», 13.02.2014
- «Летние осы кусают нас даже в ноябре»: про веру и любовьНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 7.02.2014
- «Мастерская Петра Фоменко» представит спектакль режиссера РейбоНаталья Курова, «РИА-новости», 8.12.2013
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу ВырыпаеваДарья Горшкова, «buro247.ru», 22.11.2013
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу Ивана Вырыпаева«Lenta.ru», 22.11.2013
- Пьесу Ивана Вырыпаева поставят в театре Фоменко в ускоренных темпахВера Копылова, «РИА-новости», 22.11.2013
- Догнать ушедший кинопоездАлександр Малюгин, «Аргументы недели», 29.08.2013
- Ксения Кутепова: «Петр Фоменко боготворил женщин»«Трибуна», 22.08.2013
- «Моряки и шлюхи»: танец чувствОльга Абакумова, «http://musecube.org», 14.02.2013
- «Моряки и шлюхи»: долой слова и юбкиАнна Балуева, 17.01.2013
- Концерт по заветамРоман Должанский, «Коммерсант», 25.12.2012
- «Моряки и шлюхи»: танцуют всеНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 25.12.2012
- Попробуй попляшиГлеб Ситковский, «Ведомости», 24.12.2012
- «Моряки и шлюхи» оказались начинающими балеринамиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.12.2012
- Евгений Каменькович: «На Язычников меня благословил Фоменко»Анна Чужкова, «Культура», 23.12.2012
- Поматросят и не бросятИгорь Вирабов, «Российская газета», 21.12.2012
- Танцы о свободеГалина Шматова, «http://afisha.mail.ru», 18.12.2012
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Талант при свидетеляхДмитрий Циликин, «Росбалт.ru», 13.10.2012
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- «Не потеряйтесь!»Евгений Соколинский, «Империя драмы (газета Александринского театра)», 11.2009
- Ксения Кутепова отвечает на вопросы читателей Lenta.Ru«Lenta.Ru», 22.05.2008
- Не запирайте вашу дверь, Пусть будет дверь открыта!Мария Хализева, «Экран и Сцена», 01.2008
- За стекломРахлина Анастасия, «Домовой», 10.2007
- Всем поклонС. Овчинникова, «Планета Красота», 01.2007
- Игра в игруЕлена Губайдуллина, «Новые известия Театрал», 1.12.2006
- По волосам не плачутМарина Гаевская, «Культура», 30.11.2006
- «Фоменкам» удалось самое важноеЮлия Черникова, «Утро.ру», 23.11.2006
- Право на въезд«Итоги», 20.11.2006
- Жизненно важноеАлена Данилова, «Взгляд», 20.11.2006
- Трудности переводаАлексей Филиппов, «Московские новости», 17.11.2006
- Классный час Ксении КутеповойЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.11.2006
- Ухватиться за Венерин волосОльга Галахова, «Независимая газета», 16.11.2006
- Потерянный райОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.11.2006
- Сколько волосу ни витьсяМарина Давыдова, «Известия», 15.11.2006
- Кто знает про самое важное?Марина Райкина, «Московский комсомолец», 15.11.2006
- Проткнули времяГлеб Ситковский, «Gzt.ru», 14.11.2006
- Любовь в войлочных тапкахОльга Егошина, «Новые известия», 14.11.2006
- Аншлаг на «Самом важном»Любовь Лебедина, «Труд № 210», 14.11.2006
- Давайте я вас запишуОлег Зинцов, «Ведомости № 214 (1741)», 14.11.2006
- В одно касаниеДина Годер, «Время новостей», 13.11.2006
- Самое важноеКристина Матвиенко, «Time Out Москва», 8.11.2006
- Сестры ФоменкоМарина Зайонц, «Итоги», 27.03.2006
- У зеркала два лицаЛюбовь Мартынова, «Седьмой континент», 12.2005
- Фоменко среди трех сестерМарина Токарева, «Московские новости», 24.09.2004
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Три сестры и один сумасшедшийЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- Высший пилотаж великого ФомыПавел Подкладов, «Newsinfo.Ru», 13.07.2004
- Обаяние генияСергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касаниеАлександра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Начало романаЛ. Осипова, «Семья и школа, № 4», 04.2001
- Начало романа. Сцены
Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- Мир без войныЛюбовь Лебедина, «Труд», 16.03.2001
- Между миром и войнойВиктория Никифорова, «Эксперт», 12.03.2001
- От мира до войныОльга Лаврова, «Ваш Досуг», 8.03.2001
- Мальбрук в поход собралсяОльга Егошина, «Театр, № 2», 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Миро-приятиеДина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Мозаика «Войны и мира»Нина Агишева, «Московские новости», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового векаЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Ксения Кутепова стала Марьей, Соней и Жюли одновременноАлексей Белый, «Комсомольская правда», 22.02.2001
- Не до концаГригорий Заславский, «Независимая газета», 21.02.2001
- Толстовство в чистом видеРоман Должанский, «Коммерсант», 20.02.2001
- О доблести, о подвигах, о славеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Толстой нашего времениМайа Одина, «Сегодня», 20.02.2001
- Соткано с любовьюИрина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- Очень маленький ТолстойАлексей Филиппов, «Известия», 20.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- У Петра Фоменко снова премьера«Афиша», 19.02.2001
- О шестом англезе, дурочке из дома отдыха и механике эпизодаКирилл Рогов, «Полит. Ру», 11.02.2001
- Дети в интернате, жизнь в ИнтернетеИнна Вишневская, «Век № 40», 13.10.2000
- Когда б Толстой увидел эти игры
Марина Давыдова, «Время новостей», 10.10.2000
- Роман с Львом ТолстымРоман Должанский, «Коммерсантъ», 10.10.2000
- Игра в театрАлена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Тот самый чайОльга Егошина, «Литературная газета», 16.02.2000
- Женщины на грани красного цветаСветлана Хохрякова, «Культура», 3.02.2000
- Российская риторикаМарина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Горький в цветахИрина Глущенко, «Независимая газета», 27.01.2000
- Немного Горького в любовной мелодрамеНина Агишева, «Московские новости», 18.01.2000
- Красавицы и чудовищаЕлена Ковальская, «Афиша», 17.01.2000
- Старые «Варвары» и новое варварствоАлексей Филиппов, «Известия», 29.12.1999
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Четыре слагаемых успехаОльга Егошина, «Дом Актера, № 3-4», 1995
- Дело в
шляпе!Т. Белозерова, «Культура», 19.03.1994
- Как глупо быть Эрнестом«Сегодня», 16.02.1994
- Побеждающая радость творенияСаулюс Мацайтис, «Эхо Литвы», 18.01.1994
- Театр от ФомыЮрий Зерчанинов, 1993
- Мастера «Мастерской Фоменко»Мария Хализева, 1993
- «Фоменки» по-другому не умеютДарья Андреева, «Страстной бульвар»,