Как глупо быть Эрнестом
Премьера в мастерской Петра Фоменко. «Как важно быть серьезным» О. Уайльда. Режиссер Евгений Каменькович. Художник по костюмам Дмитрий Чолаку
Театральная Москва давно никого так не любила, как последних выпускников Петра Фоменко. Весь уже изрядно траченный молью, залежавшийся запас чувств — по-отечески пристрастных и по-женски умилительных, — лавиной опрокинулся на эту компанию детей, застигнутых славой врасплох, на бегу. Третьекурсниками со спектаклем «Владимир III степени» они феерически прошли на международном студенческом фестивале и, не задумываясь о том, выпорхнули за пределы контекста. Какая-то явная неправильность цепляла в них сразу; ненавязчивое, но внятное многим расхождение с генеральной линией жизни или с законами театра, что по сути одно и то же. К примеру, на каждом актерском курсе должны быть герой и героиня. На этом — не было. Зато были близнецы, с которыми нигде не знали бы что делать. Близнецы Кутеповы стали таким же знаком курса Фоменко, как чайка на занавесе МХАТа.
Не знаю подробностей их взаимоотношений с системой Станиславского, но школьную задачу «я и предлагаемые обстоятельства» они явно решали не заглядывая в ответ, дерзко игнорируя рекомендации учебника. Неврастенической надутости, надрывов, взвинченных интонаций, потоков слез и прочих атрибутов, традиционно относимых к русской психологической школе, нет в их спектаклях. Нет и наивной жизнерадостной агрессивности.
Они грациозны и естественны, как желания. В них любой пустяк и целая жизнь одинаково мимолетны, ничто не укореняется, не утверждается наверняка. Речь не о робости и не о свойствах легкомысленной юности — о свободе. В том числе и от собственного замысла. Спектакли мастерской Фоменко воодушевлены общим надбытовым сознанием, отсюда все эти утонченно капризные интонации принцесс на горошине, незавершенные жесты, лукавые полуулыбки, стремительные пробеги. Жизнь травестируется и доставляет удовольствие. Фейерверк находок, летящих далеко за рамки студенческого капустника. Они не несут печати ответственности, их стиль интимен и создает обманчивое ощущение домашнего контакта. Но попробуйте взять их в руки — ускользнут. Иногда кажется, что они как бы и не используют свое мастерство, что они равнодушны к нему и уверенной линии предпочитают небрежную нежность штриха. Контур этих спектаклей колеблется и мерцает, как в неверном ночном свете. Необъяснимый, таинственный выплеск: то ли было, то ли померещилось. В них нет тяжести деяния, есть легкость затеи, которой, впрочем, отдаются не менее безраздельно.
Все (кто со страхом, а кто со сладострастием) ждали момента, когда им придется спуститься на землю и удержаться на ней или умереть. Окончить курс и стать как все. Не балованными детьми, которые, не задумываясь о приличиях или обычаях, делает что хотят, а порченными жизнью взрослыми актерами. Играть спектакли не для удовольствия, а по необходимости; получать вместо привычных уже призов нищенскую зарплату; бороться за роли, интриговать, рожать детей и тихо стареть. В быт их с головой, и посмотрим, как они выплывут! Нормальная российская привычка — сильно полюбив, тут же грозить пальцем, чтоб не зазнавались.
Пока им удалось остаться вместе и стать театром. «Как важно быть серьезным» — их первая премьера в новом качестве. Разочарование можно было предсказать заранее: выбранная пьеса не могла даже попытаться стать событием. Интересно, что они все еще продолжают быть свободными, на сей раз уже от наших нетерпеливых и требовательных ожиданий. В этот спектакль вложили ровно столько, сколько потребно пьесе. Не больше, но и не меньше.
Играют в Доме моды Вячеслава Зайцева, и золотыми буквами горящее Slava Zaitsev вполне способно шокировать после привычно убогой студенческой обстановки. Грязные полы и пыльные кулисы ГИТИСа не шокировали никого. Бедность, она как-то интеллигентней. Но выбранное помещение — не долгожданная демонстрация упадка вкуса, в нем заключено точное режиссерское решение пьесы, в которой текст подается, как костюмы на подиуме. Шикарные костюмы важны для спектакля Каменьковича, как важны автору все эти афоризмы и язвительные парадоксы, не имеющие никакого отношения к сюжету, а только к нему самому. Костюмы меняют так же часто и упоительно нелепо, как обстоятельства в пьесе. Костюмы не принадлежат ни персонажам, ни актерам, как не принадлежит им текст. Костюмы Дмитрия Чолаку, текст Оскара Уайльда, и руки прочь от чужой собственности. Манекенщики меняют туалеты, как светские дамы перчатки, а реплики перебрасываются, как закуски на приеме у знатного лорда. В мизансценах, созданных и ограниченных вызывающим пространством, изливается и иссякает сюжет. На этом держится спектакль, и ни на чем другим он бы не удержался.
Уайльдовского холодного блеска в актерах нет, а о дендизме они знают разве что из истории литературы и театра. Зато уайльдовского бенберизма в избытке. Игроки, фарсеры, арлекины и прочие персонажи эксцентрического театра, окрашенные, правда, непривычно мягкой, размытой, дымчатой краской, гуляют вдоль подиума с важной серьезностью, как того требует название. Ксения Кутепова (Гвендолен Фэрфакс), может быть, более всех точно держит стиль. Выпаливая предписанную ей россыпь злого остроумия, она тут же отстраняется от этой едкости, салонности и прочей ерунды, еле удерживая брызги смеха в глазах, посверкивающих как-то возбуждающе самостоятельно.
Масштабных задач с помощью Уайльда в мастерской Фоменко решать не стали. Спектакль похож на изящную бутоньерку и наглядно демонстрирует прелесть бесполезного искусства. Он не стал «Чайкой» нового театра, но ведь и чеховская пьеса не была первой в репертуаре МХТ. На спор предлагаю театроведам вспомнить названия выполнивших необходимую роль и бесславно сошедших с афиш сочинений.
От соприкосновения с бытом, гораздо более жестоким, чем студенческая бедность, театр не утратил природной грации; лица и голоса актеров не огрубели; очарование не отказало им в своем присутствии. Но. Об этом «но» лучше сказать, хотя сомнения, терзающие всех читателей русской литературы, мешают водить пером по бумаге. «Фоменок» напрасно упрекают в избалованности. Излишняя любовь никогда не бывает вредна, она дарует уверенность и освобождает от комплексов. Опасность сторожит в другом месте — в мечтании, чтобы и дальше все было так же. В боязни резких движений. В желании искать и впредь равенства самому себе.
Перед актерами не поставили сколько-нибудь новых для них задач. Именно тут сомнения толкают руку, и само собой выводится: а умение носить костюмы не из студенческого гардероба и освоение чужого русскому театру текста — не новая разве задача? И разве не требует усилий ее решение? Не крупная, но важная, если строить будущее не рывками, а постепенно и надолго. Но все же актеры чаще всего берут краски из накопленного и удачно опробованного. Женщин это касается в меньшей степени.
У Галины Тюниной (мисс Призм) роль маленькая и невыигрышная, ее пришлось расцвечивать старыми запасами. Но эти знакомые краски легки и не настырны. Зато Ксения Кутепова, Полина Кутепова (леди Брэкнелл) и Мадлен Джабраилова (Сесили Кардью) добавили новый звук своему голосу. В этих личиках Ватто появились новые пусть не черты, но черточки, меняющие милую сердцу привычную картинку. Увы, мужчины всего лишь изящно воспользовались приготовленными для другой работы набросками. Рустэм Юскаев (Джон Уортинг) и Юрий Степанов (Алджернон Монкриф) играют с давно полюбившейся забавной вальяжностью и неотразимым обаянием лентяев.
Впрочем, вот вам последнее сомнение, и с этими мудреностями пора завязывать. Обретение индивидуальной и, может быть, даже неповторимой манеры не есть ли главная и единственная задача художника? На этом опасном пути кто только не повторял сам себя, с упорством маньяка добиваясь совершенства. Разве рисунки Модильяни не похожи один на другой, как сестры-близнецы Кутеповы? И пусть в таком случае тот, кто назовет хотя бы двух актеров, в каждом следующем спектакле открывающих в себе все новые и новые краски, бросит в Юрия Степанова камень. Не лучше ли расслабиться и получить удовольствие, чем морщить лоб и горькую думу думать?
Не знаю подробностей их взаимоотношений с системой Станиславского, но школьную задачу «я и предлагаемые обстоятельства» они явно решали не заглядывая в ответ, дерзко игнорируя рекомендации учебника. Неврастенической надутости, надрывов, взвинченных интонаций, потоков слез и прочих атрибутов, традиционно относимых к русской психологической школе, нет в их спектаклях. Нет и наивной жизнерадостной агрессивности.
Они грациозны и естественны, как желания. В них любой пустяк и целая жизнь одинаково мимолетны, ничто не укореняется, не утверждается наверняка. Речь не о робости и не о свойствах легкомысленной юности — о свободе. В том числе и от собственного замысла. Спектакли мастерской Фоменко воодушевлены общим надбытовым сознанием, отсюда все эти утонченно капризные интонации принцесс на горошине, незавершенные жесты, лукавые полуулыбки, стремительные пробеги. Жизнь травестируется и доставляет удовольствие. Фейерверк находок, летящих далеко за рамки студенческого капустника. Они не несут печати ответственности, их стиль интимен и создает обманчивое ощущение домашнего контакта. Но попробуйте взять их в руки — ускользнут. Иногда кажется, что они как бы и не используют свое мастерство, что они равнодушны к нему и уверенной линии предпочитают небрежную нежность штриха. Контур этих спектаклей колеблется и мерцает, как в неверном ночном свете. Необъяснимый, таинственный выплеск: то ли было, то ли померещилось. В них нет тяжести деяния, есть легкость затеи, которой, впрочем, отдаются не менее безраздельно.
Все (кто со страхом, а кто со сладострастием) ждали момента, когда им придется спуститься на землю и удержаться на ней или умереть. Окончить курс и стать как все. Не балованными детьми, которые, не задумываясь о приличиях или обычаях, делает что хотят, а порченными жизнью взрослыми актерами. Играть спектакли не для удовольствия, а по необходимости; получать вместо привычных уже призов нищенскую зарплату; бороться за роли, интриговать, рожать детей и тихо стареть. В быт их с головой, и посмотрим, как они выплывут! Нормальная российская привычка — сильно полюбив, тут же грозить пальцем, чтоб не зазнавались.
Пока им удалось остаться вместе и стать театром. «Как важно быть серьезным» — их первая премьера в новом качестве. Разочарование можно было предсказать заранее: выбранная пьеса не могла даже попытаться стать событием. Интересно, что они все еще продолжают быть свободными, на сей раз уже от наших нетерпеливых и требовательных ожиданий. В этот спектакль вложили ровно столько, сколько потребно пьесе. Не больше, но и не меньше.
Играют в Доме моды Вячеслава Зайцева, и золотыми буквами горящее Slava Zaitsev вполне способно шокировать после привычно убогой студенческой обстановки. Грязные полы и пыльные кулисы ГИТИСа не шокировали никого. Бедность, она как-то интеллигентней. Но выбранное помещение — не долгожданная демонстрация упадка вкуса, в нем заключено точное режиссерское решение пьесы, в которой текст подается, как костюмы на подиуме. Шикарные костюмы важны для спектакля Каменьковича, как важны автору все эти афоризмы и язвительные парадоксы, не имеющие никакого отношения к сюжету, а только к нему самому. Костюмы меняют так же часто и упоительно нелепо, как обстоятельства в пьесе. Костюмы не принадлежат ни персонажам, ни актерам, как не принадлежит им текст. Костюмы Дмитрия Чолаку, текст Оскара Уайльда, и руки прочь от чужой собственности. Манекенщики меняют туалеты, как светские дамы перчатки, а реплики перебрасываются, как закуски на приеме у знатного лорда. В мизансценах, созданных и ограниченных вызывающим пространством, изливается и иссякает сюжет. На этом держится спектакль, и ни на чем другим он бы не удержался.
Уайльдовского холодного блеска в актерах нет, а о дендизме они знают разве что из истории литературы и театра. Зато уайльдовского бенберизма в избытке. Игроки, фарсеры, арлекины и прочие персонажи эксцентрического театра, окрашенные, правда, непривычно мягкой, размытой, дымчатой краской, гуляют вдоль подиума с важной серьезностью, как того требует название. Ксения Кутепова (Гвендолен Фэрфакс), может быть, более всех точно держит стиль. Выпаливая предписанную ей россыпь злого остроумия, она тут же отстраняется от этой едкости, салонности и прочей ерунды, еле удерживая брызги смеха в глазах, посверкивающих как-то возбуждающе самостоятельно.
Масштабных задач с помощью Уайльда в мастерской Фоменко решать не стали. Спектакль похож на изящную бутоньерку и наглядно демонстрирует прелесть бесполезного искусства. Он не стал «Чайкой» нового театра, но ведь и чеховская пьеса не была первой в репертуаре МХТ. На спор предлагаю театроведам вспомнить названия выполнивших необходимую роль и бесславно сошедших с афиш сочинений.
От соприкосновения с бытом, гораздо более жестоким, чем студенческая бедность, театр не утратил природной грации; лица и голоса актеров не огрубели; очарование не отказало им в своем присутствии. Но. Об этом «но» лучше сказать, хотя сомнения, терзающие всех читателей русской литературы, мешают водить пером по бумаге. «Фоменок» напрасно упрекают в избалованности. Излишняя любовь никогда не бывает вредна, она дарует уверенность и освобождает от комплексов. Опасность сторожит в другом месте — в мечтании, чтобы и дальше все было так же. В боязни резких движений. В желании искать и впредь равенства самому себе.
Перед актерами не поставили сколько-нибудь новых для них задач. Именно тут сомнения толкают руку, и само собой выводится: а умение носить костюмы не из студенческого гардероба и освоение чужого русскому театру текста — не новая разве задача? И разве не требует усилий ее решение? Не крупная, но важная, если строить будущее не рывками, а постепенно и надолго. Но все же актеры чаще всего берут краски из накопленного и удачно опробованного. Женщин это касается в меньшей степени.
У Галины Тюниной (мисс Призм) роль маленькая и невыигрышная, ее пришлось расцвечивать старыми запасами. Но эти знакомые краски легки и не настырны. Зато Ксения Кутепова, Полина Кутепова (леди Брэкнелл) и Мадлен Джабраилова (Сесили Кардью) добавили новый звук своему голосу. В этих личиках Ватто появились новые пусть не черты, но черточки, меняющие милую сердцу привычную картинку. Увы, мужчины всего лишь изящно воспользовались приготовленными для другой работы набросками. Рустэм Юскаев (Джон Уортинг) и Юрий Степанов (Алджернон Монкриф) играют с давно полюбившейся забавной вальяжностью и неотразимым обаянием лентяев.
Впрочем, вот вам последнее сомнение, и с этими мудреностями пора завязывать. Обретение индивидуальной и, может быть, даже неповторимой манеры не есть ли главная и единственная задача художника? На этом опасном пути кто только не повторял сам себя, с упорством маньяка добиваясь совершенства. Разве рисунки Модильяни не похожи один на другой, как сестры-близнецы Кутеповы? И пусть в таком случае тот, кто назовет хотя бы двух актеров, в каждом следующем спектакле открывающих в себе все новые и новые краски, бросит в Юрия Степанова камень. Не лучше ли расслабиться и получить удовольствие, чем морщить лоб и горькую думу думать?
«Сегодня», 16.02.1994
- Боль и радость двадцать третьего годаМария Музалевская, 10.2023
- Спектакль «Двадцать третий»Лариса Каневская, «Мнение», 8.04.2023
- Другой век, другая странаЕлена Шаина, «Театр To Go», 22.03.2023
- Больно смотретьНаталья Витвицкая, «Экран и сцена», 16.03.2023
- Мир на выдохеТатьяна Власова, «Театрал», 14.03.2023
- Спектакль «Двадцать третий»: поздний Ремарк на сцене Мастерской ФоменкоТатьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 6.03.2023
- «Двадцать третий»: чёрный обелиск «Мастерской Фоменко»Ирина Мишина, «Musecube», 6.03.2023
- Обелиск на продажуОльга Фукс, «Петербургский театральный журнал. Блог», 23.02.2023
- И дольше века длится годДарья Андреева, «Сноб», 17.02.2023
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера спектакля «Двадцать третий»Инга Бугулова, «Российская газета», 15.02.2023
- Черно-красно-желтый обелискМарина Шимадина, «Коммерсант», 15.02.2023
- Времена не выбирают. В «Мастерской Петра Фоменко» «перечитали» «Черный обелиск»Рита Долматова, «На западе Москвы», 14.02.2023
- Три цвета черного обелискаМарина Райкина, «Московский комсомолец», 14.02.2023
- В «Мастерской Петра Фоменко» прошла премьера спектакля «Двадцать третий»Александра Сидорова, «Бизнес FM», 13.02.2023
- «Двадцать третий»: бессмертный Ремарк в Мастерской Петра ФоменкоВалерия Вербинина, «Москультура», 12.02.2023
- Премьера спектакля «Двадцать третий»: Каменькович показывает неизвестного в театре РемаркаОльга Романцова, «ТАСС», 11.02.2023
- Ксения Кутепова: «Любой опыт я рассматриваю как приобретение»«Философия отдыха», 01.2022
- «Есть ощущение тряски под ногами, я ее чувствую»Денис Мережковский, «Коммерсант-стиль», 24.02.2020
- Две порции абсурдаМарина Шимадина, «Театрал-onlain», 14.01.2020
- «Счастливые дни» как пример абсурдности жизниАндрей Дворецков, «Э-Вести», 10.01.2020
- ТРАГИЧЕСКИЙ ГИМН БЫТИЮНаталья Шаинян, «Петербургский театральный журнал (блог)», 8.01.2020
- Довели до абсурдаЛилия Акимова , «Musecube.org», 21.12.2019
- Сестры Кутеповы блеснули в спектакле с «французским акцентом»Эвелина Гурецкая, «Hollywood reporter», 11.07.2017
- «Фоменки» в зазеркальеТатьяна Ратькина, «Частный корреспондент», 28.04.2017
- Игра отражений: «Амфитрион» в «Мастерской Фоменко»Инна Логунова, «http://posta-magazine.ru», 21.03.2017
- Французский режиссёр с актёрами «Мастерской Фоменко» похулиганил с комедией МольераМария Беленькая, «Metro», 14.03.2017
- Полину и Ксению Кутеповых обманули богиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 9.03.2017
- Вот Рок, а вот порокИгорь Вирабов, «Российская газета», 8.03.2017
- Voulez vous cousher avec moi? Хотите ли вы спать со мнойВячеслав Суриков, «Эксперт», 6.03.2017
- Мольер. Но другойМарина Токарева, «Новая газета», 1.03.2017
- У вас родится ГеркулесОльга Егошина, «Театрал-online», 24.02.2017
- Обратная сторона любвиЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 20.02.2017
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- «Я не люблю умозрительный театр»Александр Баркар, «TimeOut», 25.04.2014
- «Летние осы кусают нас даже в ноябре»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 04.2014
- Это у них сезонное
Анна Чужкова, «Культура», 13.02.2014
- «Летние осы кусают нас даже в ноябре»: про веру и любовьНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 7.02.2014
- «Мастерская Петра Фоменко» представит спектакль режиссера РейбоНаталья Курова, «РИА-новости», 8.12.2013
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу ВырыпаеваДарья Горшкова, «buro247.ru», 22.11.2013
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу Ивана Вырыпаева«Lenta.ru», 22.11.2013
- Пьесу Ивана Вырыпаева поставят в театре Фоменко в ускоренных темпахВера Копылова, «РИА-новости», 22.11.2013
- Догнать ушедший кинопоездАлександр Малюгин, «Аргументы недели», 29.08.2013
- Ксения Кутепова: «Петр Фоменко боготворил женщин»«Трибуна», 22.08.2013
- «Моряки и шлюхи»: танец чувствОльга Абакумова, «http://musecube.org», 14.02.2013
- «Моряки и шлюхи»: долой слова и юбкиАнна Балуева, 17.01.2013
- Концерт по заветамРоман Должанский, «Коммерсант», 25.12.2012
- «Моряки и шлюхи»: танцуют всеНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 25.12.2012
- Попробуй попляшиГлеб Ситковский, «Ведомости», 24.12.2012
- «Моряки и шлюхи» оказались начинающими балеринамиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.12.2012
- Евгений Каменькович: «На Язычников меня благословил Фоменко»Анна Чужкова, «Культура», 23.12.2012
- Поматросят и не бросятИгорь Вирабов, «Российская газета», 21.12.2012
- Танцы о свободеГалина Шматова, «http://afisha.mail.ru», 18.12.2012
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Талант при свидетеляхДмитрий Циликин, «Росбалт.ru», 13.10.2012
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- «Не потеряйтесь!»Евгений Соколинский, «Империя драмы (газета Александринского театра)», 11.2009
- Ксения Кутепова отвечает на вопросы читателей Lenta.Ru«Lenta.Ru», 22.05.2008
- Не запирайте вашу дверь, Пусть будет дверь открыта!Мария Хализева, «Экран и Сцена», 01.2008
- За стекломРахлина Анастасия, «Домовой», 10.2007
- Всем поклонС. Овчинникова, «Планета Красота», 01.2007
- Игра в игруЕлена Губайдуллина, «Новые известия Театрал», 1.12.2006
- По волосам не плачутМарина Гаевская, «Культура», 30.11.2006
- «Фоменкам» удалось самое важноеЮлия Черникова, «Утро.ру», 23.11.2006
- Право на въезд«Итоги», 20.11.2006
- Жизненно важноеАлена Данилова, «Взгляд», 20.11.2006
- Трудности переводаАлексей Филиппов, «Московские новости», 17.11.2006
- Классный час Ксении КутеповойЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.11.2006
- Ухватиться за Венерин волосОльга Галахова, «Независимая газета», 16.11.2006
- Потерянный райОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.11.2006
- Сколько волосу ни витьсяМарина Давыдова, «Известия», 15.11.2006
- Кто знает про самое важное?Марина Райкина, «Московский комсомолец», 15.11.2006
- Проткнули времяГлеб Ситковский, «Gzt.ru», 14.11.2006
- Любовь в войлочных тапкахОльга Егошина, «Новые известия», 14.11.2006
- Аншлаг на «Самом важном»Любовь Лебедина, «Труд № 210», 14.11.2006
- Давайте я вас запишуОлег Зинцов, «Ведомости № 214 (1741)», 14.11.2006
- В одно касаниеДина Годер, «Время новостей», 13.11.2006
- Самое важноеКристина Матвиенко, «Time Out Москва», 8.11.2006
- Сестры ФоменкоМарина Зайонц, «Итоги», 27.03.2006
- У зеркала два лицаЛюбовь Мартынова, «Седьмой континент», 12.2005
- Фоменко среди трех сестерМарина Токарева, «Московские новости», 24.09.2004
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Три сестры и один сумасшедшийЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- Высший пилотаж великого ФомыПавел Подкладов, «Newsinfo.Ru», 13.07.2004
- Обаяние генияСергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касаниеАлександра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Начало романаЛ. Осипова, «Семья и школа, № 4», 04.2001
- Начало романа. Сцены
Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- Мир без войныЛюбовь Лебедина, «Труд», 16.03.2001
- Между миром и войнойВиктория Никифорова, «Эксперт», 12.03.2001
- От мира до войныОльга Лаврова, «Ваш Досуг», 8.03.2001
- Мальбрук в поход собралсяОльга Егошина, «Театр, № 2», 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Миро-приятиеДина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Мозаика «Войны и мира»Нина Агишева, «Московские новости», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового векаЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Ксения Кутепова стала Марьей, Соней и Жюли одновременноАлексей Белый, «Комсомольская правда», 22.02.2001
- Не до концаГригорий Заславский, «Независимая газета», 21.02.2001
- Толстовство в чистом видеРоман Должанский, «Коммерсант», 20.02.2001
- О доблести, о подвигах, о славеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Толстой нашего времениМайа Одина, «Сегодня», 20.02.2001
- Соткано с любовьюИрина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- Очень маленький ТолстойАлексей Филиппов, «Известия», 20.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- У Петра Фоменко снова премьера«Афиша», 19.02.2001
- О шестом англезе, дурочке из дома отдыха и механике эпизодаКирилл Рогов, «Полит. Ру», 11.02.2001
- Дети в интернате, жизнь в ИнтернетеИнна Вишневская, «Век № 40», 13.10.2000
- Когда б Толстой увидел эти игры
Марина Давыдова, «Время новостей», 10.10.2000
- Роман с Львом ТолстымРоман Должанский, «Коммерсантъ», 10.10.2000
- Игра в театрАлена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Тот самый чайОльга Егошина, «Литературная газета», 16.02.2000
- Женщины на грани красного цветаСветлана Хохрякова, «Культура», 3.02.2000
- Российская риторикаМарина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Горький в цветахИрина Глущенко, «Независимая газета», 27.01.2000
- Немного Горького в любовной мелодрамеНина Агишева, «Московские новости», 18.01.2000
- Красавицы и чудовищаЕлена Ковальская, «Афиша», 17.01.2000
- Старые «Варвары» и новое варварствоАлексей Филиппов, «Известия», 29.12.1999
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Четыре слагаемых успехаОльга Егошина, «Дом Актера, № 3-4», 1995
- Дело в
шляпе!Т. Белозерова, «Культура», 19.03.1994
- Как глупо быть Эрнестом«Сегодня», 16.02.1994
- Побеждающая радость творенияСаулюс Мацайтис, «Эхо Литвы», 18.01.1994
- Театр от ФомыЮрий Зерчанинов, 1993
- Мастера «Мастерской Фоменко»Мария Хализева, 1993
- «Фоменки» по-другому не умеютДарья Андреева, «Страстной бульвар»,