Немного Горького в любовной мелодраме
«Варвары» на современный лад
Театр «Мастерская Петра Фоменко» наконец обрел свой дом: премьера «Варваров» Горького состоялась уже на Кутузовском проспекте, в бывшем здании кинотеатра «Киев», реконструированном с помощью двух крупных банков, чьи названия, как и фамилии их руководителей, увековечены ныне на металлических досках перед входом. Современные Саввы Морозовы старались не зря: одна из самых интеллигентных и спаянных столичных студий, чьи актеры уже завоевали экран, а режиссеры подмостки других театров, слишком долго была бомжом, В итоге получился милый театрик западного образца с двумя небольшими залами, куда с удовольствием будет ходить молодежь посмотреть на сверстников и выпить чего-нибудь в подвальчике, переоборудованном под буфет.
Под стать помещению получились и «Варвары», которых обычно играют с надрывом: легкие, непритязательные, ученически-старательные. Вместо декораций картины по стенам: русский провинциальный пейзаж (город Верхополье) и локомотив на рельсах (приехавшие из столицы инженеры). Красавица-аристократка Лидия Павловна невысокая славная Ксения Кутепова в амазонке, красноречиво говорящая об отсутствии здесь пока пошивочных цехов. Переборы гитары, потом будет и духовой оркестр. Молодые непошлые лица, играющие без штампов. Еще одна версия русского сюжета о том, как в вишневый сад приехали варвары и если и не купили его, как Лопахин, то все сломали и изгадили.
Чеховская пьеса была написана тремя годами раньше горьковской, и как буревестник революции находился под сильным влиянием гениальной драматургии своего старшего собрата, так и «фоменки» не удержались от подражания известным чеховским постановкам. Во всяком случае, третью сцену спектакля, которую режиссер Евгений Каменькович назвал «Валтасаров пир», можно посвятить Петеру Штайну и его «Вишневому саду»: та же анфилада комнат, в которых что-то пьют и во что-то играют, тот же оркестр, танцы и те же истерические женские выходы на авансцену одним словом, пир во время чумы, где-то уже явно виденный. Конечно, не всеми: молодые зрители приятно удивляются изящному прочтению скучного школьного автора и одинаково потешаются и над сыном городского головы Редозубова, который не отходит от бутылки с шартрезом, и над Надеждой Монаховой, которая с вытаращенными глазами преследует инженера Черкуна.
Монахова традиционно самое интересное в «Варварах», а ее самоубийство в финале и реплика мужа: «Господа, вы убили человека┘» кульминация драмы. Галина Тюнина с голыми плечами и роскошными волосами больше напоминает в этой роли Настю из другой пьесы того же автора, нежели загадочную роковую героиню, из-за которой стреляются и сходят с ума. Почему зал и смеется, когда Черкун пытается оправдаться: «Она сама разбудила во мне зверя». Вообще вся последняя сцена, не случайно названная «Все как в романе», весьма похожа на мексиканский сериал, где страстные женщины преследуют робких и неуверенных в себе мужчин и уже невозможно разобраться, кто кого любит. Дамы сплошь одеты в красное, сплошь не удовлетворены и несчастны вспоминается неподражаемая Елена Соловей, произносящая знаменитое: «Господа, вы звери». Впрочем, Лидия Павловна тоже произносит: «Всюду жалкие, всюду жадные» и клянется, что обязательно найдет мужчину «стойкого, твердого, которого можно было бы уважать». Так проблема «варваров» приобретает новый, половой оттенок, что, может быть, сегодня и более актуально.
Рассуждения о том, как переменилась роль театра в нынешней жизни, давно уже стали общим местом. И ни к чему вспоминать товстоноговские постановки тех же горьковских пьес, Татьяну Доронину в «Варварах» или Инну Чурикову в фильме Глеба Панфилова «Васса». Пришли другие времена и молодые исполнители и зрители, которым уже не надо против чего-то или за что-то бороться посредством классической пьесы, откровенно наслаждаются ее любовной интригой и остроумными репликами, а едва ли не лучшей актерской работой становится исполнение Ольгой Левитиной второстепенной роли Пелагеи Притыкиной, старой жены молодого мужа. Во всяком случае это самая пронзительная роль, за которой действительно ощущается человеческая боль, у остальных же - так, игра в чувства и ситуации безнадежно устаревших, хотя и забавных персонажей. Симптоматично, что молодой театр начинает свою новую жизнь именно таким спектаклем неглупым и культурным, как всегда у «фоменок», но и не претендующим на что-то большее, спектаклем, органично вписывающимся в ряд развлечений продвинутой молодежи; дефиле, дискотека, «Варвары».
Под стать помещению получились и «Варвары», которых обычно играют с надрывом: легкие, непритязательные, ученически-старательные. Вместо декораций картины по стенам: русский провинциальный пейзаж (город Верхополье) и локомотив на рельсах (приехавшие из столицы инженеры). Красавица-аристократка Лидия Павловна невысокая славная Ксения Кутепова в амазонке, красноречиво говорящая об отсутствии здесь пока пошивочных цехов. Переборы гитары, потом будет и духовой оркестр. Молодые непошлые лица, играющие без штампов. Еще одна версия русского сюжета о том, как в вишневый сад приехали варвары и если и не купили его, как Лопахин, то все сломали и изгадили.
Чеховская пьеса была написана тремя годами раньше горьковской, и как буревестник революции находился под сильным влиянием гениальной драматургии своего старшего собрата, так и «фоменки» не удержались от подражания известным чеховским постановкам. Во всяком случае, третью сцену спектакля, которую режиссер Евгений Каменькович назвал «Валтасаров пир», можно посвятить Петеру Штайну и его «Вишневому саду»: та же анфилада комнат, в которых что-то пьют и во что-то играют, тот же оркестр, танцы и те же истерические женские выходы на авансцену одним словом, пир во время чумы, где-то уже явно виденный. Конечно, не всеми: молодые зрители приятно удивляются изящному прочтению скучного школьного автора и одинаково потешаются и над сыном городского головы Редозубова, который не отходит от бутылки с шартрезом, и над Надеждой Монаховой, которая с вытаращенными глазами преследует инженера Черкуна.
Монахова традиционно самое интересное в «Варварах», а ее самоубийство в финале и реплика мужа: «Господа, вы убили человека┘» кульминация драмы. Галина Тюнина с голыми плечами и роскошными волосами больше напоминает в этой роли Настю из другой пьесы того же автора, нежели загадочную роковую героиню, из-за которой стреляются и сходят с ума. Почему зал и смеется, когда Черкун пытается оправдаться: «Она сама разбудила во мне зверя». Вообще вся последняя сцена, не случайно названная «Все как в романе», весьма похожа на мексиканский сериал, где страстные женщины преследуют робких и неуверенных в себе мужчин и уже невозможно разобраться, кто кого любит. Дамы сплошь одеты в красное, сплошь не удовлетворены и несчастны вспоминается неподражаемая Елена Соловей, произносящая знаменитое: «Господа, вы звери». Впрочем, Лидия Павловна тоже произносит: «Всюду жалкие, всюду жадные» и клянется, что обязательно найдет мужчину «стойкого, твердого, которого можно было бы уважать». Так проблема «варваров» приобретает новый, половой оттенок, что, может быть, сегодня и более актуально.
Рассуждения о том, как переменилась роль театра в нынешней жизни, давно уже стали общим местом. И ни к чему вспоминать товстоноговские постановки тех же горьковских пьес, Татьяну Доронину в «Варварах» или Инну Чурикову в фильме Глеба Панфилова «Васса». Пришли другие времена и молодые исполнители и зрители, которым уже не надо против чего-то или за что-то бороться посредством классической пьесы, откровенно наслаждаются ее любовной интригой и остроумными репликами, а едва ли не лучшей актерской работой становится исполнение Ольгой Левитиной второстепенной роли Пелагеи Притыкиной, старой жены молодого мужа. Во всяком случае это самая пронзительная роль, за которой действительно ощущается человеческая боль, у остальных же - так, игра в чувства и ситуации безнадежно устаревших, хотя и забавных персонажей. Симптоматично, что молодой театр начинает свою новую жизнь именно таким спектаклем неглупым и культурным, как всегда у «фоменок», но и не претендующим на что-то большее, спектаклем, органично вписывающимся в ряд развлечений продвинутой молодежи; дефиле, дискотека, «Варвары».
Нина Агишева, «Московские новости», 18.01.2000
- Боль и радость двадцать третьего годаМария Музалевская, 10.2023
- Спектакль «Двадцать третий»Лариса Каневская, «Мнение», 8.04.2023
- Другой век, другая странаЕлена Шаина, «Театр To Go», 22.03.2023
- Больно смотретьНаталья Витвицкая, «Экран и сцена», 16.03.2023
- Мир на выдохеТатьяна Власова, «Театрал», 14.03.2023
- Спектакль «Двадцать третий»: поздний Ремарк на сцене Мастерской ФоменкоТатьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 6.03.2023
- «Двадцать третий»: чёрный обелиск «Мастерской Фоменко»Ирина Мишина, «Musecube», 6.03.2023
- Обелиск на продажуОльга Фукс, «Петербургский театральный журнал. Блог», 23.02.2023
- И дольше века длится годДарья Андреева, «Сноб», 17.02.2023
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера спектакля «Двадцать третий»Инга Бугулова, «Российская газета», 15.02.2023
- Черно-красно-желтый обелискМарина Шимадина, «Коммерсант», 15.02.2023
- Времена не выбирают. В «Мастерской Петра Фоменко» «перечитали» «Черный обелиск»Рита Долматова, «На западе Москвы», 14.02.2023
- Три цвета черного обелискаМарина Райкина, «Московский комсомолец», 14.02.2023
- В «Мастерской Петра Фоменко» прошла премьера спектакля «Двадцать третий»Александра Сидорова, «Бизнес FM», 13.02.2023
- «Двадцать третий»: бессмертный Ремарк в Мастерской Петра ФоменкоВалерия Вербинина, «Москультура», 12.02.2023
- Премьера спектакля «Двадцать третий»: Каменькович показывает неизвестного в театре РемаркаОльга Романцова, «ТАСС», 11.02.2023
- Ксения Кутепова: «Любой опыт я рассматриваю как приобретение»«Философия отдыха», 01.2022
- «Есть ощущение тряски под ногами, я ее чувствую»Денис Мережковский, «Коммерсант-стиль», 24.02.2020
- Две порции абсурдаМарина Шимадина, «Театрал-onlain», 14.01.2020
- «Счастливые дни» как пример абсурдности жизниАндрей Дворецков, «Э-Вести», 10.01.2020
- ТРАГИЧЕСКИЙ ГИМН БЫТИЮНаталья Шаинян, «Петербургский театральный журнал (блог)», 8.01.2020
- Довели до абсурдаЛилия Акимова , «Musecube.org», 21.12.2019
- Сестры Кутеповы блеснули в спектакле с «французским акцентом»Эвелина Гурецкая, «Hollywood reporter», 11.07.2017
- «Фоменки» в зазеркальеТатьяна Ратькина, «Частный корреспондент», 28.04.2017
- Игра отражений: «Амфитрион» в «Мастерской Фоменко»Инна Логунова, «http://posta-magazine.ru», 21.03.2017
- Французский режиссёр с актёрами «Мастерской Фоменко» похулиганил с комедией МольераМария Беленькая, «Metro», 14.03.2017
- Полину и Ксению Кутеповых обманули богиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 9.03.2017
- Вот Рок, а вот порокИгорь Вирабов, «Российская газета», 8.03.2017
- Voulez vous cousher avec moi? Хотите ли вы спать со мнойВячеслав Суриков, «Эксперт», 6.03.2017
- Мольер. Но другойМарина Токарева, «Новая газета», 1.03.2017
- У вас родится ГеркулесОльга Егошина, «Театрал-online», 24.02.2017
- Обратная сторона любвиЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 20.02.2017
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- «Я не люблю умозрительный театр»Александр Баркар, «TimeOut», 25.04.2014
- «Летние осы кусают нас даже в ноябре»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 04.2014
- Это у них сезонное
Анна Чужкова, «Культура», 13.02.2014
- «Летние осы кусают нас даже в ноябре»: про веру и любовьНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 7.02.2014
- «Мастерская Петра Фоменко» представит спектакль режиссера РейбоНаталья Курова, «РИА-новости», 8.12.2013
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу ВырыпаеваДарья Горшкова, «buro247.ru», 22.11.2013
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу Ивана Вырыпаева«Lenta.ru», 22.11.2013
- Пьесу Ивана Вырыпаева поставят в театре Фоменко в ускоренных темпахВера Копылова, «РИА-новости», 22.11.2013
- Догнать ушедший кинопоездАлександр Малюгин, «Аргументы недели», 29.08.2013
- Ксения Кутепова: «Петр Фоменко боготворил женщин»«Трибуна», 22.08.2013
- «Моряки и шлюхи»: танец чувствОльга Абакумова, «http://musecube.org», 14.02.2013
- «Моряки и шлюхи»: долой слова и юбкиАнна Балуева, 17.01.2013
- Концерт по заветамРоман Должанский, «Коммерсант», 25.12.2012
- «Моряки и шлюхи»: танцуют всеНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 25.12.2012
- Попробуй попляшиГлеб Ситковский, «Ведомости», 24.12.2012
- «Моряки и шлюхи» оказались начинающими балеринамиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.12.2012
- Евгений Каменькович: «На Язычников меня благословил Фоменко»Анна Чужкова, «Культура», 23.12.2012
- Поматросят и не бросятИгорь Вирабов, «Российская газета», 21.12.2012
- Танцы о свободеГалина Шматова, «http://afisha.mail.ru», 18.12.2012
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Талант при свидетеляхДмитрий Циликин, «Росбалт.ru», 13.10.2012
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- «Не потеряйтесь!»Евгений Соколинский, «Империя драмы (газета Александринского театра)», 11.2009
- Ксения Кутепова отвечает на вопросы читателей Lenta.Ru«Lenta.Ru», 22.05.2008
- Не запирайте вашу дверь, Пусть будет дверь открыта!Мария Хализева, «Экран и Сцена», 01.2008
- За стекломРахлина Анастасия, «Домовой», 10.2007
- Всем поклонС. Овчинникова, «Планета Красота», 01.2007
- Игра в игруЕлена Губайдуллина, «Новые известия Театрал», 1.12.2006
- По волосам не плачутМарина Гаевская, «Культура», 30.11.2006
- «Фоменкам» удалось самое важноеЮлия Черникова, «Утро.ру», 23.11.2006
- Право на въезд«Итоги», 20.11.2006
- Жизненно важноеАлена Данилова, «Взгляд», 20.11.2006
- Трудности переводаАлексей Филиппов, «Московские новости», 17.11.2006
- Классный час Ксении КутеповойЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.11.2006
- Ухватиться за Венерин волосОльга Галахова, «Независимая газета», 16.11.2006
- Потерянный райОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.11.2006
- Сколько волосу ни витьсяМарина Давыдова, «Известия», 15.11.2006
- Кто знает про самое важное?Марина Райкина, «Московский комсомолец», 15.11.2006
- Проткнули времяГлеб Ситковский, «Gzt.ru», 14.11.2006
- Любовь в войлочных тапкахОльга Егошина, «Новые известия», 14.11.2006
- Аншлаг на «Самом важном»Любовь Лебедина, «Труд № 210», 14.11.2006
- Давайте я вас запишуОлег Зинцов, «Ведомости № 214 (1741)», 14.11.2006
- В одно касаниеДина Годер, «Время новостей», 13.11.2006
- Самое важноеКристина Матвиенко, «Time Out Москва», 8.11.2006
- Сестры ФоменкоМарина Зайонц, «Итоги», 27.03.2006
- У зеркала два лицаЛюбовь Мартынова, «Седьмой континент», 12.2005
- Фоменко среди трех сестерМарина Токарева, «Московские новости», 24.09.2004
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Три сестры и один сумасшедшийЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- Высший пилотаж великого ФомыПавел Подкладов, «Newsinfo.Ru», 13.07.2004
- Обаяние генияСергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касаниеАлександра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Начало романаЛ. Осипова, «Семья и школа, № 4», 04.2001
- Начало романа. Сцены
Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- Мир без войныЛюбовь Лебедина, «Труд», 16.03.2001
- Между миром и войнойВиктория Никифорова, «Эксперт», 12.03.2001
- От мира до войныОльга Лаврова, «Ваш Досуг», 8.03.2001
- Мальбрук в поход собралсяОльга Егошина, «Театр, № 2», 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Миро-приятиеДина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Мозаика «Войны и мира»Нина Агишева, «Московские новости», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового векаЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Ксения Кутепова стала Марьей, Соней и Жюли одновременноАлексей Белый, «Комсомольская правда», 22.02.2001
- Не до концаГригорий Заславский, «Независимая газета», 21.02.2001
- Толстовство в чистом видеРоман Должанский, «Коммерсант», 20.02.2001
- О доблести, о подвигах, о славеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Толстой нашего времениМайа Одина, «Сегодня», 20.02.2001
- Соткано с любовьюИрина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- Очень маленький ТолстойАлексей Филиппов, «Известия», 20.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- У Петра Фоменко снова премьера«Афиша», 19.02.2001
- О шестом англезе, дурочке из дома отдыха и механике эпизодаКирилл Рогов, «Полит. Ру», 11.02.2001
- Дети в интернате, жизнь в ИнтернетеИнна Вишневская, «Век № 40», 13.10.2000
- Когда б Толстой увидел эти игры
Марина Давыдова, «Время новостей», 10.10.2000
- Роман с Львом ТолстымРоман Должанский, «Коммерсантъ», 10.10.2000
- Игра в театрАлена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Тот самый чайОльга Егошина, «Литературная газета», 16.02.2000
- Женщины на грани красного цветаСветлана Хохрякова, «Культура», 3.02.2000
- Российская риторикаМарина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Горький в цветахИрина Глущенко, «Независимая газета», 27.01.2000
- Немного Горького в любовной мелодрамеНина Агишева, «Московские новости», 18.01.2000
- Красавицы и чудовищаЕлена Ковальская, «Афиша», 17.01.2000
- Старые «Варвары» и новое варварствоАлексей Филиппов, «Известия», 29.12.1999
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Четыре слагаемых успехаОльга Егошина, «Дом Актера, № 3-4», 1995
- Дело в
шляпе!Т. Белозерова, «Культура», 19.03.1994
- Как глупо быть Эрнестом«Сегодня», 16.02.1994
- Побеждающая радость творенияСаулюс Мацайтис, «Эхо Литвы», 18.01.1994
- Театр от ФомыЮрий Зерчанинов, 1993
- Мастера «Мастерской Фоменко»Мария Хализева, 1993
- «Фоменки» по-другому не умеютДарья Андреева, «Страстной бульвар»,