Гадание по «Войне и миру»
Музей-усадьба «Война и мир», первая часть первого тома, анфилада хрестоматийных сцен: от салона Анны Павловны Шерер до отъезда князя Андрея из Лысых Гор. Занавес из двух половин: бледная карта Европы, преданная тиснению в Санкт-Петербурге в 1805 году. Перед глазами Майнц, Ульм, Штутгарт, в правом углу «дикия степи Киргиз-Кайсаков», резкая черная черта идет как раз по границе Российской империи. Черные «яти» надписей колышутся от Тарутина до Фершампенуаза как султаны уланских касок. Но сам роман прочитан труппой Петра Фоменко, против зрительских ожиданий, по новой орфографии.
В отдельных сценах кажется, что прочитан в зябкой утренней рукопашной московского метро. На открытом участке вроде станции «Кутузовская», возле театра «фоменок»: в окнах тот же снег и те же серые эстакады, в толчее усталые люди тех же русских архетипов. Ампирная бутафория почти снята два-три намека для любителей, и все┘
Что ж, так и живем. Но в чем-то мы церемоннее предков: не подчеркиваем строчки в книгах, не ставим на полях sic! и NB, не оставляем заметок на страницах своих книг. Между тем в эпоху Жуковского и Пушкина это было узаконено. Их пометы в книгах странная форма взаимодействия гения с чужим текстом давно изучаются филологами. В этом редком жанре, кажется, и создана постановка сцен первого тома «Войны и мира»: яркие и краткие маргиналии театра на полях страниц эпопеи.
Спектакль идет три с половиной часа с двумя антрактами. Почти у всех «фоменок» по две-три роли. Галина Тюнина играет Анну Павловну Шерер, графиню Ростову-старшую и княжну Марью. Ксения Кутепова маленькую княгиню Болконскую с ее беличьей губкой, заплаканную Соню с туго заплетенной косой и мистико-меланхолическую (по последней моде зимы 1805 года!) Жюли Карагину. Карэн Бадалов играет французского эмигранта виконта де Мортемара в салоне m-me Шерер и молчаливо-зловещего немца-доктора при умирающем графе Безухове, чтобы в последнем акте явиться великолепным старым князем Николаем Андреевичем Болконским. Пьер Безухов (Андрей Казаков) и Наташа Ростова (Полина Агуреева) остаются сами собой.
Худая и властная m-me Шерер в черном, «энтузиастка, по общественному призванию», говорит о политике и грядущей войне. Потертый, суховатый де Мортемар учтив с эксцентричной фрейлиной и иронично любезен с юным рассеянным Пьером. Тот блестит круглыми очками, кутается в кабинетную блекло-синюю вязаную кофту, путается в серой крылатке, почти переходящей в пыльник земца-энтузиаста эпохи реформ Александра II, а то и в ленинградский макинтош времен журналов «Еж» и «Чиж». Пьеру твердо известно: «казнь герцога Энгиенского была государственная необходимость», показавшая величие души Бонапарта. А зритель внутренним взором видит Пьера в армяке, с пистолетом за пазухой, на смятенном Арбате 1812 года; Пьера, который готов стрелять в кумира своей юности. И, когда Безухов на сцене вдруг поднимает на плечи застывшего в нелепой позе Мортемара, похожего на черную восковую куклу, и несет его за кулисы, зритель видит: Пьер несет свой крест и свое историческое будущее.
А будущее румяного Пети Ростова в серой курточке, в пасторальном венке из виноградных листьев? И церемонной Сони, так по-детски влюбленной в Nicolas? Или тринадцатилетней Наташи, которая вдруг накидывает на себя салоп Марьи Дмитриевны Ахросимовой как сибирский кожух Графини из романа «Декабристы», как вечный долг вечной старой дамы с насмешливым взглядом и острым языком держать Москву, даже и нынешнюю, в совести и памяти┘ Грядущие судьбы героев, известные зрителю, раздвигают время и пространство спектакля, создают еще одну, виртуальную анфиладу, придают игре острую печаль. Две пустые рамы по краям сцены в них возникают актеры, сквозь них проходят из Петербурга в Москву, из роли в роль, из эпохи в эпоху не столько опустевшие рамы фамильных портретов, сколько «друг в друга наведенные» святочные гадальные зеркала.
Текст такого масштаба и теперь гадательная книга. Начинается новое столетие. Идут споры о войне и правительстве. Колышется карта мира. Будущего мы не знаем, лишь чувствуем 3-ю и 25-ю его главу за аскетичным пространством камерного спектакля. И решительно перестаем о том думать, когда меж зеркалами возникает цветная тень толстовского текста.
Вот Долохов (Кирилл Пирогов) в белой рубахе, выпив свой ром на оконном карнизе, валится на пол и под перебор гитары напевает какую-то цыганщину о голубе и голубке┘ Есть контакт! Вот цепкая, с лебезящей улыбкой, княгиня Друбецкая (Мадлен Джабраилова) борется за будущее сына┘ Вот в третьем акте в глуши Лысых Гор княжна Марья с милой и больной улыбкой читает петербургское письмо Жюли, не смея даже желать себе счастья (Галина Тюнина и Ксения Кутепова, обе с белыми гусиными перьями, как разноликие Музы, пушкинская и салонная, ведут эпистолярный диалог).
Что до старого князя Николая Андреевича Болконского он-то точно вышел из рамы портрета, из толстовских страниц, из палатки Суворова. У Карена Бадалова он вышел совершенно живой, благородный, юродивый, по-пушкински барственный, точный в каждом судорожном движении и остром взгляде.
Замысел «начала романа» (проектом никак не назовешь) в театре «Мастерская П. Фоменко» созревал долго. Зимой 1996 года я брала интервью у главного режиссера. Петр Наумович Фоменко говорил, что он и студийцы уже несколько месяцев читают вслух и анализируют «Войну и мир», а спектакль то ли будет, то ли нет, зато актеры никогда не забудут эту школу. Слова эти так не соответствовали ожесточенно шустрому духу Москвы середины 1990-х, что запомнились навсегда. И позже, глядя на молодых актеров театра в шекспировских, цветаевских, тургеневских или гоголевских ролях, я убеждалась в силе этой школы, чем-то близкой по духу к урокам тактики и геометрии старого князя Болконского в романе┘
В отдельных сценах кажется, что прочитан в зябкой утренней рукопашной московского метро. На открытом участке вроде станции «Кутузовская», возле театра «фоменок»: в окнах тот же снег и те же серые эстакады, в толчее усталые люди тех же русских архетипов. Ампирная бутафория почти снята два-три намека для любителей, и все┘
Что ж, так и живем. Но в чем-то мы церемоннее предков: не подчеркиваем строчки в книгах, не ставим на полях sic! и NB, не оставляем заметок на страницах своих книг. Между тем в эпоху Жуковского и Пушкина это было узаконено. Их пометы в книгах странная форма взаимодействия гения с чужим текстом давно изучаются филологами. В этом редком жанре, кажется, и создана постановка сцен первого тома «Войны и мира»: яркие и краткие маргиналии театра на полях страниц эпопеи.
Спектакль идет три с половиной часа с двумя антрактами. Почти у всех «фоменок» по две-три роли. Галина Тюнина играет Анну Павловну Шерер, графиню Ростову-старшую и княжну Марью. Ксения Кутепова маленькую княгиню Болконскую с ее беличьей губкой, заплаканную Соню с туго заплетенной косой и мистико-меланхолическую (по последней моде зимы 1805 года!) Жюли Карагину. Карэн Бадалов играет французского эмигранта виконта де Мортемара в салоне m-me Шерер и молчаливо-зловещего немца-доктора при умирающем графе Безухове, чтобы в последнем акте явиться великолепным старым князем Николаем Андреевичем Болконским. Пьер Безухов (Андрей Казаков) и Наташа Ростова (Полина Агуреева) остаются сами собой.
Худая и властная m-me Шерер в черном, «энтузиастка, по общественному призванию», говорит о политике и грядущей войне. Потертый, суховатый де Мортемар учтив с эксцентричной фрейлиной и иронично любезен с юным рассеянным Пьером. Тот блестит круглыми очками, кутается в кабинетную блекло-синюю вязаную кофту, путается в серой крылатке, почти переходящей в пыльник земца-энтузиаста эпохи реформ Александра II, а то и в ленинградский макинтош времен журналов «Еж» и «Чиж». Пьеру твердо известно: «казнь герцога Энгиенского была государственная необходимость», показавшая величие души Бонапарта. А зритель внутренним взором видит Пьера в армяке, с пистолетом за пазухой, на смятенном Арбате 1812 года; Пьера, который готов стрелять в кумира своей юности. И, когда Безухов на сцене вдруг поднимает на плечи застывшего в нелепой позе Мортемара, похожего на черную восковую куклу, и несет его за кулисы, зритель видит: Пьер несет свой крест и свое историческое будущее.
А будущее румяного Пети Ростова в серой курточке, в пасторальном венке из виноградных листьев? И церемонной Сони, так по-детски влюбленной в Nicolas? Или тринадцатилетней Наташи, которая вдруг накидывает на себя салоп Марьи Дмитриевны Ахросимовой как сибирский кожух Графини из романа «Декабристы», как вечный долг вечной старой дамы с насмешливым взглядом и острым языком держать Москву, даже и нынешнюю, в совести и памяти┘ Грядущие судьбы героев, известные зрителю, раздвигают время и пространство спектакля, создают еще одну, виртуальную анфиладу, придают игре острую печаль. Две пустые рамы по краям сцены в них возникают актеры, сквозь них проходят из Петербурга в Москву, из роли в роль, из эпохи в эпоху не столько опустевшие рамы фамильных портретов, сколько «друг в друга наведенные» святочные гадальные зеркала.
Текст такого масштаба и теперь гадательная книга. Начинается новое столетие. Идут споры о войне и правительстве. Колышется карта мира. Будущего мы не знаем, лишь чувствуем 3-ю и 25-ю его главу за аскетичным пространством камерного спектакля. И решительно перестаем о том думать, когда меж зеркалами возникает цветная тень толстовского текста.
Вот Долохов (Кирилл Пирогов) в белой рубахе, выпив свой ром на оконном карнизе, валится на пол и под перебор гитары напевает какую-то цыганщину о голубе и голубке┘ Есть контакт! Вот цепкая, с лебезящей улыбкой, княгиня Друбецкая (Мадлен Джабраилова) борется за будущее сына┘ Вот в третьем акте в глуши Лысых Гор княжна Марья с милой и больной улыбкой читает петербургское письмо Жюли, не смея даже желать себе счастья (Галина Тюнина и Ксения Кутепова, обе с белыми гусиными перьями, как разноликие Музы, пушкинская и салонная, ведут эпистолярный диалог).
Что до старого князя Николая Андреевича Болконского он-то точно вышел из рамы портрета, из толстовских страниц, из палатки Суворова. У Карена Бадалова он вышел совершенно живой, благородный, юродивый, по-пушкински барственный, точный в каждом судорожном движении и остром взгляде.
Замысел «начала романа» (проектом никак не назовешь) в театре «Мастерская П. Фоменко» созревал долго. Зимой 1996 года я брала интервью у главного режиссера. Петр Наумович Фоменко говорил, что он и студийцы уже несколько месяцев читают вслух и анализируют «Войну и мир», а спектакль то ли будет, то ли нет, зато актеры никогда не забудут эту школу. Слова эти так не соответствовали ожесточенно шустрому духу Москвы середины 1990-х, что запомнились навсегда. И позже, глядя на молодых актеров театра в шекспировских, цветаевских, тургеневских или гоголевских ролях, я убеждалась в силе этой школы, чем-то близкой по духу к урокам тактики и геометрии старого князя Болконского в романе┘
Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- Боль и радость двадцать третьего годаМария Музалевская, 10.2023
- Спектакль «Двадцать третий»Лариса Каневская, «Мнение», 8.04.2023
- Другой век, другая странаЕлена Шаина, «Театр To Go», 22.03.2023
- Больно смотретьНаталья Витвицкая, «Экран и сцена», 16.03.2023
- Мир на выдохеТатьяна Власова, «Театрал», 14.03.2023
- Спектакль «Двадцать третий»: поздний Ремарк на сцене Мастерской ФоменкоТатьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 6.03.2023
- «Двадцать третий»: чёрный обелиск «Мастерской Фоменко»Ирина Мишина, «Musecube», 6.03.2023
- Обелиск на продажуОльга Фукс, «Петербургский театральный журнал. Блог», 23.02.2023
- И дольше века длится годДарья Андреева, «Сноб», 17.02.2023
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера спектакля «Двадцать третий»Инга Бугулова, «Российская газета», 15.02.2023
- Черно-красно-желтый обелискМарина Шимадина, «Коммерсант», 15.02.2023
- Времена не выбирают. В «Мастерской Петра Фоменко» «перечитали» «Черный обелиск»Рита Долматова, «На западе Москвы», 14.02.2023
- Три цвета черного обелискаМарина Райкина, «Московский комсомолец», 14.02.2023
- В «Мастерской Петра Фоменко» прошла премьера спектакля «Двадцать третий»Александра Сидорова, «Бизнес FM», 13.02.2023
- «Двадцать третий»: бессмертный Ремарк в Мастерской Петра ФоменкоВалерия Вербинина, «Москультура», 12.02.2023
- Премьера спектакля «Двадцать третий»: Каменькович показывает неизвестного в театре РемаркаОльга Романцова, «ТАСС», 11.02.2023
- Ксения Кутепова: «Любой опыт я рассматриваю как приобретение»«Философия отдыха», 01.2022
- «Есть ощущение тряски под ногами, я ее чувствую»Денис Мережковский, «Коммерсант-стиль», 24.02.2020
- Две порции абсурдаМарина Шимадина, «Театрал-onlain», 14.01.2020
- «Счастливые дни» как пример абсурдности жизниАндрей Дворецков, «Э-Вести», 10.01.2020
- ТРАГИЧЕСКИЙ ГИМН БЫТИЮНаталья Шаинян, «Петербургский театральный журнал (блог)», 8.01.2020
- Довели до абсурдаЛилия Акимова , «Musecube.org», 21.12.2019
- Сестры Кутеповы блеснули в спектакле с «французским акцентом»Эвелина Гурецкая, «Hollywood reporter», 11.07.2017
- «Фоменки» в зазеркальеТатьяна Ратькина, «Частный корреспондент», 28.04.2017
- Игра отражений: «Амфитрион» в «Мастерской Фоменко»Инна Логунова, «http://posta-magazine.ru», 21.03.2017
- Французский режиссёр с актёрами «Мастерской Фоменко» похулиганил с комедией МольераМария Беленькая, «Metro», 14.03.2017
- Полину и Ксению Кутеповых обманули богиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 9.03.2017
- Вот Рок, а вот порокИгорь Вирабов, «Российская газета», 8.03.2017
- Voulez vous cousher avec moi? Хотите ли вы спать со мнойВячеслав Суриков, «Эксперт», 6.03.2017
- Мольер. Но другойМарина Токарева, «Новая газета», 1.03.2017
- У вас родится ГеркулесОльга Егошина, «Театрал-online», 24.02.2017
- Обратная сторона любвиЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 20.02.2017
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- «Я не люблю умозрительный театр»Александр Баркар, «TimeOut», 25.04.2014
- «Летние осы кусают нас даже в ноябре»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 04.2014
- Это у них сезонное
Анна Чужкова, «Культура», 13.02.2014
- «Летние осы кусают нас даже в ноябре»: про веру и любовьНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 7.02.2014
- «Мастерская Петра Фоменко» представит спектакль режиссера РейбоНаталья Курова, «РИА-новости», 8.12.2013
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу ВырыпаеваДарья Горшкова, «buro247.ru», 22.11.2013
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу Ивана Вырыпаева«Lenta.ru», 22.11.2013
- Пьесу Ивана Вырыпаева поставят в театре Фоменко в ускоренных темпахВера Копылова, «РИА-новости», 22.11.2013
- Догнать ушедший кинопоездАлександр Малюгин, «Аргументы недели», 29.08.2013
- Ксения Кутепова: «Петр Фоменко боготворил женщин»«Трибуна», 22.08.2013
- «Моряки и шлюхи»: танец чувствОльга Абакумова, «http://musecube.org», 14.02.2013
- «Моряки и шлюхи»: долой слова и юбкиАнна Балуева, 17.01.2013
- Концерт по заветамРоман Должанский, «Коммерсант», 25.12.2012
- «Моряки и шлюхи»: танцуют всеНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 25.12.2012
- Попробуй попляшиГлеб Ситковский, «Ведомости», 24.12.2012
- «Моряки и шлюхи» оказались начинающими балеринамиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.12.2012
- Евгений Каменькович: «На Язычников меня благословил Фоменко»Анна Чужкова, «Культура», 23.12.2012
- Поматросят и не бросятИгорь Вирабов, «Российская газета», 21.12.2012
- Танцы о свободеГалина Шматова, «http://afisha.mail.ru», 18.12.2012
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Талант при свидетеляхДмитрий Циликин, «Росбалт.ru», 13.10.2012
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- «Не потеряйтесь!»Евгений Соколинский, «Империя драмы (газета Александринского театра)», 11.2009
- Ксения Кутепова отвечает на вопросы читателей Lenta.Ru«Lenta.Ru», 22.05.2008
- Не запирайте вашу дверь, Пусть будет дверь открыта!Мария Хализева, «Экран и Сцена», 01.2008
- За стекломРахлина Анастасия, «Домовой», 10.2007
- Всем поклонС. Овчинникова, «Планета Красота», 01.2007
- Игра в игруЕлена Губайдуллина, «Новые известия Театрал», 1.12.2006
- По волосам не плачутМарина Гаевская, «Культура», 30.11.2006
- «Фоменкам» удалось самое важноеЮлия Черникова, «Утро.ру», 23.11.2006
- Право на въезд«Итоги», 20.11.2006
- Жизненно важноеАлена Данилова, «Взгляд», 20.11.2006
- Трудности переводаАлексей Филиппов, «Московские новости», 17.11.2006
- Классный час Ксении КутеповойЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.11.2006
- Ухватиться за Венерин волосОльга Галахова, «Независимая газета», 16.11.2006
- Потерянный райОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.11.2006
- Сколько волосу ни витьсяМарина Давыдова, «Известия», 15.11.2006
- Кто знает про самое важное?Марина Райкина, «Московский комсомолец», 15.11.2006
- Проткнули времяГлеб Ситковский, «Gzt.ru», 14.11.2006
- Любовь в войлочных тапкахОльга Егошина, «Новые известия», 14.11.2006
- Аншлаг на «Самом важном»Любовь Лебедина, «Труд № 210», 14.11.2006
- Давайте я вас запишуОлег Зинцов, «Ведомости № 214 (1741)», 14.11.2006
- В одно касаниеДина Годер, «Время новостей», 13.11.2006
- Самое важноеКристина Матвиенко, «Time Out Москва», 8.11.2006
- Сестры ФоменкоМарина Зайонц, «Итоги», 27.03.2006
- У зеркала два лицаЛюбовь Мартынова, «Седьмой континент», 12.2005
- Фоменко среди трех сестерМарина Токарева, «Московские новости», 24.09.2004
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Три сестры и один сумасшедшийЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- Высший пилотаж великого ФомыПавел Подкладов, «Newsinfo.Ru», 13.07.2004
- Обаяние генияСергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касаниеАлександра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Начало романаЛ. Осипова, «Семья и школа, № 4», 04.2001
- Начало романа. Сцены
Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- Мир без войныЛюбовь Лебедина, «Труд», 16.03.2001
- Между миром и войнойВиктория Никифорова, «Эксперт», 12.03.2001
- От мира до войныОльга Лаврова, «Ваш Досуг», 8.03.2001
- Мальбрук в поход собралсяОльга Егошина, «Театр, № 2», 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Миро-приятиеДина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Мозаика «Войны и мира»Нина Агишева, «Московские новости», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового векаЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Ксения Кутепова стала Марьей, Соней и Жюли одновременноАлексей Белый, «Комсомольская правда», 22.02.2001
- Не до концаГригорий Заславский, «Независимая газета», 21.02.2001
- Толстовство в чистом видеРоман Должанский, «Коммерсант», 20.02.2001
- О доблести, о подвигах, о славеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Толстой нашего времениМайа Одина, «Сегодня», 20.02.2001
- Соткано с любовьюИрина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- Очень маленький ТолстойАлексей Филиппов, «Известия», 20.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- У Петра Фоменко снова премьера«Афиша», 19.02.2001
- О шестом англезе, дурочке из дома отдыха и механике эпизодаКирилл Рогов, «Полит. Ру», 11.02.2001
- Дети в интернате, жизнь в ИнтернетеИнна Вишневская, «Век № 40», 13.10.2000
- Когда б Толстой увидел эти игры
Марина Давыдова, «Время новостей», 10.10.2000
- Роман с Львом ТолстымРоман Должанский, «Коммерсантъ», 10.10.2000
- Игра в театрАлена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Тот самый чайОльга Егошина, «Литературная газета», 16.02.2000
- Женщины на грани красного цветаСветлана Хохрякова, «Культура», 3.02.2000
- Российская риторикаМарина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Горький в цветахИрина Глущенко, «Независимая газета», 27.01.2000
- Немного Горького в любовной мелодрамеНина Агишева, «Московские новости», 18.01.2000
- Красавицы и чудовищаЕлена Ковальская, «Афиша», 17.01.2000
- Старые «Варвары» и новое варварствоАлексей Филиппов, «Известия», 29.12.1999
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Четыре слагаемых успехаОльга Егошина, «Дом Актера, № 3-4», 1995
- Дело в
шляпе!Т. Белозерова, «Культура», 19.03.1994
- Как глупо быть Эрнестом«Сегодня», 16.02.1994
- Побеждающая радость творенияСаулюс Мацайтис, «Эхо Литвы», 18.01.1994
- Театр от ФомыЮрий Зерчанинов, 1993
- Мастера «Мастерской Фоменко»Мария Хализева, 1993
- «Фоменки» по-другому не умеютДарья Андреева, «Страстной бульвар»,