Чужие
Он передвигается по сцене, еле волоча ноги. Бледный, только что переживший страшное потрясение, произносит еле слышным шепотом: «Господа, вы убили человека┘» Андрей Казаков в финале спектакля «Варвары», поставленного Евгением Каменьковичем в театре «Мастерская Петра Фоменко» играет настоящую трагедию. Но трагедийный накал длится всего одно мгновение. А на протяжении всего предшествующего действия Монахов Андрея Казакова пребывает в каком-то полусне. Любит ли он свою жену, из-за которой в уездном городке случилось столько бед? Страдает ли? Тешит ли свое самолюбие, когда заключает пари с Цыгановым, предлагая ему влюбиться в Надежду? Или тщательно скрывает свои эмоции под маской равнодушного циника? Игра актера провоцирует лишь догадки и предположения. И у выразительно сыгранного трагедийного финала нет ни предпосылок, ни мотивировок. Так блестящее мгновение, зависшее в воздухе.
Весь спектакль состоит из таких отдельных мгновений, с трудом складывающихся в единую мозаику. В одних ролях их больше, в других меньше. «Варвары» самый многонаселенный спектакль «Мастерской Петра Фоменко». Играет весь состав театра, включая новое пополнение из последнего выпуска мастера в РАТИ и актеры среднего и старшего поколения, принятые в труппу: Сергей Тарамаев, Людмила Аринина, Борис Горбачев. В пьесе Горького важны все персонажи, независимо от того, сколько времени длится их пребывание на сцене. Важны взаимоотношения между людьми, ясность причин взаимопритяжений и взаимотталкиваний, раздоров и споров. В спектакле Каменьковича каждый сам по себе. Иногда даже складывается впечатление, что все собрались из разных реальностей, разных спектаклей. Актеры играют в тех стилях, какие им удобнее и ближе. Ольга Левитина, Полина Агуреева и Томас Моцкус «рисуют» веселые шаржи, с ходу отметая проблемы, касающиеся неоднозначности характеров своих персонажей. Сестры Кутеповы изящно скользят по поверхности легкого психологического рисунка. Полина играет Анну, жену Черкуна, Ксения его новую возлюбленную Лидию. Понять, чем именно прискучила мужественному и грубоватому герою Сергея Тарамаева одна женщина и чем привлекла другая, довольно сложно. Анна и Лидия похожи на мимолетные видения, случайно возникшие средь какого-то романтического шумного бала (к чему бы это в пьесе Горького?). Отличаются друг от друга только тем, что одна весела, другая задумчива. Романтизирует свою Надежду Монахову и Галина Тюнина, но находит для роли не светлые (как Кутеповы), а темные краски. Роковая красавица похожа на тоскующую Ундину героиню не жестокой драмы, а прекрасной легенды. Юрий Степанов в роли Гриши демонстрирует потрясающую органику и талант комика, явно вспоминая свои роли из «Владимира III степени» и «Балаганчика». Те, кто не забывает о том, что играют именно Горького, оказываются в меньшинстве. Кирилл Пирогов, Мадлен Джабраилова и Карэн Бадалов существуют в спектакле нервно и остро, не микшируя эмоций, не придумывая для сложных ролей легких актерских приспособлений. Объемно, правдиво и точно играет Богаевскую Людмила Аринина. Всего несколько штрихов взгляд, устремленный в себя, мудрая улыбка, вдруг вырвавшийся смешок или взмах руки и рассказана целая биография.
«Варвары» стали первой премьерой театра в собственном помещении. Евгений Каменькович умело обжил необычную сцену, вписав прихотливую партитуру мизансцен в пространство, неудобно растянутое в ширину. Искусно использован свет и музыкальное оформление (в спектакле поют романсы под гитару), красиво придуманы связки между эпизодами. В спектакле Каменьковича есть и продуманная форма, и приподнятая атмосфера театральности, и обаяние. Но нет того, чем были сильны фоменки в предыдущих работах ансамблиевости. Одни характеры представлены более цельно, другие менее, третьи едва намечены. И никто друг друга не слышит и слушать не желает. А слышать бы должны.
Весь спектакль состоит из таких отдельных мгновений, с трудом складывающихся в единую мозаику. В одних ролях их больше, в других меньше. «Варвары» самый многонаселенный спектакль «Мастерской Петра Фоменко». Играет весь состав театра, включая новое пополнение из последнего выпуска мастера в РАТИ и актеры среднего и старшего поколения, принятые в труппу: Сергей Тарамаев, Людмила Аринина, Борис Горбачев. В пьесе Горького важны все персонажи, независимо от того, сколько времени длится их пребывание на сцене. Важны взаимоотношения между людьми, ясность причин взаимопритяжений и взаимотталкиваний, раздоров и споров. В спектакле Каменьковича каждый сам по себе. Иногда даже складывается впечатление, что все собрались из разных реальностей, разных спектаклей. Актеры играют в тех стилях, какие им удобнее и ближе. Ольга Левитина, Полина Агуреева и Томас Моцкус «рисуют» веселые шаржи, с ходу отметая проблемы, касающиеся неоднозначности характеров своих персонажей. Сестры Кутеповы изящно скользят по поверхности легкого психологического рисунка. Полина играет Анну, жену Черкуна, Ксения его новую возлюбленную Лидию. Понять, чем именно прискучила мужественному и грубоватому герою Сергея Тарамаева одна женщина и чем привлекла другая, довольно сложно. Анна и Лидия похожи на мимолетные видения, случайно возникшие средь какого-то романтического шумного бала (к чему бы это в пьесе Горького?). Отличаются друг от друга только тем, что одна весела, другая задумчива. Романтизирует свою Надежду Монахову и Галина Тюнина, но находит для роли не светлые (как Кутеповы), а темные краски. Роковая красавица похожа на тоскующую Ундину героиню не жестокой драмы, а прекрасной легенды. Юрий Степанов в роли Гриши демонстрирует потрясающую органику и талант комика, явно вспоминая свои роли из «Владимира III степени» и «Балаганчика». Те, кто не забывает о том, что играют именно Горького, оказываются в меньшинстве. Кирилл Пирогов, Мадлен Джабраилова и Карэн Бадалов существуют в спектакле нервно и остро, не микшируя эмоций, не придумывая для сложных ролей легких актерских приспособлений. Объемно, правдиво и точно играет Богаевскую Людмила Аринина. Всего несколько штрихов взгляд, устремленный в себя, мудрая улыбка, вдруг вырвавшийся смешок или взмах руки и рассказана целая биография.
«Варвары» стали первой премьерой театра в собственном помещении. Евгений Каменькович умело обжил необычную сцену, вписав прихотливую партитуру мизансцен в пространство, неудобно растянутое в ширину. Искусно использован свет и музыкальное оформление (в спектакле поют романсы под гитару), красиво придуманы связки между эпизодами. В спектакле Каменьковича есть и продуманная форма, и приподнятая атмосфера театральности, и обаяние. Но нет того, чем были сильны фоменки в предыдущих работах ансамблиевости. Одни характеры представлены более цельно, другие менее, третьи едва намечены. И никто друг друга не слышит и слушать не желает. А слышать бы должны.
Елена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Боль и радость двадцать третьего годаМария Музалевская, 10.2023
- Спектакль «Двадцать третий»Лариса Каневская, «Мнение», 8.04.2023
- Другой век, другая странаЕлена Шаина, «Театр To Go», 22.03.2023
- Больно смотретьНаталья Витвицкая, «Экран и сцена», 16.03.2023
- Мир на выдохеТатьяна Власова, «Театрал», 14.03.2023
- Спектакль «Двадцать третий»: поздний Ремарк на сцене Мастерской ФоменкоТатьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 6.03.2023
- «Двадцать третий»: чёрный обелиск «Мастерской Фоменко»Ирина Мишина, «Musecube», 6.03.2023
- Обелиск на продажуОльга Фукс, «Петербургский театральный журнал. Блог», 23.02.2023
- И дольше века длится годДарья Андреева, «Сноб», 17.02.2023
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера спектакля «Двадцать третий»Инга Бугулова, «Российская газета», 15.02.2023
- Черно-красно-желтый обелискМарина Шимадина, «Коммерсант», 15.02.2023
- Времена не выбирают. В «Мастерской Петра Фоменко» «перечитали» «Черный обелиск»Рита Долматова, «На западе Москвы», 14.02.2023
- Три цвета черного обелискаМарина Райкина, «Московский комсомолец», 14.02.2023
- В «Мастерской Петра Фоменко» прошла премьера спектакля «Двадцать третий»Александра Сидорова, «Бизнес FM», 13.02.2023
- «Двадцать третий»: бессмертный Ремарк в Мастерской Петра ФоменкоВалерия Вербинина, «Москультура», 12.02.2023
- Премьера спектакля «Двадцать третий»: Каменькович показывает неизвестного в театре РемаркаОльга Романцова, «ТАСС», 11.02.2023
- Ксения Кутепова: «Любой опыт я рассматриваю как приобретение»«Философия отдыха», 01.2022
- «Есть ощущение тряски под ногами, я ее чувствую»Денис Мережковский, «Коммерсант-стиль», 24.02.2020
- Две порции абсурдаМарина Шимадина, «Театрал-onlain», 14.01.2020
- «Счастливые дни» как пример абсурдности жизниАндрей Дворецков, «Э-Вести», 10.01.2020
- ТРАГИЧЕСКИЙ ГИМН БЫТИЮНаталья Шаинян, «Петербургский театральный журнал (блог)», 8.01.2020
- Довели до абсурдаЛилия Акимова , «Musecube.org», 21.12.2019
- Сестры Кутеповы блеснули в спектакле с «французским акцентом»Эвелина Гурецкая, «Hollywood reporter», 11.07.2017
- «Фоменки» в зазеркальеТатьяна Ратькина, «Частный корреспондент», 28.04.2017
- Игра отражений: «Амфитрион» в «Мастерской Фоменко»Инна Логунова, «http://posta-magazine.ru», 21.03.2017
- Французский режиссёр с актёрами «Мастерской Фоменко» похулиганил с комедией МольераМария Беленькая, «Metro», 14.03.2017
- Полину и Ксению Кутеповых обманули богиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 9.03.2017
- Вот Рок, а вот порокИгорь Вирабов, «Российская газета», 8.03.2017
- Voulez vous cousher avec moi? Хотите ли вы спать со мнойВячеслав Суриков, «Эксперт», 6.03.2017
- Мольер. Но другойМарина Токарева, «Новая газета», 1.03.2017
- У вас родится ГеркулесОльга Егошина, «Театрал-online», 24.02.2017
- Обратная сторона любвиЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 20.02.2017
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- «Я не люблю умозрительный театр»Александр Баркар, «TimeOut», 25.04.2014
- «Летние осы кусают нас даже в ноябре»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 04.2014
- Это у них сезонное
Анна Чужкова, «Культура», 13.02.2014
- «Летние осы кусают нас даже в ноябре»: про веру и любовьНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 7.02.2014
- «Мастерская Петра Фоменко» представит спектакль режиссера РейбоНаталья Курова, «РИА-новости», 8.12.2013
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу ВырыпаеваДарья Горшкова, «buro247.ru», 22.11.2013
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу Ивана Вырыпаева«Lenta.ru», 22.11.2013
- Пьесу Ивана Вырыпаева поставят в театре Фоменко в ускоренных темпахВера Копылова, «РИА-новости», 22.11.2013
- Догнать ушедший кинопоездАлександр Малюгин, «Аргументы недели», 29.08.2013
- Ксения Кутепова: «Петр Фоменко боготворил женщин»«Трибуна», 22.08.2013
- «Моряки и шлюхи»: танец чувствОльга Абакумова, «http://musecube.org», 14.02.2013
- «Моряки и шлюхи»: долой слова и юбкиАнна Балуева, 17.01.2013
- Концерт по заветамРоман Должанский, «Коммерсант», 25.12.2012
- «Моряки и шлюхи»: танцуют всеНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 25.12.2012
- Попробуй попляшиГлеб Ситковский, «Ведомости», 24.12.2012
- «Моряки и шлюхи» оказались начинающими балеринамиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.12.2012
- Евгений Каменькович: «На Язычников меня благословил Фоменко»Анна Чужкова, «Культура», 23.12.2012
- Поматросят и не бросятИгорь Вирабов, «Российская газета», 21.12.2012
- Танцы о свободеГалина Шматова, «http://afisha.mail.ru», 18.12.2012
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Талант при свидетеляхДмитрий Циликин, «Росбалт.ru», 13.10.2012
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- «Не потеряйтесь!»Евгений Соколинский, «Империя драмы (газета Александринского театра)», 11.2009
- Ксения Кутепова отвечает на вопросы читателей Lenta.Ru«Lenta.Ru», 22.05.2008
- Не запирайте вашу дверь, Пусть будет дверь открыта!Мария Хализева, «Экран и Сцена», 01.2008
- За стекломРахлина Анастасия, «Домовой», 10.2007
- Всем поклонС. Овчинникова, «Планета Красота», 01.2007
- Игра в игруЕлена Губайдуллина, «Новые известия Театрал», 1.12.2006
- По волосам не плачутМарина Гаевская, «Культура», 30.11.2006
- «Фоменкам» удалось самое важноеЮлия Черникова, «Утро.ру», 23.11.2006
- Право на въезд«Итоги», 20.11.2006
- Жизненно важноеАлена Данилова, «Взгляд», 20.11.2006
- Трудности переводаАлексей Филиппов, «Московские новости», 17.11.2006
- Классный час Ксении КутеповойЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.11.2006
- Ухватиться за Венерин волосОльга Галахова, «Независимая газета», 16.11.2006
- Потерянный райОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.11.2006
- Сколько волосу ни витьсяМарина Давыдова, «Известия», 15.11.2006
- Кто знает про самое важное?Марина Райкина, «Московский комсомолец», 15.11.2006
- Проткнули времяГлеб Ситковский, «Gzt.ru», 14.11.2006
- Любовь в войлочных тапкахОльга Егошина, «Новые известия», 14.11.2006
- Аншлаг на «Самом важном»Любовь Лебедина, «Труд № 210», 14.11.2006
- Давайте я вас запишуОлег Зинцов, «Ведомости № 214 (1741)», 14.11.2006
- В одно касаниеДина Годер, «Время новостей», 13.11.2006
- Самое важноеКристина Матвиенко, «Time Out Москва», 8.11.2006
- Сестры ФоменкоМарина Зайонц, «Итоги», 27.03.2006
- У зеркала два лицаЛюбовь Мартынова, «Седьмой континент», 12.2005
- Фоменко среди трех сестерМарина Токарева, «Московские новости», 24.09.2004
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Три сестры и один сумасшедшийЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- Высший пилотаж великого ФомыПавел Подкладов, «Newsinfo.Ru», 13.07.2004
- Обаяние генияСергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касаниеАлександра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Начало романаЛ. Осипова, «Семья и школа, № 4», 04.2001
- Начало романа. Сцены
Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- Мир без войныЛюбовь Лебедина, «Труд», 16.03.2001
- Между миром и войнойВиктория Никифорова, «Эксперт», 12.03.2001
- От мира до войныОльга Лаврова, «Ваш Досуг», 8.03.2001
- Мальбрук в поход собралсяОльга Егошина, «Театр, № 2», 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Миро-приятиеДина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Мозаика «Войны и мира»Нина Агишева, «Московские новости», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового векаЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Ксения Кутепова стала Марьей, Соней и Жюли одновременноАлексей Белый, «Комсомольская правда», 22.02.2001
- Не до концаГригорий Заславский, «Независимая газета», 21.02.2001
- Толстовство в чистом видеРоман Должанский, «Коммерсант», 20.02.2001
- О доблести, о подвигах, о славеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Толстой нашего времениМайа Одина, «Сегодня», 20.02.2001
- Соткано с любовьюИрина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- Очень маленький ТолстойАлексей Филиппов, «Известия», 20.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- У Петра Фоменко снова премьера«Афиша», 19.02.2001
- О шестом англезе, дурочке из дома отдыха и механике эпизодаКирилл Рогов, «Полит. Ру», 11.02.2001
- Дети в интернате, жизнь в ИнтернетеИнна Вишневская, «Век № 40», 13.10.2000
- Когда б Толстой увидел эти игры
Марина Давыдова, «Время новостей», 10.10.2000
- Роман с Львом ТолстымРоман Должанский, «Коммерсантъ», 10.10.2000
- Игра в театрАлена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Тот самый чайОльга Егошина, «Литературная газета», 16.02.2000
- Женщины на грани красного цветаСветлана Хохрякова, «Культура», 3.02.2000
- Российская риторикаМарина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Горький в цветахИрина Глущенко, «Независимая газета», 27.01.2000
- Немного Горького в любовной мелодрамеНина Агишева, «Московские новости», 18.01.2000
- Красавицы и чудовищаЕлена Ковальская, «Афиша», 17.01.2000
- Старые «Варвары» и новое варварствоАлексей Филиппов, «Известия», 29.12.1999
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Четыре слагаемых успехаОльга Егошина, «Дом Актера, № 3-4», 1995
- Дело в
шляпе!Т. Белозерова, «Культура», 19.03.1994
- Как глупо быть Эрнестом«Сегодня», 16.02.1994
- Побеждающая радость творенияСаулюс Мацайтис, «Эхо Литвы», 18.01.1994
- Театр от ФомыЮрий Зерчанинов, 1993
- Мастера «Мастерской Фоменко»Мария Хализева, 1993
- «Фоменки» по-другому не умеютДарья Андреева, «Страстной бульвар»,