Мальбрук в поход собрался
Совпадение дат премьер спектакля «Война и мир. Начало романа» в театре Мастерская П. Фоменко и моноспектакля Евгения Гришковца «Дредноуты» кажется той самой случайностью, которая есть проявление закона всемирного тяготения. Часть публики плавно перекочевала из малого зала театра Школа современной пьесы в примерно такой же по масштабам зал Мастерской П. Фоменко, и после рассказа о европейской войне XX века смотрела, как готовилась европейская война века XIX. Незамысловатую песенку «Мальбрук в поход собрался┘», ставшую лейтмотивом спектакля Фоменко, вполне можно было бы использовать и в «Дредноутах», а рассуждение Гришковца о мужчинах на войне, которые проявляются в своих качествах, в мирной жизни неизвестных, могло бы стать ответом на вопрос Лизы Болконской: «Мой муж оставляет меня и уходит на войну. Зачем?»
Семь лет назад Фоменко начал читать своим актерам «Войну и мир» Толстого, роман прочли тогда целиком, и это было самой длинной читкой из известных в истории театра. Год назад в книжном магазине Евгений Гришковец натолкнулся на книгу о Ютландской морской битве, стоившую 54 рубля. И после этого он прочел об этой битве все, что мог достать на русском и английском.
«Войну и мир» исполнители друг другу будут передавать, зачитывая то один, то другой фрагмент.
Гришковец будет заглядывать в книгу, когда ему понадобится уточнить фамилию английского адмирала.
Фоменко в день премьеры попросил людей, к которым он особенно хорошо относится, в театр не приходить, так как спектакль еще не совсем готов.
Евгений Гришковец в день своего рождения собрал друзей, чтобы показать им спектакль, который не является спектаклем и который пока не хочется показывать публике по той причине, что истории о Ютландской битве задевают его настолько сильно, что трудно установить правильную дистанцию между собой и текстом.
Что еще сближает эти спектакли? Видимо, адресат. Случайной публике на их спектаклях подчас мучительно трудно: непонятно, как реагировать. Фоменко и Гришковец работают для зрителей-соучастников, и для обоих любая их работа что-то большее, чем просто спектакль. Это всегда высказывание на те самые предельно личные темы, которыми и делиться неохота, и не поделиться не получается.
Канун войны
«Мой муж оставляет меня и уходит на войну. Зачем?» спрашивает беременная хорошенькая Лиза Болконская (Ксения Кутепова). Собственно, этот вопрос центральный вопрос спектакля. Петр Фоменко поставил спектакль о мире, который вот-вот сменится войной. «Еще рокочет голос струнный, но┘» уходит на войну князь Андрей (Илья Любимов), записан в юнкера Николай Ростов (Кирилл Пирогов), Борис Друбецкой (Олег Любимов) добивается места адъютанта, бесшабашные гусары ждут только сигнала трубы. А Пьер (Андрей Казаков) мучительно колеблется между желанием идти воевать и осознанием бессмысленности войны: воевать против Франции за интересы Австрии? Два портрета Наполеон и Александр I висят с обеих сторон сцены. На занавесе карта Европы, и, указывая на нее, князь Андрей будет объяснять план военной кампании своему отцу Николаю Болконскому (Карэн Бадалов). Война где-то рядом, ее можно коснуться рукой. Ее надвигающаяся тень делает особенно уютными, волшебными последние мгновения мирной жизни со светскими приемами, именинами и семейными обедами.
Как никакой другой режиссер, Фоменко умеет передать то несказанное, золотистое, пленительное, что называется «обыкновенной жизнью». В этой жизни царят женщины: тетушки, матери семейств, сестры, жены, подруги, дочери, племянницы, любимые и нелюбимые. Все таинственные, все прекрасные, все непредсказуемые. Они так удивительно смеются и еще лучше улыбаются, так всплескивают руками, так мило кокетничают и капризничают, рассуждают о политике, о долге, о службе. С великолепной самоуверенностью и гипнотизирующей собеседника убежденностью Анна Павловна Шерер (Галина Тюнина) рассуждает о пути России и долге императора. Пылкая Жюли Карагина (Ксения Кутепова) целует портрет Александра и грозит портрету Наполеона гусиным пером┘ Переходя в область мужской логики и мужских проблем, дамы чувствуют себя неуверенно, как Катишь (Людмила Аринина), когда ей толкуют о юридических правах на наследство. Но задерживаются они в этой области недолго. Передернув плечиками, они переходят на тот милый женский лепет о жизни, где обмен двумя-тремя фразами, несколькими восклицаниями значит больше, чем долгие выяснения и споры. «Сладьте эту свадьбу, Лиза!»; «Будьте покойны, я поговорю с золовкой!».
В спектакле нет сцены романа, в которой проигравшийся, разоривший семью, терзающийся Николенька Ростов остановится, замрет, заслушавшись пением сестры. И поймет вот оно, самое важное, а остальное вздор. Но именно эта музыка «важного» живет в женском лепете, шелесте, в порхании милых рук, в жизни глаз. Эта музыка в том, как пылкая живая девочка Наташа Ростова (Полина Агуреева) протянет Борису куклу: «Поцелуйте куклу! А меня не хотите поцеловать?», и прильнет с детской безоглядностью, распахнувшись навстречу еще не любви, но ее предощущению. Музыка в том, как княжна Марья (Галина Тюнина) будет уговаривать своего брата надеть образок. Слезы, льющиеся из глаз, она постарается спрятать, отворачиваясь и досадливо утирая лицо тыльной стороной ладони.
Галина Тюнина, Ксения Кутепова, Мадлен Джабраилова, Полина Агуреева, Людмила Аринина играют каждая по две-три разноплановые роли. Хозяйка светского салона Анна Шерер, элегантная, сухая с толстой тростью и негнущейся ногой; и рассеянная, милая, радушная княгиня-мать Наталья Ростова; и тихая неловкая Мари Болконская всех их играет Галина Тюнина. Элен Курагина вся взмах черных перьев роскошного султана; и смешная растрепанная Наташа Полина Агуреева. Деловитая интриганка княгиня Друбецкая и кокетливая вертушка мадмуазель Бурьен Мадлен Джабраилова. Нежная, печальная Лиза Болконская, отчаянная влюбленная Соня, светская мечтательная кокетка Жюли Ксения Кутепова. Целая галерея женских портретов, легких эскизов, акварельных набросков┘
Рядом с ними мужчины чудаки и дети, с их гипертрофированным чувством собственной важности и жаждой славы.
Наверное, надо было долго-долго жить рядом с толстовскими персонажами, чтобы обрести такую свободу, легкость и прихотливость в обращении с классическим текстом: выбрать только несколько сцен, задать только самый простой детский-женский вопрос: «Ты уходишь. Зачем?». Надо часто читать и перечитывать толстовский текст, чтобы его герои стали для тебя родными. Чтобы ты мог полюбить их, как любят только близких: за их слабости, за их смешные стороны, за их чудачества с той безрассудной нежностью, где любование неотделимо от иронии.
Толстой относился к своим героям пристрастно: то с ненавистью, то с нежностью, то с брезгливостью, то с любовью. Фоменко разглядывает толстовских персонажей с той бережной нежностью, с какой умные взрослые относятся к переживаниям детей. Ясный теплый свет заливает сцену. Небольшое пространство кажется одушевленным: оно также трепещет, меняется, живет, как живут и меняются толстовские герои. Рамы, с которых сняты портреты, обратятся в двери, и в поисках выхода о них будут биться и спотыкаться.
В голову лезут еретические мысли: может, все-таки суперсовременные театральные залы с открывающимися потолками, исчезающими полами необязательное условие для чуда? Хотя было бы здорово, если бы Фоменко имел зал хоть сколько-нибудь технически оснащенный. Но на этом спектакле, кажется, что пузатые и приземистые белые колонны поставили по специальному проекту. А небольшой укрепленный балкон вполне дает возможность двухуровневых сцен, когда внизу танцуют у Ростовых, а наверху идут последние земные часы графа Безухова (Борис Горбачев).
После спектаклей «фоменок» в других спектаклях начинаешь замечать топорную неловкость как бы грациозных движений актеров, бедность партитуры их ролей, их малоподвижность. Здесь кажется естественным, что актрисы легко и без натуги становятся двенадцатилетними девочками-подростками, угловатыми, неоформившимися, с необработанными голосами и неловкими руками. И глядя на Наташу Ростову-Полину Агурееву, вспоминаешь толстовское: «где и когда всему научилась эта девочка, откуда эта свобода и уверенность?».
На спектаклях «фоменок» последних двух сезонов какой-то особый отблеск, передающийся зрителям. Монтень видел в чтении род счастья. Здесь вдруг понимаешь, что ходить в театр тоже счастье, по крайней мере, в этот.
«Мальбрук в поход собрался» водрузив на голову медный таз, герой собирается куда-то, откуда нет возврата, а на его жену поверх белого подвенечного платья накинут черное траурное покрывало┘
Кто победил, не помню
Определяя генеалогию появившегося на театральном горизонте года два назад Евгения Гришковца, критики вспоминали сентименталиста Стерна, а еще Пруста, Чехова┘ Хотя логичнее было бы припомнить рассказы Михаила Щепкина, восхищавшие и Пушкина, и Гоголя, и Герцена, и Аксакова. Или легендарного рассказчика Горбунова, любимца Москвы. Наконец, из персонажей современного театра можно выбрать итальянца Дарио Фо, актера-автора, играющего собственные тексты, но и пишущего пьесы, ставящиеся в театрах всего мира.
Начав со спектаклей, основанных на рассказе собственных историй, Евгений Гришковец делает в своей третьей работе следующий логичный шаг повествует о морских битвах почти вековой давности. О кораблях, которых никогда не видел. О людях, которых давно нет в живых. Где-то там, на водных просторах англичане и немцы вели морской бой. А чем кончилось, например, знаменитое Ютландское сражение, мало кто знает. Кажется, победили немцы. А может, англичане. По крайней мере, с обеих сторон были большие потери. Можно снять с полки энциклопедию и выяснить даты, фамилии и цифры. Потом они благополучно выветрятся из памяти.
Евгений Гришковец рассказывает о морских боях, переводя знание умозрительное в наглядно-чувственное. Уже не забыть маленький тральщик со смешным названием «Китобоец» с фанерными боками и маленькой пушечкой-«мухобойкой». Его командир, совсем юный мичман, когда корабль встретился с неприятельской эскадрой и ему просигналили спустить андреевский флаг, ответил корректно: «Готовьтесь к бою. Атакую». Или другого юного моряка английского младшего матроса, который не покинул пост и продолжал наводить пушку, хотя уже были убиты и тот, кто подносил снаряды, и тот, кто заряжал┘ Присев на воображаемое кресло и пристегнувшись воображаемыми ремнями, артист покажет, как сидел этот матрос, как крутил ручку наведения. А потом, посмотрев чуть недоуменно в зрительный зал, скажет уже от себя, как это здорово, что кто-то вот так остается на посту. И моряк этот молодец. И здорово знать, что он был.
В своих предыдущих спектаклях актер-автор чаще апеллировал к нашей памяти: все помнят вкус салата на следующий день после Нового года, или свой утренний путь в школу, когда опаздываешь к первому уроку, или желание спеть вот эту песню на сцене, чтобы тебе аплодировал зрительный зал. В этом спектакле Гришковец адресуется по большей части к воображению публики. Представить, как выглядели эти огромные невероятные дредноуты с тысячей моряков на борту, как они плыли по океану, как переговаривались флажками друг с другом. Как, наконец, тонули: в считанные минуты, в азарте боя не всегда успевая осознать, что же произошло. В небольшом тазике, увы не медном, плавают бумажные кораблики, к ним подносят спичку, и они загораются голубоватым пламенем. Сгорают быстро.
Это спектакль о том, что ты не пережил: о любви к своему кораблю, о мужском братстве, о чести военного моряка┘ И еще о главном. На вечный женский вопрос: «Зачем мужчины уходят на эту войну?» спектакль Евгения Гришковца отвечает просто: в числе прочего чтобы умереть достойно.
Иногда случайное сближение имен и спектаклей открывает свой скрытый, но отнюдь не случайный смысл, и тогда понимаешь, что театральное пространство не просто красивая метафора, а нечто реально существующее.
Семь лет назад Фоменко начал читать своим актерам «Войну и мир» Толстого, роман прочли тогда целиком, и это было самой длинной читкой из известных в истории театра. Год назад в книжном магазине Евгений Гришковец натолкнулся на книгу о Ютландской морской битве, стоившую 54 рубля. И после этого он прочел об этой битве все, что мог достать на русском и английском.
«Войну и мир» исполнители друг другу будут передавать, зачитывая то один, то другой фрагмент.
Гришковец будет заглядывать в книгу, когда ему понадобится уточнить фамилию английского адмирала.
Фоменко в день премьеры попросил людей, к которым он особенно хорошо относится, в театр не приходить, так как спектакль еще не совсем готов.
Евгений Гришковец в день своего рождения собрал друзей, чтобы показать им спектакль, который не является спектаклем и который пока не хочется показывать публике по той причине, что истории о Ютландской битве задевают его настолько сильно, что трудно установить правильную дистанцию между собой и текстом.
Что еще сближает эти спектакли? Видимо, адресат. Случайной публике на их спектаклях подчас мучительно трудно: непонятно, как реагировать. Фоменко и Гришковец работают для зрителей-соучастников, и для обоих любая их работа что-то большее, чем просто спектакль. Это всегда высказывание на те самые предельно личные темы, которыми и делиться неохота, и не поделиться не получается.
Канун войны
«Мой муж оставляет меня и уходит на войну. Зачем?» спрашивает беременная хорошенькая Лиза Болконская (Ксения Кутепова). Собственно, этот вопрос центральный вопрос спектакля. Петр Фоменко поставил спектакль о мире, который вот-вот сменится войной. «Еще рокочет голос струнный, но┘» уходит на войну князь Андрей (Илья Любимов), записан в юнкера Николай Ростов (Кирилл Пирогов), Борис Друбецкой (Олег Любимов) добивается места адъютанта, бесшабашные гусары ждут только сигнала трубы. А Пьер (Андрей Казаков) мучительно колеблется между желанием идти воевать и осознанием бессмысленности войны: воевать против Франции за интересы Австрии? Два портрета Наполеон и Александр I висят с обеих сторон сцены. На занавесе карта Европы, и, указывая на нее, князь Андрей будет объяснять план военной кампании своему отцу Николаю Болконскому (Карэн Бадалов). Война где-то рядом, ее можно коснуться рукой. Ее надвигающаяся тень делает особенно уютными, волшебными последние мгновения мирной жизни со светскими приемами, именинами и семейными обедами.
Как никакой другой режиссер, Фоменко умеет передать то несказанное, золотистое, пленительное, что называется «обыкновенной жизнью». В этой жизни царят женщины: тетушки, матери семейств, сестры, жены, подруги, дочери, племянницы, любимые и нелюбимые. Все таинственные, все прекрасные, все непредсказуемые. Они так удивительно смеются и еще лучше улыбаются, так всплескивают руками, так мило кокетничают и капризничают, рассуждают о политике, о долге, о службе. С великолепной самоуверенностью и гипнотизирующей собеседника убежденностью Анна Павловна Шерер (Галина Тюнина) рассуждает о пути России и долге императора. Пылкая Жюли Карагина (Ксения Кутепова) целует портрет Александра и грозит портрету Наполеона гусиным пером┘ Переходя в область мужской логики и мужских проблем, дамы чувствуют себя неуверенно, как Катишь (Людмила Аринина), когда ей толкуют о юридических правах на наследство. Но задерживаются они в этой области недолго. Передернув плечиками, они переходят на тот милый женский лепет о жизни, где обмен двумя-тремя фразами, несколькими восклицаниями значит больше, чем долгие выяснения и споры. «Сладьте эту свадьбу, Лиза!»; «Будьте покойны, я поговорю с золовкой!».
В спектакле нет сцены романа, в которой проигравшийся, разоривший семью, терзающийся Николенька Ростов остановится, замрет, заслушавшись пением сестры. И поймет вот оно, самое важное, а остальное вздор. Но именно эта музыка «важного» живет в женском лепете, шелесте, в порхании милых рук, в жизни глаз. Эта музыка в том, как пылкая живая девочка Наташа Ростова (Полина Агуреева) протянет Борису куклу: «Поцелуйте куклу! А меня не хотите поцеловать?», и прильнет с детской безоглядностью, распахнувшись навстречу еще не любви, но ее предощущению. Музыка в том, как княжна Марья (Галина Тюнина) будет уговаривать своего брата надеть образок. Слезы, льющиеся из глаз, она постарается спрятать, отворачиваясь и досадливо утирая лицо тыльной стороной ладони.
Галина Тюнина, Ксения Кутепова, Мадлен Джабраилова, Полина Агуреева, Людмила Аринина играют каждая по две-три разноплановые роли. Хозяйка светского салона Анна Шерер, элегантная, сухая с толстой тростью и негнущейся ногой; и рассеянная, милая, радушная княгиня-мать Наталья Ростова; и тихая неловкая Мари Болконская всех их играет Галина Тюнина. Элен Курагина вся взмах черных перьев роскошного султана; и смешная растрепанная Наташа Полина Агуреева. Деловитая интриганка княгиня Друбецкая и кокетливая вертушка мадмуазель Бурьен Мадлен Джабраилова. Нежная, печальная Лиза Болконская, отчаянная влюбленная Соня, светская мечтательная кокетка Жюли Ксения Кутепова. Целая галерея женских портретов, легких эскизов, акварельных набросков┘
Рядом с ними мужчины чудаки и дети, с их гипертрофированным чувством собственной важности и жаждой славы.
Наверное, надо было долго-долго жить рядом с толстовскими персонажами, чтобы обрести такую свободу, легкость и прихотливость в обращении с классическим текстом: выбрать только несколько сцен, задать только самый простой детский-женский вопрос: «Ты уходишь. Зачем?». Надо часто читать и перечитывать толстовский текст, чтобы его герои стали для тебя родными. Чтобы ты мог полюбить их, как любят только близких: за их слабости, за их смешные стороны, за их чудачества с той безрассудной нежностью, где любование неотделимо от иронии.
Толстой относился к своим героям пристрастно: то с ненавистью, то с нежностью, то с брезгливостью, то с любовью. Фоменко разглядывает толстовских персонажей с той бережной нежностью, с какой умные взрослые относятся к переживаниям детей. Ясный теплый свет заливает сцену. Небольшое пространство кажется одушевленным: оно также трепещет, меняется, живет, как живут и меняются толстовские герои. Рамы, с которых сняты портреты, обратятся в двери, и в поисках выхода о них будут биться и спотыкаться.
В голову лезут еретические мысли: может, все-таки суперсовременные театральные залы с открывающимися потолками, исчезающими полами необязательное условие для чуда? Хотя было бы здорово, если бы Фоменко имел зал хоть сколько-нибудь технически оснащенный. Но на этом спектакле, кажется, что пузатые и приземистые белые колонны поставили по специальному проекту. А небольшой укрепленный балкон вполне дает возможность двухуровневых сцен, когда внизу танцуют у Ростовых, а наверху идут последние земные часы графа Безухова (Борис Горбачев).
После спектаклей «фоменок» в других спектаклях начинаешь замечать топорную неловкость как бы грациозных движений актеров, бедность партитуры их ролей, их малоподвижность. Здесь кажется естественным, что актрисы легко и без натуги становятся двенадцатилетними девочками-подростками, угловатыми, неоформившимися, с необработанными голосами и неловкими руками. И глядя на Наташу Ростову-Полину Агурееву, вспоминаешь толстовское: «где и когда всему научилась эта девочка, откуда эта свобода и уверенность?».
На спектаклях «фоменок» последних двух сезонов какой-то особый отблеск, передающийся зрителям. Монтень видел в чтении род счастья. Здесь вдруг понимаешь, что ходить в театр тоже счастье, по крайней мере, в этот.
«Мальбрук в поход собрался» водрузив на голову медный таз, герой собирается куда-то, откуда нет возврата, а на его жену поверх белого подвенечного платья накинут черное траурное покрывало┘
Кто победил, не помню
Определяя генеалогию появившегося на театральном горизонте года два назад Евгения Гришковца, критики вспоминали сентименталиста Стерна, а еще Пруста, Чехова┘ Хотя логичнее было бы припомнить рассказы Михаила Щепкина, восхищавшие и Пушкина, и Гоголя, и Герцена, и Аксакова. Или легендарного рассказчика Горбунова, любимца Москвы. Наконец, из персонажей современного театра можно выбрать итальянца Дарио Фо, актера-автора, играющего собственные тексты, но и пишущего пьесы, ставящиеся в театрах всего мира.
Начав со спектаклей, основанных на рассказе собственных историй, Евгений Гришковец делает в своей третьей работе следующий логичный шаг повествует о морских битвах почти вековой давности. О кораблях, которых никогда не видел. О людях, которых давно нет в живых. Где-то там, на водных просторах англичане и немцы вели морской бой. А чем кончилось, например, знаменитое Ютландское сражение, мало кто знает. Кажется, победили немцы. А может, англичане. По крайней мере, с обеих сторон были большие потери. Можно снять с полки энциклопедию и выяснить даты, фамилии и цифры. Потом они благополучно выветрятся из памяти.
Евгений Гришковец рассказывает о морских боях, переводя знание умозрительное в наглядно-чувственное. Уже не забыть маленький тральщик со смешным названием «Китобоец» с фанерными боками и маленькой пушечкой-«мухобойкой». Его командир, совсем юный мичман, когда корабль встретился с неприятельской эскадрой и ему просигналили спустить андреевский флаг, ответил корректно: «Готовьтесь к бою. Атакую». Или другого юного моряка английского младшего матроса, который не покинул пост и продолжал наводить пушку, хотя уже были убиты и тот, кто подносил снаряды, и тот, кто заряжал┘ Присев на воображаемое кресло и пристегнувшись воображаемыми ремнями, артист покажет, как сидел этот матрос, как крутил ручку наведения. А потом, посмотрев чуть недоуменно в зрительный зал, скажет уже от себя, как это здорово, что кто-то вот так остается на посту. И моряк этот молодец. И здорово знать, что он был.
В своих предыдущих спектаклях актер-автор чаще апеллировал к нашей памяти: все помнят вкус салата на следующий день после Нового года, или свой утренний путь в школу, когда опаздываешь к первому уроку, или желание спеть вот эту песню на сцене, чтобы тебе аплодировал зрительный зал. В этом спектакле Гришковец адресуется по большей части к воображению публики. Представить, как выглядели эти огромные невероятные дредноуты с тысячей моряков на борту, как они плыли по океану, как переговаривались флажками друг с другом. Как, наконец, тонули: в считанные минуты, в азарте боя не всегда успевая осознать, что же произошло. В небольшом тазике, увы не медном, плавают бумажные кораблики, к ним подносят спичку, и они загораются голубоватым пламенем. Сгорают быстро.
Это спектакль о том, что ты не пережил: о любви к своему кораблю, о мужском братстве, о чести военного моряка┘ И еще о главном. На вечный женский вопрос: «Зачем мужчины уходят на эту войну?» спектакль Евгения Гришковца отвечает просто: в числе прочего чтобы умереть достойно.
Иногда случайное сближение имен и спектаклей открывает свой скрытый, но отнюдь не случайный смысл, и тогда понимаешь, что театральное пространство не просто красивая метафора, а нечто реально существующее.
Ольга Егошина, «Театр, № 2», 03.2001
- Боль и радость двадцать третьего годаМария Музалевская, 10.2023
- Спектакль «Двадцать третий»Лариса Каневская, «Мнение», 8.04.2023
- Другой век, другая странаЕлена Шаина, «Театр To Go», 22.03.2023
- Больно смотретьНаталья Витвицкая, «Экран и сцена», 16.03.2023
- Мир на выдохеТатьяна Власова, «Театрал», 14.03.2023
- Спектакль «Двадцать третий»: поздний Ремарк на сцене Мастерской ФоменкоТатьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 6.03.2023
- «Двадцать третий»: чёрный обелиск «Мастерской Фоменко»Ирина Мишина, «Musecube», 6.03.2023
- Обелиск на продажуОльга Фукс, «Петербургский театральный журнал. Блог», 23.02.2023
- И дольше века длится годДарья Андреева, «Сноб», 17.02.2023
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера спектакля «Двадцать третий»Инга Бугулова, «Российская газета», 15.02.2023
- Черно-красно-желтый обелискМарина Шимадина, «Коммерсант», 15.02.2023
- Времена не выбирают. В «Мастерской Петра Фоменко» «перечитали» «Черный обелиск»Рита Долматова, «На западе Москвы», 14.02.2023
- Три цвета черного обелискаМарина Райкина, «Московский комсомолец», 14.02.2023
- В «Мастерской Петра Фоменко» прошла премьера спектакля «Двадцать третий»Александра Сидорова, «Бизнес FM», 13.02.2023
- «Двадцать третий»: бессмертный Ремарк в Мастерской Петра ФоменкоВалерия Вербинина, «Москультура», 12.02.2023
- Премьера спектакля «Двадцать третий»: Каменькович показывает неизвестного в театре РемаркаОльга Романцова, «ТАСС», 11.02.2023
- Ксения Кутепова: «Любой опыт я рассматриваю как приобретение»«Философия отдыха», 01.2022
- «Есть ощущение тряски под ногами, я ее чувствую»Денис Мережковский, «Коммерсант-стиль», 24.02.2020
- Две порции абсурдаМарина Шимадина, «Театрал-onlain», 14.01.2020
- «Счастливые дни» как пример абсурдности жизниАндрей Дворецков, «Э-Вести», 10.01.2020
- ТРАГИЧЕСКИЙ ГИМН БЫТИЮНаталья Шаинян, «Петербургский театральный журнал (блог)», 8.01.2020
- Довели до абсурдаЛилия Акимова , «Musecube.org», 21.12.2019
- Сестры Кутеповы блеснули в спектакле с «французским акцентом»Эвелина Гурецкая, «Hollywood reporter», 11.07.2017
- «Фоменки» в зазеркальеТатьяна Ратькина, «Частный корреспондент», 28.04.2017
- Игра отражений: «Амфитрион» в «Мастерской Фоменко»Инна Логунова, «http://posta-magazine.ru», 21.03.2017
- Французский режиссёр с актёрами «Мастерской Фоменко» похулиганил с комедией МольераМария Беленькая, «Metro», 14.03.2017
- Полину и Ксению Кутеповых обманули богиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 9.03.2017
- Вот Рок, а вот порокИгорь Вирабов, «Российская газета», 8.03.2017
- Voulez vous cousher avec moi? Хотите ли вы спать со мнойВячеслав Суриков, «Эксперт», 6.03.2017
- Мольер. Но другойМарина Токарева, «Новая газета», 1.03.2017
- У вас родится ГеркулесОльга Егошина, «Театрал-online», 24.02.2017
- Обратная сторона любвиЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 20.02.2017
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- «Я не люблю умозрительный театр»Александр Баркар, «TimeOut», 25.04.2014
- «Летние осы кусают нас даже в ноябре»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 04.2014
- Это у них сезонное
Анна Чужкова, «Культура», 13.02.2014
- «Летние осы кусают нас даже в ноябре»: про веру и любовьНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 7.02.2014
- «Мастерская Петра Фоменко» представит спектакль режиссера РейбоНаталья Курова, «РИА-новости», 8.12.2013
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу ВырыпаеваДарья Горшкова, «buro247.ru», 22.11.2013
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу Ивана Вырыпаева«Lenta.ru», 22.11.2013
- Пьесу Ивана Вырыпаева поставят в театре Фоменко в ускоренных темпахВера Копылова, «РИА-новости», 22.11.2013
- Догнать ушедший кинопоездАлександр Малюгин, «Аргументы недели», 29.08.2013
- Ксения Кутепова: «Петр Фоменко боготворил женщин»«Трибуна», 22.08.2013
- «Моряки и шлюхи»: танец чувствОльга Абакумова, «http://musecube.org», 14.02.2013
- «Моряки и шлюхи»: долой слова и юбкиАнна Балуева, 17.01.2013
- Концерт по заветамРоман Должанский, «Коммерсант», 25.12.2012
- «Моряки и шлюхи»: танцуют всеНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 25.12.2012
- Попробуй попляшиГлеб Ситковский, «Ведомости», 24.12.2012
- «Моряки и шлюхи» оказались начинающими балеринамиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.12.2012
- Евгений Каменькович: «На Язычников меня благословил Фоменко»Анна Чужкова, «Культура», 23.12.2012
- Поматросят и не бросятИгорь Вирабов, «Российская газета», 21.12.2012
- Танцы о свободеГалина Шматова, «http://afisha.mail.ru», 18.12.2012
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Талант при свидетеляхДмитрий Циликин, «Росбалт.ru», 13.10.2012
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- «Не потеряйтесь!»Евгений Соколинский, «Империя драмы (газета Александринского театра)», 11.2009
- Ксения Кутепова отвечает на вопросы читателей Lenta.Ru«Lenta.Ru», 22.05.2008
- Не запирайте вашу дверь, Пусть будет дверь открыта!Мария Хализева, «Экран и Сцена», 01.2008
- За стекломРахлина Анастасия, «Домовой», 10.2007
- Всем поклонС. Овчинникова, «Планета Красота», 01.2007
- Игра в игруЕлена Губайдуллина, «Новые известия Театрал», 1.12.2006
- По волосам не плачутМарина Гаевская, «Культура», 30.11.2006
- «Фоменкам» удалось самое важноеЮлия Черникова, «Утро.ру», 23.11.2006
- Право на въезд«Итоги», 20.11.2006
- Жизненно важноеАлена Данилова, «Взгляд», 20.11.2006
- Трудности переводаАлексей Филиппов, «Московские новости», 17.11.2006
- Классный час Ксении КутеповойЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.11.2006
- Ухватиться за Венерин волосОльга Галахова, «Независимая газета», 16.11.2006
- Потерянный райОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.11.2006
- Сколько волосу ни витьсяМарина Давыдова, «Известия», 15.11.2006
- Кто знает про самое важное?Марина Райкина, «Московский комсомолец», 15.11.2006
- Проткнули времяГлеб Ситковский, «Gzt.ru», 14.11.2006
- Любовь в войлочных тапкахОльга Егошина, «Новые известия», 14.11.2006
- Аншлаг на «Самом важном»Любовь Лебедина, «Труд № 210», 14.11.2006
- Давайте я вас запишуОлег Зинцов, «Ведомости № 214 (1741)», 14.11.2006
- В одно касаниеДина Годер, «Время новостей», 13.11.2006
- Самое важноеКристина Матвиенко, «Time Out Москва», 8.11.2006
- Сестры ФоменкоМарина Зайонц, «Итоги», 27.03.2006
- У зеркала два лицаЛюбовь Мартынова, «Седьмой континент», 12.2005
- Фоменко среди трех сестерМарина Токарева, «Московские новости», 24.09.2004
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Три сестры и один сумасшедшийЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- Высший пилотаж великого ФомыПавел Подкладов, «Newsinfo.Ru», 13.07.2004
- Обаяние генияСергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касаниеАлександра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Начало романаЛ. Осипова, «Семья и школа, № 4», 04.2001
- Начало романа. Сцены
Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- Мир без войныЛюбовь Лебедина, «Труд», 16.03.2001
- Между миром и войнойВиктория Никифорова, «Эксперт», 12.03.2001
- От мира до войныОльга Лаврова, «Ваш Досуг», 8.03.2001
- Мальбрук в поход собралсяОльга Егошина, «Театр, № 2», 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Миро-приятиеДина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Мозаика «Войны и мира»Нина Агишева, «Московские новости», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового векаЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Ксения Кутепова стала Марьей, Соней и Жюли одновременноАлексей Белый, «Комсомольская правда», 22.02.2001
- Не до концаГригорий Заславский, «Независимая газета», 21.02.2001
- Толстовство в чистом видеРоман Должанский, «Коммерсант», 20.02.2001
- О доблести, о подвигах, о славеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Толстой нашего времениМайа Одина, «Сегодня», 20.02.2001
- Соткано с любовьюИрина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- Очень маленький ТолстойАлексей Филиппов, «Известия», 20.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- У Петра Фоменко снова премьера«Афиша», 19.02.2001
- О шестом англезе, дурочке из дома отдыха и механике эпизодаКирилл Рогов, «Полит. Ру», 11.02.2001
- Дети в интернате, жизнь в ИнтернетеИнна Вишневская, «Век № 40», 13.10.2000
- Когда б Толстой увидел эти игры
Марина Давыдова, «Время новостей», 10.10.2000
- Роман с Львом ТолстымРоман Должанский, «Коммерсантъ», 10.10.2000
- Игра в театрАлена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Тот самый чайОльга Егошина, «Литературная газета», 16.02.2000
- Женщины на грани красного цветаСветлана Хохрякова, «Культура», 3.02.2000
- Российская риторикаМарина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Горький в цветахИрина Глущенко, «Независимая газета», 27.01.2000
- Немного Горького в любовной мелодрамеНина Агишева, «Московские новости», 18.01.2000
- Красавицы и чудовищаЕлена Ковальская, «Афиша», 17.01.2000
- Старые «Варвары» и новое варварствоАлексей Филиппов, «Известия», 29.12.1999
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Четыре слагаемых успехаОльга Егошина, «Дом Актера, № 3-4», 1995
- Дело в
шляпе!Т. Белозерова, «Культура», 19.03.1994
- Как глупо быть Эрнестом«Сегодня», 16.02.1994
- Побеждающая радость творенияСаулюс Мацайтис, «Эхо Литвы», 18.01.1994
- Театр от ФомыЮрий Зерчанинов, 1993
- Мастера «Мастерской Фоменко»Мария Хализева, 1993
- «Фоменки» по-другому не умеютДарья Андреева, «Страстной бульвар»,