В одно касание
Недавняя премьера «Войны и мира» в «Мастерской П. Фоменко» вызвала у театральных журналистов приступ нежности. В разговоре об этом театре даже самые сдержанные критики становятся немножко сентиментальными. Такое ощущение, будто после лиричной и одновременно притчевой «Счастливой деревни» от «Мастерской П. Фоменко» все ожидают чуда.
Оправдывает ли эти ожидания новая премьера?
Весьма благополучный облик «Мастерской П. Фоменко» не лишен некоторого диссонанса. Легкого, но все же ощутимого. С одной стороны, эта труппа вызывает у своих поклонников чувство преданной и глубокой любви. «Мастерская П. Фоменко» одно из последних пристанищ тех, кто тоскует по доброму старому времени, когда театр был «нашим всем». Конечно, это пристанище не единственное в столице. Но если искания Анатолия Васильева доступны лишь избранным, а отчаянные, на грани физиологии опусы Камы Гинкаса зрелища, что называется, «на любителя», то у спектаклей «мастерской» есть все, чтобы запасть в душу каждому зрителю. Они исполнены благородства, изящества, теплоты. От них не ждешь провокаций, напротив, можно быть уверенным, что к авторскому тексту здесь отнесутся предельно бережно.
К тому же «Мастерская П. Фоменко» дает надежду на то, что время большого театра не ушло безвозвратно ведь основу одной из самых культурных трупп Москвы составляют молодые, которые с удовольствием перенимают традиции, любят и умеют учиться.
Тут-то, правда, и мелькает тень сомнения. Артисты мастерской прочно существуют в образе учеников. Они хотят так себя ощущать, они ценят это состояние. Это ученики, с трогательным почтением относящиеся к своему мэтру. Однако их вечно юный имидж иногда утомляет. Право, думаешь, слишком уж они хорошие, прямо какие-то ручные. Время от времени актеров мастерской упрекают в привычке кокетничать собственной юностью, которая, увы, не вечна, в том, что их актерская палитра состоит лишь из легких красок и на ней не находится места открытому темпераменту, зрелости, умению играть страдания и страсть. За годы самостоятельной жизни «Мастерская П. Фоменко» не утратила пленительного духа студенческой келейности. И сегодня артисты театра с особенным удовольствием изображают вчерашних детей в том числе и там, где их персонажи по идее уже вышли из детского возраста.
Впрочем, иногда «фоменки» прорываются на более «взрослый» уровень актерского существования. Когда-то подобное произошло на «Шуме и ярости» Сергея Женовача. Совсем недавно на «Одной абсолютно счастливой деревне». А вот в спектакле «Война и мир», на мой взгляд, этого не случилось.
Хотя, собственно, могло ли случиться? Очевидно, что сценическое воплощение великого романа подразумевает фрагментарность, что наиболее вероятный (и, возможно, самый естественный) здесь путь череда этюдов, своеобразная штудия классического текста, заведомо исключающая масштабность.
Петр Фоменко выбрал для своего спектакля первую часть романа: главы, где зарождаются конфликты, где появляются основные герои. Это начало своего рода молодость книги: персонажи еще не знают своей судьбы, они ее только предчувствуют, как предчувствует Лиза Болконская собственную смерть, а Наташа Ростова («Какой он смешной!») свою любовь к Пьеру (Андрей Казаков), случившуюся годы спустя.
Главные герои тут (снова!) совсем дети: Соня (Ксения Кутепова) с любопытством читает по книжке описание себя самой и сравнивает, отвечает ли оно действительности; Наташе (Полина Агуреева) всего тринадцать лет, и война их еще не коснулась, и все они пока что живы князь Андрей, его бедная женушка Лиза и даже старик Болконский.
Спектакль Фоменко провоцирует зрителя на заманчивую, но почти мучительную игру воображения. Он бередит фантазию, заставляя домысливать эпизоды, продолжать их и развивать. Ведь хочется на маленьком пространстве сцены уловить хотя бы отголосок силы, «которая движет народами». Очень хочется воочию увидеть, что будет дальше с этими людьми, как пройдут они через душевную смуту, кризисы и испытания. Однако мучительные внутренние поиски князя Андрея, Наташи, Пьера эту, возможно, самую, увлекательную из линий романа на спектакле Мастерской нам пережить не удастся. Режиссер четко определяет правила игры он дает нам только намеки, только расстановку фигур, только обещания. Действие обрывается отъездом князя Андрея из Лысых Гор на войну, и одна лишь песенка «Мальбрук в поход собрался вернется ли, Бог весть», да еще сходство Болконского с Дон-Кихотом (на голову ему надевают медный таз) укажут на то, что случится с ним потом.
Как на незавершенных портретах Бонапарта и императора Александра, расположенных по двум сторонам сцены, где выписаны лица, но нет фигур, в этом спектакле некоторые персонажи подаются более объемно, а иные обозначены в одно касание. Существуют здесь совсем бесплотные тени, которые, однако, особенно заманчиво было бы увидеть во плоти. Вот, скажем, Элен молчаливая и печальная звезда салона Анны Шерер, надменная и одновременно трогательная в этой своей надменности девочка. Девочка, глядя на которую можно предположить (довообразить), чем Элен увлекла Пьера. Тем более что та же пленительно непосредственная Полина Агуреева чуть позже предстанет перед нами и в облике Наташи Ростовой.
«Старшие фоменки» демонстрируют в этом спектакле всю отточенность своей техники. Их игра по-своему совершенна, но при этом не выходит за границы ожидаемого это виртуозность существования в ранее уже освоенном пространстве. Когда видишь, как Лиза Болконская (Ксения Кутепова) с деликатной укоризной в голосе произносит «Андрэ┘», предостерегая мужа от излишней резкости суждений; как смешно и устрашающе точно Мадлен Джабраилова играет мастера демагогии княгиню Друбецкую; как горек и одновременно комичен образ старика Болконского в исполнении Карэна Бадалова, к чувству восхищения примешивается разочарование. Ведь именно так ты все себе и представляла!
Хотя странное дело! Мари Болконская Галины Тюниной вроде столь же ожидаема, но здесь легкая манера игры отчего-то не отменяет драматизма. И сердце вдруг по-настоящему сжимается, когда княжна, опустив полные любви и покорности глаза, выслушивает, как распекает ее желчный отец. Да и не менее эскизно намеченный князь Андрей Ильи Любимова почему-то выглядит на редкость современным молодым человеком, а за его сдержанностью угадывается личность и характер.
Как и большинство постановок мастерской, этот спектакль подкупающе уютен. Поклонники театра наверняка будут очарованы тем, с каким нежным юмором Петр Фоменко решает эпизод именин в доме Ростовых, где веселая чехарда детей сменяется трогательно-фальшивым хоровым пением и воркованием родителей. Эти теплые сцены заслоняют все и гротескный холодок петербургского салона, и беспощадную борьбу за наследство умирающего графа Безухова, и пари Долохова.
Глядя на эти сцены, в конце концов поддаешься «фирменному» фоменковскому обаянию и думаешь: а стоит ли ожидать большего? Разве перед нами не отлично слаженный актерский ансамбль? Может, в этой способности артистов мастерской не проживать настоящие чувства, а лишь намекать на них, и кроется индивидуальная интонация театра? И кто, собственно, сказал, что если в «Войне и мире» актеры играют примерно так же, как Ксения Кутепова в «Семейном счастии» напевает романс обозначая неподвластные ей верхние ноты грациозным движением руки, то этого недостаточно?
Оправдывает ли эти ожидания новая премьера?
Весьма благополучный облик «Мастерской П. Фоменко» не лишен некоторого диссонанса. Легкого, но все же ощутимого. С одной стороны, эта труппа вызывает у своих поклонников чувство преданной и глубокой любви. «Мастерская П. Фоменко» одно из последних пристанищ тех, кто тоскует по доброму старому времени, когда театр был «нашим всем». Конечно, это пристанище не единственное в столице. Но если искания Анатолия Васильева доступны лишь избранным, а отчаянные, на грани физиологии опусы Камы Гинкаса зрелища, что называется, «на любителя», то у спектаклей «мастерской» есть все, чтобы запасть в душу каждому зрителю. Они исполнены благородства, изящества, теплоты. От них не ждешь провокаций, напротив, можно быть уверенным, что к авторскому тексту здесь отнесутся предельно бережно.
К тому же «Мастерская П. Фоменко» дает надежду на то, что время большого театра не ушло безвозвратно ведь основу одной из самых культурных трупп Москвы составляют молодые, которые с удовольствием перенимают традиции, любят и умеют учиться.
Тут-то, правда, и мелькает тень сомнения. Артисты мастерской прочно существуют в образе учеников. Они хотят так себя ощущать, они ценят это состояние. Это ученики, с трогательным почтением относящиеся к своему мэтру. Однако их вечно юный имидж иногда утомляет. Право, думаешь, слишком уж они хорошие, прямо какие-то ручные. Время от времени актеров мастерской упрекают в привычке кокетничать собственной юностью, которая, увы, не вечна, в том, что их актерская палитра состоит лишь из легких красок и на ней не находится места открытому темпераменту, зрелости, умению играть страдания и страсть. За годы самостоятельной жизни «Мастерская П. Фоменко» не утратила пленительного духа студенческой келейности. И сегодня артисты театра с особенным удовольствием изображают вчерашних детей в том числе и там, где их персонажи по идее уже вышли из детского возраста.
Впрочем, иногда «фоменки» прорываются на более «взрослый» уровень актерского существования. Когда-то подобное произошло на «Шуме и ярости» Сергея Женовача. Совсем недавно на «Одной абсолютно счастливой деревне». А вот в спектакле «Война и мир», на мой взгляд, этого не случилось.
Хотя, собственно, могло ли случиться? Очевидно, что сценическое воплощение великого романа подразумевает фрагментарность, что наиболее вероятный (и, возможно, самый естественный) здесь путь череда этюдов, своеобразная штудия классического текста, заведомо исключающая масштабность.
Петр Фоменко выбрал для своего спектакля первую часть романа: главы, где зарождаются конфликты, где появляются основные герои. Это начало своего рода молодость книги: персонажи еще не знают своей судьбы, они ее только предчувствуют, как предчувствует Лиза Болконская собственную смерть, а Наташа Ростова («Какой он смешной!») свою любовь к Пьеру (Андрей Казаков), случившуюся годы спустя.
Главные герои тут (снова!) совсем дети: Соня (Ксения Кутепова) с любопытством читает по книжке описание себя самой и сравнивает, отвечает ли оно действительности; Наташе (Полина Агуреева) всего тринадцать лет, и война их еще не коснулась, и все они пока что живы князь Андрей, его бедная женушка Лиза и даже старик Болконский.
Спектакль Фоменко провоцирует зрителя на заманчивую, но почти мучительную игру воображения. Он бередит фантазию, заставляя домысливать эпизоды, продолжать их и развивать. Ведь хочется на маленьком пространстве сцены уловить хотя бы отголосок силы, «которая движет народами». Очень хочется воочию увидеть, что будет дальше с этими людьми, как пройдут они через душевную смуту, кризисы и испытания. Однако мучительные внутренние поиски князя Андрея, Наташи, Пьера эту, возможно, самую, увлекательную из линий романа на спектакле Мастерской нам пережить не удастся. Режиссер четко определяет правила игры он дает нам только намеки, только расстановку фигур, только обещания. Действие обрывается отъездом князя Андрея из Лысых Гор на войну, и одна лишь песенка «Мальбрук в поход собрался вернется ли, Бог весть», да еще сходство Болконского с Дон-Кихотом (на голову ему надевают медный таз) укажут на то, что случится с ним потом.
Как на незавершенных портретах Бонапарта и императора Александра, расположенных по двум сторонам сцены, где выписаны лица, но нет фигур, в этом спектакле некоторые персонажи подаются более объемно, а иные обозначены в одно касание. Существуют здесь совсем бесплотные тени, которые, однако, особенно заманчиво было бы увидеть во плоти. Вот, скажем, Элен молчаливая и печальная звезда салона Анны Шерер, надменная и одновременно трогательная в этой своей надменности девочка. Девочка, глядя на которую можно предположить (довообразить), чем Элен увлекла Пьера. Тем более что та же пленительно непосредственная Полина Агуреева чуть позже предстанет перед нами и в облике Наташи Ростовой.
«Старшие фоменки» демонстрируют в этом спектакле всю отточенность своей техники. Их игра по-своему совершенна, но при этом не выходит за границы ожидаемого это виртуозность существования в ранее уже освоенном пространстве. Когда видишь, как Лиза Болконская (Ксения Кутепова) с деликатной укоризной в голосе произносит «Андрэ┘», предостерегая мужа от излишней резкости суждений; как смешно и устрашающе точно Мадлен Джабраилова играет мастера демагогии княгиню Друбецкую; как горек и одновременно комичен образ старика Болконского в исполнении Карэна Бадалова, к чувству восхищения примешивается разочарование. Ведь именно так ты все себе и представляла!
Хотя странное дело! Мари Болконская Галины Тюниной вроде столь же ожидаема, но здесь легкая манера игры отчего-то не отменяет драматизма. И сердце вдруг по-настоящему сжимается, когда княжна, опустив полные любви и покорности глаза, выслушивает, как распекает ее желчный отец. Да и не менее эскизно намеченный князь Андрей Ильи Любимова почему-то выглядит на редкость современным молодым человеком, а за его сдержанностью угадывается личность и характер.
Как и большинство постановок мастерской, этот спектакль подкупающе уютен. Поклонники театра наверняка будут очарованы тем, с каким нежным юмором Петр Фоменко решает эпизод именин в доме Ростовых, где веселая чехарда детей сменяется трогательно-фальшивым хоровым пением и воркованием родителей. Эти теплые сцены заслоняют все и гротескный холодок петербургского салона, и беспощадную борьбу за наследство умирающего графа Безухова, и пари Долохова.
Глядя на эти сцены, в конце концов поддаешься «фирменному» фоменковскому обаянию и думаешь: а стоит ли ожидать большего? Разве перед нами не отлично слаженный актерский ансамбль? Может, в этой способности артистов мастерской не проживать настоящие чувства, а лишь намекать на них, и кроется индивидуальная интонация театра? И кто, собственно, сказал, что если в «Войне и мире» актеры играют примерно так же, как Ксения Кутепова в «Семейном счастии» напевает романс обозначая неподвластные ей верхние ноты грациозным движением руки, то этого недостаточно?
Александра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Боль и радость двадцать третьего годаМария Музалевская, 10.2023
- Спектакль «Двадцать третий»Лариса Каневская, «Мнение», 8.04.2023
- Другой век, другая странаЕлена Шаина, «Театр To Go», 22.03.2023
- Больно смотретьНаталья Витвицкая, «Экран и сцена», 16.03.2023
- Мир на выдохеТатьяна Власова, «Театрал», 14.03.2023
- Спектакль «Двадцать третий»: поздний Ремарк на сцене Мастерской ФоменкоТатьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 6.03.2023
- «Двадцать третий»: чёрный обелиск «Мастерской Фоменко»Ирина Мишина, «Musecube», 6.03.2023
- Обелиск на продажуОльга Фукс, «Петербургский театральный журнал. Блог», 23.02.2023
- И дольше века длится годДарья Андреева, «Сноб», 17.02.2023
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера спектакля «Двадцать третий»Инга Бугулова, «Российская газета», 15.02.2023
- Черно-красно-желтый обелискМарина Шимадина, «Коммерсант», 15.02.2023
- Времена не выбирают. В «Мастерской Петра Фоменко» «перечитали» «Черный обелиск»Рита Долматова, «На западе Москвы», 14.02.2023
- Три цвета черного обелискаМарина Райкина, «Московский комсомолец», 14.02.2023
- В «Мастерской Петра Фоменко» прошла премьера спектакля «Двадцать третий»Александра Сидорова, «Бизнес FM», 13.02.2023
- «Двадцать третий»: бессмертный Ремарк в Мастерской Петра ФоменкоВалерия Вербинина, «Москультура», 12.02.2023
- Премьера спектакля «Двадцать третий»: Каменькович показывает неизвестного в театре РемаркаОльга Романцова, «ТАСС», 11.02.2023
- Ксения Кутепова: «Любой опыт я рассматриваю как приобретение»«Философия отдыха», 01.2022
- «Есть ощущение тряски под ногами, я ее чувствую»Денис Мережковский, «Коммерсант-стиль», 24.02.2020
- Две порции абсурдаМарина Шимадина, «Театрал-onlain», 14.01.2020
- «Счастливые дни» как пример абсурдности жизниАндрей Дворецков, «Э-Вести», 10.01.2020
- ТРАГИЧЕСКИЙ ГИМН БЫТИЮНаталья Шаинян, «Петербургский театральный журнал (блог)», 8.01.2020
- Довели до абсурдаЛилия Акимова , «Musecube.org», 21.12.2019
- Сестры Кутеповы блеснули в спектакле с «французским акцентом»Эвелина Гурецкая, «Hollywood reporter», 11.07.2017
- «Фоменки» в зазеркальеТатьяна Ратькина, «Частный корреспондент», 28.04.2017
- Игра отражений: «Амфитрион» в «Мастерской Фоменко»Инна Логунова, «http://posta-magazine.ru», 21.03.2017
- Французский режиссёр с актёрами «Мастерской Фоменко» похулиганил с комедией МольераМария Беленькая, «Metro», 14.03.2017
- Полину и Ксению Кутеповых обманули богиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 9.03.2017
- Вот Рок, а вот порокИгорь Вирабов, «Российская газета», 8.03.2017
- Voulez vous cousher avec moi? Хотите ли вы спать со мнойВячеслав Суриков, «Эксперт», 6.03.2017
- Мольер. Но другойМарина Токарева, «Новая газета», 1.03.2017
- У вас родится ГеркулесОльга Егошина, «Театрал-online», 24.02.2017
- Обратная сторона любвиЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 20.02.2017
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- «Я не люблю умозрительный театр»Александр Баркар, «TimeOut», 25.04.2014
- «Летние осы кусают нас даже в ноябре»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 04.2014
- Это у них сезонное
Анна Чужкова, «Культура», 13.02.2014
- «Летние осы кусают нас даже в ноябре»: про веру и любовьНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 7.02.2014
- «Мастерская Петра Фоменко» представит спектакль режиссера РейбоНаталья Курова, «РИА-новости», 8.12.2013
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу ВырыпаеваДарья Горшкова, «buro247.ru», 22.11.2013
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу Ивана Вырыпаева«Lenta.ru», 22.11.2013
- Пьесу Ивана Вырыпаева поставят в театре Фоменко в ускоренных темпахВера Копылова, «РИА-новости», 22.11.2013
- Догнать ушедший кинопоездАлександр Малюгин, «Аргументы недели», 29.08.2013
- Ксения Кутепова: «Петр Фоменко боготворил женщин»«Трибуна», 22.08.2013
- «Моряки и шлюхи»: танец чувствОльга Абакумова, «http://musecube.org», 14.02.2013
- «Моряки и шлюхи»: долой слова и юбкиАнна Балуева, 17.01.2013
- Концерт по заветамРоман Должанский, «Коммерсант», 25.12.2012
- «Моряки и шлюхи»: танцуют всеНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 25.12.2012
- Попробуй попляшиГлеб Ситковский, «Ведомости», 24.12.2012
- «Моряки и шлюхи» оказались начинающими балеринамиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.12.2012
- Евгений Каменькович: «На Язычников меня благословил Фоменко»Анна Чужкова, «Культура», 23.12.2012
- Поматросят и не бросятИгорь Вирабов, «Российская газета», 21.12.2012
- Танцы о свободеГалина Шматова, «http://afisha.mail.ru», 18.12.2012
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Талант при свидетеляхДмитрий Циликин, «Росбалт.ru», 13.10.2012
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- «Не потеряйтесь!»Евгений Соколинский, «Империя драмы (газета Александринского театра)», 11.2009
- Ксения Кутепова отвечает на вопросы читателей Lenta.Ru«Lenta.Ru», 22.05.2008
- Не запирайте вашу дверь, Пусть будет дверь открыта!Мария Хализева, «Экран и Сцена», 01.2008
- За стекломРахлина Анастасия, «Домовой», 10.2007
- Всем поклонС. Овчинникова, «Планета Красота», 01.2007
- Игра в игруЕлена Губайдуллина, «Новые известия Театрал», 1.12.2006
- По волосам не плачутМарина Гаевская, «Культура», 30.11.2006
- «Фоменкам» удалось самое важноеЮлия Черникова, «Утро.ру», 23.11.2006
- Право на въезд«Итоги», 20.11.2006
- Жизненно важноеАлена Данилова, «Взгляд», 20.11.2006
- Трудности переводаАлексей Филиппов, «Московские новости», 17.11.2006
- Классный час Ксении КутеповойЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.11.2006
- Ухватиться за Венерин волосОльга Галахова, «Независимая газета», 16.11.2006
- Потерянный райОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.11.2006
- Сколько волосу ни витьсяМарина Давыдова, «Известия», 15.11.2006
- Кто знает про самое важное?Марина Райкина, «Московский комсомолец», 15.11.2006
- Проткнули времяГлеб Ситковский, «Gzt.ru», 14.11.2006
- Любовь в войлочных тапкахОльга Егошина, «Новые известия», 14.11.2006
- Аншлаг на «Самом важном»Любовь Лебедина, «Труд № 210», 14.11.2006
- Давайте я вас запишуОлег Зинцов, «Ведомости № 214 (1741)», 14.11.2006
- В одно касаниеДина Годер, «Время новостей», 13.11.2006
- Самое важноеКристина Матвиенко, «Time Out Москва», 8.11.2006
- Сестры ФоменкоМарина Зайонц, «Итоги», 27.03.2006
- У зеркала два лицаЛюбовь Мартынова, «Седьмой континент», 12.2005
- Фоменко среди трех сестерМарина Токарева, «Московские новости», 24.09.2004
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Три сестры и один сумасшедшийЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- Высший пилотаж великого ФомыПавел Подкладов, «Newsinfo.Ru», 13.07.2004
- Обаяние генияСергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касаниеАлександра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Начало романаЛ. Осипова, «Семья и школа, № 4», 04.2001
- Начало романа. Сцены
Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- Мир без войныЛюбовь Лебедина, «Труд», 16.03.2001
- Между миром и войнойВиктория Никифорова, «Эксперт», 12.03.2001
- От мира до войныОльга Лаврова, «Ваш Досуг», 8.03.2001
- Мальбрук в поход собралсяОльга Егошина, «Театр, № 2», 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Миро-приятиеДина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Мозаика «Войны и мира»Нина Агишева, «Московские новости», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового векаЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Ксения Кутепова стала Марьей, Соней и Жюли одновременноАлексей Белый, «Комсомольская правда», 22.02.2001
- Не до концаГригорий Заславский, «Независимая газета», 21.02.2001
- Толстовство в чистом видеРоман Должанский, «Коммерсант», 20.02.2001
- О доблести, о подвигах, о славеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Толстой нашего времениМайа Одина, «Сегодня», 20.02.2001
- Соткано с любовьюИрина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- Очень маленький ТолстойАлексей Филиппов, «Известия», 20.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- У Петра Фоменко снова премьера«Афиша», 19.02.2001
- О шестом англезе, дурочке из дома отдыха и механике эпизодаКирилл Рогов, «Полит. Ру», 11.02.2001
- Дети в интернате, жизнь в ИнтернетеИнна Вишневская, «Век № 40», 13.10.2000
- Когда б Толстой увидел эти игры
Марина Давыдова, «Время новостей», 10.10.2000
- Роман с Львом ТолстымРоман Должанский, «Коммерсантъ», 10.10.2000
- Игра в театрАлена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Тот самый чайОльга Егошина, «Литературная газета», 16.02.2000
- Женщины на грани красного цветаСветлана Хохрякова, «Культура», 3.02.2000
- Российская риторикаМарина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Горький в цветахИрина Глущенко, «Независимая газета», 27.01.2000
- Немного Горького в любовной мелодрамеНина Агишева, «Московские новости», 18.01.2000
- Красавицы и чудовищаЕлена Ковальская, «Афиша», 17.01.2000
- Старые «Варвары» и новое варварствоАлексей Филиппов, «Известия», 29.12.1999
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Четыре слагаемых успехаОльга Егошина, «Дом Актера, № 3-4», 1995
- Дело в
шляпе!Т. Белозерова, «Культура», 19.03.1994
- Как глупо быть Эрнестом«Сегодня», 16.02.1994
- Побеждающая радость творенияСаулюс Мацайтис, «Эхо Литвы», 18.01.1994
- Театр от ФомыЮрий Зерчанинов, 1993
- Мастера «Мастерской Фоменко»Мария Хализева, 1993
- «Фоменки» по-другому не умеютДарья Андреева, «Страстной бульвар»,